Научная статья на тему 'МЕЖДУ ЧЕРНОЙ СМЕРТЬЮ И ОРВИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ КАПИТАЛИЗМА ОТ ИСТОКОВ ДО АПОКАЛИПСИСА'

МЕЖДУ ЧЕРНОЙ СМЕРТЬЮ И ОРВИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ КАПИТАЛИЗМА ОТ ИСТОКОВ ДО АПОКАЛИПСИСА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
98
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛИЗМ / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ ОЛИГАРХИЯ / ЧУМА / ДЕПОПУЛЯЦИЯ / КАРАНТИН / ПАНДЕМИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДЕГУМАНИЗАЦИЯ / СОЦИОСФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / МАКРОРЕГИОН / СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / КОРОНАВИРУС / CAPITALISM / GLOBAL ECONOMIC CRISIS / GLOBALIZATION / TRANSNATIONAL CORPORATION / FINANCIAL OLIGARCHY / PLAGUE / DEPOPULATION / QUARANTINE / PANDEMIC / INDUSTRIAL REVOLUTION / MODERNIZATION / DEHUMANIZATION / SOCIOSPHERE / SOCIAL PLATFORM / MACROREGION / MARKET SEGMENTATION / VIRTUALIZATION / REAL ECONOMY / CORONAVIRUS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скворцова Елена Михайловна

Статья общеисторического плана исследует феномен эволюции мировой системы капитализма и её запускающих механизмов в эпохи Нового и Новейшего времени. Особое внимание уделяется факторам слома устоявшихся систем социальных отношений, в том числе изучается роль пандемий в мировой истории. Делается вывод об исторических предпосылках и особенностях современного перехода глобального капитализма в качественно новое состояние, месте России в переломной геополитической ситуации. Внимание акцентировано на том, что в эру постиндустриализма государство проявляет тенденцию к трансформации в антиобщественное формирование силового профиля по принуждению людей к беспрекословному выполнению собственной воли, демагогически диктуемой, якобы, от лица самих управляемых масс. При этом повсеместно сохраняется худшее в государственном менеджменте, эгоистическое поведение государственных служащих, стремящихся отстаивать повышение статуса собственных ведомств с целью увеличения своих доходов, что в свою очередь ведёт к разбуханию властных структур, разрастанию и усложнению функций государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BETWEEN THE BLACK DEATH AND ARVI: A HISTORICAL RUN OF CAPITALISM FROM SOURCES TO THE APOCALYPSIS

The article of the general historical plan explores the phenomenon of evolution of the world capitalist system and its triggering mechanisms in the era of the New and Modern times. Particular attention is paid to the factors of breaking down established systems of social relations, including the role of pandemics in world history. It made the conclusion on the historical premises and features of the modern transition of global capitalism to a qualitatively new state, Russia's place in a crucial geopolitical situation.Attention is focused on the fact that in the era of post-industrialism, the state tends to transform into an anti-social formation of a power profile by forcing people to unconditionally fulfill their own will, which is supposedly demagogically dictated on behalf of the controlled masses themselves. At the same time, the worst in state management, the selfish behavior of public servants who seek to uphold the status of their own departments in order to increase their income, is everywhere preserved, which in turn leads to a swelling of government structures, the expansion and complication of the functions of the state.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУ ЧЕРНОЙ СМЕРТЬЮ И ОРВИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ КАПИТАЛИЗМА ОТ ИСТОКОВ ДО АПОКАЛИПСИСА»

УДК 94(4):330.142.14

СКВОРЦОВА Е.М. МЕЖДУ ЧЕРНОЙ СМЕРТЬЮ И ОРВИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ КАПИТАЛИЗМА ОТ ИСТОКОВ ДО АПОКАЛИПСИСА

Ключевые слова: капитализм, мировой экономический кризис, глобализация, транснациональная корпорация, финансовая олигархия, чума, депопуляция, карантин, пандемия, промышленная революция, модернизация, дегуманизация, социосфера, социальная платформа, макрорегион, сегментация рынка, виртуализация, реальный сектор экономики, коронавирус.

Статья общеисторического плана исследует феномен эволюции мировой системы капитализма и её запускающих механизмов в эпохи Нового и Новейшего времени. Особое внимание уделяется факторам слома устоявшихся систем социальных отношений, в том числе изучается роль пандемий в мировой истории. Делается вывод об исторических предпосылках и особенностях современного перехода глобального капитализма в качественно новое состояние, месте России в переломной геополитической ситуации. Внимание акцентировано на том, что в эру постиндустриализма государство проявляет тенденцию к трансформации в антиобщественное формирование силового профиля по принуждению людей к беспрекословному выполнению собственной воли, демагогически диктуемой, якобы, от лица самих управляемых масс. При этом повсеместно сохраняется худшее в государственном менеджменте, эгоистическое поведение государственных служащих, стремящихся отстаивать повышение статуса собственных ведомств с целью увеличения своих доходов, что в свою очередь ведёт к разбуханию властных структур, разрастанию и усложнению функций государства.

SKVORTSOVA, E.M.

BETWEEN THE BLACK DEATH AND ARVI: A HISTORICAL RUN OF CAPITALISM FROM SOURCES

TO THE APOCALYPSIS

Keywords: capitalism, global economic crisis, globalization, transnational corporation, financial oligarchy, plague, depopulation, quarantine, pandemic, industrial revolution, modernization, dehumanization, sociosphere, social platform, macro-region, market segmentation, virtualization, real economy, coronavirus.

