Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ В КЛИНИКАХ СНГИ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ'

МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ В КЛИНИКАХ СНГИ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ / JCI / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хайруллин И.И., Ардаширова Н.С., Казанфарова М.А.

Аккредитация представляет собой процесс внешней оценки деятельности медицинского учреждения, и широко используется во всем мире для улучшения качества медицинской помощи. Существует ряд международных организаций, которые осуществляют аккредитацию медицинских учреждений, из которых наиболее известной является Joint Commission International, а также организация ISQua, которая является головной организацией, аккредитующей сами комиссии, их стандарты и образовательные курсы. Из стран СНГ наибольшее количество клиник, прошедшее аккредитацию JCI, находится в Казахстане. Анализ мирового опыта аккредитации показывает положительные эффекты в организации лечебного процесса, улучшении исходов лечения, повышении удовлетворенности пациентов, экономической эффективности. Аккредитация является инструментом, который позволяет поднять общий базовый уровень медицинской помощи, оказываемой организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хайруллин И.И., Ардаширова Н.С., Казанфарова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ACCREDITATION IN COMMONWEALTH OF INDEPENDENTSTATES CLINICS AND WORLDWIDE PRACTICE

Accreditation is a process of external evaluation of clinics, and is accepted worldwide as a tool for healthcare quality improvement. There is a number of international accreditation commissions, who carry out accreditation for medical organizations. The most widely recognized is Joint Commission International. There is also a head accreditation commission, called ISQua. They accredit commissions, standards and educational courses. Among CIS countries, Kazakhstan owns the leadership in the number of JCI- accredited clinics. Analysis of international experience showed that accreditation could have its positive effect on organization of everyday work of clinic, treatment outcomes, patient satisfaction and economic efficiency. Accreditation is a helpful tool to make optimal the general level of the medical service performed by organization.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ В КЛИНИКАХ СНГИ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2021-10-68-76 УДК: 614.2

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ В КЛИНИКАХ СНГ И В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

И.И. Хайруллина, Н.С. Ардашироваь , М.А. Казанфаровас

а, ь, c Фонд международного медицинского кластера, Москва, Россия.

a ORCID: 0000-0002-6182-915X; b ORCID: 0000-0002-4813-9912; c ORCID: 0000-0001-7401-9538.

И Автор для корреспонденции: Ардаширова Н.С.

АННОТАЦИЯ

Аккредитация представляет собой процесс внешней оценки деятельности медицинского учреждения, и широко используется во всем мире для улучшения качества медицинской помощи. Существует ряд международных организаций, которые осуществляют аккредитацию медицинских учреждений, из которых наиболее известной является Joint Commission International, а также организация ISQua, которая является головной организацией, аккредитующей сами комиссии, их стандарты и образовательные курсы. Из стран СНГ наибольшее количество клиник, прошедшее аккредитацию JCI, находится в Казахстане. Анализ мирового опыта аккредитации показывает положительные эффекты в организации лечебного процесса, улучшении исходов лечения, повышении удовлетворенности пациентов, экономической эффективности. Аккредитация является инструментом, который позволяет поднять общий базовый уровень медицинской помощи, оказываемой организацией. Ключевые слова: аккредитация, JCI, качество медицинской помощи.

Для цитирования: Хайруллин И.И, Ардаширова Н.С., Казанфарова М.А. Международная аккредитация в клиниках СНГ и в мировой практике. // Менеджер здравоохранения. 2021; 10:68-76. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-10-68-76.

ORIGINAL ARTICLE

REVIEW.

INTERNATIONAL ACCREDITATION IN COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES CLINICS AND WORLDWIDE PRACTICE

I.I. Khayrullina, N.S. Ardashirovab , M.A. Kazanfarova c

b c Moscow International Medical Cluster, Moscow, Russia.

a ORCID: 0000-0002-6182-915X; b ORCID: 0000-0002-4813-9912; c ORCID: 0000-0001-7401-9538.

ABSTRACT

Accreditation is a process of external evaluation of clinics, and is accepted worldwide as a tool for healthcare quality improvement. There is a number of international accreditation commissions, who carry out accreditation for medical organizations. The most widely recognized is Joint Commission International. There is also a head accreditation commission, called ISQua. They accredit

© XaiïpynnuH H.H., ApgawupoBa H.C, Ka3aH^apoBa M.A, 2021 r.

Менеджер / Manager № 10

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2021 .

commissions, standards and educational courses. Among CIS countries, Kazakhstan owns the leadership in the number of JCI-accredited clinics. Analysis of international experience showed that accreditation could have its positive effect on organization of everyday work of clinic, treatment outcomes, patient satisfaction and economic efficiency. Accreditation is a helpful tool to make optimal the general level of the medical service performed by organization.

Keywords: accreditation, JCI, healthcare quality.

For citation: Khayrullin I.I, Ardashirova N.S., Kazanfarova M.A. International accreditation in Commonwealth of Independent States clinics and worldwide practice // Manager Zdravoohranenia. 2021; 10:68-76. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-10-68-76.

i»"»,

Введение

дравоохранение всегда было и остается строго регулируемой областью. Для оценки качества предоставляемой медицинской помощи в мировом здравоохранении используются 3 основных подхода - лицензирование, сертификация и аккредитация (1).

