Научная статья на тему 'Необходимость девиантного опыта для одобряемой карьеры в граффити: социальная аномия или норма переходного периода?'

Необходимость девиантного опыта для одобряемой карьеры в граффити: социальная аномия или норма переходного периода? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
359
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФФИТИ / СУБКУЛЬТУРА / КАРЬЕРА / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / GRAFFITI / SUBCULTURE / CAREER / INSTITUTIONALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барсамов Сергей Александрович

В статье автор рассматривает противоречие в системе взаимоотношений общества и явления граффити: чтобы граффити одобряли и даже платили за это деньги, нужен опыт и признание, а опыт и признание можно получить, только рисуя на стенах, что порицается и противозаконно. Автор приходит к выводу, что это противоречие результат того, что граффити находится в процессе трансформации, оно перестает быть только девиантной субкультурой и становится самостоятельным видом современного искусства, в то время общество все еще воспринимает это явление по-старому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NECESSITY OF DEVIANT EXPERIENCE TO ENDORSED CAREER IN GRAFFITI: SOCIAL ANOMY OR THE NORM OF TRANSITIONAL PERIOD?1

In this article the author examines the contradiction in system of the relations between society and the phenomenon of graffiti: in order to approve Graffiti and even to pay money for it, you need the experience and the recognition, and the recognition and the experience can be accessed only by drawing on the walls, which is condemned and being illegal. The author concludes that this contradiction is the result of the fact that graffiti is in the process of transformation, it ceases to be only a deviant subculture, and becomes an independent type of modern art, while the society still perceives this phenomenon in the old way.

Текст научной работы на тему «Необходимость девиантного опыта для одобряемой карьеры в граффити: социальная аномия или норма переходного периода?»

УДК 316.4 Барсамов Сергей Александрович

аспирант сектора девиантного поведения Института социологии РАН тел.: (926) 868-56-87

НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ОПЫТА ДЛЯ ОДОБРЯЕМОЙ КАРЬЕРЫ В ГРАФФИТИ:

СОЦИАЛЬНАЯ АНОМИЯ ИЛИ НОРМА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА?

Barsamov Sergey Alexandrovich

post-graduate student of sector of deviant behaviour, Institute of Sociology RAS tel.: (926) 868-56-87

NECESSITY OF DEVIANT EXPERIENCE TO ENDORSED CAREER IN GRAFFITI: SOCIAL ANOMY OR THE NORM OF TRANSITIONAL PERIOD?

Аннотация:

В статье автор рассматривает противоречие в системе взаимоотношений общества и явления граффити: чтобы граффити одобряли и даже платили за это деньги, нужен опыт и признание, а опыт и признание можно получить, только рисуя на стенах, что порицается и противозаконно. Автор приходит к выводу, что это противоречие - результат того, что граффити находится в процессе трансформации, оно перестает быть только девиантной субкультурой и становится самостоятельным видом современного искусства, в то время общество все еще воспринимает это явление по-старому.

Ключевые слова:

граффити, субкультура, карьера, институционализация.

The summary:

In this article the author examines the contradiction in system of the relations between society and the phenomenon of graffiti: in order to approve Graffiti and even to pay money for it, you need the experience and the recognition, and the recognition and the experience can be accessed only by drawing on the walls, which is condemned and being illegal. The author concludes that this contradiction is the result of the fact that graffiti is in the process of transformation, it ceases to be only a deviant subculture, and becomes an independent type of modern art, while the society still perceives this phenomenon in the old way.

Keywords:

graffiti, subculture, career, institutionalization.

Граффити - новейшее явление нашего времени (зародившееся в 1970-х гг. в США), которое вовлекает все больше людей, особенно молодежи. О граффити пишутся книги и снимаются фильмы. Граффити - это надписи и рисунки на стенах и поездах, девиантная практика, незаконная порча чужого имущества, которая влечет за собой уголовную ответственность. Вместе с этим граффити - это молодежная субкультура, со своими законами, идеями и философией. Выходят настоящие учебные пособия по стилям, типам и техникам граффити. Множество выходцев из субкультуры граффити - ныне известные на весь мир художники, иллюстраторы и дизайнеры.

Российские ученые изучают преимущественно различные аспекты надписей и рисунков - содержание рисунков [1], мотивы рисования [2] - однако все они изучают граффити исключительно как девиантную субкультуру или проявления вандализма, что, в условиях текущей трансформации отношения общества к граффити, которое выражается в оплачиваемых заказах на граффити со стороны бизнесменов и государства, представляется устаревшим.

Зарубежные работы, посвященные анализу граффити, уже отмечали изменения во взаимоотношениях граффити и общества. Так, Р. Лахманн отмечал стремления членов субкультуры «встроиться» в общество и существующие культурные институты, выделил этапы в внутри-субкультурном развитии [3]. Н. Макдональд всесторонне рассмотрела граффити как молодежную субкультуру, также отмечая определенную последовательность в жизни участников субкультуры, каждая из которых воспринимается обществом как более одобряемая [4].

