Хроника
Международная конференция по изменению земельного покрова и использованию земель в Северо-Восточной Азии
Широкое применение дистанционного зондирования земельного покрова из космоса, появление всемирной коммуникационной сети и ослабление политических ограничений последних десятилетий позволили исследователям проблемы изменения земель, их структуры и типов землепользования объединиться в неформальное научное сообщество. Одна из его групп специализируется на изучении земельного покрова Восточной Азии, в частности ее северо-восточной части (СВА), и периодически проводит конференции и семинары.
С 3 по 5 февраля 2005 г. в столице провинции Хэйлунцзян (КНР) г. Харбине состоялась очередная международная конференция по изменению земельного покрова и использованию земель в Северо-Восточной Азии. Ее организаторы — Китайская академия наук (КАН), Институт дистанционного зондирования КАН, Институт географических наук и природных ресурсов КАН, а также Университет штата Мичиган (США). Хозяева — Хэйлунцзянское бюро геодезии и картографии — предоставили конференции свой хорошо оборудованный комплекс, расположенный в южной части Харбина. Спонсорами выступили Министерство науки и технологии КНР, университеты провинций Синьцзян и Цзянси, Сельскохозяйственный университет Северо-Востока Китая.
Цели харбинской конференции: понимание и моделирование реальных процессов изменения земельного покрова и использования земель (LCLUC process), их основных причин и последствий; более ясное представление о динамике экосистем (включающих бореальные леса, лесистые и заболоченные местности) и принципах управления экосистемами. Оргкомитет обозначил темы конференции: 1) динамика земельного покрова (в том числе влияние на нее пожаров) и использование земель в СВА; 2) динамика экосистем (с кругооборотом углерода, воды и питательных веществ); 3) экологические и социально-экономические причины и последствия изменений ландшафтов СВА (лесов, лесистых и заболоченных местностей, пахотных земель, пастбищ), воздействие этих изменений на здоровье и окружающую природную среду; 4) технологии изучения пространственных изменений, аналитический инструментарий изменений земельного покрова и использования земель; 5) образовательные программы по изучению земельного покрова и землепользованию в СВА, образовательный компонент программы NEESPI (Инициатива партнерства в области наук о Земле в Северной Евразии).
Эти темы были освещены очень неравномерно. Представители шести стран (КНР, Российской Федерации, США, Японии, Франции, Нидерландов) сделали 32 доклада. Условно, по количеству участников и темам, их можно разбить на четыре группы: 1) методологические (методика работы с космическими снимками и различными моделями); 2) биогеографические (закономерность пространственной и временной динамики растительного покрова без прямой связи с использованием земель); 3) ленд-юзовские (вопросы, непосредственно относящиеся к основной теме конференции); 4) программные (программы коллективных исследований).
^^ А. С. Шейнгауз
№ 22005
Мы рассмотрим лишь доклады, затрагивавшие экономические и социальные аспекты исследований. Их авторы отмечали, что с точки зрения LULCC Северо-Восточная Азия отличается большой численностью (а в некоторых регионах и плотностью) населения, быстрым ростом экономики, различными политикой и культурой использования земель. Богатые флора и фауна с присутствием древних биологических формаций дополняются динамикой и мозаичностью климата, интенсивным образованием новых видов, высокой продуктивностью и большим разнообразием биогеоценозов, прежде всего лесных. На LULCC влияют такие природные явления, как песчаные бури, деградация земель и превращение ландшафтов в пустыни, мощные наводнения и т. п.
Уильяма Салас (Applied Geosolutions, Дарем, Нью-Хэмпшир, США) и Ли Чан-шенг (Центр комплексных системных исследований, Дарем) рассмотрели количественные изменения почвенного углерода в Северо-Восточном Китае на основе интегрированной модельной системы, включающей такие показатели, как посевные площади, количество урожаев в год, количество и тип удобрений. Они привели конкретные данные по изменению сельскохозяйственных земель и интересные методологические находки. Особое внимание авторы уделили использованию в качестве удобрений растительных остатков. В 2000 г. в Китае 60% остатков сжигали, 20% шло на корм скоту, 15% возвращали на поля в виде удобрений, 2% использовали как сырье для производства товаров, 3% — для прочих нужд. В то же время в восточном Китае потеряны 50% почвенного углерода за последние 50 лет, в провинции Хэйлун-цзян — 40% за 40 лет. В 1990 г. в Китае среднегодовые потери составили 1,6% почвенного углерода. Это серьезное ухудшение плодородия почв. Принимаются меры, которые должны повысить долю растительных остатков, возвращаемых в почву для ее удобрения, с 15% в 2000 г. до 50% в 2007 г. Авторы показали, что трудности со снабжением водой привели за последние 20 лет к сокращению подачи воды на рисовые чеки и к изменению агротехники выращивания риса, а стремление получать более качественный рис привело к тому, что посевные площади сдвинули в северные районы Китая. Вывод доклада: почвы Китая имеют достаточный потенциал для восстановления нормального содержания в них углерода, при условии оптимизации зернового хозяйства.
