Научная статья на тему 'Междисциплинарный подход к вопросам охраны здоровья детей'

Междисциплинарный подход к вопросам охраны здоровья детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
178
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОКИ ЗДОРОВЬЯ / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / ИНДЕКС ТРЕВОЖНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный подход к вопросам охраны здоровья детей»

- формирование приоритета здорового новорожденного на этапе роддома и поликлинической участковой службы;

- раннее начало грудного вскармливания (первые 30-60 минут);

- обеспечение раннего контакта «кожа к коже»;

- ограничение рутинных мероприятий и процедур у новорожденного в условиях лечебных учреждений.

Задачи по повышению приоритета преимущественно грудного вскармливания детям до 6 месяцев и сохранения грудного вскармливания детям до 2 лет на фоне введения прикормов по возрасту:

1. Привлечь большее внимание медицинских работников и всего населения республики к проблеме грудного вскармливания детей.

2. Изменить приоритеты организации питания детей раннего возраста на приоритет грудного вскармливания.

3. Увеличить охват грудным вскармливанием детей в республике, что позволит снизить расходы на приобретение молочных смесей в пользу продуктов детского питания (фруктовые, овощные, рыбные, мясные пюре, соки), что значимо в нашем регионе в условиях ограниченных ресурсов, что, безусловно, способствует в перспективе улучшению здоровья нации в целом [4, 9].

Выводы

Современные рекомендации, касающиеся грудного вскармливания, могут быть успешно реализованы только при достаточно хорошей подготовке педиатров, врачей общей практики, семейных врачей и медицинских сестер. Для получения значительного эффекта, касающегося грудного вскармливания, у медицинских работников должны быть знания об особенностях лактации у матерей, технике кормления, методах консультирования матерей.

В общеобразовательных учреждениях врачи-педиатры ГУ ТКЦАП, а также сотрудники кафедры педиатрии должны читать лекции старшеклассникам на тему «Основы здоровой семьи», где должны освещаться приоритеты грудного вскармливания.

Таким образом, действенных методов поддержки и улучшения качества грудного вскармливания много, нужно лишь непрестанно внедрять их в повседневную практику.

Список литературы

1. Абольян Л.В. Медико-организационная модель охраны и поддержки грудного вскармливания в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства первичного звена: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2006. 50 с.

2. Ладодо К.С., Тамазян Г.В. и др. Особенности вскармливания детей первого года жизни (по материалам анкетирования детей в Московской области) // Вопросы детской диетологии. 2005. № 6. С. 12-16.

3. Булатова Е.М. Вскармливание детей раннего возраста в современных условиях: автореферат дисс. ... д-ра мед. наук. СПб. 2005. 50 с.

4. Воронцов И.М., Фатеева Е.М. Актуальные проблемы естественного вскармливания // Педиатрия. 1997. № 1. С. 38-41.

5. Гаппаров М.М., Левачев М.М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001. № 4. С. 23-27.

6. Конь И.Я. Новые подходы к вскармливанию

детей первого года жизни. // Материалы VIII съезда педиатров России. М., 1998. С. 63-64.

7. Конь И.Я., Фатеева Е.М. К дискуссии по проблемам вскармливания детей первого года жизни. Педиатрия. 2003. № 1. С 69-74.

8. Ладодо К.С. Питание детей: современные аспекты //Российский педиатрический журнал. 1998. № 2. С. 52-55.

9. Лучанинова В.Н., Бурмистрова Т.И., Глушко И.В., Абольян Л.В. Современные подходы к обоснованию приоритета грудного вскармливания детей // Проблемы управления здравоохранением. 2004. № 3. С. 54-56.

10. Нетребенко O.K. Современные проблемы вскармливания детей грудного и раннего возраста. Педиатрия. 2002. № 1. С. 63.

11. Нетребенко O.K., Кэтлин Вэч. Некоторые особенности вскармливания грудных детей в России // Традиционная медицина и питание: теоретические и практические аспекты: Материалы Международной научной конференции. М., 1994. 505 с.