Представляется, что граффити в настоящее время необходимо рассматривать как комплексное явление, как двойственный социальный феномен, который включает в себя и субкультуру, и сообщество, в которое эта субкультура давно проникла. И в этом проникновении существует серьезное противоречие: с одной стороны, рисование граффити на стенах - это противозаконное действие, девиация, которое порицается обществом. С другой стороны - тем художникам, которые добились успеха в нелегальном граффити, государство и бизнесмены платят большие деньги за то, чтобы они рисовали для них (на стенах, на одежде и т.п.). Некоторые художественные работы бывших граффити-художников продаются за десятки миллионов долларов.

Получается замкнутый круг: чтобы за рисование граффити платили деньги и одобряли, нужен опыт и признание, а опыт и признание можно получить, только рисуя на стенах, что порицается и уголовно наказуемо. Для того чтобы понять, в чем причина такого противоречия, взаимоотношения субкультуры и общества в рамках явления граффити были изучены с помощью включенного наблюдения, глубинного

интервью с участниками субкультуры и анализа вторичных документов и источников, в том числе законодательной базы 29 стран.

Спонтанно возникшее явление, имеющее свою субкультуру и философию, граффити постепенно стало очень популярным, во многом благодаря тому, что предлагало не только относительно «безопасную» девиацию для подростков, но и альтернативную социализацию, ресурс для достижения маскулинной идентичности. Вечное желание найти себя, модифицировать окружающую среду привлекало все больше молодежи в свои ряды, а дух соревнования и адреналин от «незаконности» граффити делали эту субкультуру особенно привлекательной для подростков мужского пола.

Примерный возраст попадания в субкультуру граффити - 12-16 лет. Рисование граффити становится для ребят ответом на многие биологические и социальные вызовы, с которыми сталкиваются подростки в этом возрасте: оно помогает удовлетворить потребность в «острых ощущениях», адреналине, творческом самовыражении, найти необходимую референтную группу и идентификацию, выделиться из своего окружения, доказать свою самостоятельность.

В субкультуре граффити есть свой собственный символический капитал, это известность, признание других членов субкультуры или «уважение незнакомцев». В погоне за этим капиталом молодые члены субкультуры - райтеры рисуют свои псевдонимы - теги - везде, где возможно - на стенах, заборах, автобусах, поездах, - чтобы весь район видел их имя, и постепенно совершенствуют саму технику нанесения и сложность своих работ. Теги - быстро наносимые маркером или аэрозольным баллоном стилизованные подписи. Постепенно теги становятся больше, многоцветнее, сложнее в исполнении. Исторически этот процесс был обусловлен конкуренцией, «войной стилей» между райтерами в 1970-х гг. Сегодня это этап в «карьере» райтера - новичок начинает с тегов и постепенно учится рисовать более сложные изображения.

Постепенно более серьезную роль начинает играть содержательный аспект - райтерам становится не так интересно писать везде только свое имя, у них уже есть определенный капитал известности - появляется возможность «сказать людям что-то». На этом этапе многие пытаются шокировать людей, многие - решить свои детские проблемы и комплексы. Довольно часто молодые райтеры поднимают и социальные вопросы, пытаются своим творчеством обратить внимание людей на общественную несправедливость и засилье ненужной, ложной информации. Однако важно различать субкультурный и творческий мотивы, так как желание захватить территорию своим рисунком и нарисовать его качественно и красиво, намного сильнее, чем желание донести до людей что-то. Достигшие вершин карьеры в граффити райтеры зачастую вообще отходят от тега, имени собственного как основы граффити - часто узнаваемым становится уже их стиль, а иногда даже и содержание.

Популярность в граффити завоевывается вместе с территориями, которые райтер разрисовывает -сначала он становится популярным у себя в районе, потом в соседнем, потом постепенно в городе, стране или даже во всем мире. У многих популярных райтеров появляются последователи, собственная команда. Однако, добившись успеха «в народе», сделав своего рода «карьеру», уже повзрослевшие райтеры начинают переосмыслять свои ценности, уже нет азарта, появляются семьи, нужны деньги. В других молодежных субкультурах на этом этапе люди просто уходят из субкультуры, и начинают работать (если повезет, по профессии), искать полного социального одобрения. У райтеров же на этом этапе есть еще одна возможность - использовать весь свой опыт, свои умения и популярность на социально-одобряемой и оплачиваемой работе. Сложно представить более приятную перспективу. Как правило, они начинают создавать работы для галерей, работать по коммерческим заказам, создавать визуальные образы и дизайны для внешних заказчиков и их публичные работы во многом приобретают статус культового массового искусства.

