Социальные проблемы развития территорий
УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.542.5
© Разварина И.Н.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ДЕТСТВО»
РАЗВАРИНА ИРИНА НИКОЛАЕВНА
Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]
Необходимость создания целостного представления о закономерностях становления личности ребенка в обществе, потребность углубленного понимания детства, развития ребенка с точки зрения этнографии, социологии, экологии, антропологии высказывается многими учеными. На современном этапе слабо развит междисциплинарный подход к исследованию детства, не разработан единый методологический инструментарий комплексного изучения его потенциальных возможностей, что подтверждает актуальность исследований по данной тематике. Цель рукописи - представить теоретический обзор различных подходов к понятию «детство», обосновать необходимость междисциплинарного подхода к его изучению. В статье детство рассмотрено с точки зрения различных дисциплин: психологии, педагогики, медицины, юриспруденции, социологии, экономики. Показана сущность понятия с точки зрения различных научных дисциплин, рассмотрены специфика изучения, необходимость междисциплинарного подхода к обобщению полученных знаний о потенциале и проблемах детства. В качестве информационной базы использованы научные публикации отечественных и зарубежных исследователей, международные, федеральные нормативно-правовые документы в области охраны прав и интересов ребенка. Проведенный анализ показал, что в настоящее время нет единой трактовки термина «детство» вследствие многообразия его содержания и связей с обществом, что предопределяет необходимость комплексного познания детства: раскрытия закономерностей, характера, содержания и структуры процесса развития ребенка, его роли в обществе, выявления фактических и потенциальных возможностей детей, особенностей их адаптации и социализации. Это предусматривает необходимость разработки методологического инструментария для изучения детского населения, основное предназначение которого - получение полной информационной базы о нем. Это, в свою очередь, позволит создать условия для реализации потенциала каждого ребенка, формирования достойной жизненной перспективы: образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально-позитивных видах деятельности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования их для изучения детского населения и формирования адресных рекомендаций по наиболее полному использованию его потенциала.
Детство, детское население, междисциплинарный подход, возрастное развитие, потенциал ребенка, социализация.
Детство - это период становления ребенка полноценным членом общества, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости, где происходит развитие, изменение, обучение. Оно вписывается как в историческое время, так и в пространство: семью, школу, город, село, общество в целом. Имея свои границы, оно является и изменяющейся категорией. Ребенок активно осваивает жизненное пространство, моделируя себя в социуме. Тем не менее исследователи отмечают, что дети как особая группа не занимают в обществе достойного места. Многие из них находятся в условиях бедности, социального неравенства, отсутствия родительского внимания и перспектив [17]. Вместе с тем от детей зависят количественные и качественные характеристики будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности. В период детского возраста (от 0 до 18 лет) закладываются основные элементы личности, определяющие качество человеческого потенциала как необходимого условия общественного развития в условиях трансформации в период демографического кризиса.
Отметим, что проблемам детства посвящена философская, экономическая, демографическая, антропологическая, социально-психологическая, педагогическая, социологическая литература. Несмотря на многочисленные исследования по этой теме, остаются вопросы, которые недостаточно разработаны с точки зрения междисциплинарного подхода. К ним относятся определение факторов, влияющих на статус ребенка, состояние его
здоровья и развитие; выявление и сопровождение творчески одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья; определение положения детей в социуме и специфики их развития в ходе происходящих изменений в обществе. От успешного решения этих задач будут зависеть эффективность демографической и семейной политики, выработка более эффективных мер, направленных на поддержку семей с детьми и оптимизацию социализации детей.
В связи с этим важно, что при изучении детства социальный опыт переплетается с наукой, которая не только анализирует общественные явления и проблемы детства, но и предлагает эффективные обоснованные пути их реализации. Отметим, что научные сообщества большинства западных стран активно включаются в поддержку детских движений, инициируют исследовательские практико-ориентированные программы. В исследованиях детства приоритетным становится категория «рraxis», объединяющая практику с наукой. Они показывают, с одной стороны, усиление внимания общества к проблемам ребенка, с другой - отрицательную составляющую детства в современном мире: насилие, сексуальные домогательства, эксплуатация детского труда и т. д. [12].
Понятие «детство» многогранно. Одни ученые определяют его как «особое явление социального мира, ...состояние процесса вызревания подрастающего поколения, . подготовки к воспроизводству будущего общества» [27]. Сущность состоит в том, что рассматриваемое понятие
включает физические и психологические процессы, адаптацию ребенка, характер межличностных отношений с взрослыми и другими детьми (младшими, сверстниками, старшими), сообществом в целом. По мнению других исследователей, детство - это значимая часть образа жизни и культуры человечества, влияющая на положение детей в обществе, уровень взаимоотношений «взрослый-ребенок», основа для создания необходимых условий жизни несовершеннолетних, защиты их прав через формирование и реализацию социальной политики государства [9]. Оно рассматривается и как этап в развитии человека, для которого характерны свои специфические особенности развития психики, типа ведущей деятельности [5]. Важен подход к данному определению и как к начальному периоду онтогенеза, периоду роста и жизни человека, связанному с приобретением юридической дееспособности, как к объекту и субъекту воспитательного воздействия, как к социально-демографической группе в возрасте до 18 лет и как к части населения моложе трудоспособного возраста [19].
