КОНДРЕНКОВА В. И.
МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ПРОТЕСТОМ: ГРАФФИТИ-ФЕСТИВАЛИ В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА Аннотация. В статье анализируется граффити-фестиваль как феномен городского творчества. Граффити-фестивали рассматриваются автором как коммуникативное пространство взаимодействия государственной власти и коммерческих организаций, а также как сфера самовыражения уличных художников.
Ключевые слова: граффити, граффити-фестивали, граффити-баттл, райтер, уличное искусство.
KONDRENKOVA V. I.
BETWEEN POWER AND PROTEST: GRAFFITI FESTIVALS IN URBAN COMMUNICATION Abstract. The article studies graffiti festivals as a street art phenomenon. The author considers graffiti festivals to be a way of communicative interaction between authorities and commercial organizations as well as street artists' self-expression.
Keywords: graffiti, graffiti festivals, graffiti battle, writer, street art.
Феномен граффити практически не изучен, однако с каждым годом привлекает все больше внимания со стороны многих исследователей. Изучением различных аспектов данного направления уличного искусства занимались Б. Е. Беркли, Ж. Бодрийяр, Р. Лачман, М. Миллер, Е. Отта. Среди российских исследователей - Е. Ю. Витюк, С. А. Барсамов, М. А. Кокорев и др. Одним из важных аспектов, без которого невозможно дальнейшее изучение феномена граффити, является определение мотивов, побуждающих к быстрому развитию данного течения. На одном из сайтов граффити - «Graffiti World» выделяют следующие причины, побуждающие к созданию граффити [1]:
- утверждение личностной или групповой идентичности;
- протест против некоторых общественно-значимых событий;
- творческие и развлекательные мотивы.
Е. Ю. Витюк в своей работе «Городская среда как арт-объект» дает следующее определение граффити: «Граффити - итал. graffito - рисунок, изображение. Это сравнительно новое направление в создании изображений на поверхностях архитектурных объектов (фасады домов, заборы, гаражи, веранды, асфальтовое покрытие и т. д.). Помимо особой техники рисования граффити интересны своим социально-философским
содержанием» [2, с. 43]. С. А. Барсамов в статье «Необходимость девиантного опыта для одобряемой карьеры в граффити: социальная аномия или норма переходного периода?» определяет граффити следующим образом: «Граффити - это надписи и рисунки на стенах и поездах, девиантная практика, незаконная порча чужого имущества, которая влечет за собой уголовную ответственность. Вместе с этим граффити - это молодежная субкультура, со своими законами, идеями и философией» [3].
М. А. Кокорев, рассматривая феномен городских надписей, выделяет три вида граффити:
- содержательные граффити, т. е. надписи, содержащие эксплицитное сообщение разнообразной тематики.
- разрушающие граффити. Они появляются преимущественно на рекламных плакатах и стендах. Это знаки, нарушающие целостность и изменяющие содержание официального сообщения или образа.
- специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростковой субкультуре [4, с. 2]. Рассматривая эти три типа надписей, М. А. Кокорев отмечает последовательное их распространение, начиная с 1960-х гг., и преобладание в последние годы граффити третьего типа.
Сегодня граффити необходимо рассматривать как комплексное явление. С одной стороны, граффити - противозаконное действие, которое не одобряется обществом. С другой - талантливые художники создают довольно хорошие работы, которые пользуются популярностью и за которые часто платят большие деньги. Из-за противоречивости данного феномена граффити в разных странах воспринимается по-разному.
В России граффити существует сравнительно недавно, поэтому на сегодняшний день в обществе преобладает скорее негативное отношение к этому виду искусства. Причина такого отношения кроется в неприличных рисунках и нецензурных надписях на улицах российских городов, уродовании памятников архитектуры и других культурных ценностей, которые создаются или разрушаются простыми уличными хулиганами. Настоящие художники, по информации ряда сайтов о граффити, придерживаются следующих негласных правил [5]:
- никогда не рисуй на жилых домах, зданиях представляющих какую-либо культурную ценность, школах, детских садах, больницах;
- никогда не рисуй на памятниках, мемориальных плитах, надгробиях;
- никогда не рисуй на работах других writer'ов, это позорно и бесчестно, этим ты сделаешь хуже только себе;
- граффити существует для того, чтобы сделать серый и унылый городской мир ярче и красивее.
Проанализировав ситуацию, приходим к выводу о том, что необходимо различать профессиональное граффити и вандалистские надписи и рисунки.
Несмотря на противоречивый характер рассматриваемого вида искусства, в мире ежегодно проходит большое количество посвященных ему фестивалей. Один из самых масштабных - «WynWood Walls» был основан в 2009 году в Майами американскими граффистами Тони Голдманом и Джефри Дейтчем. Район, который выбрали мастера, был полузаброшенным, но после работы проект привлек внимание горожан, журналистов и ведущих мастеров граффити - Shparf Fairey, Os Gemeos, Futura. С 2011 года фестиваль носит статус международного и на нем представляют свои работы мастера граффити из Европы, в частности Стейлос Фатакис, Андрей Манжос, Владимир Бордусов и др. Как отмечают многие участники и зрители фестиваля, стены заброшенных зданий, контейнеры для мусора, заборы благодаря подобным мероприятиям приобретают совершенно новый, «свежий» вид (см. рис. 1).
Рис. 1. Работы граффистов на фестивале «WynWood Walls» в заброшенном районе г. Майами.