12. Фатеева Е.М., Черников М.П., Мамонова Л.Г. и др. Современное представление о вскармливании детей первого года жизни // Вопросы охраны материнства и детства. 1986. № 91. C. 35-40.

13. Ямпольский С.М. «Капля молока» - доклад Харьковского отдела Союза борьбы с детской смертностью // Труды первого Всероссийского съезда детских врачей. СПб, 1913. 113 с.

Сведения об авторах

Кравцова Алина Геннадьевна - к.м.н., доцент, зав. кафедрой педиатрии и инфекционных болезней Приднестровского государственного университета. E-mail: med.fac.pediatrics@mail.ru.

Федорук Ксения Романовна - к.п.н., доцент кафедры педиатрии и инфекционных болезней Приднестровского государственного университета. E-mail: vero4044@yandex.ru.

УДК 612.821.2/.3-053.2

О.В. Крапивникова, Ю.И. Ухов

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Рязанский государственный медицинский университет

O.V Krapivnikova, Iu.I. Ukhov

INTERDISCIPLINAR METHODOLOGY TO THE PROBLEMS OF HEALTH PROTECTION IN CHILDREN

Ryazan Medical State University

Разработан и апробирован в течение 3 лет учебный курс уроков здоровья «Познай себя» для начальной школы. Курс включает знания по вопросам охраны здоровья школьника, защиты от вредных факторов среды, самостоятельной работы школьника по охране здоровья. Специфика курса - его практическая направленность. Исследованы более 700 де-

тей в возрасте 7-9 лет. Методологической основой преподавания курса является учет межполушарной асимметрии (МПА) мозга и оптимизация межполу-шарных взаимодействий (МПВ) как основы обработки информации и обучения. В процессе изучения курса проведена коррекция уровня МПВ. В качестве тестируемого показателя успешности курса является исследование индекса тревожности (ИТ). Показано достоверное снижение ИТ в группе детей, изучавших курс, по сравнению с группой контроля. Учет физиологических особенностей ребенка, междисциплинарный подход, взаимодействие медицины и педагогики являются основой организации работы по оздоровлению детей.

Ключевые слова: уроки здоровья, межполу-шарная асимметрия, междисциплинарный подход, здоровье детей, индекс тревожности.

A course of health lessons "Get to know yourself' for primary school is worked and used during 3 years. A course includes the questions of health protection of children, protection of harmful environment factors, independent health protection. Course specificity is its practical direction. More than 700 children 7-9 years old are investigated. The main methodology of study is taking into account the brain asymmetry and interactions between brain hemispheres as the basis of information treatment and studying. Correction of interactions between brain hemispheres is used within the course. The successfulment of a course is investigated by stress index. It was shown that stress index significantly decreases in a group of children who studied a course compared with control group. Taking into account physiological characters of children, interdisciplinary methodology, relationship of medicine and pedagogic is a basis of organization of health protection in children.

Key words: health lessons, brain asymmetry, interdisciplinary methodology, children health, stress index.

Проблема здоровья подрастающего поколения -одна из важнейших в государстве. Особенно данная проблема обострилась с начала 90-х годов XX века, не лишена она актуальности и в текущий период. При этом наиболее весомая роль в развитии патологии принадлежит образу жизни, соблюдению принципов здорового образа жизни [1]. Одни и те же заболевания по-разному протекают у детей и подростков, соблюдающих и не соблюдающих эти принципы [2, 3]. Школьная нагрузка также негативно сказывается на здоровье, однако включение творческих методов работы, в том числе внешкольной, способствует разгрузке школьника [6, 7].

Традиционно проблема здоровья населения ассоциируется с медициной, диагностикой, лечением, профилактикой. Однако в настоящее время в связи с серьезностью проблемы, ее размахом и многолико-стью одной медицине не под силу охватить всю ее целиком. Более того, медицинские осмотры детей, диспансеризация, установление диагноза, направление ребенка к специалисту - лишь незначительная, надводная часть айсберга, так как при этом не решается главная составляющая проблемы - сохранения здоровья. Заболевание уже появилось, оно выявлено и часто большинство выявленных патологий носят хронический характер. Кроме того, проводимые диагностические процедуры, если они действительно претендуют на высокую информативность, являются

дорогостоящими, порой заменяются на формальные описательные методы. Сочетание двух данных проблем охраны здоровья детей - высокая стоимость и упущение момента начала заболевания - выявляют необходимость поиска новых подходов к привитию навыков здорового образа жизни. Большие перспективы в данном направлении открывает междисциплинарный подход к проблеме охраны здоровья детей, особенно в процессе обучения. Интеграция медицины и педагогики в этих вопросах - назревшая в последние годы и десятилетия необходимость.