Анализируя численность детей между переписями населения с 1989 года по 2002 год, можно отметить снижение их количества в возрасте 0-4 года почти на 50%, в возрасте от 5 до 9 лет на 45%. По итогам переписи 2010 года (в сравнении с 2002 годом), произошло увеличение численности детей от 0 до 4 лет на 20%, от 5 до 9 лет на 2%, снижение в возрасте 10-14 лет на 36%, 15-19 лет - на 34%.
Если посмотреть данный показатель в отношении к общей численности населения РФ, то снижение составило 4,5 п. п. К 2016 году (по сравнению с 2010 годом) увеличивается количество детей от 0 до 4 лет на 16%, 5-9 лет - на 15%, 10-14 лет - на 9%, уменьшается - в возрасте от 15-19 лет на 20% (табл. 1). В сравнении с общей численностью снижение детского населения с 1989 по 2016 год составило 8 п. п.
Наряду со снижением численности серьезную проблему представляет состояние здоровья детей. Сегодня потенциал здоровья молодого поколения невысок, о чем свидетельствует рост заболеваемости детей. Выявлены устойчивые негативные тенденции в показателях их физического и психического состояния, характеризующиеся высоким уровнем заболеваемости (в стране около 35% детей уже рождаются больными). Идет постепенное «омоложение» детской инвалидности: оно происходит как по абсолютной величине, так и по показателю его уровня.
На фоне сокращения численности населения моложе трудоспособного возраста актуальны вопросы качества молодежных когорт, его образовательного потенциала, который находится в тесной взаимосвязи с трудовым потенциалом, представляющим собой совокупность образовательных, профессиональных, квалификационных и других возможностей человека. За годы реформирования российского общества существенно изменилась система образования - основного института формирования человеческого
Таблица 1. Численность детского населения в РФ, тыс. чел.
Возраст, лет 1989 год В % от общей численности населения РФ 2002 год В % от общей численности населения РФ 2010 год В % от общей численности населения РФ 2016 год В % от общей численности населения РФ
0-4 12032 8,1 6399 4,4 7968 5,6 9512 6,5
5-9 11360 7,7 6941 4,9 7091 4,9 8218 5,6
10-14 10592 7,2 10406 7,2 6610 4,6 7254 5,0
15-19 9968 6,8 12801 8,8 8389 5,9 6731 4,6
Итого: 43952 29,8 36547 25,3 30058 21,0 31715 21,7
Источник: Федеральная служба государственной статистики. : http://www.gks.ru
Таблица 2. Некоторые результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)
Показатель Грамотность чтения Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность
2006 2009 2012 2015 2006 2009 2012 2015 2006 2009 2012 2015
Количество баллов в России (тах=1000) 440 459 475 495 476 468 482 494 479 478 486 487
Место России 37-40 41-43 38-42 19-30 32-36 38-39 31-39 20-30 33-38 38-40 34-38 30-34
Количество баллов по странам ОЭСР (в среднем) 497 493 493 493 506 496 494 490 499 501 501 493
Источники: Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся: PISA-2006. - М. : Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2007. - С. 33, 50, 81; Первые результаты международной программы PISA-2009. - М. : Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2010. - 20 с.; Основные результаты Международной программы PISA - 2012. - М. : Центр ОЭСР -ВШЭ ИСИЭЗ, 2014. - С. 4, 7, 9; Основные результаты международного исследования PISA-2015. - М. : Федеральный институт оценки.
потенциала и человеческого капитала. Эти изменения коснулись и институциональных, и содержательных аспектов образования. Был введен единый государственный экзамен (ЕГЭ), в результате чего снизился уровень подготовки школьников и студентов, о чем свидетельствуют результаты межстрановых исследований PISA и PIPLS и др. Лучшие российские школьники на протяжении 2006-2012 гг. уступали своим сверстникам из других стран, однако к 201 году наблюдается положительная динамика достижений учащихся по грамотности чтения и математической грамотности (табл. 2).
Детское население страны представляет важный ресурс экономического роста, научно-технического развития и обороноспособности, в раннем возрасте уже формируются предпосылки здоровья [5], закладываются основы фундаментальных знаний, личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий1. Одним из принципов их формирования является междисциплинарность, то есть успешное формирование компетенций и компетент-ностей в различных предметных областях.
1 Универсальные учебные действия - это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности.
С этой точки зрения аспекты здоровья, образования, адаптации детей требуют разностороннего научного практико-ориен-тированного изучения для:
1) разработки и реализации программ развития здравоохранения, образования, социальной защиты с привлечением таких значимых институтов формирования детского потенциала, как семья, общественные организации;
2) совершенствования межведомственного взаимодействия на всех уровнях управления с использованием результатов комплексных междисциплинарных исследований детского населения.
Цель статьи - представить теоретический обзор различных подходов к изучению понятия «детство», показать необходимость междисциплинарного подхода к его изучению.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: выделены существующие подходы к определению детства; проанализировано его содержание с точки зрения различных дисциплин, обоснована необходимость междисциплинарного подхода к изучению детства.
