Научная статья на тему 'Рецензия на монографию: Хайдаров Т. Ф. "эпоха "Черной смерти" в Золотой Орде и прилегающих регионах". Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН рт. 2018. 304 с'

Рецензия на монографию: Хайдаров Т. Ф. "эпоха "Черной смерти" в Золотой Орде и прилегающих регионах". Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН рт. 2018. 304 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
393
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / ДРЕВНЯЯ РУСЬ / Т.Ф. ХАЙДАРОВ / "ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ" / ВТОРАЯ ПАНДЕМИЯ ЧУМЫ / HISTORY / GOLDEN HORDE / OLD RUS / T.F. KHAIDAROV / BLACK DEATH / SECOND PLAGUE PANDEMIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пузанов Даниил Викторович

Статья является откликом на монографию Т.Ф. Хайдарова 2018 г., в которой реконструируются обстоятельства, связанные с разгулом «Черной смерти» на территории Золотой Орды. Некоторые поднятые Т.Ф. Хайдаровым проблемы уже находили разработку как в трудах самого автора книги, так и в работах других ученых. Однако рецензируемая монография является первым опытом комплексного изучения проявлений второй пандемии чумы в Восточной Европе во всем их многообразии. Поставленные Т.Ф. Хайдаровым цели предполагали синтез различных естественно-научных (биология, климатология, медицина) и социальных (история, историческое источниковедение, социальная антропология) дисциплин, изучение явлений глобального и локального масштаба. С одной стороны, эпидемии в Восточной Европе рассматривались в контексте мирового течения пандемии. С другой от исследовательского взгляда Т.Ф. Хайдарова не ускользали и локальные явления, такие как конкретная датировка той или иной вспышки эпидемии, проблемы восприятия болезни обществом, особенности ее описания и т.д. В статье дается оценка такому «тотальному» изучению пандемии. Отмечается, что данный подход позволяет заполнить образовавшиеся в результате развития специализации лакуны между дисциплинами. С другой стороны, этот же подход ведет к абсолютизации «чумного фактора», поскольку изучение «Черной смерти» становится главным связующим звеном всего разнопланового мультидисциплинарного исследования, превращается в, своего рода, парадигму. Это нередко приводит к некорректному прочтению исторических источников, а иногда и научных работ. Автор рецензии заключает, что, несмотря на выявленные недостатки, следует признать, что монография Т.Ф. Хайдарова является серьезным шагом вперед в изучении проблемы, во всяком случае, на современном этапе развития науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE MONOGRAPH T.F. KHAIDAROV “AGE OF ‘BLACK DEATH’ IN GOLDEN HORDE AND ADJACENT REGIONS” KAZAN: MARJANI INSTITUTE OF HISTORY OF ACADEMY OF SCIENCES, 2018. 304 P

The author examines the monographic work of T.F. Khaidarov, devoted to the study of the second plague pandemic in the Golden Horde and neighboring territories, which was published in 2018. Researchers have already studied some aspects of the course of the Black Death in Eastern Europe. Before the publication of the monograph, T.F. Khaidarov had published several articles devoted to this problem. Despite this, the monograph is the first experience of a comprehensive study of the manifestations of the second plague pandemic in all their diversity in Eastern Europe. The objectives set in the book required the synthesis of various natural sciences (biology, climatology, medicine) and social (history, historical source study, social anthropology) disciplines. In the monograph phenomena of different scale are investigated. On the one hand, the epidemics in Eastern Europe were considered in the context of the worldwide course of the pandemic. On the other hand, from the researcher’s view did not escape the local phenomena: the specific dating of a particular outbreak of the epidemic, the problem of the perception of the disease by society, the features of its description, etc. In the review, an assessment is given to this "total" study of the pandemic. The advantage of this approach is that it overcomes the boundaries between different scientific disciplines, allows us to fill the knowledge that is fragmentary in each separate science. The drawback of this approach is that it leads to the absolutization of the plague factor in history. The study of Black Death becomes the main link in the whole multidisciplinary research, turns into a kind of paradigm. Sometimes this leads to incorrect reading of historical sources and scientific works. Despite the revealed shortcomings, it should be recognized that the monograph of T.F. Khaidarov is a serious step forward in the study of the problem at the present stage of the development of science.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию: Хайдаров Т. Ф. "эпоха "Черной смерти" в Золотой Орде и прилегающих регионах". Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН рт. 2018. 304 с»

Критика и библиография

УДК 94(047)031"12/14" https://doi.Org/10.24852/2018.4.26.295.307

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ХАЙДАРОВ Т.Ф. «ЭПОХА «ЧЕРНОЙ СМЕРТИ» В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ И ПРИЛЕГАЮЩИХ РЕГИОНАХ». КАЗАНЬ: ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИМ. Ш. МАРДЖАНИ АН РТ. 2018. 304 С.

© 2018 г. Д.В. Пузанов

Статья является откликом на монографию Т.Ф. Хайдарова 2018 г., в которой реконструируются обстоятельства, связанные с разгулом «Черной смерти» на территории Золотой Орды. Некоторые поднятые Т.Ф. Хайдаровым проблемы уже находили разработку как в трудах самого автора книги, так и в работах других ученых. Однако рецензируемая монография является первым опытом комплексного изучения проявлений второй пандемии чумы в Восточной Европе во всем их многообразии. Поставленные Т.Ф. Хайдаро-вым цели предполагали синтез различных естественно-научных (биология, клима-

тология, медицина) и социальных (история, историческое источниковедение, социальная антропология) дисциплин, изучение явлений глобального и локального масштаба. С одной стороны, эпидемии в Восточной Европе рассматривались в контексте мирового течения пандемии. С другой - от исследовательского взгляда Т.Ф. Хайдарова не ускользали и локальные явления, такие как конкретная датировка той или иной вспышки эпидемии, проблемы восприятия болезни обществом, особенности ее описания и т.д. В статье дается оценка такому «тотальному» изучению пандемии. Отмечается, что данный подход позволяет заполнить образовавшиеся в результате развития специализации лакуны между дисциплинами. С другой стороны, этот же подход ведет к абсолютизации «чумного фактора», поскольку изучение «Черной смерти» становится главным связующим звеном всего разнопланового мультидисциплинарного исследования, превращается в, своего рода, парадигму. Это нередко приводит к некорректному прочтению исторических источников, а иногда и научных работ. Автор рецензии заключает, что, несмотря на выявленные недостатки, следует признать, что монография Т.Ф. Хайдарова является серьезным шагом вперед в изучении проблемы, во всяком случае, на современном этапе развития науки.