Нами разработан и апробирован в течение 3 лет учебный курс «Познай себя» для начальной школы. Работа проведена в начальном звене школ № 59 и № 72 города Рязани. Уроки здоровья вводились в учебное расписание с частотой 1 раз в неделю. Всего программой охвачены более 700 детей в возрасте 7-9 лет. При этом важным аспектом работы явилась организация обучения с опорой на физиологические особенности детей, в частности - учет межполушар-ной асимметрии мозга (МПА).

Известно, что в последние годы информационная нагрузка на мозг для всех возрастных категорий учащихся неуклонно растет. Учебные курсы усложняются, изучение ряда тем сдвигается из среднего в начальное звено. Справедливой критике подвергается недостаточная доступность материала для младшего школьника, ведущая к повышенной тревожности, уровню стресса, утомлению, даже отказу от обучения. При этом сам характер нагрузки предполагает прежде всего работу левого полушария (вербально-логические методы преподавания), нагрузка на правое полушарие учитывается в меньшей степени [4]. Поэтому, разрабатывая курс «Познай себя», мы учли это обстоятельство. Методическая составляющая учитывала развитие творческого потенциала ребенка (показ фрагментов сказок, музыкальные вставки, рисование, лепка, изготовление поделок, импровизация, разнообразные мышечные движения, показ сценок, рассмотрение материала с разных сторон, многократное повторение материала в разных его вариантах и модальностях). Приведем краткое содержание курса «Познай себя» для младших школьников (табл. 1).

Таким образом, в процессе изучения курса достигнуты цели и задачи воспитания бережного отношения ребенка к своему здоровью через знания о себе и формирования умений. Знания, полученные ребенком, являются комплексными, развивают мотивацию заниматься укреплением здоровья, противостоять вредным привычкам. Знания о месте человека в природе и его эволюции выводят на первый план понятие ценности жизни, способствуют экологическому и эстетическому воспитанию.

Программа предполагает совместную работу учителя начальных классов с физруком, учителем музыки, рисования, также со школьным врачом и родителями, что способствует преемственности в учебном процессе. Курс получил высокую оценку администрации и родителей. Уроки здоровья нравились детям: они проявляли живой интерес, с нетерпением ожидали уроков, старались найти применение материалу в повседневной жизни.

В своей программе мы не охватываем медицинских основ укрепления здоровья. Здоровье рассмотрено как важнейшая образовательная проблема с учетом того, что знания о себе необходимы каждому человеку с первых дней его жизни. Система образова-

ния - важнейшее звено укрепления и защиты здоровья детей. Ведь именно учитель вместе с родителями стоит ближе всего к ребенку и фиксирует малейшие изменения в его развитии и поведении. Важно и то, что именно в начальной школе авторитет учителя столь высок, что может превышать родительский, давая возможность широкого круга оздоровительных воздействий. Гуманистическая направленность курса способствует психологической разгрузке ребенка, что не менее важно для оздоровления.

Для оценки результатов работы по программе выбран объективный показатель индекса тревожности (ИТ), который изучался с использованием рисуночного варианта, адаптированного для детей [5]. Каждому ребенку индивидуально предъявлялись 14 рисунков, каждый из которых представлял типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке отсутствовало; оно представлялось на дополнительном ри-

Содержание ку]

сунке улыбающимся или грустным. Ребенок должен был выбрать лицо, соответствующее его представлению о данной ситуации. ИТ вычислялся как отношение числа негативных выборов к общему числу ситуаций (14), выбраны два момента исследования: начало и конец первого полугодия. Сравнивались значения ИТ в группе детей, изучавших курс (1а, 2а, 3 а), в качестве группы контроля изучены дети, не изучавшие курс «Познай себя» (1б, 2б, 3б). В таблице приведены средние значения ИТ в группах (т±ц). Все данные, внесенные в таблицу 2, являются достоверными при P<0,05. Статистическая обработка данных проведена с использование t-теста программы Microsoft Excel и критерия репрезентативности по Стьюденту.