The article of the general historical plan explores the phenomenon of evolution of the world capitalist system and its triggering mechanisms in the era of the New and Modern times. Particular attention is paid to the factors of breaking down established systems of social relations, including the role of pandemics in world history. It made the conclusion on the historical premises and features of the modern transition of global capitalism to a qualitatively new state, Russia's place in a crucial geopolitical situation. Attention is focused on the fact that in the era of post-industrialism, the state tends to transform into an anti-social formation of a power profile by forcing people to unconditionally fulfill their own will, which is supposedly demagogically dictated on behalf of the controlled masses themselves. At the same time, the worst in state management, the selfish behavior of public servants who seek to uphold the status of their own departments in order to increase their income, is everywhere preserved, which in turn leads to a swelling of government structures, the expansion and complication of the functions of the state.

Говорят, история повторяется дважды - сначала как трагедия, затем как фарс. Относительно мировой системы капитализма это утверждение более чем справедливо. Становление мир-капитализма предварялось пандемией чумы в XIV веке. Свёртывание глобального товарного рыночного проекта, похоже, стимулируется распространением псевдопандемии ОРВИ, получившей название COVID-19. По иронии судьбы, «пандемия» короновируса приобрела внешне ту же форму лёгочной чумы, что когда-то выкосила половину Европы и дала жизнь принципиально новой системе мировых экономических и культурных отношений. Внешнее отличие только в одном - современная пандемия имеет симуляционный характер, как и вся система капитализма, обретшая черты гиперпротекции самой себя к исходу своего исторического существования. То, что капитализм приобрел в итоге матричную форму, свидетельствует факт его апоптоза в наши дни. То, что он неизбежно шел к такому состоянию, демонстрирует история его эволюции.

Итак, в 2020 году человечество вступило в полосу небывалого явления. Мы стали очевидцами не только глобального, затронувшего все страны, как это бывало и раньше, но и всестороннего комплексного кризиса мир-системы капитализма, поразившего чудесным образом все отрасли хозяйства и все надстроечные сферы бытия людей с поразительной синхронностью, напоминающей необратимую цепную реакцию, возмущение сразу всех звеньев мировой системы взаимоотношений. Признаки такого поведения капитализма были заметны уже в XIX веке, но тогда его возмущения носили скорее локальный характер, поражая не весь мировой организм, а лишь его отдельные части, самые перенапряженные буферные зоны адаптации системы к новым технологиям. Первый экономический кризис разразился в «мастерской мира» Англии и пришелся на 1824 год. Затем кризисы регулярно вспыхивали то там, то здесь, но ещё не были объединены общей матричной дугой поражения.

В XX столетии болезнь быстро прогрессировала. Кризисы приобрели мировой масштаб. Однако система ещё сохраняла какую-то видимость жизнеспособности за счет относительно длительных передышек в первой половине столетия и включения резервных механизмов самозащиты в виде антивирусных инъекций социально ориентированного поведения государственно монополистических институтов. После окончания Второй мировой войны, когда капитализм оказался тесно увязан в единое долларовое пространство, кризисы изменили не столько свой характер, сколько систему наведения. Они могли начинаться с какой угодно периферической зоны экономики мирового лидера США и в считанные сроки перекидываться на весь мир, вынужденный отдуваться за ошибки гегемона. Примечательно, что на этом завершающем отрезке существования мир-системы капитализма форму матрицы приобрели все системы порождавшихся им отношений: потребительский эталон поведения людей с их клипово-кликовым мышлением, государственное управление, подчиненное интересам мировых транснациональных корпораций, иждивенческое поведение мировых силовых центров по отношению к менее развитым регионам мира, господство стереотипа действия-дубинки в случае необходимости гасить крайне неблагоприятные сценарии исходов для себя-любимых.

Необратимую цепную реакцию распада капитализма на этом этапе его развития сдерживало наличие системы стран социалистического содружества, устроенной по тем же принципам эшелонирования, но отличавшейся более низкими скоростными показателями развития, более слабой внутренней мобильностью и прямо противоположным знаком перекачки ресурсов. В коммунистическом мире это движение шло из центра к периферии, в мире капитала наоборот - от периферии к центру. Необходимость систем в условиях биполярного мира балансировать и отвечать на вызовы друг друга сдерживала попадание мира в воронку черной дыры научно-технического прогресса. Как только «холодная война» завершилась в 1991 г вместе с распадом СССР, это препятствие было снято, многополярный мир, о становлении которого заявили лидеры стран и средства массовой информации, де факто всё более стал походить на ракового больного, эпицентр поражения которого находился в самом средоточии его организма.

В наши дни наступил финальный акт мировой политэкономической драмы - выпускание из финансового пузыря гегемона воздуха, превращающегося, однако в мировой смерч. Под угрозой уничтожением оказываются наработанные треки поведения стран, серьезной девальвации подвергаются нравственные ориентиры поведения человечества. С чем мы сталкиваемся сегодня, с очередным этапом эволюции мир-системы капитализма, или с фактом его агонии? То, что лежит на поверхности и видно невооруженным взглядом, - это окостенение капиталистической системы, окончательное превращение её в жестко организованную матрицу, подчиненную ускоряющемуся упорядочению внутренней регуляции всех её наличных системных взаимодействий, в пределе стремящемуся к жесткой функционализации конструкции. Будет ли эта фаза эволюции подчиняться непреложным законам диалектики и замещаться циклом новой свободы, или она станет концом капитализма - ответы на эти вопросы будут зависеть, во-первых, от того, сколько позитива сохраняет в себе система сегодня, и, во-вторых, не сломается ли она от той терапии, которую применяет сейчас по отношению к самой себе как панацею от глобального автоэпилептического припадка.