Ключевые слова: история, Золотая Орда, Древняя Русь, Т.Ф. Хайдаров, «Черная смерть», вторая пандемия чумы.

Вторая пандемия чумы (названная в литературе «Черной смертью») -страшная эпидемия, охватившая в XIV в. обширные пространства Европы, Африки и Азии, - явление интересное не только с точки зрения исторической эпидемиологии. Болезнь существенно повлияла на численный состав человеческой популяции. С эпохой «Черной смерти» совпали важные социальные трансформации. Это время зарождения капиталистических отношений на Западе, свержения монгольской династии Юань в Китае и вообще кризиса во всех монгольских улусах (Стенограмма..., 2018, с. 280) (включая Улус Джучи). Тезис о том, что эпидемия чумы имела важные социальные последствия для Западной Европы, давно стал хрестоматийным и даже попал в Большую советскую энциклопедию (БСЭ, 1978, с. 84). В современной науке рост интереса к масштабной средневековой пандемии обусловлен также экологическим кризисом, переосмыслением проблем взаимодействия человека и природы в целом, задачами налаживания разрушенных в процессе дифференциации наук междисциплинарных связей, формированием такой новой научной дисциплины как экологическая история.

Несмотря на возрастающую популярность исторических исследований пандемий чумы, территория Восточной Европы, как правило, выпадает из подобного научного анализа (Стенограмма., 2018, с. 263). Ограниченное количество местных письменных источников и слабое (по сравнению с Западной Европой и Ближним Востоком) развитие протонаучных знаний в Средние века возводят естественные барьеры в исследовании эпиде-

миологической ситуации. Для реконструкции относительно целостной картины распространения чумы по региону требуется сочетание последних достижений современного естественно-научного знания, исследований, посвященных Второй пандемии в соседних регионах, и анализа как местных письменных источников (в первую очередь древнерусских летописей), так и мировой средневековой исторической литературы. Увидевшая свет в 2018 г. монография Т.Ф. Хай-дарова «Эпоха «Черной смерти» в Золотой Орде и прилегающих регионах (конец XIII - первая половина XV в.)» представляет пример такого синтеза.

Уже в написанной совместно с кандидатом биологических наук Д.А. Долбиным и опубликованной в 2014 г. статье (Хайдаров, Долбин, 2014) можно проследить черты, характерные для будущей книги: использование результатов современных исследований в области «биологии, климатологии, медицины и истории» в сочетании с анализом письменных источников (преимущественно древнерусских летописей); стремление выявить социально-политические последствия эпидемии. В статье 2014 г. были высказаны идеи об особой роли территории Золотой Орды в окончательном формировании основных характеристик эпидемии «Черной смерти» и ее распространении (Хайдаров, Долбин, 2014, с. 96). В последующих публикациях Т.Ф. Хайдаров развивает идеи взаимовлияния эпидемии, климата и политических процессов, происходивших в Восточной Европе во время второй пандемии чумы. При этом природным факторам отводится явный приоритет над социальными. В ряде статей Т.Ф. Хайдаров пытается

реконструировать пути передвижения эпидемии по Восточной Европе (Хайдаров, 2016б, с. 159-163; Хайдаров, 2016в, с. 326; Хайдаров, 2016г, с. 97-98; Хайдаров, 2017б, с. 306; Хайдаров, 2018б, с. 51; Khaidarov. Kravtsova, Tuchbatova, Dolbin, 2015, р. 1052), определить основные эпидемиологические характеристики пандемии в регионе (Хайдаров, 2016в, с. 326-327; Хайдаров, 2016г, с. 99; Хайдаров, 2016д, с. 90; Хайдаров, 2018б, с. 52; Khaidarov, Kravtsova. Tuchbatova, Dolbin, 2015, р. 1051), выявить взаимосвязь некоторых важных политических событий эпохи со вспышками чумы (Хайдаров, 2016в, с. 314; Хайдаров, 2016г, с. 99-100; Хайдаров, 2016д, с. 87; Хайдаров, 2017б, с. 307-309; Хайдаров, 2018б, с. 4762; Khaidarov, Kravtsova, ТисМа1от& Dolbin, р. 1047) и даже описать отношение средневекового населения к болезни (Хайдаров, 2016а, с. 130-131; Хайдаров, 2017б, с. 307-308). Отдельные статьи исследователя посвящены историографии вопроса (Хайдаров, 2017а; Хайдаров, 2018а). Результаты исследований Т.Ф. Хайдарова, изложенные в его статьях, вошли в монографию и были существенно развиты и дополнены.

Содержание книги не ограничивается обозначенными в названии хронологическими и территориальными рамками. Восточная Европа рассматривается в контексте общемировой истории. Помимо непосредственно второй пандемии исследуется ее предыстория, традиции описания чумы и других эпидемий в письменных источниках, основные вехи научного и протонаучного изучения болезни в целом. Это позволяет более полно воспринимать информацию об обсто-

ятельствах распространения второй пандемии чумы по территории Золотой Орды XIII-XV вв.

