К проблеме стратификации жанров вокального творчества тюркских этнических групп контактной зоны Нижнего Поволжья: аспекты диалектного, наддиалектного и регионального
Усманова Аделия Рустямовна
кандидат искусствоведения преподаватель, Астраханская государственная консерватория 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Советская, 23
Статья из рубрики "Музыкальная этнография и фольклор"
Аннотация. Существующие в настоящее время публикации музыкального фольклора тюркских этнических групп контактной зоны Астраханской области: татар, ногайцев-карагашей, туркмен, казахов крайне малочисленны. На основе экспедиционных материалов, исторических, библиографических источников, производится стратификация музыкального фольклора тюркских групп Нижнего Поволжья путем выявления диалектных, наддиалектных и общерегиональных слоев традиций, а также активно действующего общетюркского регионального слоя музыки устной традиции. При сохранении самоидентификации культуры тюркских этнических групп, рассматриваются музыкально-жанровые взаимопараллели и обмены, ведущие к обогащению культурного наследия этих традиций и выявлению полиэтнического пространства культуры Нижневолжского региона. Живые процессы в устной музыкальной традиции продолжаются и в настоящее время, что доказывает актуальность и перспективность тематики статьи. Рассмотрение этих фольклорных традиций в сравнительном аспекте дает основание для более точных трактовок вопросов современности, связанных с идентификацией и самоидентификацией тюркских этнических групп Астраханского края.
Ключевые слова: контактная зона, Нижнее Поволжье, тюркские этнические группы, жанр, вокальный фольклор, диалектный слой, наддиалектный слой, стратификация, музыка, стиль
DOI: 10.7256/2453-613Х.2017.4.25419 Дата направления в редакцию: 15-02-2018 Дата рецензирования: 12-02-2018
Регион Нижнего Поволжья, и как его часть - Астраханская область представляет собой полиэтнический симбиоз культур, в котором тюркоязычные группы объединены общими этногенетическими и историческими корнями, этническими традициями и конфессиональной общностью. При взаимодействии тюркоязычных, изначально кочевых культур, с традициями фольклора культур оседлого земледельчества, в данной контактной зоне сложился активно-действующий региональный общетюркский слой музыки устной традиции. В то же время каждая этническая группа, обладая диалектными особенностями в пластах нематериального культурного наследия, ощущает и признает
свою причастность к своей этнической общности или части основного массива этноса, сохраняя его языковые основы, этнические особенности материальной и духовной культуры.
Воссоздание жанровой картины вокальных пластов представляется доказательной в выявлении диалектных, наддиалектных и общерегиональных слоев музыки устной традиции этнических групп Нижневолжья. И здесь мы сталкиваемся с проблемой жанровой стратификации вокального фольклора тюркских этнических групп, которая остается открытой в дискуссионной среде этномузыкологов. Основная причина различия классификационных подходов видится в том, что музыкальный фольклор каждой из рассматриваемых этнографических групп имеет как единые, надэтнические музыкальные жанровые и стилевые признаки, так и индивидуальные, диалектные, локальные.
По В.А. Лапину«этническая (этноплеменная) этнокультурная преемственность и межэтнические этнокультурные контакты и взаимосвязи - два важнейших историко-этнических фактора формирования и развития локально-региональных фольклорных
традиций и их специфики» [1, с- 28]. Расселение на территории Астраханского края тюркоязычных этнических групп, преимущественно кыпчакского происхождения: юртовских татар, ногайцев-карагашей, казахов, туркмен (носителей кочевой культуры огузокыпчакского пласта) (со второй половины XVI до конца XVIII века), а также более позднее появление средневолжских татар-переселенцев (казанских татар, татар-мишарей и кряшен (со второй половины XVIII до начала XX века) с общей языковой и конфессиональной основой, но все-таки отличных друг от друга, способствовало возникновению интенсивных межэтнических контактов, взаимной этнокультурной адаптации и, как следствие этого, - к сближению этнокультурных традиций в общерегиональном масштабе. При этом точкой отсчета в освоении тюркоязычными группами Астраханского края, согласно архивным источникам и мнению ученых, принято считать расселение во второй половине XVI века юртовских (ногайских) татар. Следуя позиции В.А. Лапина, считаем, что специфика локально-региональной традиции Астраханского края сложилась вследствие взаимодействия рассматриваемых культур.