В большинстве стран для обеспечения безопасности медицинской деятельности клиники проходят государственное лицензирование. Обычно лицензирование представляет собой минимальный набор требований, позволяющий осуществлять медицинскую деятельность, что не стимулирует клиники к дальнейшему развитию и обеспечению более высокого качества предоставляемых услуг (1).

Аккредитация - это добровольная программа, проводимая неправительственными организациями, в процессе которой внешний эксперт оценивает качество организации медицинской помощи и соответствие предустановленным международным стандартам (2). Аккредитация оценивает организационную составляющую лечебного процесса, а не

навыки отдельных специалистов. В отличие от лицензирования, аккредитация является непрерывным процессом улучшения и достижения оптимальных стандартов качества, а не соответствие минимальным требованиям, которые призваны обеспечить базовую безопасность пациентов и качество медицинской помощи.

Помимо аккредитации, множество организаций предоставляет медицинским учреждениям услуги сертификации. Сертификация представляет собой постоянный набор требований по внедрению разработанных методологий и риск-менеджменту. Зачастую понятия сертификации и аккредитации путают между собой. Ниже приведена таблица (таблица 1), в которой анализируются отличия сертификации и аккредитации.

Таким образом, аккредитация - это признание, что учреждение соответствует определенному уровню для выполнения какой-либо деятельности, а сертификация - это признание того, что продукт или процесс соответствуют определенным требованиям.

Отличия сертификации и аккредитации

Аккредитация (например, JCI) Сертификация (например, ISO 9001) Источник

Узкоспециализированная область Менеджмент в широком смысле Guerra Bretaña, 2017 (3)

Аккредитуют специалисты в здравоохранении Аккредитуют специалисты в менеджменте, не в здравоохранении Guerra Bretaña, 2017 (3)

Фокус на качестве медицинской помощи Фокус на процессах и риск-менеджменте Guerra Bretaña, 2017 (3)

Аккредитуется деятельность Сертифицируется продукция 3aKOH.py (4)

Подтверждает соответствие требованиям, которое необходимо для оказания определенного вида услуг Подтверждает качество товаров и услуг и распространяется на технологию производства/исполнения C6ep Kopyc (5)

Независимая оценка того, что организация имеет компетенцию для выполнения специфической активности - сертификации, тестирования, инспекции и т.д. Подтверждает качество систем и продуктов National Accreditation Body for the United Kingdom (6)

Признание компетенции работать по определенным стандартам Признание соответствия продукта, процесса или сервиса соответствующим определенным требованиям. Planning, BIM and Construction today (7)

Процесс формального подтверждения компетенции выполнять деятельность по определенному стандарту Удостоверение о том, что процесс или продукт соответствует определенным формальным требованиям Difference Between (8)

С

«КС

Таблица 1

№ 10

2021

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

В данном обзоре будут представлены основные моменты, связанные с аккредитацией медицинских учреждений, а также краткий обзор текущего состояния проблемы в странах СНГ.

Материалы и методы

Проводился поиск в системе PubMed по ключевым словами «accreditation», «clinic», «healthcare», «hospital» в различных комбинациях, а также были проанализированы сайты организаций, осуществляющих аккредитацию медицинских учреждений.

Результаты:

Процедура аккредитации и цели ее проведения

Чаще всего аккредитацию проводят неправительственные организации. Внешний аудитор посещает клинику и проверяет ее соответствие определенным предусмотренным соответствующей документацией стандартам. После первичного визита и получения аккредитации проводятся плановые повторные реак-кредитации, чтобы обеспечить сохранение качества медицинских услуг на высоком уровне. В разных странах процесс аккредитации организован различным образом: клиники в некоторых странах привлекают международные комиссии по аккредитации, в части стран имеются свои организации, которые проводят аккредитацию медицинских учреждений, при этом степень соответствия требований мировым стандартам может отличаться в случае значительного расхождения уровня медицинской помощи в стране и требований международных организаций, а также под влиянием иных социальных, экономических, правовых и культурных факторов(1).

Основные цели аккредитации:

- улучшить качество медицинской помощи с помощью достижения оптимальных целевых стандартов медицинских организаций;

- стимулировать и улучшать интеграцию и менеджмент медицинских учреждений;

- создать базу учреждений здравоохранения, которые соответствуют установленным критериям структуры, организации процесса и исходам лечения;

- снизить затраты на здравоохранение с помощью фокуса на увеличении эффективности медицинских услуг;

- предоставлять обучение и консультации медицинским организациям, их руководству и сотрудникам по стратегиям улучшения качества и «лучшим практикам» в здравоохранении;

- увеличить уверенность общества в качестве оказываемой медицинской помощи;

- снизить риски, связанные с повреждениями и инфекциями пациентов и сотрудников (9).