Одно непреложно - если мы предаём забвению эволюционную максиму многообразия, то неизбежно попадаем в зону ломких жестких конструкций и нарушаем основополагающие законы диалектики нашего мира, которые отвечают нам бумерангом. Движение от простого к сложному нельзя гасить усложняющимся искусственным многообразием. Естественное перераспределение взаимодействий в сопряженных процессах и системах нельзя доводить до искусственного состояния. Включение предшествующих достижений в последующее развитие в функционально преобразованном виде не должно быть похоже на пародию эффективности во имя избранной «золотой» группы землян.

«Двадцатый век принес банкротство социальной утопии, двадцать первый принесет банкротство утопии технологической», - утверждает Нассим Николас Талеб, автор мировых бестселлеров «Черный лебедь» и «Антихрупкость» [1, с. 617]. Современные опасения относительно того, что соединение нано, био и информационных технологий приведет человечество к новому гибридному функциональному состоянию хомъютера, мало обоснованы, ибо исключают из эволюции нашего вида его неотъемлемое средоточие - ценность свободы в

формировании пространства внутри и вне деятельности людей. Без этого качества эволюция обречена на резкое сужение зоны многообразия и в конечном счете на усыхание, на апоптоз. Но такой сценарий противоречит самой Природе, которая изобилует функциональными излишествами, не любит слишком большие организмы, как физические, так и социальные, уязвимые к неизбежным перепадам её настроений, не признает чрезмерной взаимозависимости, как биологической, так и социокультурной. Она позаботилась о создании организмов, обладающих потенциальными функциями во имя приспособления к экологической неопределенности и невозможности познать будущее в условиях нашего четырехмерного пространственно-временного континуума.

На этом фоне современные потуги архитекторов мир-капитализма на оптимизацию и функционализацию глобальной жизнедеятельности человечества с помощью дубинки короновируса представляются более, чем наивными. Чем крупнее и теснее взаимосвязана система, тем опаснее действие единого управляющего ею рычага, способного неизбежные местные слабые помехи в сочленённых частях распространить по всей системе цепными реакциями. Если бы человечеству и нужна была слаженная общая система, то она скорее должна была бы походить на человеческий мозг, без изъянов наивной глобализации. В противном случае мы обрекаем свою эволюцию на эпилептические припадки, одновременное возбуждение сразу множества клеток мировой системы, и прогрессирующее слабоумие. Сегодня мир объективно сталкивается с потребностью в достижении экономичности функционирования мирового хозяйства, но при этом находится под влиянием иллюзии эффекта масштаба, с которой связывает понятие эффективности и предает забвению тот факт, что, приобретая одно, например, высоко отлаженную функциональность, теряет другое, устойчивость системы к колебаниям, сопротивляемости внешним случайностям. А эта неустойчивость сегодня правит бал, и чем дальше, тем больше, и выход из этого порочного круга может быть не самый лучший. Он способен отбросить человечество к фазе сегментации рынка, рассогласования наработанных треков эффективного мирового поведения. Что ж, эпилепсия может приводить к слабоумию.

Мудрецы говорят о том, что случайности не случайны и нередко проистекают из иллюзии братания человека с природой на базе ложно понятого её осознания. Если под случайностями понимать нелинейные отклики самой природы на деятельность человечества, то тогда ретроспективно мы в состоянии проследить, как запускались в прошлом мировые катаклизмы и к чему в итоге они приводили человечество. В рамках периода развития стихийного капитализма XIV-XIX вв. первый такой Черный Лебедь, выражаясь словами Н.Н. Талеба, выплыл из недр мировой непредсказуемости в середине XIV века, обернулся для мира Черной смертью и подвел человечество к порогу Нового времени со всеми вытекавшими из этого перехода коренными последствиями и завершился формированием рыночной системы капиталистических отношений.

Событие носило видимость случайности и оказалось непредсказуемым, как и юстинианова чума 541-750 гг., распространявшаяся по миру на исходе Древности в эпоху Великого переселения народов по сходной географической траектории и историческим причинам. Сегодня ученые ретроспективно связывают чуму с изменением климата, резким его похолоданием, скученностью населения в городах, число которых резко возросло в XII-XШ вв., низкой санитарией общественных мест и слабой личной гигиеной населения. Естественные причины дополнялись общественно-историческими. На европейском континенте шла кровопролитная Столетняя война между Францией и Англией, Италию сотрясала борьба гвельфов и гибеллинов, Испания освобождалась от пут арабов, Восточная Европа подверглась монголо-татарскому нашествию. Общественные катаклизмы порождали массовое бродяжничество и неустроенность людей.