В работе дан добротный анализ отечественной и западноевропейской традиций научного изучения второй пандемии чумы. Основное внимание уделено истории исследований восточноевропейского региона. Однако эти исследования раскрываются в контексте общего развития знаний. Т.Ф. Хайдаров отмечает взаимное влияние западной и отечественной науки. Ряд выдвинутых отечественными учеными идей (зарождение чумы в Центральной Азии, влияние на развитие пандемий климата, сейсмических явлений и солнечной активности, наличие первичных и вторичных носителей «чумной бактерии Yersinia Pestis») оказали влияние на зарубежную науку (Хайдаров, 2018в, с. 102). В то же время, в современной российской науке под влиянием западной наметился парадигмальный переворот, что привело к значительному расширению проблемного поля. Особое внимание стало уделяться междисциплинарным исследованиям, проблемам восприятия эпидемий средневековым человеком, влиянию чумы на политические процессы в Золотой Орде и на Руси, критическому анализу письменных источников (Хайдаров, 2018в, с. 86-103).

Пристальное внимание Т.Ф. Хай-дарова к истории науки (в том числе естественной) позволяет деконстру-ировать многие заблуждения о второй пандемии чумы, которые до сих пор господствуют как в массовом сознании, так и в некоторых работах историков. Особое внимание исследователь уделяет результатам лабораторных исследований, которые, с одной

стороны, доказывают, что масштабная средневековая пандемия была именно чумой (а не другой, схожей по проявлениям болезнью). С другой стороны, некоторые из лабораторных исследований заставляют пересмотреть представления о роли Золотой Орды в распространении эпидемии на Западную Европу. В зарубежной историографии, как пишет Т.Ф. Хайдаров, «территория Улуса Джучи была признана одной из самых перспективных для дальнейших исследований» (Хайдаров, 2018в, с. 160).

Большой интерес представляют авторские реконструкции Т.Ф. Хайдарова. Становление «Черной смерти» исследователь изображает как длительный процесс, протекавший примерно с 1278 по 1340-е гг. (Хайдаров, 2018в, с. 255-259). Черты «Черной смерти», по мнению Т.Ф. Хайдаро-ва, эпидемия приобретает именно на территории Золотой Орды, в результате соединения нескольких очагов инфекции, сочетания благоприятных для болезни климатических, биотических и антропогенных факторов. Исследователь реконструирует пути распространения волн второй пандемии чумы, уточняет их хронологию. При этом оспариваются некоторые устоявшиеся в историографии мнения. Т.Ф. Хайдаров присоединяется к критике распространенной точки зрения, согласно которой во время осады Кафы ордынцы применили «биологическое оружие» (Хайдаров, 2018в, с. 193-194). Оспаривает исследователь и утверждение о том, что чума попадала в Северо-Западную Русь преимущественно с территории Западной Европы. По его мнению, во время Первой волны второй пандемии чумы регион столкнулся сразу с тремя

параллельно идущими волнами. Причем одним из путей распространения была река Днепр (Хайдаров, 2018в, с. 261). На базе анализа летописных сообщений Т.Ф. Хайдаров приходит к выводу, что вторая волна второй пандемии пришла на Русь из ордынских городов Нижней Волги (Хайдаров, 2018в, с. 264). Во время третьей волны стираются границы между чумой в собственно Золотой Орде и в Северо-Западной Руси. Любая вспышка, вне зависимости от ее локализации, затрагивает весь Улус Джучи. В целом, Т.Ф. Хайдаров прослеживает синхронность вспышек чумы в Восточной Европе и сопредельных территориях, что, по мнению исследователя, связано с включением региона «в мировую экономическую систему» (Хайдаров, 2018в, с. 267).

Представляет интерес предпринятая попытка связать с эпидемиями чумы события социальной и политической истории. Т.Ф. Хайдаров развивает направление, разработанное Ю. Шамильоглу, который предположил, что эпоха «Великой замятни» в Золотой Орде, «культурный и технологический регресс» в государстве и исчезновение волжскобулгарского языка (как письменного) связаны с демографическим кризисом, спровоцированным чумой (Шамильо-глу, 2009, с. 689-690). В монографии Т.Ф. Хайдарова идея влияния эпидемии на политические процессы в Восточной Европе нашла наиболее полное воплощение. Последствия первой волны, по мнению исследователя, были незначительными. Чума сказалась на регрессе культуры и технологий в Золотой Орде, способствовала росту религиозности в Восточной Европе. На Руси растет влияние церкви

и Москвы, в Орде развивается исламская сакрализация власти, мусульманская система карантинов (Хайдаров, 2018в, с. 261-263). Второй волне Восточная Европа, согласно автору, была обязана обострением политических конфликтов, «Великой замятне», усилению Москвы и Литвы. Кроме того, исследователь замечает, что «много военных столкновений проходило при завершении вспышки, в осенне-зимний период» (Хайдаров, 2018в, с. 265). Четвертая волна, по мнению Т.Ф. Хайдарова, привела к децентрализации Золотой Орды, росту «политического влияния» наименее пострадавших от чумы субъектов: Великих княжеств Московского и Литовского, Крымского, Казанского и Сибирского ханств (Хайдаров, 2018в, с. 266). С чумной эпидемией Т.Ф. Хайдаров связывает не только глобальные политические процессы, но и отдельные военные походы, конфликты, осады городов.

Главным достоинством работы является «тотальное» исследование средневековой эпидемии. Явление изучается почти во всех его проявлениях. Такой взгляд на проблему требует умения непротиворечиво сочетать наработки научных дисциплин с сильно различающимися предметными областями. Осуществление подобного подхода требует от исследователя способности кардинально менять методологию исследования в зависимости от конкретных задач, равно как и широкой эрудиции, профессиональных компетенций в нескольких областях знания.