Неоднородность представленных жанров, напрямую связанная с историко-географическим фактором; бытование в жанровой системе каждой из них самобытных, нередко уникальных и бифункциональных жанров, не дает возможность для объединения жанров в единую систему. Еще большую неоднозначность во мнениях вносит терминология жанров, по-разному трактуемая этномузыкологами и бытующая в народе. Принципы жанровой классификации, сложившиеся в тюркской фольклористике, также различны и опираются на разные критерии. Так одни исследователи подвергают классификации жанры общих массивов этносов, другие — фольклор определенных групп, третьи — только обрядовый.
Изучение жанров татарского музыкального фольклора имеет свое начало в дореволюционной фольклористике, в работах М. Акчуриной, А. Вакаса, Ф. Сайфи, Г.
Юлдаша, Г. Рахима [2, с' 5]. Первые опубликованные материалы и нотации музыкального фольклора татарского этноса, в том числе и астраханских, ногайских татар, принадлежат
С.Г. Рыбакову-311 и В.А. Мошкову 5; 6; 71. Попытки их жанровых классификаций свидетельствуют о том, что уже тогда исследователи понимали актуальность и сложность данной проблемы. Так, в работе С.Г. Рыбакова «Музыка и песни уральских мусульман» --311 в отдельные жанры выделены жыр, кюй, озынкюй (песня, напев и длинный напев — прим. У.А. ) и два жанра «книжного творчества образованной части населения, мулл» — байт и мунаджа т .
Классификации жанров, предложенные исследователями, обращавшихся к творчеству различных групп татар (А.Х. Абдуллиным, Р.А. Исхаковой-Вамбой, М.Н. Нигмедзяновым,
З.Н. Сайдашевой, Н.Ю. Альмеевой),-8' 9; 10; 11; 12' 13; 14; 15; 161 соприкасаясь, все же не пересекаются. До исследователя М.Н. Нигмедзянова объектом изучения являлось музыкальное творчество лишь казанских татар.
В исследовании «Народные песни волжских татар» М.Н. Нигмедзянов классифицирует жанры народной музыки казанских татар по следующим группам:
Традиционные песни, возникшие в древности:
а) обусловленные местом или временем исполнения — календарно-земледельческие, трудовые, семейно-обрядовые, гостевые, игровые, хороводные, рекрутские;
б) не обусловленные местом и временем исполнения —баиты, лирические песни (протяжные, скорые), шуточные, солдатские.
З.Н. Сайдашева систематизирует песенный фольклор казанских татар, «основываясь (по примеру фольклористов-музыковедов ленинградской школы) на практическом
назначении напевов, выдерживая при этом исторический принцип» [17, с-—Р.А. Исхакова-Вамба классифицирует песенную традицию казанских татар по признаку функциональности и форме напева. Н.Ю. Альмеева рассматривает обрядовые напевы кряшен и предлагает выделить их из общеэтнической рубрикации и классифицировать по тембру, ритмической форме и мелосу.
Наибольшие дискуссии на протяжении десятилетий возникают по поводу жанров «уличных напевов» урам кий и такмак , получивших огромную популярность у татар со второй половины XIX в. Современный исследователь татарской народно-песенной культуры нового времени Э.Р. Каюмова, определяющая такмак и «уличные напевы» урам
кий как феномены татарской музыкальной культуры [18, с- 63;19 с- 4"|, отмечает, что жанры песенной культуры в своих наименованиях нередко опираются на разнопорядковые уровни, что затрудняет их классификацию. К примеру, определение жанров протяжного/длинного озын кий и «короткого» кыска кий напевов опирается на протяженность напева и форму стиха. При этом жанр длинного напева озын кий существует самостоятельно, а жанр «короткого» кыска кий определяет форму напевов разных жанров (например, такмака ).
