Научная статья на тему 'Международная научная конференция «Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы» (Иркутск, 14 - 18 марта 2012 года)'

Международная научная конференция «Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы» (Иркутск, 14 - 18 марта 2012 года) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
286
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.Г. РАСПУТИН / ВРЕМЯ / ТВОРЧЕСТВО / РЕФЛЕКСИЯ / МИФ / МЕТАФИЗИКА / ФИЛОСОФИЯ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / V. RASPUTIN / TIME / WORKS / REFLECTION / MYPH / METAPHYSICS / PHILOSOPHY / TRADITIONALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плеханова Ирина Иннокентьевна

Хроника научной конференции «Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы» (Иркутск, 14-18 марта 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The International scientific conference «The Time and Works of Valentin Rasputin: History, Context, Prospects» (Irkutsk, March 14-18, 2010)

The Chronicle of the International Scientific Conference «The Time and Works of Valentin Rasputin: History, Context, Prospects» (Irkutsk, March 14-18, 2010).

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция «Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы» (Иркутск, 14 - 18 марта 2012 года)»

И.И. Плеханова

Иркутский государственный университет

Международная научная конференция «Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы» (Иркутск, 14 - 18 марта 2012 года)

Аннотация: Хроника научной конференции «Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы» (Иркутск, 14-18 марта 2012).

A Chronicle of the scientific conference «Time and creation of Valentin Rasputin: history, context, perspectives» (Irkutsk, March 14-18, 2010).

Ключевые слова: В.Г. Распутин, время, творчество, рефлексия, миф, метафизика, философия, традиционализм.

V. Rasputin, time, creation, reflection, myph, metaphisics, philosophy, traditionalism.

УДК: 82.0.

Контактная информация: Иркутск, ул. Чкалова, 2. ИГУ, факультет филологии и журналистики. Тел. (3952) 243995.

В честь 75-летия со дня рождения В.Г. Распутина факультет филологии и журналистики Иркутского государственного университета провел 14-18 марта 2012 года в Иркутске Международную научную конференцию. Календарное мероприятие состоялось как разностороннее рассмотрение и содержательное обсуждение творчества писателя.

Традиция совмещать научную дискуссию с юбилейной датой была заложена в 1987 году, нынешняя конференция уже четвертая и самая масштабная. Она собрала почти 40 ученых из Швейцарии, Белоруссии, Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени, Томска, Барнаула, Новокузнецка, Красноярска, Улан-Удэ и Иркутска. Среди участников преобладали доктора наук, специалисты из разных сфер филологии: слависты, фольклористы, лингвисты. В разговор об особенностях восприятия прозы и публицистики художника включились философы и социологи. В ходе подготовки было проведен небольшой (около 300 участников), но достаточно репрезентативный социологический опрос «"Как это слово отзовется?" Личность, идеи и творчество В.Г. Распутина в восприятии земляков». Он прозондировал отношения «писатель - читатель» и предоставил интересные свидетельства «обратной связи», т. е. отзывчивости иркутян на художественное и публицистическое творчество Распутина, степени поддержки его идей и оценку заслуг перед русской литературой и гражданским обществом.

Научная дискуссия продолжалась 15-16 марта и была организована как преемственная работа секций. На пленарное заседание были вынесены доклады, представляющие основные направления изучения творчества В.Г. Распутина в его идейно-художественной специфике и значимости для текущей истории и общекультурного процесса. Тему «В.Г. Распутин и славянство» осветил И.А. Чарота, д. филол. н. (Минск). Основная идея выступления состояла в определении специ-

фики самосознания славян в условиях разобщения и глобализации. Были приведены интересные факты восприятия творчества Распутина и его проповеди национального самосознания в Сербии и в бывших союзных республиках. Ж. Нива, проф. (Женева), проанализировал мироощущение писателя в сопоставлении «Можаев, Распутин, Солженицын: русское понятие Родины, взгляд из Европы». Трагическое сознание Распутина включалось в традицию европейской эмоционально-интеллектуальной рефлексии-меланхолии, подчеркивалась ее глубина и пронзительность высказывания. Доклад «Прогностический потенциал прозы

