ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2008. № 2
ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН К.В. Швандар
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Большинство современных исследований подтверждает, что процесс развития в современном мире имеет своей целью улучшить качество жизни людей, расширяя их возможности по формированию собственного будущего. Для достижения этой цели необходим более высокий доход на душу населения, но только этого недостаточно. Требуется более справедливое образование и перспективы трудоустройства, большее равенство между полами, лучшее здравоохранение и питание, более чистая и устойчивая окружающая среда, беспристрастная судебная и юридическая система, более широкие гражданские и политические свободы, а также более полная культурная жизнь. Это значит, что не только темпы экономического роста, но и его качество имеет большое значение для улучшения жизни людей и сокращения бедности, но означает ли это, что подобные характеристики следует закладывать в оценку уровня конкурентоспособности национальной экономики? В настоящее время большинство исследователей положительно отвечают на этот вопрос, хотя единства взглядов на состав факторов, оценивающих уровень национальной конкурентоспособности, пока еще не достигнуто.
Активное развитие теории международной конкурентоспособности продолжается чуть более 35 лет, что объясняет непрерывные изменения как сути самого понятия конкурентоспособности, так и методики расчета ее показателя. Изменяется также перечень стран, включаемых в исследования. Все это приводит к серьезному нарушению сопоставимости результатов исследований, а следовательно, к сложностям в интерпретации полученных результатов. В частности, серьезную трансформацию претерпели методики исследований национальной конкурентоспособности таких наиболее известных в настоящее время международных организаций, как World Economic Forum и International Management Forum.
Что понимают под национальной конкурентоспособностью современные исследования? Самое простое, можно сказать, интуитивное определение конкурентоспособности, которое можно ко-
личественно рассчитать, — это доля поставляемой страной продукции на мировых рынках. Однако такое определение слишком односторонне и предполагает, что не бывает страны, выигравшей в конкурентной борьбе, поскольку одних товаров страна продает больше, а других — меньше. Мало того, с учетом этого определения основными действиями государства, направленными на повышение конкурентоспособности экономики, становится проведение промышленной политики, подкрепленной торговой политикой и такими распространенными мерами, направленными на расширение экспорта, как обеспечение субсидиями, поддержание низкого уровня заработной платы на местах, девальвация национальной валюты. Действительно, достаточно часто говорят, что низкая заработная плата или девальвация национальной валюты делают нацию более конкурентоспособной. Значительное число людей, возглавляющих компании в различных странах, поддерживают подобную точку зрения, потому что такая политика, как кажется, способствует немедленному повышению конкурентоспособности их предприятий.
К сожалению, подход в рамках интуитивного определения конкурентоспособности является не просто неверным, он противодействует экономическому прогрессу нации. Субсидии приводят к утечке национального дохода и к уклонению от более производительного использования национальных ресурсов. Результаты девальвации заключаются в коллективной оплате нацией снижения стоимости товаров и услуг, продаваемых на мировом рынке, в то время как растет цена товаров и услуг, покупаемых за границей. Экспорт, базирующийся на низкой заработной плате или дешевой валюте, не способствует созданию и поддержанию привлекательного уровня жизни и жизненных стандартов.
Для настоящего понимания конкурентоспособности отправной точкой является установление источника процветания. Национальные стандарты жизни определяются производительностью экономики, которая измеряется стоимостью производимых товаров и услуг на единицу национального человеческого капитала, финансового капитала и природных ресурсов. Производительность зависит как от стоимости национальных товаров и услуг, измеряемых в ценах, устанавливающихся на открытых международных рынках, так и от эффективности, с которой они могут быть произведены. Производительность также зависит от способности экономики мобилизовать доступные человеческие ресурсы. В некоторых европейских экономиках наблюдаются высокая производительность труда и одновременно высокий уровень безработицы, большое количество отпусков по болезни, ограничение рабочих часов (зачастую не на добровольной основе) — все это
понижает национальный доход на душу населения, но отражает успех политики, направленной на увеличение доли альтернативной занятости.
