Научная статья на тему 'Международная конференция «Археология гаваней и прибрежная археология 2022. Портовые города Средиземноморья» (Harbour and Coastal Archaeology 2022 Mediterranean Harbour Cities I)'

Международная конференция «Археология гаваней и прибрежная археология 2022. Портовые города Средиземноморья» (Harbour and Coastal Archaeology 2022 Mediterranean Harbour Cities I) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная конференция «Археология гаваней и прибрежная археология 2022. Портовые города Средиземноморья» (Harbour and Coastal Archaeology 2022 Mediterranean Harbour Cities I)»

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ

EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online journal Выпуск 2, 2022 Issue 2, 2022

Международная конференция «Археология гаваней и прибрежная

археология 2022. Портовые города Средиземноморья»

(Harbour and Coastal Archaeology 2022 Mediterranean Harbour Cities I)

А. А. Белов

Научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН belov.alexandre@gmail.com

C 26 сентября по 1 октября 2022 г. в университетском городе Экс-ан-Прованс (Франция) состоялась международная конференция, посвященная археологии портов и гаваней Средиземного моря. Хорошо известно, что морская торговля занимала важнейшее место в экономической структуре античных обществ, а для быстрых и эффективных погрузочно-разгрузочных работ требовались защищенные и оборудованные гавани. Идея проведения подобной конференции назревала давно, так как накопленный археологический материал по этому вопросу уже весьма значителен, но нуждается в систематизации и распространении в научной среде.

В России история изучения древних гаваней восходит к 1905 г., когда инженер Л. П. Колли провел в Феодосийском порту подводные работы с использованием тяжелых водолазов 1. Интерес к этой теме в России и за рубежом может быть проиллюстрирован исследованиями Б. В. Фармаковского в Ольвии (1913-1916), К. Э. Гриневича в Херсонесе Таврическом (1930-1931), А. Пуадебара в Тире (1934-1936) и Сидоне (1946-1950), Р. А. Орбели в Ольвии и Херсонесе (конец 30-х гг. XX в.) и многими другими. В наше время он только возрастает, в том числе в связи с необходимостью документировать остатки древних портов, которым угрожает полное разрушение. Так, Центр египтологических исследований РАН с 2007 г. проводит разведки рейда гавани Евностос в Александрии 2. Ряд негативных факторов, таких как наличие военно-морской базы ВМФ Египта в непосредственной близости от района работ, а также высокий

1 Колли 1909.

2 См. Белов 2014; Belova et al. 2019.

уровень загрязнения воды, не позволили экспедиции задокументировать античный волнолом, прикрывавший гавань с северо-запада. Сегодня в результате работ по расширению территории базы ВМФ волнолом погребен под многометровым слоем грунта. Такая же судьба постигла район средневекового форта Кейт-Бей и прибрежную часть Восточного порта Александрии.

Сегодня применение таких современных методов исследования, как гидролокация, магнитометрия, фотограмметрия, космическая и аэрофотосъемка, а также множества других позволяет достигнуть очень высокой точности при обнаружении и документировании древних гаваней. Это верно как для затопленных структур древних портов, так и для их остатков, оказавшихся в наше время на суше.

Возвращаясь к конференции 3, следует отметить, что ее проведение оказалось возможно благодаря проекту, целью которого являются раскопки и публикация остатков древней гавани на острове Эгина (Греция). Проект был поддержан ЮНЕСКО, Фондом Хонор-Фрост (Honor Frost Foundation), а также множеством других институтов. В организации конференции приняли участие Университет Экс-Марсель (Université Aix-Marseille) и существующий при нем Институт средиземноморской археологии (Institut de l'archéologie méditerranéenne), а также Центр Камиль-Жулиан (Centre Camille Jullian), французский Национальный центр научных исследований (CNRS) и Департамент по подводно-археологическим исследованиям Франции (DRASSM). В прошлом тематике археологии портов и гаваней Средиземного моря был посвящен единственный семинар 4, так что конференция позиционировалась как первая в данной области.

В просторном амфитеатре Le Cube Университета Экс-Марсель были заслушаны доклады примерно 160 исследователей из стран Средиземноморья и бассейна Черного моря. В качестве заставки организаторы использовали карту Средиземного моря, на которой были отмечены все древние порты, упомянутые в выступлениях. Широта географического охвата конференции становится, таким образом, вполне очевидной. Впрочем, наибольшее число участников всё же пришлось на три страны — Францию, Италию и Грецию.

