Научная статья на тему 'Международная деятельность Верховного муфтия Сирии Ахмеда Куфтару'

Международная деятельность Верховного муфтия Сирии Ахмеда Куфтару Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
321
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ СИРИИ А. КУФТАРУ / ПОЛИТИКА / ДИАЛОГ МЕЖДУ РЕЛИГИЯМИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ / ОТНОШЕНИЯ С СССР / GRAND MUFTI OF SYRIA A. KUFTARO / ISLAM / POLITICS / DIALOGUE BETWEEN RELIGIONS / INTERNATIONAL CONFERENCES / RELATIONS WITH THE USSR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евстратова Юлия Адибовна

Анализируется международная деятельность Верховного муфтия Сирии Ахмеда Куфтару, его активное участие в международных конференциях. Рассматривается биография сирийского муфтия, его взгляд на основные политические события в мире и развитие отношений с СССР в духовной сфере. А. Куфтару выступал в качестве не только муфтия страны, но и талантливого политического деятеля, искусно обращаясь к политике через призму ислама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ACTIVITIES OF THE GRAND MUFTI OF SYRIA AHMED KUFTARO

International activities of the Grand Mufti of Syria Ahmad Kuftaro and his active participation in international conferences are examined. The article also deals with the Syrian Mufti's biography, his views on major political events in the world and the development of relations with the USSR in the spiritual sphere. A. Kuftaro acted not only as the Mufti of the country, but also as a gifted politician who skilfully addressed political issues through the prism of Islam.

Текст научной работы на тему «Международная деятельность Верховного муфтия Сирии Ахмеда Куфтару»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 1 (1), с. 298-303

УДК 94

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕРХОВНОГО МУФТИЯ СИРИИ АХМЕДА КУФТАРУ

© 2012 г. Ю.А. Евстратова

Российский государственный гуманитарный университет, Москва

b-jules@mail.ru

Поступила в редакцию 12.12.2011

Анализируется международная деятельность Верховного муфтия Сирии Ахмеда Куфтару, его активное участие в международных конференциях. Рассматривается биография сирийского муфтия, его взгляд на основные политические события в мире и развитие отношений с СССР в духовной сфере. А. Куфтару выступал в качестве не только муфтия страны, но и талантливого политического деятеля, искусно обращаясь к политике через призму ислама.

Ключевые слова: ислам, Верховный муфтий Сирии А. Куфтару, политика, диалог между религиями, международные конференции, отношения с СССР.

В Сирийской Арабской Республике ислам, по сравнению с другими мусульманскими странами, не имеет сильных позиций. Предписания Корана, пронизывающие многие стороны жизни сирийского общества, принимаются в большей степени как часть традиции, нежели религиозные догмы. Правящие круги Сирии никогда не ставили задачу построения сирийской политики с опорой на ислам, из-за господствующей баа-систской идеологии и многоконфессионального состава сирийского общества. Тем не менее, в соответствии с конституцией страны, ислам является официальной религией Сирии, и большинство сирийского населения - мусульмане. Поэтому Верховный муфтий Сирии играет немаловажную роль в общественно-политической жизни страны.

Особое место в духовной жизни Сирии занимал муфтий Ахмед Куфтару1, имевший неоспоримое влияние в мусульманском мире, что доказывается его многочисленными визитами в различные, не только мусульманские, государства в качестве неофициального «посланника ислама», так как в первую очередь он был сторонником установления диалога между религиями. Кроме того, шейх Ахмед Куфтару имел почетные степени в области изучения ислама, пожалованные ему в различных государствах исламского мира [1].

Биографические данные. Ахмед Куфтару родился в 1915 г. в Дамаске в семье курдского теолога Мухаммеда Амина Куфтару, под чьим началом он изучал основы ислама. Кроме отца, обучением А. Куфтару занимались влиятельные и известные сирийские богословы, отмечавшие в нем острый ум и способность к проповедова-

нию [1]. После кончины отца в 1938 г. А. Куфтару начинает проповедовать в мечети Абу-Нур в Дамаске, призывая к достижению всеобщего знания, свободе вероисповедания и межконфес-сиональному сотрудничеству [1].

После получения Сирией независимости в 1946 г. А. Куфтару становится одним из основателей «Ассоциации улемов Сирии». В том же 1946 г. А. Куфтару избирается муфтием Дамаска [2].