Наиболее удачны, на мой взгляд, попытки автора реконструировать общую картину распространения второй пандемии чумы в Восточной Европе,

используя современные естественно-научные лабораторные исследования и летописные сведения. Даже частичные совпадения летописного описания распространения моровых поветрий и данных естественнонаучных лабораторий повышают вероятность того, что в письменном источнике нашло отражение конкретное заболевание. Этим удачно пользуется Т.Ф. Хайдаров. Например, исследование растительности и осадочных пород выявили вспышку чумы в Золотой Орде и Северо-Восточной Руси 1408-1409 гг. Т.Ф. Хайдаров отмечает, что мор в это время описывают сразу 8 летописей (Хайдаров, 2018в, с. 210). Такое сопоставление естественно-научного и гуманитарного знания оказалось значимым и в том плане, что в отечественной науке не прекращаются споры о том, какое именно заболевание описывали летописи под этими годами (Хайдаров, 2018в, с. 210). С другой стороны, Т.Ф. Хайдаров отмечает, что вместе с чумой параллельно могут ходить и другие эпидемии (Хайдаров, 2018в, с. 210-211).

Сама попытка сопоставления знаний естественных наук с летописным материалом имеет важное значение для науки. Пока мы имеем фрагментарные сведения и в той, и в другой области. Поэтому следует согласиться с Т.Ф. Хайдаровым в том, что для развития темы «крайне необходимо проведение масштабных полевых и лабораторных исследований найденных в средневековых погребениях человеческих останков» (Хайдаров, 2018в, с. 269). А анализ нарративных источников может помочь в выявлении «крупных захоронений погибших в период «Черной смерти» (Хайдаров, 2018в, с. 269). Данные, которые могут

появится в будущем, должны обогатить наши знания.

Из глобальных выводов, которые требуют сочетание знаний гуманитарного и естественно-научного характера, заслуживает внимание реконструкция Т.Ф. Хайдаровым места и роли Золотой Орды в распространении пандемии как в Западную Европу, так и на территорию Северо-Западной Руси, опровержение представления о бубонной чуме как наиболее распространенной в Восточной Европе в Средние века. Т.Ф. Хайдаров показал, что в Золотой Орде и на Руси была широко распространена и легочная форма. Тем не менее, далеко не все сопоставления фактов из разных областей знания в работе удачны. В дополнительном пояснении нуждается противоречие, возникшее в результате изложения результатов генетического исследования группой Й. Краузе погребений в Барселоне, Эльвангене и Булгаре. Т.Ф. Хайдаров пишет, что изучение могил выявило крупную вспышку чумы в Булгаре во временном промежутке 1298-1388 гг., и что эти данные соответствуют сообщениям письменных источников об эпидемии 1362-1363 гг. (Хайдаров, 2018в, с. 144). Однако из заключения к 4 главе следует, что средневековый штамм чумы был выделен из единичного захоронения в Булгаре 1278 г. (Хайдаров, 2018в, с. 255). Получается, что материалы одного и того же погребения подтверждают прямую связь со второй пандемией сразу трех эпидемий: 1278, 1283-1284, 1362-1363 гг. При этом эпидемиологические вспышки 1278 и 1283-1284 гг. Т.Ф. Хайдаров неосторожно назвал «одним из первых проявлений грядущей «Черной смерти» (Хайдаров,

2018в, с. 255). Но в публикации группы Й. Краузе речь идет о захоронении XIV в (Spyrou A.M., Tukhabatova R., et al., 2016, p. 875). А сам Т.Ф. Хайдаров писал о том, что группа Й. Краузе установила на территории всей Европы (в т.ч. в Булгаре) активность одного и того же штамма, пришедшего «из глубин Центральной Азии по Великому шелковому пути» (Хайдаров, 2018в, с. 144). Эта эпидемия возникла «в конце 1320 - начале 1330-х г. в китайских и монгольских землях Великого хана» (Хайдаров, 2018в, с. 258). Каким образом группа Й. Краузе могла подтвердить связь китайского поветрия с морами, возникшими в Восточной Европе в более ранний период, - непонятно.

Странно выглядят попытки исследователя уточнить хронологию на базе анализа одних только летописных сообщений. Определение точной даты по летописным текстам - это вообще довольно сложная научная задача, требующая особых компетенций. Поэтому в исследованиях, непосвященных хронологии, допустимо, в известной степени, пренебрегать точностью. Однако Т.Ф. Хайдаров зачем-то пытается «поправить» коллег, отмечая, что «традиционно в отечественной историографии» говорят об эпидемии в Полоцке 1092 г., в то время как «в самих летописных сводах четко указывается на «лето 6602». На этом основании исследователь датирует разгул болезни 1094 г. (Хай-даров, 2018в, с. 167, 253). При этом для датировки событий в Полоцке Т.Ф. Хайдаров использует Никоновскую летопись (XVI в.), в то время как по давно обоснованной текстологами традиции в реконструкции событий, описанных в Повести временных лет,

следует пользоваться Лаврентьевской летописью. В ней датировка обозначена буквами «зело» и «хер» (это 6600, а не 6602) (ПСРЛ. Т.1, 1997, стб. 214).

