Научная статья на тему 'Международная конференция «Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества»'

Международная конференция «Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
461
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА / АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / ИНГУШЕТИЯ / БРАТСТВО БАТАЛ-ХАДЖИ БЕЛХАРОЕВА / ISLAMIC CULTURE / ANTHROPOLOGY OF RELIGION / INGUSHETIA / BROTHERHOOD OF BATAL HADJI BELHAROEV

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Албогачиева Макка Султан-Гиреевна

В обзоре конференции, посвященной памяти Батал-Хаджи Белхароева и подготовленной правительством республики, Координационным центром мусульман Северного Кавказа, Муфтиятом Ингушетии, Музем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, отражены состоявшиеся на ней обсуждения различных аспектов исламской культуры в рамках истории, социологии, политологи, культурологи, экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Conference Islam in Russia and Beyond: the History and Culture of Society

This paper provides an overview of the conference dedicated to the memory of Batal Hadji Belharoeva prepared by the Government of the Republic, the Coordinating Centre of Muslims of the Northern Caucasus, Ingushetia Muftiate and the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), and devoted to discussing various aspects of history, sociology, political scientists, culture and economy in the context of Islamic culture.

Текст научной работы на тему «Международная конференция «Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества»»

Макка Албогачиева

Международная конференция «Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества»

Макка Султан-Гиреевна Албогачиева,

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург albmac@mail.ru

На протяжении многих лет в работе над темой «Этнографические аспекты религиозных практик ингушей» мне приходилось постоянно контактировать с потомками и последователями первого ингушского суфийского шейха Батал-Хаджи Белха-роева. В 2010 г. они обратились ко мне с просьбой помочь в организации научной конференции в связи со столетием со дня его кончины. Ранее братство Батал-Хаджи, объединяющее последователей Белхароева, проводило исламские конференции, приуроченные к знаменательным датам жизни своего основателя, однако научных мероприятий не организовывало. После учреждения фонда Батал-Хаджи Белхароева в 2010 г. возникло предложение провести научную конференцию, поскольку научно-просветительские мероприятия занимают важное место в деятельности фонда. Конференции с участием только духовенства, проходившие ранее, не достигали просветительской цели, считают адепты шейха. Отныне они планируют проводить ежегодные научные конференции, в которых смогут участвовать российские и зарубежные ученые, с целью пропаганды гуманистических идей монотеистических религий.

22—23 октября 2011 г. в Магасе, в Парламенте (Народном собрании) Республики Ингушетия состоялась Первая международная конференция «Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества». Мероприятие было организовано правительством Республики, Координационным центром мусульман Северного Кавказа, Муфтиятом Ингушетии, Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Информационным партнером форума выступил федеральный научно-практический журнал «История. Право. Политика». Участниками форума были исламоведы, историки, социологи, политологи, культурологи, экономисты, государственные и общественные деятели из Аджарии, Белоруссии, Германии, Казахстана, Марокко, Нидерландов, Пакистана, Польши, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Франции.

Открыл пленарное заседание глава республики Юнус-Бек Ба-матгиреевич Евкуров. Он подчеркнул значимость данного мероприятия в деле сближения народов, исповедующих ислам и другие религии. С приветственными обращениями в адрес участников конференции выступили заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Гизатуллин, заместитель муфтия Камбулат Зязиков, советник Главы Чеченской Республики Джамул Махмудович Тепсуркаев, известный религиозный деятель Ингушетии и Казахстана Ахмед Пошев. От семьи Батал-Хаджи Белхароева выступили его внук, общественный и религиозный деятель, кавалер Ордена Почета мусульман России «Аль-Фахар» Султан Курейшевич Белхароев и депутат Народного собрания Ингушетии Яхья Курейшевич Белхароев.