С середины 1940-х А. Куфтару преподавал ислам в различных богословских школах в Дамаске и за его пределам2. Он также основал ряд высших духовных заведений, таких как институт Ансар для мужчин в 1949 г. и институт Бадер для женщин в 1964 г. [1]. Помимо этого, А. Куфтару принимал участие в основании и открытии различных благотворительных центров и организаций в Сирии.

Будучи муфтием Дамаска, Ахмед Куфтару в составе сирийской делегации посетил исламскую конференцию в Пакистане в 1951 г. и конференцию представителей ислама и христианства в Ливане в 1954 г.

В 1958 г. А. Куфтару избирается муфтием Сирии. В 1959 г., в качестве муфтия Сирии, он выступил в таких европейских странах, как Швейцария, Испания, Г ермания и Италия с лекциями, посвященными диалогу между мусульманами и христианами [1]. Можно сделать вывод, что А. Куфтару начал активную религиозную деятельность еще до того, как стать Верховным муфтием Сирии в 1964 г. Его участие в межконфессиональной конференции в Ливане и лекции, обращенные к людям различных вероисповеданий, говорят о том, что идея диалога

между цивилизациями возникла у А. Куфтару практически с самого начала его деятельности в качестве духовного лидера.

А. Куфтару - духовный лидер и политик. Необходимо отметить, что А. Куфтару сочетал в себе качества не только духовного лидера, но и политика. В деятельности Верховного муфтия Сирии можно условно выделить четыре основных направления - это идея об объединении мусульман различных толков, в мусульманском мире в целом и в арабском мире в частности, на благо ислама; идея о диалоге между религиями; проблема защиты окружающей среды; необходимость борьбы с терроризмом. Отдельно следует выделить политику сирийского Верховного муфтия в укреплении отношений в духовной сфере с Советским Союзом, что вполне логично ввиду исторически долгого и политически тесного контакта между странами.

А. Куфтару также обращался к актуальным для арабского мира политическим проблемам. В 1966 г. А. Куфтару выступил в Иерусалиме с речью, обращенной как к мусульманской умме, так и к главам арабских государств [1]. В своем выступлении Верховный муфтий Сирии призвал мусульман объединиться на благо Палестины и арабов, заявляя, что «на протяжении всей истории арабские земли были разделены эфиопской, персидской и римской империями, освободить их смог не арабский национализм, а лишь ислам» [1]. Помимо этого, Ахмед Куфтару обвинил «современных крестоносцев - сионистов» в противостоянии исламу и захвате палестинских территорий. Однако особенно хотелось бы выделить тот факт, что в своей речи А. Куфтару выступил и против арабских лидеров, отмечая, что именно они «в ответе за настоящее Палестины и ослабление ислама в арабских странах» [1]. Анализируя данное выступление, необходимо подчеркнуть то, как искусно сирийский Верховный муфтий ставит на повестку дня политические вопросы, касающиеся арабо-израильской войны 1948-1949 годов (результатом которой стало начало противостояния между арабскими странами и Израилем) через призму арабской истории и ислама.

В начале 1970-х гг. к власти в Сирии приходит Х. Асад, А. Куфтару практически сразу выразил лояльность новому президенту. Этот факт вполне логичен, учитывая, что одним из принципов А. Куфтару было «сотрудничество с правительством на благо нации» [1]. Впоследствии Верховный муфтий Сирии всегда следовал данному принципу, поддерживая политику сирийского президента по различным вопросам, в том числе и по вопросу об арабском единстве.

Что касается идеи А. Куфтару о диалоге между религиями, то ей посвящены практически все международные выступления сирийского духовного лидера и его лекции в университе-тах3. А. Куфтару являлся участником многочисленных исламских конференций, проходивших

4

в различных мусульманских и немусульманских странах. Верховный муфтий Сирии посещал такие государства, как Чехословакия (1986 г.), Япония (1993 г.), в 1991 г. возглавлял сирийскую делегацию на международной конференции мусульман и христиан в Стамбуле [1]. Ахмед Куфтару неоднократно посещал Ватикан (1985 г., 1987 г., 1991 г.). Благодаря установленным им тесным связям со Святым престолом, в мае 2001 г. Сирию с пастырским визитом посетил Иоанн Павел II. Помимо посещения сирийско-израильской границы и мечети Омей-ядов5, римский понтифик выступил с речью, в которой призывал «христиан, мусульман и евреев к примирению и единству во имя святого Павла, начавшего свое служение именно в Дамаске» [3]. Визит папы в Сирию послужил укреплению ее международного авторитета. Деятельность А. Куфтару способствовала этому.