Как показывает табл. 2, позитивное влияние изучения курса налицо. Отмечено достоверное снижение ИТ в исследуемой группе детей по сравнению с группой контроля. Учет физиологических особен-

Таблица 1

I «Познай себя»

Класс Название раздела Основная идея раздела Кол-во часов

1 Введение Самое ценное - здоровый человек! Знание себя - путь к успеху. 2

Я - школьник Начало школьной жизни и забота о своем здоровье. 9

4 кита здоровья Слагаемые здоровья: личная гигиена, движение, правильное питание и позитивный эмоциональный настрой. 13

Чтобы не случилось беды Защита прав ребенка на жизнь (поведение в критических ситуациях). 6

2 Введение Страна Здоровья (повторение материала 1 класса). 2

Страна Здоровья Загадочная, интригующая и красивая страна - живой организм. 13

Жив и здоров Если в организме беда (что такое первая помощь). 8

Организм защищает себя Защитные силы организма. Иммунитет как ведущее звено защиты. Стресс. 5

3 Введение Современный человек в цифрах и фактах. 1

Этот древний и молодой человек Длинный и опасный исторический путь борьбы человека за жизнь. Ценность жизни. Здоровье, сила и труд как залог успеха человека. 5

Жизнь человека в опасности Грозные вредные привычки. Появление новых вредных привычек. Компьютер, планшет, телефон и наше здоровье. 12

Да здравствует жизнь Жизнь в единстве с природой. Растения, животные и человек. 7

3 года спустя Подведение итогов. 5

Таблица 2

Динамика ИТ в процессе изучения курса «Познай себя»

Исследуемая группа Контрольная группа

Класс ИТ исход. ИТ юэнечн. Средние различия Класс ИТ исход. ИТ юэнечн. Средние различия

1а 57,14±4,18 35,71±5,89 21,43 1б 28,57±4,11 35,71±5,47 7,15

3а 85,71±8,16 28,57±6,54 57,14 3б 35,71±6,58 28,57±3,89 7,15

2а 71,42±9,48 28,57±6,58 42,85 2б 50,00±5,87 50,00±6,32 0

ностей МПА мозга у детей в процессе обучения, психологическая разрядка выступают в исследуемой группе как один из неспецифических механизмов адаптации ребенка к новым видам деятельности, новому микроокружению, что позволяет рассматривать их как возможный механизм развития устойчивой психофизиологической и психической адаптации.

Междисциплинарный подход к проблеме оздоровления показал, что первый его шаг - введение уроков здоровья хотя бы в начальной школе. На первый взгляд кажется, что те же цели преследуют и уроки физкультуры, естествознания и биологии. Однако комплексность, опора на физиологические особенности, разнообразие инновационных методов, предполагающих работу правого полушария мозга, психологический комфорт, безоценочная система отличают курс «Познай себя» от традиционных предметов. Зачастую негативное отношение учащихся к этим предметам сводят на нет их оздоровительный эффект.

Таким образом, педагогика, система образования должны стать частью общей оздоровительной направленности, развиваемой медицинской наукой. И если медицина - наука, занятая диагностикой и лечением патологии детского возраста, то педагогика должна взять на себя весомую часть профилактической работы с детьми.

Список литературы

1. Ахмедова Р.М., Софронова Л.В., Трефилов Р.Н. Распространенность и гендерные особенности ожирения у подростков Перми. // Вопросы современной педиатрии. 2014. Т. 13. № 5. С. 37-41.

2. Батожаргалова Б.Ц. Особенности бронхиальной астмы у курящих подростков // Вопросы клинической педиатрии. 2014. Т. 9. № 4. С. 25-31.