Коллективный доклад Сун Гуочина (Мерилендский университет, США), Деффри Масека и Даррелла Уильмса (НАСА, США), Ли Чженгяна (Китайская академия лесного хозяйства), Чжан Шувена и Танг Лингли (КАН) был посвящен изменениям лесного покрова в Северо-Восточном Китае в 1990—2000 гг. Исследование базировалось на космических снимках MODIS с 500-метровым разрешением и на традиционных лесных картах, охвативших 41,9 млн га. Было установлено, что лесной покров региона сокращался за исследуемые 10 лет со среднегодовым темпом 0,36%. В аналогичных исследованиях двух других групп, сделанных по космическим снимкам в 2002 г., получены близкие результаты: сокращение с темпом 0,31 и 0,41% в год. Такие результаты принципиально отличаются от традиционных инвентаризационных данных не только по величине, но, главное, по направлению динамики: инвентаризация показывает увеличение площади лесов за это же десятилетие со среднегодовым темпом 0,36%. Какой из выводов правильнее, однозначно оценить нельзя. Рассчитано, что общая потеря углерода в биомассе лесов Северо-Восточного Китая за эти 10 лет составила от 95 до 124 млн т, однако сами авторы указывают на низкую достоверность результата. Следующие исследования подобного рода они предполагают провести по бассейну реки Амур.
Динамика земель в бассейне Амура была затронута в докладе Александра Шейн-гауза (ИЭИ ДВО РАН, Хабаровск) и Владимира Каракина (ТИГ ДВО РАН, Владивосток). Авторы представили системную картину использования земель и динамики земельного покрова российского Дальнего Востока, сделав в докладе акцент на сельскохозяйственные земли и лесной фонд. Отмечено, что с середины 1980-х гг. из-за кризиса в сельском хозяйстве сельскохозяйственные земли в регионе сокращаются. Площадь леса с 1978 по 1998 г. увеличивались, но в 1998—2003 гг. сократилась (несмот-
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНОГО ПОКРОВА Ц ^
№ 22005
ря на уменьшение площади рубок) из-за пожаров. Докладчики выделили специфические черты и методологические проблемы регионального землепользования, в том числе возникшие в период переходной экономики. Они обратили внимание на то, что типы и интенсивность использования земель резко различаются по обе стороны российско-китайской границы.
На эти различия указано и в докладе Александра Качура (ТИГ ДВО РАН, Владивосток). Автор рассмотрел трансграничные территории России и Китая в пределах Приморского края. Несмотря на существенные типологические различия, здесь требуется если не единое, то согласованное управление использованием земель. В том числе создания (для того, чтобы обеспечить сохранность биоразнообразия этого уникального района земного шара) международных особо охраняемых природных территорий, объединяющих участки обеих сторон границы.
Сю Каймин (Хэйлунцзянское бюро геодезии и картографии, КНР) посвятил доклад проблеме динамики мелиорированных сельскохозяйственных земель Хэйлунц-зян (в первую очередь в районе озера Ханка) и приханкайских земель Приморского края России. Он продемонстрировал интересные карты разных лет, а также несколько диаграмм, иллюстрирующих динамику земель. К сожалению, никаких результирующих величин и анализа причин этой динамики докладчик не привел — его основное внимание было уделено методическим вопросам.
Аналогично был построен доклад Сян Чина и Ин Руншенга (Университет штата Мичиган), рассматривавший LCLUC в бассейне реки Цзиньша (верхнее течение Янцзы).
Авторы коллективного доклада Павел Гройсман, Ричард Найт, Джесси Энлое (NOAA, США), Борис Шерстюков, Вячеслав Разуваев (Российский институт гидрометеорологической информации) и Анна Мещерская (Главная геофизическая обсерватория, Россия) широко обобщили проблемы повышения сухости климата на севере Евразии. Они констатировали рост температуры и испарения влаги, более раннее таяние снегов, повышение грозовой активности за последние 50 лет в этой части земного шара. Частота появления дней с высокой опасностью возникновения лесных пожаров возросла в течение ХХ в. в Сибири на 75—115%, а на Дальнем Востоке России — на 70—75%, а это, по мнению авторов, ведет к изменению земельного покрова. Но никаких конкретных данных в подтверждение этого вывода докладчики не привели.
Марк Кохрейн (Университет штата Мичиган, США) анализировал изменение лесных ресурсов Бразилии и сделал прогноз дальнейших изменений на основе ГИС-модели. Он исследовал один из районов Амазонии, где уже более трехсот лет идет транспортное и сельскохозяйственное освоение за счет вырубки лесов. Хотя приведенные им данные не относятся к СВА, исследованные им примеры, а также методы, которые он применяет, имеют много аналогий с LCLUC именно в СВА.
Три доклада были посвящены крупным международным программам дальнейшего изучения LCLUC. Гарик Гутман (НАСА), Павел Гройсман (NOAA, США) и Сергей Барталев (Институт космических исследований РАН) подробно раскрыли структуру и задачи программы NEESPI, которая финансируется НАСА и в ближайшем будущем будет выполняться в СВА (поэтому, видимо, конференция проводилась именно в Харбине). Обоснование выбора объектов было в значительной степени сделано на примерах, взятых из реалий Дальнего Востока России. На выполнение программы исследований только в СВА будет выделяться не менее 2 млн долл. ежегодно в течение ближайших трех лет. NEESPI — часть уже давно начатой программы GOFC/GOLD (Глобальное наблюдение за лесным и земельным покровом), финансируемой рядом крупных международных организаций, в том числе FAO, UNESCO, UNEP. Более подробные данные об этих программах помещены на сайтах http:// neespi.gsfc.naca.gov и http://www.fao.org/gtos/gofc-gold. С программой NEESPI был связан зачитанный от имени автора доклад Ольги Кранкиной (Университет штата Орегон, США) о NERIN — международной региональной информационной сети северной Евразии.
12. Заказ 808