Научная статья на тему 'Международная аттестация одарённых и талантливых детей'

Международная аттестация одарённых и талантливых детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ / ТЕСТ ОДАРЁННОСТИ / ТЕСТ ТАЛАНТЛИВОСТИ / CERTIFICATION OF GIFTED AND TALENTED CHILDREN / GIFTED AND TALENTED ASSESSMENTS / TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов Анатолий Евгеньевич, Еделев Дмитрий Аркадьевич, Майорова Наталья Викторовна, Фершт Виктор Михайлович

До последнего времени в мире не существовало единой системы аккредитации одарённых и талантливых детей. Разные страны использовали разные системы подготовки, тестирования и отбора способных детей для их дальнейшего образования и продвижения в международные структуры. Совет по международной аттестации одарённых и талантливых детей впервые поставил задачу объединить все национальные системы аттестации способных детей, и создать единый стандарт для продвижения детей в Международный резерв талантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпов Анатолий Евгеньевич, Еделев Дмитрий Аркадьевич, Майорова Наталья Викторовна, Фершт Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International certification of gifted and talented children

Until recently, there was no single system of accreditation of gifted and talented children in the world. Different countries used different systems of training, testing and selection of highly capable children for their further education and promotion to international structures. The Council for the International Certification of Gifted and Talented Children for the first time set the task to unite all national systems of certification of highly capable children. And create a single standard for the promotion of talented children in the International Talent Reserve.

Текст научной работы на тему «Международная аттестация одарённых и талантливых детей»

УДК 376.7

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-1/165-194

A.Е. Карпов1, Д.А. Еделев2

Центр прикладной медицины и пищевой безопасности «Биомед» Московского государственного университета им. Ломоносова (МГУ) Москва. Россия

Н.В. Майорова3

Образовательный центр «Эдьюкатис» Цюрих. Швейцария

B.М. Фершт4

Владивосток. Россия

Международная аттестация одарённых и талантливых детей

До последнего времени в мире не существовало единой системы аккредитации одарённых и талантливых детей. Разные страны использовали разные системы подготовки, тестирования и отбора способных детей для их дальнейшего образования и продвижения в международные структуры. Совет по международной аттестации одарённых и талантливых детей впервые поставил задачу объединить все национальные системы аттестации способных детей, и создать единый стандарт для продвижения детей в Международный резерв талантов.

Ключевые слова и словосочетания: аттестация одарённых и талантливых детей, тест одарённости, тест талантливости.

A.E. Karpov, D.A. Edelev

Moscow State University Moscow. Russia

N.V. Mayorova

Zürich. Switzerland

V.M. Fersht

Vladivostok. Russia

International certification of gifted and talented children

Until recently, there was no single system of accreditation of gifted and talented children in the world. Different countries used different systems of training, testing and selection of highly capable children for their further education and promotion to international structures. The Council for the International Certification of Gifted and Talented Children for the first time set the task to unite all national systems of certification of highly capable children. And create a single standard for the promotion of talented children in the International Talent Reserve. Keywords: Certification of gifted and talented children, gifted and talented assessments, test.

1 Анатолий Евгеньевич Карпов - генеральный директор Центра прикладной медицины и пищевой безопасности «Биомед» Московского государственного университета им. Ломоносова (МГУ), профессор, многократный чемпион мира по шахматам; e-mail: [email protected].

2 Дмитрий Аркадьевич Еделев - д-р мед. наук, профессор, исполнительный директор Центра прикладной медицины и пищевой безопасности «Биомед» Московского государственного университета им. Ломоносова (МГУ); e-mail:[email protected].

3 Наталья Викторовна Майорова - канд. искусствоведения, профессор, директор образовательного центра «Эдьюкатис»; e-mail: [email protected].

4 Виктор Михайлович Фершт - профессор, д-р психологии, член Всемирного совета по одаренным и талантливым детям (WCGTC); e-mail: [email protected].

Каждый ребёнок потенциальный гений.

Но стать им может только тот, кто развивает свой ум!

Введение

Специалисты по математической статистике, используя закон нормального распределения, считают, что общее число нормальных людей в мире находится в пределах 70 %. Из них среди детей: примерно 1% талантливых, 20% явно одарённых, 20% способных на совершенствование своего уровня (потенциально одарённых), 45% со средними способностями и примерно 14% детей, не способных к совершенствованию умственных способностей.

Практически все дети, кроме 20%, генетически запрограммированных на другую деятельность, способны изменить свой интеллектуальный уровень при надлежащих тренировке и обучении. Международное сообщество учёных поставило перед собой задачу классифицировать детей, аттестовать их и направить в соответствующие учебные заведения, а также отобрать наиболее талантливых и одарённых для Международного резерва талантов с последующим использованием в крупных международных проектах ведущих мировых фондов, транснациональных компаний и международных организаций.

