^ Теория и история культуры
3. Voevodina L. N. Massovoe obshhestvo v kontekste sociokul'turnoj dinamiki [Mass society in the context of socio-cultural dynamics]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuVtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, № 5, pp. 23—27.
4. Knyazeva E. N. Epistemologicheskiy konstruktivizm [Epistemological constructivism]. Available at: http://iph.ras.ru/page52182704.htm.
5. Prigozhin I. Kreativnost' v naukakh i gumanitarnom znanii [Creativity in the sciences and humanities]. Sinergeticheskaya paradigma. Chelovek i obshchestvo v usloviyakh nestabiVnosti [Synergetic paradigm. Man and society in conditions of instability]. Moscow, Progress-Tradicija Publ. [Progress-Tradition Publ.], 2003. 584 p.
6. Haken H. Samoorganizuyushcheesya obshchestvo [Self-organizing society]. Budushchee Rossii v zerkale sinergetiki [Russia's future in the mirror of synergy]. Moscow, KomKniga Publ., 2006.
^У/Сежду СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ, ИЛИ ОБ ИСТОКАХ ПОЛИСТИЛИСТИКИ В СО ВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
УДК 7.036
Н. И. Ильичева
Институт государственного управления, права и инновационных технологий, г. Балашиха
Статья посвящена анализу причин формирования нового стиля в художественной культуре второй половины XX века. В ситуации, когда, с одной стороны, авангардное искусство утрачивало свои коммуникативные свойства, а с другой — художественное творчество академического направления не отвечало актуальным запросам времени, формируется третий путь развития искусства, который становится выражением наиболее важных идей и принципов постмодерна и получает имя полистилистики.
Ключевые слова: постмодерн, полистилистика, плюрализм, коллаж.
N. I. Il'icheva
Institute of public administration, law and innovative technologies (Balashikha), Razinskoye Highway, 27-A, Balashikha, Moscow region, Russian Federation
BETWEEN SCYLLA AND CHARYBDIS, OR ABOUT THE ORIGINS OF POLY IN CONTEMPORARY ART
This article analyzes the reasons for forming a new style in the artistic culture of the second half of the twentieth century. In the situation when on the one side avant-garde art lost its communication skills and on the other side academic artistic creativity did not meet the actual demands of the time, the third way of art development formed — polystylistics. Polystylistics as common cultural and artistic style is a concentrated expression of the most important ideas and principles of the postmodern.
Keywords: postmodern, polystylistics, pluralism, collage.
ИЛЬИЧЕВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА — преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Института государственного управления, права и инновационных технологий (г. Балашиха)
IL'ICHEVA NATAL'IA IVANOVNA — teacher of Department of humanitarian and socio-economic disciplines, Institute of public administration, law and innovative technologies (Balashikha)
e-mail: stella_Natali@bk.ru © Иличева Н. И., 2014
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
Сложившаяся уже в первой четверти ХХ века ситуация в искусстве, а именно утверждение модернизма как отрицания классической традиции в художественном творче-ст ве, во вто рой по ло ви не столе тия при водит к очередному кризису последнего. Авангард дошёл в своём развитии до того предела, когда в одних случаях утрачивались коммуникативные функции искусства, в других — так называемые произведения искусства практически ничем не отличались от самых разных бытовых явлений. Таким образом, ставился под сомнение сам факт существования искусства как области деятельности человека, за которой веками признавались особенное содержание и лишь ей одной свойственные функции, имеющие подчас сакральный характер. Необходимо отметить, что и классическое направление в культуре поставангарда оказывалось далеко не всегда актуальным и, следовательно, также не избежало кризиса. Такая ситуация действительно напоминала древнегреческий миф о Сцилле и Харибде и стала весомым аргументом в эсхатологической интерпретации истории культу ры, столь упорно от стаивае-мой целым рядом философов, художников и музыкантов ХХ столетия.
И как ответ на сложившуюся ситуацию в не драх раз лич ных ви дов ис кус ст ва все отчётливее начинает проявляться направление, «которое радикально отличалось не только от традиционного, хорошо нам из-вест ного и свя зан ного пре иму ще ст вен но с Новым временем, но и от модернистского, доставшегося нам в наследство от первой половины ХХ века » [1, с. 408].
В чем же заключались основные причины появления «третьего направления» в современном искусстве?
Как и в предшествующие исторические эпохи, искусство конца ХХ века стало выражением важнейших идей времени. В самом общем виде их молено определить как усиление не гати виз ма, что про яви лось в от ри ца-нии норм и ценностей эпохи Просвещения, отказе от опоры на, казалось бы, общепри-
знанные критерии морали и нравственности, в эклектическом смешении различных спо со бов по зна ния ми ра и т.п.