Здесь следует чуть более подробно остановиться на одном из организаторов конференции. Этот ученый обладает таким опытом и авторитетом, что его биографии было посвящено отдельное выступление. Речь идет о докторе Дэвиде Блэкмане (Dr David Blackman), который посвятил всю свою жизнь исследованию остатков древних портов, эллингов и слипов 5. В 1985-1987 гг. он участвовал в проекте по ссозданию реплики древнегреческой триеры «Олимпиас». C 1996 по 2002 г. доктор Блэкман возглавлял Британскую школу в Афинах (British School at Athens, BSA), что позволило ему хорошо изучить остатки данных структур на греческом побережье 6.

3 Официальный сайт конференции: https://aigina-harbourcity.com/conference.html (дата обращения — 03.10.2022). По этому адресу доступна программа конференции, а также брошюра с тезисами докладов.

4 Raban 1985.

5 Слип (от англ. .slipway) - сооружение для подъема

и спуска судов по наклонной плоскости. Небольшая

часть слипа находится под водой, а основная — на суше. Для подъема могут использоваться лебедки, шпили и другие приспособления. Для подъема судов по древним слипам применялись катки. Некоторые имели специальный желоб для киля. 6 Основные публикации Д. Блэкмана — В1асктап 1973; В1асктап 1982; В1асктап, Rankov 2013.

Программа конференции была рассчитана на четыре дня, доклады группировались по географическому принципу. В первый день после вступительной части были заслушаны доклады, посвященные Тирренскому и Адриатическому морям. В последующие дни рассматривались древние гавани бассейнов Эгейского и Черного морей, Восточного Средиземноморья, северного побережья Африки и, наконец, Западного Средиземноморья. На конференции также были представлены стендовые доклады. Ниже приводится краткое содержание наиболее интересных пленарных и стендовых докладов, темы которых связаны с Древним Египтом и сопредельными с ним странами.

Доклад Нади Кутсинас и Макса Гая «В поисках гавани древнего Итаноса (Восточный Крит)»7 был посвящен истории этого важного форпоста. Итанос располагался на восточной оконечности Крита, и плывшие на восток корабли пополняли здесь запасы воды и провизии перед длинным переходом к побережью Леванта. Это также был первый порт, в который заходили суда, шедшие обратным курсом, по длинному каботажному маршруту, начинавшемуся в Александрии Египетской. Так, непосредственно рядом с Итаносом пролегал путь корабля, перевозившего св. Павла из Цезареи в Рим в 60-61 гг.8 Важность этого города подтверждается тем фактом, что на острове с времени правления Птолемея II Филадельфа и до 145 г. до н. э. находился древнеегипетский гарнизон. В ходе разведок, целью которых было определить возможное местонахождение гавани Итаноса, проводились геофизические исследования и аэрофотосъемка. В результате были выявлены пять районов, которые потенциально могли служить гаванями, однако для прояснения этого вопроса необходимы дальнейшие изыскания.

Джудит Гатт рассказала в своем докладе о портовых структурах одного их древнейших городов Кипра — Аматуса 9. Основным объектом ее исследования стал древний волнолом, недавно опубликованный Французской школой в Афинах по результатам археологических работ 1984-1986 гг.10 Ученая подвергла сомнению предложенную в книге реконструкцию волнолома, ссылаясь на мнения современных морских инженеров. Любопытно применение в конструкции волнолома плотно прилегающих друг к другу строительных блоков (так называемых ashlar blocks) с выступами по коротким сторонам для их перемещения.

Доклады Джафара Анбара (Jafar Anbar) и Люси Симаан (Lucy Semaan) были посвящены подводно-археологическим разведкам древних портовых структур в Сирии и Северном Ливане.

Секцию Древнего Египта открыл доклад Мари-Франсуаз Буссак, Иохима Ле Бо-мана и др., озаглавленный «Недавние полевые работы в районе византийских портовых структур в Тапосирис-Магне (Мареотис, Египет)»11. Несмотря на всю обстоятельность проведенных работ и хорошее качество доклада, следует отметить, что рассмотренные в нем находки были лишь отдаленно связаны с темой порта. Раскопанные здания не имели к нему прямого отношения за исключением небольшого помещения, вероятно

7 Nadia Coutsinas, Max Guy; In search of the harbour of the Greek city of Itanos (Eastern Crete).

8 Smith 1848.

9 Judith Gatt; Reassessing the harbour structures of

Amathus.

10 Empereur, Kozelj 2017.

11 Marie-Francoise Boussac, Joachim Le Bomin, Ly-ubomir Malinov, Julie Marchand; Recent fieldwork on Byzantine port facilities at Taposiris Magna (Mareotis, Egypt).

хранилища или лавки. Это удивительно, поскольку портовые структуры Тапосириса включают в себя разветвленную сеть каналов, остатки моста и бассейны для живой рыбы. Последняя фаза строительства этих сооружений пришлась на вторую четверть VII в. н. э. В конце доклада исследователи отметили, что памятникам угрожает полное разрушение в связи с масштабными строительными работами, осуществляемыми в этом районе.

