Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. №2 (10)
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ О.А. Жеравина
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ШОПЕН В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ»
18 мая 2013 г. в Институте искусств и культуры ТГУ в рамках II Сибирского международного конкурса пианистов им. Ф. Шопена была проведена Международная научная конференция «Шопен в мировой культуре», посвященная 135-летию основания Томского государственного университета.
Научная конференция как составная часть проводимого в Томском университете шопеновского музыкального конкурса была задумана и организована впервые. Предложение председателя международного жюри конкурса Л.В. Булгаковой провести такую конференцию было поддержано директором Института искусств и культуры Э.И. Черняком и ученым советом института.
Оргкомитетом была проведена большая работа, основную часть которой взяла на себя кафедра библиотечно-информационной деятельности. Был привлечен круг выступающих, подтвердивший статус конференции как международный; сформирована программа и доведена до сведения участников конференции информация, связанная с подготовкой к публикации текстов докладов. Свои выступления подготовили на конференцию докладчики из России, Польши Китая и Болгарии. Отечественные авторы представлены такими городами, как Томск, Москва, Красноярск, Тюмень, Нижний Новгород.
Открывая конференцию, директор Института искусств и культуры ТГУ профессор Э. И. Черняк отметил важность сохранения и развития традиций осмысления творчества Ф. Шопена представителями различных сфер иссле-
довательской деятельности. Так, например, весьма актуальным является изучение таких вопросов, как «Музеи Ф. Шопена», «Шопен в музеях и библиотеках». Исследование данной проблематики в контексте культуры различных стран способно внести существенный вклад в раскрытие феномена одной из ярких страниц мирового культурного наследия.
С приветственным словом на открытии конференции выступил генеральный консул Республики Польша в Иркутске Марек Зелиньски, который отметил актуальность и большой культурный потенциал темы конференции. По убеждению польского консула, обращение к творчеству Шопена, анализ его влияния на развитие мировой культуры позволяет исследователям разных стран прикоснуться к той сфере взаимного интереса, который способствует выстраиванию продуктивного межкультурного диалога и помогает развитию взаимопонимания между народами.
Доклады, прозвучавшие на конференции, подтвердили ее в полном смысле слова междисциплинарный характер. Тема обсуждения, предложенная организаторами конференции, объединила вокруг творчества Ф. Шопена исследовательские интересы представителей науки, искусства, культуры, общественных организаций. При этом вопросы, выбранные докладчиками для освещения, касались широкого спектра проблем творчества гениального музыканта; его интерпретации в музыкальной критике и исполнительской практике; отражения в литературе, краеведческой и просветительской деятельности отдельных стран. Была поднята также тема драматической судьбы великого польского композитора и патриота.
Директор библиотеки, фонотеки и фототеки Национального института Ф. Шопена в Варшаве, музыковед и органист, доктор философии Мариуш Врона (Польша) подробно осветил деятельность своего института, учрежденного Законом польского парламента от 3 февраля 2001 г. «О сохранении наследия Фредерика Шопена». Поставленную государством цель Институт претворяет в жизнь, как отметил докладчик, путем решения таких задач, как популяризация исполнительства на самом высоком уровне; публикация нотных, книжных, мультимедийных изданий; организация шопеновских конференций, научных семинаров-практикумов и мастер-классов в сотрудничестве с ведущими музыковедческими центрами; осуществление реставраторской деятельности; расширение доступа к архивным, музейным ресурсам, а также библиотечным собраниям, связанным с наследием Ф. Шопена.
Библиотечная коллекция института, является самым большим шопеновским собранием в мире, открывающим доступ к актуальному состоянию шо-
пеноведческих исследований, к шопеновской библиографии и дискографии. Здесь хранятся рукописи, документы, портреты и предметы, принадлежавшие композитору, а также первые издания его музыкальных произведений. Фонотека института Ф. Шопена располагает архивными звукозаписями музыкальных фестивалей и конкурсов.