В настоящее время исследователями осознается вся важность ареальных классификаций. Н.Ю. Альмеева предлагает рассматривать музыкальный фольклор татар по локально-территориальному принципу [14, с 132"".
В жанровой классификации вокального пластаустной традиции татар Астраханской области историко-географический и генетический факторы играют большую роль, чем в какой-либо другой из татарских групп. Неоднородность состава астраханских татар, разнопериодичность возникновения групп и сел на протяжении трех веков, сохранность до переселения и после на территорию Нижневолжья каждой из этнических групп «своей» (основного массива этноса) культуры, и, наконец, многовековые культурно-бытовые контакты послужили существенными признаками сложившейся на сегодняшний день синтетической музыкально-жанровой системы. Более того, этот мощный культурный симбиоз был воспринят музыкальной культурой соседних тюркских этнических групп, имеющих к моменту обоснования на Нижнем Поволжье свою, не менее сложную историко-генетическую основу.
Вокальный фольклор у астраханских татар к рубежу ХХ—ХХ1 веков сохранен неравномерно. Функционирование песен, напевов декламационного типа, свадебных плачей, эпических жанров в исполнительской традиции одних сел и отсутствие их в других, выступает как фактор жанровой локализации. Взаимообогащение песенной традиции (одним из факторов которого является заключение браков между юношами и девушками разных сел), подводит к мысли о битрадиционности тех или иных песенных жанров. В данном случае носителем битрадиционности выступает именно женщина. Ж енщина чаще всего меняет место жительства, выходя замуж в другое село, нередко за представителя другой татарской группы (либо другой этнической группы), но сохраняет при этом в памяти и передает своим детям традиции своего села. Возникает передача традиций, в данном случае женского исполнительства и жанров песенной культуры (исключая эпический жанр хушаваз , исполнение которого исторически связано с мужской традицией).
Исполнители песен известны в татарских селах, независимо от той или иной этнической группы, как ерчы , жырчы (певцы), (в юртовской культуре исполнители хушаваза — шешен, у туркмен как жырчы и багушчы — от туркменского жанра багушлык (пожелание, посвящение), у ногайцев-карагашей—йыршы, джыршы (певец). Все они отражают термин «петь», «песня» — жыр, джыр . У казахов для напева используется термин олен, в то время как терминжыр в казахской традицииобозначает эпос. Соответственно, певцов называют оленэйтуше , что дословно означает «сказитель песни». У туркмен распространен термин бакши , который помимо основного значения «шаман», имеет еще одно — исполнитель музыкального произведения, певец.
Необходимо отметить, что благоприятной средой для сохранения песенной традиции является сельская культура, в основе которой лежит традиционный уклад быта. В этом плане весьма важна социализирующая роль общества, которая требует соблюдения всех норм поведения, совершения обрядов с установленными в народе правилами их проведения и сопровождающими их музыкальными жанрами (в современности это, прежде всего, семейная обрядность).
По определению И.И. Земцовского, чаще всего «жанры дифференцируются сначала на уровне функциональности, затем поэтического текста, и лишь много позже —
музыкально» [20, с—31]. Придерживаясь этой позиции, и учитывая все особенности жанровых разнорядных критериев, в данной работе предлагаем следующую собственную классификацию вокальных жанров татар Астраханской области:
По принципу функциональности — месту, времени, ситуации исполнения («ситуативной функции») [21, с- 55]:
1. Обрядовые песни и напевы: земледельческие и календарно-праздничные (трудовые, поздравительные песни шакирдов); семейно-бытовые: свадебные (песни-пожелания, песни-прощания, причеты, величальные на напевы «урам кий », свадебные такмаки).
2 . Необрядовые жанры: эпические жанры (хушаваз, баит); ситуативные: семейно-бытовые песни на напевы урам кий (гостевые, дружеские (застольные), шуточные, колыбельные, такмаки); игровые песни уен кий ; лирические песни (диалектные напевы на «уличные напевы» урам кий + поздняя лирика средневолжских татар); подвиды лирики — песни с социальной тематикой (рекрутские, солдатские, тюремные, сиротские).
Музыкальный эпос, представленный у юртовских татар, как и у ногайцев-карагашей, жанром хушаваз , целесообразно выделить в отдельный жанр, не причисляя к песенным.