Конкурентоспособность измеряется уровнем производительности труда. Производительность труда позволяет нации поддерживать высокий уровень заработной платы, сильную валюту и привлекательный уровень дохода на вложенный капитал, а следовательно, и высокий уровень жизни. Таким образом, целью экономического развития является повышение производительности труда, а не наращивание экспорта. Если нация увеличивает экспорт товаров или услуг, значит, она может делать это более производительно, чем мировая промышленность в среднем, и, значит, национальная производительность труда будет расти. Кроме того, когда производительность труда является целью, то не важно, в чьей собственности находятся фирмы, работающие в стране, — в национальной или иностранной собственности. Более важным, чем собственность, является природа и эффективность бизнеса в конкретной стране. Наконец, развитие национальной промышленности также очень важно для повышения конкурентоспособности, потому что производительность труда в ней не только устанавливает заработную плату в отраслях, но и, кроме того, влияет на стоимость жизни и издержки ведения бизнеса в этой стране. Производительность экономики в целом, а не только во внешних секторах является важным фактором для оценки уровня жизни.
Мировая экономика развивается динамично, и это способствует тому, что многие страны могут улучшить свое благосостояние при условии повышения производительности труда. Поэтому главной идеей экономического развития становится идея о том, как создать условия для быстрого и устойчивого роста производительности труда.
Связь производительности труда и конкурентоспособности пытаются в большей или меньшей степени учесть, давая определение конкурентоспособности, многие известные исследователи и международные организации, хотя зачастую производительность труда в этих определениях завуалирована под возможность производить конкурентные товары. Например, в докладе Европейского форума по развитию менеджмента было представлено следующее определение: «Промышленная конкурентоспособность — это способность предпринимателей в настоящем и в будущем производить и продавать на национальном и мировом рынках товары, которые по цене и качеству более привлекательны, чем у иностранных или национальных конкурентов»'.
1 EMF: Rapport sur la compétitivité industrielle internationale. P., 1984.
Современное определение Международного форума по развитию менеджмента определяет конкурентоспособность как «область экономического знания, которая анализирует факты и политику, формирующие способность нации создавать и поддерживать такую среду, которая выдерживает создание все возрастающей стоимости на своих предприятиях и все большее процветание своего народа»2.
Из встречающихся в литературе определений конкурентоспособности хочется отметить два определения европейской Консультативной группы по конкурентоспособности: 1) конкурентоспособность подразумевает элементы производительности, эффективности и прибыльности. Но они не являются конечной целью. Это мощное средство достижения повышения жизненных стандартов и общественного благосостояния, это инструмент для достижения целей. В глобальном смысле, увеличивая производительность труда и эффективность в контексте международной специализации, конкурентоспособность обеспечивает основу для повышения доходов населения неинфляционным путем3; 2) конкурентоспособность является основой для повышения жизненных стандартов, обеспечения работой безработных и уничтожения бедности.
Наиболее широкое распространение в литературе получило определение, которое было дано в докладе президентской комиссии США по конкурентоспособности «Мировая конкуренция: новая реальность» еще в 1987 г.: Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан'
Современный подход Всемирного экономического форума выделяет две стороны понятия международной конкурентоспособности. Первая — способность экономики достигать постоянного экономического роста в среднесрочный и долгосрочный периоды, которая базируется на понимании экономистами детерминант комплексного процесса экономического роста и развития. Вторая — развитие специфических для компаний факторов, способствующих повышению эффективности и производительности труда на микроуровне. Именно такой подход исследователи этой организации используют для количественного определения сравнительного уровня конкурентоспособности конкретной страны.
2 IMD's World Competitiveness Yearbook. 2003.
3 Competitiveness Advisory Group (Ciampi Group): Enhancing European Competitiveness. First report to the President of the Commission, the Prime Ministers and the Heads of State. 1995. June. Second report. 1995. December.
4 America's competitive crisis: confronting the new reality. Council of competitiveness. Washington, 1987.
Несмотря на существующие различия в приведенных определениях, их объединяет целый ряд общих черт, а именно мысль о том, что динамичное развитие экономики, повышение ее эффективности характеризуют страну, успешную в конкурентной борьбе, а повышение уровня жизни ее граждан является главной целью и основной мерой успеха страны в международной конкуренции. Однако уровень жизни граждан измерить только уровнем ВВП на душу населения невозможно, поэтому современные исследования включают туда и такую многофакторную категорию, как качество жизни в стране. Экономическое развитие и эффективность экономики также являются многогранными понятиями. В результате количественное определение уровня сравнительной конкурентоспособности экономики расширяется почти до безграничности, и основной целью экспертов, занимающихся исследованиями национальной конкурентоспособности, становится отбор реального количества статистических и аналитических показателей. В наиболее известных исследованиях используется около трехсот показателей.
