\ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА \
Кризис под надзоро
На фоне кризиса столкнулись две диаметрально противоположные точки зрения на систему регулирования и надзора в финансовой сфере. Одна из них состоит в том, что госрегулирование банковской деятельности имеет исключительно конструктивный характер. Другая — что ошибки государства не менее опасны, чем резкие колебания рыночной конъюнктуры.
Адекватная оценка рисков
Мировой финансовый кризис бросил вызов всей системе банковского регулирования и надзора, а не только ее отдельным элементам. Гигантские убытки и даже банкротства крупнейших в мире финансовых посредников, обладавших лучшими ресурсами и практикой риск-менеджмента, актуализировали дискуссии о подходах к пруденциальным нормативам и стандартам банковской деятельности.
На начальной стадии кризиса громче звучали голоса тех, кто видел первопричину потрясений в том, что регулирование деятельности финансовых посредников не было всеобъемлющим и достаточно жестким. Указывалось, в частности, на бесконтрольность хедж-фондов, неадекватность оценок рисков, связанных со структурированными продуктами и другими финансовыми инновациями. Часто высказывалась точка зрения, что надзорные органы зашли слишком далеко в дерегулировании финансово-банковской сферы.
Несколько позже и поначалу с оговорками выступили сторонники точки зрения, согласно которой неадекватность оценок рисков в немалой степени следствие избыточности регулирования. По их мнению, чрезмерная регламентация регулятивной среды при определенных обстоятельствах стимулирует финансовых посредников к поиску обходных путей и ослабляет рыночную дисциплину. Недостатки избыточного регулирования особенно
Александр
хандруев,
руководитель Консалтинговой группы «Банки. Финансы. Инвестиции»
Ольга
Гришина,
ведущий консультант, Консалтинговая группа «Банки. Финансы. Инвестиции»
проявили себя в отношении финансовых конгломератов, которые обладали такой экономической и закулисной политической мощью, что вопрос соблюдения правил для них был неактуальным (too big to discipline).
Столкнулись, таким образом, две диаметрально противоположные позиции, которые традиционно присутствовали на всех этапах развития надзорной практики. Одна из них заключается в том, что государственное регулирование банковской сферы имеет исключительно конструктивный характер. Это своеобразная поддержка, «рука помощи» (the helping hand view), которая применительно к банковской деятельности заставляет ограничивать риски через создание системы страхования вкладов, фиксацию требований к достаточности капитала и уровню ликвидности. В этой связи государственное регулирование остается единственным рычагом, содействующим нормальному развитию банковской системы и укреплению ее устойчивости путем применения жестких пруденциальных норм.
Другая позиция: ошибки государства не менее опасны для общества, чем резкие колебания рыночной конъюнктуры. Примерно с середины 90-х годов XX века была сформулирована концепция о неэффективности регулирования и надзора (the ineffective hand view). Ее сторонники полагают, что жесткий надзор не способствует повышению качества банковской деятельности и укреплению финансовой стабильности. Государство, которое ориентируется на рыночные рычаги контроля над банками, влияет на их развитие в большей степени, чем государство, применяющее авторитарное регулирование.
Дебаты о том, какими должны быть масштабы государственного участия в регулировании банковской деятельности и может ли банковский надзор нейтрализовать возникающие угрозы для финансовой стабильности без ущерба для процесса развития банковской системы, привели к пониманию, что оценка рисков банковской деятельности призвана играть превалирующую роль в надзорных процедурах. Не только регулирующие органы должны побуждать банки к проведению осмотрительной и взвешенной политики, поддержанию финансовой устойчивости и стратегическому позиционированию. К этому должна подталкивать жесткая рыночная дисциплина, воспитательная функция которой заключается в создании условий для адекватной оценки банками принимаемых на себя рисков.
Именно эти концептуальные подходы были заложены в подготовленный Ба-зельским Комитетом основополагающий документ — «Новое Соглашение о капитале» (Базель II), который знаменовал собой рождение новой парадигмы банковского надзора. Ее смысл состоит в переходе от надзора, основанного на формальном выполнении нормативов, хотя это и сохраняет свое значение, к риск-ориентированному банковскому надзору.