Другая классификация народной песенной культуры возможна по содержанию песенных текстов:
Исторические, трагические, лирические, шуточные, рекрутские, солдатские, сиротские песни.
Третий вариант классификации исходит из характеристики напева по протяженности поэтического текста: озын кий (длинного 10-9-слогового) и кыска кий (короткого 8-9-слогового).
Вокальные жанры фольклора астраханских туркмен и их классификация напрямую связана с функционированием жанров в традиции, с их генезисом, а также с историческими и этнокультурными наслоениями. Согласны с мнением исследователя туркменского музыкального фольклора Н.Н. Абубакировой-Глазуновой, что свадебные песни бытуют у тех туркмен, в происхождении которых преобладает тюрко-кыпчакский элемент, тогда как в песенно-жанровой системе традиции в песенно-жанровой системе туркменских этнографических групп огузского происхождения свадебные песни
отсутствуют [22, с- 9].
В песенной традиции астраханских туркмен настоящего времени наблюдается тенденция к сохранению собственно туркменских жанров, как общих с массивом основного этноса, так и локальных. Другая тенденция отражает прямое или опосредованное включение в репертуар жанров татарского фольклора, что связано с межэтническим
«коммуникативно-фольклорным» (термин А.П. Шаховского) [23, с 21] общением. Прямое влияние проявляется через этнотерриториальную близость с юртовскими селами, опосредованное — через позднюю средневолжскую татарскую лирику, ранее проникшую в традицию астраханских татар, в том числе и юртовских. Ко второму явлению относится включение в традицию баитов, «уличных напевов», лирических песен на «уличные напевы».
Таким образом, в современной традиции туркмен области удалось зафиксировать следующие вокальные жанры: эпические — багушлык + заимствованный от юртовских татар хушаваз , произведения на тексты туркменского поэта МактумкулиФраги + «татарские» баиты; свадебные — плачи невесты, прощальные песни матери невесты + заимствованные от татар свадебные такмаки , «яр-яр »; величальные напевы; похоронно-поминальные — туркменские плачи айдым; протяжные песни и напевы — сагнуджырлар , сагну кий («песни тоски»); лирические песни (на «уличные напевы» урам кий + поздняя лирика средневолжских татар).
При сравнении жанровых систем астраханских татар и туркмен, выясняется, что некоторые из жанров пересекаются по своему определению и специфике. Так жанр протяжного напева сагну кий обнаруживает параллели с жанром «длинного напева» озын кий средневолжских татар. Длинные ногайские напевы озынногайджыр занимают одно из ведущих мест в вокальной традиции ногайцев-карагашей.
Таким образом, вокальные жанры астраханских туркмен можно условно разделить на три пласта: диалектный (локальные жанры местной традиции) наддиалектный (или общетуркменский), включающий собственно туркменские жанры, и переходный, сочетающий собственно туркменские жанры и жанры татарского вокального фольклора, в том числе и позднюю средневолжскую лирику, проникающую в туркменский фольклор через репертуар юртовских татар.
Вслед за А.-Х. Джанибековым, пласты ногайского фольклора рассматривает А.Х.
Курмансеитова [24, с- 921. Жанры ногайского фольклора основных территорий расселений являются объектом внимания исследователя Б.Б. Кардановой [25, с- 67-681.
Учитывая существующие данные, предлагаем следующую классификацию ногайско-карагашских вокальных жанров по принципу приуроченности: календарные навруз и песни обряда вызова дождя яв-яв, янгыр ; эпические: кошаваз (хошауаз) ;протяжные ногайские напевы озынногайжыр ; свадебные песни и напевы, (отражающие сложные отношения родства): плачи невесты при прощании с родителями сынъсув , той баслар («начинающая свадьбу»), величальные яр-яр , песни-пожелания тойдатилек /алгыш, песни «открывания лица» бет ашар ; трудовые песни; лирические песни (собственно ногайские + поздняя лирика средневолжских татар); частушки шын + татарские такмаки; колыбельные бисекджырлары , похоронно-поминальные плачи бозлав .