Международный резерв талантов - это совокупность международных организаций, выбирающих в первую очередь талантливых, а затем наиболее одарённых детей для финансирования их образования и последующего направления в ведущие научные, культурные, финансовые и политические центры мира. Этот резерв объединяет программы ООН (ЮНЕСКО, Детский фонд, ВОЗ), Всемирного банка, всемирного совета талантливых и одарённых детей и других международных и национальных организаций и фондов. В Европе этой деятельностью занимается организация, поддерживаемая Евросоветом ЕвроТалант, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе - региональная Федерация одарённости APFG. Представители всех этих организаций входят в Совет по международной аттестации одарённых и талантливых детей, куда также входят профессора университетов и сотрудники научных центров, занимающиеся вопросами талантливых и одарённых детей.

Совет работает в форме международного консорциума, все члены которого отвечают за деятельность по выявлению талантливых и одарённых детей в своих странах. Российское отделение Совета по международной аттестации одарённых и талантливых детей возглавляет многократный чемпион мира по шахматам, посол доброй воли Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), генеральный директор Центра «Биомед» МГУ им. Ломоносова профессор А.Е. Карпов.

В состав Совета входят: советник президента Академии наук РФ профессор В.П. Чичканов, исполнительный директор Центра практической медицины МГУ им. Ломоносова профессор Д.А. Еделев, президент Лиги преподавателей высшей школы профессор Е.В. Ляпунцова, директор образовательного центра «Эдьюкатис» (Швейцария) кандидат искусствоведения Н.В. Майорова, президент Международного академического аккредитационного и аттестационного комитета (МАААК) профессор Т.К. Сергеева, ответственный секретарь ДВ Комитета Комиссии по делам ЮНЕСКО в РФ В.В. Корсков, директор Центра учебных и научных программ

ВОЗ в ДФО РФ профессор А.П. Латкин, член Всемирного совета по одаренным и талантливым детям (WCGTC) профессор В.М. Фершт.

Основная задача Совета - это отбор и аттестация одарённых и талантливых детей для последующего обучения и представления в Резерв ведущих международных организаций. Все аттестованные дети получают Международный диплом «Одарённый ребёнок» или Международный диплом «Талантливый ребёнок».

Как мы аттестуем детей?

Все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в шестилетнем возрасте их примерно 70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

Коэффициент интеллекта IQ и коэффициент эмоционального интеллекта EQ не являются единственными определяющими факторами этих различий. Различия показателей одарённости и талантливости объясняются генетическими, экологическими, медицинскими и духовными факторами. Поэтому в оценке уровня способностей детей мы используем максимальное количество психологических и функциональных приёмов. Мы считаем, что показателями одарённости или талантливости человека являются не отдельные высокие показания интеллекта или способностей в каких-то отдельных сторонах человеческой деятельности, а набор или система высших достижений сознания и духовности.

Лучше всех охарактеризовал одарённость гений поэзии и лучший психолог человеческой души А.с. Пушкин:

О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель.

В этом коротком, но ёмком определении талантливости содержатся термины: просвещение, опыт, духовность, гениальность, даже предвестник теории вероятности, но главное - парадокс, который непременно должен сопровождать талант. Итак, в первую очередь, - парадоксальность мышления.

Парадоксальное мышление соединяет мысли, непримиримые по своей сути, но в то же время не противопоставленные.

Креативность - это творческие способности для создания принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также как способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Любознательность и пытливость - это стремление узнать как можно больше и доскональнее, качество, характерное для талантливых и гениальных личностей.

Философичность мышления - умение рассуждать разумно: обоснованно, логично, критически, творчески, контекстуально.

Спонтанность является способностью человека быть самим собой, чувствовать себя в контакте с самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Понятие «спонтанность» происходит от лат. sponte - свободная воля. Спонтанность всегда связана с креативностью, интуицией, игрой, способностью импровизировать в новых ситуациях, когда происходящее рождается на наших глазах. Спонтанность является высшим выражением индивидуальности человека.

Аналитическое мышление - способность человека к использованию логики при анализе информации и принятии решений. С практической точки зрения аналитическое мышление - это разбиение информации на отдельные составляющие. Одним из наглядных примеров аналитичности ума являются ментальные карты (рис. 1).

Рис. 1. Пример ментальной карты 6-летней Вероники М., которую она выполнила самостоятельно без всякой подготовки, без помощи взрослых и

по личной инициативе

Логичность мышления. Логика - это наука, изучающая методы и способы правильного мышления и понимания реального мира. Она представляет собой закономерные, последовательные мыслительные процессы, с помощью которых можно увидеть и определить причинно-следственную связь, возникающую между предметами и явлениями.

Неординарность мышления. Неординарность - это такое качество человека, которое выделяет его из однородной массы людей.

Коэффициент интеллекта (английское IQ - intelligence quotient) - количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста.

Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Определение вышеперечисленных способностей невозможно без предварительного тестирования осознанности действий и мышления экзаменуемого.

Осознанность - это умение находиться в настоящем моменте и замечать все детали. Мы считаем, что осознанность во время тестирования, так же как и во время любой деятельности человека, должна быть в непременном сочетании со спонтанностью. Это, конечно, парадоксально, но вместе с тем наглядно подтверждает принцип синхроничности Карла Юнга и принцип дополнительности Нильса Борна.