В 60-70-е годы ХХ века новая парадигма культуры получит название постмодерна, под знаком которого объединялись существенно разнообразные явления в сфере искусства. Одним из ведущих направлений поиска ста нет стрем ление вернуть язы ку искусства утраченные образность, эмоциональность и связь с тра ди ция ми, в част но сти со всеми известными художественной истории сти лями. Важ ней ши ми чер тами нового стиля становятся иронический, подчас гротескный ракурс интерпретации известных тем, так называемое двойное кодирование (в одном «тексте» на равных существуют и цитата, и её интерпретация), симультан-ность (в качестве принципа не только художественного творчества, но и общественного созна ния в це лом), ин тер тек сту аль ность, плюра лизм, отказ от понятий новизны и художественного открытия при определении оснований художественного творчества. Так постепенно формируется «новый путь» искусства, который отрицает веками скла ды вавшийся эта лон сти ля как устойчивой повторности константного единства фор мы и содер жа ния. Впервые в за кон чен-ной форме он сформировался в музыкальном ис кус ст ве и по лу чил на зва ние по листи-листики: в 60-70-е годы ХХ века к ней почти одновременно обратились многие зарубежные (Ч. Айвз, Б. Циммерман, К. Штокхаузен, А. Пуссер, Л. Берио) и отечественные композиторы (А. Пярт, А.Шнитке, Р.Щедрин и др.).
Рассмотрим более подробно источники появления полистилистики. Одним из ведущих, зна ко вых начал совре мен ной культу ры ста новит ся ин тер текстуальность как всеобщая взаимосвязь самых разных её текстов. Отметим, что этот принцип, известный литературе с незапамятных времён, теперь распространяется не только на художественное творчество; он буквально пронизывает все формы «общественного сознания»
Ф
^ Теория и история культуры
Ф
эпохи. Явление интертекста обнаруживается и в научных теориях, и в политике, и в рекламных лозунгах, и в музыкальных произведениях, и в анекдотах, и в клипах и т.д. Ин тер тек сту аль ность может про яв лять ся в виде как прямых цитат, так и тончайших ал люзий на из вест ные тексты. В свя зи с литературой уже много раз говорилось о том, что цитирование и аллюзии являются своего рода постоянными формами её сущест-вова ния.
От ме тим так же, что приём ци ти ро ва ния уже более ста последних лет активно ис-поль зует ся и в изо бра зи тель ном ис кус ст-ве. Перефразируя слова одного из лидеров постмодерна в литературе Хорхе Борхеса о том, что «наш язык — система цитат» [2, с. 105], можно было бы утверждать, что вся культура постмодерна — это «система цитат». Кроме того, даже в тех случаях, когда автор не цитирует известные «источники», реципиент, как оказывается, может «устанавливать» связи воспринимаемого произведения с теми или другими известными текстами. Таким образом, интертекстуальность творчест ва в эпоху постмодерна становится как бы обусловленным самим ходом истории искусства явлением.
Наряду с цитатным принципом формообразования постмодерн широко использует принцип коллажа. «Коллаж превращается в постмодернизме из частного приёма художественной техники (типа "мерцизма" К. Швиттерса в рамках дадаизма) в универсальный принцип построения культуры» [3]. Впервые появившись в изобразительном искусстве, уже в эпоху постмодерна он получит наи более ин тен сив ное раз ви тие в ки не-матогра фе, а че рез по след ний — в свя зан-ном с ним спе ци фи че ском жан ре му зы ки
— в музыке для кино, а затем и в «чистой» музы ке. В од ной из сво их тео ре ти че ских работ «Неравнодушная природа» (1945) известный советский кинорежиссёр С. Эйзенштейн высказал мысли о том, что монтаж
— это не только средство манипуляции эмоциональны ми реакция ми публики, но и спо-
соб вызвать череду аллюзий в сознании зрителя, заставляя его домысливать происходящее [4].
Как при мер за имст во ва ния му зы кой новых формо обра зую щих прин ци пов мож но рассматривать историю появления на свет кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В музыке к одноимённому фильму один за дру гим сле дова ли кон траст ные эпизоды григорианского хорала, скачки крестоносцев, русской молодецкой песни и т.д. Впоследствии инструментальная картина «Ледовое побоище» из музыкальной иллюстрации, в которой смена сти листи чески разнородных фрагментов обусловлена событийной канвой фильма, превратится в самостоятельное произведение программного симфонизма и, добавим, откроет «шлюзы» для проникновения формообразующего принципа киномонтажа в «чистую» музыку. В дальнейшем сильное влияние кинематографа, его «кадровой драматургии», проявляющееся в широком использовании в «чистой» музы ке приёма монта жа и в пре обладании экспозиционности над развитием, молено обнаружить в творчестве ряда композиторов ХХ века: С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Ч. Айвза, Р.Щедрина, Г. Канчели, С. Слонимского, в некоторых произведениях А. Шнитке и др.
