Научная статья на тему 'Международная конференция «х Кантовские чтения: классический разум и вызовы современной цивилизации»'

Международная конференция «х Кантовские чтения: классический разум и вызовы современной цивилизации» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная конференция «х Кантовские чтения: классический разум и вызовы современной цивилизации»»

Международная конференция «X Кантовские чтения: Классический разум и вызовы современной цивилизации»

Калининград, 22—24 апреля 2009 г.

С 22 по 24 апреля 2009 года в Российском государственном университете имени И. Канта проходили юбилейные «Х Кантовские чтения», приуроченные к 285-летию со дня рождения знаменитого философа. Всего в конференции приняли участие более 120 исследователей из вузов России, Белоруссии, Украины, Прибалтики, Финляндии, Германии, Италии, Испании и Южной Кореи. В течение трех дней в стенах Кафедрального собора и РГУ им. И. Канта ученые рассматривали актуальные проблемы теории познания, логики, этики, общественного устройства, религии и теории политики сквозь призму изменяющихся представлений о рацио -нальности.

В ходе чтений были проведены три пленарных заседания, на которых выступали ведущие исследователи философии Канта, чьи достижения признаны мировым научным сообществом. Среди них — заведующий сектором истории русской философии ИФ РАН М.Н. Громов (Москва), первый председатель Кантовского общества Германии профессор Б. Дерфлингер (Трир, Германия), президент Кантовского общества России, д.ф.н., профессор кафедры философии и логики РГУ им. Канта Л.А. Калинников, профессор Ю. Штольценберг (Галле, Германия), профессор Л. Каранти (Катанья, Италия), зав. кафедрой философии и логики РГУ им. Канта, д.ф.н., профессор В.Н. Брюшинкин, зав. кафедрой философии СПбГУТ им. Бонч-Бруевича, д.ф.н., профессор С.А. Чернов (Санкт-Петербург), зав. кафедрой истории зарубежной философии МГУ им. М.В. Ломоносова, д.ф.н., профессор В.В. Васильев (Москва), директор архива

В.В. Балановский

И. Канта, профессор В. Штарк (Марбург, Германия), д.ф.н., профессор Ю.М. Шилков (Санкт-Петербург) и др.

Первые два пленарных заседания прошли 22 апреля в Кафедральном соборе. Началась конференция с исполнения гимна «Gaudeamus», после чего прозвучала торжественная речь ректора РГУ им. И. Канта А.П. Клемешева, отметившего, что «Кантовские чтения» важны не только для философов, историков, но для всей культурной жизни региона. Помимо пленарных заседаний в первый день состоялись торжественные мероприятия в честь дня рождения И. Канта — традиционное возложение цветов к могиле философа и органный концерт.

В ходе первого пленарного заседания М.Н. Громов рассмотрел вопросы влияния Канта на отечественную интеллектуальную культуру. Докладчик выделил 7 способов, посредством которых осуществлялось воздействие идей знаменитого кенигсбержца:

— непосредственное знакомство с философом, слушание его лекций, беседы и переписка с ним;

— изучение его трудов на языке оригинала и в переводах;

— распространение учения Канта в России немецкими и отечественными преподавателями;

— это слушание лекций в немецких университетах, где излагались идеи Канта, российскими студентами и стажерами;

— изучение исследовательских трудов европейских специалистов, посвященных философу;

— исследование российского кантоведения;

— оценка современного интереса к Канту и его трудам в России.

Вкратце рассмотрев каждый из пунктов, в заключение докладчик отметил, что вне зависимости от философских предпочтений отечественных исследователей Кант как личность вызвал и вызывает уважение у русского человека по причине его достойного поведения глубокого ученого, самозабвенного труженика, терпеливого наставника, положившего на алтарь философии все свои душевные и силы.

Продолжил пленарные выступления Б. Дерфлингер. Ключевая идея его доклада «Иисус в трактовке Канта» состояла в том, что с точки зрения этики проблема реального существования Христа не имеет никакого значения, в то же время Спаситель как идея, безусловно, представляет собой великую ценность. При этом с позиций гносеологии вопрос о том, был ли Иисус в действительности или нет, скорее всего, не имеет однозначного решения.