23-27 мая 1997 г. в США прошла исламская конференция, в рамках которой Ахмед Куфтару выступил с заявлением о необходимости сплотить мусульман и христиан, живущих как в одном мусульманском государстве, так и в различных странах мира. В своем выступлении сирийский духовный лидер предлагал «разъяснить тем, кто пытается разделить представителей различных конфессий, что важно соблюдать моральные заповеди их религий и стремиться применять их на практике по отношению ко всем детям божьим» [1]. Речь А. Куфтару была очередным доказательством его политики, направленной на сближение представителей различных вероисповеданий на основе взаимопомощи и сотрудничества во имя единого бога.

С середины 1980-х гг. А. Куфтару начинает принимать все более активное участие в конференциях, посвященных охране окружающей среды. В 1980-е гг. происходит глобальное осознание всей важности защиты окружающей среды от урона, наносимого ей человеком, поэтому неудивительно, что именно в этот период сирийский Верховный муфтий поднимает эту тему. В 1988 г. А. Куфтару посетил в Берлине международную конференцию по созданию зон, свободных от ядерного оружия. В том же 1988 г. Оксфордский университет в Великобритании пригласил Ахмеда Куфтару участвовать в обсуждении, посвященном окружающей среде и проблеме выживания человека на Земле. А. Куфтару выступил с докладом, посвященным духовной

стороне данной проблемы [1]. Его деятельность, направленная на защиту окружающей среды, была продолжена.

В 1990 г. в Кремле под эгидой ООН прошла конференция, в рамках которой обсуждались проблемы экологической и гуманитарной безопасности. А. Куфтару возглавлял делегацию сирийских мусульман и выступил на конференции, наряду с биологами, учёными и политиками со всего мира, с докладом на тему: «Ответственность по отношению к себе» [1]. Верховный муфтий Сирии дал свое определение термину «развитие» - это «достижение братских отношений между людьми и счастья всего человечества» [4]. Сирийский духовный лидер также разъяснил проблему загрязнения окружающей среды, заявляя, что человечество не может приносить пользу друг другу и в то же время наносить вред нашей общей планете, разрушая озоновый слой и загрязняя ее. Ведь, как выразился А. Куфтару, «точно такой же вред человечеству наносят и аморальные поступки, которые оскверняют наши души эгоцентризмом, алчностью, безразличием к чужому горю, к судьбе других людей, суевериями и самообманом затмевающими истину и одурманивающими разум» [4]. Следует отметить, что мысли Ахмеда Куфтару в отношении окружающей среды сводятся к основной идее большинства его проповедей и высказываний - идее о взаимодействии людей различных вероисповеданий.

Последним из основных направлений в деятельности Верховного муфтия Сирии стала проблема терроризма. После арабо-израильской войны 1948-1949 гг. в большинстве арабских стран (в т.ч. и Сирии) под терроризмом подразумевался сионизм, о чем также свидетельствует вышеупомянутая речь А. Куфтару в Иерусалиме в 1966 г.

После начала военной операции американцев в Ираке в 2003 г., помимо сионистов, в список террористов попали и США. В 2004 г. Верховный муфтий Сирии призвал мусульман всего мира «использовать все возможные средства для того, чтобы помешать агрессии американских, британских и сионистских захватчиков» [5].

Позиция А. Куфтару относительно событий 11 сентября 2001 г. прослеживается в его разговоре с главой администрации Чеченской Республики Ахмадом Кадыровым, посетившим Сирию в конце сентября 2001 г. [6]. Сирийский духовный лидер осудил терроризм во всех его проявлениях, подчеркивая, что «согласно учению ислама, самоубийство - это большой грех, и поэтому действия террористов-самоубийц заслуживают осуждения за то, что они убивают и себя, и других людей» [7]. Что касается про-

блемы терроризма, то Ахмед Куфтару полностью придерживается позиции сирийского правительства. Заявления муфтия совпадают с точкой зрения как бывшего президента Сирии Х. Асада касательно терроризма против палестинцев в лице Израиля, так и нынешнего -Б. Асада о действиях США в Ираке.

