Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиронкина О. В., Рольгайзер А. А.

Введение. Сегодня для решения наиболее острых социальных, экономических, экологических проблем необходимы междисциплинарные исследования. Статья посвящена исследованию возможностей междисциплинарного подхода в условиях интеграции содержания профессиональных и общеобразовательных дисциплин в рамках изучения иностранного языка.Цель: разработать и апробировать профессионально ориентированный кейс с использованием цифровых инструментов при обучении иностранному языку как один из путей реализации междисциплинарного подхода в образовательном процессе вуза.Методы. Для подтверждения эффективности междисциплинарного кейса проведен педагогический эксперимент, включающий опрос студентов, оценивших методы проведения занятий и их влияние на мотивацию к формированию различных блоков компетенций.Результаты. В ходе исследования было установлено, что метод профессионально ориентированного кейса с применением цифровых инструментов способствует повышению мотивации к изучению дисциплины, позволяет развивать языковые, коммуникативные и профессиональные компетенции, а также навыки использования цифровых технологий в профессиональной деятельности при решении задач междисциплинарного характера. Кроме того, обозначены проблемы, осложняющие развитие междисциплинарной образовательной среды в вузе: дефицит возможностей для интеграции содержания отдельных дисциплин; наличие организационных препятствий для формирования междисциплинарных групп; ограниченные возможности для реализации индивидуальной образовательной траектории; дефицит преподавателей, владеющих навыками, необходимыми для работы с междисциплинарными группами; слабая преемственность междисциплинарных программ на уровнях системы высшего образования.Практическая значимость. Профессионально ориентированный кейс с применением цифровых инструментов, разработанный на стыке общеобразовательных и профессиональных дисциплин, можно использовать как один из инструментов для создания междисциплинарной образовательной среды в условиях цифровизации в современном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF INTERDISCIPLINARY APPROACH TO FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT THE UNIVERSITY

Introduction. The article studies the possibilities of using an interdisciplinary approach under the process of professional and general disciplines content integration in the higher education system in the context of foreign language learning.Aim. To develop and to test a professionally-oriented case study using digital tools for teaching a foreign language as one of the ways of implementing an interdisciplinary approach in the educational process of university.Methods. In order to reaffirm the effectiveness of the interdisciplinary case study, a pedagogical experiment was conducted, which included a survey on the methods of classes and their impact on the level of students' motivation to form different blocks of competencies.Results. It was found that the application of the professionally-oriented case study increases students’ motivation, helps to develop linguistic, communicative, and professional competencies, skills of using digital technologies in professional activities when solving problems of interdisciplinary nature. In addition, the authors identified the problems that complicated the development of interdisciplinary educational environment at the university. Among them the lack of opportunities for integrating the content of different disciplines, presence of organisational barriers to the formation of interdisciplinary groups, weak opportunities for implementing individual educational trajectory, lack of teachers possessing the skills required to work with interdisciplinary groups, weak continuity of interdisciplinary programmes at higher education levels.Practical significance. A professionally-oriented case study with the employment of digital tools, developed at the nexus of general and professional disciplines can be used to create an interdisciplinary environment in the context of digitalisation in modern higher education.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

ПРАКТИКА / PRACTICE

https://doi.Org/10.52944/P0RT.2022.50.3.004

Научная статья

ACCESS

Междисциплинарный подход при обучении иностранному языку

в вузе

Аннотация

Введение. Сегодня для решения наиболее острых социальных, экономических, экологических проблем необходимы междисциплинарные исследования. Статья посвящена исследованию возможностей междисциплинарного подхода в условиях интеграции содержания профессиональных и общеобразовательных дисциплин в рамках изучения иностранного языка.

Цель: разработать и апробировать профессионально ориентированный кейс с использованием цифровых инструментов при обучении иностранному языку как один из путей реализации междисциплинарного подхода в образовательном процессе вуза.

Методы. Для подтверждения эффективности междисциплинарного кейса проведен педагогический эксперимент, включающий опрос студентов, оценивших методы проведения занятий и их влияние на мотивацию к формированию различных блоков компетенций.

Результаты. В ходе исследования было установлено, что метод профессионально ориентированного кейса с применением цифровых инструментов способствует повышению мотивации к изучению дисциплины, позволяет развивать языковые, коммуникативные и профессиональные компетенции, а также навыки использования цифровых технологий в профессиональной деятельности при решении задач междисциплинарного характера. Кроме того, обозначены проблемы, осложняющие развитие междисциплинарной образовательной среды в вузе: дефицит возможностей для интеграции содержания отдельных дисциплин; наличие организационных препятствий для формирования междисциплинарных групп; ограниченные возможности для реализации индивидуальной образовательной траектории; дефицит преподавателей, владеющих навыками, необходимыми для работы с междисциплинарными группами; слабая преемственность междисциплинарных программ на уровнях системы высшего образования.

Практическая значимость. Профессионально ориентированный кейс с применением цифровых инструментов, разработанный на стыке общеобразовательных и профессиональных дисциплин, можно использовать как один из инструментов для создания междисциплинарной образовательной среды в условиях цифровиза-ции в современном вузе.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, образовательная среда, цифрови-зация, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, высшее образование

О. В. Жиронкина1 А. А. Рольгайзер1

Кемеровский государственный университет, Кемерово, Российская Федерация н o-zhironkina@mail.ru

© Жиронкина О. В., Рольгайзер А. А., 2022

Для цитирования: Жиронкина О. В., Рольгайзер А. А. Реализация междисциплинарного подхода при обучении иностранному языку в вузе // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10. № 3. С. 146-163. https://doi.org/10.52944/ PORT.2022.503.004

Статья поступила в редакцию 11 августа 2022 г.; поступила после рецензирования 23 августа 2022 г.; принята к публикации 4 сентября 2022 г.