Остальная часть пленарного заседания была отведена для выступлений ученых из разных стран. Открыл ее Кристиан Вильгельм Деттмеринг (Берлин), представивший доклад «Исламиза-ция Ингушетии, идеология ненасилия и особая роль Батал-Хаджи Белхароева». Он очень живо, с великолепным знанием материала рассказал о религиозной деятельности Б.-Х. Белхароева и роли шейха Кунта-Хаджи в его духовном становлении. Докладчик отметил, что оба они проповедовали смирение и социальное равенство, в результате чего количество приверженцев кадырия в Ингушетии достигло такого уровня, который был сопоставим с чеченским. Известно, что Б.-Х. Белха-роев был арестован за выступления против царского режима. Между тем доказательств его причастности к этим выступлениям не было. Скорее всего, причина его ареста — необоснованные подозрения или ложный донос. В заключение своего доклада Кристиан подчеркнул, что самым ярким наследием Б.-Х. Белхароева стала существенная исламизация ингушей.

В течение XIX в. они приняли ислам, устойчиво соблюдали принцип ненасилия, идеологическую основу которого заложили шейхи Кунта-Хаджи Кишиев и Батал-Хаджи Белхароев. Неверная оценка ситуации в XIX в. сформировала мнение о существовании конфликта между российской властью и ингушским населением. Однако до депортации ингушей в 1944 г. именно идеология ненасилия помогала избегать крупных конфликтов между обеими сторонами.

В других выступлениях проблемы депортированных народов Кавказа были рассмотрены более подробно. В докладе «О роли ислама в повседневной жизни ингушей Казахстана» Жарас Акишевич Ермекбаев (Алматы) рассказал о большом вкладе ингушского народа в динамичное развитие Казахстана и о роли исламского духовенства Казахстана в сохранении самобытной культуры депортированных народов, которые после реабилитации в 1957 г. не вернулись на родину и остались жить в местах ссылки. Ж.А. Ермекбаев особо подчеркнул, что ингуши, как и другие правоверные мусульмане Казахстана, выступают инициаторами строительства мечетей и активно собирают средства на их возведение. В Алматы на средства мецената-ингуша Ахмета Местоева и частные пожертвования местной диаспоры построена мечеть, вторая по величине после центральной мечети Южной Столицы Казахстана. В г. Иссыке Алматинской области открылась мечеть, возведенная на средства семьи ингуша Ибрагима Арсамакова. В Астане на пожертвования ингушей и чеченцев построена мечеть имени Кунта-Хаджи Киши-ева. Докладчик отметил, что в настоящее время есть немало имамов из числа ингушей, которые выполняют функции духовных священнослужителей в мечетях Казахстана на общественных началах.

К теме депортации обратилась Светлана Исмаиловна Аккиева

(Нальчик) в выступлении «Депортация, жизнь в ссылке и реабилитация народов Северного Кавказа». С большой эмоциональностью и прекрасным знанием материала она рассказала участникам форума об особенностях депортационной политики в СССР, отметив, что выселение мусульманских народов из ряда республик Северного Кавказа и Крыма в 1940-е гг. было обусловлено, наряду с декларируемыми причинами, подготовкой властью возможного театра военных действий с Турцией. Далее в докладе были представлены материалы, касавшиеся процесса переселения народов Кавказа и жизни в новых местах, возвращения гражданских прав, восстановления автономии и реабилитации на современном этапе. С.И. Аккиева отметила важную роль духовенства в единении народов, оказавшихся на чужбине в тяжелые годы изгнания.

Доклад Рахмата Рахимовича Рахимова (Санкт-Петербург) «Платановое дерево в сакральных концепциях таджиков» был посвящен сакрализации объектов природы. Исследователь обратил внимание на то, что доисламские практики и культы «благословенного огня» и деревьев (это относится также к сакрализации источников) в большей степени ощущаются в сфере религиозной активности женщин; мужчины к этим практикам не проявляют интереса. Можно полагать, что элементы разграничения религиозной активности мужчин и женщин (при одинаковой религиозной идентичности) свидетельствуют о гендерном характере центрально-азиатской региональной религиозности.

