Научная статья на тему 'Между Востоком и Западом: шведские ковры с монограммой «ABMMF»'

Между Востоком и Западом: шведские ковры с монограммой «ABMMF» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
262
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Между Востоком и Западом: шведские ковры с монограммой «ABMMF»»

не - по красивому платку!». Была организована мастерская при НИИХП и несколько галантерейных фабрик в Москве и в Ленинграде, куда на работу приглашали уже известных художников и набирали учеников-расписников.

В 1960-е гг. в текстильном производстве все большее место стали занимать ткани из синтетических и искусственных волокон. Для новых тканей потребовались иные по характеру набивные рисунки и способы нанесения свободной росписи. В начале 1960-х гг. распространилось направление, в основе которого лежала свободная эскизная манера зарисовок, выполненных в технике «сухая кисть». Подобная техника использовала не сплошные (как в набойке), а легкие, штриховые линии, что позволяло перенести индивидуальную манеру художника в тиражируемую ткань.

Начало 1970-х гг. характеризуется определенным прорывом в развитии технологий росписи и окрашивания. Именно с этого времени батик стал полноправным «участником» всех художественных выставок (как всесоюзного, так и международного масштаба). Выставочные работы в это время многообразны: от текстильных картин небольшого размера до росписи деталей костюма, текстильного оформления интерьеров общественных зданий, гигантских театральных и эстрадных занавесов и драпировок.

В Москве появляется ряд организаций, содействующих развитию текстильного искусства и росписи ткани: Художественнопроизводственный Фонд, ВИАЛЕГПРОМ, Художественные советы текстильных фабрик, Художественный совет Союза Художников СССР. Так постепенно было воспитано целое поколение художников, пришедших из учеников и получивших художественное образование параллельно с практической работой в качестве «расписников».

История текстильного искусства заслуживает постоянного изучения, освоения бесценного наследия его традиций и творческого воплощения в разнообразных учебных и профессиональных дизайнерских формах.

М.С. Широковских

Между Востоком и Западом: шведские ковры с монограммой «ABMMF»

Мастерская ковроделия «ABMMF», основанная художницей Мартой Маас-Фчеттерстрем в 1919 г., ежегодно выпускает несколько линий текстиля, различного по тематике и способу переплетения. Ковры и шпалеры по эскизам современных авторов ткут параллельно с образцами по рисункам начала ХХ в.

182

Имя М. М-Фчеттерстрем является одним из самых известных в истории художественного текстиля Скандинавии, однако российские дизайнеры, искусствоведы и педагоги с творчеством данного автора практически не знакомы. Оригинальность ее ковровых рисунков образована сочетанием двух полярных, на первый взгляд, тенденций: изучения и развития традиций шведского народного искусства и интересом к восточному орнаменту.

В данной статье осуществлена попытка выделить орнаментальные мотивы, разработанные на основе восточных рисунков, из общей массы работ М. М-Фчетерстрем. Первостепенной задачей следует считать исследование композиционных схем «восточной» группы ковров, поиск тематических и колористических параллелей.

В конце XIX - начале XX вв. европейское общество было увлечено темой экзотики, интерес был спровоцирован в большей степени возможностью путешествовать: страны и континенты, известные по сказкам и учебникам истории, стали доступными благодаря развитию техники. Рынок искусства и антиквариата стремительно развивался, следуя за маршрутами более быстрых кораблей и круизных лайнеров. В музеях Европы в начале ХХ в. демонстрировались предметы быта народов Африки и Азии, и Швеция не осталась в стороне от данной тенденции. М. М-Фчеттерстрем была поражена красотой ковров, которые были представлены на выставке, посвященной искусству стран Востока, в Стокгольме. Текстиль был оценен художницей не просто как предмет быта, но осознан как знак концентрации иной культурной общности. Развитие восточной темы в ее творчестве объяснимо не временным увлечением или пожеланием со стороны заказчика, но нахождением точки отсчета; трансформируя восточный орнамент, она цитирует один из первоисточников текстильного искусства.

Композиция восточного ковра менялась вслед за переходом от кочевого к оседлому образу жизни: рисунок и форма все более подчинялись архитектуре дворцов и городских зданий. Иранский ковер всегда имеет замкнутую композицию, ограниченную каймой из нескольких различных по ширине орнаментальных лент. Сложная арабеска из переплетающихся растений объединяет фигурки зверей и птиц.

Узоры для персидских ковров могут быть построены на основе сцен из дворцовой жизни, портретов правителей и поэтов, растительного орнамента, копий иллюстраций поэтических произведений. С распространением ислама появились новые узоры на основе мотивов «михраб», «минбар», минаретов и куполов мечетей.