Организации, осуществляющие аккредитацию медицинский учреждений

ISQUA

Это организация, задачей которой является улучшение качества мирового здравоохранения. В ней проводят обучающие мероприятия, конференции, стажировки для руководств больниц по улучшению качества медицинской помощи и обеспечению безопасности пациентов. У нее есть отдельная структура The International Society for Quality in Health Care External Evaluation Association (IEEA) (ранее - I SQua's IAP - I nternational Accreditation Programme, которая с 2018 г выделена в отдельную организационную структуру) (10). Организация не занимается аккредитацией медицинских учреждений напрямую, но аккредитует разработанные стандарты, внешние аккредитаци-онные организации и тренинговые программы. Таким образом, IEEA является так называемым «аудитором аудиторов». IEEA может предоставлять аккредитацию как крупным международным аккредитационным комиссиям, таким как JCI, так и тем, кто работает в рамках одной страны, например, Центр аккредитации по качеству в здравоохранении в Казахстане.

Основные международные программы аккредитации:

• the US-based Joint Commission on Accreditation in Healthcare Organizations (JCAHO), и ее международная часть, the Joint Commission International (JCI);

• Accreditation Canada;

• Australian Council on Healthcare Standards International (ACHSI);

• American Accreditation Commission International (AACI) и др.

Аккредитация JCI

Аккредитация JCI является одной из самых распространенных и узнаваемых в мире (1). Основываясь на многочисленных исследованиях, эта программа имеет самый четкий фокус на качестве, разработке стандартов для выявления и предотвращения ятрогении, использование понятных и применимых показателей и акцент на «лучших практиках» (1).

Аккредитованные JCI клиники соответствуют требованиям безопасности для пациента, что позволяет пациентам из-за рубежа выбирать данные клиники в качестве приоритетных. Правительство РФ

Менеджер / Manager № 10

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2021

Клиники СНГ, прошедшие аккредитацию JCI (на октябрь 2021 г) (12)

Таблица 2

i»"», Г'

Страна Клиника Город Год аккредитации Тип аккредитации

Грузия MediClub Тбилиси 2017 Для больниц

Азербайджан Ganja International Hospital Гянжа 2016 Для больниц

Republican Treatment and Diagnostics Centre Баку 2016 Для больниц

Казахстан Corporate Fund University Medical Center Нур-Султан 2012 Для больниц

JSC «National Centre for Neurosurgery» 2013 Для больниц

JSC «Research Institute of Cardiology and Internal Medicine» Алматы 2021 Для больниц

LLP «Hospital complex of tomotherapy and nuclear medicine» Umit» Нур-Султан 2021 Для амбулаторных учреждений

National Childrens Rehabilitation Center of University Medical Center Corporate Fund Нур-Султан 2014 Программа для учреждений с долговременным пребыванием

NCJSC National Research Cardiac Surgery Center Нур-Султан 2014 Для больниц

The Central Clinical Hospital Алматы 2015 Для больниц

The Hospital of the Medical Center of President's Affairs Administration of the Republic of Kazakhstan Нур-Султан 2016 Для больниц

Россия Clinical and Diagnostic Center Krasnaya Presnya SC «Medsi 2» Москва 2020 Для больниц

European Medical Center - Schepkina Hospital Москва 2018 Для больниц

Fantasy Group of Medical Companies (Network) Москва 2016 Амбулаторная служба

JSC Medicina Москва 2011 Для больниц

Regional Emergency Medical Center of Naberezhnye Chelny City Набережные Челны 2015 Для больниц

Молдова ICS Health Forever International SRL Medpark International Hospital Чисинау 2018 Для больниц

Узбекистан LLC «Akfa Medline» Medical Center Ташкент 2020 Для больниц

Украина Maternity hospital «Leleka» LLC Киев 2019 Для больниц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

включило финансовую поддержку клиник России для получения сертификата JQ в Стратегию развития экспорта медицинских услуг до 2025 г. (11).

Очевидно, что на фоне остальных стран количеством аккредитованных клиник выделяется Казахстан (таблица 2). Одной из причин можно назвать наличие национальной системы аккредитации медицинских учреждений, разработанной на основании стандартов ^1, которая обновляется в соответствии с требованиями ISQUA каждые 4 года, что, вероятно, делает получение данной аккредитации более простым. В рамках Проекта Всемирного Банка «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан» с 2009 года были разработаны национальные стандарты аккредитации медицинских

организаций, оказывающих стационарную, амбула-торно-поликлиническую, скорую медицинскую помощь.

С 2012 г. стандарты аккредитации, применяемые в Казахстане, были аккредитованы 1БОиа, и в дальнейшем они проходили пересмотры и повторные переаккредитации (13). Центр аккредитации по качеству в здравоохранении в г. Нур-Султан был выделен в независимый от Минздрава аккредитаци-онный орган и с 2021 г. является первым центром в СНГ, аккредитованным ISQUA в качестве аудитора качества медицинских услуг по стандартам 1ЕЕА, так же, как их учебная программа и стандарты оценки. Аккредитация в Казахстане является добровольной, тем не менее на сайте Центра имеется статистика аккредитованных клиник в каждом регионе, а в некоторых субъектах эта цифра достигает 60-70% (14).