Сопоставляя музыкальные жанры карагашей с ногайцами основных территорий расселений I25!, можно отметить, что в их песенную традицию также входили календарные поздравительные песни навруз, песни обряда вызова дождя яв-яв, янгыр ; плачи сынъсув , свадебные песни яр-яр , бет ашар .
Структурирование казахской народно-песенной культуры принадлежит этномузыкологу А.Б. Кунанбаевой. Так, к народно-песенной традиции она относит обрядовые,
лирические и эпические песни. ———56]. У астраханских казахов в экспедициях зафиксированы: свадебные песни жар-жар, той бастар, песни встречи невесты келен кельде, лирические песни (собственно казахские), в том числе исполняемые на свадьбе (как на стороне невесты, так и на стороне жениха), колыбельные бесикжыр .
Исследователем Б.Б. Кардановой отмечается общность, как жанров, так и стилистических признаков, в свадебных песнях-диалогах ногайцев и казахов яр-яр/жар-жар [27, с. 3!541.
Можно констатировать, что в эпическом творчестве юртовских татар и ногайцев-крагашей бытовал общий жанр хушаваз/кошаваз , не характерный для ногайцев основных территорий расселений, что позволяет выделить этот жанр в качестве локального (диалектного) и одновременно ареального, объединяющего музыкальные традиции этих двух соседних групп. Этот жанр — яркий пример «фольклорного двуязычия» (термин В. А. Лапина), возникшего на основе глубоких межэтнических контактов и подтверждающегося на уровнях жанра, стилистических компонентов и исполнительства. Общими признаками являются преимущественно лады минорного наклонения в объеме от сексты до квартдецимы, нисходящая направленность мелодики,
минимальное количество слогораспевов [28, с- 221. При этом каждая из этнических групп сохраняет свою сюжетную и содержательную специфику.
У астраханских туркмен аналогом хушаваза можно считать жанр багушлык («пожелание», «посвящение»), для которого характерны те же условия исполнения, предполагающего ситуацию «исполнитель-слушатель», характер и стиль изложения.
Ж анр озын кий (протяжного напева) был распространен среди татар средневолжского происхождения и остался локализованным, не найдя популярности у юртовских, однако аналог — озынногайджыр встречаем в творчестве ногайцев-карагашей. Жанр протяжного напева, как и плачи невесты, и свадебные величальные песни яр-яр входят в песенную традицию ногайцев основного массива этноса, что подтверждает национальную идентификацию астраханских ногайцев.
У всех рассматриваемых этнических групп широко представлены свадебные жанры: плачи, свадебные обращения каждой из сторон (к жениху и невесте, новой родне). В свадебном цикле плачи и причитания матери невесты присутствуют в обрядовом блоке проводов невесты из родного дома в фольклоре юртовцев, татаро-переселеческих сел и сел со смешанным населением из юртовских татар и туркмен. Свадебный плач встречался в обрядах, связанных с прощанием с родным домом у ногайцев-карагашей.
Наибольшее распространение в исполнительской традиции астраханских татар получили уличные напевыурам кий, праздничные (весенние) итакмаки. Их рождение и развитие обусловлено сельской культурой.
«Уличные напевы» относятся к наиболее распространенным и стойким формам коротких напевов кыска кий в современности. Онивыступают универсальной моделью для разнохарактерных, приуроченных и неприуроченных напевов. М.Н. Нигмедзянов
определяет их как модели «стилистического типа» [12, с- 461. Поэтому «уличные напевы» не имеют конкретных названий, в чем проявляется единство с «деревенскими напевами» средневолжских татар. З.Н. Сайдашева связывает факт «безымянности» «деревенских»
напевов с мобильностью их текстов [29, с 251. В отличие от казанских, астраханские исполнители в своем репертуаре больше употребляют термин «уличный напев» урам кий , нежели «деревенский» авыл кий . Для «уличных напевов» характерно как сольное, так и коллективное исполнение. В содержательном аспекте в них улица подчеркивалась как место встречи в селе, единения сельской молодежи:
Безненурам тар иде,
Тар булса-да — бар иде
(«Наша улица была тесна, была тесна — но все ж была»).