Осуществляя свою деятельность, направленную на распространение и популяризацию знаний о великом польском композиторе, Библиотека Национального института Ф. Шопена, как подчеркнул докладчик, использует новейшие технологии и современные средства коммуникации. Так, в настоящее время разрабатывается уникальный проект «Шопен-Семплер» на основе использования революционного подхода к решению проблемы широкого доступа к музыкальной литературе и звуковым записям. Очередным большим проектом является также «Портал mUltimate Chopin», который представляет собой современную функциональную интернет-платформу, посвящённую источникам знаний о Шопене и созданную таким образом, чтобы облегчить её пользователям просмотр, анализ и сравнение оцифрованных материалов и их транскрипции.
В целом, как убедительно было показано в докладе пана М. Вроны, уникальные фонды Национального института Ф. Шопена в Варшаве как современного открытого учреждения являются важным звеном в деле сохранения шопеновского наследия в мире и способствуют распространению исторических и национальных ценностей в современной действительности.
Отметим, что со своим докладом пан М. Врона выступил на польском языке, и с задачей донести до слушателей содержание этого выступления блестяще справился магистр польской и русской филологии Себастьян Нова-
ковски (Польша, Шидловец). Высокий профессионализм, прекрасное знание русского языка, эрудиция и переводческий талант магистра С. Новаковски обеспечили возможность участникам конференции во всей полноте и достоверности воспринимать текст доклада польского специалиста М. Вроны.
В докладе заслуженного артиста России, профессора кафедры инструментального исполнительства Института искусств и культуры ТГУ В. В. Максимова были проанализированы традиции, сложившиеся в Х1Х-ХХ вв. в исполнении музыки Ф. Шопена. В.В. Максимов, рассматривая искусство Ф. Шопена как сложное, многосоставное стилистическое явление, подчеркнул, что музыкальный стиль великого польского композитора представляет собой своеобразное сочетание трех направлений - романтического, классического и виртуозного. В каждую новую эпоху, привносящую свои коррективы, исполнители шопеновской музыки, сталкиваясь с почти неразрешимыми задачами, выделяют чаще всего какую-то одну из отмеченных стилистических сторон, что приводит к искажению подлинного Шопена. Существовали и продолжают существовать односторонние трактовки произведений Шопена -будь то слезливо-сентиментальные или «засушенные» излишним академизмом или сверкающие пустой виртуозностью.
Вместе с тем, как отметил докладчик, шопеновская музыка - в ее истинном, незамутненном облике - продолжает жить, благодаря редким исполнителям, сумевшим глубоко и всесторонне почувствовать мир Ф. Шопена. Традиции глубокого понимания творчества Шопена, как было отмечено в докладе, продолжают жить в наши дни и восходят они к таким ярким пианистам и личностям, какими были Ф. Лист и Антон Рубинштейн. Значителен вклад музыкантов Польши, Франции, России, Китая в развитие этих традиций.
Заведующая кафедрой инструментального исполнительства ИИК ТГУ доцент Л.В. Булгакова свое выступление посвятила вопросу о роли Ф. Шопена в интеграции русской и польской музыкальных культур. Рассматривая интеграцию как тип межкультурного взаимодействия, предполагающий равноправный или неравноправный синтез культур-контрагентов, докладчица подчеркнула, что, представляя собой более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения, интеграция должна охватывать все виды художественнотворческой деятельности - изобразительную, художественно-речевую, музыкальную.
В исполнительском творчестве интеграция содержания как путь личностного развития музыканта предоставляет исполнителю возможность ярче проявить свою интерпретаторскую индивидуальность. При этом механизмом интеграции выступает образ, созданный выразительными музыкальными средствами и воспроизводящийся в мелодии, ритме, гармонии.
Нотный текст музыкальных произведений Ф. Шопена является, по словам докладчицы, определённым кодом к раскрытию их художественного замысла, постижению индивидуальности автора, являющегося ярким представителем своей эпохи, страны, определённой национальной культуры. Исполнительская интерпретация произведений Ф. Шопена, таким образом, выступает своеобразным проводником межкультурных связей и служит интеграции русской и польской музыкальных культур.
