Международная экономическая интеграция: этапы становления и границы определения International economic integration: the stages of formation and boundaries of definition
Андрианова В. С.
Студентка 2 курса магистратуры Кафедра внешнеэкономической деятельности предприятия Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ)
РФ, г. Екатеринбург e-mail: violet-andrianova@yandex. ru
Andrianova V.S.
Student of 2d course Master's degree programme Department of Foreign Economic Activity Ural State University of Economics (USUE) Russian Federation, Ekaterinburg e-mail: violet-andrianova@yandex. ru
Аннотация.
В данной статье сделана попытка систематизировать знания о таком явлении, как «экономическая интеграция». Автор исследует природу происхождения данного понятия, и какое значение имеет на сегодняшний день. Особое внимание уделяется трактовке термина среди отечественных и зарубежных ученых. Также выявляются этапы интеграции. На их основе в работе продемонстрирована степень той или иной углубленности связей между государствами в рамках современных интеграционных объединений.
Annotation.
There is an attempt to systematize knowledge about such a phenomenon as "economic integration" made in this article. The author researches the nature of the origin of this concept, and what significance it has today. Particular attention is paid to the interpretation of the term among domestic and foreign scientists. Also, the stages of integration are revealed. On their basis, there is a degree of those or other deepening of ties between states within the framework of modern integration associations demonstrated in work.
Ключевые слова: интеграция, экономическая интеграция, национальная экономика, международные организации, региональные объединения, унификация, единый рынок.
Key words: integration, economic integration, national economy, international organizations, regional associations, unification, single market.
В современном мире состояние национальной экономики каждой страны напрямую зависит не только от ее умения организовывать хозяйственную деятельность в пределах своих границ, но и от правильного взаимодействия с другими странами. На сегодняшний день в эпоху глобализации сотрудничать стало гораздо проще в большей степени благодаря научно-техническому прогрессу. Он способствует ускорению, упрощению и в то же время модернизации многих процессов и операций. Кроме того, преимущества взаимовыгодного сотрудничества, если они действительно таковыми являются, приносят государствам ощутимую пользу и побуждают к интенсификации совместной деятельности с другими странами, а в дальнейшем к их приверженности к интеграционным тенденциям.
Теоретическую природу и понятие интеграции исследуют уже несколько десятилетий. В результате появилось большое количество узкоспециализированных или, наоборот, широко направленных определений интеграции. Стоит рассмотреть различные трактовки понятий «интеграция» и «экономическая интеграция», чтобы прийти к целостному восприятию данного определения.
В книге кандидата экономических наук Н.Н. Шумского «Региональные экономические объединения постсоветских государств» приводится такое толкование термина «интеграция» (от лат. integratio - воссоединение, восполнение), как «системное соединение в единое целое каких-либо элементов и частей» [9, с. 11]. Из данного определения следует констатировать, что интеграция подразумевает под собой создание чего-то нового посредством
объединения, дальнейшего дополнения и углубления связей ее составных частей. Последствия интеграции в этом определении не отражаются, поэтому заключить, что подобное соединение имеет благотворное или же наоборот вредоносное воздействие было бы не совсем правильно. Однако отрицать тот факт, что взаимозависимость субъектов интеграции значительно усиливается после осуществления данного процесса, довольно сложно.
В статье Т. И. Николаевой и В. М. Гаяновой представляют интеграцию как целостное образование, состоящее из двух и более самостоятельных экономических субъектов, которые действуют с учетом интересов всех участников объединения во имя достижения общих стратегических целей [3, с. 80].
Известный экономист в области международных экономических отношений, профессор В.А. Шлямин в своем определении интеграции делает акцент на том, что данная форма взаимодействия между государствами и хозяйствующими субъектами характеризуется высокой степенью экономического взаимопроникновения и взаимозависимости. [5, с. 80].
Зачастую взгляды экономистов, посвященные интеграции, имеют несколько направлений мысли. Они разделяются в зависимости от того, понимают ли интеграцию как процесс, как конечное состояние, достигнутое через этот процесс, т.е. «состояние полной интегрированности», или же как нечто смешанное между процессом и состоянием дел.