Original article

The implementation of interdisciplinary approach to foreign language teaching at the university

Olga V. Zhironkina1 Anastasia A. Rolgayzer1

1Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation

H o-zhironkina@mail.ru

Abstract

Introduction. The article studies the possibilities of using an interdisciplinary approach under the process of professional and general disciplines content integration in the higher education system in the context of foreign language learning. Aim. To develop and to test a professionally-oriented case study using digital tools for teaching a foreign language as one of the ways of implementing an interdisciplinary approach in the educational process of university.

Methods. In order to reaffirm the effectiveness of the interdisciplinary case study, a pedagogical experiment was conducted, which included a survey on the methods of classes and their impact on the level of students' motivation to form different blocks of competencies.

Results. It was found that the application of the professionally-oriented case study increases students' motivation, helps to develop linguistic, communicative, and professional competencies, skills of using digital technologies in professional activities when solving problems of interdisciplinary nature. In addition, the authors identified the problems that complicated the development of interdisciplinary educational environment at the university. Among them the lack of opportunities for integrating the content of different disciplines, presence of organisational barriers to the formation of interdisciplinary groups, weak opportunities for implementing individual educational trajectory, lack of teachers possessing the skills required to work with interdisciplinary groups, weak continuity of interdisciplinary programmes at higher education levels. Practical significance. A professionally-oriented case study with the employment of digital tools, developed at the nexus of general and professional disciplines can be used to create an interdisciplinary environment in the context of digitalisation in modern higher education.

Keywords: interdisciplinarity, educational environment, digitalisation, professionally oriented foreign language teaching, higher education

For citation: Zhironkina, O. V., & Rolgayzer, A. A. (2022). The implementation of interdisciplinary approach to foreign language teaching at the university. Vocational Education and Labour Market, 10(3), 146-163. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.503.004

Received August 11, 2022; revised August 23, 2022; accepted September 4, 2022.

Введение

Представители научных сообществ, принадлежащих к разным академическим школам и направлениям, справедливо утверждают, что масштабы таких сложных проблем, как повышение уровня образования, благополучие населения, инновационное развитие, охрана окружающей среды, требуют интеграции взглядов и опыта специалистов разных профессий, для того чтобы увидеть и решить проблему в целом (Лысак, 2021; Сенашенко, 2017; Снопкова, 2015).

Согласно «Атласу новых профессий», большинство специальностей, которые будут востребованы в ближайшие десять лет, находятся не только на стыке двух и более профессий (агроном-экономист, сетевой юрист, координатор образовательной платформы, 1Т-медик и пр.), но и предполагают обязательное владение цифровыми навыками. В связи с тем, что многие задачи, выполняемые сейчас работниками в различных сферах, будут автоматизированы или исчезнут совсем, остро встает вопрос о необходимости формирования у студентов компетенций, которые позволят им работать в условиях конвергенции цифровых, социальных, финансовых и производственных технологий1 (Атлас новых профессий 3.0,

Цель данного исследования - разработать и апробировать профессионально ориентированный кейс с использованием цифровых инструментов при обучении иностранному языку как один из путей реализации междисциплинарного подхода в образовательном процессе вуза.

Проблемы междисциплинарности оказываются в фокусе внимания многих ученых на протяжении уже более полувека. Одна из первых попыток описания и типологизации междисциплинарных исследований принадлежит немецкому социологу René König (1969), который в конце 1960-х гг. выделил два типа таких исследований: сосредоточение вспомогательных дисциплин вокруг базовых наук (например, палеогеография сопровождает историю) и изучение сложной проблемы инструментами различных дисциплин. В 1980-х ему оппонировал Э. М. Мирский (1980), представляя объект изучения как самостоятельный фрагмент реальности, структура которого не может меняться в зависимости от того, в предмет какой именно дисциплины он включается. Автор представил иную классификацию междисциплинарности, согласно которой к ее первому типу относится взаимодействие между объектами дисциплинарного знания, а ко второму - взаимодействие исследователей, совместно изучающих один объект.

1 Атлас новых профессий 3.0. https://new.atias100.ru

2021).

Позднее, в 1990-х годах, накопленный опыт междисциплинарных исследований, опирающихся на фундамент по крайней мере двух научных дисциплин, объединяющих науки по объекту, предмету и методу, развивали В. В. Краевский (Полонский, 1994), В. М. Полонский (1994), Г. П. Щедровицкий (1995). В первом десятилетии XXI в. междисципли-нарность социально-гуманитарных исследований начинает приобретать когнитивный и организационный аспекты. В когнитивном отношении междисциплинарность предполагает выход за пределы знания, сконструированного по правилам, которые приняты в какой-то одной науке или научной дисциплине. Организационный аспект проявляется в создании научных коллективов, члены которых находятся в постоянной коммуникации в ходе междисциплинарных исследований. Наиболее яркими представителями данного подхода можно назвать Н. В. Буковскую (2008), С. П. Поздневу (2009), В. А. Лукова (2009).