Начавшийся в 2007 году финансовый кризис существенно повлиял на политику управления рисками в коммерческих банках. Маятник отношения руководителей
\ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА \
банков к управлению рисками качнулся в другую сторону, и на риск-менеджмент сегодня возлагаются большие и даже завышенные надежды. Многие организации признали, что консервативная политика управления активами оказалась более адекватной в условиях глобализации финансовых рынков. Осмотрительность в принятии решений, первостепенное внимание к организации управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления еще только начинают входить в плоть и кровь бенефициарных владельцев и высшего менеджмента банков.
Главный урок, который предстоит извлечь из глобального финансового кризиса, заключается в том, что ответственность за управление рисками, за эффективную организацию внутреннего контроля и корпоративного управления лежит прежде всего на кредитных организациях. Основная же задача надзорных органов, если угодно миссия, состоит в том, чтобы содействовать банкам в адекватной оценке принимаемых на себя рисков.
реформа регулирования
Масштабы и разрушительные последствия финансового кризиса привели к осознанию необходимости создать в возможно короткие сроки глобальную систему безопасности, основанную на соблюдении большинством стран мира единых международных стандартов банковского регулирования и надзора.
Базельский комитет по банковскому надзору уже призвал внести изменения в практику национального регулирования и надзора с учетом уроков мирового кризиса.
На встрече стран «большой двадцатки» в апреле 2009 года в Лондоне была принята обязательная для всех концепция регуляторной реформы и оздоровления финансово-банковской системы.
Страны G20 приняли ряд общих для всех принципов, касающихся проведения реформы системы регулирования и надзора. Были рассмотрены такие вопросы, как проблема токсичных активов, оздоровление финансовой системы, усиление финансового регулирования и реформирование международных финансовых институтов.
Наиболее интенсивная работа по изменению системы регулирования и надзора в финансовой сфере проводится сейчас в группе развитых стран. 17 июня 2009 года президент США Барак Обама представил План реформы
В Великобритании предлагается создать новый Совет по финансовой стабильности (Council for Financial Stability — CFS). На фото — британский министр финансов Алистер Дарлинг.
регулирования финансовых рынков США. Суть предложений заключается в создании новой основы для финансового регулирования и надзора, которая обеспечила бы более эффективную работу финансовых институтов, защиту потребителей и инвесторов, поощрение инноваций и была способна адаптироваться и развиваться вместе с изменениями на фондовых рынках.
Нововведения направлены на усиление роли государственных институтов в финансово-банковском секторе. С точки зрения американцев, отсутствие эффективных механизмов контроля на финансовом рынке стало причиной систематических злоупотреблений и значительно повысило риски как для компаний, так и для частных лиц. Это в конечном итоге стало одной из причин кризиса. Центральный пункт Плана — наделение ФРС полномочиями в отношении системных рисков для предотвращения событий, подобных банкротству Lehman Brothers или спасению AIG за счет средств налогоплательщиков. Также планируется решить такие задачи, как принуждение финансовых посредников к увеличению капитала и выстраивание системы регулирования внебиржевых деривативов и секьюритизиро-ванных инструментов.
Представленный американским президентом План реформы состоит из пяти ключевых пунктов, каждый из которых содержит конкретные предложения.
Пункт первый: распространить финансовый контроль, ранее применявшийся преимущественно к банковской сфере, на все крупные компании, обладающие значительными финансовыми обязательствами. Финансовые институты, которые могут серьезно повлиять на работу рынка, должны стать объектом надзора. Ни одна финансовая компания, которая представляет существенные риски для финансовой системы, не должна быть нерегулируемой или слабо регулируемой. В рамках первого пункта сформулировано несколько предложений.
• Создать новый Совет по надзору за рынком финансовых услуг (Financial Service Oversight Council), в который, кроме министра финансов, войдут главы Федеральной резервной системы, Федеральной корпорации страхования вкладов (FDIC — ФКСВ), Национального банковского надзорного органа (National Bank Supervisor), комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и комиссии по срочной биржевой торговле (CFTC), агентства финансовой защиты потребителей (CFPA), агентства по ипотечному рынку (FHFA). Одной из основных задач Совета станет улучшение взаимодействия между регуляторами, отвечающими за различные финансовые рынки, и контроль системных рисков. Кроме того, Совет сможет запрашивать информацию у любой финансовой компании.