В выступлении «Собрание Российского этнографического музея по культуре народов Кавказа исламского круга» Владимир Александрович Дмитриев (Санкт-Петербург) познакомил участников форума с собирателями Российского этнографического музея, благодаря которым в Петербурге появились уникальные коллекции предметов быта народов Северного Кавказа. Наиболее подробно в докладе были рассмотрены орнаменты на сосудах для воды с точки зрения совпадения народных представлений с установками ислама. В.А. Дмитриев также рассказал о некоторые особенности азербайджанских и южно-дагестанских намазлыков, которые отличались тем, что в одном конце ковра выполнялся узор в виде арки или прямоугольника, символизировавший михраб (молитвенную нишу в мечети) и задающий киблу (направление на Мекку, в котором должна совершаться молитва). Докладчик обратил внимание на высокую степень символизации сюжетов через сакральные числа. Среди серебряных изделий музейного собрания особо были отмечены предметы магии мусульман, такие как амулеты-футляры тумары, содержащие полоски бумаги со священными текстами. Доклад позволил создать общее представление о музейных собраниях и их сакральном значении в жизни мусульман Северного Кавказа.

Выступление Тамары Шамсудиновны Биттировой (Нальчик) «Карачаево-балкарские арабописьменные рукописи — дефте-ры: динамика сакрального текста» был посвящен формированию карачаево-балкарской духовной литературы, ее влиянию на общественное сознание и художественные представления после окончательного утверждения ислама как общенациональной религии с середины XVIII в. С этого времени наступила новая эпоха в развитии этнического сознания балкарцев и карачаевцев. Его основой стал ислам, который оказал огромное влияние на развитие всей национальной культуры. Религиозная литература по своему объему и значимости в течение трех столетий занимала и занимает одно из ведущих мест

в структуре духовной культуры народа. Т.Ш. Биттирова объясняет формирование цельной духовно-эстетической системы за прошедший период близостью идей новой религии предшествовавшему идеологическому опыту. Расцвет духовной литературы был вызван тем, что язык религии был непонятен абсолютному большинству. Это обстоятельство подталкивало к пересказу основных положений ислама через поэтическое слово, звуки родного языка, систему поэтических образов и тропов.

После пленарного заседания состоялись четыре тематических секции. На одной из них — «Историческое и культурное развитие мусульманского мира: источники, практики, интерпретации» — встретились историки, филологи, философы, которые обратились к различным аспектам мусульманской культуры. Особый интерес вызвал доклад Михаила Кемпера (Амстердам), предложившего собственную версию бытования суфийских практик на Северо-Восточном Кавказе. М. Кемпер отметил отличие обрядовых практик суфийских братств на Кавказе от существовавших в Османской империи. По его мнению, подобные трансформации произошли из-за того, что мусульмане Кавказа были отрезаны от остальной части мусульманского мира; другими словами, российская блокада на юге способствовала появлению местного варианта суфизма.

Глубокие знания локальных особенностей бытования ислама продемонстрировали Денис Брилев (Киев) — «Центры силы в украинской умме», Антонина Банько (Минск) — «Мусульмане Белоруссии в белорусском коммуникативном пространстве», Елена Гончарова (Барнаул) — «Мусульманское "заисте-чье" Томска на рубеже Х1Х—ХХ вв.», Рица Зельницкая (Санкт-Петербург) — «Современное состояние ислама в Абхазии», Магомед-Расул Ибрагимов (Махачкала) — «Современная этно-конфессиональная ситуация в республике Дагестан», Зорина Канапацкая (Минск) — «Духовная культура татар Белоруссии: проблема сохранения и развития исторического наследия», Константин Эйдемиллер (Санкт-Петербург) — «Ислам в Северной Европе». Во всех докладах были представлены уникальные сведения, касающиеся различных аспектов исторического и культурного развития исламской модели общества в различных регионах мира.

На секции «История распространения ислама» были представлены доклады о распространении ислама и его последствиях. Особый интерес вызвало выступление Джамала Рахаева (Нальчик) «Движение народов Северо-Восточного Кавказа

под предводительством Мурата Кучукова (1707—1708)», который был посвящен выявлению сущностных свойств, религиозной составляющей и геополитических последствий движения Мурата Кучукова для народов Северо-Восточного Кавказа. Влияние этого движения распространилось на чеченские, ингушские общества, кумыков Андреевой Деревни1, терековских ногайцев, часть дагестанских «владетелей» и казаков-некра-совцев. Докладчик представил историческую ретроспективу этого явления на южных окраинах Российского государства и его исторические последствия в процессе распространения ислама на Кавказе.