Современные исследователи акцентируют внимание на практической реализации междисциплинарного подхода в образовании и обучении через разработку междисциплинарных образовательных программ, внедрение междисциплинарных научно-образовательных проектов, формулировку критериев оценки междисциплинарных исследований и т. д. (Дмитриева, 2019; Китикарь, 2018; Кореневский, Узнародов, 2010; Лысак, 2016, 2021; Осмоловская, Краснова, 2017; Сенашенко, 2017; Снопкова, 2015). Междисциплинарные связи стали рассматриваться как ключевые условия реализации преемственности в обучении (Лозовая, 2018). Возможности информационных технологий могут преодолеть узко дисциплинарный подход к процессу обучения и поднять междисциплинарное взаимодействие на новый уровень (Ржеуцкая, Харина, 2017).

На данный момент объективизация междисциплинарности связана с развертыванием в современном обществе таких процессов, как циф-ровизация, экспансия искусственного интеллекта, глобализация и гуманизация. Эти тенденции получают ускоренное развитие благодаря научно-техническому прогрессу и внедрению конвергентных технологий. Сегодня для успешного трудоустройства будущих выпускников вузов важны знания и умения, которые позволили бы им выйти за рамки своей узкой специализации.

За рубежом накоплен значительный опыт не только проведения междисциплинарных исследований, но и внедрения междисциплинарных образовательных программ в систему высшего образования (Braxton, Hargens, 1996; Metzger, Zare, 1999). Так, например, в США были созданы специальные комитеты и фонды содействия междисциплинарным исследованиям и междисциплинарной подготовке выпускников (Комитет по содействию междисциплинарным исследованиям1, Национальный научный фонд2 и др.). В стратегических планах развития международных университетов все больше внимания уделяется междисциплинарным исследованиям и преподаванию на основе интеграции содержания

1 National Academy of Sciences, National Academy of Engineering, and Institute of Medicine. Facilitating Interdisciplinary Research. 2005. Washington, DC: The National Academies Press. https://doi.org/10.17226/11153

2 National Science Foundation. https://www.nsf.gov

различных дисциплин (Borrego et al., 2014; Kezar, Elrod, 2012). Отмечено, что интерес обучающихся к междисциплинарным программам возрастает по мере повышения уровня подготовки, при этом формат обучения варьируется от семинаров и кратких курсов до полноценных междисциплинарных магистерских программ (Kezar, Elrod, 2012; Metzger, Zare, 1999). Отчетливо видна тенденция привлечения междисциплинарными программами лучших, высокомотивированных студентов (Borrego, Creamer, 2007).

М. Миллар провел анализ статистических данных ежегодных опросов исследователей междисциплинарных проблем американского Национального научного фонда, получивших докторскую степень. Было отмечено, что междисциплинарный характер проведенных исследований положительно отразился на оценке научных достижений (в том числе по количеству высокоцитируемых научных статей) и академической карьере (Millar, 2013).

Несмотря на то, что интерес к междисциплинарности достаточно высок и полученные результаты внедрения междисциплинарных программ положительны, остаются нерешенными проблемы, связанные с обеспечением эффективной организации междисциплинарного образования в условиях цифровизации. В отечественной системе высшего образования к таким проблемам можно отнести слабые возможности для интеграции содержания учебных дисциплин, проблемы с реализацией индивидуальной образовательной траектории обучающегося; дефицит педагогических кадров, владеющих навыками и компетенциями, необходимыми для работы с междисциплинарными группами и проведения междисциплинарных исследований. Также, несмотря на наличие ряда работ, посвященных барьерам в реализации междисциплинарной подготовки студентов и аспирантов, наблюдается недостаток исследований практических форм этого процесса.

Для решения вышеупомянутых проблем целесообразно акцентировать внимание на тех организационных возможностях по интеграции содержания дисциплин и реализации индивидуального подхода в обучении, которые дает применение цифровых инструментов в ходе языковой подготовки в вузе.

В статье рассмотрены возможности профессионально ориентированного кейса, реализованного с помощью цифровых инструментов, как метода обучения, направленного на формирование компетенций у обучающихся и обеспечивающего возможность создания междисциплинарной среды.

Методика исследования заключается в анализе эффективности внедрения междисциплинарных образовательных программ, обобщении опыта применения цифровых технологий в образовательном процессе, разработке междисциплинарного кейса в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык». В целях проверки эффективности применения кейса был проведен педагогический эксперимент, включающий

Методы

опрос, направленный на выявление мнения относительно методов проведения занятий и их влияния на мотивацию к формированию различных блоков компетенций (языковой, профессиональный, цифровой, коммуникативный).

Гипотеза исследования заключается в том, что в рамках интеграции содержания общеобразовательных и профессиональных дисциплин применение цифрового кейса при обучении иностранному языку может способствовать повышению мотивации к изучению дисциплины и оказать положительное влияние на формирование компетенций будущего специалиста.

В рамках данной работы рассматривается пример внедрения профессионально ориентированного кейса в процесс обучения иностранному языку студентов-бакалавров направления 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» в Кемеровском государственном университете. В исследовании приняли участие студенты экспериментальной группы 2-го курса в количестве 15 человек. На занятиях в данной группе преподавателем был использован метод кейса, реализованный с помощью цифровых инструментов, содержание которого имело междисциплинарный характер. Контрольной группе студентов был предложен аналогичный кейс, однако при его анализе и обсуждении не использовались цифровые инструменты и технологии.