Как уже отмечалось выше, первым из комплексных исследований национальной конкурентоспособности было исследование, проводимое Международной организацией European management forum. Ее определение базировалось на основе 10 факторов, оцениваемых по ряду показателей (в разные годы их количество варьировалось от 200 до 300), основная часть которых представляла собой статистические данные различных международных организаций ООН, ОЭСР, МВФ, МБРР. Кроме того, использовались итоги анкетного опроса, проводимого среди руководителей более 700 промышленных компаний разных стран. Результаты исследования представляли собой список стран, где первое место занимала наиболее конкурентоспособная страна, а последнее соответственно — наименее конкурентоспособная.
Например, согласно исследованию, в 1984 г.5 количество показателей равнялось 2846 и они сводились к 10 факторам, определяющим конкурентоспособность, а коэффициент весомости каждого фактора в общем уровне конкурентоспособности определялся экспертным путем (табл. 1):
Взвешенные результаты в процентах служили основой для классификации факторов. После проведения классификации в конечном итоге можно было увидеть, какое совокупное место занимает
3 EMF: Rapport sur la compétitivité industrielle international.
6 Подробный перечень показателей, по которым эксперты Европейского форума оценивали 10 факторов конкурентоспособности, можно посмотреть в монографии: Швандар К.В. Исторический аспект развития концепции международной конкурентоспособности. VI.. 2005.
Таблица 1
Весомость факторов конкурентоспособности
Факторы конкурентоспособности Коэффициент весомости Количество показателей
1. Динамизм экономики 14,0 35
2. Эффективность промышленного производства 14,0 40
3. Политика страны в отношении нововведений 13,0 29
4. Готовность компаний и страны стимулировать торговую деятельность 12,5 36
5. Людские ресурсы 11,0 37
6. Социально-политическая обстановка 9,0 21
7. Динамизм рынка 8,0 21
8. Динамизм финансовой системы 7,5 26
9. Ресурсы и инфраструктура 6,0 20
10. Роль государства 5,0 19
каждая страна по сводному показателю конкурентоспособности, а значит, и то, насколько конкурентоспособна она по сравнению с другими странами. Например, в 1982 г. места в списке наиболее конкурентоспособных стран ОЭСР распределились следующим образом: 1-е — Япония; 2-е Швейцария; 3-е — США, 4-е — ФРГ; кроме того, Дания заняла 9-е место, Канада — 11-е, Австралия — 12-е, Великобритания — 14-е место.
Современные исследования базируются в основном на этих же принципах расчета уровня конкурентоспособности и ранжирования стран, а основные различия проявляются в наборе факторов, воздействующих на уровень конкурентоспособности страны, в оценке силы этого воздействия, т.е. уровня весомости факторов, а также в количестве определяющих их показателей и в количестве стран, включаемых в исследования. Кроме того, современные методики учитывают также текущие тенденции развития мировой экономики, компьютерных и интернет-технологий, прогрессивное развитие статистики в ряде стран. Хочется отметить методики Международного форума по развитию менеджмента (МФМ) и Всемирного экономического форума (ВЭФ)7.
Так, Международный форум по развитию менеджмента публикует результаты своих изысканий по вопросам конкурентоспособности наций ежегодно начиная с 1989 г. Исследование этой орга-
7 International Management Forum и World Economic Forum.
низации охватывает заметные в мировом масштабе экономики, которые обладают сопоставимой международной статистикой. МФМ выделяет лишь четыре фактора конкурентоспособности, которые определяют состояние национальной конкурентной среды и способность предприятий создавать богатство:
1. Фактор «экономическое развитие страны, ее макроэкономическое состояние» оценивает макроэкономические характеристики национальной экономики, внешней торговли, международных инвестиций, занятости и цен.
2. Фактор «эффективность правительства» определяет с помощью оценки состояния общественных финансов, налоговой политики, институциональных рамок, законодательства, образования, насколько политика правительства способствует росту конкурентоспособности.
3. Фактор «эффективность бизнеса» — это уровень, достигнутый предприятием в сфере инноваций, прибыльности и надежности, который оценивается по данным производительности труда, рынка труда, состояния финансов, практики менеджмента и воздействия глобализации.
4. Фактор «инфраструктура» определяет, в какой мере ресурсы, технология, наука и трудовые ресурсы удовлетворяют потребности бизнеса. Для этого рассматривают уровень развития базовой инфраструктуры, технологической инфраструктуры, научной инфраструктуры, здоровья населения и состояния окружающей среды, а также систему национальных ценностей.