Алмагачныналмасын ,
Жиепбетер — калмасын
Яшьвахытта — уйнада, кель ,
Укенечкакалмасын .
(«Яблоки от яблони собери, пусть не останутся, в молодости веселись, смейся, чтобы потом не раскаиваться»).
В некоторых селах имелись тексты, отражающие топонимические особенности конкретной той или иной местности, села. Исполнение урам кий по своей природе связано с уличными посиделками и играми с «наказаниями». На сегодняшний день в каждом селе бытуют свои, локальные напевы в качестве мелодических клише. «Уличный напев» может функционировать в обрядовом контексте (в свадебном обряде), так и внеобрядовом действе (игра, уличные гулянья), то есть выступать в качестве полифункционального жанра.
Полифункциональность и мобильность получает свое воплощение в другом татарском песенном жанре — такмаке , который также может использоваться в самых различных ситуациях: играх, посиделках, свадьбах, других семейных торжествах. Именно этот факт объясняет популярность и наибольшее распространение двух жанров в современной песенной культуре всех групп татар Астраханской области. Однако если урам кий воспринимается народными исполнителями как определенная мелодическая форма, то
такмак — больше как стихотворная форма.
Такмак — является древнейшим жанром и связан с танцевальными, плясовыми движениями. Из-за сложности в жанровом определении, в трактовке исследователями он неоднозначен [8, с- 71; 12, с- 44-45"|. м.Н. Нигмедзянов относит его к «традиционным
формам кыска кий » [12, с- 44; 13, с- 4871 и считает его особой композиционной формой. Э.Р. Каюмова при изучении такмака как феномена народной культуры, трактует его еще
и как стихотворную форму, синоним кыскажыр . [19, с 11-12"". Исследователь татарских детских игр Р.Ф. Ягфаров отмечает сюжетообразующую роль такмаков при исполнении песенно-игровых игр жырлы-биюлеуеннар [30, с 1521.
Для информантов такмак прежде всего термин, отражающий содержание и длительность напева. Сам напев воспринимается ими как урам кий (уличный напев). Один напев в народном мышлении может относиться к разным жанрам, и, наоборот, различные жанры в народном восприятии могут трактоваться в синонимическом значении. Думается, именно этот фактор служит для исследователей одним из существенных препятствий при жанровой трактовке таких неоднозначных явлений в татарском фольклоре, каковыми являются урам кий и такмак . «Так реально переплетаются «корни» жанров-деревьев в фольклорной системе: сплошное переплетение, вечная диффузия —
взаимопроникновение, переосмысление, переинтонирование и т.п.» [31, с 631.
Видное место в песенной лирике тюркских групп со второй половины XX века занимают песни «нового времени» [18, с- 621 средневолжских, и, прежде всего, казанских татар. В репертуаре астраханских татар, туркмен и карагашей области зафиксированы песни «Сарман », «Туганавылым », «Ай, был былым ».
Особый пласт песенных традиций у всех рассматриваемых тюркских групп составляет русский фольклор, а также авторские песни советского периода (в том числе и военных лет): «Ямщик», «Катюша», которые могли исполняться как на русском языке, так и в переложениях на инонациональные языки, в том числе диалектные. В послевоенные годы наряду с диалектными наигрышами в каждом селе мог звучать вальс, фокстрот и краковяк на саратовской гармонике. Их принятие и включение в «свой» репертуар каждой из рассматриваемых групп свидетельствует о том, что духовная культура развивалась в едином с русским этносом культурном пространстве.
Таким образом, сравнительный анализ вокальных жанров тюркских этнических групп Нижнего Поволжья позволяет сделать следующие выводы.
1 . Жанровые пересечения ярче проявлены в вокальных пластах юртовских татар и ногайцев-карагашей, что обусловлено этнокультурной близостью двух ранних по происхождению на территории Астраханской области этнических групп. К таким жанрам отнесем эпический хушаваз/кошауаз, и свадебные песни яр-яр .
2 . Вокальные жанры общетатарского слоя: «уличные напевы» урам кий и такмаки проникли через татаро-юртовский фольклор в традиции ногайцев-карагашей и туркмен.