Методологической основой исследования послужили принципы междисциплинарного подхода, важнейшей предпосылкой которого является особенность исследуемой объективной реальности, выраженная в комплексности изучаемых процессов и явлений в педагогике (Дмитриева, 2019; Осмоловская, Краснова, 2017; Снопкова, 2015), а также систематическое выявление закономерных изменений, которые сопровождают обучающегося в его движении в образовательном пространстве на разных уровнях (Китикарь и др., 2018). Цифровая трансформация образования понимается авторами как системное обновление основных составляющих образовательного процесса (содержание образования, организация образовательного процесса, оценивание его результатов), протекающее в цифровой среде, формирующей цифровые учебно-методические материалы, инструменты и сервисы (Блинов, 2019; Уваров, 2019).

Цифровая трансформация общества, развитие Индустрии 4.0, ускоренный переход на дистанционный формат обучения в пандемийный период вынудили работодателей пересмотреть требования к будущим выпускникам университетов. Это в свою очередь привело к необходимости актуализировать подходы к формированию универсальных и профессиональных компетенций, которые были дополнены цифровыми компетенциями (использование цифровых устройств, умение находить информацию с помощью цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, критическое восприятие информации, умение создавать мультимедийный контент и т. д.).

Одним из методов формирования междисциплинарных компетенций при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей и направлений подготовки является метод кейсов. Его использование, на наш взгляд, способствует успешному решению задачи

междисциплинарной подготовки выпускников. В педагогической теории и практике даны классификации кейсов по различным признакам: сложности и структуре, практической ориентированности, характеру (Груз-кова, Камалеева, 2013; Мирза, Умпирович, 2014; Чулова, 2016). Среди многообразия целей метода кейсов, описанных в современной педагогической и методической литературе, для нас особый интерес представляет формирование навыков решения проблем междисциплинарного характера (Мирза, Умпирович, 2014). При реализации данного метода в ходе иноязычной подготовки обучающиеся получают возможность:

- отработать умение поиска и анализа информации междисциплинарного характера на иностранном языке;

- сформировать навык точного и ясного изложения собственной точки зрения в устной или письменной форме на иностранном языке;

- приобрести навык применения профессиональных знаний для решения практической проблемы на иностранном языке;

- сформировать навык межличностного взаимодействия и умения работать в команде.

В ходе исследования совместно с преподавателями выпускающей кафедры маркетинга и бизнес-коммуникаций был разработан профессионально ориентированный кейс, основой которого послужил междисциплинарный подход. Данный кейс был реализован на основе цифровых инструментов. Такое сочетание позволило объединить лучшие методики и технологические достижения для реализации междисциплинарного подхода и получения желаемого результата обучения.

Результаты и обсуждение

Ожидаемый образовательный результат был связан с повышением интереса и мотивации к изучению дисциплины, формированием иноязычной коммуникативной компетенции, развитием у обучающихся профессиональных навыков, навыка командной работы, а также практических навыков использования цифровых технологий в профессиональной деятельности при решении задач, носящих междисциплинарный характер.

Использование профессионально ориентированного кейса с применением цифровых инструментов при обучении иностранному языку ориентировано на изучение и отработку учебного материала, имеющего значение для освоения будущей профессии обучающегося. Таким образом, реализуемые междисциплинарные связи позволяют объединять профессиональную направленность, инновационные технологии и формы в учебном процессе. Кроме того, рассматриваемая кейс-технология позволяет формировать и развивать у обучающихся компетенции, которые повысят их ценность на рынке труда.

В целях обеспечения обратной связи студентов экспериментальной группы предварительно ознакомили с перечнем и содержанием компетенций, формируемых на занятиях по иностранному языку, сгруппированных в следующие блоки: языковой (умение понимать иностранную речь, говорить и писать на иностранном языке); профессиональный (умение создавать тексты рекламы и (или) связей с общественностью

в соответствии с нормами русского и иностранного языков, использовать основные маркетинговые инструменты при реализации коммуникационного продукта); цифровой (умение использовать современные технические средства и технологии цифровых коммуникаций для подготовки и представления рекламных текстов, создавать мультимедийный контент, критически воспринимать информацию); коммуникативный (умение выстраивать межличностное взаимодействие в коллективе, слушать и проявлять эмпатию, способность урегулировать конфликтную ситуацию). Также в процессе ознакомления был отмечен тот факт, что на успешность формирования перечисленных выше компетенций влияет интеграция содержания профессиональных дисциплин (маркетинг, методология, методы сбора и анализа социальной информации, теория и практика рекламы, медиакоммуникация) и общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык».

Междисциплинарный кейс: структура, апробация, оценка результатов

Целью кейса на тему «Advertising campaign», проведенного на занятиях по иностранному языку в экспериментальной и контрольной группах, стал совместный анализ профессиональной ситуации и разработка вариантов практического решения проблемы на иностранном языке с помощью цифровых инструментов. Структура предложенного кейса была представлена рядом этапов, которые были реализованы на трех занятиях:

1. На первом этапе для студентов был проведен краткий экскурс в историю кофейни «Ваниль» (Vanilla Coffee House), где были описаны основные виды деятельности компании, местоположение, предлагаемый ассортимент продукции и целевая аудитория.