При проведении расчетов каждый из четырех факторов конкурентоспособности разбивается на пять индексов. В результате все двадцать индексов обладают одинаковой весомостью и оцениваются по 321 показателю (табл. 2).
Таблица 2
Количество показателей индексов факторов конкурентоспособности
Факторы конкурентоспособности Количество показателей
Экономическое состояние по 75 показателям
Правительственная эффективность по 81 показателю
Эффективность бизнеса по 69 показателям
Инфраструктура по 96 показателям
Важное замечание состоит в том, что в этом исследовании за 100% принимается уровень развития США (в рейтинге стран с населением менее 20 млн человек за 100% принят уровень развития Финляндии).
Первое место в рейтинге МФМ соответственно занимают США, за которыми (в отличие от методологии ВЭФ) в 2005 и 2006 гг. следовали «два дракона» АТР Гонконг и Сингапур. В 2005 г. далее располагались Исландия, Канада и Финляндия. Последняя в рейтингах ВЭФ, о которых речь пойдет ниже, вот уже 5 лет конкурирует за первое место с США, однако в рейтинге МФМ за 2006 г. она, напротив, была отнесена на 10 место. В десятке наиболее конкурентоспособных экономик в 2005 г. (7—10-е места) также оказались Дания, Швейцария, Австралия и Люксембург. В 2006 г. эти же страны остались в десятке, лишь Канада спустилась на 7-е место, Дания поднялась на 5-е, Австралия — на 6-е, Люксембург — на 9-е место.
Россия, согласно исследованиям МФМ, с 1995 по 1997 г. включительно устойчиво занимала последние или предпоследние места в рейтинге. После расширения списка в 1998 и 2002 гг. уровень конкурентоспособности России поднялся с самой последней строчки, но не вышел за рамки последней десятки стран с наиболее слабой конкурентоспособностью. В этой десятке Россия осталась и после 2003 г., когда количество стран, включенных в исследование, увеличилось до 60. Наиболее сильной стороной конкурентоспособности России фонд называет состояние инфраструктуры, наиболее слабой — эффективность бизнеса8.
В рейтинге конкурентоспособности за 2006 г. оценка конкурентоспособности России практически не изменилась, несмотря на продолжающееся улучшение экономики страны, проведение ряда реформ и рост мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на нефть. В 2006 г., как и в 2005 г., Россия заняла 54-е место из 61 страны, включенной в исследование МФМ.
Следует отметить, что при выявлении четырех факторов конкурентоспособности МФМ базировался на концептуальном исследовании проблем международной конкурентоспособности, проведенном М. Портером. Основные позиции были изложены им в вышедшей в 1990 г. монографии «Конкурентные преимущества наций»9, которая заметно повлияла на дальнейшую эволюцию теории вопроса конкурентоспособности. Специалисты оценили появление этой книги как переворот в традиционных представлениях о международной торговле, конкуренции и об источниках успеха отдельных компаний и наций в целом.
М. Портер изучал проблему конкурентоспособности экономики страны с точки зрения исследования групп взаимосвязанных
8 Данные за 2003 г.
9 В русском варианте: Портер М. Международная конкуренция. VI.. 1993.
5 ВМУ, экономика, № 2
65
между собой отраслей, названных им кластерами. Отрасль или группа сопряженных отраслей (кластер) в его исследовании конкурентоспособности экономики является основной единицей, хотя подъем экономики достигается одновременным развитием различных отраслей. Кроме того, по мнению этого автора, экономическое процветание любой страны зависит в основном от эффективности использования национальных ресурсов. Экономика развивается благодаря укреплению позиций страны на мировом рынке посредством достижения более высокой конкурентоспособности в существующих отраслях и развития новых, высокоэффективных отраслей и сегментов, способных добиваться успеха в конкурентной борьбе. Как существенное условие экономического роста Портер выделяет торговлю, поскольку экспорт продукции высокоэффективных отраслей позволяет импортировать продукцию, производство которой в стране малоэффективно. Важная роль отводится прямым иностранным инвестициям, позволяющим перенести за границу менее эффективные отрасли или облегчить проникновение высокопроизводительных отраслей на рынки других стран.
Суть наиболее широко известного открытия Портера, так называемого «конкурентного ромба», заключается в выделении им основополагающих четырех систем факторов, определяющих конкурентоспособность экономики, и затем в исследовании взаимного влияния этих систем на конкурентоспособность.