№ 10 Manager /Менеджер

2021 Zdravoochranenia / здравоохранения

ACHS International

Австралийская организация, аккредитованная IEEA. Обычно цикл работы с медицинскими учреждениями для предоставления им аккредитации длится около 3 лет. Предоставляет как аккредитацию, так и сертификацию медицинских учреждений, а также диагностику готовности к аккредитации. Большее распространение имеет в странах Азии. Программа имеет фокус на улучшении повседневной клинической практики и вовлекает специалистов в формальную оценку качества с помощью специальных программ (15).

AACI

AACI (American Accreditation Commission International) - Американская организация, аккредитованная IEEA для предоставления аккредитации медицинским учреждениям. Также они предоставляют образовательные услуги, аккредитацию, кроме того сертификацию медицинских учреждений по разным стандартам: стандартам медицинского менеджмента (ISO 9001, EN15224), сертификация роддомов, отделений острого инсульта, эндоскопических отделений. На сайте имеется список аккредитованных и сертифицированных организаций (16).

Accreditation Canada

Accreditation Canada - в прошлом (до 2008 г.) Canadian Council on Hospital Accreditation - канадская аккредитационная комиссия, у которой разработаны стандарты по аккредитации не только больниц, но и отдельных служб (например, отделений по лечению острого инсульта), также они предоставляют образовательные и консультационные услуги по внедрению стандартов аккредитации в клиническую практику. Своей особенностью они называют пациент-центрированный подход, очень большое внимание к роли пациента в системе функционирования организации здравоохранения (17).

Результаты внедрения аккредитации в практику в различных странах

Аккредитация представляет собой системный подход к повышению общего уровня медицинской помощи, оказываемой организацией. В связи с длительной историей аккредитации в мире, было накоплено немало данных о том, какие изменения можно ожидать по итогам ее проведения, и с какими трудностями можно столкнуться в процессе.

Согласно систематическому обзору Hussein et al., можно выделить следующие большие группы изменений, которые влечет за собой аккредитация:

1. Изменения в управлении и организационном процессе. Проявляется во влиянии на управленческие и культурные процессы рабочей среды («культура безопасности», коммуникация). В большинстве исследований изменения после аккредитации расценивались как позитивные.

2. Изменения на уровне медицинских работников, например, рабочий стресс, удовлетворенность работой. Лишь одно исследование говорило о позитивных изменениях для медицинских работников, большая часть описывала негативное влияние или усиление стресса среди медицинского персонала. Однако, одно из исследований выявило повышение уровня тревоги и депрессии у медсестер в момент подготовки к аккредитации, который значительно снизился после ее прохождения, что может говорить о том, что стресс, связанный с большим количеством изменений в момент перестройки процессов в соответствии со стандартами аккредитации, уходит, когда люди начинают видеть результаты своей работы, повышение качества культуры взаимодействия с коллегами, улучшение результатов своего труда (18).

3. Изменения на уровне пациентов, то есть, измеримые показатели удовлетворенности пациентов, опыта пациентов внутри учреждения. Результаты были смешанными - большая часть исследований оценивала изменения как нейтральные, 3 - как позитивные и 2 - как негативные.

4. Изменения в клинических исходах, например, снижение уровня смертности или продолжительности госпитализации, представляют собой наиболее изученную тему, при этом 15 исследований демонстрировали позитивные изменения, а 5 - отсутствие изменений, негативных перемен зафиксировано не было.

5. Изменения в рутинных действиях, например, частота мытья рук или правильность утилизации медицинских отходов, также были в лучшую сторону в 18 исследованиях, и не были зафиксированы в 8.

6. Изменения в финансовых исходах, таких как эффективность, прибыльность в 5 исследованиях оценивались как позитивные, в 1 - как негативные, в 2 - как нейтральные (19).

Ниже приведем примеры зарубежного опыта, отраженного в публикациях.

Безусловно, в большей степени клиницистов вдохновляет потенциальное влияние аккредитации на исходы лечения. В исследовании 2011 г., проведенном

-G

Менеджер / Manager № 10

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2021 *

в больницах США, было показано, что показатели эффективности и корректности лечения были выше в аккредитованных больницах и увеличивались в течение 5 лет после получения аккредитации. В Южной Корее удалось снизить внутригоспитальную смертность от инфаркта миокарда и инсульта после аккредитации больниц (20).

В исследовании, проведенном в США в 2018 г. показано, что в аккредитованных больницах ниже 30-дневная летальность, частота повторных госпитализаций (у больных терапевтического профиля). В данном исследовании также сравнивали показатели больниц, аккредитованных JQ и другими организациями, и не выявили значимых отличий по изучаемым показателям (21), что вероятно свидетельствует о том, что любая система аккредитации способствует улучшению качества медицинской помощи. В Тайване в отделениях, специализирующихся на лечении острого инфаркта миокарда, отмечалась значимо более низкая смертность и частота госпитализаций с повторным инфарктом в больницах, прошедших аккредитацию (22).