Для определения одарённости и талантливости детей начальных классов мы разработали специальный тест, который сочетает в себе все вышеперечисленные аспекты незаурядной психики

Тест определяет следующие способности:

1) осознанность; 8) аналитичность;

2) парадоксальность; 9) логичность;

3) креативность; 10) неординарность;

4) воображение; 11) хороший ^ (коэффициент интеллекта) ;

5) любознательность; 12) отличный ^ (коэффициент интеллекта) ;

6) философичность; 13) EQ (коэффициент эмоциональности).

7) спонтанность;

Совокупность вышеуказанных способностей составляет общую характеристику одарённости или талантливости ребёнка.

Уровни умственного развития по результатам тестирования: обычный нормальный ребёнок - 170 баллов и выше; одарённый ребёнок - 240 баллов и выше;

талантливый ребёнок - 400 баллов и выше.

Тест одарённости и талантливости ребёнка начальных классов школы1

1. Осознанность - умение находиться в настоящем моменте и замечать все детали.

Баллы, начисляемые за ответы: ответил хорошо - 5 баллов; ответил удовлетворительно (средний ответ) - 3 балла; не ответил - 0 баллов. Вопросы:

1. Где ты сейчас находишься? _________баллов.

2. Зачем ты здесь? _________баллов.

3. Важна или не важна для тебя беседа со мной? _________баллов.

4. Почему для тебя важна эта наша беседа с тобой? _________баллов.

5. Как к тебе относятся друзья? _________баллов.

6. Кто к тебе лучше относится из твоих родственников? _________баллов.

7. Какие у тебя недостатки? _________баллов.

8. Какие у тебя способности? _________баллов.

9. Можешь ли ты догадаться, зачем тебе задают эти вопросы?_________баллов.

10. Можешь ли ты знать что-то и в то же время не знать этого?_________баллов.

Общая оценка осознанности мышления______баллов.

2. Парадоксальность - парадоксальное мышление соединяет мысли, непримиримые по своей сути, но в то же время не противопоставленные.

1 Авторы теста: В.М. Фершт, А.Е. Карпов.

Баллы, начисляемые за ответы: ответил хорошо - 5 баллов; ответил удовлетворительно (средний ответ) - 3 балла; не ответил - 0 баллов.

Вопросы:

1. Когда Буратино говорит неправду, у него увеличивается нос.

Что будет, если Буратино скажет: «Сейчас у меня вырастет нос»?____баллов.

2. Ты слышишь звук хлопка двух ладошек.

Как звучит хлопок одной ладошки? ___баллов.

3. Мама тебе говорит: Если ты будешь есть много конфет, ты заболеешь.

А реклама говорит, ешьте конфеты, сахар в них полезен для мозгов.

Как понимать этот парадокс? _баллов.

4. Можно ли поддаться в игре с друзьями, чтобы потом выиграть в этой игре?

(гамбит в шахматах) ___баллов.

Общая оценка парадоксальности мышления ____баллов.

3. Креативность - творческие способности для создания принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Креативность пространственного мышления

Баллы, начисляемые за ответы: ответил хорошо - 6 баллов; ответил удовлетворительно (средний ответ) - 4 балла; не ответил - 0 баллов.

Задания:

1. Необычные способы употребления вещей

Большинство людей выбрасывают пластиковые пакеты, но эти пакеты могут иметь много интересных и необычных способов употребления.

Придумай 3 таких интересных и необычных способов употребления.

2. Давайте представим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли. Что случилось?

Подумай, к каким возможным событиям это приведет, какие могут быть по-

Креативность словесно-звукового мышления

Баллы, начисляемые за ответы: ответил хорошо - 3 балла; ответил удовлетворительно (средний ответ) - 1 балл; не ответил - 0 баллов.

«звук и образы» - используются в качестве акустических стимулов для узнавания и ассоциирования этих звуков к предметам, их издающим. Вопрос:

На что похожи (что тебе напоминает или с чем ты ассоциируешь) звуки:

баллов.

следствия?

баллов.

- ззззз

- тттттттттттт

- ФУУУ

баллов. баллов.

баллов.

баллов.

- звук губного свиста

- звук скрежетания ножа по стеклу _________баллов.

- звук стука пальцами по столу _________баллов.

Общая оценка креативности мышления_____баллов.

4. Воображение - психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи.

Баллы, начисляемые за ответы: ответил хорошо - 5 баллов; ответил удовлетворительно (средний ответ) - 3 балла; не ответил - 0 баллов.

Вопросы:

1. Что тебе интереснее: выдумывать и воображать самому или смотреть на то, что выдумали другие? _________баллов.

2. Вообрази, что может сейчас произойти здесь, если сюда захочет

прийти великан. _________баллов.

3. Вообрази себя, летящего в воздухе над нашим городом.

Что ты видишь сверху и как это выглядит? _________баллов.

Общая оценка способности воображать _____баллов.

5. Любознательность

Любознательность и пытливость - это стремление узнать как можно больше и доскональнее, характерное для талантливых и гениальных личностей.