Эти четыре системы факторов (каждый в отдельности и все вместе как система) создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы каждой страны. «Национальный ромб» — это система, составляющие которой взаимно усиливаются. Конкурентное преимущество на основе одного-двух составляющих также возможно, но только в отраслях, сильно зависящих от природных ресурсов, а для удержания конкурентного преимущества в высокотехнологичных отраслях необходимо иметь преимущество во всех четырех углах «ромба». Вот краткая характеристика условий национальной экономики, которые могут привести к появлению и успешному функционированию конкурентоспособных на мировых рынках фирм и отраслей.
Первая система факторов — это национальные условия, а точнее, факторы производства, необходимые для деятельности фирм в любой отрасли, которые разбиваются на следующие группы: людские ресурсы (количество, квалификация и стоимость рабочей силы, включая менеджмент); физические ресурсы (количество, качество, доступность и стоимость земли, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников энергии и других природных условий); ресурс знаний (сумма научной, технической и рыноч-
ной информации, влияющей на товары и услуги); денежные ресурсы (количество и стоимость капитала, который может быть пущен на финансирование промышленности), а также инфраструктура (ее тип, качество и плата за использование, влияющие на характер конкуренции).
Вторая система факторов — это условия спроса, т.е. определение того, каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью. Самое важное проявление влияния спроса на конкурентное преимущество — соотношение и характер потребностей отечественных покупателей. Кроме того, воздействуя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения фирмами инноваций. В результате страны добиваются конкурентного преимущества в тех отраслях и сегментах, где спрос на внутреннем рынке дает представление о потребностях покупателей местным фирмам раньше и точнее, чем зарубежным конкурентам.
Третья система факторов — это наличие или отсутствие, а также уровень развития в стране конкурентоспособных на мировом рынке родственных и поддерживающих отраслей. Наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков создает целый ряд преимуществ для потребляющих отраслей, в частности обеспечивает эффективный и быстрый доступ к самым дорогостоящим ресурсам, осуществляет координацию поставщиков на внутреннем рынке, повышает активность в процессах нововведений, способствует росту уровня производительности труда.
Четвертая система факторов — это стратегия национальных фирм, их структура и конкуренты, а также условия в стране, определяющие создание фирм и управление ими, а также характер конкуренции на внутреннем рынке. Конкуренция на внутреннем рынке принуждает фирмы совершенствовать производственные процессы и внедрять новшества, конкуренты заставляют друг друга понижать цены, улучшать качество продукции и повышать уровень обслуживания, создавать новые товары и технологические процессы и т.д. Хотя фирмы далеко не всегда могут сохранить преимущество на длительное время, сильное давление со стороны соперников стимулирует инновации. Внутренняя конкуренция создает предпосылки для внедрения не простых инноваций, а таких, которые ускоряют рост конкурентоспособности национальных фирм. Поэтому внутренняя конкуренция считается более эффективной, чем конкуренция с иностранными фирмами.
По мнению Портера, в тех отраслях или сегментах, где национальный «конкурентный ромб» имеет наиболее благоприятный характер, страны имеют наибольшие шансы на успех. Анализ условий развития «конкурентного ромба» в различных странах и воз-
можность некоторых стран успешно развиваться лишь за счет нескольких его компонентов привел М. Портера к выделению четырех стадий, «соответствующих четырем основным движущим силам, или стимулам, определяющим ее развитие в отдельные периоды времени, — это факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство»10. Эта идея также является важным открытием, на котором базируется современное понимание национальной конкурентоспособности.
На первых трех стадиях конкурентоспособности национальной экономики происходит усиление и усложнение конкурентных преимуществ экономики, четвертая стадия обозначает постепенное замедление роста и спад, который может быть достаточно продолжительным, пока какое-нибудь новое потрясение не вытолкнет из него экономику.
Каждая стадия характеризуется различным уровнем развития и состояния отдельных факторов и различными значениями показателей конкурентоспособности. На первой стадии развития конкуренции — на основе факторов производства — последние являются решающей силой, благодаря которой все национальные отрасли достигают своих преимуществ на мировом рынке (например, благодаря дешевой рабочей силе, богатым природным ресурсам, благоприятному сельскохозяйственному климату и т.д.).
