Научная статья на тему 'Поддержка грудного вскармливания-залог здоровья будущего поколения'

Поддержка грудного вскармливания-залог здоровья будущего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
582
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОРОЖДЕННЫЕ ДЕТИ / ТРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка грудного вскармливания-залог здоровья будущего поколения»

низируется, если не проведено хирургическое лечение пораженного участка кишечника.

Злокачественная меланома кожи до полового созревания ребенка не встречается, но в пубертатном периоде повышается тенденция малигнизации пиг-ментныхневусов. Все дети, родившиеся с меланома-ми, погибают вскоре в результате метастазирования опухоли (в срок от 6 дней до 10 месяцев). Самые плохие результаты лечения отмечаются при локализации новообразования на туловище.

Пигментная ксеродерма кожи лица обычно носит наследственный характер и расценивается как об-лигатный предрак, то есть обязательно превращается в рак.

Заключение

При некоторых видах злокачественных новообразований (опухоль Вильмса, карцинома щитовидной железы, дисгерминома либо односторонняя семинома, саркома Юинга проксимального отдела кости, хондросаркомасветлоклеточная, лимфогранулематоз (болезнь Ходжкина) с лимфоцитарным преобладанием) возможно полное излечение.

К факторам, улучшающим прогноз заболевания, относятся:

• I клиническая стадия заболевания;

• высокая степень гистологической дифферен-цировки клеток опухоли;

• новообразование в виде маленького узла, в капсуле, или имеющее четкие границы;

• новообразование без метастазов и рецидивов;

• меньший возраст ребенка.

Продолжительность жизни ребенка короткая в

тех случаях, когда:

• карциноматозный процесс распространенный, IV клинической стадии;

• злокачественные опухоли низкой степени гистологической дифференцировки;

• поражены депозитами кости и внутренние органы.

Список литературы

1. Головин Д.И. Атлас опухолей человека. Л., Медицина, 1975. 320 с.

2. Колосов А.Е. Опухоли у детей. В кн.: Продолжительность жизни при раке, саркоме, меланоме, лейкозе и лимфогранулематозе: Руководство для врачей. Санкт-Петербург - Киров, 2007. 432с.

3. Нейштадт Э.Л., Маркочев А.Б. Опухоли и опухолеподобные заболевания костей. СПб.: Ф0ЛИАНТ-2007.334с.: ил.

4. Турабов И.А., Разин М.П. Онкологические и опухолеподобные заболевания детского возраста: Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Архангельск: Изд-во СГМУ, 2013. 105 с.

Сведения об авторах

Колосов Александр Евдокимович - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой патологической анатомии Кировской ГМА.

Мильчаков Дмитрий Евгеньевич - к.м.н., доцент кафедры патологической анатомии Кировской ГМА.Е-шаП: docdm58@mail.ru; тел. (8332) 67-59-86.

УДК 616-053.2.31 А.Г. Кравцова, К.Р. Федорук

ПОДДЕРЖКА ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ -ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь

A.G. Kravtsova, K.R. Fedoruk

BREAST FEEDING SUPPORT -GUARANTEE OF HEALTH OF NEXT GENERATION

Transnistrian State University named for T. Shevchenko, Tiraspol

В статье отражены проблемы грудного вскармливания как неблагоприятный фактор развития современного общества. Даны рекомендации о внедрении в практическое здравоохранение на территории государства современных методов пропаганды грудного вскармливания как залога здорового развития нации.

Ключевые слова: новорожденные дети, грудное вскармливание, организация питания детей раннего возраста.

In this article problems of breast feeding are represented as an unfavorable factor of modern society development. Recommendations to introduce in practical healthcare in the territory of the present-day methods of breast feeding propaganda, as the guarantee of healthy development of the nation, were given.

Key words: new-born children, breast feeding, catering of tender age children.