Баллы, начисляемые за этот тест: спросил - 5 баллов; не спросил, но любым способом проявил заинтересованность (средний ответ) - 3 балла; не спросил - 0 баллов.

Вопросы и реакция:

1. Под одной из находящихся перед тобой трёх непрозрачных кружек лежит очень вкусная конфета. Под двумя другими лежат обычные вещи. Кружка с конфетой отличается от двух других кружек. Угадай, под какой кружкой лежит конфета.

(Ребёнок легко угадывает, потому что кружка с конфетой отличается от других. И ему разрешают съесть эту конфету. Но любознательность определяется тем, захочет ли ребёнок посмотреть, что находится под двумя другими кружками).

__баллов.

2. Мы уже решили, какую оценку тебе поставить за этот тест. ну что, продолжим тестирование по другим способностям?

(Любознательность определяется тем, спросит ли ребёнок свою оценку или сразу согласится продолжить тестирование без своей оценки).

__баллов.

Общая оценка любознательности ребёнка ____баллов.

6. Философичность

Философичность мышления - умение рассуждать разумно: обоснованно, логично, критически, творчески, контекстуально.

Баллы, начисляемые за выполнение задания: выполнил хорошо - 12 баллов; выполнил удовлетворительно (средний ответ) - 6 баллов; за каждое хорошо обоснованное утверждение добавляются 2 балла; выполнил плохо - 0 баллов.

Задание:

Порассуждай вслух, что лучше: слушаться старших или делать то, что ты хочешь? И почему? __________баллов.

Общая оценка философичности ребёнка_____баллов.

7. Спонтанность

Спонтанность является способностью человека быть самим собой, чувствовать себя в контакте с самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Понятие «спонтанность» происходит от лат. sponte - свободная воля. спонтанность всегда связана с креативностью, интуицией, игрой, способностью импровизировать в новых ситуациях, когда происходящее рождается на наших глазах. спонтанность является высшим выражением индивидуальности человека.

Баллы, начисляемые за ответы: выполнил хорошо - 5 баллов; выполнил удовлетворительно (средний ответ) - 3 балла; выполнил плохо - 0 баллов.

Оценивается не только качество выполнения задания, но и способность переключаться на спонтанное поведение (быстрота переключения, глубина погружения в спонтанность, лёгкость спонтанного поведения).

Задания:

1. Спонтанное говорение (нужно произвольно, не задумываясь, говорить всё, что взбредёт в голову, без соблюдения логики и правил, любые слова и звуки, можно закрыв глаза) _________баллов.

2. Спонтанное пение (нужно произвольно, не задумываясь, петь всё, что взбредёт в голову: любую песню или любые слова и звуки, можно закрыв глаза)

__баллов.

3. Спонтанное рисование (нужно произвольно, не задумываясь, рисовать всё, что взбредёт в голову, без соблюдения логики и правил, любые образы, абстракцию, линии, кляксы, «каляку-маляку») __________баллов.

Общая оценка спонтанности ребёнка_____баллов.

8. Аналитичность

Аналитическое мышление - способность человека к использованию логики при анализе информации и принятии решений. С практической точки зрения аналитическое мышление - это разбиение информации на отдельные составляющие.

Ментальная карта - это диаграмма связей, интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта, майндмэп (mind map). Все эти термины обозначают способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли и идеи в нашем мозгу.

Баллы, начисляемые за ответы: выполнил хорошо - 10 баллов; выполнил удовлетворительно (средний ответ) - 5 баллов; выполнил плохо - 0 баллов.

Задание:

нарисуй картинку Карту мыслей. на карте покажи свои связи с членами твоей семьи и с людьми, с которыми ты общаешься в твоей жизни. Цель этих связей показать, кто в твоей жизни занимает какое место, кто главный, менее главный. затем покажи, чем ты занимаешься в своей жизни и для чего нужны эти занятия.

__баллов.

До выполнения задания ребёнку необходимо показать пример ментальной карты (рис. 2):

Рис. 2. Пример упрощённой ментальной карты. Ср. пример ментальной карты 6-летней

Вероники М. (рис. 1)

Общая оценка аналитических способностей ребёнка_____баллов.

9. Логичность мышления

Логика - это наука, изучающая методы и способы правильного мышления и понимания реального мира. Она представляет собой закономерные, последовательные мыслительные процессы, с помощью которых можно увидеть и определить причинно-следственную связь, возникающую между предметами и явлениями.

Баллы, начисляемые за ответы: ответил хорошо - 5 баллов; ответил удовлетворительно (средний ответ) - 3 балла; не ответил - 0 баллов.

Вопросы:

1. Все люди до 6 лет - дети. Значит ли тогда, что все дети до 6 лет - люди?

__баллов.

2. Все конструкторы игрушечных замков и домиков - игрушки. Значит ли тогда, что все игрушки - конструкторы? _________баллов.

3. Все конфеты - сладкие. Значит ли это, что все сладости - конфеты?

__баллов.

Общая оценка логических способностей ребёнка____баллов.

10. Неординарность мышления

неординарность - это такое качество человека, которое выделяет его из однородной массы людей.