Безусловно, улучшение качества помощи невозможно без организационных решений, так, например, в Австралии введение аккредитации позволило улучшить качество медицинской помощи и менеджмент организации, причем более значительно качество улучшилось у тех больниц, которые имели более низкие оценки до проведения аккредитации, то есть, уменьшило разницу в уровне оказания медицинской помощи между больницами (23).

Не менее важным является улучшение взаимодействия медицинского персонала с пациентами, и в большинстве случаев аккредитация позволяет добиться большей удовлетворенности пациентов. В Саудовской Аравии оценивали удовлетворенность пациентов визитом в третичные центры в зависимости от прохождения ими аккредитации и выявили статистически значимые отличия в плане оценки пациентами структуры, общего качества медицинской помощи и ее результатов. При этом показатели доступности и качества коммуникации значимо не отличались (24). Также аккредитация позволяет изменить подход к правам пациентов, поскольку регулирование на уровне правительства и требования аккредитации могут отличаться между собой (25). На Фарерских островах до и после проведения аккредитации по национальному стандарту был проведен опрос 400 пациентов, согласно результатам которого после аккредитации пациенты стали ощущать больше поддержки, больше информированности

до и после госпитализации, больше вовлеченности в принятие решений (26).

Введение аккредитации также способствует изменению поведения сотрудников, например, по результатам в Дели улучшилось качество мытья рук медицинским персоналом (27).

Тем не менее, имеются работы, которые указывают на противоречивое значение аккредитации медучреждений, это связано с тем, что не во всех исследованиях показано четкое отличие в показателях эффективности и безопасности медицинской помощи, при этом прохождение цикла аккредитации связано с увеличением финансовых затрат медицинских учреждений.

В Дании после аккредитации был проведен опрос руководителей, в целом их восприятие аккредитации было позитивно с точки зрения улучшения безопасности пациента, стандартизирования процесса и четкого разделения должностных обязанностей. Негативным моментом были значительные финансовые затраты, необходимость реорганизации рабочей среды и функционирования клинических команд (28). Аналогичный опрос в Иране выявил схожие закономерности, основными проблемами были названы финансовые затраты, недостаточное обучение менеджеров и большое количество мер, которые нужно внедрить (29). Однако, несмотря на высокую стоимость внедрения стандартов аккредитации, необходимо отметить, что по данным многих исследователей большое количество средств в системе здравоохранения расходуется неэффективно, а внедрение различных стандартизированных подходов позволяет обеспечить более эффективное расходование имеющихся средств (30).

Согласно опросу медицинских сестер в Южной Корее, аккредитация слабо влияла на безопасность пациентов (31). На медсестер ложится большая нагрузка в процессе аккредитации, что приводит к стрессу (32). Иногда медицинский персонал негативно относится к аккредитационным требованиям, поэтому нужны существенные усилия для работы с коллегами, в том числе образовательные мероприятия (29).

Качество оказываемой медицинской помощи может поменяться не в один момент. Например, крупное датское исследование показало, что качество медицинской помощи улучшилось только после второго цикла национальной аккредитации в тех больницах, где были внедрены аккредитационные стандарты полностью (33).

Г'

С

«КС

№ 10 Мападег /Менеджер

2021 2с1гв\/оосЬгвпвп1в / здравоохранения

Заключение

Аккредитация широко используется во всем мире для улучшения качества оказываемой медицинской помощи и может влиять на различные аспекты деятельности клиники, что следует учитывать при подготовке и реализации этого непростого пути. Из стран СНГ наиболее богатый опыт участия в международной аккредитации имеет республика Казахстан, в том числе благодаря созданию собственного аккредитационного центра, получившего международную аккредитацию.

Аккредитация позволяет, применяя системный подход, улучшить качество медицинской помощи в целом, позволяет создать систему, когда каждый сотрудник на своем уровне может оценить свою работу, понимать, каким образом выстроены процессы, в которых он участвует, как разрешать спорные ситуации и договариваться с коллегами. Таким образом, повышается общий уровень культуры

медицинском организации, становится возможным внедрение улучшений, идущих от сотрудников. Безусловно, выстраивание новой системы может быть затратным по количеству усилий, времени и финансов, но в дальнейшем подобная система обеспечит максимальную реализацию потенциала клиники для помощи пациентам и позволит сотрудникам клиники чувствовать уверенность и четкую структуризацию своей деятельности. Таким образом, аккредитация позволяет достигнуть повышения базового уровня оказываемой медицинской помощи до оптимального, что выражается в уменьшении частоты инцидентов, в количестве спасенных жизней, предотвращении послеоперационных осложнений, лучших результатах деятельности медицинской организации в целом.

Конфликт интересов

Образовательный центр ММК проводит обучение по стандартам аккредитации JCI и сертификации TUV Austria по стандарту EN15224.

1. Tabrizi J.S., Gharibi F, Wilson A.J. // Advantages and Disadvantages of Health Care Accreditation Models. Health Promotion Perspectives. - 2011. - Vol. 1. - № 1. - Р. 1-31.

2. Shaw C.D. Some issues in the design and redesign of external health care assessment and improvement systems. Toolkit for accreditation programs Acknowledgement // The World Bank [Internet]. - 2004.

