Научная статья на тему 'Творчество современных татарских композиторов на основе этномузыкальных традиций народов Поволжья'

Творчество современных татарских композиторов на основе этномузыкальных традиций народов Поволжья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC
999
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и искусство
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОТРАДИЦИИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СТИЛЬ / ИНТОНАЦИЯ / КОМПОЗИТОРСКАЯ ТЕХНИКА / СРЕДСТВО / ЦЕННОСТИ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коврикова Екатерина Вячеславовна, Нургаянова Неля Хабибулловна

Объектом исследования является творчество современных композиторов Республики Татарстан. Предмет исследования анализ произведений некоторых татарских композиторов (Анатолий Луппов, Рашид Калимуллин, Леонид Любовский), самобытно преломляющих традиционный музыкальный материал коренных этносов Поволжья (славянские, финно-угорские и тюркские народы). Авторами рассматриваются примеры применения техник полифонизации и фактурного усложнения, модальности, алеаторики, сонорики, использования колористического потенциала классического и традиционного инструментария, которые позволяют композиторам проявить индивидуальность в восприятии и воссоздании музыкального фольклора в разных жанрах фортепианной, симфонической, сценической, камерно-инструментальной и вокальной, вокально-симфонической и хоровой музыки. Методы и методология исследования: метод семиотики культуры, музыкальный синтаксис, семантика музыкальной речи, прагматичный и ценностный анализ; культурно-исторический метод; теоретический анализ научной литературы на основе аксиологического и поликультурного подходов. Новизна исследования состоит в том, что впервые исследованы образцы симфонической, сценической, камерно-инструментальной, вокальной и хоровой музыки татарских композиторов, созданных на основе художественно-образных, жанровых, интонационных и стилистических особенностей музыкального фольклора народов Поволжья. Проведенное исследование актуализирует проблемы органичного единства западных и восточных традиций, национальной лексики музыкального стиля композитора и его объективной ценности, традиционности и новаторства, вопросы взаимодействия этнотрадиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество современных татарских композиторов на основе этномузыкальных традиций народов Поволжья»

Творчество современных татарских композиторов на основе этномузыкальных традиций народов Поволжья

Коврикова Екатерина Вячеславовна

кандидат педагогических наук доцент, ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" 420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18

И [email protected]

Нургаянова Неля Хабибулловна

кандидат педагогических наук доцент, ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18

И [email protected] Статья из рубрики "Музыка и музыкальная культура"

Аннотация. Объектом исследования является творчество современных композиторов Республики Татарстан. Предмет исследования - анализ произведений некоторых татарских композиторов (Анатолий Луппов, Рашид Калимуллин, Леонид Любовский), самобытно преломляющих традиционный музыкальный материал коренных этносов Поволжья (славянские, финно-угорские и тюркские народы). Авторами рассматриваются примеры применения техник полифонизации и фактурного усложнения, модальности, алеаторики, сонорики, использования колористического потенциала классического и традиционного инструментария, которые позволяют композиторам проявить индивидуальность в восприятии и воссоздании музыкального фольклора в разных жанрах фортепианной, симфонической, сценической, камерно-инструментальной и вокальной, вокально-симфонической и хоровой музыки. Методы и методология исследования: метод семиотики культуры, музыкальный синтаксис, семантика музыкальной речи, прагматичный и ценностный анализ; культурно-исторический метод; теоретический анализ научной литературы на основе аксиологического и поликультурного подходов. Новизна исследования состоит в том, что впервые исследованы образцы симфонической, сценической, камерно-инструментальной, вокальной и хоровой музыки татарских композиторов, созданных на основе художественно-образных, жанровых, интонационных и стилистических особенностей музыкального фольклора народов Поволжья. Проведенное исследование актуализирует проблемы органичного единства западных и восточных традиций, национальной лексики музыкального стиля композитора и его объективной ценности, традиционности и новаторства, вопросы взаимодействия этнотрадиций.

Ключевые слова: этнотрадиции, музыкальный фольклор, профессиональное искусство, стиль, интонация, композиторская техника, средство, ценности, межэтническое взаимодействие, межконфессиональное взаимодействие

DOI: 10.7256/2454-0625.2017.11.24798

Дата направления в редакцию: 21-11-2017

Дата рецензирования: 25-11-2017

Вступление.