В докладе заведующей кафедрой библиотечно-информационной деятельности ИИК ТГУ доцента О. А. Жеравиной был поставлен вопрос об информационном потенциале фонда редких книг Научной библиотеки Томского государственного университета в контексте шопеновской проблематики. В фокусе исследовательского интереса автора доклада - изучение возможностей отыскать отблеск жизни и творчества великого польского композитора в фондах универсальной по содержанию и одной из лучших аристократических книжных коллекций России XIX в., - книжного собрания Строгановых, хранящегося в Научной библиотеке ТГУ. Докладчица обратилась к одному из произведений знаменитой французской писательницы Ж. Санд, возлюбленной Ф. Шопена, - повести о путешествии на Майорку, написанной после ее поездки со своими детьми и Ф. Шопеном на этот остров.
Строгановская коллекция, в которой представлены документы на многих европейских языках, преимущественно на французском, позволяет нам познакомиться не только с ранними - брюссельским (1841 г.) и парижским (1842 г.) - изданиями этой повести Ж. Санд, но и с ее первоначальной публикацией в парижском литературном журнале «Revue de Deux Mondes» («Обозрение двух миров» или «Обозрение Старого и Нового света») 1841 г.
О.А. Жеравина познакомила слушателей и с текстом неизвестного автора, откликнувшегося в октябре 1849 г. на смерть Ф. Шопена на страницах лондонского еженедельника «The Illustrated London News» («Иллюстрированные лондонские новости»), который также представлен в строгановском книжном собрании Научной библиотеки ТГУ.
Доклад польского журналиста и краеведа Анджея Петтына (Польша, Ми-лановек) представила на конференции заместитель председателя Центра польской культуры «Дом Польский» (Томск), член редколлегии газеты «Дом Польский» Ю.В. Папина. Этот доклад был посвящен драматической истории, связанной с предсмертным желанием Ф. Шопена; композитор просил возвратить его сердце Польше и похоронить в одном из варшавских костёлов. Урна с сердцем Ф. Шопена была установлена в центральном нефе костела Святого Креста в Варшаве. Во второй период мировой войны во время боев в городе 9 сентября 1944 г. польская национальная реликвия была передана архиепископу А. Шлаговскому и перенесена им в небольшой городок Милановек, где в приходе св. Ядвиги находилась до 17 октября 1945 г. После войны возвращение реликвии в костел Святого Креста, как было освещено в докладе, превратилось в торжество национального масштаба, культурно-патриотическую манифестацию, объединившую нацию и вдохновившую ее на восстановление страны после жестоких испытаний войны.
Е.А. Приходовская, доцент кафедры хорового дирижирования и вокального искусства ИИК ТГУ, обратилась к вопросу об особенностях творчества Ф. Шопена, представив миниатюру как основу его формообразования в качестве предмета своего рассмотрения. В ее докладе отмечено, что, будучи ком-позитором-романтиком, Шопен не раз обращался к музыкальной миниатюре как жанру, свойственному романтизму. При этом в творчестве композитора произошло переосмысление ее разных видов. Так, прелюдия стала самостоятельной, а не вступительной пьесой; много нового было сделано в жанре
этюда. Шопеном были созданы новые жанры романтической миниатюры на основе таких польских танцев, как мазурка, полонез, краковяк.
Доцент кафедры хорового дирижирования и вокального искусства ИИК ТГУ В.А. Кривопалова посвятила свое выступление рассмотрению диатонических ладов в мазурках Ф. Шопена. Докладчица показала, что использование Шопеном диатонических ладов (особенно лидийского и фригийского) придает его мазуркам неповторимость, специфичность. Именно благодаря характерным для этих ладов ступеням, их деликатному, очень искусному вкраплению палитра звучания мазурок является весьма разнообразной. Открыв миру выразительность диатонических ладов, как заключила В.А. Кри-вопалова, Шопен подготовил своим творчеством новую волну интереса к фольклору; и именно творчество Ф. Шопена стало импульсом для мощной фольклорной волны, которая с особой силой проявила себя в произведениях русских композиторов XIX в., подготовив появление в XX в. неофольклори-стских тенденций, которые в музыковедении принято называть натуральноладовой гармонией.
Необычное, воплощенное в языке графики восприятие творчества Ф. Шопена было представлено в докладе члена Союза художников России, заведующего кафедрой дизайна ИИК ТГУ, доцента Н.А. Долгих. В своем выступлении Н.А. Долгих познакомил участников конференции с графическими работами студентов своей кафедры, посвященными семи популярным произведениям Ф. Шопена.