Отношение общества к граффити - тоже процесс. Порча стен, заборов и поездов противоречит существующим общественным нормам. На основе проведенного анализа законодательных актов и правоприменительных практик в европейских странах, в том числе и России, можно констатировать, что за разрисовывание поверхностей наказание есть везде - начиная от штрафов и заканчивая лишением свободы на срок до 16 лет. Причем чем более активно в стране развивается субкультура граффити, тем более жесткие санкции за разрисовывание стен устанавливает государство, тем конкретнее определяется граффити.

Однако одновременно с ужесточением санкций идет и другой процесс - бизнесмены, которые всегда пытаются улавливать новые течения в молодежной среде, чтобы продать им свой товар, начинают прибегать к услугам самых популярных райтеров, чтобы создать себе имидж современной, молодежной и либеральной компании в глазах молодых ребят.

Потом и государственные структуры начинают делать то же самое - например, открывая какой-то молодежный центр, заказывают модным райтерам разрисовать его, чтобы сделать популярным среди молодежи.

Естественно, что и власти и бизнесмены хотят только самых лучших - тех, кто популярен и действительно умеет рисовать стильно и красиво, не обращая внимания на то, что сегодня и популярность, и умения райтер может получить только на улице, нарушая законы и рискуя подвергнуться административным и даже уголовным санкциям.

Этим и объясняется та противоречивая ситуация, которая сложилась сегодня - общество уже приняло граффити как некое новое, современное искусство, но еще не создало условия него. С другой стороны, и сама субкультура также начинает принимать приглашения к сотрудничеству от общества, но еще не адаптировала к этому свой бунтарский, девиантный характер.

В будущем, с большой долей вероятности, граффити станет еще одним видом искусства, со своей техникой и спецификой. Движение к этому происходит с обеих сторон - и со стороны субкультуры, и со стороны общества. Со стороны субкультуры - уже сейчас появляются подростки, которые, приходя к

граффити, изначально нацелены именно на одобряемую карьеру райтера и рисуют только в специально отведенных местах для рисования, которые также постепенно начинают появляться, особенно в Европе.

Со стороны общества - появляется все больше таких легальных пространств, где подростки могут упражняться в своем искусстве совершенного легально. В России такие пространства для граффити появляются пока только в рамках фестивалей молодого искусства, где открываются «легальные» стены и приглашаются все желающие.

Конечно, даже полная легализация граффити и наличие достаточного количества «разрешенных» мест для их нанесения вряд ли полностью избавит общество от нежелательных рисунков и надписей на стенах - но это уже будут другие люди, которые будут писать на стенах не потому, что больше негде, это не будет субкультурой граффити.

Однако многое зависит и от общества - то, насколько аккуратно и с пониманием будут делаться шаги навстречу субкультуре, во многом определит финальный успех. До сих пор этот процесс шел естественным путем, но сейчас, коль скоро проблема выходит на уровень государственных решений (в частности, выделение пространств под легальные стены), очень важно поддержать этот процесс и действительно помочь этой сложной и творческой субкультуре встроиться в общество. Для этого, создавая легальные условия и пространства, важно:

- сохранять в них естественную конкурентную среду, которая является ключевым моментом в субкультуре, то есть не регулировать то, как и где наносятся рисунки, не закрашивать их, и в то же время не мешать закрашивать их другим членам субкультуры;

- не закрывать пространства на ночь;

- позволять наиболее популярным и уважаемым райтерам участвовать в управлении пространством.

Если молодежные государственные программы учтут все эти моменты и не собьют процесс институционализации граффити, уже в ближайшем будущем мы можем ожидать его полного принятия обществом как нового вида современного искусства и появления кружков и секций, обучающих этой технике.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Штепа В.В. Динамика субкультуры граффити в современной России: дисс. ... канд. культ. наук. М., 2010.

2. Скороходова А.С. Социологический анализ феномена подростковых граффити // Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету / отв. ред. И.А. Бутенко. М., 2000.

3. Lachmann R. Graffiti as Career and Ideology // The American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. No. 2. September. Р. 229-250.

4. Macdonald N. The Graffiti Subculture: Youth, Masculinity and Identity in London and New York. N.Y., 2002.

1. Shtepa V.V. Dinamika subkul'tury graffiti v sovremennoy Rossii: diss. ... kand. kul't. nauk. M., 2010.

2. Skorokhodova A.S. Sotsiologicheskiy analiz fenome-na podrostkovykh graffiti // Rossiyskoe obshchestvo na rubezhe vekov: shtrikhi k portretu /executive ed. I.A. Butenko. M., 2000.

3. Lachmann R. Graffiti as Career and Ideology // The American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. No. 2. September. P. 229-250.

4. Macdonald N. The Graffiti Subculture: Youth, Masculinity and Identity in London and New York. N.Y., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.