Поволжье - один из уникальнейших многонациональных регионов России, на территории которого на протяжении многих веков взаимодействуют славянские (русские), финно-угорские (марийцы, удмурты, мордва) и тюркские (татары, чуваши) народы. Это регион -целостное поликультурное пространство, характеризующееся условным пограничьем исторически сложившихся позитивных взаимоотношений ислама и христианства в

сочетании с некоторыми сохранившимися формами язычества (Л. Т. Файзрахманова)-Ш. Изучение этнокультуры народов Поволжья, знакомство с празднично-обрядовыми и семейно-бытовыми обычаями, религиозными представлениями, устным литературным творчеством, декоративно-прикладным искусством, промыслами, танцами, народными играми разных народов позволяет постичь и транслировать в новых образцах профессиональной культуры самобытные национальные и общечеловеческие ценности и традиции.

Одним из крупнейших центров Поволжского региона является Республика Татарстан, на её территории протекают одни из самых крупных рек Европы - Волга и Кама, здесь в добрососедских отношениях проживает 8 национальностей (самые многочисленные -татары, русские, марийцы и чуваши) и несколько конфессий. Основой творчества многих современных композиторов Республики Татарстан являются этномузыкальные традиции народов Поволжья: архаические, трудовые, семейные, обрядовые, праздничные и

другие напевы, инструментальные наигрыши и танцевальная музыка Так, Анатолий Луппов обращается в основном к марийскому, русскому и татарскому этноматериалу. Рашид Калимуллин, органично впитавший татарские этнокультурные истоки, создаёт произведения, сочетающие национальное и поликультурное звучание. Леонид Любовский - мастер полифонической обработки народных напевов разных народов создаёт произведения космополитичного характера. Используя жанровые, интонационные и стилистические особенности народных мелодий, их музыкальное, поэтическое и ценностное содержание эти и другие современные татарские композиторы (Ренат Хакимов, Наталья Варламова, Эльмир Низамов, Радик Салимов) создают высокохудожественные образцы профессионального музыкального искусства Татарстана.

Результаты.

Творчество Анатолия Луппова (р.1929) отличает яркая самобытность, где в равной мере используется различная национальная музыкальная лексика: татарская (первая национальная моноопера «Неотосланные письма» по роману А. Кутуя, концерт для симфонического оркестра «Татарское каприччио», симфонии «Легенда башни Сююмбике» и «Тайны Булгарских развалин»), русская (Первая симфония, камерная опера «Любовь, любовь...» на стихи М. Цветаевой и А. Блока, струнные квартеты, концерты для духовых инструментов), марийская (первый марийский балет «Лесная легенда», «Марийское каприччио», «Рапсодия на марийские темы» для домры и фортепиано), а также чувашская, мордовская и др. Осмысление ценностей духовной жизни человека находит воплощение в новых произведениях композитора: «По прочтении Корана», триптих для женского хора «Бессмертная душа» (2017).

Межэтнический характер творческих устремлений композитора проявляется в таких произведениях, как «Казань» (на стихи Владимира Маяковского, 1977), «Pentacordia»

(1992), «Рапсодия на темы народов Поволжья» (2006) и др.

Например, кантата для хора и симфонического оркестра «Казань» создана на основе приёма коллажа и воплощает идеи интернациональной солидарности народов, проживающих в Казани - столице Татарстана. Сообразно содержанию, музыкальный язык произведения в основном созвучен татарской музыке: композитор использует авторские темы, созданные на основе пентатоники, и интонации из популярного «Марша советской армии» (С. Сайдашев), созданного на основе лучших традиций русской музыки

и ставшего эмблемой Республики Татарстан (Рис.1, 2)-3-. С юмором и изяществом, присущим стилю А. Луппову, создаются образы чувашина и марийца: использованы чувашская народная песня, ранее обработанная композитором в фортепианном цикле «Чувашская сюита» (Рис. 3), а также собственная тема из «Марийского каприччио», построенная на характерных интонациях марийского фольклора (Рис. 4).

Рис. 1. А. Луппов. Кантата для хора и симфонического оркестра «Казань» (фрагмент 1).

Рис. 2. А. Луппов. Кантата для хора и симфонического оркестра «Казань» (фрагмент 2).

ТЮ - слу - ааЯ, V ■ ВЕСЬ, ЫДрш 1а- игрн-снм пг> - чу- МШ-1ЛН

Рис. 3. А. Луппов. Кантата для хора и симфонического оркестра «Казань» (фрагмент 3).