Баллы, начисляемые за ответы: выполнил хорошо - 10 баллов; выполнил удовлетворительно (средний ответ) - 5 баллов; за каждую невидимую другим людям деталь в картине добавляется 10 баллов; выполнил плохо - 0 баллов.

Вопросы и задание:

1. Можешь ли ты увидеть в картине то, что не видят в ней другие люди? Сколько таких невидимых другим людям деталей ты видишь?

баллов.

2. Можешь ли ты увидеть что-нибудь с другой стороны, изнутри картины?

Что ты видишь? _________баллов.

Общая оценка неординарности мышления ребёнка_____баллов.

11. IQ. Коэффициент интеллекта (английское IQ - intelligence quotient) - количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста.

Возьмите любой тест на коэффициент интеллекта ребёнка 6 лет. Например, тесты Галины Шалаевой.

Задание 1. Найди на рисунке прямые, кривые и ломаные линии.

Каждый правильный ответ - 2 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_________баллов.

Задание 2. Реши логическую задачу. Сколько ушей у трёх тигрят?

Правильный ответ - 3 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_______баллов.

Задание 3. Какая цифра следует за цифрой 7? Какая цифра стоит перед цифрой 4? Каждый правильный ответ - 2 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_____баллов.

Задание 4. Какие геометрические фигуры спрятались в траве?

Правильный ответ - 2 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего______баллов.

Задание 5. Скажи, какие геометрические фигуры ты видишь на этом рисунке.

Правильный ответ - 5 баллов; неправильный ответ - 3 балла. Всего_____баллов.

Задание 6. Реши логическую задачу.

Вова ростом выше Оли, но ниже Пети. Кто выше - Оля или Петя?

Петя Вова Оля

Правильный ответ - 3 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего____баллов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание 7. Посмотрите на рисунок. Косточек всем не хватает. Что нужно сделать чтобы собачек и косточек стало поровну?

(Два варианта ответа: убрать одну собачку или добавить одну косточку). Правильный ответ - 5 баллов; неправильный ответ - 0 баллов. Всего______баллов.

Задание 8. Назови, какие цифры держат в руках дети.

Правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_____баллов.

Задание 9. Как называются детеныши коровы, курицы, лошади?

Каждый правильный ответ - 2 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Задание 10. Глядя на картинку, назови четыре предмета, относящихся к посуде.

421"

0

Правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего____баллов.

Заданне 11. Назови в каждом ряду предметы одним обобщающим словом.

Правильный ответ - 5 баллов; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_____баллов.

Задание 12.

- Если стакан сделан из стекла, то как он называется?

(стеклянный стакан)

- Если лента сделана из шелка, то как она называется?

(шелковая лента)

Каждый правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Выбери правильный ответ: на дереве, на грядке,

Правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ -Всего______баллов.

Задание 14. У какого дерева листья в виде иголок? Правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ -Всего____баллов.

Задание 15. Назови профессию человека, если он:

- тушит огонь, строит дома;

- охраняет порядок, летает на самолете.

Каждый правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего____баллов.

Задание 16. Реши логическую задачу.

Четыре червяка проползли два метра. Сколько метров прополз один червяк?

Правильный ответ - 5 баллов; неправильный ответ - 0 баллов. Всего____баллов.

Задание 17. Как называется наша страна?

Правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов.

Всего баллов.

Задание 13. Где растет лук? на кусте.

0 баллов.

0 баллов.

Задание 18. Посмотрите на рисунок свеклы. Попросите ребенка как можно больше рассказать о ней.

Каждый правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего____баллов.

Задание 19. У кого из птиц хвост похож на раскрытый веер?

баллов баллов баллов баллов баллов баллов баллов

Правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего______баллов.

Задание 20. Скажи: кто плетет паутину?

Правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего______баллов.

Задание 21

- Скажи, есть ли цифра 3 в твоем домашнем телефонном номере?

- Сколько цифр и каких в твоем домашнем телефонном номере?

- Скажи, есть ли цифра 2 в номере твоего дома?

- Сколько цифр и каких в номере твоего дома?

- Скажи, есть ли цифра 5 в номере твоей квартиры?

- Сколько цифр и каких в номере твоей квартиры?

- Скажи, как называется улица, на которой ты живешь?

- Назови буквы, которые входят в название твоей улицы.

- Какие буквы повторяются в названии твоей улицы?

Каждый правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Заданне 22. Угадай профессию.

баллов баллов

Каждый правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего____баллов.

Задание 23. Какой характер у каждого из этих животных? Подбери пары: слов:

ласковая, трусливый, злой, хитрая, умная. Каждый правильный ответ - 2 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Задание 24. Галя ищет туфли. Какие еще предметы, начинающиеся на букву «Т», она может найти?

Каждый правильный ответ - 2 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего____баллов.

Задание 25. Скажи, почему милиционер остановил пешеходов. На какой свет светофора они могут опять начать движение?

Правильный ответ - 2 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_____баллов.

Задание 26. Скажи, кто как и что ест? Выбери подходящее слово в каждом столбике: корова пьёт траву курица грызёт зерно кошка жуёт молоко собака клюёт кость

Каждый правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Задание 27. Скажи, кто из зверей на чем любит кататься.