Т.Ф. Хайдаров вообще слишком часто использует сообщения Никоновской летописи о событиях домонгольской истории. Поздние летописные своды традиционно привлекают внимание представителей исторического естествознания, т.к. они на порядок подробнее древнейших. Тем не менее, есть основания подозревать, что сообщения Никоновской летописи, не находящие соответствия в более ранних летописных сводах, могли стать следствием позднего вымысла (Пузанов, 2018, с. 411-412). Указание Т.Ф. Хайдаровым на вспышку эпидемии 1060 г. в степи (Хайдаров, 2018в, с. 167), кажется, имеет больше оснований. Летописи под этим годом описывают эпидемию у торков, информация о которой дошла до нас из самых ранних сводов (ПСРЛ. Т.1, 1997, стб. 163). Однако само летописное сообщение слишком уж заидеологизировано и, тем более, не указывает на вспышку эпидемии в конкретном году. Согласно летописи, испугавшись слухов о наступлении русских войск, торки обратились в бегство и так и не вернулись, исчезнув с лица земли, гонимые Божьим гневом и разными несчастьями: кто от холода умер, кто от голода, кто от мора и суда Божьего. Как видим, помимо всего прочего, сообщение содержит ложную информацию об исчезновении торков. Летопись неоднократно упоминает это племя в более поздних сообщениях (ПСРЛ. Т.1, 1997, стб. 204, 227). Однако Т.Ф. Хайдаров прав, когда говорит, что данный летописный отрывок свидетельствует о том, что представление о

«море» как каре Божьей на Руси в ранней летописной традиции уже было сформировано (Хайдаров, 2018в, с. 167). Более узкий специалист в этой теме - А.Н. Медведь, например, необоснованно связал возникновение данного конструкта со временем Се-рапиона Владимирского (Медведь, 2018, с. 225).

Надо сказать, что Т.Ф. Хайдаров сам отмечал, в заключении к работе, что его анализ сообщений об эпидемиях в Х-ХШ вв., а также событий Х-ХШ вв. «и второй половины XV-XVII вв.» нуждается в доработке, т.к. он исходил «лишь из представленной в историографии информации» (Хайдаров, 2018в, с. 269). Следует отметить, что в современной науке недостаточно работ, детально анализирующих сообщения о «морах» и «пагубах» в ранних летописях с текстологических и мировоззренческих позиций. Т.Ф. Хайдарову в этом вопросе не на кого было опереться.

При переходе непосредственно к истории черной смерти достоверность исследования Т.Ф. Хайдарова возрастает. С одной стороны, точно известно, что просторы Евразии в это время сотрясает эпидемия чумы и, по крайней мере, часть летописных сообщений о «море» должны быть связаны со второй пандемией. С другой стороны, сокращается расстояние между летописными сообщениями и описанными в них событиями. Однако в анализе этого периода, как и во всей работе, присутствует один существенный недостаток. Задавшись целью наиболее полно и комплексно охватить все аспекты существования чумы в Восточной Европе в Средние века, Т.Ф. Хайдаров оказывается заложником своей парадигмы. Чуму ис-

следователь начинает видеть везде: в космологических явлениях, сверхъестественном, военных походах и т.д. Например, «завуалированной формой сообщения о вспышке эпидемического заболевания» (Хайдаров, 2018в, с. 188) Т.Ф. Хайдаров считает описание небесного явления, напоминающего лунное гало, произошедшее, согласно Тверской летописи, над Тверью в полночь 17 сентября 1317 г. (ПСРЛ. Т.15, 1863, стб. 409). Непонятно, почему с чумой исследователь связывает и фантастические сообщения об огненных облаках и падении камней с неба (Хайдаров, 2018в, с. 237). В Житии Прокопия Устюжского (XVII в.), например, схожее чудо воспринималось буквально: как падение камней с неба. Об этом свидетельствует сообщение о разрушениях в лесах, а также существовавшая параллельно народная традиция почитать камни, будто бы упавшие в XIII в. с неба. Отправленная на место, описанное в житии, научная экспедиция в 1908 г. подтвердила легенды о лесном пожаре и повреждениях (Пузанов, 2018, с. 282). У самих же средневековых книжников подобные описания явно возникали под влиянием библейских сюжетов о разрушении Содома и Гоморры. Недоумение вызывает и попытка рассматривать как указание на эпидемию упоминание трех огненных столпов (Хайдаров, 2018в, с. 240). Подобное знамение (огненные столпы) хорошо знакомо средневековой христианской культуре, и оно было полисемантичным (Пузанов, 2018, с. 297-299). В данном конкретном случае это мог быть и эсхатологический символ, и недоброе предзнаменование в целом.

По мнению Т.Ф. Хайдарова, «спецификой в русских летописных сводах

в подаче информации являлось частое использование для подчеркивания катастрофичности ситуации описаний сверхъестественных и небесных явлений» (Хайдаров, 2018в, с. 271). Интересно, как могли летописцы подчеркивать катастрофичность ситуации при распространении чумы в тех случаях, когда в их тексте об эпидемии нет ни единого упоминания? И что мешало им таким же образом подчеркивать катастрофичность голода, морозов, разрушительных бурь, военных походов и т.д.? Исследователь почти прав, когда пишет, «что во многих русских письменных источниках практический отсутствовали прямые указания на вспышки чумы» (Хайдаров, 2018в, с. 271). Справедливости ради только следует добавить: прямые указания именно на вспышки чумы в средневековых источниках вообще отсутствуют. Потому, что книжник ничего не знал не только о чумной палочке, но и о биологических характеристиках эпидемий вообще. Смертоносные пандемии были для летописца, чаще всего, массовой гибелью людей - мором (но мор - не всегда эпидемия (СлРЯ XI-XVII вв. Вып. 9, с. 260-261)). Это была казнь Божья, конкретные проявления которой не волновали человека религиозной культуры.

Примерно то же самое можно сказать и о той ситуации, когда Т.Ф. Хай-даров рассматривает как косвенные свидетельства эпидемиологических вспышек военные походы, строительство церквей и монастырей (Хай-даров, 2018в, с. 238, 271). Конечно, ослабление того или иного региона в результате чумы делало его более легкой военной добычей, а церкви и монастыри могли сооружаться для того,

чтобы как-то повлиять на ход эпидемии (как, к слову, и любого другого бедствия). Однако и война, и строительство церквей - частое явление средневековой эпохи. И у них может быть множество самостоятельных мотивов. Поэтому, когда исследователь «уточняет» датировку мора, используя множество подобных «косвенных свидетельств» (от военных походов и строительства церквей, до всевозможных чудес и небесных явлений), это не может вызывать серьезного доверия.