'Я иш • рн - "Л* - СЦНН-ТГ пл - VI рий - ш"

Рис. 4. А. Луппов. Кантата для хора и симфонического оркестра «Казань» (фрагмент 4).

Вершиной новаторской работы композитора с татарским этноматериалом стал концерт для симфонического оркестра «Татарское каприччио» (1971): народные мелодии «Сабантуй», «Бию кие», протяжная песня «Аллюки», «Сикереп тоштем», пронизывая всё произведение, преподнесены в новаторски обновлённых гармонических, мелодических и оркестровых средствах выразительности (приемы эстрадной музыки, биг-бита и джаза) на основе пентатоники и современных достижениях музыки XX века (серийная техника, пуантализм, алеаторика). Г. И.Чугунова отмечает, что подобное взаимодействие средств выразительности фольклорной, академической и эстрадной музыки сближает А. Луппова с творческими устремлениями крупных композиторов современности (С. Слонимский, Р.

Щедрин, А. Эшпай)-4!. Однако в произведении для симфонического оркестра «Марийское каприччио» (1972) А. Луппов использует более традиционную, классическую технику обработки марийского фольклора (фактурное усложнение, гармонические и оркестровые средства), органично переплетая цитирование народных мелодий в жанре обрядовых песен (Рис. 5) с собственными стилизованными темами.

Рис. 5. А. Луппов. «Марийское каприччио». С. 99.

А. Луппов более 60 лет является профессором Казанской государственной консерватории (академии), воспитал целую плеяду современных композиторов Татарстана и России (Р. Калимуллин, Ш. Шарифуллин, Ф. Шарифуллин, Ш. Тимербулатов, М. Шамсутдинова, Е. Анисимова, Э. Низамов, Ю. Бекбулатова, Е. Лебедева и др.), многие из которых являются руководителями российских творческих союзов и продолжают лучшие традиции своего наставника [6].

Один из учеников А. Луппова - Рашид Калимуллин (р.1957) сегодня является председателем Правления Союза композиторов России и Председателем Союза композиторов Республики Татарстан, его произведения завоевали большую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Музыка Р. Калимуллина отличается оригинальной, психологически обостренной интерпретацией татарского фольклора различных жанров - протяжной песни (поэма «О счастье»), городской песенной лирики (Соната № 2 для виолончели соло), такмака (Соната № 2 для фортепиано), коранической речитации (фантазия для органа «Забытая молитва», «Элвидаг», «Перед Господом мы в ответе» для хора а сарреМа, начальный раздел оперы «Крик кукушки»).

Отметим, что в отличие от русских и европейских композиторов, обращавшихся к христианской культуре с истоков музыкального искусства, консервативность ислама и идеология советского общества долгое время не позволяла композиторам Татарстана обращаться к монодийным музыкально-культурным традициям ислама. Можно найти лишь несколько сочинений начала XX века: хор «Вечерний азан» Султана Габяши (18911942); зикр «Элвидаг», использованный Салихом Сайдашевым в сатирическом аспекте в

музыкальной драме «Наемщик», и некоторые другие. Однако с середины 1970-х годов наблюдается прорыв в новую ценностную и интонационную сферу: находившиеся в забвении древние пласты духовного творчества татар-мусульман начинают проникать в произведения композиторов (Шамиль Шарифуллин, Масхуда Шамсутдинова, Шамиль Монасыпов), качественно обновляя содержание и стилистику татарской музыки (неофольклоризм) (E.V.Kovrikova) [7].

Произведение для хора a'capella «Элвидаг» Р. Калимуллина достойно продолжает современное осмысление религиозных напевов (Кораническая речитация) (Рис. 6, такт 42 и дальше) и профессионального устно-поэтического творчества татар-мусульман (Рис. 7, такт 110 и дальше) без прямого цитирования. Ярким выразительным элементом является свободное проведение солистом (Alto) темы восточно-импровизационного характера (средний раздел произведения) (Рис. 8, такты 47-57).

Рис. 6. Р. Калимуллин. «Элвидаг», рукопись, такты 59-69.

Рис. 7. Р. Калимуллин. «Элвидаг», рукопись, такты 107-116.

Рис. 8. Р. Калимуллин. «Элвидаг», рукопись, такты 46-58.