183

Восточное влияние в творчестве М. Фчеттерстрем демонстрирует серия ковровых рисунков «Tradgardsmattan» (1923 г., 220х331)1. Вариант «Roda» выполнен в красно-коричневой гамме со сложной мелкоузорчатой каймой, в варианте «Svarta» кайма узкая, площадь центрального прямоугольника больше, преобладают розовые и умбристые тона, цвет фона темно-коричневый. В основе орнаментальных мотивов - деревья и цветущие ветки. Скандинавская массивная угловатость соединяется в данной серии с пестротой, преобладающей в восточных ковровых рисунках. Тема цветущего сада, столь желанного для жителей теплых стран оазиса, сформировала характерную группу ковров с пышным декором, который, ввиду плотного орнаментального застила, ассоциируется именно с восточным ковром.

Рисунки «Ortagarden» (1934 г., 200 х 300 см), «Lunden» (1932 г.), «Almarna» (1930 г., 200 х 300 см) продолжают тему цветущего сада.

Рисунок ворсового ковра «Tornet» составлен из многочисленных стилизованных «соцветий» и «ступеней». Колористический ряд включает красный, белый, холодный зеленый, бежевый, темносиний, бледно-желтый оттенки пряжи. Красный цвет доминирует, а «соцветия» почти не узнаваемы, они напоминают скорее многогранники с изрезанными краями. «Восточным» этот ковер делает обилие мелких узоров и тонких линий, довольно четких, не смотря на технику рельефного переплетения - ворс. Произведение 1923 г. «Korsbarsmattan» также демонстрирует восточные тенденции в творчестве M. M-Fjetterstrom. Для её работ характерно органичное соединение истинно шведского чувства любви к природе с интересом к выразительной графике востока. Ковер «Korsbarsmattan», сотканный в технике полотняного переплетения, является ярким примером синтеза культур: зигзагообразные линии и цветовые схемы создают пестроту, характерную для ковров, выполненных в Афганистане. Тонкая вертикальная полоса строго по центру пересекает несколько горизонтальных линий - такой прием в построении композиционных схем часто использовала M. M-Fjetterstrom и другие художники её мастерской.

Прямое подражание восточным килимам заметно в рисунках для гладкотканых ковров: «Roda Esset» (1934 г., 264 x 187,5 см); «Rod gron ang» (357 x 251 см); «Dukater» (1924 г.); «Bruna heden», «Bla Heden»(1931 г.); «Ljusa plador», «Ljusa Mattan» (207 x 136 см, 1933 г.); «Sommarmatta»(1925 г., 219 х 314 см); «Bla Natt och Dag» (1933 г, 150 х 208 см); «Munka Ljungby» (1933 г., 120 х 200 см)2.

1 URL: http://www.mmf.se (дата обращения: 30.06.2012).

2 Там же.

184

С традиционным восточным гладкотканым ковром перечисленные образцы объединяет использование орнаментальных мотивов «звезда», «бараний рог», а также зубчатые «ветки» и мотив, напоминающий латинскую букву «S». Рисунки «Rod Flossa» (1930 г.), «Ryttmastarens» и «Roda attan» (1928 г.) сходны с восточными образцами колористикой (глубокие оттенки красного) и мотивом «медальон». Ролакан «Roda attan» напоминает ковер из коллекции миланского музея Польди-Пеццоли, сотканный в западном Туркестане в первой половине XIX в.1

Влияние ковроткачества Востока на развитие орнаментов гладкотканых и ворсовых ковров, сотканных в мастерской «АВ MMF», становится очевидным при изучении винтажных и современных образцов, выполненных по эскизам начала ХХ в. Аукционный дом «Bukowskis», один из старейших в Скандинавии, ежегодно представляет для продажи ковры данной мастерской, многие из которых отражают восточное влияние. В 2011 г. (Spring Modern Auction, Stockholm 560) были выставлены на продажу ковры «Hasthagen», «Korsbarsmattan», «Ljusa mattan», «Bla heden», «Bruna heden». В 2010 г. (Carpet Auction in Bastad, Sweden H026) вниманию ценителей были представлены: «Roda Slingan», «Ljusa plador», «Ryttmastarens matta»2.

Восточные принципы в построении орнаментальных плоскостей заметны в эскизах для ворсовых ковров «Hasthagen» (1923 г.), «Hastbete» (1915 г.), «Hjortataggen» (1914 г.); тематика рисунков -пасущиеся и отдыхающие животные. Но если в эскизе «Vildhasten» каждая фигурка вписана в условный квадрат, то в данном случае олени и лошади более пластичны, не смотря на условность стилизации. В данной группе ковров восточная традиция читается не только в ворсовой технике, но и в почти полном отсутствии свободных от орнамента участков фона. Мелкие бусинки, ромбики, листочки покрывают спины животных, деревья, растения, а также кромки ковров, пространства между крупными мотивами.

При известном многообразии рисунков, разработанных М. М-Фчеттерстрем на основе восточных орнаментальных мотивов и композиционных схем, автор не копирует первоисточник, а привносит собственное мироощущение в каждый ковер.

1 URL: http://www.museopoldipezzoli.it/en/node/1944 (дата обращения:

25.02.2013).

2 URL: http://www.bukowskis.com/auctions/ (дата обращения: 25.02.2013).

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.