В качестве иллюстрации эволюции принципа стилистического плюрализма может быть рассмотрен один из образцов современного музыкально-сценического творчества — работа известной группы АЕС+Ф — видеоинсталляция «Пир Трималхиона» с музыкой Павла Карманова (2009). Здесь коллажный принцип, подчёркнутые контрасты, смешение всех известных художественных жан ров, ви дов и сти лей дос ти га ют своего апогея. Действие романа «Сатирикон» Петрония Арбитра, великого древнеримского поэта, современника Нерона, переносится в гламурный отель на острове в южном океа не. Ви део ряд представ ляет со бой одновременный показ на девяти панорамно рас положен ных экра нах син хрон но раз во-
Ф
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
рачивающегося действия. В качестве музыкального ряда видеоинсталляции использовались как фрагменты из классики, так и музыка, сочинённая вышеназванным современным отечественным композитором. Именно музыка, представляющая собой соединение одной из самых трагических и загадочных тем Л. Бетховена и различных «шлягерных» мелодий, сопровождает гламурные сцены из жизни истеблишмента и создаёт упоминавшийся «двойной код» изображаемого на экране. Шумный успех видеоинсталляции на Венецианском биеннале в 2009 году, как и на московской премьере в 2010 году, свидетельствует не только о том, что в по стмодер не мас совое ис кус ст во лег ко «уживается» с элитарным, но и о том, что у современного зрителя меняются представления о стиле искусства, который все чаще обретает полистилистические черты.
Наконец, следует сказать ещё об одном источнике полистилистики. Довольно часто отечественные художники сознательно избирали стилистический плюрализм в качестве средства выражения протеста против тоталитаризма в политике и культуре. Анализ первых по времени появления полистилистических произведений, таких как «Кредо» эстонского композитора А. Пярта (1968), Первой симфонии А.Шнитке (1974),
вы звав ших скан да лы на пре мье ре, а затем и негласный запрет на исполнение, показывает, что их идейно-образное содержание было связано с трагическим осознанием разрушения привычных норм и смыслов. Таким образом, использование полистилистики ин тер пре ти ро ва лось как рас пад сти ля, а не как новый стиль.
Противостояние Сциллы и Харибды, оцениваемое мэтрами искусства середины XX века как апока липсис, сегодня мы видим в ином ракурсе. Вызвавшая при своём появлении массу противоречивых оценок — от восторженных до однозначно отрицательных, сегодня полисти листика признана в качестве стиля, который наиболее полно и своеобразно отражает специфику постмодерна. Стилистический плюрализм, хотя и разрушает принятые в академическом искусстве нормы, одновременно беспрецедентно расширяет его выразительные возможности: полистилистика, в том числе, знаменует собой ещё не известную истории интеллектуализацию музыкального искусства. В современной социологии искусства все громче звучит мысль о том, что полистилистика не только художественный приём, стиль и фи ло со фия твор че ст ва, но и но вый фундаментальный принцип художественного творчества нашей современности.
Примечания
1. Борхес Х. Л. Уто пия уста лого че лове ка. Москва : ACT, Фо лио, 2002.
2. Грицанов А, Можейко М. Постмодернизм [Электронный ресурс] // Библиотека Гуммер ¡[вебсайт]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/PostModern/_45.php
3. Мировая музыкальная культура / К. З. Акопян, Н. И. Ильичева, М. А. Чершинцева. Москва : Экс-мо, 2012.
4. Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Москва : Эйзенштейн-центр, 2004.
Ф
References
1. Borhes H. L. Utopija ustalogo cheloveka [Utopia tired man]. Moscow, AST Publ., Folio Publ., 2002.
2. Gritsanov A., Mozheiko M. Postmodernizm [Postmodernizm]. Available at: http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/PostModern/_45.php
3. Akopjan K. Z., Il'icheva N. I., Chershinceva M. A. Mirovaja muzykalnaja kultura [World musical culture]. Moscow, Exmo Publ., 2012.
4. Jejzenshtejn S. Neravnodushnaja priroda [Indifferent nature]. Moscow, Eisenstein Centre Publ., 2004.
Ф