Введение

Одной из самых эффективных мер, которая является успешным залогом здоровья детей, является правильная организация питания ребенка, особенно 1-го года жизни. Нет сомнений в том, что приоритет естественного вскармливания и рационального питания детей раннего возраста является ведущим, что в последующем обеспечивает оптимальный уровень здоровья растущего поколения [3, 4, 5, 6, 7, 12]. Рациональное питание детей, особенно 1-го года жизни, обеспечивает оптимальные показатели физического, психомоторного, интеллектуального развития детей, а также их способность оказывать сопротивление в ответ на воздействие неблагоприятных факторов.

История изучения детского питания насчитывает более чем 150 лет. За это время установлено, что роль ингредиентов грудного молока для функционирования систем растущего детского организма очень велика. Полученные данные позволяют говорить о том, что естественное вскармливание - это «золотой стандарт» питания ребенка [3, 9, 13, 12]. Продолжительность грудного вскармливания детей не во все времена была одинаковой. Так, в 1926 году по свидетельству Г.Н. Сперанского установлено, что на грудном вскармливании находилось 98,1% детей до 1 года, и только 1,9% находились на искусственном вскармливании. «Насто-

МАТЕРИАЛЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА Я.Ю. ИЛЛЕКА

ящей агалактии не существует: терпением и настойчивостью можно увеличить секрецию каждой грудной железы настолько, что возможно будет полное или частичное вскармливание ребенка грудью матери» [13]. Резкое снижение продолжительности грудного вскармливания отмечается с 90-х годов ХХ века на территории бывшего СССР. Тогда средняя продолжительность грудного вскармливания в крупных городах составляла 3,5-4,5 месяца [1, 2, 8, 10, 11].

По статистическим данным последних 15 лет, можно судить о том, что каждый год более 40% детей в нашем регионе и на территории России перестают получать грудное молоко в 1-е шесть месяцев жизни.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе Тирасполь-ского центра поликлинической помощи (ГУ ТКЦАП), а также Республиканского центра матери и ребенка (ГУ РЦМиР) г. Тирасполя в два этапа. Первый этап включил в себя социологический опрос 250 матерей, находящихся в ГУ РЦМиР, второй этап включил в себя сбор информации у 300 матерей, имеющих детей 1-го года жизни, относящихся к ГУ ТКЦАП. Сбор информации включил в себя как устный опрос, так и анкетирование. Собранные данные дополнялись информацией из историй развития новорожденного и историй развития ребенка.

Статистическая обработка полученных данных проводилась на персональном компьютере с использованием программы Microsoft Excel (2007) в составе пакета программ Microsoft Office (2007).

Результаты и их обсуждение

По результатам наших исследований, проведенных в 2010-2014 гг. в г. Тирасполь, оказалось, что с рождения на грудном вскармливании находились 90% младенцев, а в период с 2008-2010 гг. - 70%. По результатам ГУ ТКЦАП, в возрасте 3 месяцев 25% детей не получали молоко матери, к 6 месяцам - 42%, а к году - уже 70% детей. Полученные данные позволяют говорить о том, что продолжительность грудного вскармливания в среднем составила всего 6 месяцев.

С 2009 г. по 2011 г. весь персонал стационара ГУ РЦМиР, а также ГУ ТКЦАП прошел курсы усовершенствования, рекомендованные ВОЗ и ЮНИСЕФ. Данные курсы отвечают современным технологиям развития педиатрии. Полученные знания с успехом внедрены в практику акушерского и детского стационара отделений новорожденных ГУ РЦМиР, а также ГУ ТКЦАП.

Физиологический уход и вскармливание новорожденного, соблюдение тепловой цепочки, внедренные в нашу повседневную практику, позволили в комплексе проводимых мероприятий составить основу абилитации ребенка [1, 3].

В настоящее время в ГУ РЦМиР 90% детей после рождения прикладывают к груди в первые 30-60 минут жизни. До 2011 года лишь 70% детей прикладывали к груди в первые часы жизни, а кормление по требованию с 2007 по 2011 гг. составляло всего 10-20%, т.к. детей преимущественно кормили по часам. С 2011 г. все дети в удовлетворительном состоянии находятся на совместном пребывании с матерью. 98% детей получали грудное молоко по требованию, и только в 2% случаев, в связи со стойкой гипогалак-тией матери, детей докармливали детской адаптированной смесью. После выписки из родильного дома в 98% случаев было рекомендовано продолжить сво-

бодное грудное вскармливание, что в последующем также поддерживалось педиатрами участковой службы. Только в 2% случаев нами было рекомендовано смешанное вскармливание в связи с гипогалактией у матери. Исключение составили 1% детей от ВИЧ инфицированных матерей, когда грудное вскармливание запрещено, все остальные дети находились на исключительно грудном вскармливании.