B. Распутина» М.А. Литовской, д. филол. н. (Екатеринбург), представил тему крушения патриархального мира как основной цивилизационный переворот ХХ века. Убедительно показан исторически соразмерный событию масштаб писателя-мыслителя, порока-обличителя технологической дегуманизации и социального провидца, оппонента массовых иллюзий. Т.Л. Рыбальченко, к. филол. н. (Томск), рассмотрела типологическое противоречие в представлении образов стариков и старух - доклад «Антропологические акценты образа старика в русской прозе 1960 - 2000-х годов» - как отражение жизненного противоречия: исторического поражения поколения и сохранения его нравственного статуса. Образ мышления Распутина проанализировала, опираясь на анализ языка, Т.Н. Плешкова, д. филол. н. (Архангельск). Доклад «Функциональнаяроль диалектизмов в произведениях Валент ина Распут ина» указал на генезис народного слова и его роль в характерологии и представлении картины мира. Доклад «Философия европейского традиционализма и творчество В. Распутина» И.И. Плехановой, д. филол. н. (Иркутск), показал типологическое родство критических позиций и жизнестроительных идей писателя с мистической (Р. Генон) и мифопоэтической (М. Элиаде) версиями интеллектуального эсхатологического сознания. Акцентировалась соразмерность хронософии и образа мышления Распутина не только патриархальной, но и рефлексивной традиции. Итоги соцопроса «Как это слово отзовется?» подвела в докладе «Социологический анализ восприятия основных идей В. Распутина в Иркутске» М.В. Лисаускене, к. филос. н. (Иркутск).

Секция 1 «Творчество Валентина Распутина в контексте истории литературы и проблем современности» собрала доклады, в которых рассматривалась эволюция писателя и особенности его художественного мировидения. Подсекция «Валентин Распутин как художник и мыслитель: индивидуальное и типологическое» продемонстрировала разные версии концептуализации творческого своеобразия Распутина. Публицистическая версия В.А. Семеновой, литературного критика, члена Союза писателей России (Иркутск), «В.Г. Распутин с нами. К вопросу определения места писателя в истории русской литературы» акцентировала гражданский пафос писателя и оттенялась общесоциальными рассуждениями в докладе «Духовная эволюция Валентина Распутина» Н.С. Коноплева, д. филос. н. (Иркутск). Роль смерти в философии самосознания - ключевая тема распутиноведения. Т.Е. Автухович, д. филол. н. (Гродно), рассматривала ее через различие нравственной и метафизической философии существования («Метафизика смерти в осмыслении Л. Толстого и В. Распутина»),

C.М. Козлова, д. филол. н. (Барнаул), акцентировала точность описания физиологии умирания и органику перехода к духовной мистерии («Танатология В. Распутина в контексте "деревенской прозы"»). Антиномичное сравнение социально-нравственных позиций писателей-ровесников - «Соотношение личной и социальной идентичности в художественном сознании В. Распутина и В. Маканина» - позволило освежить восприятие хрестоматийных текстов в докладе Т.Ю. Климовой, к. филол. н. (Иркутск).

Подсекция «Валентин Распутин как художник и публицист» представила разные версии освещения ключевой антиномии творческого сознания писателя, причем все они акцентировали преемственность разных образов высказывания. Н.М. Щедрина, д. филол. н. (Москва), в докладе «Психологизм и публицистич-

ность в произведениях В. Астафьева и В. Распутина 1990-х годов» оценивала тенденциозность представления героев не как упрощение, а как переход к ролевой социальной психологии. А.А. Митрофанова, к. филол. н. (Санкт-Петербург), показала, что любовь как духовная основа социального анализа обеспечивает его объективность («Образ народа у В.Г. Распутина в публицистическом и художественном творчестве»). П.П. Каминский, к. филол. н. (Томск), обратившись к критике писателей-деревенщиков, осветил личные и творческие отношения в кругу единомышленников («Валентин Распутин в творческом сознании Виктора Астафьева и Сергея Залыгина»). Болезненную тему недоверия Распутина к псевдоэлите осветила в докладе «Публицистика В.Г. Распутина конца XX - начала XXI в. как отражение исторической концепции формирования сибирской интеллигенции» А.П. Шинкарева, к. ист. н. (Иркутск). О творческом союзе писателя и издателя рассказал в докладе «В.Г. Распутин и его издатели. 2001-2011» В.К. Солоненко, к. филол. н., исполнительный директор Ассоциации книгоиздателей (АСКИ, Москва).