И всё же чумы не ждали. Она была завезена в Европу из Азии, с которой налаживались торговые контакты. Первый случай был зарегистрирован на границе Китая и Монголии в пустыне Гоби среди кочевников, которые употребляли в пищу мясо грызунов, переносчиков чумной бактерии. Буквально за один 1331 год чума перенеслась в Китай и выкосила 90% населения провинций Хубэй и Хэнань [2, с. 117-118]. Примечательно, что распространению чумы предшествовали и сопутствовали стихийные бедствия: нашествие саранчи, ливни, неурожаи, голодовки [3, с. 59]. Причудливо оставив в стороне Вьетнам, Корею и Японию, чума с караванами купцов перекочевала в Индию, откуда с торговыми кораблями, трюмы которых были полны переносчиков заразы - крыс, перебралась на европейский континент. Другой траекторией

распространения оказался караванный сухопутный Великий шелковый путь через Среднюю Азию на Ближний Восток и в страны Европы. Черная смерть поразила государство монголо-татар, Золотую Орду, обусловив закат её могущества. На Руси чуму называли моровым поветрием. Она попала через Псков в 1352 г., унесла жизни великого московского князя Симеона Гордого, двух его сыновей, митрополита Феогноста. Черная смерть свирепствовала в Москве, Смоленске, Чернигове, Суздале, Киеве, а затем скрылась на юге в Диком Поле.

Согласно Никоновской летописи, под 1352 годом «бысть мор во Пскове силен зело и по всей земле Псковской, сице же смерть бысть скоро: храхне человек кровию, и в третий день умираше, и быше мертвии всюду». Люди приносили умерших к вратам храмов, но священники не успевали их хоронить поодиночке, так что приходилось класть в коллективные могилы безымянные трупы. Испугавшись морового поветрия, псковичи призвали новгородского Архиепископа Василия, который бесстрашно приехал в город, но на обратной дороге скоропостижно скончался на реке Узе. В Смоленске вспышка чумы имела место в 1387 г. и завершилась полным вымиранием города. Последние пять человек, согласно летописи, закрыли городские ворота, чтобы никто не попал на заразную территорию [4, с. 223-224].

Невежественное простонародье обвиняло во всех грехах сатанистов, иудеев, сарацинов и прокаженных. Массовое заболевание проказой в Европе по времени предшествовало чуме и пришлось на XIII век. Чума породила множество причудливых явлений и традиций. Заразу нередко олицетворяли с Девой-Чумой, красный шарф которой проникал в любой дом, если только люди выходили из самоизоляции на улицу по неотложным нуждам или просто не закупоривали жилище пропитанной воском тканью. С XIV века возникла традиция поднимать над городом черный флаг в знак предупреждения путешественников об опасности заражения. Есть свидетельство 1348 г. о том, что причиной несчастья в одном из итальянских городов посчитали новую противную Богу моду на ботинки с длинными высоко загнутыми мысами. Люди давали причудливые обеты. Эта традиция сохранялась долго. Например, в Швейцарии в XVII веке для предотвращения очередной эпидемии вспомнили о старом обереге и приняли обет одеваться по воскресеньям женщинам в черное, а мужчинам в серое [5].

Римско-католическая церковь видела причину в несоблюдении христианских норм жизни. Дошло до того, что папа Римский Климент VI издал буллу, в которой приказал ангелам сразу помещать в рай паломников, массово перемещавшихся к святым местам по великим христианским праздникам и быстро подвергавшихся заражению. Сам же первосвященник благополучно коротал дни на юге Франции в Авиньоне в полной самоизоляции, окруженный постоянно горевшими с двух сторон жаровнями для снижения риска заболевания и в суеверной надежде на магическую исцеляющую силу своего изумрудного перстня. Правда с Климентом VI история связывает первый наем «клювастого врача», приглашенного в папскую резиденцию для осмотра высокого человека. Чумные доктора, так их называли современники, были одеты в кожаную тесно прилегавшую к голове и лицу маску со стеклянными прорезями для глаз и с длинным клювом, куда вставлялись ароматные травы и цветы, предотвращавшие проникновение чумных миазмов и бактерий.

Простые монахи тем временем самоотверженно сражались с чумой, как и в предшествовавшем XIII веке с лепрой, устраивая для больных приюты, которые в переводе с итальянского позднее получили название лазаретов (lazaretti). В Венеции умерших хоронили на чумном острове, неподалёку от которого стояла церковь Св. Девы Назаретской, которая и дала название «лазаретто». Принятая мера предосторожности, карантин, также была связана с деятельностью католических подвижников. Они учредили в Италии сорокадневный (отсюда название quaranta, то есть сорок) срок изоляции прибывавших из других стран людей или находившихся в контактах с зараженными, в память о 40 днях молитв, поста, искушений и скитания Христа в пустыне. Отчаявшееся человечество изобретало народные способы борьбы с заразой. Считалось, что молоко, пауки, лошади хорошо абсорбируют заразу. Поэтому рекомендовалось спать в конюшнях, прогонять через городские улицы стада домашнего скота, прикармливать в домах пауков, выпускать птиц, полет которых рассеивал заразу, ставить блюдца с молоком в покоях зараженных. Для борьбы с чумными миазмами европейские врачи предлагали даже держать в домах козлов, чей запах, считалось, может отбить болезнь, и чаще посещать отхожие места, чтобы насыщаться запахами зловонных противоядий. В городах Золотой Орды по улицам даже разбрасывали трупы собак, зловонием отбивавших запах чумы.

Пандемия выкосила половину Европы и примерно на четверть века приостановила хозяйственную деятельность в регионе. За этот промежуток в Западной Европе успела восстановиться флора и фауна, которая находилась на грани исчезновения из-за активной хозяйственной деятельности людей в предшествовавшие десятилетия. Ещё больший эффект претерпели мир-хозяйственные связи человечества. Во всех странах Западной Европы началось разрушение феодального уклада жизни. Коммутация ренты (перевод её на денежное основание и отход крестьян на заработки в города) привела к разрушению натуральной замкнутости феодального хозяйства, способствовала включению его в товарно-денежные отношения. С целью аккумуляции денежных средств европейское человечество стало изыскивать новые источники обогащения. Европейская торговля быстро преодолела региональные рамки и приобрела мировой океанический размах. Началась эпоха Великих географических открытий, а вместе с ней мировая экспансия европейцев и становление колониальной системы мира. Геополитический сдвиг XVI столетия, возвышение Османов в Средиземноморье, сыграл роль фактора-катализатора, и только ускорил мировой процесс аккумуляции денег в руках европейцев.