Не всегда корректное понимание средневекового текста Т.Ф. Хайдаро-вым обусловлено не только вольным прочтением средневековых символов. Порой создается впечатление, что автор не понимает значения некоторых средневековых терминов (например «крестное целование» (Хайдаров, 2018в, с. 228)). Несмотря на то, что при анализе текстов Т.Ф. Хайдаров недостаточно учитывает особенности изучаемой культуры, обширные цитаты исследуемых нарративов, отдельные историографические сюжеты, подробные описания того, что происходит во время той или иной эпидемии действительно, не редко, позволяют окунуться в мир средневекового человека. Наибольшие проблемы возникают при попытках сопоставить историю фактов с историей идей.

Соотнесение сообщений о политических событиях и вспышках чумы в средневековой Восточной Европе заслуживает интереса в том плане, что в отечественной историографии последствиям чумной эпидемии для развития государств региона не уделялось должного внимания. В то время как сокращение численности

населения во время чумы действительно могло влиять как на глобальные политические явления, так и на конкретные события. Представляет интерес выявленная Т.Ф. Хайдаро-вым корреляция между отдельными военными конфликтами и вспышками чумы. В то же время, в эпоху пандемии совпадение постоянных вспышек чумы и постоянно разворачивающихся политических баталий могли иметь и случайный характер. Следует также прислушаться к аргументам против абсолютизации последствий чумы, высказанным недавно в рамках круглого стола «Экологический и эпидемический фактор в средневековой Евразии» (Казань, 15-18 марта 2017 г.), в организации которого Т.Ф. Хайдаров принимал непосредственное участие. Против абсолютизации экологических и эпидемиологических факторов выступили И.Л. Измайлов (Измайлов, 2018, с. 42-44), К.А. Руденко (Руден-ко, 2018), Р. Хаутала (Стенограмма..., 2018, с. 270-271), М. Гатин (Стенограмма., 2018, с. 280). Пытаясь закрыть образовавшийся в науке пробел (игнорирование исторического аспекта развития второй пандемии чумы отечественными исследователями) не следует впадать и в другую крайность - создавать своего рода чумную парадигму. Парадигму, которая вынуждает исследователя слышать в шелесте каждой новой страницы исторического источника мрачную мелодию «Черной смерти».

Поставленная Т.Ф. Хайдаровым задача - рассмотреть историю «Черной смерти» в Восточной Европе во всех ее проявлениях, носит поистине космический масштаб. И уже поэтому проделанная исследователем работа достойна уважения. Предложенные

автором глобальные реконструкции распространения черной смерти и ее влияния на политические процессы в регионе заслуживают внимания. В то же время, в деталях Т.Ф. Хайдаров не всегда точен. Справедливости ради следует сказать, что тема исследования, выбранная Т.Ф. Хайдаровым, еще недостаточно готова для столь масштабных обобщений. Основанные на базе современного состояния науки реконструкции неизбежно будут сильно гипотетичны. Причем в разви-

тии нуждается не только естественнонаучная база. Исследование текстов требует тщательного источниковедческого анализа. И в этой работе должны участвовать не только историки и социальные антропологи, но и лингвисты. Вероятно, дальнейшее развитие науки откроет больше возможностей для точных обобщений. В любом случае, Т.Ф. Хайдаров сделал смелый шаг в ту область, где по-прежнему много тайн и загадок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 29. Чаган-Эк-ле-Бен. М.: Советская энциклопедия, 1978. 639 с.

2. Измайлов И.Л. «Черная смерть» и кризис в Улусе Джучи: идеальный шторм // Эпидемии и природные катаклизмы в Золотой Орде и на сопредельных территориях (XШ-XVI вв.) / Отв. ред. Р.В. Хаутала. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. С. 23-46.

3. Медведь А.Н. Эпидемии XIV-XV вв. в церковной литературе и жизни православной церкви // Эпидемии и природные катаклизмы в Золотой Орде и на сопредельных территориях (XШ-XVT вв.) / Отв. ред. Р.В. Хаутала. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. С. 221-228.

4. Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1997. 496 с.

5. Полное собрание русских летописей. Т. 15. Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. СПб., 1863. VII с., 504 стб.

6. Пузанов Д.В. Природные явления в сакральной картине мира народов Восточной Европы. Древняя Русь и ее соседи: IX-XIII вв. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2018. 480 с., илл.

7. Руденко К.А. «Черная смерть» и судьба Золотой Орды (археологические свидетельства) // Эпидемии и природные катаклизмы в Золотой Орде и на сопредельных территориях (XIII-XVI вв.) / Отв. ред. Р.В. Хаутала. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. С. 126-139.

8. Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 9. (М). М.: Наука, 1982. 660 с.

9. Стенограмма международного круглого стола «Черная смерть в Золотой Орде» // Эпидемии и природные катаклизмы в Золотой Орде и на сопредельных территориях (XIII-XVI вв.). / Отв. ред. Р.В. Хаутала. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. С. 263-280.

10. Хайдаров Т.Ф. Латинские и арабские источники об эпидемии чумы в Крыму в 1346-1347 гг. // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Исторические науки. 2016а. Т. 2 (68), № 4. С. 128-132.

11. Хайдаров Т.Ф. Природно-экологический кризис в Золотой Орде (XIV-XV вв.): неизбежность или запрограммированный процесс? // Экология древних и традиционных обществ: материалы V Международной научной конференции, г. Тюмень, 7-11 ноября 2016 г. Вып. 5. Ч.1 / Ред. Н.П. Матвеева. Тюмень: ТГУ, 2016. С. 159-163.

12. Хайдаров Т.Ф. Рубикон Золотой Орды // Золотоордынское обозрение. 2016в. Т. 4, № 2. С. 314-335.