Работы молодых дизайнеров - как отражение одной формы художественного творчества на языке другой - привлекают своей необычностью и с разной степенью глубины и оригинальности раскрывают проникновение их авторов в мир музыки великого польского композитора.
Л.В. Суздальская, член правления Центра польской культуры (ЦПК) «Дом Польский», член редколлегии одноименной газеты, руководитель ансамбля польской песни «Спотканя» (Встречи), в своем докладе рассказала об истории создания в Томске конкурса-фестиваля им. Ф. Шопена «Прелюдия».
Выступление Л.В. Суздальской, завершая рассмотрение широкого круга вопросов, представленных в докладах участников конференции, было логично связано с темой II Сибирского международного конкурса им. Ф. Шопена, в рамках которого и состоялась настоящая конференция. Являясь автором самой идеи организации шопеновского конкурса в Томске, докладчица остановилась на его истории, восходящей к 1999 г., Международному году памяти Ф. Шопена. Тогда, будучи в Варшаве на учительских курсах и оказавшись во власти безраздельного господства музыки, царившей в польской столице, она открыла для себя притягательность прекрасного замысла, который решила воплотить в сибирском Томске, где еще в XIX в. существовала традиция музыкальных вечеров; и до наших дней дошли сохранившиеся афиши концертов, на которых звучала музыка Шопена.
Конкурс-фестиваль, развивавшийся в течение ряда лет при поддержке директора школы № 16 Н.М. Абиновой, председателя ЦПК «Дом Польский» Н.Б. Моисеенко, музыкальных учреждений города, областного департамента культуры и других организаций и лиц, в 2013 г. прошел уже в 14-й раз. Буду-
чи областным и открытым, он привлекает участников не только города и области, но и юных музыкантов из Омска, Красноярска, Абакана.
Слова благодарности прозвучали в выступлении Л.В. Суздальской и в адрес Л.В. Булгаковой, которая, как отметила докладчица, «подняла наш конкурс-фестиваль «Прелюдия» на новый уровень, организовав одноименный международный конкурс пианистов».
Нельзя не отметить выступление преподавателей и студентов кафедры хорового дирижирования и вокального искусства ИИК ТГУ, состоявшееся в рамках конференции и ставшее для ее участников настоящим сюрпризом -выступлением-«докладом» молодых вокалистов.
Краткая и выразительная программа, объединившая польскую поэзию и музыку, была представлена доцентом Е.А. Приходовской. Студенты В. Клименко, Т. Лукинских, Д. Пименов, П. Сидельникова, О. Старостина, Е. Филиппова - ученики классов доцента Г. А. Бородиной, доцента Л. А. Зинченко и доцента С.Н. Череповой - исполнили вокальные произведения Ф. Шопена, романсы польских композиторов.
Завершил работу конференции круглый стол, посвященный проблемам и перспективам Сибирского международного конкурса им. Ф. Шопена. В обсуждении заявленной темы активное участие приняли члены жюри конкурса, выступившие в качестве ведущих круглого стола - польский пианист, лауреат международных конкурсов, заместитель председателя жюри Сибирского международного конкурса пианистов им. Ф. Шопена П. Леховски (Польша, Варшава); лауреат международных конкурсов, профессор Тяньцзиньской консерватории Ш. Найфань (Китай, Тяньцзинь); заведующая кафедрой инструментального исполнительства ИИК ТГУ доцент Л. Булгакова; лауреат международных конкурсов, профессор Тяньцзиньской консерватории А. Соколов (Китай, Тяньцзинь); заслуженный работник культуры РФ, пианист, дирижер С. Оводов (Россия, Красноярск).
В дискуссии, развернувшейся в ходе работы круглого стола, участвовали генеральный консул Республики Польша в Иркутске Марек Зелиньски; директор Института искусств и культуры ТГУ профессор Э.И. Черняк; директор библиотеки, фонотеки и фототеки Национального института Ф. Шопена в Варшаве, доктор философии, музыковед и органист М. Врона (Польша); председатель Фонда развития фортепианного искусства «Давид» Тьян Джуншан (Китай, Тяньцзинь); заведующая кафедрой библиотечноинформационной деятельности, доцент О.А. Жеравина; заведующий кафедрой дизайна, доцент Н.А. Долгих.