В целом эффект от чумы XIV века человечество гасило примерно 400 лет, хотя эпидемиологическая катастрофа и не привела к депопуляции Европы. Сразу вслед за чумой начался быстрый и резкий демографический взрыв, а вместе с ним Европа попала в полосу мощных социальных катаклизмов. Сначала это были крестьянские войны («Жакерия» 1358 г. во Франции, восстание Уота Тайлера 1381 г. в Англии, «Под знаменем башмака» 1525 г. в Германии), затем движение Реформации (с 1517 г.) и первая буржуазная революция в Нидерландах 1566 г., соединенная с национально-освободительной антииспанской войной. В 1640 г. пришел черед Великой Английской буржуазной революции, а в 1789 г. эстафету Англии подхватила Франция, осуществившая классическую модель буржуазных преобразований всех сфер жизни. Французский опыт стал образцом широкого подражания для стран Запада в XIX веке, прошедшем под знаменем буржуазных революций и антиколониальной борьбы в регионах Европы и Латинской Америки. В этом же столетии окончательно оформилась либерально-промышленная цивилизация Запада.

Невооруженным взглядом видна очевидная закономерность. Переходы между всемирными эпохами в истории человечества, по меньшей мере дважды на обозримом отрезке времени, соответствовавшим Средним векам, сопровождались катастрофическими явлениями. Юстинианова чума открыла эпоху Средневековья, а Черная смерть положила начало переходу к раннему новому времени. Может ли это быть совпадением, учитывая сходство траектории распространения пандемий, характера их протекания, коренных перемен в образе жизни людей и даже в человеческом генофонде? Думается, вряд ли, особенно в свете происходящих сегодня с миром перемен. Некая устойчивая повторяемость прихода беды из Центральной Азии, катастрофичность событий для западного человечества, из которых оно выходит с очень большим перенапряжением сил, но при этом стимулирует новизну по всем плоскостям общественных отношений. Сохраняется ли в наши дни наработанная в новой эре трагическая траектория перехода человечества в качественно новое состояние через катастрофы мирового масштаба, остается ли пандемия «безносой привратницей эпох»? [6, с. 220-239]

Следующий качественный переход мирового сообщества из одного состояния в другое имел видимость не естественного катаклизма, как в XIV веке, а рукотворной человеческой деятельности, запустившей в XVIII веке многовитковую спираль технического прогресса, в петлю которой люди сегодня угодили без надежды выбраться из неё целыми. Это была эпоха промышленной и научно-технических революций, продолжающаяся по сей день и приведшая уже не один континент, а всю планету в состояние экологической катастрофы. Сегодня говорят о глобальном потеплении климата и сопряженных с ним катаклизмах, среди которых таяние ледников и погружение под воду значительной части обжитой человеком суши. Изменение погоды может быть чревато распространением невиданных дотоле бактерий, микробов и вирусов, а также фатальных для человечества модификаций прежде безопасных штаммов. Ещё более проблематичными кажутся психологические, культурные и социальные аспекты выживания людей в условиях технотронной эры. Людей пугает опасность окончательной утраты свободы, жесткая зарегулированность жизни, проблема нехватки ресурсов и т.д. Неужели тот модернизационный проект, который начало человечество в эпоху промышленного переворота, был чреват подобными неизбежными последствиями? Наблюдаем ли мы в истории предпосылки этой предопределенности?

Один из аспектов понимания модернизации состоит в рассмотрении её как процесса непрерывных инноваций, приведших западную индустриальную цивилизацию к современному состоянию технократизма, личностного гиперактивизма, рационализма, прагматизма, секулярного позитивизма, наукоцентризма, перед лицом которых весь остальной мир проигрывал, не способный конкурировать с видимыми преимуществами подобного сценария развития. Модернизационный базис западной цивилизации формировался за счет развития всеобщего товарного производства, основанного на масштабном применении современных видов энергии и непрерывно ускоряющегося технологического прогресса. Экономическому фундаменту модернити соответствовали открытое гражданское общество с системой партийной демократии и разделением трех ветвей власти, реализующее свои потенции посредством утверждения доминантного типа индивидуального ориентированной личности с активной жизненной позицией и прагматическими интересами взамен абстрактного идеального ориентирования.

Новый мир строился на приоритете материальных ценностей, формировавшихся посредством наполнения светским содержанием христианских паттернов культуры, и задал тон прогрессивному типу общеисторического развития человечества на базе молниеносной смены ценностных и мировоззренческих ориентиров в течение жизни одного поколения людей. Причем современный сценарий развития уже с эпохи первой НТР включил в активное действие фатальный для людей процесс рассогласования опережавших темпов научно-технического прогресса, за которым не поспевала скорость духовной эволюции человеческого рода.