Роль А. Куфтару в укреплении связей с СССР. Отношения в области развития духовных связей начали развиваться между СССР и Сирией практически сразу после избрания А. Куфтару Верховным муфтием Сирии. В 1968 г. состоялся первый визит А. Куфтару в мусульманские республики СССР. В ходе визита были обсуждены следующие вопросы: реставрация и открытие многочисленных мечетей на территории Центральной Азии, увеличение числа студентов в религиозных школах, содействие в открытии Высшего исламского института в Ташкенте [1].

С 1 по 4 июля 1969 г. в г. Загорске состоялась конференция представителей всех религий в СССР «За сотрудничество и мир между народами». В конференции приняли участие духовные лидеры 45 стран Европы, Азии и Африки (в том числе и сирийская делегация во главе с А. Куфтару). Среди участников этого, безусловно, важного форума были христиане, представители иудейской религии, мусульмане и буддисты. В адрес конференции поступило приветственное послание Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина, пожелавшего ее участникам успеха в их миротворческих трудах [1]. Это было свидетельством того, что советское правительство использовало свои религиозные связи для упрочения международного положения и поднятия престижа советского государства.

В рамках конференции советские и иностранные представители провели три панельные дискуссии, посвященные обсуждению следующих тем: «Мирное сосуществование и революционное преобразование мира», «Ядерное разоружение. Проблемы развивающихся стран в их отношении к справедливости и миру между народами» и «Личность в общественно-политических структурах современности», участники конференции изложили свое отношение к наиболее опасным для мира во всем мире проблемам современности, а также религиозные основы для совместной борьбы за мир последователей различных религий. Можно согласиться с мнением Станислава Минина, автора статьи Агентства религиозной информации «Благове-стник», о том, что «в годы советской власти такого рода форумы неизбежно порождали «мирные декларации», становились трибуной, с которой неслись гневные филиппики в адрес

агрессивной политики США и т.д. Трибуна Всемирного совета церквей (ВСЦ) использовалась представителями Русской православной церкви с той же целью. Собственно религиозные вопросы неизбежно оставались за рамками форумов» [8]. Участие А. Куфтару в этом форуме подтверждает тот факт, что он действовал не только как религиозный деятель, но и как политик.

Спустя несколько месяцев после проведения конференции, 10 октября 1969 г., от имени А. Куфтару пришла телеграмма на имя муфтия Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ) З. Бабахана, в которой говорилось следующее: «Благодарю Вас лично и всех мусульман Советского Союза за их чувства дружбы и солидарности с арабами, также благодарю Вас за протест против поджога мечети Аль-Акса. Да помолимся же все вместе, чтобы великий Аллах помог нам возвратить священные места, которые находятся под оккупацией Израиля, поддерживаемого мировым империализмом» [9]. Несмотря на придание религиозного оттенка посланию, оно всё же носит ярко выраженный политический характер. Сирийская сторона, в лице своих духовных лидеров, стремилась подтвердить союзнические отношения с СССР и заручиться его поддержкой в борьбе с Израилем. Факт поджога мечети, бесспорно, затрагивал религиозные чувства арабов (и сирийцев в частности), но упоминание оккупации палестинских территорий Израилем и обвинение в адрес «мирового империализма»6 подтверждают «политичность» данной цитаты.

Спустя год, в октябре 1970 г., параллельно друг другу были организованы две исламские конференции. Одна из них проходила под руководством Организации Исламская Конференция (ОИК) в Индонезии, в городе Бандунг. В ходе конференции обсуждались вопросы экономического, социального и культурного характера [10]. Вторая конференция под названием «За единство мусульман в борьбе за мир, против империалистической агрессии» была организована в Ташкенте [11]. А. Куфтару участвовал лишь в церемонии открытия конференции в Бандунге, затем незамедлительно направился в Ташкент.

Такие действия муфтия Куфтару демонстрировали как лояльность сирийской стороны к СССР, так и заинтересованность Сирии (в лице её духовного лидера) в обсуждении именно тематики ташкентской конференции, направленной против политики Запада и Израиля, что в очередной раз доказывало политический характер духовных связей между Сирией и СССР. Подтверждением этого вывода также было

письмо А. Куфтару, направленное по окончании конференции на имя руководства САДУМ: «Конференция была очень полезной для всех миролюбивых народов мира и для Вашего мусульманского Управления. Она является ценным вкладом в борьбу всех народов против американского империализма и израильского сионизма» [12].