Подходы к изучению детства
Объектом исследования комплекса гуманитарных и общественных наук дети стали во второй половине XX века. В настоящее время нет единой трактовки термина
«детство», он используется в психологии, педагогике, медицине, юриспруденции, социологии, экономике и т. д. (табл. 3).
Рассмотрим особенности выделенных подходов.
Социально-демографический подход.
В рамках социально-демографического подхода дети изучаются как социально-демографическая группа населения, объединяющая в себе индивидов в возрасте от 0 до 17 лет, отличающихся социальными, физи-
ологическими и психологическими характеристиками, имеющих общие взгляды, способности, склонности, интересы. Дети связаны друг с другом в условиях социального взаимодействия, они обладают социальным и внутрисемейным статусами, которые реализуются через функции и роли, выполняемые ими в обществе и семье. Яркими представителями этого подхода являются Н.М. Римашевская, Е.Б. Бреева, А.А. Шабунова.
Таблица 3. Подходы к изучению категории «детство»
Подход
Сущность
Авторы
Социально-демографический
Дети - социально-демографическая группа населения, объединяющая в себе индивидов в возрасте от 0 до 18 лет, отличающихся социальными, физиологическими и психологическими характеристиками, имеющих общие взгляды, способности, склонности, интересы и связанных друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия, обладающих социальным и внутрисемейным статусами, которые реализуются через функции и роли, выполняемые ими в обществе и семье_
Н.М. Римашевская, Е.Б. Бреева
Социологический
Детство рассматривается как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения, а дети - как соучастники социального процесса, имеющие свой собственный взгляд на мир
Л.В. Кузнецова, Л.Г. Кураева,
В.А. Луков, Е.М. Рыбинский, Е.Р. Смирнова,
B.Н. Ярская, С.Н. Щеглова, О.Н. Ображей, М. Мид, К. Девис, Д. Габардино, Т. Парсонс, Ш. Айзенштадт, Е. Болдинг, Дж. Квортруп,
C. Фрис и др.
Психологический
Детство рассматривается как биосоциальное явление, начальный период онтогенеза (от рождения до подросткового возраста), период наиболее интенсивного психического развития, усвоения социально-исторического опыта, период, на протяжении которого закладывается фундамент мироощущения, мировосприятия ребенка_
З. Фрейд, К.Г. Юнг, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев
Медико-биологический
Объектом исследований являются содержание, сущность и параметры медикализации жизни детей. Медико-биологические науки (педиатрия, детская психиатрия) рассматривают детство как период роста человека, а детей определяют как человеческих существ, не завершивших своего физического развития и обладающих специфическими детскими заболеваниями
Гиппократ, Цельс, С.Г. Зыбелин,
Г.И. Сокольский, Н.М. Максимович-Амбодик,
С.Ф. Хотовицкий, Н.А. Тольский,
А.А. Кисель, В.И. Молчанов, Д.Д. Лебедев,
Г.Н. Сперанский
Юридический
Детство представлено как период жизни, связанный с приобретением человеком более полного объема юридической активна_
Г.Г. Агушева, Д. Баданин, Л.М. Долинская, К. Никонов
Педагогический
Детство соотносится с образовательным и воспитательным пространством, а дети выступают как объекты и субъекты воспитательного воздействия
К.Д. Ушинский, П.К. Каптерев,
П.П. Блонский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт,
Е.Н. Медынский, В.А. Сухомлинский,
М.В. Антропова, А.Г. Хрипкова,
А.Г. Сухарев, А.Л. Баранов, Е.А. Дегтерев
Экономический
Изучается неактивное в экономической деятельности население, называемое категорией моложе трудоспособного возраста, от которого зависит экономика будущего. Объектом исследований в экономической науке являются состояние здоровья детей, уровень образования, развитие коммуникативных навыков и т. д., которые предопределяют качество^_
Т.В. Дробышева, Н.М. Римашевская, А.А. Шабунова
Источник: составлено автором на основании источников [1, 2, 3, 4, 9, 18, 19, 22, 25, 28, 30, 31, 32].
По мнению исследователей, комплексное изучение, оценка потенциала и качества детства - важнейшие условия разработки эффективной государственной политики, ориентированной на сбережение народа и социально-демографическое развитие России [23]. Исследование проблем детства в российском социуме, по мнению Н.М. Римашевской, а также отдельных возрастных и социальных когорт детей сквозь призму социально-демографического развития позволяет по-новому рассмотреть структуру населения с позиции целевых ориентаций многогранной политики государства. Этот подход направлен на раскрытие механизмов формирования различий в состоянии физического и социально-нравственного здоровья детей, идентификацию социальных проблем воспитания и образования, которые окажут наибольшее влияние на количественные и качественные аспекты человеческого потенциала России в ближайшем будущем [26].
Социологический подход. Одним из главных достижений науки по изучению детства в конце 80-х - 90-х годах прошлого века стало появление социологии детства. Социологи изучают детство в рамках двух самостоятельных направлений. Первый подход рассматривает его как культурно-историческую ценность: М. Мид, Б. Малиновский, Л. Демоза, Э. Эриксон. Детство представлено как сложное социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу. В рамках этого подхода изучаются понятие детства на протяжении исторического развития человечества и его различия в разные эпохи. Основное положение культурологической концепции заключается в том, что становление культурного человека состоит в развертывании генетической программы, созревании навыков, умений и проявлении их в определенные периоды. Этот взгляд на детство получил название
«нативизм». Еще одна гипотеза - это изучение детства под влиянием культурной традиции, когда навыки формируются в процессе деятельности. Эта позиция в интерпретации детства как культурного феномена получила название «эмпиризм».
