Научная статья на тему '\ международная экономика \ возможности в каждой проблеме'

\ международная экономика \ возможности в каждой проблеме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ИННОВАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕМПИОНЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / DEVELOPING COUNTRIES / INNOVATIONS / NATIONAL CHAMPIONS / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьев Владимир

Развивающиеся страны все чаще становятся центрами инноваций. Западные компании активно переносят сюда свои исследования и разработки. Здесь получили развитие т.н. «реверсные» или «экономные» инновации. В основе инновационных успехов развивающихся стран лежит, во-первых, динамичное развитие собственных инновационных национальных чемпионов, а во вторых активная государственная поддержка корпоративных инноваций, как путем «принуждения» собственных компаний, так и принуждением западных транснациональных корпораций к передаче передовых технологий собственным национальным чемпионам в обмен на текущие и будущие возможности ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing countries are becoming new centers of innovations. Multinational corporations actively transfer their research and development activities in emerging markets. The very nature of innovation is rethought to be called "reverse" or "frugal" innovations. The sources of innovation success in developing world are in first the rapid development of national champions, and in second - active support of the state which is often forcing national companies to conduct their own R&D as well as multinational corporations to transfer the latest technology to state-backed national champions in exchange for current and future business opportunities.

Текст научной работы на тему «\ международная экономика \ возможности в каждой проблеме»

\ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА \

Возможности

о

в каждой проблеме

Развивающиеся страны, которые до последнего времени ассоциировались лишь с дешевой рабочей силой, становятся лидерами в инновациях.

В 80-х годах прошлого века руководители американских автомобильных компаний были потрясены, узнав о том, что Япония сменила США в качестве мирового лидера автомобилестроения. Оказалось, дело не столько в промышленной политике или государственных субсидиях, сколько в бизнес-инновациях.

Очень похожее сейчас происходит в развивающихся странах. Здесь новые товары и услуги намного дешевле, чем в развитых государствах: $3 тыс. — за автомобиль, $300 — за компьютер, $30 — за мобильный телефон.

«Национальные чемпионы» из развивающихся стран не только показали высокий уровень конкурентоспособности у себя на внутренних рынках, но и все чаще стремятся стать глобальными корпорациями на международном рынке. По данным World Investment Report, в развивающихся странах в настоящее время зарегистрирована 21 тыс. транснациональных компаний.1 Лучшие из них, такие как индийская Bharat Forge (металлообработка), китайская BYD (производство батареек) и бразильская Embraer (производство самолетов), составляют конкуренцию мировым лидерам из развитых стран. Число компаний из Бразилии, Индии, Китая и России в списке крупнейших 500 корпораций газеты Financial Times за 2006-2008 годы выросло в четыре раза — с 15 до 62.2 Двадцать ведущих бразильских транснациональных корпораций за один лишь 2006 год более чем в два раза увеличили свои активы.3

Ожидается, что около 70% мирового роста ВВП в ближайшие годы обеспечат развивающиеся страны, причем 40% из них — всего два государства — Китай и Индия. Обе страны за последние два десятилетия направили огромные средства в систему образования. Каждый год Китай выпускает 75 тыс. специалистов с высшим образованием в области инженерных и компьютерных знаний, в Индии этот показатель составляет 60 тыс.4

Коктейль для креативности

В этих условиях западные транснациональные корпорации все активнее стали осуществлять свои исследования и разработки в развивающихся странах. Компании

Владимир

кондратьев,

д.э.н., руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН

из списка крупнейших глобальных корпораций журнала Fortune имеют на сегодня 98 исследовательских центров в Китае и 63 в Индии.5 Биотехнологическое отделение General Electric инвестировало $500 млн в создание своего исследовательского медицинского центра в индийском Бангалоре, крупнейшего в мире. Американская компьютерная корпорация Cisco вложила более $1 млрд в создание в Бангалоре своего второго по величине отделения Cisco East.

Западные компании осознали, что недостаточно концентрироваться лишь на таких марках, как Gucci или Mercedes, но нужно учиться удовлетворять запросы миллионов простых людей, живущих вне Шанхая или Бангалора, представителей растущего среднего класса, фермеров из отдаленных деревень и поселков.

Развивающиеся рынки действительно одни из самых сложных в мире: сети дистрибуции ненадежны, финансовые потоки непредсказуемы, государство часто приводит в ярость — иногда бывает назойливым, а иногда не может обеспечить элементарными услугами, пиратство сжимает уровень прибыльности, а бедность носит повсеместный характер. Острова успеха окружены морем проблем, которые выбивают из седла некоторые отважные компании.