На второй стадии развития конкуренции — на основе инвестиции — решающим моментом являются возможность и желание инвестировать в развитие экономики. Третья стадия развития конкуренции — на основе инноваций — отличается тем, что национальные фирмы не только применяют и улучшают зарубежные, но и создают новую технику и технологию. Ценовая конкуренция основывается на высокой производительности, достигаемой за счет повышения квалификации персонала и передовой технологии. Четвертая стадия конкуренции — на основе богатства, — как уже отмечалось, является завершающей, и здесь происходит постепенная утрата национальной экономикой конкурентных преимуществ.
Идеи М. Портера и базовые наборы показателей Европейского форума по развитию менеджмента органично были использованы другой международной организацией — Всемирным экономическим форумом, который публикует свои исследования сравнительной конкурентоспособности в течение продолжительного времени — более 25 лет. Сегодня эти исследования охватывают более 100 стран, на долю которых приходится около 97% мирового ВВП.
10 Там же. С. 587.
ВЭФ, выделяя две стороны понятия международной конкурентоспособности — достижение экономического роста в среднесрочный и долгосрочный периоды и повышение эффективности и производительности труда на микроуровне, — формирует два основных индекса — индекс роста конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index) и индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index). Кстати, второй индекс в рамках проекта ВЭФ составляет уже упомянутый авторитет в вопросах международной конкурентоспособности — М. Портер. Кроме того, форум рассчитывает также сводный индекс глобальной конкурентоспособности.
Остановимся чуть более подробно на преемственности индекса глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) и использовании в нем основных положений, рассмотренных выше. Этот индекс после длительного перерыва вновь появился в Докладе о международной конкурентоспособности за 2004—2005 гг. При этом он не является, как прежде, сводным, состоящим из двух индексов — макро- и микроконкурентоспособности, а основан на комплексе факторов (в Докладе за 2004—2005 гг. их 12, в Докладе за 2005—2006 гг. — 9), которые достаточно полно охватывают природу детерминант производительности наций. Все эти факторы сгруппированы в три субиндекса в соответствии со стадией развития страны. На их основе и определяется уровень конкурентоспособности, занимаемый каждой из 104 стран, включенных в исследование. Для составления рейтинга по этому индексу ВЭФ распределяет по стадиям развития конкурентоспособности все включенные в исследование страны.
Хотя теория, лежащая в основе индекса, тесно связана с теорией М. Портера, существуют и некоторые отличия от нее. Одно из них состоит в том, что ВЭФ из четырех стадий развития, предложенных Портером, использует только три стадии. Четвертая стадия развития на основе богатства, по Портеру, ведет к ухудшению жизненного уровня, а экономика на этой стадии двигается только благодаря уже накопленному богатству, которое снижает стимулы для развития инвестиций и инноваций. ВЭФ же не рассматривает сокращение уровня ВВП на душу населения и поэтому не включает четвертую стадию в свой анализ.
Другое отличие состоит в том, что многие элементы, характеризующие стадии развития, не совпадают. Кроме того, если у Портера вторая стадия — это развитие экономики на основе ее способности и готовности к инвестициям, то у ВЭФ это движение за счет эффективности. Следующее отличие заключается в классификации стран. И наконец последнее состоит в том, что концепцию стадий конкурентоспособности, существующую у Портера лишь в теории, ВЭФ удалось перевести в измеряемый индекс.
Страны определяются по пяти группам в зависимости от уровня ВВП на душу населения и доли сырьевого экспорта в общем экспорте страны. Например, страна принадлежит к стадии развития на основе факторов (первая стадия), если ее ВВП на душу населения ниже 2 тыс. долл. или доля ее сырьевого экспорта составляет около 70% (к этой категории, по расчетам ВЭФ, можно отнести 41 страну). Страна с уровнем ВВП на душу населения от 3 до 9 тыс. долл., в экспорте которой имеется не более 70% сырья, принадлежит ко второй стадии (21 страна). Страна, ВВП которой составляет более чем 17 тыс. долл. на душу населения и которая имеет 70% сырья в экспорте, находится на третьей стадии (24 страны). Россия в этом исследовании отнесена ко второй стадии развития за счет эффективности, хотя рост цен на энергоносители в последние годы неуклонно увеличивает их долю в российском экспорте. Например, в 2006 г. доля сырой нефти и природного газа в российском экспорте составила 49% (в 2005 г. — 47%)". Кроме трех основных групп эксперты выделяют две переходные группы, однако страны, в них попадающие, при определении весовых коэффициентов приравниваются к странам, находящимся на более высокой стадии развития.