В рамках второго подхода детство описывается как социокультурная характеристика, что нашло отражение в работах современных зарубежных (П. Брюхнер, М. Виннс, Х. Попитц, Н. Постман, Д. Рихтер, Х. Цахер, К. Дэвис) и отечественных (И.В. Бестужев-Лада, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, И.С. Кон, Л.Г. Кураева, Э.А. Ку-руленко, Д.И. Фельдштейн, С.Н. Щеглова) ученых [12]. Детство представляется как состояние развития, когда возрастные изменения связаны не только с приобретением, но и с развитием социальных свойств, качеств. При этом социальное начало по мере взросления все активнее определяет функционирование ребенка и содержание развития его индивидуальности. Детство при этом представляет неотъемлемую часть общества, выступая как особый субъект отношений, в которых оно взаимодействует с взрослым миром. Однако в целом исследования по социологии детства, по мнению научного сообщества, остаются разрозненными, отсутствует системность, взаимодополняемость, преемственность анализа полученных данных, практического использования результатов [29]. На сегодня дети, являясь объектом ряда смежных гуманитарных наук, не выступают в качестве объекта социологической науки, недостаточно выражен социологический подход к осмыслению детей, их места в социальной структуре общества и семье.
Изучение детства признается одним из наиболее сложных направлений социальных исследований. Это связано прежде всего с возрастом и социальным статусом ребенка. Применение междисциплинарного подхода позволит расши-
рить возможности социологии детства и не только охарактеризовать его с точки зрения мнения взрослых и данных традиционных опросов, но и получить эмпирическую информацию с помощью методов психологии, педагогики, адаптированных к детской аудитории (например, игра-интервью, методики неоконченных предложений, метод коллизий и др.).
Психологический подход. Исследования детства в психологии отличаются тем, что в них фигурирует особая единица анализа - возраст, или период развития. Возраст, по определению Л.С. Выготского, это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях «эпохи», равные одному году, трем, пяти годам. Психологи отмечают, что хронологический и психологический возраст не совпадает. Хронологический, или паспортный, возраст является лишь координатой отсчета, внешней сеткой, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности [2].
Основоположник детской психологии в XIX веке Вильгельм Прейер в книге «Душа ребенка» (1882) поставил задачу целостного исследования проблемы детского развития и систематического наблюдения за ним. Это первый систематический труд в области возрастной психологии, так как содержит полное описание стадий и этапов развития ребенка от рождения до 3 лет и причин индивидуальных различий, ведущей из которых является биологическая наследственность.
По мнению И.С. Кона, чтобы разобраться в возрастных категориях, необходимо разграничить системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст [10]. Первой системой отсчета является
индивидуальное развитие. Оно включает такие единицы, как «стадии развития», «возрасты жизни». Вторая система отсчета - это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система оперирует такими единицами, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ею направлений исследования являются когортные различия. Третья - представления о возрасте в культуре, о том, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы.
Л.С. Выготский различал три группы классификаций возрастного развития: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития [2].
Периодизация Д.Б. Эльконина [32], являющаяся интеграцией концепций Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева [18], основана на выделении особенностей динамики и направленности развития детей на каждом из этапов их взросления. В зависимости от преобладания деятельности, связанной с освоением отношений «человек-предмет» или «человек-человек», а также от степени расхождения результатов развития по каждому из этих направлений друг с другом он выделил три эпохи детства: раннее детство, детство и подростковый возраст. Каждая из них состоит из двух периодов: первый характеризуется усвоением мотивов и задач деятельности, на втором идет развитие предметно-операционной стороны действия.
Считаем наиболее целесообразным при изучении детей и детства с позиции междисциплинарного познания использовать детскую периодизацию, предложенную в 2000 году В. Квинн, в которой выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст - от рождения
до 3 лет, раннее детство - от 3 до 6 лет, детство - от 6 до 12 лет, подростковый (юношеский) возраст - от 12 до 18 лет. Хотя автор отмечает, что возрастные пределы каждого этапа являются усредненными, тем не менее границы их определены в зависимости от смены основных видов деятельности, сроков пребывания ребенка с матерью, а затем в дошкольных и школьных образовательных организациях. Это позволяет дать комплексную характеристику детей с точки зрения как временных, так пространственных показателей. Качественный анализ позволит оценить анатомо-физиологические и адаптационные возможности ребенка в соответствии с возрастом и во взаимодействии с ближайшим окружением. Отметим, что в отличие от других классификаций данная возрастная периодизация учитывает такой важный процесс, как акселерация современных детей2, в соответствии с этим нижняя граница подросткового возраста определена с 12 лет, что соответствует современным представлениям о физическом и психическом развитии ребенка. В отличие от других возрастных периодизаций классификация В. Квинн (2000) учитывает и специфику формирования нервно-психического развития. В описании возрастных периодов автор отмечает различие в качественном их содержании. Например, если в раннем детстве мораль ребенка была ориентирована только на наказания и поощрения, то в периоде детства он начинает усваивать социально одобряемое поведение осознанно [13]. Исходя из этого для работы с детьми наиболее целесообразным считаем такое деление развития ребенка на периоды, при котором учитываются его физиологические, социальные и интеллектуальные
2 Акселерация, или акцелерация (от лат. ассе1егайо - ускорение), - это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.