Yahoo и eBay, например, ушли из Китая, а Google переехала в Гонконг. Black & Decker, крупнейший американский производитель строительного инструмента, почти незаметен в Китае и Индии, на этих двух крупнейших в мире строительных рынках. Однако и возможности здесь поистине экстраординарные. Численность населения в азиатских странах уже сейчас значительно выше, чем в развитых странах, и, по прогнозам, возрастет с 4 млрд человек в 2010 году до 5,3 млрд к 2050 году. В Европе население сократится за тот же период с 800 до 700 млн, в Северной Америке вырастет очень незначительно.6

Сочетание проблем и возможностей создает шипучий коктейль для креативности. Из-за большого числа бедных компании вынуждены расширять объемы производства товаров по умеренно низким ценам, а из-за повсеместного пиратства — непрерывно совершенствовать свои товары и услуги.

«Мускулистые» национальные чемпионы из развивающихся стран, такие как индийский металлургический гигант ArcelorMittal или мексиканский Cemex, вытесняют с рынков западные корпорации. В некоторых случаях происходит реверс глобальных цепочек добавленной стоимо-

сти. Например, бразильская Embraer закупает многие из необходимых компонентов в развитых странах и осуществляет сборочное производство в Бразилии.

Переосмыслению подвергается сама природа инноваций. Большая часть экспертов в развитых странах связывает инновации с прорывными технологиями, заключенными в принципиально новых товарах и услугах, предназначенных прежде всего для элиты и уже затем по капле передаваемых широким массам населения. Однако на самом деле значительная часть современных важнейших инноваций представляет собой набор непрерывных усовершенствований товаров и услуг, предназначенных для среднего класса или представителей нижнего слоя социальной пирамиды. В то же время встречаются и уникальные разработки. Например, исследовательская лаборатория компании Microsoft в Пекине создала программы, позволяющие компьютерам распознавать рукописные тексты и превращать фотографии в мультипликацию. Китайский телекоммуникационный гигант Huawey занимает 4 место в мире по числу зарегистрированных патентов.

Проведенное в 2009 году компанией Pew Global Attitude Project исследование показало, что 85% китайцев, 70% индийцев и 42% бразильцев удовлетворены своей жизнью и экономическим положением в стране; большинство ожидают дальнейшего улучшения ситуации и полагают, что их дети будут жить лучше, чем они сами. Этот регион, перефразируя Уинстона Черчилля, видит возможности в каждой проблеме, а не проблемы в каждой возможности.

Медицинская лаборатория компании General Electric в индийском Бангалоре имеет на вооружении самое современное оборудование — от гигантских медицинских сканеров, способных обследовать наиболее крупных спортсменов, до мини-оборудования для интенсивной терапии младенцев. Однако настоящей гордостью лаборатории является мини-электрокардиограф MAC 400, способный поместиться в ладони человека. Его цена составляет всего $800 по сравнению с $2 тыс. за обычный ЭКГ и сокращает стоимость обследования до $1 с пациента.

В городе Chennai, в 300 км к востоку от Бангалора, компания Tata Consultancy Services (TCS) гордится своим изобретением — фильтром для воды, который использует в качестве очистителя от бактерий рисовую шелуху (наиболее распространенный в стране вид отходов). Стоимость прибора — всего $24. Компания Tata Chemicals, наладившая производство этих фильтров, планирует увеличить объемы с 1 млн до 100 млн шт. в ближайшие годы.

Значительная часть современных инноваций — это набор непрерывных усовершенствований товаров и услуг, предназначенных для среднего класса или представителей нижнего слоя социальной пирамиды.

VOSTOCK-PHOTO/REUTERS

Исследовательский медицинский центр General Electric в индийском Бангалоре.

госкомпании не развивают инновации

Таблица 1. Затраты на НИОКРроссийских государственных компаний в 2010 году, % к продажам

компания затраты на ниокр компания затраты на ниокр

РусГидро 0,02 Совкомфлот 0,22

ФСК ЕЭС 1,19 РЖД 0,4

Роснефть 0,21 ОСК 0,09

Газпром 0,22 АвтоВАЗ 1,02

Транснефть 0,21 НПО машиностроения 0,17

Аэрофлот 0 ^^Я Связьинвест 0

ОАК 9,08 АЛРОСА 0,14

Источник: Минэкономразвития РФ; Ведомости, 1 февраля 2011.