Следующим этапом в формировании сводного индекса конкурентоспособности является количественная оценка каждого из 12 факторов по 180 показателям, основанным на статистических данных и данных опросов, подготовленных экспертами ВЭФ. Набор этих факторов отличается от приведенных ранее факторов Европейского форума по развитию менеджмента, хотя нельзя сказать, что кардинально. К этим факторам относятся: институты, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, безопасность, человеческий капитал, эффективность товарного рынка, эффективность рынка труда, эффективность финансового рынка, технологическая готовность, открытость рынка и его размер, изощренность бизнеса, инновации.
Поскольку влияние отдельных факторов сильно различается в зависимости от уровня конкурентоспособности страны и стадии ее развития, то следующим шагом для определения индекса глобальной конкурентоспособности является сведение факторов в три субиндекса.
Факторы конкурентоспособности группируются следующим образом: показатели, которые считают более важными для первой стадии развития на основе факторов производства, включают институты, физическую инфраструктуру, базовый человеческий капитал, макроэкономическую стабильность и личную безопасность.
11 По данным платежного баланса РФ (www.cbr.ru).
Эти факторы составляют Субиндекс 1, названный «Базовые требования».
Состав факторов, которые наиболее важны для стадии развития за счет эффективности, включает эффективность рынка товаров, эффективность рынка труда, эффективность финансового рынка, продвинутый человеческий капитал, технологическую готовность и открытость рынка, его размер. Эти факторы составляют Субиндекс 2 — «Развитие эффективности».
И наконец, формируя важнейшие факторы для стадии инновационного развития, которую ВЭФ назвал факторами инноваций и усовершенствования, эксперты используют такие характеристики, как изощренность бизнеса и инноваций. Эти факторы составляют Субиндекс 3 — «Инновационный фактор».
Идея использования концепции стадий развития заключается в том, что хотя все приведенные факторы и имеют определенное значение на всех стадиях, но на некоторых стадиях их влияние заметно больше, поэтому веса для каждого субиндекса в ИГК зависят от стадии развития конкретной страны. Весомость каждого субиндекса для стран на различных уровнях развития распределена следующим образом (табл. 3):
Таблица 3
Влияние факторов конкурентоспособности
Субиндексы Базовые требования, % Развитие эффективности, % Инновационный фактор, %
Стадия факторов 50 40 10
Стадия эффективности 40 50 10
Стадия инноваций 30 40 30
Итоговый индекс глобальной конкурентоспособности рассчитывается согласно весам трех субиндексов и определяется как взвешенное среднее из трех групп. Итоговый рейтинг для каждой страны складывается из трех подчиненных индексов с учетом весов для каждой группы стран. В 2005—2006 гг. первое место в рейтинге занимали США, второе — Финляндия, далее в первую десятку вошли Дания, Швейцария, Сингапур, Германия, Швеция, Тайвань, Объединенное Королевство и Япония. Россия, несмотря на сравнительно динамичный экономический рост в последние годы, в рейтинге 2006 г. заняла 53-е место из 117 стран, проигрывая в уровне качества государственных институтов, обеспечения безопасности граждан, в развитии финансового рынка и недостаточно активном использовании иностранных технологий.
В заключение хочется отметить, что понятие международной конкурентоспособности уже пережило значительные трансформа-
ции и продолжает изменяться вместе с изменением понимания экономистами детерминант благосостояния наций. Следовательно, методология расчета индекса конкурентоспособности еще не единожды претерпит серьезные корректировки. Однако возвращение ВЭФ, пусть и в видоизмененном виде, к сводному индексу мировой конкурентоспособности, состоящему из определенного набора факторов, позволяет предположить, что эксперты склоняются к верности этого, применяемого и раннее, подхода. Вместе с тем использование стадии развития каждой страны при составлении единого индекса конкурентоспособности действительно продвигает исследование международной конкурентоспособности на новый уровень и, хочется надеяться, приведет методологию расчета этого показателя к обретению своей завершенности.
Что же касается оценки сравнительной конкурентоспособности России, то некоторые положения и выводы экспертов относительно экономического положения нашей страны, ее конкурентных преимуществ и недостатков представляются довольно спорными. С другой стороны, рейтинг не направлен на изучение проблем каждой из 100 стран, включенных в него, он скорее предназначен для определения уровня отставания от стран-лидеров и выявления на базе ограниченного набора показателей его причин.