Середина 1970-х гг. характеризуется политическими сдвигами в регионе Ближнего Востока. После арабо-израильской войны 1973 г. один из основных союзников и партнёров СССР на Ближнем Востоке - Египет во главе с А. Са-датом, пришедшим к власти в 1970 г., меняет свой политический курс и идет на сближение с США ради установления мира с Израилем. В 1978 г. по итогам переговоров между Египтом и Израилем страны пришли к заключению соглашения, согласно которому в обмен на мирный договор с Израилем большая часть Синайского полуострова возвращалась Египту. В то время сирийское руководство стало проводить более активную политику на Ближнем Востоке. В 1976 г. страна была втянута в гражданскую войну в Ливане и пыталась оказывать влияние на Организацию освобождения Палестины (ООП). Все эти события повлияли на сближение между СССР и Сирией, так как обеим сторонам необходим был партнер - для СССР в регионе Ближнего Востока из-за потери Египта, а Сирии - на международной арене.

1980-е гг., в продолжение перемен, произошедших в 1970-х гг., стали кульминацией в развитии советско-сирийских связей. В 1980 г. страны подписывают всесторонний Договор о дружбе и сотрудничестве. В результате между Сирией и СССР начинают активно развиваться культурные связи и связи в области образования, что затронуло и духовную сферу. Советский Союз пытался позиционировать себя в качестве государства, лояльно относящегося к представителям различных конфессий, проживающим на его территории, поэтому поддержка и активные визиты такого крупного и уважаемого в исламском мире муфтия, как А. Куфта-ру, были выгодны для советской стороны.

В сентябре 1980 г. в Ташкенте под девизом «XV век хиджры должен стать веком мира и дружбы между народами» прошла Международная исламская конференция, в которой А. Куфтару принял активное участие. Этот форум был представительным, так как в нем участвовали делегации от международных и региональных мусульманских организаций и объединений, видные государственные и общественные деятели, ученые-богословы из Алжира, Австрии, Афганистана, Бенина, Болгарии, Ганы,

Германии, Иордании, Йемена, Кипра, Кувейта, Ливана, Ливии, Маврикия, Мали, Монголии, Палестины, Сенегала, Сирии, Судана, Танзании, Того, Турции, Уганды, Финляндии, Шри-Ланки, Эфиопии, Японии. Речь А. Куфтару касалась необходимости построения диалога между всеми религиями и сотрудничества между представителями различных конфессий.

Только перечень мероприятий, которые проходили в Советском Союзе и в которых принял участие А. Куфтару, свидетельствует о той активной деятельности, которую он проводил, и о его тесных связях с советскими мусульманскими деятелями. В 1981 г. А. Куфтару выступил с лекцией в Академии наук в Москве. Тема лекции звучала как «Ислам и международный мир». С 1982-го по 1986 г. А. Куфтару во главе сирийской делегации посетил ряд исламских конференций, проходивших в Москве [1]. В 1987 г. по приглашению министерства иностранных дел СССР Верховный муфтий Сирии участвовал в Международной конференции, посвящённой мировой безопасности [1]. В 1990 г. в Москве состоялась конференция о проблеме экологической и гуманитарной безопасности, в которой А. Куфтару также принял участие.

После распада Советского Союза духовные отношения между Россией и Сирией, благодаря усилиям А. Куфтару, продолжались. А. Куфта-ру выступал с лекциями в некоторых уже российских вузах. Он также предоставлял возможность для мусульманских студентов Российской Федерации учиться в сирийских университетах, созданных или финансировавшихся Ахмедом Куфтару.

Подводя итоги, следует отметить, что А. Куф-тару являлся влиятельным духовным лидером, который пользовался большим авторитетом как внутри Сирии, так и за ее пределами. Участие сирийского духовного лидера в многочисленных конференциях в различных странах говорит о его популярности на протяжении всего периода его деятельности в качестве Верховного муфтия Сирии. Центральная идея о необходимости построения диалога между религиями обеспечивала А. Куфтару поддержку представителей различных конфессий.

Пропагандируя идеи борьбы с сионизмом и империализмом, обрамляя их в религиозную форму, Верховный муфтий Сирии выражал политические позиции сирийского правительства. Постоянно звучавшая в его выступлениях идея об арабском единстве совпадала с идеей правящей партии ПАСВ и президента Х. Асада о построении единого арабского государства.