Элвидаг (в переводе с арабского "прощальная песня") - поэтический текст на тему прощания со священным месяцем Рамадан в честь окончания поста (у российских мусульман - У раза-Байрам) В татаро-мусульманской традиции Элвидаг

рассматривается как одна из форм зикра - элемента мусульманского богослужения, связанного с традициями суфизма и основанного на повторении отдельных слов, фраз. В отличие от сакральной исламской монодии, зикр предполагает ритмизированное интонирование с использованием сольного и ансамблевого пения (чередование пения шейха и ансамбля). Традиционно «Элвидаг» звучит на татарском языке, как в рамках намаза Таравих, так и в предпраздничный вечер с минаретов мечетей

Динамическая драматургия Запада и свободная созерцательность Востока, строгая композиционность хорового пения и медитивная импровизационность солирующего голоса, контрастные сопоставления и статика длительного пребывания в одном состоянии, монолог и диалог - вот два полюса средств выразительности хора а'сареМа «Элвидаг» Рашида Калимуллина. Глубина духовного содержания этого произведения, вплетение аутентично звучащего фольклорного материала в пространство новейшего музыкального языка ставит его в один ряд с уникальными произведениями С.Губайдулиной духовно-вселенского смысла и глобальных идей, связанных с высшим смыслом жизни на земле и становлением космического мышления в контексте постмодернистской философии и эстетики, с темой Апокалипсиса и преображения

человечества (^У. Shirieva) [10,11].

Работая в самых разных жанрах, Р.Калимуллин оригинально интерпретирует этномузыкальные традиции своего народа (коллаж и аллюзии, пентатоновость и трихордо-тетрахордовые мотивы), смело экспериментирует с различными стилями (минимализм, древний Восток), техниками (сонорика, кластеры) и исполнительскими составами, осуществляя новое прочтение национальной ментальности татар в органичном единстве восточных и западных музыкальных традиций. В аспекте интерпретации объективной ценности стиля - проблемы музыкознания, которая до сих пор носит дискуссионный характер, это является одной из сильных сторон творческой индивидуальности Р.Калимуллина

Самобытно обращение другого композитора Республики Татарстан - Леонида Любовского (р. 1937), в биографии которого тесно переплелись украинские, русские и татарские корни, к трансрелигиозному сюжету о Иосифе Прекрасном (в восточных вариантах - Иосиф Верный) и созданию балета «Сказание о Йусуфе» (2001, либретто Р.Хариса по мотивам притчи татаро-булгарского поэта XII века Кул Гали). Как писал композитор, он воспринимал работу над балетом как «чистую молитву о блаженном человеке и блаженном мире» 1121. На его столе лежали Библия, Коран, Тора, «Сказание о Йусуфе» Кул Гали, композитор искал созвучный идее притчи музыкальный материал -вне пространства и времени: «Герой познает предательство и зависть, интриги и обман, разочарования и утраты, возвышения и падения, ... этот путь суждено проходить каждому из нас - но как пройти его достойно?» (Л. Любовский) [там же]. И в этом балете, и в других своих произведениях композитор в той или иной мере преломляет этнокультурные традиции народов Поволжья: не только интонационно-ритмический строй, ценности и

сюжеты, но и духовное «слышание» человека, независимо от национальности П41. Наиболее ясно это демонстрируют многочисленные произведения для фортепиано, написанные для детей и юношества, например: «Забавы Шурале», «Былина о Святославе», «Баит. Течет речка Белая», «Старинный башкирский напев», «Тамбовская частушка» и др.

Так, в традициях русской классической музыки - «омузыкаленной» человеческой речи и гротескно-преувеличенной трактовки образов (основоположники А. Даргомыжский, М.

Мусоргский) написана пьеса «Былина о Святославе» [15]. В её основу положены фразы из «Присказки и былины о Вольге и Микуле»: «Жил Святослав девяносто лет. Жил Святослав, да переставился. !». С юмором, присущему композитору, в характере русской былины (жанр русского фольклора о подвигах героев-богатырей Древней Руси) изображена жизнь Святослава - с трудностями военных походов и колокольным звоном побед (Рис. 9, 10). Особенностью работы композитора с авторским тематическим материалом, стилизованным под эпический напев, является политональная техника (Рис. 9, такты 17-32).

Былнна о Святославе

Рис. 9. Л. Любовский. «Былина о Святославе», такты 1-42.

М*С9№*0 Мин

nccit RobuSKi

Рис. 10. Л. Любовский. «Былина о Святославе», такты 43-56.

Обращение Леонида Любовского к этномузыкальным традициям разных народов ярко индивидуально и подчинено аксиологическим основам искусства. Опора на национальные истоки, межэтнический и межконфессиональный аспекты творчества позволяют сохранить самобытность, простоту и узнаваемость музыкального языка, ориентир на общечеловеческие ценности и позитивное отношение к людям и окружающему миру.