13. Хайдаров Т.Ф. Русские летописи как источник по эпидемии чумы в Золотой Орде // Золотоордынская цивилизация. Вып. 9 / Отв. ред. И.М. Миргалеев. Казань: Фолиант; Институт истории им.Ш.Марджани АН РТ, 2016г. С. 96-101.

14. Хайдаров Т.Ф. Эпоха «Черной смерти» в Крыму (вторая половина XIV - первая половина XV вв.) // Крымское историческое обозрение. 2016д. № 2. С. 87-98.

15. Хайдаров Т. Ф. Историография эпидемии «Черной смерти» на территории Улуса Джучи (1814-2016) // Золотоордынское обозрение. 2017а. Т. 5, № 1. С. 164-192. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-1.164-192.

16. Хайдаров Т.Ф. Новгородский мор «лета 6925-6928» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Вып. 8 / Отв. ред. А.В. Петров. СПб., 20176. С. 304-309.

17. Хайдаров Т.Ф. Некоторые замечания по поводу одной публикации о чуме в Золотой Орде // Эпидемии и природные катаклизмы в Золотой Орде и на сопредельных территориях (XIII-XVI вв.). / Отв. ред. Р.В. Хаутала. Казань: Институт истории им. Марджани АН РТ, 2018а. С. 140-143.

18. Хайдаров Т.Ф. Эпидемия чумы XIII-XIV веках и ее последствия // Эпидемии и природные катаклизмы в Золотой Орде и на сопредельных территориях (XIII-XVI вв.). / Отв. ред. Р.В. Хаутала. Казань: Институт истории им. Марджани АН РТ, 2018б. С. 47-62.

19. Хайдаров Т.Ф. Эпоха «Черной смерти» в Золотой Орде и прилегающих регионах (конец XIII-первая половина XV вв.). Казань: Институт истории им. Марджани АН РТ, 2018в. 304 с.

20. Хайдаров Т.Ф., Долбин Д.А. Вторая пандемия чумы в Золотой Орде и её последствия // Золотоордынское обозрение. 2014. № 4. С. 96-112.

21. Шамильоглу Ю. Черная смерть и ее последствия // История татар с древнейших времен в семи томах. Том III: Улус Джучи (Золотая Орда). XIII - середина XV в. / Науч. ред. М.А. Усманов. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. С. 686-690.

22. Khaidarov T.F., Kravtsova O.A., Tuchbatova R.I., Dolbin D.A. Biological Aspects of the Historical Urban Development of Jochi Ulus (Latter Half of the 13-14th Centuries) // The Social Sciences (Pakistan). 2015. Vol. 10. № 6. P. 1047-1053.

23. Spyrou A.M., Tukhabatova R., et al. Historical Y. pestis Genomes Reveal the European Black Death as the Source of Ancient and Modern Plague Pandemics // Cell Host & Microbe. 2016. Vol. 19. P. 874-881. DOI: 10.1016/j.chom.2016.05.012.

Информация об авторе:

Пузанов Даниил Викторович, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник, Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (г. Ижевск, Россия); lpdmor@gmail.com

REVIEW OF THE MONOGRAPH T.F. KHAIDAROV "AGE OF 'BLACK DEATH' IN GOLDEN HORDE AND ADJACENT REGIONS" KAZAN: MARJANI INSTITUTE OF HISTORY OF ACADEMY OF SCIENCES, 2018. 304 P.

D.V. Puzanov

The author examines the monographic work of T.F. Khaidarov, devoted to the study of the second plague pandemic in the Golden Horde and neighboring territories, which was published in 2018. Researchers have already studied some aspects of the course of the Black Death in Eastern Europe. Before the publication of the monograph, T.F. Khaidarov had published several articles devoted to this problem. Despite this, the monograph is the first experience of a comprehensive study of the manifestations of the second plague pandemic in all their diversity in Eastern Europe. The objectives set in the book required the synthesis of

various natural sciences (biology, climatology, medicine) and social (history, historical source study, social anthropology) disciplines. In the monograph phenomena of different scale are investigated. On the one hand, the epidemics in Eastern Europe were considered in the context of the worldwide course of the pandemic. On the other hand, from the researcher's view did not escape the local phenomena: the specific dating of a particular outbreak of the epidemic, the problem of the perception of the disease by society, the features of its description, etc. In the review, an assessment is given to this "total" study of the pandemic. The advantage of this approach is that it overcomes the boundaries between different scientific disciplines, allows us to fill the knowledge that is fragmentary in each separate science. The drawback of this approach is that it leads to the absolutization of the plague factor in history. The study of Black Death becomes the main link in the whole multidisciplinary research, turns into a kind of paradigm. Sometimes this leads to incorrect reading of historical sources and scientific works. Despite the revealed shortcomings, it should be recognized that the monograph of T.F. Khaidarov is a serious step forward in the study of the problem at the present stage of the development of science.

Keywords: history, Golden Horde, Old Rus, T.F. Khaidarov, Black Death, second plague pandemic.

REFERENCES

1. 1978. In Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya (Great Soviet Encyclopedia) 29. Moscow: "Sovetskaya entsiklopediya" Publ. (in Russian).

2. Izmaylov, I. L. 2018. In Khautala, R. V. Epidemii iprirodnye kataklizmy v Zolotoy Orde i na sopredel'nykh territoriyakh (XIII-XVI vv.) (Epidemics and Natural Disasters in the Golden Horde and the Neighbouring Territories (13th -16th cc.). Kazan: Institute of History named after Sh. Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences, 23-46 (in Russian).

3. Medved', A. N. 2018. In Khautala, R. V. (ed.). Epidemii iprirodnye kataklizmy v Zolotoy Orde i na sopredel'nykh territoriyakh (XIII-XVI vv.) (Epidemics and Natural Disasters in the Golden Horde and the Neighbouring Regions (13th -16th cc.). Kazan: Institute of History named after Sh. Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences, 221-228 (in Russian).