инвестклимат и институты — не главные факторы для развития инновации

Таблица 2. Основные факторы, воздействующие на ведение бизнеса в разных странах (ранжирование по 183 странам)

факторы китай Бразилия индия россия

Организация нового бизнеса 151 128 165 108

Получение разрешений на строительство 181 112 177 182

Регистрация прав собственности 38 122 94 51

Источник: The 2010 Doing Business, World Bank 2011.

Эти инновации направлены на решение двух наиболее острых проблем страны: сердечно-сосудистые заболевания и зараженная вода.

Реверсные инновации

Компании GE и TCS ставят потребности бедных слоев населения в качестве отправной точки. Вместо увеличения разных дополнительных опций они упрощают продукт и возвращают его к исходным функциональным характеристикам. Такие инновации получили название «реверс-ных», или «экономных». Реверсные инновации не означают, что они «второго сорта». Например, MAC 400 вобрал в себя самые последние технологии. Многие дешевые мобильные телефоны обеспечивают доступ пользователей к видеоиграм и сети Интернет. Индийская Tata Motors уже производит автомобиль Nano стоимостью $2 тыс. Godrej & Boyce Manufacturing, одна из старейших индийских промышленных групп, разработала холодильник, способный работать на батарейках, известный под названием «маленький холод».

Реверсные инновации часто позволяют использовать существующие технологии принципиально новым образом. Так, компания TCS собирается использовать мобильные телефоны для подсоединения телевизоров к Интернету. Персональные компьютеры пока еще не часто встречаются в Индии, а телевизоры — практически повсеместно. TCS разработала приставку, соединяющую телевизор с Интернетом с помощью мобильного телефо-

Западные компании все чаще осуществляют «полицентрические инно вации», организуя исследовательские центры в развивающихся странах.

на, а также блок дистанционного управления, позволяющий людям, никогда не видевшим клавиатуры, подключаться к Сети.

А известный индийский хирург Дэви Шетти решил использовать управленческие принципы Генри Форда, полагая, что экономия на масштабах и специализация позволят радикально сократить издержки операций на сердце. Его госпиталь в «Электронном районе» Бангалора недалеко от компаний GE, Infosys и Wipco, располагает 1 тыс. коек (по сравнению с 160 койками в среднем американском хирургическом госпитале), а персонал из 40 кардиологов выполняет каждую неделю до 600 операций на сердце. Количество пациентов позволяет хирургам приобретать бесценный опыт: д-р Шетти выполняет до 15 тыс. операций в год, а члены его команды — до 10 тыс. операций. В результате стоимость одной операции на открытом сердце не превышает $2 тыс., в то время как в США — от $20 тыс. до $100 тыс. при аналогичном качестве.

Группа д-ра Шетти недавно построила еще два госпиталя: онкологический центр на 1400 мест и глазной госпиталь на 300 мест. Все они пользуются единой службой поддержки, включая лабораторию и банк крови. Д-р Шетти открывает аналогичные «медицинские города» и в других районах страны.

Чемпионы — «амфибии»

В основе инновационных успехов развивающихся стран лежит динамичное развитие «национальных чемпионов», крупных глобальных компаний. Профессор Нирмалия Ку-мар из Лондонской школы бизнеса полагает, что быстрому росту национальных чемпионов способствовали два фактора: деньги и гибкость. Сочетание быстрого роста и интенсивной внутренней реструктуризации принесли компаниям большие объемы свободной денежной наличности. Норма прибыли (10%) здесь в два раза превышает аналогичный показатель западных компаний. А поскольку собственность высоко концентрирована, компаниям легче принимать на себя инвестиционные риски.

Интересно, что у компаний из развивающихся стран подход к сделкам по слияниям и поглощениям отличается от западных корпораций. Они в меньшей степени интересуются проблемой сокращения издержек, повышения эффективности и снижения численности персонала, поскольку могут встраивать эффект от слияний в низкозатратное производство у себя на родине. Их больше интересуют проблемы приобретения профессионального опыта, брендов и каналов дистрибуции, что позволяет им присоединиться к клубу превоклассных глобальных компаний. Во многих отношениях этот процесс можно назвать «реверсными слияниями и поглощениями» в дополнение к реверсным инновациям. Тогда как западные компании покупают дешевые промышленные производства в развивающихся странах, национальные чемпионы из развивающихся стран приобретают наукоемкие компании на Западе.

