УДК 061.3
Г.Р. Сайфуллина
Международная научная конференция «Музыка в диалоге культур. Музыка в тюрко-мусульманском мире: светское и религиозное»
14-16 ноября 2018 г. в Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова с успехом прошла международная научная конференция «Музыка в диалоге культур. Музыка в тюрко-мусульманском мире: светское и религиозное». С инициативой проведения научного форума выступила заведующая кафедрой татарской музыки и этномузыкологии, канд. искусствоведения Л.И. Сарварова в сотрудничестве со старшим научным сотрудником Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, канд. искусствоведения Г.Р. Сайфуллиной.
Заявки на участие в конференции были получены от специалистов в этой области из России, Великобритании, Турции, Венгрии, Нидерландов, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана.
На открытии конференции с приветствиями выступили проректор Казанской консерватории по научно-исследовательской работе профессор Ю.С. Карпов, ректор Российского Исламского института и Болгарской исламской академии, член-корреспондент АН РТ Р.М. Мухаметшин, а также Вице-президент Международного совета по традиционной музыке ЮНЕСКО (1СТМ), профессор Кембриджского университета Р.Р. Султанова (Великобритания). Все они подчеркнули актуальность проблематики, предложенной на конференции, и важность проведения такого форума в Казани - традиционно одного из центров востоковедения в России и Европе.
Основным докладчиком на Пленарном заседании был А.Б. Джумаев (Узбекистан), один из признанных авторитетов в изучении музыкальных культур Востока. В своем докладе «Тюркские культурные и музыкальные «интересы» в универсальной исламской цивилизации: формирование, интеграция, особенности» ученый обозначил проблемы, ставшие предметом обсуждения на последующих секциях (1. Этническое и над-этническое в культурах тюркоязычных мусульман; 2. Богослужение и музыка. Рецитация религиозных текстов в Исламе; 3. Религиозные традиции и обряды в современном тюрко-мусульманском мире; 4. Религиозное в концепциях музыки; 5. Религиозное и светское: специфика взаимодействия; 6. Особенности музыкального профессионализма в культурах тюрков-мусульман) и завершившем конференцию Круглом столе (16 ноября).
По единодушному признанию участников конференции, ее важным преимуществом были состав докладчиков и организация заседаний: при относительной немногочисленности, в основном это были известные специалисты по предложенной проблематике. Возможность общения с ними
Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2018. № 8. Т. 2
и дискуссий после каждого доклада (заседания секций шли последовательно, что позволило и участникам и слушателям прослушать все выступления) была неоценимой школой для молодых ученых. Существенным достоинством программы конференции также оказалось гармоничное сочетание проблематики культурологической направленности с анализом конкретных явлений музыкальной практики в разноликом тюрко-мусульманском мире. К числу первых, помимо доклада А.Б. Джумаева, отнесем емкое выступление известнейшего специалиста в области исламской музыкальной культуры Т.М. Джани-заде (Москва) «Этническое, цивилиза-ционное и национальное в музыкальных культурах тюрок-мусульман», доклад известного турецкого музыковеда и исполнителя Окана Озтурка (Анкара, Турция) «Воздействие суфизма на османскую музыкальную терминологию», доклад Г.Р. Сайфуллиной (Амстердам, Нидерланды) «Концепция «хусне савт»: к вопросу о понимании музыки в среде российских мусульман на рубеже XIX-XX веков».
Подтверждением внутренних глубоких связей разных тюрко-мусуль-манских культур стали материалы по музыкальной и ритуальной практике, представленные гостями1 из Азербайджана (Ф.Х. Халык-заде - «К проблеме изучения музыки обрядов Мёвлуд в Азербайджане»), Туркменистана (Дж.А. Курбанова - «Роль святых покровителей в искусстве туркменских бахшы», М.К. Курбанов - «Религиозные мотивы в эпических жанрах туркменского народа»), Великобритании (заявленную тему «Женщины, ислам и культура в Центральной Азии и за ее пределами» профессор Кэмбриджского университета Р.Р. Султанова заменила на тему о феномене татарских абыстай).
Многогранно была представлена татарская культура в контексте обозначенной проблематики. В докладах известных исследователей и молодых специалистов обсуждались вопросы и религиозных ритуалов (З.И. Имамутдинова (Москва) - «Пентатоничность как параметр в картографировании напевного чтения Корана у мусульман. К постановке проблемы»; А.Т. Гумерова (Казань) - «Православный ритуал в мусульманском окружении: к вопросу о церковном пении татар-кряшен»; Э.М. Галимова (Казань) - «Семейно-обрядовая традиция пермских татар-мусульман») и традиционной музыкально-поэтической культуры (З.Н. Сайдашева (Казань) - «Формирование профессионализма устной традиции в музыкальной культуре волго-уральских мусульман»; Л.Х. Зиганшина (Казань) -«Традиция квйлзп уку в музыкально-поэтической культуре буинских татар-мишарей»; Г.Ф. Юнусова (Казань) - «Конфессиональный контент в татарских колыбельных песнях»), а также вопросы развития и претворения исламских традиций прошлого в культуре XX-XIX веков (Г.М. Макаров (Казань) - «Суфийские музыкальные традиции татар позднего средне-
1 Материалы подавших заявки, но не приехавших участников конференции, будут опубликованы вместе с другими в готовящемся сборнике.
Г.Р. Сайфуллина
вековья и их возрождение в современной культуре»); Л.И. Сарварова (Казань) - «Татарско-мусульманские традиции в практике Фольклорного ансамбля Казанской консерватории»; В.Р. Дулат-Алеев (Казань) - «Парадигма исламской культуры в татарской музыке советского периода: формы проявления»; А.Л. Маклыгин (Казань) - «Узеир Гаджибейли и Назиб Жиганов: увертюрные дебюты»).
Актуальность всех поднятых на конференции вопросов подтвердили выступления участников на заключительном Круглом столе, где была подчеркнута новизна поставленной проблематики, высокий теоретический уровень докладов и безусловная необходимость обмена опытом и продолжения общей исследовательской работы в этом направлении.
Важным компонентом программы конференции оказались вечера «Аулак ей с татарской гармонью» (14 ноября, с участием казанских музыкантов разных поколений, и 15 ноября - «Терки мэщлес» (Тюркский маджлис), где состоялись авторские презентации книжных новинок в области мирового музыкального востоковедения и прозвучала традиционная тюркская музыка, в частности, в исполнении Дж. Курбановой на туркменском дутаре, подаренном затем консерватории, и в исполнении известного турецкого исследователя и музыканта Окана Озтурка на танбуре).
Среди сильнейших впечатлений для гостей конференции стали экскурсия по Старотатарской слободе Казани и посещение Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского К(П)ФУ.
Информация об авторе:
Сайфуллина Гузель Рустемовна - кандидат искусствоведения, с.н.с. отдела истории религий и общественной мысли Института истории им. Ш. Марджани АН РТ; член исследовательской группы по музыке тюркоязычных народов Международного совета по традиционной музыке при ЮНЕСКО (ICTM) (г. Казань)
Сайфуллина Гузэл Рестэм кызы - сэнгать фэннэре кандидаты, ТР ФА Ш.Мэржани исемендэге Тарих институты диннэр тарихы hэм ижтимагый фикер бYлегенец елкэн фэнни хезмэткэре; Традицион музыка буенча Халыкара Совет (ICTM, UNESCO) эгъзасы (Казан шэhэре)
Guzel Sayfullina R. - Candidate of Art Sciences, Senior Researcher of the Department of the History of Religions and Social Thought, Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences; Member of the Research Group on Music of Turkic Peoples of ICTM (UNESCO) (^zan)