4. Lavrent'evskaia letopis' (Laurentian Codex). 1997. Series: Polnoe sobranie russkikh letopisei (Complete Collection of Russian Chronicles) I. Moscow: "Iazyki russkoi kul'tury" Publ. (in Russian).

5. 1863. Letopisniy sbornik, imenuemiy Tverskoyu letopis'yu (Collection of Chronicles known as the Tver Chronicle). Series: Polnoe sobranie russkikh letopisei (Complete Collection of Russian Chronicles) XV. Saint Petersburg (in Russian).

6. Puzanov, D. V. 2018. Prirodnye yavleniya v sakral'noy kartine mira narodov Vostochnoy Evropy. Drevnyaya Rus' i ee sosedi: IX-XIII vv. (Natural Phenomena in the Sacral Worldview of the East-European Peoples. Ancient Rus and its Neighbors: the 9th-13th cc.). Saint Petersburg: "Oleg Abyshko" Publ. (in Russian).

7. Rudenko, K. A. 2018. In Khautala, R. V. (ed.). Epidemii i prirodnye kataklizmy v Zolotoy Orde i na sopredel'nykh territoriyakh (XIII-XVI vv.) (Epidemics and Natural Disasters in the Golden Horde and the Neighbouring Territories (13th -16th cc.). Kazan: Institute of History named after Sh. Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences, 126-139 (in Russian).

8. 1982. Slovar' russkogo yazyka XI-XVII vv. (Russian Dictionary of the 11th -17th cc.) 9. Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

9. In Khautala, R. V. (ed.). 2018. Epidemii i prirodnye kataklizmy v Zolotoy Orde i na sopredel'nykh territoriyakh (XIII-XVI vv.) (Epidemics and Natural Disasters in the Golden Horde and the Neighbouring Territories (13th -16th cc.). Kazan: Institute of History named after Sh. Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences, 263-280 (in Russian).

10. Khaydarov, T. F. 2016. In Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki. T. 2(68) (Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Hystorical sciences. V. 2(68)) (2). 128-132 (in Russian).

11. Khaydarov, T. F. 2016. In Matveeva, N. P. (ed.). Ekologiia drevnikh i traditsionnykh obshchestv (Ecology of Ancient and Traditional Societies) 5, part 1. Tyumen: Tyumen State University, 159-163 (in Russian).

12. Khaydarov, T. F. 2016. In Zolotoordynskoe obozrenie (Golden Horde Review) 4 (2). 314-335 (in Russian).

13. Khaidarov, T. F. 2016. In Mirgaleev, I. M. (ed.). Zolotoordynskaia tsivilizatsiia (The Golden Horde Civilization) 9. Kazan: "Foliant" Publ.; Institute of History named after Sh. Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences, 96-101 (in Russian).

14. Khaydarov, T. F. 2016. In Krymskoe istoricheskoe obozrenie (Crimean Historical Review). 2. 87-98 (in Russian).

15. Khaydarov, T. F. 2017. In Zolotoordynskoe obozrenie (Golden Horde Review) 5 (1). 164-192. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-1.164-192 (in Russian).

16. Khaydarov, T. F. 2017. In Petrov, A. V. (ed.). DrevnyayaRus': vo vremeni, v lichnostyakh, v ideyakh (Ancient Russia: Time, Persons and Ideas) 8. Saint Petersburg, 304-309 (in Russian).

17. Khaydarov, T. F. 2018. In Khautala, R. V. (ed.). Epidemii i prirodnye kataklizmy v Zolotoy Orde i na sopredel'nykh territoriyakh (XIII-XVI vv.) (Epidemics and Natural Disasters in the Golden Horde and the Neighbouring Territories (13th -16th cc.). Kazan: Institute of History named after Sh. Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences, 140-143 (in Russian).

18. Khaydarov, T. F. 2018. In Khautala, R. V. (ed.). Epidemii i prirodnye kataklizmy v Zolotoy Orde i na sopredel'nykh territoriyakh (XIII-XVI vv.) (Epidemics and Natural Disasters in the Golden Horde and the Neighbouring Territories (13th -16th cc.). Kazan: Institute of History named after Sh. Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences, 47-62 (in Russian).

19. Khaydarov, T. F. 2018. Epokha «Chernoy smerti» v Zolotoy Orde i prilegayushhikh regionakh (konets XIII-pervaya polovina XV vv.) (The Age of "Black Death " in the Golden Horde and the Neighbouring Regions (late 13th -first half of 15th cc.)). Kazan: Institute of History named after Shigabuddin Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences (in Russian).

20. Khaydarov, T. F., Dolbin, D. A. 2014. In Zolotoordynskoe obozrenie (Golden Horde Review) 4. 96-112 (in Russian).

21. Shamil'oglu, Yu. 2009. In Usmanov, M. A. (ed.). Istoriia tatar s drevneishikh vremen v semi tomakh. Tom III: Ulus Dzhuchi (Zolotaia Orda). XIII -seredina XV (History of the Tatars since Ancient Times in seven volumes. Volume 3: The Ulus of Jochi (the Golden Horde). 13th - mid. 15th cc.). Kazan: Institute of History named after Shigabuddin Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences, 686-690 (in Russian).

22. Khaidarov T.F., Kravtsova O.A., Tuchbatova R.I., Dolbin D.A. 2015.In The Social Sciences (Pakistan). Vol. 10. № 6. P. 1047-1053.

23. Spyrou A.M., Tukhabatova R., et al. 2016. In Cell Host & Microbe. Vol. 19. P. 874-881. DOI: 10.1016/j.chom.2016.05.012.

About the author:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Puzanov Daniil V. Candidate of Historical Sciences, Udmurtian Institute of History, Language and Literature. Lomonosov Str. 4, Izhevsk, 426004, Russian Federation; lpdmor@gmail.com

Статья поступила в номер 15.11.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.