• Расширить полномочия Федеральной резервной системы США, а именно возложить на нее обязанность осуществлять консолидированный надзор за системообразующими компаниями, в том числе небанковскими.
• Повысить требования по капиталу и ужесточить другие пруденциальные нормативы для всех финансовых компаний, при этом предусмотреть более жесткие требования к крупным системообразующим компаниям. Регулятор получит право менять эти
Ключевые рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору:
— разработка адекватных пруденциальных нормативов по капиталу и ликвидности в соответствии с прогрессивными подходами нового Базельского соглашения о капитале (Базель II), совершенствование коммерческими банками практики управления риском ликвидности;
— повышение требований к прозрачности, что подразумевает полное раскрытие банками всех деталей структурированных продуктов и внебалансовых операций;
— пересмотр стандартов оценки, в особенности неликвидных активов, подверженных влиянию изменения рыночной ситуации;
— обеспечение восприимчивости регуляторных и надзорных органов к рискам и возможности быстрого перехода к кризис-менеджменту.
требования. Это позволит ФРС проводить контрциклическую политику. Создать единый регулятор для надзора за банками национального уровня — Национальный банковский надзорный орган (National Bank Supervisor).
• Передать комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) функции по регистрации хедж-фондов и других частных пулов капитала.
Пункт второй: установить всесторонний надзор над финансовыми рынками, которые должны стать устойчивее к системным рискам и банкротствам крупных институтов. В рамках второго пункта сформулированы следующие предложения.
• Ввести более строгие правила отчетности для эмитентов, обеспеченных активами ценных бумаг, включая новые требования к раскрытию информации; стимулировать кредиторов и организаторов секьюритизации лучше изучать качество базовых секьюритизированных активов, отслеживать изменения характеристик базовых кредитов после выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами; ужесточить регулирование деятельности рейтинговых агентств.
• Улучшить регулирование на рынке дерива-тивов. Все стандартизированные внебиржевые сделки с деривативами должны стать регулируемыми и проходить клиринг в центральных клиринговых палатах.
• Предоставить полномочия ФРС США в области надзора за расчетными, клиринговыми и платежными системами.
Пункт третий: защитить потребителей и инвесторов от финансовых злоупотреблений. Для восстановления доверия к финансовым рынкам необходимо улучшить регулирование на розничных финансовых рынках. В рамках третьего пункта предлагается следующее.
• Создать единый регулятор розничных финансовых продуктов — Агентство по финансовой защите потребителей (Consumer Financial Protection Agency — CFPA), которое будет обеспечивать защиту потребителей в сферах кредитования и пользования банковскими продуктами.
• Усилить регулирование в целях повышения транспарентности на рынках потребительских и инвестиционных продуктов и услуг.
• Установить минимальные стандарты финансовых услуг и работы финансовых посредников.
Пункт четвертый: предоставить государству инструменты, которые бы позволили своевременно участвовать в решении проблем тех компаний, чей крах может угрожать стабильности финансовой системы. Для этого разработать новый режим, который бы позволил регулирующим органам своевременно получить контроль над оказавшейся на грани краха системообразующей компанией и упорядоченно ликвидировать ее. Предполагается, что этим будет заниматься ФКСВ.
Пункт пятый: повысить стандарты международного регулирования и улучшить координацию в этой области между странами. Для этого инициировать проведение международных реформ, с тем, чтобы
Страны «большой двадцатки» в апреле 2009 года приняли ряд общих принципов проведения реформы системы регулирования и надзора.
системные риски. Предполагается увеличить капитальную базу банков установить особый надзор за круп- выше этого регуляторного минимума. ными финансовыми институтами, ХЕдж-фОнды. Хедж-фонды или их уп-учитывая их значимость и влияние на равляющие компании обязаны зарегис-финансовые рынки. Провести четкое трироваться в странах своего основного разграничение между структурами, присутствия. Отныне они будут обязаны имеющими и не имеющими системо- раскрывать информацию, необходимую образующего значения, достаточно для оценки рисков, привносимых их де-трудно, и все же учреждения, использу- ятельностью на финансовые рынки. реющие большую долю заемных средств гистрация должна осуществляться ис-и в большей степени связанные меж- ходя из минимального размера фонда.