Каждый правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего ____баллов.

Задание 28. ответь на вопросы:

Сколько этажей в твоем доме?

Какие улицы находятся рядом с твоим домом?

Каждый правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_____баллов.

Задание 29. Какие из этих предметов имеют овальную форму?

Правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Задание 30. Соедини в комплекты:

Правильный ответ - 3 балла; неправильный ответ — 0 баллов. Всего_____баллов.

Заданне 31. Обведи кружком самый лёгкий предмет.

Правильный ответ - 3 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Заданне 32. Обведи кружком самое медленное животное.

Правильный ответ - 3 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Задание 33. Ответь на вопросы.

Кто ползает быстрее: черепашка или заяц?

Что больше: длина полоски или ширина?

Что больше: ширина или толщина книги?

Каждый правильный ответ - 3 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

итоги первого Щ теста:

• Если ребенок набрал 120 баллов и больше, то у него, несомненно, высокий для шестилетнего ребенка уровень интеллекта.

• Если ребенок набрал меньше 100 баллов и больше, то у него вполне достаточный уровень развития интеллекта.

• Если ребенок набрал менее 80 баллов, то попробуйте пройти с ним тест первой степени сложности, чтобы определить, что нужно подтянуть в его знаниях.

общий итог первого Щ теста______баллов.

Второй тест Щ (усложнённый)

Задание 1. назови цифры в порядке возрастания. назови цифры в порядке убывания.

6 7 $ * 1®

(Важно именно так формулировать вопрос, поскольку в возрасте шести лет ребенок должен знать, что такое порядок убывания или возрастания чисел, потому что просто перечислить цифры от 1 до 10 и наоборот способен ребенок и в четыре, пять лет).

Каждый правильный ответ - 5 баллов; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Задание 2. Какие два слова из этого списка являются антонимами (противоположны по значению): мягкий - большой чёрный - кислый маленький - ровный

Правильный ответ - 5 баллов; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_____баллов.

Задание 3. Какую фигуру напоминают: яблоко, палатка, кубик, дыня?

Каждый правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Задание 4. Образуй множественное число.

ухо

стакан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый правильный ответ - 5 баллов; неправильный ответ - 0 баллов.

Задание 5. Для чего растению нужен корень?

Правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_____баллов.

Задание 6. Что не станут есть дождевые черви? овощи, почву, сочный кусок мяса.

Правильный ответ - 5 баллов; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_____баллов.

Задание 7. Реши логическую задачу.

На ветке сидит несколько синичек. У них всего 6 крыльев. Сколько у них головок?

Правильный ответ - 3 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_____баллов.

Задание 8. Найди на картинке предметы, которые начинаются с буквы «Р».

Каждый правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Задание 9. Зачеркни те предметы, которые не нужны строителю.

Правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_____баллов.

Задание 10. Скажи, с помощью какого органа ты узнаешь вкус продуктов? Правильный ответ - 3 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_____баллов.

Задание 11. Назови деревья, которые остаются зелеными даже зимой. Правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_____баллов.

Заданне 12. Скажи, чем похожи и чем отличаются эти предметы.

Каждый правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Задание 13. Что из вещей нужно взять Пете, чтобы согреться?

Правильный ответ - 3 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего_____баллов.

Задание 14. Отбери предметы для портнихи, врача, строителя, парикмахера.

Правильный ответ - 2 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего____баллов.

Задание 15. Какой предмет в каждой группе не подходит к остальным?

Правильный ответ - 3 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Задание 16. Какой предмет на рисунках встречается всего пять раз?

Правильный ответ - 2 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Задание 17. Сколько детей пришло в школу?

Правильный ответ - 2 балла; неправильный ответ - 0 баллов. Всего баллов.

Итоги второго Щ теста:

• Если Ваш ребенок набрал 58 и больше баллов, то у него интеллект одаренного ребенка.

• Если Ваш ребенок набрал 48 баллов и больше, то у него высокий уровень развития интеллекта.

Общий итог второго ^ теста______баллов.

12. EQ. Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. - emotional intelligence, EQ) -способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Баллы, начисляемые за ответы: ответил хорошо - 5 баллов; ответил удовлетворительно (средний ответ) - 3 балла; не ответил - 0 баллов.

Вопросы:

1. Что ты чувствуешь сейчас? ____баллов.

2. Что ты будешь чувствовать, если потеряешься на улице? ____баллов.

3. Что ты чувствуешь, когда тебя наказывают? ____баллов.

4. Что ты чувствуешь, когда другому дали конфету, а тебе не дали?____баллов.

5. Что чувствует твоя мама, когда ты плачешь от боли? ____баллов.

общий итог теста одарённости и талантливости ребёнка начальных

классов школы

Осознанность

Парадоксальность

Креативность

Воображение

Любознательность

Философичность

Спонтанность

Аналитичность

Логичность

Неординарность

Хороший ^

Отличный Щ

EQ

Итого

_ баллов. _ баллов. _ баллов. _ баллов. _ баллов. _ баллов. _ баллов. _ баллов. _ баллов. _ баллов. _ баллов. _ баллов. баллов. баллов.