Этот феномен осмыслили ученые в XX веке, назвав его культурологическим лагом. Особенно сильный призыв противостоять этому трагическому несоответствию человечество услышало в прошлом столетии от Альберта Швейцера, немецко-протестантского гуманиста и теолога, автора концепции «благоговения перед жизнью», ставшей для него и всего прогрессивного мира программой культурно-нравственного обновления человечества в условиях дегуманизации культуры либерально-промышленной эры человечества: «... Мы должны бороться с обстоятельствами за свою человечность. Духовной помощью в этой борьбе для нас является уверенность в том, что ни один человек никогда не должен быть принесен в жертву условиям как человек-вещь» [7, с.331-332]. По мнению Швейцера, императив нравственности состоит в безоговорочной и безусловной помощи со стороны человечества любой форме жизни: «Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий, он не спрашивает также, может ли она в какой-то степени ощутить его доброту. Для него священная жизнь как таковая. Этика есть безграничная ответственность за всё, что живет» [8, с. 218].

Процессу дегуманизации культуры человечества в эпоху промышленного развития капитализма способствовало государство. С эпохи первых цивилизаций и до сегодняшнего дня государство было и остается основополагающей организующей общество иерархической системой элементов, порядков и правил взаимоотношений, то есть институтов. Среди прочих как наиболее значимые выделяются наряду с властными органами и управляющими принципами, в том числе и идеологией, системы общественного самосознания, социальные структуры и связи, менталитет, материальное производство, нормы экономического поведения, духовные ценности, информационное пространство, цивилизационные ориентиры. То есть институциональная среда в широком смысле этого понятия ответственна за формирования образа жизни и деятельности любого человеческого сообщества.

Государство в этом институциональном калейдоскопе заняло лидирующие позиции не случайно. Его роль гаранта общественного благополучия определялась эффективностью управления прежде всего базисной экономической сферой жизнедеятельности людей, бумеранг обратного действия которого был призван хранить общество от пагубных вирусов бюрократизации и сращивания интересов власти с эгоистическим поведением олигархических структур. Социальные сдвиги промышленной эпохи, такие как рост численности народонаселения и урбанизация, заставляли государства всё больше времени уделять социальной политике, вкладывать средства в здравоохранение, народное образование, социальное обеспечение, охрану окружающей среды, то есть усиливать функцию координатора общественных интересов. Аккумулировав важнейшие рычаги социального управления в своих руках, государство постепенно превращалось из экономического посредника в гаранта развития общества и вместе с этим расширяло свои властные полномочия, обретало тоталитарное измерение и становилось всё

более похожим по правилам игры на монополии с их рыночным поведением и стремлением к созданию наднациональных трансгосударственных сетей.

В эру постиндустриализма государство проявляет тенденцию к трансформации в антиобщественное формирование силового профиля по принуждению людей к беспрекословному выполнению собственной воли, демагогически диктуемой, якобы, от лица самих управляемых масс. При этом повсеместно сохраняется худшее в государственном менеджменте, эгоистическое поведение государственных служащих, стремящихся отстаивать повышение статуса собственных ведомств с целью увеличения своих доходов, что в свою очередь ведёт к разбуханию властных структур, разрастанию и усложнению функций государства.

В 2020 г. этот сценарий развития, похоже, подходит к концу. Самоликвидируется и глобальная система капитализма, и формирующие её государства посредством мировой коронабесии, развертывающейся в интересах всё тех же избранных господ мира. Вопрос, однако, состоит в понимании того, кто и как будет править бал в мировом пространстве экономического постапокалипсиса после расчистки авгиевых конюшен глобального капитализма. По мнению некоторых экспертов, сегодня мы подходим к качественно новому этапу эволюции -формированию социосферы, которая идет на смену предшествовавшим фазам развития техносферы и природной среды [9]. Его будет сопровождать апоптоз финансового капитала, с которым может повториться история родовой аристократии времен первоначального накопления капитала. Власть происхождения не исчезла тогда, как таковая, но сошла с исторической арены как активная сила, утратившая свои лидирующие позиции и вынужденная уступить место под солнцем наживы новым предприимчивым людям общества, например, сословию джентри в Англии.

Такой сценарий развития событий может состояться при условии исчезновения денег как управляющего человеческим сообществом механизма взаимодействия и перехода к управлению индивидами через социальные платформы посредством манипулирования информацией. Конец коллективного, начало индивидуального управления, трансформация коллективов в социальные платформы виртуальной реальности, изменение природы человека посредством замещения когнитивных функций кликовым операционализмом - всё это и много другое, сопровождающее нынешние перемены, уже сегодня активно входит в жизнь и, похоже, остановить подобный «прогресс» будет невозможно, если, конечно, не вмешается какой-либо высший упорядочивающий людей принцип организации жизнедеятельности.

На базе социальных платформ, таких, например, как БаоеЬоок, могут формироваться макрорегионы, в зависимости от которых будут находиться регионы колониальные, заимствующие чужие социальные технологии, причем рядовые люди не смогут разобраться, к какой зоне эксплуатации ресурсов они принадлежат. Те же сообщества, которые окажутся аутсайдерами в деле создания подобных систем, будут обречены на естественное вымирание. Неизбежно усложнятся взаимодействия между макрорегионами в зависимости от того, какие институциональные составляющие их будут формировать - отрасли производства, принадлежащие разным странам, или страны, ориентирующиеся на производство тех или иных товаров и услуг. У России в настоящее время есть такие социальные сети, как «Одноклассники» и «В контакте», но они, во-первых, сильно замусорены фейковой информацией и, во-вторых, к вящей славе Господней, у нас пока отсутствуют технологии их использования для управления людьми.