ду собой, будут поставлены под более жесткий контроль. сейчас общее число организаций (банков и других финансовых учреждений), над которыми предполагается осуществлять специальный международный надзор, составляет около 150.
Кроме того, предполагается создать базу данных по международным обязательствам крупных финансовых инс-
ходя из минимального размера фонда. Совет финансовой стабильности, созданный на базе форума финансовой стабильности (изначально учрежден странами «большой семерки» в 1999 году, сегодня в Совет входят страны «большой двадцатки», Европейская комиссия и Испания. — ред.), должен разработать механизм сотрудничества и обмена информацией между контролирующими органами разных стран,
титутов, так называемую карту рисков. чтобы обеспечить эффективный конт-
С ее помощью можно будет получить информацию о том, как распределены взаимные обязательства финансовых институтов, действующих в глобальном масштабе.
Проблема заключается в том, что обязательства крупных финансовых институтов, информация по которым недоступна для регулирующих органов, оценивается в десятки триллионов долларов.
БАнКИ. до выхода из кризиса не предполагается менять требования к минимальному уровню капитала банков. допускается снижение банковского капитала ниже принятого ныне международного уровня минимальных требований, однако сразу же после оздоровления экономики рекомендовано
роль за хедж-фондами в случае, если фонд расположен в юрисдикции, отличной от юрисдикции его управляющей компании. Принципы сотрудничества и контроля должны быть разработаны Советом до конца 2009 года. кредитные деривативы. Страны «большой двадцатки» пришли к единому мнению: необходимо содействовать стандартизации и повышению гибкости рынка кредитных деривативов, в частности через создание специальных центральных клиринговых структур, деятельность которых будет регулироваться и контролироваться. Ожидается, что эти меры помогут снизить риски контрагентов.
Единый клиринговый центр даст возможность регулировать объемы и цены
THE LONDON4
SUMMIT 2009
STABiL.ITY GROWTH JOBS
fy V tT»! #
f p
Щ »
¿Ш
wf /т"~
РИА-НОВОСТИ
резервов, ведения внебалансовых счетов и колебаний стоимости инвестиционного портфеля.
В перспективе — создание единой системы высококачественных стандартов глобального бухгалтерского учета. Американский Совет по стандартам финансового учета (РДвБ) и международный регуляторный орган — Международный совет по стандартам финансового учета (1ДвБ) — взяли на себя обязательства заменить стандарты учета по внебалансовым счетам и финансовым инструментам учета в течение нескольких месяцев.
СИСТЕМА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В КРУПНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТАХ. Страны «большой двадцатки» одобрили принципы оплаты труда и выплаты компенсаций в крупных финансовых учреждениях, разработанные Советом финансовой стабильности. Новая система вознаграждения должна основываться на адекватной оценке рисков и долгосрочных целей развития и соответствовать принципам рациональной практики.
Во многих странах в период нынешнего кризиса разгорелись огромные скандалы по поводу выплат чрезмерно высоких бонусов и премий топ-менеджерам крупнейших компаний. Хотя оплата труда не основная причина кризиса, сложившаяся в предкризисный период система вознаграждения менеджеров компаний, во многом способствовала дестабилизации финансовой системы.
\ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА \
поддержать усилия США, включая укрепление капитальной базы банков, улучшение контроля на глобальных финансовых рынках, осуществление скоординированного надзора за международными корпорациями.
О полной реорганизации системы финансовых регулирующих органов, как предполагалось ранее, речи не идет. Два главных финансовых регулятора в США, Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) и ФРС, сохранят свои роли, хотя и предполагается существенное расширение их полномочий. В то же время, согласно президентскому плану, будет создано несколько новых регулирующих структур:
1) Совет по надзору за рынком финансовых услуг под руководством Минфина, в который войдут главы всех основных регулирующих организаций;
2) Агентство по финансовой защите потребителей для независимого надзора в области кредитных, сберегательных и платежных продуктов;
3) Национальный банковский надзорный орган с полномочиями, ранее имевшимися у Бюро валютной инспекции (Office of the Comptroller of the Currency) и Ссудо-сберегательного надзорного бюро (Office of the Thrift Supervision) (институт создается во избежание дублирования функций обеих организаций, он займется надзором за банками национального уровня);
4) Подразделение национального страхования (Office of National Insurance) для координации политики в отношении страхового сектора внутри Минфина, сбора информации о сфере страхования и отслеживания международных соглашений. Оно будет уполномочено консультироваться с ФРС и ФКСВ относительно несостоятельных страховщиков, если им необходима будет помощь государства.