Обязательным элементом первого этапа стало изучение лексики с помощью лексического онлайн-тренажера Quizlet, который дает возможность запомнить новые слова в удобном для каждого студента формате и режиме времени. На начальном этапе важно тщательно проработать профессиональную лексику, изучаемую на профессиональных дисциплинах (например, маркетинг, методология, методы сбора и анализа социальной информации, теория и практика рекламы) и необходимую для ясного выражения идей и мыслей при решении поставленной задачи.

2. На втором этапе была организована работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений.

Студентам было предложено поделиться на три рабочие группы (по 5 человек), после чего они получили конкретное задание с подробным описанием проблемы. Каждая команда должна была обсудить основные этапы выполнения кейс-задания с целью создания рекламной кампании. Реализация данного этапа включала в себя работу в режиме мозгового штурма с применением цифровой онлайн-доски для организации совместной работы в одном веб-пространстве и обсуждения различных идей и концепций всех членов команды. Участники вносили свои предложения в соответствующее поле команды, используя разноцветные стикеры с указанием своего имени. Кроме того, данный цифровой сервис предусматривает возможность тегирования (присвоение имени)

стикеров, что позволяет участникам обсуждения видеть, кому принадлежит та или иная представленная на доске идея.

Преимуществами использования данного цифрового сервиса перед традиционным обсуждением являются возможности оперативной визуализации предложенных решений и внесения корректировок и поправок, удобный способ обмена информацией, привычный для современных обучающихся цифровой формат работы.

3. Заключительным этапом работы стало творческое задание по созданию рекламной кампании кофейни Vanilla и представление результатов работы в виде презентаций, созданных с помощью онлайн-серви-са Vizme, а также обсуждение итогов работы малых групп на занятии. На данном этапе реализации кейса преподаватель выполняет роль фаси-литатора дискуссии, который следит за обсуждением результатов и дает обратную связь.

Контрольная группа студентов, также как и экспериментальная, работала с кейсом в течение трех занятий. Первое занятие было посвящено работе с лексикой через систему упражнений, выполненных студентами в тетради. На втором занятии студенты контрольной группы обсуждали кейс в малых группах и записывали идеи на бумагу. На третьем - представляли проекты рекламной кампании, выполненные в программе PowerPoint. Анализ занятий, проведенных в контрольной подгруппе, показал, что студенты не успели уложиться в отведенное время на втором этапе при обсуждении и анализе самого кейса. Преподавателю потребовалось дополнительное время для подготовки упражнений для представления, тренировки и закрепления лексического материала по теме кейса.

Обратная связь была реализована в виде опроса, представленного в форме анкеты. В ней студентов просили ответить, какие методы проведения занятий в наибольшей степени способствовали формированию компетенций таких блоков, как языковой, профессиональный, цифровой, коммуникативный. Студенты должны были оценить связь между методами и блоками компетенций по пятибалльной шкале (от 1 до 5 в порядке увеличения тесноты связи между ними). По результатам анкетирования были рассчитаны средние значения, сведенные в таблицу.

Суждения студентов о взаимосвязи использованных методов обучения и формирования компетенций

(в баллах)

Students' opinions on correlation of learning methods and competence development

Методы обучения

Компетенции Традиционные методы Кейс-метод Кейс-метод междисциплинарного содержания

1. Языковой блок 2,4 4,6 4,8

2. Профессиональный блок 4,2 2,5 4,5

3. Цифровой блок 1,5 3,5 5

3. Коммуникативный блок 4,0 4,5 4,8

Рис. 1. Сравнительный анализ внутренней и внешней мотивации обучающихся до и после участия

в кейсе с использованием цифровых инструментов Fig. 1. Comparative analysis of intrinsic and extrinsic motivation of the students before and after their

work with case using digital tools

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что различные методы, по оценкам студентов, способствовали формированию разных блоков компетенций в неодинаковой степени. Больше всего высоких баллов по связи с формированием компетенций набрал кейс междисциплинарного содержания, реализованный с помощью цифровых инструментов. Именно он, по мнению студентов, в значительной степени влияет на формирование языковых, профессиональных и цифровых компетенций, что доказывает целесообразность его применения как интегрирующего при изучении не только иностранного языка, но и других дисциплин базового и профессионального цикла учебного плана.

Кроме того, с целью выявления степени влияния кейс-метода, носящего междисциплинарный характер, на мотивацию и вовлеченность студентов в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» нами был проведен опрос до и после реализации кейса. Анкета включала в себя вопросы для определения внешних и внутренних мотивов к изучению иностранного языка, а также влияния интерактивных методов и цифровых инструментов на мотивацию обучающихся.

Общие результаты изучения внутренней и внешней мотивации экспериментальной и контрольной групп представлены на рис. 1.

Из анализа данных, представленных на рис. 1, следует, что применение профессионально ориентированного кейса с использованием цифровых инструментов в практике преподавания иностранного языка в вузе способствует повышению как внутренней, так и внешней мотивации обучающихся. Согласно полученным данным, уровень внутренней мотивации

76% T-lib

тин

J

1

: н-ттрснняя1 члнпцн

U ihmjiimp

Wi'ilTI H,l IIIL4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Уровень внутренней и внешней мотивации участников экспериментальной и контрольной групп после реализации кейса с использованием цифровых

инструментов

Fig. 2. Level of intrinsic and extrinsic motivation of students from experimental and reference groups after the implementation of case-method using digital tools

Рис. 3. Оценка студентами эффективности различных подходов к обучению Fig. 3. Students' assessment of efficiency of various learning methods

увеличился на 9%, а внешней - на 13% по сравнению с результатами, полученными до участия членов экспериментальной группы в профессионально ориентированном кейсе с использованием цифровых инструментов.