Почти все национальные чемпионы развивающихся стран — это высоко диверсифицированные конгломераты. Например, индийская Tata Group, на долю которой приходится 6% всего ВНП страны, имеет филиалы в автомобилестроении, производстве минеральных удобрений, телекоммуникациях,

консультационных и туристических услугах. Конгломерат Reliance Industries охватывает широкий спектр деятельности — от производства нефтепродуктов до свежих продовольственных продуктов. Многие из этих гигантов являются государственными компаниями. Такие организации выглядят своеобразными «гибридами», не встречавшимися ранее в мировой экономической практике. Наибольшее сходство они имеют с европейскими торговыми компаниями XVI-XIX веков, такими как Британская Ост-Индская компания.

Они не являются старомодными национализированными компаниями, управляемыми государством и предназначенными для контроля над крупными кусками национальной экономики. Но они не являются и классическими частными публичными компаниями, которые могут свободно разоряться в периоды кризисов. Это своеобразные «амфибии», способные существовать и в море, и на суше. Они занимают деньги у государства по субсидированным ставкам для своего развития и выходят одновременно на глобальные рынки. Наиболее характерны такие компании для Китая и России. Тысячи китайских компаний поддерживают тесные связи с центральным правительством или местными органами власти. В России также существует большая группа государственных компаний, пользующихся различными привилегиями. Однако в отличие от китайских государственных компаний их российские аналоги пока не очень-то заметны в области инноваций. По данным минэкономразвития, доля затрат на НИОКР в крупнейших российских государственных корпорациях редко превышает 1% от продаж (табл. 1).

Частично это можно объяснить тем, что государственные корпорации создавали в России, прежде всего, в низкотехнологичных добывающих отраслях экономики, связанных с экспортными поставками. В наукоемких же отраслях таких компаний еще очень мало. Но даже у «АвтоВАЗа» и «НПО машиностроения» этот показатель на порядок ниже, чем в других развивающихся странах.

В России самый низкий в Европе показатель удельного веса компаний, занимающийся технологическими инновациями. Он составляет в нашей стране лишь 11%, в то время как в Великобритании — 45%, Швеции — 55%, Австрии — 58%, Ирландии — 61%, в Германии —

74%. Даже в бывших соцстранах он значительно выше: в Болгарии — 18%, в Венгрии — 21%, в Польше — 26%, в Чехии — 42%.

Китайские же наукоемкие гиганты, находящиеся в собственности государства, такие как China Telecom и Lenovo, являются глобальными лидерами в своих сегментах рынка.

профессор тарум Кханна из Гарвардской бизнес-школы считает, что подобные государственные диверсифицированные корпорации весьма эффективны в условиях ограниченности производственных ресурсов, таких как

Компании из развитых стран осознали, что нужно учиться удовлетворять запросы миллионов простых людей.

капитал и квалифицированная рабочая сила. Tata Group, например, может использовать финансовые ресурсы уже имеющихся подразделений для финансирования деятельности новых направлений бизнеса, а также имеет финансовые возможности для привлечения и обучения необходимого персонала. Она также использует свой бренд для продажи широкого спектра товаров и услуг. Эксперты считают, что индийцы, выросшие на чае компании Tata, с большей охотой будут покупать и автомобили этой корпорации.

С одной стороны, такие гигантские государственные организации, как China Mobile, выглядят шагом назад, в более ранние периоды экономического развития, но с другой — это попытка «оседлать» более динамичную, чем западная, экономику, придав ей эволюционный характер. Многие на Западе рассматривают диверсифицированные конгломераты как примитивную корпоративную форму ведения бизнеса, которая исчезнет по мере совершенствования национальных фондовых рынков, а осуществлять диверсификацию должны инвесторы, но не компании. Однако несовершенство фондовых рынков — это лишь одна из причин диверсификации. Другие причины (которые будут действовать еще продолжительное время) — это

В развивающихся странах зарегистрирована 21 тыс. транснациональных компаний.

Бразильская Embraer закупает компоненты в развитых странах и осуществляет сборочное производство в Бразилии.

Биотехнологическое отделение General Electric инвестировало $500млн в создание своего исследовательского медицинского центра в индийском Бангалоре.

дефицит квалифицированной рабочей силы и необходимость выстраивания брендов. Конгломераты обладают существенными преимуществами как в привлечении талантливых специалистов и их обучении на быстро развивающихся рынках, так и в строительстве новых брендов в регионах, где узнаваемость брендов находится на низком уровне. Tata Group, например, оценивает стоимость своего бренда на уровне $2,2 млрд.