ФРС и ФКСВ, помимо выполнения своих новых функций, будут и далее осуществлять регулирование банками уровня штатов и надзор за ними; Национальное управление кредитных союзов (National Credit Union Administration) — за кредитными союзами; Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) и Комиссия по срочной биржевой торговле (CFTC) также продолжат осуществлять свои прежние функции, хотя в целях повышения уровня транспарентности с более широкими полномочиями в отношении участников рынка.
В Конгресс внесен законопроект, согласно которому под контроль финансового регулятора SEC передаются хедж-фонды, частные инвестиционные фонды и венчурные фонды с объемом средств более $30 млн. (менее крупные структуры будут регулироваться госорганами на уровне штатов США).
Наряду с США о реформе регулирования финансового сектора объявила и Великобритания, правительству которой из-за кризиса пришлось принять на себя обязательства банков на сумму 1,4 трлн. фунтов стерлингов. Несмотря на то что конкретные законы еще не приняты, основные направления реформирования регулятивной и надзорной среды уже известны. Это — реформирование корпоративного управления в банках, изменение требований к капиталу и других пруденциальных нормативов, ужесточение регулирования финансовых компаний, расширение полномочий регулирующих органов.
контрактов, снижать риски между участниками торговли. Американские трейдеры уже с марта 2009 года начали централизованный клиринг кредитных свопов. В апреле более 2 тыс. банков — хедж-фондов и управляющих, имеющих в портфелях кредитные дефолтные свопы, — подписали так называемый протокол большого взрыва, нацеленный на упрощение и создание более прозрачной процедуры взаимозачета, уменьшение количества контрактов с производными инструментами на рынке. РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА. Все рейтинговые агентства, чьи оценки используются в целях регулирования, должны быть субъектами надзорного режима, который будет осуществлять регистрацию и мониторинг соблюдения требований профессионального кодекса Международной организации регуляторов рынка ценных бумаг (IOSCO). Такой режим должен быть введен в действие до конца 2009 года. Основной контроль над деятельностью рейтинговых агентств предлагается возложить на национальных регуляторов.
СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. Регулирующим органам стран «большой двадцатки» в сфере стандартов бухгалтерского учета следует до конца 2009 года упростить ряд стандартов учета для финансовых учреждений и повысить требования к банковским резервам на покрытие сомнительных долгов, а также усовершенствовать стандарты учета в сфере выделения
В начале июля 2009 года с презентацией концепции реформирования финансовых рынков Великобритании в палате общин выступил министр финансов Алистер Дарлинг. Предлагается создать новый Совет по финансовой стабильности (Council for Financial Stability — CFS) для анализа рисков, угрожающих финансовой стабильности страны. Совет займется подготовкой скоординированных и своевременных ответов на возникающие угрозы устойчивости финансовой системы. В Совет предлагается включить представителей Минфина, Управления финансовых услуг и Банка Англии. Подобная система единого «трехстороннего» регулирования позволит повысить прозрачность и ответственность каждого органа. Для повышения прозрачности деятельности самого Совета предполагается публиковать краткие отчеты о его работе. Кроме того, предлагается наделить Управление финансовых услуг (Financial Services Authority — FSA) большими полномочиями в контроле над деятельностью банков, в том числе за счет:
• расширения полномочий в отношении компаний и частных лиц, нарушивших закон;
• наделения FSA правом вводить ограничения на короткие продажи и повышения требований к раскрытию информации.