Содержательными и информативными были и доклады других участников секции: Умалата Гадиева (Назрань) — «К истории ислама в Ингушетии и на Центральном Кавказе» и Михаила Рожанского (Иркутск) — «Между этносом и историей: мусульмане, ставшие сибиряками (по материалам биографических интервью)».

Секция «Этнографические аспекты религиозных практик» дала целую галерею разных этнографических сюжетов: мусульманский костюм кавказской женщины (Зоя Махмудова, Москва), ткачество ковров у арабов Узбекистана (Мария Янес, Санкт-Петербург), топонимика священных мест в Сибири (Александра Селезнева, Омск), полиюридизм на Кавказе — адат и шариат в структуре этноценностных ориентаций ингушей и чеченцев (Ольга Павлова, Москва), «Религиозное возрождение» в шиитской общине Дербента (Михаил Солоненко и Екатерина Капустина, Санкт-Петербург), современное состояния ислама в Абхазии (Рица Зельницкая, Санкт-Петербург).

Особое внимание привлек доклад Михаила Рощина (Москва) «Традиционное мусульманское воспитание и образование», в котором были показаны особенности воспитания подрастающего поколения в семье и формирования основных стереотипов мусульманской ментальности. Вторая важнейшая составляющая системы мусульманского воспитания и образования — религиозная школа в широком смысле этого слова, включавшая куттабы (начальные школы) при мечети и знаменитые университеты. Это не значит, что в наши дни в мусульманской системе воспитания и образования не происходит перемен. Традиционная система по-прежнему демонстрирует свою жизненность и удивительную способность к регенерации.

1 Город в Терской провинции, владения кумыцких князей, на р. Акташ.

На секции «Исламская экономическая и социально-политическая модель» были представлены доклады экономистов, политологов, историков, антропологов, которых объединил интерес к экономической составляющей мусульманской религии, политических и правовых основ ислама. С докладами выступили Сайёд Шамсиддинов (Душанбе) — «Исламская финансовая система: новые принципы и инструменты функционирования мировой экономики», Таисия Мармонтова (Астана) — «Проблемы интеграции Республики Казахстан в исламское сообщество в свете председательства в организации исламского сотрудничества», Муниса Абдукаримова (Ташкент) — «Роль ислама в международных процессах и взаимоотношения России с исламским миром», Джура Умеджони (Душанбе) — «Ислам и процессы политической модернизации в странах Центральной Азии», Акбота Жолдасбекова (Астана) — «Исламская республика Пакистан: возможности и действительность исламского государства» и др. Живой интерес вызвал доклад Тимура Абидова (Ташкент) «Современный взгляд на идеи ислама: аргументы в пользу устойчивого экономического развития», в котором шла речь о некоторых особенностях исламской экономической модели. Т. Абидов подчеркнул, что для исламской традиции понимание «устойчивого развития», с одной стороны, аутентично и предполагает возвращение к исконным ценностям вероучения, с другой стороны, является модерниза-торским, приспосабливающим нормы классического ислама к потребностям нашего времени, и поддерживается мусульманскими учеными реформаторского толка. По этой причине понимание «устойчивого развития» способно привлечь довольно большое число сторонников в мусульманском интеллектуальном сообществе, а его практическое воплощение может способствовать и устойчивому экономическому развитию.

Яркие и информативные доклады участников конференции продемонстрировали плодотворность подобного рода мероприятий. Кажется символичным, что люди, занимающиеся как традиционной исламоведческой проблематикой, так и популяризацией культуры ислама, живущие в разных регионах, собрались вместе, чтобы обсудить необходимость сохранения культурного и исторического наследия ислама. Прошедшее мероприятие расширило диапазон изучения различных аспектов ислама не только мусульманской уммы Российской Федерации, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. В заключение участники обменялись впечатлениями о конференции, подвели итоги работы секций и внесли коррективы в проект резолюции.