Путь к настоящей эффективной приватизации является длительным, а последние финансовые потрясения мало способствовали тому, чтобы правительства развивающихся стран с радостью выбирали бы англосаксонскую модель экономики. Многие наукоемкие компании из развивающихся стран формируют совместные предприятия. Так,

Неблагоприятный инвестиционный климат и отсутствие эффективных институтов вовсе не мешают развивающимся странам успешно внедрять инновации.

индийская автомобилестроительная компания МаЫг^га & МаЫг^га работает в Китае с местной компанией Huawey и открыла совместный исследовательский центр в Бангалоре. Бразильская авиастроительная компания ЕтЬгаег ищет партнеров в Саудовской Аравии, Панаме и Польше.

Диверсифицированные государственные компании часто подвергались критике на Западе за низкую эффективность по сравнению с западными компаниями. Однако последние годы показывают, что и в этом отношении развивающиеся компании догоняют западных конкурентов. В 2010 году производительность труда в Китае выросла на 8,2%, в то время как в США — всего на 1%, а в Великобритании — сократилась на 2,8%. Несколько лет назад

1 World Investment Report 2G1G. UNCTAD. 2Gth anniversary edition.

корпорации Airbus и Boeing отдавали на аутсорсинг лишь самые простые операции развивающимся странам. Сегодня же это происходит с наиболее сложными работами. Airbus заключила контракт с индийской Infosys на разработку элементов крыла для своего двухпалубного лайнера A380, а Boeing заказал у HCL Technologies два важнейших машиностроительных блока — оборудование для предотвращения инцидентов в воздухе, а также технологии, позволяющие сажать самолет в условиях нулевой видимости.

Осознавая свое отставание от развитых государств в бизнес-образовании, развивающиеся страны значительные средства направляют на создание бизнес-школ. И это дает свои плоды. Последнее исследование Financial Times показало, что в 2G ведущих мировых бизнес-школ вошли три из развивающихся стран: Hong Kong University of Science and Technology Business School (14 место), China Europe International Business School (15 место) и Indian School of Business (16 место). Развивающиеся страны стараются также развивать свои высококачественные консультационные услуги. Здесь лидируют индийские компании. Tata Consultancy Services, например, имеет офисы в 42 странах мира, оборот в $6 млрд и является признанным лидером в «реверсных» инновациях.

Показательно, что одна из немногих действительно инновационных российских компаний — «Ситроникс» — создает свой исследовательский центр не в Сколково, где «будут лучшие в мире поля для гольфа» и где «Ситроникс» не видит точек соприкосновения, в которых компания могла бы развивать совместные проекты уже сегодня (по оптимистическим оценкам, такая возможность представится не ранее 2G15-2G2G годов), а в Китае.7

Климат — не препятствие

Развивающиеся страны и особенно Россию часто упрекают за «плохой инвестиционный климат» и отсутствие необходимых институтов. У многих экономистов это стало своеобразным «пунктиком» их идеологической доктрины. Однако последние статистические данные свидетельствуют, что «плохой климат» и отсутствие эффективных (западных) институтов вовсе не мешают развивающимся странам успешно и быстро развивать свою экономику и осуществлять инновации (табл. 2).

Как свидетельствуют последние данные Мирового банка, Россия не только не отстает от ведущих развивающихся стран по условиям ведения бизнеса, но, например по организации нового бизнеса, занимает значительно более высокое место (Ю8-е), чем Китай (151), Индия (165) и Бразилия (128). Следовательно, дело не в отсутствии «хорошего климата» и институтов, а в эффективности государственной поддержки экономики и инноваций в России.

2 Financial Times 500 за соответствующие годы.

3 The World Turned Upside Down.

The Economist, April 17th 2G1G.

4 Ibid.

5 Fortune 5GG.

6 United Nations Population Forecast Division.

7 Ведомости, 2 июня

2G11.

Список использованной литературы

1. World Investment Report 2010. UNCTAD. 20th anniversary edition. UN 2010.

2. Financial Times 500 за соответствующие годы.

3. The World Turned Upside Down. The Economist, April 17th 2010.

4. Fortune 500.

5. United Nations Population Forecast Division.

6. International Monetary Fund.

7. Ведомости, 2 июня 2011.

8. Harvard Business Review, December 2010.

9. Ведомости, 1 февраля 2011. Ключевые слова: развивающиеся страны, инновации, национальные чемпионы, государственная поддержка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UN 2G1G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.