Одним из неблагоприятных факторов, способствующим уменьшению продолжительности грудного вскармливания, является то обстоятельство, что независимо от наличия грудного вскармливания детям очень рано начинают проводить коррекцию питания. Анализ характера вскармливания детей показал, что в возрасте 4 месяцев на грудном вскармливании находятся 75% детей, но при этом половина из них уже начинает получать молочную смесь. Раньше срока проводят коррекцию питания в виде дачи фруктовых соков и пюре. В 3 месяца его уже получают 35% детей, причем не все родители вводили его по согласованию с медицинскими работниками.

По полученным данным можно судить о том, что в условиях ГУ ТКЦАП самой главной причиной, которая явилась причиной перевода детей на смешанное и искусственное вскармливание, явилась гипога-лактия у матери (47%), противопоказания к кормлению грудью со стороны матери - в 15% и лишь 7% случаев - противопоказания к кормлению грудью со стороны ребенка. Настораживающим фактом явилось нежелание матерей в 3% случаев кормить грудью в связи с необходимостью выйти на работу.

Таким образом, проведенное исследование в г. Тирасполь выявило с 2010 г. тенденцию к улучшению качества оказываемой помощи детям в неона-тальном (в условиях ГУ РЦМиР) и грудном возрасте (в условиях ГУ ТКЦАП) в области грудного вскармливания, что способствует улучшению здоровья растущего поколения. Это указывает на необходимость продолжить применение современных технологий, рекомендованных ВОЗ, включающих пропаганду преимущественно и исключительно грудного вскармливания детей до 6 месяцев, создание мотивации для родителей грудного ребенка [8, 9, 12].

Проведенный статистический анализ позволил выявить наиболее значимые причины, которые могут служить снижению грудного вскармливания в регионе:

- недостаток информированности по вопросам грудного вскармливания среди будущих матерей еще во время беременности;

- немотивированное докармливание ребенка смесью дома по выписке из роддома (что часто мотивируется непонятным для родителей беспокойством ребенка);

- ранний выход на работу, учеба матери, отсутствие матери в регионе;

- рост в регионе ВИЧ инфицированных матерей, а также женщин-носителей и больных гепатитом В и С, которые отказываются от грудного вскармливания;

- отсутствие поддержки грудного вскармливания среди близких родственников в семье.

В связи с внедрением в неонатальную практику современных технологий ухода за новорожденным специалистами были выбраны основные принципы и направления медицинской помощи новорожденным детям из всего спектра предлагаемых экспертами ВОЗ мер:

- дружелюбное отношение медперсонала во время беременности женщины и родов, содействие привязанности между новорожденным и матерью;

- формирование приоритета здорового новорожденного на этапе роддома и поликлинической участковой службы;

- раннее начало грудного вскармливания (первые 30-60 минут);

- обеспечение раннего контакта «кожа к коже»;

- ограничение рутинных мероприятий и процедур у новорожденного в условиях лечебных учреждений.

Задачи по повышению приоритета преимущественно грудного вскармливания детям до 6 месяцев и сохранения грудного вскармливания детям до 2 лет на фоне введения прикормов по возрасту:

1. Привлечь большее внимание медицинских работников и всего населения республики к проблеме грудного вскармливания детей.

2. Изменить приоритеты организации питания детей раннего возраста на приоритет грудного вскармливания.

3. Увеличить охват грудным вскармливанием детей в республике, что позволит снизить расходы на приобретение молочных смесей в пользу продуктов детского питания (фруктовые, овощные, рыбные, мясные пюре, соки), что значимо в нашем регионе в условиях ограниченных ресурсов, что, безусловно, способствует в перспективе улучшению здоровья нации в целом [4, 9].