Следующие два доклада были в основном посвящены портовому городу Фонис-Гераклею, который характеризовался сложной топографией, а также значительной интенсивностью морского сообщения. Последнее нашло отражение в большом числе обнаруженных там древних кораблей (на сегодняшний день более 120) и якорей (более 700) 12. В докладе Дамиана Робинсона «Археологические данные о погружении земной коры в Фонис-Гераклее и в Александрии, Египет» приводятся свидетельства о затоплении и разрушении нескольких древнеегипетских храмов, существовавших в указанных городах 13. При этом разрушение происходило в результате как медленных геологических (опускание земной коры и трансгрессия моря), так и катастрофических (землетрясения и наводнения) процессов. Археологические данные свидетельствуют о том, что храмы Амона и Хонсу-Тота из Фонис-Гераклея, датирующиеся Поздним периодом, были перестроены на новом месте из-за трансгрессии моря. Однако уже в птолемеевский период, где-то в середине II в. до н. э., они, в свою очередь, оказались разрушены в результате катастрофических природных явлений (вероятнее всего, землетрясений), приведших к разжижению грунтов. Такая же судьба в начале римского периода постигла и храм Исиды на острове Антиродос в александрийском Великом порту (современный Восточный порт).

Вопросы швартовки судов в портах Фонис-Гераклея были затронуты в докладе Александра Белова и Франка Годдио 14. В вводной части выступления были представлены иконографические и археологические свидетельства о древнеегипетских портах, относящиеся ко времени с Древнего царства по византийский период. Многочисленные известняковые блоки с отверстиями, обнаруженные на берегах каналов в Фонис-Гера-клее, были интерпретированы авторами как фрагменты причалов. Вероятно, блоки с отверстиями предназначались для установки в вертикальном положении деревянных битенгов для швартовки судов. Кроме того, в северном канале Фонис-Гераклея были обнаружены два известняковых блока длиной 2 м и весом около 2 т каждый. Окруженные со всех сторон остатками четырех кораблей, датирующихся ГУ—П вв. до н. э., эти блоки могли быть якорями для буев для швартовки судов кормой к причалу. Наконец, на памятнике, как на борту кораблей, так и между ними, было обнаружено большое количество тросов, сделанных из растительных материалов. Диаметр тросов (ок. 50 мм) предполагает их использование в качестве швартовых концов.

Хадир Шейша представил доклад «Голоценовый ландшафт Нила в районе гавани Гизы по исследованиям пыльцы» 15. Фактически ученый изложил содержание недавно

12 См. Белов 2017.

13 Damian Robinson, Franck Goddio; The archaeologi-

cal evidence for slow and fast subsidence in Thonis-Her-

acleion and Alexandria, Egypt.

14 Alexander Belov, Franck Goddio; Mooring in the Ancient Egyptian harbour of Thonis-Heracleion.

15 Hadeer Sheisha; Nile S Holocene waterscapes at Giza harbour revealed by pollen analysis.

вышедшей статьи, написанной им вместе с несколькими соавторами 16. Согласно теории Марка Ленера (Mark Lehner) блоки гранита для строительства пирамид доставлялись из Асуана до плато Гиза водным путем. Для проверки этой теории было выполнено пять глубоких бурений, которые позволили установить приблизительную дату окончания африканского влажного периода (АВП, African Humid Period) как 3550 г. до н. э. После этого уровень Нила резко понизился. Согласно выводу исследователей первая половина эпохи Древнего царства характеризовалась стабильным уровнем Нила (приблизительно 40% от показателей АВП). Было выделено три пика сельскохозяйственной активности с доминированием выращивания зерновых. Таким образом, реконструкция глобальных изменений уровня Нила по этим данным подтверждает гипотезу о возможности доставки гранитных блоков непосредственно к пирамидам.

Несколько следующих докладов были посвящены археологическим разведкам (на суше и под водой) в странах с богатым культурным наследием, сегодня находящимся под угрозой.

Доклад Саад Мохамеда Абдулсалама о гавани Аполлонии Киренской 17 вызвал бурную реакцию со стороны аудитории. Город обладал прекрасной гаванью, построенной в VII—VI вв. до н. э., оснащенной эллингами для кораблей и маяком. Показанные кадры подводной видеосъемки демонстрируют впечатляющие остатки материальной культуры на дне гавани — фрагменты статуй, мозаик и проч. Рыбная ловля при помощи динамита, налаженная нелегальная торговля древностями и штормы серьезно угрожают сохранности всего этого.