Уровни умственного развития ребёнка этого теста: обычный нормальный ребёнок - 170 баллов и выше;

одарённый ребёнок - 240 баллов и выше;

талантливый ребёнок - 400 баллов и выше.

Если ребёнок хочет повысить свой уровень, ему следует позаниматься на курсе тренировки интеллектуальных возможностей и вновь пройти этот тест.

Тренинг для повышения уровня способностей младших школьников

Последние исследования мозга с использованием Функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) показали, что систематические специальные тренировки сознания являются единственным эффективным способом развивать физиологическую активность мозга детей и сохранять устойчивую деятельность мозга престарелых.

Какие специальные тренировки развивают сознание? Что является активаторами умственных способностей человека?

В первую очередь, это тренировки осознанности. Для этого используется спонтанное творчество: спонтанное пение, спонтанные танцы, спонтанное говорение, спонтанное рисование, спонтанное хаотическое движение. на первом этапе спонтанные упражнения делаются с отключенным сознанием, затем с постепенным включением осознанности нарастающим до постоянного или максимально возможного удержанием осознанности в любых жизненных ситуациях. В конце курса достигается полный контроль осознанности над спонтанными действиями.

Затем мы развиваем способность к визуализации. Это графическая визуализация - создание ментальных карт и рисунков на заданные темы, а также вербальная визуализация - истории на любую тему, выбранную ребёнком.

Развитие креативности достигается игровыми методами. Дети соревнуются в создании различных вариантов решения одного и того же творческого задания.

Парадоксальность мышления достигается через наблюдение и попытки описать визуальные парадоксы, которые показывают многомерность мира. Это является исключительно важным для тренировки расширения сознания ребёнка.

Воображение детей великолепно тренирует игра Имаджинариум. Она существует как в настольном, так и в компьютерном вариантах. Также для развития воображения мы применяем создание ребёнком собственных примеров многомерности мира и голографичности Вселенной.

Прагматизм развивает игра «Монополия» в детском исполнении для 6-10 лет. Сознательный прагматизм нужен современным детям, чтобы успешно жить в мире коммерции и борьбы за выживание в среде нарастающей агрессивности и жестокости.

мы также успешно применяем основы билингвизма и полилингвизма на

примерах (два иностранных языка - английский и русский) и мультииностранных языков (английский, китайский, русский). Хотя младшие школьники в основной своей массе не знают иностранные языки, мы в играх непринуждённо используем термины и выражения на иностранных языках, а после их запоминания мы объясняем детям многомерность языковых функций психики человека. Эти понятия и упражнения выводят сознание ребёнка за пределы повседневных стандартов мышления.

непременным условием развития способностей ребёнка являются игры «здоровый образ жизни» (см: https://infourok.ru/igra-zdoroviy-obraz-zhizni-518485.html).

Здоровый образ жизни - это не только здоровье ребёнка, это также понимание альтернативности мышления, проблемы выбора и прагматичности.

Эмпатия является обязательным условием эмоционального интеллекта. Для развития эмпатии нами используется игра «Что чувствует твой одноклассник?». Тренировка сочувствия к другим людям позволяет развить гуманитарные основы психики ребёнка.

Очень эффективным методом развития умственных способностей детей является ФМРТ Обратная связь. Ребёнок тренирует свою мыслительную деятельность, находясь под контролем аппарата Функциональной магнитно-резонансной томографии. Он и его тренер видят, как реагирует мозг на упражнения и как меняется структура мозга в лучшую сторону после окончания курса. Единственная, но

важная особенность этого метода - большая стоимость фМРТ обратной связи. Однако в критических ситуациях, особенно для срочного самоутверждения детей и поддержки их уверенности в себе, этот метод является незаменимым.

На сегодня фМРТ Обратная связь является единственной в мире научно обоснованной и доказанной для совершенствования психики человека психосоматической технологией.

Некоторые из наших тренеров факультативно применяют упражнения для детей, которые предлагаются компьютерными ресурсами Интернет.

Наиболее интересные интернет-тренажёры для развития интеллекта:

1. Cognifit

2. Wikium\Bикиум

3. BrainApps

4. Mnemónica

5. Happymozg

6. Petruchekinfo

7. Brainscale

8. Uplift

9. Fitnessbrain

10.Zanimatika

11. S-Mind

12. Chisloboi

13. Quantified-mind

14. Litlbetr

15. Mozgame

16. Brainexer

Заключение

Совет по международной аттестации одарённых и талантливых детей создал возможность для одарённых и талантливых детей получить специализированную подготовку для продвижения в международные структуры после завершения своего образования.

Аттестация способных детей ведётся по международному стандарту с использованием тестов, учитывающих все психологические факторы потенциально выдающихся личностей. Для детей младших классов предлагается специализированный курс подготовки, позволяющий ребёнку в короткое время повысить свой интеллектуальный уровень.

1. Бушковская Е.А. К вопросу о способах определения феномена одаренности // Молодой ученый. 2013. №5. С. 671-674.