Секция 2 «Мировоззрение художника: идеология и психология творчества» рассматривала концептуально-образное мышление писателя. Подсекция «Нравственное, национальное, природное в сознании В. Распутина» представила разные акценты этого синтеза в художественной практике и человеческих симпатиях. Ю.Ю. Юрьева, д. филол. н. (Иркутск), подчеркнула в докладе «Русская идея Ф.М. Достоевского в творчестве В.П. Распутина» драматическую преемственность размышлений классиков XIX и XX века, т. е. общность позиций в обосновании идей национального самосознания, а также их драматическую недооценку современниками. З.Г. Кривоусова, к. филол. н. (Новокузнецк), исчерпывающе раскрыла общую формулу художественного мира как специфическую модель эсхатологического сознания в многонациональной «деревенской» прозе («Советская проза второй половины ХХ века о кризисе эпического мира»). О взаимоотношениях двух талантов и оценках творчества Вампилова рассказал в докладе «В. Распутин и А. Вампилов: перекрестия и созвучия» С.Р. Смирнов, д. филол. н. (Иркутск). Н.В. Дулова, к. филол. н. (Иркутск), рассмотрела, как творческий диалог писателя с Н.С. Лесковым перерастает в общение с физическим и метафизическим пространством («Художественные реминисценции в рассказе В. Распутина "В непогоду"»).

Подсекция «Миф Валентина Распутина: аксиология и поэтика» объединила доклады, раскрывающие отношения писателя с временем и пространством, осознание собственного призвания и выстраивание индивидуальной картины мира. Мотив движения как самораскрытия в диалоге с окружающей реальностью рассмотрела в докладе «Топика пути в прозе В. Распутина») А.С. Сваровская, к. филол. н. (Томск). Е.Ш. Галимова, д. филол. н. (Архангельск), детально проследила развитие индивидуального мифа писателя и его особенности в сравнении с фольклорными образцами («Архетипический образ реки в творчестве Валентина Распутина»). Ю.М. Брюханова, к. филол. н. (Иркутск), акцентировала в той же теме динамизм модели миропонимания, тонко противопоставив акценты в образах воды и реки («Утверждение жизни: образ реки в творчестве В. Распутина»). Н.Н. Подрезова, к. филол. н. (Иркутск), с исчерпывающей полнотой рассмотрела отношения писателя со второй святыней его космоса («Феномен Байкала в художественной прозе В. Распутина»). Связь личного мифа - чувственно-пространственного переживания судьбы - с архетипическим мифом (дитя) и идеей самосознания раскрыла А.Н. Губайдуллина, к. филол. н (Томск), доклад «Феноменология детства в творчестве В. Распутина».

Секция 3 «Художественный мир В. Распутина: координаты, язык, рецепция» собрала доклады разного тематического спектра, но объединенные общим знаком инаковости, т. е. новизны восприятия творчества. Подсекция «Антиномии творческой судьбы В. Распутина» представила версии интерпретации -

от мифопоэтического до религиозного прочтения текстов. Н.В. Ковтун, д. филол. н. (Красноярск), в докладе «"Человек играющий" в поздней традиционалистской прозе (на материале рассказов В. Распутина о Сене Позднякове)» определила генетическую принадлежность героя поздней прозы к мифотипу трикстера. С.Н. Булатова, к. филос. н. (Иркутск), продемонстрировала манипуля-тивные технологии эксплуатации авторитета писателя в политической борьбе и сугубо коммерческих интересах («Распутин как бренд»). Г.Ц. Бадуева, к. филол. н. (Улан-Удэ), указала на характеры коренных жителей Сибири как на исток образа человека природной философии в творчестве писателя («Инонациональный герой в прозе В. Распутина: проблема национальной ментальности»). О.В. Бадрызлова, к. филол. н. (Тюмень), раскрыла социокультурные причины своеобразной интерпретации распутинских образов в Западной и Восточной Германии, а также эволюцию оценок места писателя в советской и русской литературе («Восприятие творчества Валентина Распутина в Германии (на материале немецких переводов повести "Живи и помни")»). В.Я. Иванова, соиск. (Иркутск), актуализировала духовный резонанс переживаний умирающей крестьянки и молитвенного мирочувствования христианских праведников (« "И плачет душа моя за весь мир": православная аскетика в повести В.Г. Распутина "Последний срок"»),

Подсекция «Метафизика языка В. Распутина» собрала доклады, раскрывающие специфику языкового мышления писателя. Т.М. Григорьева, д. филол. н. (Красноярск), проанализировала опыты регенерации исконного слова, проведя параллель со «Словарем языкового расширения» А. Солженицына