Рассматривая результаты опроса в разрезе групп, можно отметить, что внутренняя мотивация экспериментальной группы стала выше мотивации контрольной группы после участия в профессионально ориентированном кейсе с использованием цифровых инструментов (рис. 2).

Из анализа данных, отраженных на рис. 2, видно, что уровень внутренней и внешней мотивации участников экспериментальной группы составил 76% и 70% соответственно. В свою очередь мотивация студентов контрольной группы находится на уровне 72% (внутренняя) и 66% (внешняя). Данный результат позволяет предположить, что использование кейса в большей степени оказывает положительное влияние на мотивацию обучающихся при условии его наполнения междисциплинарным содержанием.

С целью выявления мнения обучающихся о том, какие подходы к обучению способствуют повышению мотивации к изучению дисциплины «Иностранный язык», был проведен опрос среди участников экспериментальной группы. По результатам опроса было установлено, что лишь 20% респондентов считают эффективными традиционные методы обучения, целесообразность использования интерактивных методик (дискуссий, деловых игр, кейсов и др.) в процессе изучения дисциплины отметили 37% обучающихся и 43% признали наиболее эффективным обучение с использованием цифровых инструментов и сервисов при реализации междисциплинарного подхода через интеграцию содержания профессиональных и общеобразовательных дисциплин (рис. 3).

Заключение

Обобщая анализ результатов апробации профессионально ориентированного кейса с использованием цифровых инструментов в образовательный процесс, следует подчеркнуть, что организация и проведение междисциплинарных исследований и обучения не заложены в структуру учебных планов и рабочие программы дисциплин. Отсюда на практике отсутствует возможность формирования междисциплинарных студенческих групп на старших курсах с целью изучения межпредметной тематики и проведения исследований на стыке научных областей. Междисциплинарные программы, как правило, создаются в промежуточных подразделениях университетской структуры, поэтому традиционные каналы отчетности и получения информации не всегда работают эффективно.

В связи с этим систематическое использование метода профессионально ориентированного кейса междисциплинарного содержания с использованием цифровых инструментов есть одна из возможностей создания междисциплинарной среды при изучении дисциплин профессионального и общеобразовательного циклов. В ходе реализации такого кейса в Кемеровском государственном университете в рамках первого этапа проекта по созданию междисциплинарной среды удалось подтвердить

его эффективность в процессе формирования компетенций обучающихся и сделать следующие выводы:

- использование кейс-метода позволяет развивать необходимые навыки на стыке нескольких дисциплин (например, маркетинг, методология, методы сбора и анализа социальной информации, теория и практика рекламы, медиакоммуникация и иностранный язык);

- реализация кейс-метода междисциплинарного содержания закладывает позитивную мотивацию к изучению не отдельных дисциплин, а их блоков, формирующих сложные компетенции;

- внедрение кейс-метода создает условия для формирования навыков командной работы, необходимых для построения взаимодействия и коммуникации в междисциплинарных коллективах.

Создание междисциплинарных кейсов также способствует успешному взаимодействию преподавателей иностранного языка с преподавателями профильных дисциплин, где первые сосредотачиваются на лингвистических аспектах, а вторые отвечают за профессиональное наполнение кейса. Дальнейшие перспективы создания междисциплинарной образовательной среды связаны с подготовкой к реализации сквозных студенческих научно-исследовательских междисциплинарных проектов, вовлекающих бакалавров, магистров и аспирантов. Результатом работы студентов над проектами станут защиты курсовых работ и ВКР, в научное руководство которыми планируется вовлечь преподавателей разных кафедр.

Список литературы

1. Буковская Н. В. Междисциплинарность в политологическом образовании: учебный курс «Проблемы гражданского общества в современной России» // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3 (4). С. 71-73.

2. Грузкова С. Ю., Камалеева А. Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 6 (26). https://doi.org/10.12731/2218-7405-2013-6-24

3. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / Науч. ред. В. И. Блинов. М.: Перо, 2019.

4. Дмитриева Н. К. Реализация принципов междисциплинарного подхода в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 2. С. 168-172. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-2-168-172

5. Китикарь О. В., Чебан И. Б., Готко И. В. Проблема междисциплинар-ности в педагогических исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 101-104.

6. Кореневский А. В., Узнародов И. М. Модернизация образования: индивидуализация и междисциплинарность // Высшее образование в России. 2010. № 11. С. 113-118.

7. Лозовая Н. А. Реализация преемственности в обучении математике студентов инженерного вуза // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2018. № 2 (44). С. 57-64. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-44-2-58

8. Луков В. А. О свойствах междисциплинарности (к развитию теорий молодежи) // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 30-42.

9. Лысак И. В. Влияние цифровизации на развитие современного гуманитарного знания. Казань: Бук, 2021. 88 с.

10. Лысак И. В. Междисциплинарность: преимущества и проблемы применения // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. https://science-education.m/m/artide/view?id=25376

11. Мирза Н. В., Умпирович М. И. Кейс-метод как современная технология профессионально ориентированного обучения студентов // European Science Review. 2014. № 3-4. С. 82-85.

12. Мирский Э. М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М.: Наука, 1980. 304 с.