Дэвид Хендерсон, канадский экономист, рассматривает термин «экономическая интеграция» также с двух точек зрения. В качестве процесса интеграция в его понимании означает тенденцию к снижению экономического значения политических границ. А как конечный результат она может означать состояние, при котором процесс слияния завершен, и политические границы не имеют экономического значения. По Хендерсону такое состояние называется «полной экономической интеграцией [4, с. 2-3].
В своем исследовании истории экономической мысли австралийский и американский экономист Ф. Махлуп отмечает, что в экономике данный термин впервые был использован в период с 1939 года по 1942 год для описания процессов объединения бизнес-фирм посредством соглашений, картелей, концернов, трестов и поглощений [14, р. 62].
Подобным образом представляет процессы интеграции на международном уровне и российский профессор, доктор экономических наук В. Бильчак. В его работе международная экономическая интеграция представляется, как процесс объединения элементов национальных хозяйств двух и более государств, складывающийся из взаимодействия экономик государств в различных формах и на различных уровнях. К примеру, на микроуровне интеграция проявляется в рамках сотрудничества отдельных фирм различных государств, а на макроуровне вытекает из взаимодействия экономик государств и согласования их действий в рамках международных интеграционных объединений. В результате такой интернационализации экономических процессов была сформирована структура мирового хозяйства, которую мы имеем на сегодняшний день [11, р. 69].
К 1948 году подавляющее большинство документов и публичных выступлений не обходилось без упоминания термина «экономическая интеграция». Наибольший резонанс произвело официальное обращение Пола Хоффмана -управляющего Администрацией экономического сотрудничества (АЭС) к Организации европейского экономического сотрудничества, состоявшееся 31 октября 1949. По подсчетам одного из журналистов газеты «Нью-Йорк Таймс» мистер Хоффман произнес понятие «интеграция» во время своей речи около 15 раз или через каждое сотое слово. Поскольку АЭС контролировал выполнение плана Маршалла с американской стороны, то Пол Хоффман выступал за ускоренную интеграцию западноевропейских государств, подкрепляя свои суждения необходимостью создания единой европейской валюты. Значение такой интеграции в его понимании обозначало образование единого крупного рынка, в рамках которого должны были стираться количественные ограничения на движение товаров, валютные барьеры на платежные потоки и постепенно все остальные тарифы на постоянный и неизменный срок [13, р. 119].
Вполне можно утверждать, что современное определение «интеграции» в полной мере сохранило суть начального понятия. Однако точного термина как на тот момент времени, так и сегодня не существует. Было ясно лишь то, что интеграция означала нечто большее, чем просто сотрудничество, но меньшее, чем полная унификация законов и правил.
Она включала в себя все этапы на пути к унификации и, тем не менее, как утверждали современники, была далека от идеала. Представляя собой практическую необходимость, она не оставляла других альтернатив, кроме бедности и нищеты для народов, не принимающих развитие по данному пути. Те, кто был готов к объединениям, ожидали от интеграции улучшения конкурентных позиций Европы в мире и возможности удовлетворения всех ожиданий и нужд населения. Таких результатов удалось достичь, хотя и не в одночасье, посредством создания постоянного единого рынка с количеством потребителей приблизительно около 270 млн. человек. На этом рынке предприниматели и фермеры могли свободно реализовывать свою продукцию, развертывать крупномасштабную, недорогую промышленность, стало проще привлекать как материальные, так и человеческие ресурсы, был стимул к развитию здоровой конкуренции [12, р. 122-123].
Среди факторов, способствующих развитию интеграционных процессов, можно выделить: глобализацию хозяйственной жизни общества, международное разделение труда, повышение открытости национальных экономик, а также развитие и совершенствование научно-технических достижений и многое другое [2, с. 20-21].
Феномен глобализации, наиболее активно проявивший себя в конце 20 века и активно распространяющий в 21 веке, внес неоценимый вклад в объединение многих государств в самых разных сферах жизни. Глобализация начала объединять разрозненные государства в единую систему, где каждое национальное хозяйство оказывается «элементом единого экономического организма», как пишет Ю. В. Шишков. Объединение таких различных друг от друга национальных обществ проявилось и в перенимании многих культурных особенностей, вовлеченных в глобализацию стран (не без помощи глобальной сети Интернет), и в реализации совместных направлений в политической сфере, и, конечно, за счет налаживания контактов в экономической среде [8, с. 4].