Приблизительно настолько же актуальна проблема спасения города Типаза в Алжире 18. Здесь сохранились остатки гавани, а также 11 объектов цилиндрической формы, которые исследователи интерпретируют как печи для производства извести (lime kilns). Некоторые из них достигают 2 м в высоту и около 6-7 м в окружности. Построенные в прибрежной зоне, эти неопубликованные конструкции подвергаются разрушению оползнями. Автору данной статьи идентификация находок кажется неубедительной. Возможно, это были резервуары для крашения текстиля с помощью пурпурного пигмента (раковины семейства Muricidae). Впрочем, здесь требуется вмешательство специалистов, а для этого «печи» должны быть задокументированы и опубликованы.

Среди заключительных докладов, отличающихся широким тематическим охватом, необходимо отметить сообщение Артура Де Грааува «Сравнение древних портовых структур с современными»19. Являясь специалистом в области морской инженерии, этот исследователь давно интересуется вопросами древних портов 20. Разработанная им база данных по древним портам включает себя все известные памятники с подробным их описанием 21.

16 Sheisha et al. 2022.

17 SaadMohamed Abdulsalam; The Harbour of Apollonia at the crossroad of historical and archaeological research.

18 RafikKhellaf, Youcef Bensaidani, Donia Bourai; New

interpretations on the occupation of the coast of Tipasa

during antiquity.

19 Arthur De Graauw; Ancient port structures — parallels between the ancient and the modern.

20 De Graauw 1998.

21 База данных размещена в свободном доступе на сайте Артура де Граува: https://www.ancientportsan-tiques.com/docs-pdf/ (дата обращения — 04.10.2022).

В заключение остается сказать, что организаторы конференции, безусловно, достигли своей цели, заключавшейся в том, чтобы объединить специалистов, которые работают над проблемами, связанными с изучением античных портов. В целом уровень докладов был весьма высок. Организаторы собираются опубликовать материалы конференции в форме коллективной монографии. Также планируется новая конференция по данной тематике.

Библиография

Belova et al. 2019

Blackmail 1973 Blackman 1982

Blackmail, Rankov 2013 De Graauw 1998

Empereur, Kozelj 2017 Raban 1985 Sheisha et al. 2022

Smith 1848 Белов 2014 Белов 2017 Колли 1909

Belova G. A., Ivanov S., Belov A., Laemmel S., Russian underwater archaeological mission to Alexandria. General Report (2003-2015) // Египет и сопредельные страны 3 (2019): 1-31.

Blackman D., Marine archaeology (London, 1973).

Blackman D., Ancient harbours in Mediterranean // International journal of nautical archaeology and underwater exploration 11.2-3 (1982): 79-104, 185-211. Blackman D., Rankov B., Shipsheds of the ancient Mediterranean (Cambridge, 2013). De Graauw A., A 20th century engineer's viewpoint of the Eastern Harbour of Alexandria // Goddio F., Darwish I. (ed.), Alexandria. The submerged royal quarters (London, 1998): 53-58.

Empereur J.-Y., Kozelj T., The Hellenistic harbour of Amathus. Underwater excavations, 1984-1986. Vol. 1. Architecture and history (Athens — Paris, 2017). Raban A. (ed.), Harbour archaeology. Proceedings of the first workshop «Ancient mediterranean harbours» (Oxford, 1985).

Sheisha H., Kaniewski D., Marriner N., Djamali M., Younes G., Chen Z., El-Qady G., Saleem A., Véron A., Morhange C., Nile waterscapes facilitated the construction of the Giza pyramids during the 3rd millennium BCE // Proceedings of the National Academy of Sciences 119.37 (2022). DOI: 10.1073/pnas.2202530119.

Smith J., The voyage and shipwreck of St Paul, with dissertations on the sources of the writings of St Luke and the ships and navigations of the Ancients (London, 1848). Белов А. А., Подводно-археологические разведки ЦЕИ РАН в Александрии, Египет // Вопросы подводной археологии 1 (2013): 5-16.

Белов А. А., Кладбище древнеегипетских кораблей из Гераклея // Египет и сопредельные страны 1 (2017): 1-23.

Колли Л. П., Следы древней культуры на дне морском // Известия Таврической ученой архивной комиссии 43 (1909): 125-137.

Ссылка для цитирования / reference:

Белов А. А. Международная конференция «Археология гаваней и прибрежная археология 2022. Портовые города Средиземноморья» (Harbour and Coastal Archaeology 2022 Mediterranean Harbour Cities I) // Египет и сопредельные страны 2 (2022): 95-100.

Belov А. А. Harbour and Coastal Archaeology 2022 Mediterranean Harbour Cities I [in Russian] // Egypt and neighbouring countries 2 (2022): 95-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.