Выводы

Современные рекомендации, касающиеся грудного вскармливания, могут быть успешно реализованы только при достаточно хорошей подготовке педиатров, врачей общей практики, семейных врачей и медицинских сестер. Для получения значительного эффекта, касающегося грудного вскармливания, у медицинских работников должны быть знания об особенностях лактации у матерей, технике кормления, методах консультирования матерей.

В общеобразовательных учреждениях врачи-педиатры ГУ ТКЦАП, а также сотрудники кафедры педиатрии должны читать лекции старшеклассникам на тему «Основы здоровой семьи», где должны освещаться приоритеты грудного вскармливания.

Таким образом, действенных методов поддержки и улучшения качества грудного вскармливания много, нужно лишь непрестанно внедрять их в повседневную практику.

Список литературы

1. Абольян Л.В. Медико-организационная модель охраны и поддержки грудного вскармливания в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства первичного звена: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2006. 50 с.

2. Ладодо К.С., Тамазян Г.В. и др. Особенности вскармливания детей первого года жизни (по материалам анкетирования детей в Московской области) // Вопросы детской диетологии. 2005. № 6. С. 12-16.

3. Булатова Е.М. Вскармливание детей раннего возраста в современных условиях: автореферат дисс. ... д-ра мед. наук. СПб. 2005. 50 с.

4. Воронцов И.М., Фатеева Е.М. Актуальные проблемы естественного вскармливания // Педиатрия. 1997. № 1. С. 38-41.

5. Гаппаров М.М., Левачев М.М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001. № 4. С. 23-27.

6. Конь И.Я. Новые подходы к вскармливанию

детей первого года жизни. // Материалы VIII съезда педиатров России. М., 1998. С. 63-64.

7. Конь И.Я., Фатеева Е.М. К дискуссии по проблемам вскармливания детей первого года жизни. Педиатрия. 2003. № 1. С 69-74.

8. Ладодо К.С. Питание детей: современные аспекты //Российский педиатрический журнал. 1998. № 2. С. 52-55.

9. Лучанинова В.Н., Бурмистрова Т.И., Глушко И.В., Абольян Л.В. Современные подходы к обоснованию приоритета грудного вскармливания детей // Проблемы управления здравоохранением. 2004. № 3. С. 54-56.

10. Нетребенко O.K. Современные проблемы вскармливания детей грудного и раннего возраста. Педиатрия. 2002. № 1. С. 63.

11. Нетребенко O.K., Кэтлин Вэч. Некоторые особенности вскармливания грудных детей в России // Традиционная медицина и питание: теоретические и практические аспекты: Материалы Международной научной конференции. М., 1994. 505 с.

12. Фатеева Е.М., Черников М.П., Мамонова Л.Г. и др. Современное представление о вскармливании детей первого года жизни // Вопросы охраны материнства и детства. 1986. № 91. C. 35-40.

13. Ямпольский С.М. «Капля молока» - доклад Харьковского отдела Союза борьбы с детской смертностью // Труды первого Всероссийского съезда детских врачей. СПб, 1913. 113 с.

Сведения об авторах

Кравцова Алина Геннадьевна - к.м.н., доцент, зав. кафедрой педиатрии и инфекционных болезней Приднестровского государственного университета. E-mail: med.fac.pediatrics@mail.ru.

Федорук Ксения Романовна - к.п.н., доцент кафедры педиатрии и инфекционных болезней Приднестровского государственного университета. E-mail: vero4044@yandex.ru.

УДК 612.821.2/.3-053.2

О.В. Крапивникова, Ю.И. Ухов

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Рязанский государственный медицинский университет

O.V Krapivnikova, Iu.I. Ukhov

INTERDISCIPLINAR METHODOLOGY TO THE PROBLEMS OF HEALTH PROTECTION IN CHILDREN

Ryazan Medical State University

Разработан и апробирован в течение 3 лет учебный курс уроков здоровья «Познай себя» для начальной школы. Курс включает знания по вопросам охраны здоровья школьника, защиты от вредных факторов среды, самостоятельной работы школьника по охране здоровья. Специфика курса - его практическая направленность. Исследованы более 700 де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.