Значительно способствовали развитию международной интеграции транснациональные корпорации (ТНК), возникшие в начале 20 в. Их появление относят ко временам окончания Второй мировой войны, когда многие страны ослабили контроль за движением капиталов, а эти компании научились инвестировать свои финансовые ресурсы в другие страны и обходить их таможенные барьеры. В большинстве случае головные организации ТНК находятся в развитых странах, а свои филиалы они открывают в наименее развитых или развивающихся странах. Вторые и третьи, конечно же, сами осознают преимущества от такого проникновения. Благодаря открытию филиалов транснациональных корпораций удается познакомиться с новыми производственными технологиями, получить доступ к ресурсам капитала и использовать известные и популярные марки и бренды, выходя на новые рынки. Отчасти благодаря ТНК стало возможно активное передвижение не только товаров, услуги и капитала, но и человеческих ресурсов [7, с.8-9].
Не менее важную роль в глобализации сыграл научно-технический прогресс (НТП). Количество исследований, научных разработок и действительно уникальных технологий возрастает с каждым годом. Они, в свою очередь, способствуют упрощению жизни общества, помогают совершенствовать процессы работы с факторами производства и служат приспособлением для достижения новых разработок. Невозможно отрицать, что влияние всех вышеперечисленных факторов не имело бы столь внушительный эффект, если бы не происходило повышение открытости экономик [6, с. 12].
На сегодняшний день согласно классификации одного из основоположников интеграционной теории Б. Баласса, выделяют несколько форм экономической интеграции, представляющих собой определенную степень объединения. Представить их можно следующим образом, как показано на рисунке 1.
Зона свободной торговли - отмена торговых барьеров внутри зоны
Таможенный союз = ЗСТ + единая таможенная граница
^ А
Общий рынок = ТС + свободное перемещение всех факторов производства
к >
Экономический союз= ОР + проведение совместной экономической политики
Полная экономическая интеграция = ЭС + единая экономическая и валютно-финансовая политика
Рисунок 1. Формы экономической интеграции по Б. Баласса
Первая - это зона свободной торговли, в рамках которой отменяются тарифы и количественные ограничения между участвующими странами. Однако тарифы по отношению к третьим странам, не присоединившимся к зоне свободной торговли, каждое государство-участник устанавливает самостоятельно. Создание таможенного союза, как следующей ступени интеграции, подразумевает помимо пресечения дискриминации в сфере перемещения товаров в рамках союза, согласованное установление тарифов в торговле по отношению к третьим странам, не являющимися участниками данного союза. Еще более высокая форма интеграции достигается при образовании общего рынка, в пределах территории которого сохраняются все договоренности, достигнутые при зоне свободной торговли и таможенном союзе, а также разрешается свободное перемещение факторов производства. Четвертой ступенью интеграции считается экономический союз. В дополнение ко всем условиям общего рынка здесь появляется такой пункт, как согласование социально-экономической и валютной политики между членами союза, возникший для того, чтобы избежать несоответствий и разногласий по этим направлениям. И наконец, полная экономическая интеграция, предполагающая унификацию денежной, фискальной, социальной и контрциклической политик. Она не только включает в себя соблюдение всех вышеперечисленных этапов интеграции, но и подразумевает создание наднационального органа, чьи решения будут обязательными для всех государств-членов [10, р. 7].
Таир Мансуров, экс-генеральный секретарь ЕврАзЭС, определяет экономическую интеграцию, как «взаимодействие и взаимоприспособление национальных экономик разных стран, ведущее к их постепенному объединению в единое экономическое пространство». По его мнению, на межгосударственном уровне интеграционные процессы способствуют созданию различных региональных объединений. Некоторые из них являются международными организациями, другие лишь консультативными органами, у третьих заявлен формат форумов. В Европе самым известным объединением безусловно считается Европейский Союз. В Азии - АСЕАН, ОЭС, АТЭС. В Америке такими считаются НАФТА, МЕРКОСУР, УНАСУР, КАРИКОМ. Также имеются они и на Африканском континенте: ЭКОВАС, Союз Арабского Магриба и др.