3. Булгакова В.А. Оптимизация этиотропной терапии ОРВИ и гриппа у детей как способ уменьшения медикаментозной нагрузки / В.А. Булгакова // Вопросы практической педиатрии. 2014. Т. 9, № 5. С. 26-34.

4. Крапивникова О.В. Коррекция межполушар-ных взаимодействий и адаптация человека в условиях антропоэкологических систем. // Влияние природных и антропогенных факторов на социоэкосистемы. Сб. науч. тр. Вып. 4. Рязань, 2007. С. 148-150.

5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1996. 240 с.

6. Погодина А.В. Нейрокардиогенные обмороки и внешкольная занятость подростков в условиях учебного процесса высокой интенсивности / А.В. Погодина и [др.]. // Вопросы современной педиатрии. 2014. Т. 13. № 5. С. 42-45.

7. ХонзК. Стрессы и их биокоррекция. М.: Фонд парапсихологии имени Л.Л. Васильева. 1992. 104 с.

Сведения об авторах

Крапивникова Ольга Владимировна - кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры гистологии и биологии Рязанского ГМУ им. академика И.П. Павлова. E-mail: krapivnikova2012@ yandex.ru; тел. (4912) 46-08-97, факс (4912) 46-08-08.

Ухов Юрий Иванович - д.м.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой гистологии и биологии Рязанского ГМУ им. академика И.П. Павлова. Тел. (4912) 46-08-97, факс (4912) 46-08-08.

УДК 616-002.5-053.5-082.3:614.253.5 Е.И. Липатникова, О.С. Кропачева, Е.В. Чаганова

СЕСТРИНСКИЙ МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОГО САНАТОРИЯ

Кировская государственная медицинская академия E.I. Lipatnikova, O.S. Kropacheva, Ye.V. Chaganova

NURSING MONITORING OF FUNCTIONAL TESTS IN CHILDREN IN TUBERCULOSIS SANATORIUM

Kirov State Medical Academy

В статье дана характеристика полученных функциональных проб у детей в условиях противотуберкулезного санатория. Выделено современное эпидемиологическое положение в Кировской области: регистрируемый уровень первичной заболеваемости 2014 году снизился в 1,6 раза у детей от 0 до 14 лет и в 3,5 раза у подростков от 15 до 17 лет по сравнению с 2012 годом. После проведенного курса противотуберкулезного лечения, профилактических мероприятий у детей отмечалось увеличение жизненной емкости легких по сравнению с показателями, регистрируемыми при поступлении. Через три месяца лечения у 70% пациентов фактическая жизненная емкость легких находилась в пределах нормы или превосходила ее и лишь у 10% имелись значительные нарушения. У 42,9% обследуемых пациентов, получающих в составе антибактериальной терапии этамбутол, выявлено снижение остроты зрения. Через 3 месяца лечения в отмене химиопрепарата нуждались 70% обследованных детей. Показана необходимость проведения мониторинга зрения чаще 1 раза в месяц. Наиболее частые причины снижения массы тела (или отсутствие прибавки в массе) детей, получавших химиопрофилактическое лечение: непереносимость антибактериальной терапии и сопутствующая патология.

Ключевые слова: функциональные пробы, дети, туберкулез.

The article presents the characteristics of the obtained functional tests in children under TB sanatorium. It highlights the current epidemiological situation in the Kirov region: the recorded level of primary disease in 2014 decreased by 1.6 times in children from 0 to 14 years old and 3.5 times among adolescents of 15 to 17 years old compared with 2012. After a course of anti-TB treatment, preventive measures in children showed an increase in lung capacity compared with recorded at admission. After three months of treatment in 70% of patients the actual vital capacity was in the normal range or exceeded it, and only 10% had significant violations. In 42.9% of surveyed patients receiving antibiotic therapy as part of ethambutol, showed a reduction in visual acuity. After 3 months of treatment in the abolition of chemotherapy needed 70% of the surveyed children. The necessity of monitoring of more than 1 time per month. The most common causes of weight loss (or lack of gain in weight)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.