Одним словом, с современной точки зрения, мировая экономика больше будет походить на причудливый калейдоскоп без видимой невооруженным взглядом траектории формирования фракталов социально-экономического поведения сторон-участников. Следствием станет сначала сужение, а затем сегментация рынков. Товары далеко продаваться не будут. Монополии естественным образом вымрут. Закрывающие технологии обеспечат переход от сложных к простым способам создания материальных благ. В широкой массе людей неизбежным будет некритическое восприятие реальности, культурное одичание, окончательное отчуждение людей друг от друга и от средств производства. Переходный период неизбежно сопроводят голод и мародерство. Резко упадет ценность человеческой жизни. Причем, у людей появится видимость большей свободы в принятии решений, чем прежде. Однако это будет иллюзия, подобная расстоянию двух поводков удаления собаки от хозяина. Вот только хозяина видно не будет за потоком цифрового функционала, за виртуализацией индивидуальной и общественной жизни.

Предел превращению человеческого образа жизни в «человейник» призвано поставить

гражданское общество, которое, наряду с государством, является основным институтом современной постиндустриальной цивилизации. Сегодня людям, как никогда, необходимо самоорганизовываться с тем, чтобы предотвратить фатальное сужение зоны общественной и личной свободы, необходимо устанавливать контроль самоорганизующихся социальных групп над деятельностью чиновников среднего и высшего рангов, ответственных за принятие антинародных решений, необходимо общественными усилиями снизу предотвращать пагубную тенденцию лоббирования антиобщественных проектов в законодательных органах. Пока люди не очнутся и не поймут горькую правду о том, что кроме них самих защитить их будет некому, они обрекают себя на положение ресурса в игре аппетитов зарвавшихся олигархов и послушных им государственных чиновников, смычка которых определилась самой логикой развития частного индустриализма Нового времени. Сегодня актуален лозунг «Люди всех стран, объединяйтесь!»

Россия, США и Китай - основные актёры мировой драмы современности. Причем определяющими нынешний международный расклад стали отношения США и Китая, которые коронавирус откатил значительно назад, вызвав шквал трений по множеству вопросов. Новая мастерская мира XXI века, Китай, производила до недавних месяцев 18% мирового ВВП и 25% мирового промышленного производства. По оценкам Международного Валютного фонда, на долю Поднебесной в 2019 г. пришлось 39% мирового экономического роста [10, с. 210-211 ]. Сегодня все показатели жизни реального сектора экономики мира, располагающегося в Китае, резко сокращаются. Выведение его в зоны метрополий слишком дорогостоящее удовольствие и для США, и для стран Евросоюза, тем более в условиях, когда Китай под влиянием ситуации с коронавирусом по дешевке скупил акции европейских и американских компаний и взял под национальный контроль тяжелую и химическую промышленность, то есть за копейки приобрел то, что стоило миллиарды. Такие противоречия среди империалистов миром кончаются редко, и человечество сегодня живет под двойной угрозой - и коронавируса, и горячей большой войны США и Китая.

Россия в меньшей степени, чем США и страны Евросоюза, вовлечена в торговые отношения с Поднебесной. В основном они развиваются за счет перекачки в Китай сибирского газа из России. В 2019 г. товарооборот наших стран поднялся на рекордную отметку в 110 млрд. долларов. Можно надеяться на то, что в драке двух гигантов мы сможем занять позицию третейского судьи во имя мира на планете. России не привыкать к роли держателя щита между Западом и Востоком, но во имя исполнения этой своей традиционной геополитической миссии власть внутри страны должна обрести монолитность и продемонстрировать гражданам не показную, а истинную заботу об их исконных интересах. В противном случае мы обрекаем себя на серьезный внутренний социально-политический кризис и расписываемся в собственной неспособности предотвратить новую мировую бойню. В этой связи российскому обществу необходимо выделить из своей среды истинно народного здравомыслящего лидера, способного поставить нынешнюю развинченную ситуацию в стране под полный конструктивный контроль во имя интересов широких слоев населения, занять взвешенную и жесткую позицию на международной арене с целью недопущения развязывания новой горячей мировой войны.

Национальную экономику необходимо срочно перезапустить, сохранив в ней все здоровые элементы и в первую очередь звенья, отвечающие за благосостояние, здравоохранение и социальное обеспечение граждан и не в объемах тех подачек, которые власть сегодня бросает населению, как кость голодной собаке. Признание зарплаты в 17 тыс. рублей уровнем благосостояния среднего класса является маркером критической ненормальности отношения власти к своему народу. Богатейшее государство планеты не должно утаивать от своих граждан реальные цифры национального дохода, а должно сделать каждого своего гражданина реальным их соучастником. Пора прекратить перекачку национальной валюты в ФРС США и прочие иностранные компании, а своих граждан превращать в подопытных кроликов их цифрового всевидящего ока, как это делает нынешний Сбербанк, лишь на треть контролирующий собственные активы. Мы знаем, что стоил стране обвал экономики в первые четыре года после развала СССР. Тогда ВВП России сократился на 45 %. Сегодня всего за несколько месяцев бездействия российской экономики, по оценкам экспертов, этот спад может не только повториться, но и превысить трагические цифры «лихих» девяностых. Неужели нам нужна мировая война и общенациональный кризис ещё раз, как в 1917 г.?

Литература и источники

1. ТалебН.Н. Черный Лебедь. Под знаком непредсказуемости. - 2-е изд., доп. / Пер. с англ. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2019. - 736 с.