Следствия интеграции проявляются в расширении и углублении технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, снятии торговых барьеров и выделении преференций по отношению друг к другу. В дальнейшем эти процессы должны вести к созданию единого рынка, подкрепленного прочными экономическими и социокультурными связями. Помимо того, что интеграционные тенденции обеспечивают экономический рост и повышают уровень благосостояния населения сотрудничающих государств, они еще и способствуют укреплению политической стабильности в мире, поскольку положительные эффекты от слияния национальных экономик косвенно, но все же помогают избегать конфликтных ситуаций [1, с. 1].
Таким образом, в данной статье удалось познакомиться с различными толкованиями понятия «интеграция» и «экономическая интеграция»; рассмотреть формы экономической интеграции согласно одному из основоположников интеграционной теории Б. Баласса. Кроме того, мнения многих авторитетных исследователей в области интеграции позволили сделать вывод о том, что экономическая интеграция и интеграция в целом играют важнейшую роль не только в формировании национальных экономик государств, участвующих в данном процессе, но и в создании благоприятной атмосферы всех субъектов, задействованных в этом объединении.
Список используемой литературы:
1. Мансуров Т. Интеграция - генеральное направление развития современной мировой экономики / Международная жизнь. - № 10. - 2014. - С.15-34. Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1150
2. Мисько, О. Н. Международная экономическая интеграция [Текст]: учебное пособие / О. Н. Мисько. - СПб: Университет ИТМО, 2015. - 174 с.
3. Николаева, Т.И., Гаянова, В. М. Интеграция как важнейшее стратегическое направление торговой отрасли / Т. И. Николаева, В. М. Гаянова // Вестник ЮУрГУ. Сер. 3, Экономика и менеджмент. № 21. - 2009. - с. 80-86.
4. Онгоро Т. Н. Международная экономическая интеграция: эволюция и границы понятия / Проблемы современной экономики. - № 3 (27). - 2008. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2162
5. Шарапов, В. В. Особенности экономической интеграции между странами с разным уровнем развития / В. В. Шарапов // Экономика российских регионов: Материалы II Молодежного экономического форума. (Петразаводск,12-13 ноября 2009 г.) — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. - 2010. - с. 48-52. Режим доступа: http://resources.krc.karelia.ru/krc/doc/publ2010/mef_2009_048-52.pdf
6. Шевченко И. В., Салмина О. А. Глобальные инновационные сети в постиндустриальной экономике: открытость и научное сотрудничество [Текст] / И. В. Шевченко, О. А. Салмина // Финансы и кредит. - 2011. - № 47. - С. 10-18.
7. Шишков Ю. В. Государство в эпоху глобализации [Текст] / Ю. В. Шишков // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 1. - стр. 3-13.
8. Шишков Ю. В. Регионализация и глобализация мировой экономики: альтернатива или взаимодополнение? [Текст] / Ю. В. Шишков // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 8. - стр. 3-20.
9. Шумский Н.Н. Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции / Н.Н. Шумский. - Минск: Беларус. Наука, 2010. - 323 с.
10. Balassa, B. The Theory of Economic Integration (Routledge Revivals) / B. Balassa. - London, 1961. - 304 p.
11. Bilchak V. Theoretical aspects of cross-border integration-based economic cooperation [Text] / V. Bilchak // Baltic Region Journal. - 2014. - № 3 (21). - P. 68-77.
12. Harry Bayard Price, The Marshall Plan and its Meaning (Ithaca, NY: Cornell University Press, 1955), 424 p. - Режим доступа:
13. Machlup, F. Economic Integration. Miroslav N. Jovanovic. International Economic Integration: Theory and measurement. -705 p. - Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=whbl-lfmtGcC&pg=PA119&lpg=PA119&dq=Machlup,+F.+History+of+Thought+on+Economic+Integration.+London:&source=bl&ot s=jZfAadSaft&sig=dCyBJHQxNioPkm6uxmopUA2gEJA&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjRjfPSo-
XSAhUEDiwKHWefA0wQ6AEIHTAA#v=onepage&q=Machlup%2C%20F.%20History%20of%20Thought%20on%20Economi c%20Integration.%20London%3A&f=false
14. Machlup, F. History of Thought on Economic Integration. London: Macmillan. - 1977. - 534 p. http://marshallfoundation.org/library/wp-content/uploads/sites/16/2014/05/The_marshall_Plan_and_its_Meaning.pdf