По результатам обсуждения были выдвинуты следующие предложения и рекомендации.

1. Признать, что в современном мире идет активный процесс всестороннего изучения и понимания ислама, проводятся многочисленные форумы и конференции. Первая международная конференция памяти шейха Батал-Хаджи Белхароева является звеном этой цепи. Мы осознаем, что и от нас, участников этой конференции, как членов гражданского общества зависит благополучие и стабильность в современном мире.

2. Объединить усилия специалистов разных стран для изучения ислама и связанных с ним междисциплинарных проблем, что необходимо для понимания причин и следствий политических, экономических, социальных, культурных процессов в истории человечества и современности. Сегодня, как никогда раньше, необходимо стимулирование научных контактов между российскими и зарубежными академическими центрами, занимающимися как традиционной исламоведческой проблематикой, так и популяризацией наследия выдающихся мусульманских мыслителей, многие работы которых пока не опубликованы и не переведены на русский язык.

3. Объявить нашей совместной задачей распространение идей толерантности, веротерпимости, бережного отношения к духовным ценностям, традициям народов нашей многонациональной страны, ее культурному многообразию.

4. Высоко оценить роль в этом государственных органов и мусульманского духовенства Республики Ингушетия. Правительство Республики Ингушетия и Муфтият вносят большой вклад в поддержание гражданского мира и порядка, духовно-нравственного развития личности, противодействия экстремизму и ксенофобии.

5. Считать состоявшуюся конференцию началом конструктивной работы и поддержать идею о ежегодном проведении Белха-роевских чтений в Ингушетии для создания научной площадки, которая позволит обсуждать вопросы распространения гуманистических идей в рамках изучения ислама.

6. Создать информационный портал, на котором разместить всю информацию о конференции, включая доклады, аудио-, видео-и фотоматериалы форума, что будет способствовать созданию положительного имиджа республики и популяризации жизнедеятельности шейха Батал-Хаджи Белхароева.

7. Предложить нынешнему составу оргкомитета продолжить работу по освещению и популяризации проведенной Первой международной конференции памяти шейха Батал-Хаджи

Белхароева, а также будущих Белхароевских чтений в российских СМИ, в частности с помощью инфопартнера — федерального научно-практического журнала «История. Право. Политика».

Материалы международной конференции изданы под грифом МАЭ РАН [Ислам в России 2011] и будут размещены на официальном сайте конференции <http://www.congress-belkharoev.ru>.

Библиография

Ислам в России и за ее пределами: история, общество, культура: Сборник материалов межрегиональной научной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины выдающегося религиозного деятеля шейха Батал-хаджи Белхароева. СПб.: МАЭ РАН; Магас, 2011.

Президиум конференции (слева направо): внук Б.-Х. Белхароева Султан-Хаджи Белхароев, президент Ингушетии Юнус-бек Баматгиреевич Евкуров, член Парламента Чеченской Республики Хаса Несиевич Байсултанов

Пленарный доклад Рахмата Рахимовича Рахимова (МАЭ РАН, Санкт-Петербург)

На пленарном заседании

Пленарный доклад Владимира Александровича Дмитриева (РЭМ, Санкт-Петербург)

Участники конференции после пленарного заседания перед парламентом Ингушетии

Макка Султан-Гиреевна Албогачиева (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) с министром по внешним связям, национальной политике, печати и информации республики Якубом Султановичем Патиевым

Фотография на память участников конференции с президентом Ингушетии Ю.Б. Евкуровым после окончания пленарного заседания

Исполнение зикра во дворе мечети им. Батал-Хаджи Белхароева

Могила Батал-Хаджи Белхароева

Музей Батал-Хаджи Белхароева в с. Сурхахи: правнук Б.-Х. Белхароева Ибрагим знакомит участников конференции его с личными вещами

Музей Батал-Хаджи Белхароева в с. Сурхахи: экскурсовод демонстрирует шашку Б.-Х. Белхароева

Позднесредневековый замковый комплекс «Вовнушки» в Ингушетии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.