После профессора Дефлингера выступил Л.А. Калинников, доклад которого был посвящен роли морали в системе нравов. Необ-

ходимость исследования этого вопроса вызвана тем, что в теоретических работах по практической философии до сих пор господствует тенденция изолированного рассмотрения как морали, так и права в воззрениях Канта. По словам профессора Калинникова, такая ситуация вполне соответствует интенции самого философа, поскольку тот всегда следовал методологическому правилу, согласно которому для понимания сущности явления надо его абстрагировать от внешних взаимодействий и по возможности рассматривать в чистом виде. Однако достижение понимания явления в его чистоте — дело хотя и абсолютно необходимое, но лишь промежуточное и вспомогательное. После этой познавательной операции чистый предмет погружается в систему, одним из элементов которой он является, и мы видим его подлинную роль в этой системе, вместе с тем начиная лучше понимать и саму систему как целое. По мнению докладчика, этику Канта следует рассматривать как целостную конструкцию, в которой мораль выполняет главным образом роль цели и направляющей тенденции всей системы нравов. Для доказательства этого тезиса профессор Калинников произвел анализ норм морали и права и показал, что нормы морали характеризуются свойством абсолютности, а нормы права — относительности. Это означает, что мораль в ее чистом виде сама по себе действует как мотив поведения в редчайших случаях; общим принципом является ее действие с обращением к помощи права и других содействующих морали легальных мотивов. Итогом анализа Л.А. Калинникова является вывод о том, что право опирается на мораль в своей природе и действии.

Завершил первое пленарное заседание Ю. Штольценберг. В докладе «Кант и право на ложь» он рассмотрел возможные способы интерпретации этой важной проблемы путем анализа некоторых казуистических примеров. Выступление профессор Штольцбенберг начал с краткого обзора того, каковы были взгляды на ложь в эпоху

Просвещения, в которую пользовались популярностью концепции лжи во спасение, ради выгоды или из человеколюбия. Против такого обращения с истиной Кант выступил в трактате «О мнимом праве лгать из человеколюбия». В критике права на ложь аргументация Канта строится вокруг конструирующего любое сообщество понятия правового договора, который, во-первых, теряет всякий смысл, если принимается всеобщее правило, что в определенных случаях можно лгать при оформлении договорных обязательств; и, во-вторых, при несоблюдении которого чинится несправедливость по отношению к человечеству вообще. Ввиду этих положений право на ложь не должно существовать вообще. Однако, по мнению докладчика, Кант в явном виде не учитывал ситуаций, при которых вынужденная ложь не является обоснованием всеобщего права лгать. Это случаи самозащиты, когда в первую очередь возникает вопрос о приоритетах ценностей. Поэтому, как считает профессор Штольцен-берг, долг быть правдивым не имеет силы, когда сам принцип человечества ставится на карту и должен быть защищен.

Второе пленарное заседание открылось докладом директора центра глобалистики МГИМО, д.и.н., профессора В.М. Сергеева «Структура сознания, власть и мировая политика», посвященного причинам и последствиям мирового финансового кризиса. Далее выступил Л. Каранти, представивший в своем докладе теорию прав человека, основанную на интерпретации кантовской философии.

Профессор В.Н. Брюшинкин в своем докладе выдвинул тезис о том, что в основании теоретической философии Канта лежит частный случай коммуникативного понимания рациональности, которая есть стремление гарантировать необходимую степень взаимопонимания между субъектами коммуникации. По словам докладчика, специфика рациональности в теоретической философии Канта состоит в том, что философ отвлекается от особенностей устройства разума субъекта и адресата коммуникации и пытается построить образ разумного существа вообще. Общение между разумными существами вообще и составляет то понимание коммуникации, которое положено Кантом в основу его теории разума (рациональности). В этом смысле субъект и адресат коммуникации просто совпадают и рациональность сводится к построению теории разума. При этом она оказывается тождественной с условиями возможности для субъекта познать общезначимую истину. А общие условия признания некоторого суждения общезначимой истиной, по Канту, определяются логикой. Сама же логика выступает как канон и негативный критерий истины. В итоге в ходе реконструкции логических средств в системе Канта, а также его представлений о рациональности В.Н. Брюшинкин приходит к выводу, что Канту не удалось

построить свою теорию разума на твердом основании общей чистой логики, поскольку, строя свою теорию разума, он бессознательно имел в виду другое понятие рациональности, а именно некую новую трансцендентальную рациональность, которая не связывала себя обязательством соблюдать правила логики.

Первый день работы конференции завершился выступлением профессора С.А. Чернова, который рассмотрел проблему понимания современными исследователями сути науки, в особенности вопроса смены исторических типов рациональности и тех ценностей, на которые ориентируются ученые в своей деятельности. Он обратил внимание на то, что у молодых ученых складывается искаженное представление о сущности и значении научной работы. Поскольку для понимания сути науки необходимо исследовать, в частности, традицию трансцендентализма, духовного движения, несомненно превосходящего господствующее аналитически-позитивистское направление в философской основательности, и определить его отношение к тому, что называется «классической», «неклассической» и «постнеклас-сической» рациональностью. Рассмотрев соотношение учения Канта и типов рациональности, С.А. Чернов заключил, что сопоставление идеи трансцендентализма с идеей «классического разума» и признаками «классической рациональности» показывает, что позиции Канта соответствуют не признаки «классической рациональности», а почти все признаки «неклассической рациональности». Из чего, по мнению докладчика, должен следовать вопрос: а имеет ли смысл само различение «классической» и «неклассической» рациональности, если теория Канта формулирует именно те идеи, которые сделали его — ученика Шопенгауэра — основоположником «неклассической философии», и если кантовская мысль о принципиальной соотнесенности любого объекта познания с конституирующей его деятельностью сознания лежит в основе трансцендентальной феноменологии Гуссерля, по модели которой М.К. Мамардашвили выстраивает наиболее интересную в нашей литературе теорию «неклассической рациональности».