ДокладДарлинга восновном повторил предложения председателя совета директоров Управления финансовых услуг Адера Тернера, опубликованные в марте 2009 года. Среди предложений Управления финансовых услуг было:
• ужесточить требования к капиталу системно значимых компаний и стимулирование изменений в корпоративной культуре банков и их советов директоров;
• обязать банки регулярно публиковать различные показатели их деятельности;
• ввести контрциклические требования к минимальному размеру капитала банков (размер капитала, необходимый для поддержания заранее заданного уровня активов, должен повышаться в периоды резкого подъема и снижаться в периоды спада). Кроме того, Управление финансовых услуг выступило за распространение своих надзорных функций на финансовые организации, имеющие признаки банков, например хедж-фонды. Схожие предложения были подготовлены и опубликованы в полугодовом отчете по финансовой стабильности Банка Англии от 26 июня 2009 года.
Что касается Европейского Союза, то планы по реформированию существующей системы международного финансового контроля над международными финансовыми рынками впервые прозвучали в марте 2009 года на встрече стран-участниц ЕС в Брюсселе. Предложения были основаны на докладе, который представлен в феврале этого года группой во главе с бывшим управляющим директором МВФ Жаком де Ларосьером.
Европейская комиссия поддержала содержащиеся в докладе рекомендации создать панъевропейские регуляторы финансового рынка для установления единого надзора над финансовыми организациями Европы. На двухдневном саммите лидеров стран ЕС, 18-19 июня 2009 года, Европейская комиссия утвердила рамочный проект реформы финансового регулирования. Конкретные законопроекты будут представлены осенью нынешнего года.
Усиление регулирующих и надзорных органов рассматривается как необходимая мера для восстановления доверия к финансовой системе и уменьшения сомнений в ее устойчивости, что должно стать основой выхода из кризиса.
На микропруденциальном уровне — надзор за отдельными финансовыми учреждениями — основной акцент предложений сделан на значительном усилении существующих комитетов. В то же время предлагается создать наднациональный орган — Европейскую систему финансового надзора (European System of Financial Supervisors — ESFS), которая должна гарантировать стабильность на уровне отдельных финансовых компаний. Речь идет о формировании трех новых учреждений, которые будут контролировать банки, биржи и страховые компании, в состав которых войдут представители национальных надзорных органов. Эти учреждения будут координировать деятельность национальных регуляторов соответствующих рынков и транснациональных компаний и международные сделки.
ФРС в ходе реформ не только сохранит свою роль, но и расширит полномочия. На фото — глава ФРС Бен Бернанке.
Ответственность за управление рисками лежит прежде всего на кредитных организациях. Основная же задача надзорных органов — помочь банкам адекватно оценить риски.
На макропруденциальном уровне предлагается создать две организации: Европейскую систему финансовых наблюдателей (European Supervisory Authorities — ESAs), которая займется каждодневной координацией действий национальных органов финансового регулирования стран Евросоюза, и Европейский совет по оценке системных рисков (European Systemic Risk Council — ESRC), задачей которого станет отслеживание системных рисков и выявление угроз стабильности европейской финансовой системы.
Вернуть доверие к рейтингам
Особого внимания заслуживает вопрос о новых подходах к регулированию рейтинговых агентств. Исследования их деятельности (прежде всего «большой тройки») выявили серьезные недостатки в работе. В частности, методологические подходы компаний к структурированным продуктам оказались неадекватными. Не случайно развитие ипотечного кризиса связывают непосредственно с просчетами рейтинговых агентств.
В США начало изменения режима регулирования рейтинговой индустрии было положено актом «О реформе деятельности рейтинговых агентств» (Credit Rating Agency Reform Act 2007), направленным на решение двух основных задач: снижения входных барьеров рынка рейтин-гования, в части признания в качестве NRSRO (в американском законодательстве понятие национально признанной статистической рейтинговой организации (NRSRO) — ред.) и одновременно формирования прозрачных критериев и требований, предъявляемых к его участникам. Изменения в законодательстве подействовали на уровень конкуренции в сфере рейтингования. Так, за последние полтора года SEC сертифицировала в качестве NRSRO 12 агентств.
В этом же направлении идут страны Европейского Союза. В 2008 году Еврокомиссия предложила ввести более жесткое регулирование деятельности рейтинговых агентств для обеспечения прозрачности их деятельности, а также нивелирования влияния на рейтинги конфликтов интересов.
REUIERS