изменения. Этим характеристикам отвечает классификация В. Квинн (2000).
Медико-биологический подход. Педиатрия, детская психиатрия рассматривают детство как период роста человека, а детей - как человеческих существ, не завершивших своего физического развития и обладающих специфическими детскими заболеваниями. Главной причиной выделения ее в самостоятельную отрасль является то, что в различной возрастной категории организм ребенка по своей анатомии, физиологии, психологии, иммунологии имеет существенные отличия от взрослого организма. В своей практике педиатры сталкиваются с такими заболеваниями детей, которые никогда не встречаются у взрослых или бывают у них очень редко. Первым русским ученым, считавшим необходимой борьбу с детской смертностью, был М.В. Ломоносов, в своем труде «О размножении и сохранении российского народа» он предложил меры «по устранению этого зла» [15]. Первым теоретиком детских болезней стал профессор кафедры акушерства Медико-хирургической академии в Петербурге С.Ф. Хотовицкий. В его учебнике по детским болезням «Педиятрика» (1847 год) была развита важная мысль о необходимости понимания врачами отличий детского организма от взрослого и обусловленных ими особенностей детских заболеваний, что важно для правильной постановки диагноза и эффективного лечения детских болезней.
На современном этапе медико-биологический подход к понятию детского здоровья включает следующие направления: а) медицинское, где здоровьем считается отсутствие болезней и их симптомов; б) биомедицинское, в котором внимание уделяется биологическим закономерностям жизнедеятельности; в) биосоциальное, когда в рассматриваемое понятие включены кроме биологических и
социальные признаки; г) ценностно-социальное, при котором здоровье понимается как ценность, необходимая для удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в трудовой, социальной, экономической, научной, культурной и других видах деятельности.
Юридический подход. В юридических науках детство понимается как период жизни, который связан с приобретением человеком дееспособности по мере достижения определенного возраста. Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. В 1919 году Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия, и в 1924 году по предложению Международного союза спасения детей в Женеве была принята Декларация прав ребенка. Она стала первым международно-правовым документом в области охраны прав и интересов ребенка, в котором сформулированы цели и принципы защиты прав детей. Как составная часть защиты прав человека система международной защиты прав ребенка сложилась только после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций (далее - ООН), одним из основополагающих принципов являлось провозглашение уважения к правам и свободам человека без дискриминации. В начале XX века в ряде западных стран появились законы о защите детей и об обязательном образовании. Ребенок стал восприниматься не только как собственность родителей, но и как часть государства, основной задачей стала подготовка к будущей взрослой жизни. Выделению международно-правовой защиты прав ребенка способствовало дальнейшее провозглашение Декларации прав ребенка 1959 года, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Этот Международный нормативно-правовой акт стал специальным документом, впервые полностью посвященным правам детей. Он содержал принципы государственной политики
по обеспечению прав ребенка. Согласно статье 3 Конвенции ООН3, «государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры». В федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых, социально-экономических условий для их реализации4.
Педагогический подход. С точки зрения педагогики детство выступает как образовательное и воспитательное пространство, дети - как объекты, а в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) - как субъекты воспитательного воздействия. В педагогической науке детство рассматривается в рамках дефектологии (Л.С. Выготский), лечебной педагогики (А.А. Дубровский, Е.А. Дегте-рев), валеологии (И.И. Брехман, Л.Г. Та-тарникова), коррекционной педагогики (Б.П. Пузанов, В.Г. Петрова), здоровье-сберегающей педагогики (Б.Г. Акчурин, В.К. Бальсевич, К.Д. Ушинский, П.К. Капте-рев, П.П. Блонский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лес-гафт, Е.Н. Медынский, В.А. Сухомлинский, М.В. Антропова, А.Г. Хрипкова, А.Л. Баранов, А.Л. Дегтерев) и др.
3 Конвенция ООН о правах ребенка - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвященным широкому спектру прав ребенка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет.
4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. URL : http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_19558
Педагоги сосредоточивают свое внимание прежде всего на интерпретациях сути воспитания. В частности, рассматриваются модели, которые определяют отношения между концепцией ребенка и воспитательными задачами.
Экономический подход. В рамках данного подхода изучается, что дети получают от общества и каков их собственный вклад в его экономическое развитие. В 1990-е годы в России был проведен ряд экономических и социальных исследований детства с точки зрения экономической социализации. Под этим термином понимается процесс и результат включения ребенка в систему экономических отношений общества. Ребенок, усваивая экономический опыт общества, экономические ценности, нормы, модели экономического поведения и преобразуя их, становится субъектом экономических отношений. Например, экономические представления о бедности и богатстве, отношения детей и подростков к деньгам, обусловленные сформированной к этому возрасту системой ценностных ориентаций, влияют на характер их экономических отношений со сверстниками (бартерные, долговые и т. п.), выбор стратегий экономического поведения (сберегательное, инвестиционное и т. п.) [4].