3. Guerra Bretaca RM, Marin Y. Accreditation and certification of hospital quality: different or similar. Revista Ingeniema Biomfidica. - 2017. - Vol. 11. - № 21. - P. 35-41.

4. Закон.ру [Электронный ресурс] - https://zakon.ru/ (Доступ от 10.11.2021).

5. Сбер Корус [Электронный ресурс] - https://www.esphere.ru/ (Доступ от 10.11.2021).

6. National Accreditation Body for the United Kingdom [Electronic resource] - https://www.ukas.com/ (Accessed: 10.11.2021).

7. Planning, BIM and Construction today [Electronic resource] - https://www.pbctoday.co.uk/ (Accessed: 10.11.2021).

8. Difference Between [Electronic resource] - http://www.differencebetween.net/language/words-language/ difference-between-certification-and-accreditation/#ixzz7BnaukHcM (Accessed: 10.11.2021).

9. Shaw C.D. // Evaluating accreditation. International Journal for Quality in Health Care. - 2003. - Vol. 15. -P. 455-6.

10. The International Society for Quality in Health Care External Evaluation Association (ISQua EEA) [Electronic resource] - https://ieea.ch/ (Accessed: 20.10.2021).

11. Правительство расширило план мероприятий для реализации Стратегии развития экспорта услуг [Электронный ресурс] - http://government.ru/news/42185/ (Доступ от 21.10.2021).

12. Joint Commission International [Electronic resource] - https://www.jointcommissioninternational.org/ (Accessed: 22.10.2021).

13. Айыпханова А.Т., Каупбаева Б.Т., Оспанов Д.М., Газезов Ф.М. // Опыт республики Казахстан в передаче функции национальной аккредитации поставщиков медицинских услуг в независимую среду. Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний и укрепления здоровья. -2021. - № 1. - С. 9-18.

14. Центр Аккредитации по качеству в здравоохранении [Электронный ресурс]- https://acqh.kz/ (Доступ от 23.10.2021).

15. ACHS International [Electronic resource] - https://www.achsi.org/ - (Accessed: 20.10.2021).

16. American Accreditation Commission International [Electronic resource] - https://aacihealthcare.com/ -(Accessed: 20.10.2021).

17. Accreditation Canada [Electronic resource] - https://accreditation.ca/ (Accessed: 19.10.2021).

18. Elkins G, Cook T, Dove J, Markova D, Marcus J.D., Meyer T. et al. // Perceived Stress Among Nursing and Administration Staff Related to Accreditation. Clinical Nursing Research. - 2010. - Vol. 19. - № 4. - P. 376-86.

19. Hussein M, Pavlova M, Ghalwash M, Groot W. // The impact of hospital accreditation on the quality of healthcare: a systematic literature review. BMC Health Services Research [Internet]. - 2021. Dec 6. - Vol. 21. -№ 1. - P. 1057.

Менеджер / Maneger № 10

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2021 .

20. Chun Y.J., Lee B.Y., Lee Y.H. // Association between Accreditation and In-Hospital Mortality in Patients with Major Cardiovascular Diseases in South Korean Hospitals: Pre-Post Accreditation Comparison. Medicina (Kaunas, Lithuania). - 2020. - Vol. 56. - № 9.

21. Lam M.B., Figueroa J.F., Feyman Y, Reimold K.E., Orav E.J., Jha A.K. // Association between patient outcomes and accreditation in US hospitals: observational study. BMJ (Clinical research ed). - 2018. - № 363. - P. 4011.

22. Ko T, Yang C-H, Mao C-T, Kuo L-T, Hsieh M-J, Chen D-Y. et al. // Effects of National Hospital Accreditation in Acute Coronary Syndrome on In-Hospital Mortality and Clinical Outcomes. Acta Cardiologica Sinica [Internet]. -2020. - Vol. 36. - № 5. - P. 416-27.

23. Greenfield D, Lawrence S.A., Kellner A., Townsend K, Wilkinson A. // Health service accreditation stimulating change in clinical care and human resource management processes: A study of 311 Australian hospitals. Health Policy. - 2019. - Vol. 123. - № 7. - P. 661-5.

24. Aboshaiqah A.E, Alonazi W.B., Patalagsa J.G. // Patients' assessment of quality of care in public tertiary hospitals with and without accreditation: comparative cross-sectional study. Journal of Advanced Nursing. - 2016. - Vol. 72. -№ 11. - P: 2750-61.

25. Sperling D, Pikkel R.B. // Promoting patients' rights through hospital accreditation. Israel Journal of Health Policy Research. - 2020. - Vol. 9. - № 47.

26. Bergholt M.D., Falstie-Jensen A.M., Brink Valentin J., Hibbert P., Braithwaite J, Johnsen S.P. et al. // Patients Experience More Support, Information and Involvement After First-Time Hospital Accreditation: A Before and After Study in the Faroe Islands. International Journal for Quality in Health Care. - 2021. - Mzab149.

27. Bharara Т., Gur R, Duggal S, Chugh V. // Evaluation of hand hygiene compliance over the years, in an intensive care unit of a north Delhi hospital preparing for accreditation: A 3-year study. Journal of family medicine and primary care [Internet]. - 2020. - Vol. 9. - № 4. - P. 1939-43.