Участниками дискуссии были отмечены значительный - по сравнению с предыдущим конкурсом - рост мастерства конкурсантов, хорошая организация и высокий уровень проведения конкурса; были обозначены трудности в подготовке столь масштабного мероприятия; намечены направления дальнейшего сотрудничества Томского университета с польскими и китайскими коллегами - не только в рамках проведения конкурса, но и на основе взаимодействия в научной и педагогической сферах.
Опыт проведения Международной научной конференции в рамках Международного конкурса пианистов всеми выступавшими был признан успешным и требующим дальнейшего развития. Было отмечено, что рассмотрение
в режиме конференции теоретических и практических проблем, связанных с сохранением и изучением творчества Ф. Шопена, обмен мнениями по вопросам музыковедения, культурного наследия, межкультурной коммуникации придают дополнительный объем и содержание столь значимому явлению, каковым уже стал Сибирский международный конкурс им. Ф. Шопена, проводимый в Томском государственном университете.
Добавим, что, выразив на этапе подготовки к конференции свою поддержку ее проведению и вместе с тем обоснованное (в силу огромной занятости) сомнение в самой возможности своего в ней участия, члены высокого конкурсного жюри оказались чрезвычайно стойкими и заинтересованными участниками прошедшей конференции, выслушав все доклады, выступив на круглом столе и выразив убежденность в правомерности расширения жанрового разнообразия конкурса как культурного явления путем закрепления традиции проведения в его рамках научной конференции. Прощаясь, именитые музыканты выражали надежду на сотрудничество в теоретической сфере, интересовались правилами оформления текстов будущих докладов...
Возможно, одним из главных результатов прошедшей конференции, наряду с интересным международным сотрудничеством, можно считать и состоявшееся в ходе ее подготовки и проведения плодотворное взаимодействие представителей ряда кафедр Института искусств и культуры Томского государственного университета.
Такое взаимодействие, обладающее бесспорным творческим потенциалом, на деле бывает трудноосуществимым в силу как объективных причин, связанных с ярко выраженной спецификой предмета деятельности каждого из подразделений института, так и субъективных. Последние в ряде случаев порождаются отсутствием стремления к расширению рамок сугубо профессионального специфического опыта и обогащению его за счет новых для себя подходов, новой оптики, горизонтов. В силу этого вопрос о взаимодействии остается в лучшем случае лишь предметом теоретических рассуждений о пользе междисциплинарного, интегративного подхода в исследованиях культуры, в худшем - выливается в беспредметные сетования о сложности его практического осуществления и нежелание пробовать, предпринимать реальные шаги в этом направлении.
Разумеется, в многообразной деятельности кафедр Института искусств и культуры ростки такого взаимодействия не могут не пробивать себе дорогу; они существуют, и на их бурный рост нацеливает постоянно дирекция. Тем отраднее оказаться в ситуации, когда на просьбу музыкантов организовать научную конференцию, посвященную Шопену, положительно отзываются «теоретические» кафедры; дизайнеры с ходу извлекают из арсенала своих творческих изысканий шопеновскую тему, а вокалисты и их наставники не мыслят проведение такой конференции без своего участия, настойчиво предлагая своими профессиональными средствами обогатить понимание содержательных проблем, поднимаемых в ходе работы научного форума. И забываются напрочь как нереальные в принципе дискуссии о специфике исполнительского, художественного творчества, чуть ли не исключающей возможность теоретических штудий, - когда наши блестящие инструменталисты,
только-только закончив музыкальный конкурс, выступают с замечательными докладами на проводимой под его эгидой конференции.
Подводя итог, можно констатировать, что Международная конференция «Шопен в мировой культуре» прошла на высоком научном и организационном уровне, вызвала большой интерес и теплые отзывы ее участников. В работе конференции в целом, включая заинтересованных слушателей, приняло участие более семидесяти человек. Полезными и запоминающимися оказались общение в кулуарах конференции, обмен мнениями и впечатлениями. Особо следует отметить творческую работу секретаря конференции старшего преподавателя кафедры библиотечно-информационной деятельности
А. А. Ляпковой и члена оргкомитета, доцента этой же кафедры К. А. Кузоро.