В Англии, на родине известного андерграудного художника, рисующего в стиле граффити, Бэнкси, ежегодно проводится большое количество граффити-фестивалей. Один из них - «Апфест 2013» - прошел в 2013 году в Бристоле, где собрал более 300 райтеров со всего мира и, как предполагалось, показал настоящую битву уличных художников, соревнующихся в своем мастерстве [7]. Яркие рисунки теперь украшают ветхие постройки Бристоля, пострадавшие во время Второй мировой войны, и придают старым улочкам свежий, праздничный вид. В Англии, к такому виду самовыражения уже давно относятся как к искусству. Жители понимают, что граффити призваны «одушевлять» безликие городские
улицы и поднимать настроение, поэтому там все чаще проводятся легализованные граффити-фестивали (см. рис. 2).
Рис. 2. Постройки Бристоля, разрисованные на фестивале «Апфест 2103».
Несмотря на неоднозначность отношения к нему, с каждым годом движение граффити в России становится все более профессиональным. Райтеры из разных стран обмениваются опытом как на российских, так и на международных фестивалях. К примеру, в Санкт-Петербурге с 2006 года проходит российский этап одного из самых глобальных мировых фестивалей «Meeting Of Styles» (MOS). Талантливые молодые люди из разных городов и стран, рисующие в непохожем стиле, манере и технике собираются вместе для создания уникальной настенной картины с единой концепцией. Это мероприятие имеет международный статус и каждый год проходит во многих странах Европы, в Канаде, США, в странах Южной Америки [9].
В российской столице тоже проходит много фестивалей, развивающих и продвигающих граффити-движение. Одним из крупных мероприятий является масштабный летний проект «Лучший город Земли», который собирает как рядовых участников, так и художников-победителей российских и международных конкурсов. Этот фестиваль интересен не только участникам и журналистам, но и многим жителям города, находящимся в восторге от профессионально созданных рисунков и надписей (см. рис. 3).
Рис. 3. Работы лучших художников граффити на фестивале «Лучший город земли».
По словам Дениса Кошелева, корреспондента «МИР 24», «после того, как фестивали становятся легальными, «подпольное уличное искусство» постепенно стало превращаться в настоящее творчество» [11].
Благодаря развитию техники и средств связи граффити развивается не только в крупных городах, но и менее заметных республиках и областях. К примеру, в Республике Мордовия, одном из регионов России, все чаще проводятся граффити-баттлы и фестивали, в том числе под руководством Администрации: молодежный фестиваль граффити «Украсим любимый город!», граффити-марафоны от «Атяшево» и др. (см. рис. 4).
Рис. 4. Работы художников с граффити-фестиваля «Украсим любимый город»
в г. Саранск.
В мероприятиях принимают участие уличные художники, учащиеся художественных школ и школ искусств городского округа Саранск. Райтеры республики и приезжих городов создают свои работы в парках города, около железнодорожной линии, в заброшенных уголках столицы. Многие из работ посвящены Чемпионату мира по футболу 2018 года (см. рис. 5), так как Саранск - один из городов, который будет проводить это мероприятие.
Рис. 5. Процесс создания работ, посвященных Чемпионату мира 2018 года.
Таким образом, можно сделать вывод о росте популярности граффити и его становлении как самостоятельного вида искусства. Жители многих городов, не только Европы и США, но и России уже могут похвастаться красочностью, яркостью и неповторимостью своего края. Отделив граффити как направление современного молодежного искусства от бездарного хулиганства и «заборного» творчества, граффистам легально предоставляют площадки для создания новых работ, организовывая профессиональные граффити-фестивали. Администрация и жители городов создадут райтерам условия для создания качественных и захватывающих работ в городской среде и приобщения населения к новому архитектурному искусству.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи [Электронный ресурс] // Graffiti World. - 2009-2014. - Режим доступа: http://graffity-world.ucoz.ru/publ/vandalizm_i_graffiti_kak_odna_iz_form_projavlenija_deviacii_sredi_molod ezhi/1-1-0-79 (дата обращения: 25.05.2014).
2. Витюк Е. Ю. Городская среда как арт-объект // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2012. - № 364. -С.125- 134.
3. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. - М., 2001. - 160 с.
4. Барсамов С. А. Необходимость девиантного опыта для одобряемой карьеры в граффити: социальная аномия или норма переходного периода? // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 7. - С. 76-82.
5. Ялмадинов В. История граффити: от пещерных людей до хип-хопа [Электронный ресурс]. - [Б. м.], 2010. - Режим доступа: http://libkem.su/index.php?option=com_ content&task=view&id=51 (дата обращения: 25.05.2014).
6. Graffiti art: фестиваль граффити «Wynwood walls» [Электронный ресурс]. - [Б. м.], 2011. - Режим доступа: http://graffiti-art.ru/2011/12/22/festival-graffiti-wynwood-walls (дата обращения: 25.05.2014).
7. Фестиваль граффити в Бристоле [Электронный ресурс] // Teleobektiv.ru. - 2013. - 29 мая. - Режим доступа: http://teleobektiv.ru/Angliya/Festival-graffiti-v-Bristole.html (дата обращения: 25.05.2014).
8. Meeting of style 2008 [Электронный ресурс] // Look At Me : интернет-изд. - Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flow/moda/street/25095-meeting-of-style-2008 (дата обращения: 25.05.2014).
9. «Лучший город земли». Фестиваль граффити на улицах Москвы [Электронный ресурс] // Слово творчества : [сайт]. - 2013. - 16 сент. - Режим доступа: http://cword.ru/luchshi.y-gorod-zemli-festival-graffiti-na-ulitsah-moskvyi.html (дата обращения: 25.05.2014).
10. Фестиваль граффити порадовал москвичей шедеврами уличного искусства [Электронный ресурс] // Эрмитаж : интернет-сообщество. - 2013. - 11 авг. - Режим доступа: http://ermitaj.org/blogs/dobro-pozhalovat/festival-graffiti-poradoval-moskvichei-shedevrami-ulichnogo-iskusstva.html (дата обращения: 25.05.2014).