28. Sriratanaban J, Ngamkiatpaisarn S, Charoenmukayananta S. // Association Between Hospital Accreditation and Outcomes: The Analysis of Inhospital Mortality From the National Claims Data of the Universal Coverage Scheme in Thailand. Quality Management in Healthcare [Internet]. - 2020. - Vol. 29. - № 3.

29. Kakemam E, Rajabi M.R., Raeissi P., Ehlers L.H. // Attitudes Towards Accreditation and Quality Improvement Activities Among Hospital Employees in Iran: A Quantitative Study. Journal of multidisciplinary healthcare [Internet]. -2020. - Vol. 13. - P. 799-807.

30. Вафин А.Ю., Хайруллин И.И. // К вопросу о повышении эффективности деятельности медицинской организации. Общественное здоровье и здравоохранение. - 2015. - № 1 (45). - P. 67-76.

31. Kwan M.R., Seo H.J., Lee S.J. // The association between experience of hospital accreditation and nurses' perception of patient safety culture in South Korean general hospitals: a cross-sectional study. BMC nursing. - 2021. -Vol. 20. - № 1. - P. 195.

32. Rhoden D.J., Colet C. de F, Stumm E.M.F. // Association and correlation between stress, musculoskeletal pain and resilience in nurses before hospital accreditation maintenance assessment. Revista latino-americana de enfermagem [Internet]. - 2021. - Vol. 29. - P. 3465-3465.

33. Falstie-Jensen A.M., Bogh S.B., Johnsen S.P. // Consecutive cycles of accreditation and quality of in-hospital care: a Danish population-based study. International Journal for Quality in Health Care. - 2021. - Vol. 33. - № 1.

REFERENCES

1. Tabrizi J.S., Gharibi F, Wilson A.J. // Advantages and Disadvantages of Health Care Accreditation Models. Health Promotion Perspectives. - 2011. - Vol. 1. - № 1. - Р. 1-31.

2. Shaw C.D. Some issues in the design and redesign of external health care assessment and improvement systems. Toolkit for accreditation programs Acknowledgement // The World Bank [Internet]. - 2004.

3. Guerra Bretaca RM, Marin Y. Accreditation and certification of hospital quality: different or similar. Revista Ingeniema Biomfidica. - 2017. - Vol. 11. - № 21. - P. 35-41.

4. Zakon.ru [Electronic resource] - https://zakon.ru/ (Accessed: 10.11.2021).

5. Sber CORUS [Electronic resource] - https://www.esphere.ru/ (Accessed: 10.11.2021).

6. National Accreditation Body for the United Kingdom [Electronic resource] - https://www.ukas.com/ (Accessed: 10.11.2021).

7. Planning, BIM and Construction today [Electronic resource] - https://www.pbctoday.co.uk/ (Accessed: 10.11.2021).

8. Difference Between [Electronic resource] - http://www.differencebetween.net/language/words-language/ difference-between-certification-and-accreditation/#ixzz7BnaukHcM (Accessed: 10.11.2021).

9. Shaw C.D. // Evaluating accreditation. International Journal for Quality in Health Care. - 2003. - Vol. 15. -P. 455-6.

10. The International Society for Quality in Health Care External Evaluation Association (ISQua EEA) [Electronic resource] - https://ieea.ch/ (Accessed: 20.10.2021).

11. Government expanded the plan of measures for realization of Export development strategy [Electronic resource] -http://government.ru/news/42185/ (Accessed: 21.10.2021).

12. Joint Commission International [Electronic resource] - https://www.jointcommissioninternational.org/ (accessed: 22.10.2021).

i»"»,

№ 10

2021

Manager

Zdravoochranenia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/Менеджер

здравоохранения

Г* ■ ■ 11

9

зЯо

13. Aiypkhanova A.T., Kaupbayeva B. Т., Ospanov D.M., Gazezov F.M. The experience of the Republic of Kazakhstan in transfer of the national accreditation function of health care providers into independent environment. - 2021. -№ 1. - Р. 9-18.

14. Center of Accreditation in healthcare quality [Electronic resource] - https://acqh.kz/ (Accessed: 23.10.2021).

15. ACHS International [Electronic resource] - https://www.achsi.org/ - (Accessed: 20.10.2021).

16. American Accreditation Commission International [Electronic resource] - https://aacihealthcare.com/ - (Accessed: 20.10.2021).

17. Accreditation Canada [Electronic resource] - https://accreditation.ca/ (Accessed: 19.10.2021).

18. Elkins G, Cook T, Dove J, Markova D, Marcus J.D., Meyer T. et al. // Perceived Stress Among Nursing and Administration Staff Related to Accreditation. Clinical Nursing Research. - 2010. - Vol. 19. - № 4. - P. 376-86.

19. Hussein M., Pavlova M, Ghalwash M, Groot W. // The impact of hospital accreditation on the quality of healthcare: a systematic literature review. BMC Health Services Research [Internet]. 2021. Dec 6. - Vol. 21. - № 1. - P. 1057.