Выводы:

1. Современные композиторы Татарстана самобытно преломляют музыкальный фольклор народов Поволжья в произведениях различных жанров (симфонические, сценические, камерно-инструментальные, вокальные и хоровые) с использованием классических (пентатоника, полифонизация, фактурное усложнение) и новаторских выразительных средств (эстрадно-джазовый стиль, коллаж, аллюзии, кластеры), современных композиторских техник (модальность, серийная и политональная техника, пуантализм, алеаторика, сонорика, минимализм) с учетом особенностей музыкального языка, традиций и ценностей этносов региона.

2. Проведенный анализ произведений Анатолия Луппова, Рашида Калимуллина, Леонида Любовского (сюжеты, образы, драматургия, интонации, структура, музыкально-выразительные средства), а также научной литературы по теме исследования позволили выявить проблемы взаимодействия этнокультурных, национальных, конфессиональных и художественных традиций (Запад и Восток, фольклор и профессиональное искусство, классика и современность), вопросы объективной ценности стиля и творчества композитора в аспекте общечеловеческих ценностей, межэтнического и межконфессионального взаимодействия.

Благодарность:

Авторы выражают благодарность композиторам Анатолию Луппову, Рашиду Калимуллину и Леониду Любовскому, любезно предоставившим нотные издания своих произведений.

Библиография

1. Файзрахманова Л.Т., Коврикова Е.В. Этноконфессиональные отношения в контексте культуры и образования (Казанская губерния, XVIII - начало XX вв.) / Былые годы. - 2017. - №43(1). - С. 30-38.

2. Nurgayanova N.K, Batyrshina G.I, Ahmetova L.A. Intercultural Interaction of the Volga

Region Nations in the Context of Ethnomusical Traditions / Biosciences Biotechnology Research Asia. - 2015. -№12 - Р. 2795-2801.

3. Луппов А.Б. Казань [Ноты]: Кантата для смешанного хора и оркестра. Стихи В. Маяковского / Кантаты советских композиторов. - Москва, 1980. - С. 39-58.

4. Чугунова Г.И. Анатолий Луппов и татарская музыка. - Казань, 2011. - 96 с.

5. Луппов А.Б. Марийское каприччио [Ноты]: Для большого симфонического оркестра. Оркестровые произведения советских композиторов. Выпуск 5. - Москва, 1978. - С. 95-62.

6. Звуковое пространство композиторов Татарстана: Очерки. Интервью. Воспоминания. - Казань, 2014. - 296 с.

7. Kovrikova E.V., Nurgayanova N.K. Spiritual musical and cultural traditions of the tatars in the music of Shamil Sharifullin / III International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016, Bulgaria. Book 4. Vol. 3. - 2016. -РР. 63-70.

8. Сайфуллина Г.Р., Сагеева Г.Х. Категории татарской традиционной музыкальной культуры: аннотированный словарь. - Казань, 2009. - С. 16.

9. Софийская А.Б. Музыкальные аспекты религиозных праздников татар-мусульман Поволжья. - Казань, 2007. - 24 с.

10. Shirieva N.V., Dyganova E.A. "Alleluia" by Sofia Gubaidulina as a synaesthetic experiment / European Journal of Science and Theology. - 2015. - №5 (11). - Р. 207216.

11. Шириева Н.В. Татарский фольклор в сочинениях Софии Губайдуллиной: новая жизнь традиции / Вестник кемеровского университета культуры и искусства. - 2017.

- №39. - С. 136-146.

12. Алмазова А.Г. Открытие стиля - открытие индивидуальности: проблема объективной ценности в музыке на примере творчества Рашида Калимуллина / Казанский альманах. - 2016. - № 17. - С. 191-198.

13. Любовский Л.З. Жизнь коротка / Журнал «Казань». - 2010. - №5. - С. 111-115.

14. Усачев Р. Длинная жизнь коротка: украинская, русская и татарская культуры в творчестве 80-летнего композитора Любовского / Наш дом Татарстан. - 2016. - №6.

- С. 26-29.

15. Любовский Л. Былина о Святославе [Ноты]/ Фортепианные произведения композиторов-современников для детей и юношества. Серия «Антология татарской музыки» // Том II. - Казань: Изд. «Музыка России», 2017 . - С. 8-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.