13. Осмоловская И. М., Краснова Л. А. Проблема междисциплинарности в исследованиях процесса обучения // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 7. С. 9-24. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-9-24

14. Позднева С. П. Междисциплинарность как тотальный феномен познания XXI века: становление междисциплинарного словаря науки // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9. № 2. С. 114-123.

15. Покровская Е. М., Раитина М. Ю., Суслова Т. И. Внедрение практики междисциплинарной конвергенции в образовательном пространстве университета // Доклады ТУСУР. 2017. Т. 20. № 3. С. 234-237. https://doi. org/10.21293/1818-0442-2017-20-3-234-237

16. Полонский В. М. Междисциплинарные исследования в педагогике. М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1994. 229 с.

17. Ржеуцкая С. Ю., Харина М. В. Междисциплинарное взаимодействие в интегрированной информационной среде обучения технического вуза // Открытое образование. 2017. Т. 21. № 2. С. 21-28. https://doi. org/10.21686/1818-4243-2017-2-21-28

18. Сенашенко В. С. Междисциплинарность образования как отражение многообразия окружающего мира // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1 (107). С. 88-95. https://doi.org/10.15826/ umpa.2017.01.008

19. Снопкова Е. И. Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях: научное обоснование // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 1 (78). С. 111-117. https://doi.org/10.15507/Int-ed.078.019.201501.111

20. Уваров А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь. 2019. № 1-2 (25-26). С. 22-37.

21. Чулова Ю. С. Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 51. С. 124-128.

22. Щедровицкий Г. П. Синтез знаний: проблемы и методы // Избранные труды. М.: Институт развития имени Г. П. Щедровицкого, 1995. С. 634-666.

23. Borrego M., Boden D., Newswander L. K. Sustained change: institutionalizing interdisciplinary graduate education // Journal of Higher

Education. 2014. Vol. 85. No. 6. P. 858-885. http://doi.org/10.1353/ jhe.2014.0033

24. Borrego M., Creamer E. G. Gender and disciplinary differences in experiences with interdisciplinary collaboration // Journal of Women and Minorities in Science and Engineering. 2007. Vol. 13. No. 4. P. 353-376. https://doi. org/10.1615/JWomenMinorScienEng.v13.i4.30

25. Braxton J. M., Hargens L. Variation among academic disciplines: analytical frameworks and research // In J. C. Smart (Ed.). Higher education handbook of theory and research. Vol. 11. New York, NY: Agathon Press, 1996. P. 1-46.

26. Kezar A., Elrod S. Facilitating interdisciplinary learning: lessons from Project Kaleidoscope // Change: The Magazine of Higher Learning. 2012. Vol. 44. No. 1. P. 16-25. https://doi.org/10.1080/00091383.2012.635999

27. Konig, R. Aspekte der Entwicklungssoziologie. VS Verlag fur Sozialwissenschaften, Wiesbaden, 1969. https://doi.org/10.1007/978-3-663-02319-7

28. Metzger N., Zare R. N. Interdisciplinary research: from belief to reality // Science. 1999. Vol. 283. No. 5402. P. 642-643. https://doi.org/10.1126/SCI-ENCE.283.5402.642

29. Millar M. M. Interdisciplinary research and the early career: The effect of interdisciplinary dissertation research on career placement and publication productivity of doctoral graduates in the sciences // Research Policy. 2013. Vol. 42. No. 5. P. 1152-1164. https://doi.org/10.1016ZJ.RE-SP0L.2013.02.004

References

Blinov, V. I. (Ed.). (2019). Didakticheskaia kontseptsiia tsifrovogo profession-al'nogo obrazovaniia i obucheniia [Didactic concept of digital vocational education and training]. Pero. (In Russ.) Borrego, M., & Creamer, E. G. (2007). Gender and disciplinary differences in experiences with interdisciplinary collaboration. Journal of Women and Minorities in Science and Engineering, 13(4), 353-376. https://doi. org/10.1615/JWomenMinorScienEng.v13.i4.30 Borrego, M., Boden, D., & Newswander, L. K. (2014). Sustained change: Institutionalizing interdisciplinary graduate education. Journal of Higher Education, 85(6), 858-885. http://doi.org/10.1353/jhe.2014.0033 Braxton, J. M., & Hargens, L. (1996). Variation among academic disciplines: Analytical frameworks and research. In J. C. Smart (Ed.), Higher education handbook of theory and research. Vol. 11. Agathon Press. Bukovskaya, N. V. (2008). Mezhdistsiplinarnost' v politologicheskom obrazo-vanii: uchebnyi kurs "Problemy grazhdanskogo obshchestva v sovremen-noi Rossii" [Interdisciplinarity in political science education: Training course "Problems of civil society in modern Russia"]. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, 3(4), 71-73. (In Russ.)

Chulova, Yu. S. (2016). Keis-metod kak raznovidnost' interaktivnogo metoda obucheniia [Case method as a kind of interactive teaching method]. Psik-

hologiia i Pedagogika: Metodika i Problemy Prakticheskogo Primeneniia, 51, 124-128. (In Russ.)