Важен также экономический анализ потерь здоровья детского населения от заболеваемости, инвалидности, смертности. Они выражаются в снижении объема производимой продукции, расходах на медицинское обслуживание заболевших, выплате по листам временной нетрудоспособности, оплате пенсий по инвалидности, содержании стационарных интернатных учреждений для детей и т. д. Денежная оценка здоровья детей и, особенно, их жизни представляется с этической точки зрения не всегда возможной. Но реальная оценка стоимости затрат государства на мероприятия в связи с забо-
леваемостью, инвалидизацией, смертью ребенка важна для решения вопросов страхования, медицинских, социальных и производственных проблем, с экономической точки зрения она позволяет выразить потери общества. Информация об экономическом ущербе в связи с потерями здоровья детского населения может быть использована для расчетов объемов инвестиций в здравоохранение и для планирования мероприятий, направленных на повышение уровня общественного здоровья. Экономическая трактовка данного направления в современной науке находится в стадии разработки, так как на сегодня не существует комплексной методики оценки ущерба от детского нездоровья.
Таким образом, анализ подходов к изучению детства показывает, что:
- каждый подход рассматривает детство как специфический объект своего изучения, различие составляет предмет исследований;
- меняется возрастная периодизация детства: если раньше подростковый период считался окончанием детства, после которого наступал этап молодости, то в современных исследованиях появилась еще одна категория общественного возраста: 9-12 лет - период вхождения ребенка в общественную жизнь;
- существует разрыв между множеством полученных фактов о ребенке в рамках естественно-научных и гуманитарных наук и отсутствием общего методологического подхода к анализу детства как развивающегося феномена в культуре и обществе. Это подтверждается и мнением таких ученых, как Р. Заззо, С. Московичи, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Р. Харре, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др., которые положительно высказываются относительно необходимости междисциплинарного обобщения проблем детства для создания более пол-
ного представления о закономерностях личностного становления ребенка в обществе. Тем не менее сегодня отсутствует практика междисциплинарной постановки проблемы, разработки комплексного методологического инструментария изучения детского населения, его потенциальных возможностей, условий формирования и использования с точки зрения различных научных дисциплин.
Подводя итог, можно сделать вывод, что понятие «детство» многогранно:
- стадия жизненного цикла человека, когда продолжается развитие организма, его функций;
- период, когда активно осуществляется социализация личности, включающая в себя усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, усвоение определенных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества;
- часть общества, выступающая как субъект многоплановых, разнохарактерных отношений.
Детство специфично не только как состояние, но и как процесс [31]. Современные тенденции развития общества, изменяющаяся социальная структура, неблагоприятный демографический прогноз численности детей, сложная экономическая ситуация, выраженная социальная дифференциация семей с детьми требуют повышенного внимания к положению детского населения, к особенностям процесса их социализации. Из проведенного анализа видно, что в разных исследовательских областях детству присваиваются определенные признаки, которые зависят от предмета изучения той или иной науки или области знаний. Тем не менее для изучения детского населения и проблем детства разными отраслями знания и с позиций их практического решения необходима комплексная информация. Например, успешность об-
учения ребенка напрямую зависит от его здоровья и возрастных психологических особенностей, что в свою очередь формируется под воздействием экономических факторов (развитость экономики места проживания, материальная обеспеченность семьи) и др. Нельзя не учитывать весь комплекс факторов, влияющих на те или иные характеристики детского населения. Однако зачастую даже теоретически сформулированные и неоднократно подтвержденные тезисы о необходимости междисциплинарного подхода не находят полного применения на практике. Например, при введении в образовательных организациях ФГОС возникли такие трудности у детей школьного возраста, как снижение мотивации к усвоению знаний и здоровья обучающихся вследствие увеличения учебной нагрузки5.
Важна связь медико-биологического и других подходов. Например, синтез психологии, медицины и педагогики позволит расширить спектр научных исследований в областях, связанных с познавательными процессами, эмоциональной сферой, нейрофизиологическими нарушениями у детей. Данная проблема актуальна, так как, по данным статистики, 85% детей дошкольных образовательных учреждений и школ в РФ нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического и коррекционно-педагогического профиля; 25% детей - в специализированной коррекционной помощи. По данным различных авторов, количество детей с минимальной мозговой дисфункцией составляет до 30% в популяции, и оно возрастает. Медицинские обследования выявили 21% детей с такими нарушениями в детских садах и до 50% в детских домах.
5 По результатам медико-социологического исследования «Факторы здоровья детей школьного возраста на примере г. Вологды и г. Череповца», проведенного в рамках сотрудничества с департаментом здравоохранения Вологодской области в 2016 году.