3 . Казахский вокальный фольклор оказался наименее восприимчив к иноэтничному влиянию. Хотя в экспедициях зафиксированы факты женского исполнительства на саратовской гармонике инструментальных версий татарских песен.
В вокальных жанрах каждой из рассматриваемых групп четко очерчиваются три пласта: диалектный, наддиалектный и общерегиональный.
Диалектный пласт представлен жанром поздравительных песен шакирдов Ша диван, свадебными песнями матери невесты у юртовских татар, эпическим жанром багушлык, протяжными напевами сагнуджырлары у туркмен; песнями «открывания лица» бет ашар и песнями-пожеланиями тойдатилек у карагашей.
Наддиалектный компонент находит свое отражение в бытовании общенациональных жанров: это «уличные напевы» урам кий, такмаки, баиты в татарской вокальной традиции; песни на стихи туркменского поэта Мактумкули в туркменской; ногайские лирические песни на напевы озынногайджыр, свадебные песни яр-яр и частушки шын в ногайско-карагашской.
Общерегиональное проявляется двухуровнево. Первый уровень - бытование общих жанров у разных тюркских этнических групп (к таковым относим хушаваз/кошауаз таковым относим хушаваз ()ких этногрупп с общей историко-культурной канвой ()о-карагашской. в эпической традиции). Второй - восприятие иноэтнической песенной традиции (имеется в виду проникновение в вокальный пласт юртовцев, карагашей и туркмен жанров общетатарского фольклора: баита , «уличного напева» урам кий и такмака .
Выявленные жанровые параллели и пересечения, диалектные, наддиалектные и общерегиональные особенности вокальных пластов, свидетельствуют о разной степени интенсивности межэтнических контактов среди тюркского населения Астраханского края; отражают процессы культурного обмена как результата естественного и непрерывного общения родственных или соседствующих народов в течение длительного исторического периода.
Библиография
1. Лапин В. А. Очерки исторической проблематики русского музыкального фольклора. СПб., РИИИ, 2017. 440 с.
2. Исхакова-Вамба Р. А. Татарское народное музыкальное творчество (Традиционный фольклор). Казань: Тат.кн. изд-во, 1997. 264 с.
3. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897.
4. Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края. Мелодии ногайских и оренбургских татар.I. Введение// Известия общества археологии, истории и этнографии при Имп. Казанском ун-те. Казань: Типо-литография Императорского ун-та, 1893-1901. Т^П. Вып. 1. С. 1-67.
5. Мошков В.А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края. П.Мелодии ногайских и оренбургских татар. // Известия общества археологии, истории и этнографии при Имп. Казанском ун-те. 1897 г. Вып. 3. С. 265-291.
6. Мошков В.А. Мелодии астраханских и оренбургских ногайцев и киргиз. Казань, 1901.// Известия общества археологии, истории и этнографии при Имп. Казанском ун-те. 1901. Т. 17. Вып. 1. С. 1-41.
7. Мошков В. А. и его материалы для характеристики музыкального творчества татар, ногайцев и казахов // В. А. Мошков. Мелодии Волго-Камья (под ред. М. Кондратьева и Н. Альмеевой). Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2011. 366 с.
8. Абдуллин А.Х. Тематика и жанры дореволюционной татарской народной песни // Вопросы татарской музыки. Казань, 1967. С. 3-80.
9. Исхакова-Вамба Р. А. Татарские народные песни. М.: Советский композитор, 1981. 190 с.
10. Калмыков И. Х., Керейтов Р. Х., Сикалиев А. И.-М. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1988. 232 с.
11. Нигмедзянов М. Н. Народная музыка // Татары Среднего Поволжья и Приуралья. — М: Наука, 1967. С. 460-480.
12. Нигмедзянов М. Н. Народные песни волжских татар. Исследование. М.: Советский композитор, 1982. 135 с.
13. Сайдашева З. Н. Народная музыка // Татары. М.: Наука, 2001. С. 484-506.