Dmitrieva, N. K. (2019). Interdisciplinary approach principles' implementation in the process of teaching professionally-oriented foreign language. Vestnik of Kostroma State University Series: Pedagogy. Psychology. Socioki-netics, 2, 168-172. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-2-168-172

Gruzkova, S. Y., & Kamaleeva, A. R. (2013). Case method: The story of the development and use of the method in education. Russian Journal of Education and Psychology, 6(26). (In Russ.) https://doi.org/10.12731/2218-7405-2013-6-24

Kezar, A., & Elrod, S. (2012). Facilitating interdisciplinary learning: Lessons from Project Kaleidoscope. Change: The Magazine of Higher Learning, 44(1), 16-25. https://doi.org/10.1080/00091383.2012.635999

Kitikar, O. V., Cheban, I. B., & Gotko, I. V. (2018). Problem of interdisciplinar-ity in the pedagogical studies. Problems of Modern Pedagogical Education, 61-3, 101-104. (In Russ.)

Konig, R. (1969). Aspekte der Entwicklungssoziologie. VS Verlag fur Sozialwissenschaften. https://doi.org/10.1007/978-3-663-02319-7

Korenevskiy, A. V., & Uznarodov, I. M. (2010). Modernization of education: Individualization and interdisciplinarity. Higher Education in Russia, 11, 113-118. (In Russ.)

Kraevskii, V. V. (1994). Nauchnyj status pedagogiki i problemy mezhdisci-plinarnyh issledovanij [Scientific status of pedagogy and problems of interdisciplinary research]. In V. M. Polonskii (Ed.), Mezhdisciplinarnye issledovaniya vpedagogike. ITPIMIO. (In Russ.)

Lozovaya, N. A. (2018). Continuity implementation in teaching mathematics to students of engineering higher school. The Bulletin of KSPU named after V. P. Astafyev, 2, 57-64. (In Russ.) https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-44-2-58

Lukov, V. A. (2009). On features of interdisciplinarity (to development of youth theories). Knowledge. Understanding. Skill, 3, 30-42. (In Russ.)

Lysak, I. V. (2016). Interdisciplinarity: Advantages and problems of application. Modern Problems of Science and Education, 5. (In Russ.) https://sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=25376

Lysak, I. V. (2021). Vliianie tsifrovizatsii na razvitie sovremennogo gumanitar-nogo znaniia [The impact of digitalization on the development of modern humanitarian knowledge]. Buk. (In Russ.)

Metzger, N., & Zare, R. N. (1999). Interdisciplinary research: From belief to reality. Science, 283(5402), 642-643. https://doi.org/10.1126/SCI-ENCE.283.5402.642

Millar, M. M. (2013). Interdisciplinary research and the early career: The effect of interdisciplinary dissertation research on career placement and publication productivity of doctoral graduates in the sciences. Research Policy, 42(5), 1152-1164. https://doi.org/10.1016ZJ.RESP0L.2013.02.004

Mirskii, E. M. (1980). Mezhdistsiplinarnye issledovaniia i distsiplinarnaia orga-nizatsiia nauki [Interdisciplinary research and the disciplinary organization of science]. Nauka. (In Russ.) Mirza, N. V., & Umpirovich, M. I. (2014). Case method as a modern technology of professional-oriented training of students. European Science Review, 3-4, 82-85. (In Russ.) Osmolovskaya, I. M., & Krasnova, L. A. (2017). The problem of interdiscipli-narity in learning process studies. The Education and Science Journal, 19(7), 9-24. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-9-24 Pokrovskaya, E. M., Raitina, M. Yu., & Suslova, T. I. (2017). Interdisciplinary convergence in the University educational environment. Proceedings of TUSUR University, 20(3), 234-237. (In Russ.) https://doi. org/10.21293/1818-0442-2017-20-3-234-237 Polonskii, V. M. (Ed.). (1994). Mezhdisciplinarnye issledovaniya v pedagogike. [Multidisciplinary research in pedagogy: Methodological analysis]. ITPIMIO. (In Russ.) Pozdneva, S. P. (2009). Interdisciplinary as a total phenomenon of cognition of ХХ1 century: conception of interdisciplinary vocabulary of science. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 9(2), 114-123. (In Russ.)

Rzheutskaya, S. Yu., & Kharina, M. V. (2017). Interdisciplinary cooperation in the integrated information-learning environment of the technical university. Open Education, 21(2), 21-28. (In Russ.) https://doi. org/10.21686/1818-4243-2017-2-21-28 Senashenko, V. S. (2017). Interdisciplinary education as a reflection of the diversity of the surrounding world. University Management: Practice and Analysis, 21(1), 88-95. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.01.008 Shchedrovitsky, G. P. (1995). Sintez znanii: Problemy i metody [Knowledge synthesis: Problems and methods]. In Izbrannye trudy (pp. 634-666). Institute of Development named after G. P. Shchedrovitsky. (In Russ.) Snopkova, E. I. (2015). The topicality of an interdisciplinary approach in pedagogical research: Scientific rationale. Integration of Education, 19(1), 111-117. (In Russ.) https://doi.org/10.15507/Inted.078.019.201501.111 Uvarov, A. Y. (2019). The model of the digital school and the digital transformation of education. Researcher, 1-2, 22-37. (In Russ.)

Информация об авторах / information about the authors

Жиронкина Ольга Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Кемеровский государственный университет, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2340-0571, o-zhi-ronkina@mail.ru

Olga V. Zhironkina—Candidate of Science (Pedagogy), Docent, Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Kemerovo State University, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2340-0571, o-zhironkina@mail.ru

Рольгайзер Анастасия Александровна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Кемеровский государственный университет, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5040-5941, rolgayzer_nastya@mail.ru

Anastasia A. Rolgayzer—Candidate of Science (Philology), Docent, Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Kemerovo State University, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5040-5941, rolgayzer_nastya@ mail.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.