Второй день конференции прошел в административном корпусе РГУ им. И. Канта в виде секционных заседаний, тематика которых была задана пленарными докладами первого дня. Обсуждения велись по пяти направлениям:

— рациональность в философии Канта;

— классический разум и изменяющаяся рациональность;

— философия Канта и ее восприятие в различных культурах;

— классический разум, изменяющаяся власть и современное мироустройство;

— классический разум, современные этические концепции и современное религиозное сознание.

Работа в секциях продолжилась на третий день «Кантовских чтений», прошедший в стенах РГУ им. И. Канта. Логическим завершением секционного обсуждения проблем теоретического наследия Канта стало третье пленарное заседание. Открыл его В.В. Васильев, выступивший с докладом «Критика Кантом идеализма: иллюзии и реальность», целью которого стало разъяснение вопроса о том, в чем состоят реальные отличия трансцендентального идеализма от «догматического идеализма» Беркли и «проблематического идеализма» Декарта. В.В. Васильев отметил, что ответ на этот вопрос можно найти, выяснив, почему Кант после выхода первого издания «Критики чистого разума» стал менять и уточнять свои воззрения на идеализм. Причем в этой связи важно избежать опасной склонности трактовать эти поздние уточнения как реакцию на внешнюю критику. Проанализировав различные способы интерпретации кантовского отношения к идеализму, профессор Васильев приходит к выводу, что Кант со своим трансцендентальным идеализмом занимает привычное «критическое» место в центре — между «догматическим» и «скептическим». В частном вопросе об идеализме, как и в философии в целом, критицизм оказывается средним путем между догматизмом и скептицизмом.

Особый интерес участников конференции вызвал доклад В. Штарка. Он представил первые итоги исследования вопроса «Откуда происходят знания Канта об Азии?». Собрав свидетельства современников и биографов Канта, а также отыскав учебники и старинные карты, которыми юный философ мог пользоваться, профессор из Марбурга попытался реконструировать образ мирового пространства, запечатленный в сознании будущего великого мыслителя. Исследования В. Штарка предоставляют ценнейший материал для философского кантоведения. Они, например, позволяют прояснить некоторые вопросы антропологии Канта, а именно пролить свет на генезис представлений философа о представителях восточной культуры, знания о которых были в значительной степени ограничены господствовавшим тогда в географической науке европоцентризмом.

Последним пленарным выступлением, завершившим основную часть конференции, стал доклад профессора Ю.М. Шилкова «Символ и вымысел», в котором была освещена проблема фикциональ-ных возможностей символа. Интерес к этой теме вызван тем, что верное понимание символа позволяет проникнуть в секрет способности человека к творчеству. Докладчик высказал предположение о связи символа и фикции, перефразировав Канта: символ без вымысла пуст, а вымысел без символа слеп. Развивая свою мысль, Ю.М. Шилков продемонстрировал, что творческая миссия вымыс-

ла нагляднее всего раскрывается в отношении действительности и символической формы. В триптихе «действительность — вымысел — символ» символ выполняет функцию носителя и средства, в терминах которых воплощается дискурсивный строй вымысла, опосредующего отношение символической формы и действительности.

Подводя итоги, участники конференции пришли к мнению, что исследование философского наследия И. Канта со временем становится все более актуальным, поскольку многие проблемы, которыми философ занимался в XVIII веке, стали действительно злободневными только в наши дни. К таковым, например, относится вопрос об автономии личности и свободе мышления в контексте массового общества. Поэтому необходимо, чтобы фундаментальная разработка плодотворных идей И. Канта не прекращалась. Результаты этих исследований могут постоянно публиковаться на страницах «Кантовского сборника», одного из старейших научных изданий Калининградской области. Также было принято решение провести в 2014 году следующие «Кантовские чтения», приуроченные к 290-летию философа.

Закрывая «X Кантовские чтения», В.Н. Брюшинкин поблагодарил участников за высокую оценку уровня проведения мероприятия, которое не состоялось бы без финансовой и организационной поддержки РФФИ, БалтМИОН, РГУ им. И. Канта и большой работы, проделанной сотрудниками, аспирантами и студентами кафедры философии и логики.

Более подробную с информацию о «X Кантовских чтениях» можно найти на сайте RATIO, по адресу: http://www.ratio.albertina. ru/Kant_Conf/Kant_Conf_X.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.