(«Языковая личность Валентина Распутина»). В.И. Семенова, к. филол. н. (Иркутск), показала, что разнообразие имен распутинских персонажей соответствует по значению и функциям практически всем типам, выделенным в теории ономастики («Функции антропонимов в произведениях В. Распутина»). Т.Б. Тагарова, к. филол. н. (Иркутск), провела сопоставление распутинской фразеологии и возможных эквивалентов в бурятском языке и показала ограниченную возможность их замещения («Фразеологические единицы в повестях "Пожар" и "Живи и помни" и их возможные интерпретации на бурятском языке»). Л.С. Муфазалова, асп. (Иркутск), продемонстрировала в сообщении «Лексическая репрезентация этического концепта в произведениях В. Распутина» внутреннюю обусловленность концептов «память», «совесть», «душа». Конференция завершилась докладом аспирантки МГУ Д.О. Преловской «Мотивы полноты (исполненности) и тайны в рассказах В.Г. Распутина 1981 года», в котором раскрывалась особенность метафизического диалога с миром как важная характеристика сознания писателя, переданная его героям.

Итогом работы конференции стала поездка на Байкал - как знакомство с природным обликом пространственно-метафизического мифа Валентина Распутина.

Научные результаты конференции:

- творчество В. Распутина рассмотрено в полном объеме (ранняя, зрелая и поздняя проза, публицистика 1990 - 2000-х годов) и в имманентно обусловленной идейно-художественной преемственности всех тем и модусов высказывания;

- прослежены существенные характеристики общности творческих принципов и мировоззрения писателя с патриотической, гуманистической, философской традицией русской классики (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Лесков) и его место в европейской культуре в контексте нынешних межславянских отношений;

- определены типологические связи В. Распутина с богатой именами традиционалистской многонациональной литературой позднесоветского периода, расширен контекст сопоставлений, обосновано собственное место в ряду поколения (А. Вампилов, В. Маканин и др.), а также в «деревенской прозе» (А. Солженицын, С, Залыгин, В. Астафьев и др.);

- предложены разные интерпретации художественной системы писателя: идеологическая - развитие «русской идеи» вслед за Ф. Достоевским, критика прагматической цивилизации, антинациональной глобализации; метафизическая - раскрытие отношений героев и повествователя с трансцендентной реальностью («чувствилище», запредельное, хронотоп памяти); мифопоэтическая - описание художественного мира как живой онтологии с ее сакральными доминантами (Ангара, Байкал, топос земного и водного пути, пространство Сибири); психологическая - характеристика ценностных устремлений метафизического сознания (пограничье жизни и смерти, резонанс со временем, состояние полноты существования в сопричастности бытию); религиозно-поэтическая - проповедь православия как национального культурного кода, раскрытие образа миропонимания и мирочувствования одухотворенного сознания;

- уточнены содержательные и формотворческие характеристики традиционализма, актуализирован рефлексивный и миромоделирующий потенциал этого модуса творчества, продемонстрирована эволюция хронософии, психологизма, плодотворность православно-языческого дуализма в концептуализации всеедино-го бытия и диалога с ним;

- мифологический тип сознания раскрыт не как реализация узнаваемых ар-хетипических основ миропонимания, а как создание собственной картины мира -мирового разума в образе «чувствилища», чувственного постижения полноты всеединого, эсхатологии спасения природы и грешного человечества, все это воплощается в ритуальном по свой сущности сюжетостроении;

- индивидуализация мифологического сознания позволяет говорить о персонализме художественной философии В. Распутина, онтологическом масштабе экзистенциальных переживаний его героев, преставлении феноменологии как социальной достоверности, показанной в отношениях (сакральных, открытых или же профанных, недолжных) с бытийными началами (память как общее бессмертие и обостренное переживание присутствия Хроноса, чувство времени как интуиция призвания, судьба как проявление всеединства человеческого и природного в общем течении жизни);

- наблюдения за глубиной проникновения в психологию коренных народов Сибири, представление религиозных основ интуиций персонажей и авторских переживаний дает ключи к постижению психологии творчества писателя;

- дано начало системного рассмотрения рецепции распутинского творчества на родине и за границей, в разные периоды и разными поколениями читателей и критиков;

- намечены направления исследования художественного языка: описание лексики, особенностей концептуализации этических доминант и иных основ миропонимания, анализ способов суггестивного воздействия на сознание читателя.

Конференция проходила при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации и Ассоциации книгоиздателей России. Доклады и материалы выступлений будут опубликованы в сборнике вместе со статьями исследователей творчества В.Г. Распутина, не сумевших приехать на конференцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.