Недостаточное количество или отсутствие реабилитационных центров не позволяет оказывать необходимую помощь детям и взрослым. Отметим, что такая специфическая профессия, как нейроп-сихолог, является редкой, несмотря на важность именно междисциплинарной нейропсихологической информации для постановки и уточнения диагноза. В отечественной науке вопрос взаимодействия между врачами, психологами, педагогами рассматривают как одну из причин нечеткой диагностики в области психосоматических расстройств (Л.П. Великано-ва, Ю.С. Шевченко); выявления детей с трудностями обучения в целях оказания коррекционной помощи (Т.В. Авалиана); возможностей и перспектив применения нейропсихологических методов в педиатрии (Т.Ю. Гогберашвили) и др. Ухудшение здоровья и развития детей становится в последние десятилетия проблемой национальной безопасности для Российской Федерации, поэтому возрастает значение научных исследований, направленных на оценку экологической обстановки, ценностных ориентаций и их влияние на показатели здоровья подрастающего поколения, проживающего в различных регионах нашей страны.
Применение междисциплинарного подхода в современных научных исследованиях детства сталкивается с такими проблемами, как терминологические расхождения. Поэтому необходимо совершенствовать как теоретические, так и методические практики получения комплексной информации, которые могут стать основой межведомственного взаимодействия в работе по здоровье-сбережению, воспитанию, развитию и повышению качественных характеристик детского населения на всех уровнях управления. Одним из вариантов могут стать социологические методы, которые наряду со статистикой и индивидуаль-
ными консультациями специалистов могут позволить сделать более глубокий анализ. Такого подхода придерживаются ученые ИСЭПН РАН (Н.М. Римашевская, Е.И. Медведева, Н.Е. Маркова и др.)6, инициировавшие проведение Международного междисциплинарного проекта, посвященного здоровью молодого поколения и внедрению инструментария социологического обследования детей и молодежи.
На наш взгляд, междисциплинарные исследования детства могут быть дополнены специальными методиками оценки определенных характеристик, включающими социологические данные опросов, интервьюирование, фокус-групповые исследования. Предложенная автором методика «Оценка готовности подростков 14-17 лет к реализации трудового потенциала», в которой используется социологический, медицинский, педагогический и психологический подходы к изучению детства, дает представление о потенциале детского населения как будущем трудовом потенциале страны, формирование которого зависит от усилий всего общества, которые должны быть направлены на формирование здоровья и здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве школы и дома, развитие детей в творческом и интеллектуальном плане как основу для профессионального самоопределения и готовности к нему, на развитие коммуникативной активности детей и навыков общения в реализации своего потенциала. Методика впервые включает триединую оценку вышеперечисленных параметров, основанную на самооценке детей, экспертной оценке педагогов и родителей по таким составляющим, как здоровье, образование, коммуникативная компетентность.
Перспектива применения междисциплинарного подхода к изучению детства
6 По результатам Международного проекта «Здоровье и здоровый образ жизни молодежи. Междисциплинарный подход» 2010-2012 гг.
заключается в возможности спрогнозировать готовность детского населения к вхождению на рынок труда, соответствовать новым запросам экономики, выявить проблемные зоны его формирования, тем самым предотвратить риск ухудшения состояния здоровья, в том числе психического, снижения уровня образования и коммуникативной компетентности детей и др.
При накоплении достаточной комплексной информационной базы о детях, ее верификации могут быть разработаны реальные, встраиваемые в существующую на разных уровнях (федеральном, региональном, ведомственном) практику управления меры, которые позволят сохранить и приумножить потенциал детского населения России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агушева, Г. Г. Защита прав ребенка: международно-правовой аспект [Текст] / Г. Г. Агушева, Д. Бада-нин // Ювенальное право. История становления, проблемы и перспективы развития : сб. статей по материалам науч.-практ. конф. - Архангельск : Изд-во Помор. ун-та, 2005. - С. 9-15.
2. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2005. - 1136 с.
3. Долинская, Л. М. Права ребенка, охрана материнства и детства в международных документах [Текст] / Л. М. Долинская // Цивилист. - 2008. - № 4. - С. 75-77.
4. Дробышева, Т. В. Экономическая социализация личности: ценностный подход [Текст] / Т. В. Дро-бышева. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - 312 с.
5. Здоровье и здравоохранение [Текст] : учебное пособие для вузов / А. А. Шабунова, К. Н. Калашников, М. В. Морев, О. Н. Калачикова, Н. А. Кондакова ; под ред. А. А. Шабуновой. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2014. - 154 с.
6. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. - М. : Academia, 1996. - С. 295-306.
7. Квас, Е. В. Ребенок и детство в современных гуманитарных исследованиях [Электронный ресурс] / Е. В. Квас. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/artide/n/rebenok-i-detstvo-v-sovremennyh-gu-manitarnyh-issledovaniyah.
8. Квинн, В. Прикладная психология [Текст] / В. Квинн. - СПб. : Питер, 2000. - 560 с.
9. Коляда, Н. Н. Категория детства в процессе зарождения детского движения [Текст] / Н. Н. Коляда // Вектор науки. - 2010. - № 2 (2). - С. 56-60.
10. Кон, И. С. Ребенок и общество [Текст] / И. С. Кон. - М. : Наука, 1988. - С. 40.
11. Кон, И. С. Социологическая теория детства [Электронный ресурс] / И. С. Кон. - Режим доступа : http://www.neuronet.ru/sexology/book15_1_22.html
12. Ломоносов, М. В. Письмо графу И. И. Шувалову «О сохранении и размножении российского народа» [Электронный ресурс] / М. В. Ломоносов. - Режим доступа : http://www.zasn.ru/documents/ pismo_lomonosova
13. Никонов, К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и правовой защиты и поощрения прав ребенка [Текст] / К. Никонов // Московский журнал международного права. - 2009. - № 1. - С. 83.