2. Козлова Е.А. К вопросу об одаренности детей // Молодой ученый. 2016. № 21. С. 874-877.

3. Лапина И.А. Одаренный ребенок в образовательном пространстве // Психология, социология и педагогика, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лунякова Л.Г. Материал интернет-конференции «Дети и молодежь» (с 1.03.10 по 4.04.10) [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/more/education/odarennie-deti

5. Маркелов Е.В., Юркевич B.C. Организация школы для особо одаренных детей и подростков [Электронный ресурс]. URL: http://www.humanities.edu.ru/executors.html

6. Савенков А.И. Детская одаренность [Электронный ресурс]. URL: http://adalin.mospsy. ru/l_01_12.shtml

7. Фомовская М.В. Внимание: одарённые дети // Молодой ученый. 2017. N° 34(1). С. 75-78.

8. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. М.: Русский мир, 1998.

9. Alissa Salazar, Hyeseong Lee, Juliana Tay, Parental Perceptions of STEM Enrichment for Young Children, Journal for the Education of the Gifted, December 14, 2017.

10. Steve Haberlin. Don't stress: What do we really know about teaching gifted children to cope with stress and anxiety? Journal Gifted and Talented International Volume 30, 2015. Issue 1-26, Pages 146-151 | Published online: 13 Apr 2016.

11. Winner, E. Gifted children: myths and realities. New York: Basic Books, 2017.

12. Challenging Gifted Students in Regular Classrooms. URL: www.canteach.ca/links/link-gifted.html

13. National Association for Gifted Students: Supporting the needs of high potential learners. URL: www.nagc.org

14. Strategies for Teaching Gifted Students in the Inclusion Classroom. URL: www.nwrel.org/ msec/just_good/9/ch4.html

15. Working with Gifted and Talented Students. URL: www.teachersfirst.com/gifted.shtml

16. Difference Between Gifted and Talented. URL: http://www.differencebetween.com/differ-ence-between-gifted-and-vs-talented

17. Gifted and talented children. URL: https://prezi.com/nyadnduwy5gw/gifted-and-talent-ed-children

Транслитерация

1. Bushkovskaya E.A. K voprosu o sposobakh opredeleniya fenomena odarennosti, Molodoi uchenyi, 2013, No 5, pp. 671-674.

2. Kozlova E.A. K voprosu ob odarennosti detei, Molodoi uchenyi, 2016, No 21, pp. 874-877.

3. Lapina I.A. Odarennyi rebenok v obrazovatel'nom prostranstve, Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika, 2017.

4. Lunyakova L.G. Material internet-konferentsii «Deti i molodezh'» (s 1.03.10 po 4.04.10) . URL: https://iq.hse.ru/more/education/odarennie-deti

5. Markelov E.V., Yurkevich V.S. Organizatsiya shkoly dlya osobo odarennykh detei i podrostkov. URL: http://www.humanities.edu.ru/executors.html

6. Savenkov A.I. Detskaya odarennost'. URL: http://adalin.mospsy.ru/l_01_12.shtml

7. Fomovskaya M.V. Vnimanie: odarennye deti, Molodoi uchenyi, 2017, No 34(1), pp. 75-78.

8. Efroimson V.P. Genial'nost' i genetika. M.: Russkii mir, 1998.

9. Alissa Salazar, Hyeseong Lee, Juliana Tay, Parental Perceptions of STEM Enrichment for Young Children, Journal for the Education of the Gifted, December 14, 2017.

10. Steve Haberlin. Don't stress: What do we really know about teaching gifted children to cope with stress and anxiety? Journal Gifted and Talented International Volume 30, 2015. Issue 1-26, Pages 146-151 | Published online: 13 Apr 2016.

11. Winner, E. Gifted children: myths and realities. New York: Basic Books, 2017.

12. Challenging Gifted Students in Regular Classrooms. URL: www.canteach.ca/links/link-gifted.html

13. National Association for Gifted Students: Supporting the needs of high potential learners. URL: www.nagc.org

14. Strategies for Teaching Gifted Students in the Inclusion Classroom. URL: www.nwrel.org/ msec/just_good/9/ch4.html

15. Working with Gifted and Talented Students. URL: www.teachersfirst.com/gifted.shtml

16. Difference Between Gifted and Talented. URL: http://www.differencebetween.com/differ-ence-between-gifted-and-vs-talented

17. Gifted and talented children. URL: https://prezi.com/nyadnduwy5gw/gifted-and-talent-ed-children

© А.Е. Карпов, 2018 © Д.А. Еделев, 2018 © H.B. Майорова, 2018 © В.М. Фершт, 2018

для цитирования: Международная аттестация одарённых и талантливых детей / Карпов А.Е., Еделев Д.А., Майорова Н.В., Фершт В.М // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. № 1. С. 165-194. For citation: International certification of gifted and talented children / Karpov A.E., Edelev D.A., Maiorova N.V., Fersht V.M., The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2018, Vol. 10, No 1, pp. 165-194. DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-1/165-194 Дата поступления: 15.03.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.