2. У Хань. Жизнеописание Чжу Юаньчжана / Пер. с кит. - М.: «Прогресс», 1980. - 260 с.

3. Чулууны Далай. Монголия в XIII-XIV веках / Авториз. пер. с монг. - М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1983. - 233 с.

4. Полное собрание русских летописей. - Т. 10. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. / Под ред. А.Ф. Бычкова. - СПб.: 1885. - 244 с.

5. GottfriedR.S. The black death: natural and human disaster in Medium Europe. - New York: Simon and Shuster, 2010. - 203 с.

6. РуссевН. Д. «Безносая привратница эпох»: Чёрная смерть на Западе и Востоке Европы // Стратум: структуры и катастрофы: Сборник символической индоевропейской истории: Археология. Источниковедение. Лингвистика. Философия истории. -СПб.: Нестор, 1997. - 267 с.

7. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973. - 389 с.

8. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992. - 356 с.

9. Делягин М.Г. Конец эпохи. Осторожно, двери открываются! Т.1. Общая теория глобализации. - М.: Книжный мир, 2019. -832 с.

10. ПрокопенкоИ.С. Коронавирус. Вирус-убийца. - М.: Эксмо, 2020. - 224 с.

References and Sources

1. Taleb N.N. Chernyj Lebed'. Pod znakom nepredskazuemosti. - 2-e izd., dop. / Per. s angl. - M.: KoLibri, Azbuka-Attikus, 2019. - 736 s.

2. U Han'. Zhizneopisanie Chzhu Yuan'chzhana / Per. s kit. - M.: «Progress», 1980. - 260 s.

3. Chuluuny Dalaj. Mongoliya v XIII-XIV vekah / Avtoriz. per. s mong. - M.: Nauka; Glavnaya redakciya vostochnoj literatury, 1983. - 233 s.

4. Polnoe sobranie russkih letopisej. - T. 10. VIII. Letopisnyj sbornik, imenuemyj Patriarsheyu ili Nikonovskoyu letopis'yu. / Pod red. A.F. Bychkova. - SPb.: 1885. - 244 s.

5. Gottfried R.S. The black death: natural and human disaster in Medium Europe. - New York: Simon and Shuster, 2010. - 203 s.

6. Russev N. D. «Beznosaya privratnica epoh»: CHyornaya smert' na Zapade i Vostoke Evropy // Stratum: struktury i katastrofy: Sbornik simvolicheskoj indoevropejskoj istorii: Arheologiya. Istochnikovedenie. Lingvistika. Filosofiya istorii. - SPb.: Nestor, 1997. - 267 s.

7. Kul'tura i etika. - M.: Progress, 1973. - 389 s.

8. Shvejcer A. Blagogovenie pered zhizn'yu. - M.: Progress, 1992. - 356 s.

9. Delyagin M.G. Konec epohi. Ostorozhno, dveri otkryvayutsya! T.1. Obshchaya teoriya globalizacii. - M.: Knizhnyj mir, 2019. - 832 s.

10. Prokopenko I.S. Koronavirus. Virus-ubijca. - M.: Eksmo, 2020. - 224 s.

СКВОРЦОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА - кандидат исторических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

SKVORTSOVA, ELENA M. - Ph.D. in History, Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (skvortsova-57@bk.ru).

УДК 94(470.6)«04/14»:339.177

ЧАХКИЕВ А.У.

ИНГУШЕТИЯ КАК ЧАСТЬ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ:

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Ключевые слова: Великий шелковый путь, Ингушетия, торговля, Средняя Азия, экономика, Средние века.

В статье рассматриваются роль и влияние Северного Кавказа и, в частности, Ингушетии, как связующего звена Запада и Востока в торговых отношениях в период существования Великого шелкового пути. Отмечены причины прокладки торговых путей через Северный Кавказ и их роль в развитии экономики и культуры в регионе. Также рассматривается фактор взаимовлияния местного горского населения и купцов, производивших перевозку товаров по Великому шелковому пути. Показано, что занимаемое Ингушетией удобное географическое положение превратило ее в эпоху Средневековья в важный узел межкавказских и международных экономических и культурных связей. При этом непосредственная причастность региона к Великому шелковому пути привела к расцвету прилегающих к коммуникациям ингушских обществ. Обмен не только товарами, но и опытом способствовал, как минимум, прогрессу в строительстве башенных сооружений.

CHAHKIEV, A.U.

INGUSHETIA AS PART OF THE GREAT SILK ROAD: TO THE HISTORY OF THE QUESTION

Keywords: The Great Silk Road, Ingushetia, trade, Central Asia, economy, the Middle Ages.

In the article considers the role and influence of the North Caucasus and, in particular, Ingushetia, as a connecting link between the West and the East in trade relations during the existence of the Great Silk Road. It noted the reasons for laying trade routes through the North Caucasus and their role in the development of the economy and culture in the region. It also considers the factor of mutual influence of the local mountain population and merchants who transported goods along the Silk Road. It is shown that the convenient geographical position occupied by Ingushetia turned it in the Middle Ages into an important node of inter-Caucasian and international economic and cultural ties. At the same time, the region's direct involvement in the Great Silk Road led to the flourishing of Ingush societies adjacent to communications. The exchange of not only goods, but also experience contributed, at a minimum, to progress in the construction of tower structures.

Территория, занимаемая ныне Республикой Ингушетия, как и прежний исторический ареал расселения ингушей, охватывавший некогда, как считает ряд исследователей, значительно большее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.