20. Chun Y.J., Lee B.Y., Lee Y.H. // Association between Accreditation and In-Hospital Mortality in Patients with Major Cardiovascular Diseases in South Korean Hospitals: Pre-Post Accreditation Comparison. Medicina (Kaunas, Lithuania). - 2020. - Vol. 56. - № 9.

21. Lam M.B, Figueroa J.F., Feyman Y, Reimold K.E., Orav E.J, Jha A.K. // Association between patient outcomes and accreditation in US hospitals: observational study. BMJ (Clinical research ed). - 2018. - № 363. - P. 4011.

22. Ko T, Yang C-H, Mao C-T, Kuo L-T., Hsieh M-J, Chen D-Y. et al. // Effects of National Hospital Accreditation in Acute Coronary Syndrome on In-Hospital Mortality and Clinical Outcomes. Acta Cardiologica Sinica [Internet]. -2020. - Vol. 36. - № 5. - P. 416-27.

23. Greenfield D, Lawrence S.A., Kellner A, Townsend K, Wilkinson A. // Health service accreditation stimulating change in clinical care and human resource management processes: A study of 311 Australian hospitals. Health Policy. - 2019. - Vol. 123. - № 7. - P. 661-5.

24. Aboshaiqah A.E, Alonazi W.B., Patalagsa JG. // Patients' assessment of quality of care in public tertiary hospitals with and without accreditation: comparative cross-sectional study. Journal of Advanced Nursing. - 2016. - Vol. 72. -№ 11. - P. 2750-61.

25. Sperling D, Pikkel R.B. // Promoting patients' rights through hospital accreditation. Israel Journal of Health Policy Research. - 2020. - Vol. 9. - № 47.

26. Bergholt M.D., Falstie-Jensen A.M., Brink Valentin J, Hibbert P., Braithwaite J., Johnsen S.P. et al. // Patients Experience More Support, Information and Involvement After First-Time Hospital Accreditation: A Before and After Study in the Faroe Islands. International Journal for Quality in Health Care. - 2021. - Mzab149.

27. Bharara T, Gur R, Duggal S, Chugh V. // Evaluation of hand hygiene compliance over the years, in an intensive care unit of a north Delhi hospital preparing for accreditation: A 3-year study. Journal of family medicine and primary care [Internet]. - 2020. - Vol. 9. - № 4. - P. 1939-43.

28. Sriratanaban J, Ngamkiatpaisarn S, Charoenmukayananta S. // Association Between Hospital Accreditation and Outcomes: The Analysis of Inhospital Mortality From the National Claims Data of the Universal Coverage Scheme in Thailand. Quality Management in Healthcare [Internet]. - 2020. - Vol. 29. - № 3.

29. Kakemam E, Rajabi M.R., Raeissi P., Ehlers L.H. // Attitudes Towards Accreditation and Quality Improvement Activities Among Hospital Employees in Iran: A Quantitative Study. Journal of multidisciplinary healthcare [Internet]. -2020. - Vol. 13. - P. 799-807.

30. Vafin A. Yu, Khayrullin I.I. // To the question of efficiency improving of medical institution's activity. Public Health and Healthcare. - 2015. - № 1 (45). - P. 67-76.

31. Kwan M.R., Seo H.J., Lee S.J. // The association between experience of hospital accreditation and nurses' perception of patient safety culture in South Korean general hospitals: a cross-sectional study. BMC nursing. - 2021. -Vol. 20. - № 1. - P. 195.

32. Rhoden D.J., Colet C. de F, Stumm E.M.F. // Association and correlation between stress, musculoskeletal pain and resilience in nurses before hospital accreditation maintenance assessment. Revista latino-americana de enfermagem [Internet]. - 2021. - Vol. 29. - P. 3465-3465.

33. Falstie-Jensen A.M., Bogh S.B., Johnsen S.P. // Consecutive cycles of accreditation and quality of in-hospital care: a Danish population-based study. International Journal for Quality in Health Care. - 2021. - Vol. 33. - № 1.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ /ABOUT THE AUTHORS

Хайруллин Ильдар Индусович — к.м.н, генеральный директор Фонда Международного медицинского кластера, г. Москва, Россия.

Ildar Khayrullin — General Director of the International Medical Cluster Foundation, Moscow, Russia. E-mail: i.khayrullin@mimc.global

Ардаширова Наталья Сергеевна — ведущий специалист отдела развития образовательных проектов Фонда Международного медицинского кластера, г. Москва, Россия.

Natalia Ardashirova — leading specialist of the Department of educational project development of the International Medical Cluster Foundation, Moscow, Russia. E-mail: n.ardashirova@mimc.global

Казанфарова Марина Ажифендиевна — к.м.н., руководитель отдела развития образовательных проектов Фонда Международного медицинского кластера, г. Москва, Россия.

Marina Kazanfarova — Candidate of Medical Sciences, Head of the Department for the Development of Educational Projects of the International Medical Cluster Foundation, Moscow, Russia. E-mail: M.Kazanfarova@mimc.global

Менеджер / Maneger № 10

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2021 j

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.