14. Альмеева Н.Ю. Жанровая система и этномузыкальный диалект: К проблеме классификации явлений татарской музыки устной традиции // Искусство устной традиции. Историческая морфология. Сб. ст. СПб.: РИИИ, 2002. С. 132-147.
15. Альмеева Н. Ю. К определению жанровой системы и стилевых пластов в песенной традиции татар-кряшен // Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья: вопросы теории и истории: сб. статей памяти Султана Габяши / Ред. коллегия: Н.Ю. Альмеева (сост. и ответ.ред.), Н.И. Бояркин, М.Г. Кондратьев. Казань, ИЯЛИ им. Ибрагимова, 1989. С. 5-21.
16. Альмеева Н.Ю. В.А. Мошков и его материалы для характеристики музыкального творчества татар, ногайцев и казахов // В. А. Мошков. Мелодии Волго-Камья (под ред. М. Кондратьева и Н. Альмеевой). Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2011. С. 164176. Комментарии. С. 320-354.
17. Сайдашева З. Н. К вопросу о жанровой классификации песенного фольклора казанских татар // В мире татарской музыки: сб. ст. Казань: Изд-во Казанской гос. консерватории, 1995. С. 15-18.
18. Каюмова Э. Р. Мелодико-структурные константы как механизм передачи фольклорной традиции (на примере татарских песен «нового времени») // Механизм передачи фольклорной традиции: мат-лыХХ1Междунар. молодежн. конф. пам. А. Горковенко. Ред. коллегия: Н.Н. Абубакирова-Глазунова (отв. ред. и сост.) и др. СПб.: РИИИ, 2004. С. 62-77.
19. Каюмова Э. Р. Татарская народно-песенная культура нового времени: проблемы традиционного мышления и жанровой атрибуции: Автореф. дисс... канд. иск. СПб., 2004. 24 с.
20. Земцовский И. И. Жанр, функция, система // Советская музыка. 1971. № 1. С. 5964.
21. Хрущева М. Г. Удмуртская обрядовая песенность. М.: Композитор, 2001. 248 с.
22. Абубакирова Н. Н. Народные песни Западного Туркменистана:Автореф. дисс. канд. иск. Л.: РИИИ, 1982. 22 с.
23. Шаховской А. П. Народно-песенная культура бесермян/ Ред. Э. А. Алексеев. М.: NB Магистр, 1993. 171 с.
24. Курмансеитова А. Х. Творческая деятельность Абдул-Хамида Джанибекова (18791955 гг.) / Ногаеведческий сборник: материалы «Джанибековских чтений». Вып. 2. Астрахань, 2013: Изд-во «Колор». С. 88-96.
25. Карданова Б. Б. Обрядовые песни ногайцев (к характеристике жанров) // Вопросы искусства народов Карачаево-Черкессии: Сб. науч. тр-в. / Ред. Шаповалова И. А. Черкесск: КЧИГИ, 1993. С. 60-76.
26. Кунанбаева А. Б. «Жанровые дубли» как универсалии традиционной культуры// Искусство устной традиции. Историческая морфология: Сб. науч. ст., посв. 60-летию И. И. Земцовского / Отв. ред. и сост. Н. Ю. Альмеева. СПб.: РИИИ, 2002. С. 55-64.
27. Карданова Б. Б. Ногайско-казахские этномузыкальные параллели. // Ногайцы: XXI
век. История. Язык. Культура. От истоков — к грядущему. Материалы Первой Международной научно-практической конференции. Черкесск, 2014. С. 351-357.
28. Гайнуллина Н. Г. Эпическая традиция ногайских татар Астраханской области: автореф. дис...канд. искусствоведения. Казань: Казанская государственная консерватория, 2003. 24 с.
29. Сайдашева З. Н. Песенная культура татар Волго-Камья. Эволюция жанрово-стилистических норм в контексте национальной истории. Казань: Изд-во «Матбугатйорты», 2002. 166 с.
30. Ягфаров Р.Ф. Детские игры и развлечения // Этнография татарского народа. Казань: Магариф, 2004. С. 150-155.
31. Земцовский И. И. К теории жанра в фольклоре // Советская музыка. 1983. № 4. С. 61-65