14. Нуруллина Э. Р. Статус детей в современном российском обществе и семье (теоретические и эмпирические аспекты) [Текст] / Э. Р. Нуруллина, Ю. Р. Хайруллина // Вестник экономики, права и социологии. - № 3. - 2009. - С. 95-102.
15. Ображей, О. Н. Детство как объект социологического изучения [Электронный ресурс] / О. Н. Об-ражей. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/detstvo-kak-obekt-sotsiologicheskogo-izucheniya - Дата обращения 13.07.2017.
16. Обухова, Л. Ф. Л. С. Выготский и его школа [Электронный ресурс] / Л. Ф. Обухова. - Режим доступа : https://www.psyoffice.ru/9/obuhl01/txt06.html
17. Римашевская, Н. М. Детское население в России: основные проблемы развития [Текст] / Н. М. Рима-шевская // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 1. - С. 59.
18. Римашевская, Н. М. Детство как потенциал социально-демографического развития России [Текст] / Н. М. Римашевская // Народонаселение. - 2011. - № 2. - С. 4-11.
19. Римашевская, Н. М. Качество человеческого потенциала в современной России [Текст] / Н. М. Ри-машевская // Безопасность Евразии. - 2004. - № 1. - С. 14-32.
20. Социология воспитания [Текст] : учеб. пособие / под ред. Л. Л. Рыбцовой, А. В. Меренкова, Т. И. Гречухиной, А. В. Усачева, И. Ю. Вороткова ; М-во образования и науки РФ, Урал. федер. ун-т. -Екатеринбург : изд-во Урал. ун-та, 2013. - 176 с.
21. Устинова, К. А. Человеческий капитал как фактор инновационного развития региона: теоретические аспекты [Текст] / К. А. Устинова // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 3. - С. 252-257.
22. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве времени детства [Текст] / Д. И. Фель-дштейн. - М. : Московский психолого-социальный институт, 1997. - 160 с.
23. Шабунова, А. А. Образование: региональные проблемы качества управления [Текст] : монография / А. А. Шабунова, М. А. Головчин, Г. В. Леонидова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2012. - 197 с.
24. Эльконин, Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития [Текст] / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4. - С. 7-13.
25. Boulding E. Children's Rights and the Wheel of Life. New Jersey: Transaction Book, 1979.
26. Davis K. The Child and Social Structure. J. of EducationalSociol, 1996, vol. 14, pp. 217.
27. Eisenstadt S. From Generation to Generation. N. Y.: Glencoe, 1956.
28. Frith S. The Sociology of Youth. London: Open University Press, 1984.
29. Garbarino J. Can American Families Afford the Luxury of Children? Child Welfare, 1991, vol. 65, no. 2, p. 120.
30. Mead M. Coming of Age in Samoa. N. Y., 1971.
31. Parsons T. Youth in the Context of American Society. Daedalus, 1962, vol. 91, pp. 97-123.
32. Qvortrup J. Childhood as a social phenomenon. Budapest. Viena: European Centre for Social Policy and Research, 1991.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Разварина Ирина Николаевна - инженер-исследователь отдела исследования уровня и образа жизни населения. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: +7(8172) 59-78-10.
Razvarina I.N.
THE INTER-DISCIPLINARY APPROACH TO THE STUDY OF THE CONCEPT OF "CHILDHOOD"
The need to create a holistic view of the regularities of child personality development in society, the need for in-depth understanding of childhood, child development from the point of view of ethnography, sociology, environmental science, and anthropology is expressed by many scholars. At the present stage, the interdisciplinary approach to studying childhood is underdeveloped; there are no unified methodological tools for comprehensive study of its potential, which confirms the relevance of the research. The purpose for the research is to present a theoretical review of various approaches to the concept of "childhood", to justify the necessity of an interdisciplinary approach to studying it. In the article, childhood is considered from the point of view of various disciplines: psychology, pedagogics, medical science, jurisprudence, sociology, and economics. The author demonstrates the essence of the concept from the point of view of different scientific disciplines, reviews the specific features of studying it, the necessity of an interdisciplinary approach to the generalization of gained knowledge on childhood potential and problems. The informational framework includes scientific publications of domestic and foreign researchers; international,
federal regulatory documents on child rights and interests protection. The analysis indicates that there is currently no single interpretation of the term "child" due to the diversity of its content and links to the society, which determines the need for a comprehensive study of childhood: revealing patterns, content and structure of the process of child development, child's role in the society, identifying child's current and potential abilities, their adaptation and socialization. This implies the need to develop methodological tools for studying child population, the main purpose of which is to produce a complete informational base about it. This, in turn, will create conditions for realizing the potential of each child, forming worthy life prospects: education, upbringing and socialization, maximum possible self-realization in socially positive activities. The practical importance of the research results consists in their possible use for studying child population and forming target recommendations on a better use of its potential.
Childhood, child population, inter-disciplinary approach, age development, child's potential, socialization.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Razvarina Irina Nikolaevna - Research Engineer at the Department for the Studies of Lifestyles and Standards of Living. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56a, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.