Однако роль А. Куфтару не ограничивалась его официальной деятельностью на благо си-

рийского руководства. А. Куфтару пользовался широкой популярностью в мусульманском мире как современный мусульманский идеолог. Его официальный сайт и сайт основанного им в 1971 г. крупного исламского центра «Абу-Нур» в Дамаске развиваются и обновляются. На форумах в Интернете периодически появляются хвалебные речи в адрес уже покойного7 сирийского духовного лидера. У А. Куфтару имеется официальная страница в социальной сети Face-book8, на которой публикуются речи, видеопослания, основные идеи А. Куфтару, а также обсуждаются вопросы, касающиеся позиции бывшего сирийского духовного лидера по ряду общественно-политических и религиозных вопросов, что подтверждает популярность А. Куфтару среди молодежи даже после его смерти.

Примечания

1. А. Куфтару занимал должность Верховного муфтия Сирии в период с 1964-го по 2004 г.

2. Одной из таких школ была школа при организации Дар Аль-Фатва (Дом фетвы) в Кунейтре.

3. А. Куфтару выступал с лекциями о необходимости развития диалога между представителями различных конфессий в университетах и исламских центрах ряда стран, среди которых США (1966 г., 1989 г.), Польша (1987 г.), Турция (1989 г.), СССР (1989 г.).

4. В период с середины 1960-го по 1970-е гг. А. Куфтару посещал в основном арабские и мусульманские страны. Возможно, такое активное участие со стороны сирийского Верховного муфтия в конференциях, проходивших в арабских странах, было связано с идеей арабского единства и проблемой решения ближневосточного конфликта.

5. Иоанн Павел II стал первым римским понтификом, переступившим порог мечети.

6. Под которым имелись в виду США и Великобритания.

7. А. Куфтару скончался в 2004 г.

8. http://www.facebook.com/#!/pages/Sheikh-Ahmad-Kuftaro/122486153189, доступ ограниченный.

Список литературы

1. Аль-Сира Аль-Затия ли Ахмад Куфтару (Биография Ахмеда Куфтару). Официальный сайт А. Куфтару. [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kuftaro.org].

2. Хауля маджмаа ва муассис аль-маджмаа (Об организации и основателе организации). Официальный сайт комплекса Абу-Нур. [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.abunour.net/?lan=1].

3. Понтифик едет на Голанские высоты. Офици-

альный сайт ВВС. [Электронный ресурс. Режим доступа: /http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_

1316000/1316377.stm].

4. А. Куфтаро: проблемы окружающей среды и духовности человека неразделимы. Сайт Независимого исламского информационного канала. [Элек-

тронный ресурс. Режим доступа: http://www.islam.ru/ science/ecology/kuftaro].

5. Ryan Mauro Frequent Muslim Speaker to Kids in New York Schools Supports Hamas, Hezbollah. [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.jihad-watch.org/2010/07].

6. Полякова Н.С. Роль исламского фактора в российско-чеченском конфликте и формировании системы новых международных связей между РФ и странами арабо-мусульманского мира. [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.idmedina.ru/books/ islamic/?379].

7. Верховный муфтий Сирии осудил терроризм во всех его проявлениях. Новостной интернет-

портал. [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.newsru.eom/religy/21 sep2001/syrmufti.html].

8. Саммит религиозных лидеров в Москве - событие, не лишенное политического значения. Сайт Агентства религиозной информации «Благовестник». [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. Ыagovest-mfo.m/mdex.php?ss=2&s=7&id=7368].

9. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 263. № 74-75.

10. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 916. № 190.

11. Мусульмане СССР в послевоенный период. Независимый исламский информационный канал. [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.is-lam.ru/pressclub/histori/ussrwa].

12. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 211. № б.н.

INTERNATIONAL ACTIVITIES OF THE GRAND MUFTI OF SYRIA AHMED KUFTARO

Yu.A Evstratova

International activities of the Grand Mufti of Syria Ahmad Kuftaro and his active participation in international conferences are examined. The article also deals with the Syrian Mufti's biography, his views on major political events in the world and the development of relations with the USSR in the spiritual sphere. A. Kuftaro acted not only as the Mufti of the country, but also as a gifted politician who skilfully addressed political issues through the prism of Islam.

Keywords: Islam, Grand Mufti of Syria A. Kuftaro, politics, dialogue between religions, international conferences, relations with the USSR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.