Научная статья на тему 'Междисциплинарные связи в науке и внутри психологии'

Междисциплинарные связи в науке и внутри психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1321
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарные связи в науке и внутри психологии»

Междисциплинарные связи в науке и внутри психологии

Перлова З.С.

Согласно результатам, полученным при обследовании методикой УСК, у старшеклассников преобладает ин-тернальность в области межличностных отношений, следовательно, сфера межличностного общения для этих испытуемых очень важна. Что и проявилось в выборе профессий типа «Человек —Человек» —журналистика, сфера обслуживания, педагогика, медицина.

В целом, по методикам «ДДО» и «Карта интересов» у старшеклассников и студентов особых различий выявлено не было. Но методика УСК помогла выделить определенные различия и закономерности у испытуемых. Данная методика показала, что студенты считают себя ответственными за профессиональный выбор, что и подтвердили методики «ДДО» и «Карта интересов». Выбор профессий старшеклассников более хаотичен, что можно связать с влиянием низкого уровня субъективного контроля, который был выявлен методикой УСК. Студенты полагают, что результат зависит от их деятельности, в том числе и профессиональной. А старшеклассники приписывают свои неудачи случаю.

Таким образом, исследование выявило закономерности влияния локуса контроля на профессиональную ориентацию студентов и старшеклассников и подтвердило положение Л.М. Митиной о важнейшей роли в становлении личностного и профессионального выбора достижение определенного уровня личностного и профессионального самосознания.

Список использованных источников

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика. СПб, 2003.

С. 395-405.

2. Митина Л.М. Теоретико —методологические основы профессионального становления личности в онтогенезе // Психология и школа. 2008. No.3. С. 5-20.

3. Повякель Н. И. Теория социального научения (Дж.Роттер)

// Горностай П., Титаренко Т. Психология личности.

СПб., 2005. С. 62-66.

Информация об авторе

• Пантелеева Е.В.//студент, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Факультет психологии, г. Тула.

Психология представляет из себя солидное множество, которое можно по-разному делить на подмножества. Можно выделять разделы психологии —по сфере применения научного знания, предмету изучения (когнитивная, клиническая, социальная психология и др.). Можно обращать внимание на ход исторического развития, становление знания, динамику комплексного осмысления проблем психологии, ее предмета. Это деление на школы (психология сознания, бихевиоризм, психоанализ и др)

Наука вообще представляет из себя ту же самую модель. Ее можно расчленять по областям применения —естественные науки, математические аппараты и гуманитарное знание, можно прослеживать эволюцию представлений (философия —мать всех наук, аристотелевское деление мира на физику и метафизику, химия, вырастающая из алхимии и.т.д.).

Таким образом, комплексность и неоднозначность подходов психологии не является ее специфической данностью. Она представляет из себя лишь частный случай науки, случай, которому присущи многие (не все это противоречило бы гештальтистскому подходу) свойства целого.

Центральная научная оппозиция Физика —Философия делят между собой сферы идеального и материального. В то время как физика изучает внешние процессы и законы вселенной, философия пытается подогнать их под определенную концепцию, ответить на вопрос о предназначении и причинах тех или иных событий. В психологии можно по аналогии представить не менее мощную оппозицию: Бихевиоризм —Психоанализ. Тогда как в обоих случаях уделяется предельное внимание к телесному, эмпирическому, осязаемому, психоанализ идет дальше в попытке объяснить, толковать конкретный опыт, подвести под диагноз, концепцию, подобно тому, как философия пытается углубиться, дойти до сути вещи. В обоих случаях у оппозиций есть объединяющее начало —наука вообще или психология в частности.

Та часть оппозиции, которая строится не на чистом опыте, а пытается объяснить онтологию обречена на нападки со стороны скептиков. Вопрос о научности философии возникал у материалистов, эмпириков, рационалистов множество раз. «мы вправе заключить, что все метафизические утверждения бессмысленны» —заключает А. Айер, Т. Ойзерман ставит под сомнение научность философии. Если теперь вспомнить, как психоанализ выдерживает критерии научности К. Поппера, можно уловить смысловое единство между предметом претензий к философии и психоанализу: чрезмерная эфемерность, вольность трактовок, абстрактность, отсутствие возможности однозначных достоверных трактовок.

Пример из чистой физики, согласно представлениям Бора об электроне, невозможно знать одновременно его координату и скорость, потому как из-за постоянного движения и непредвиденных флуктуаций электрон всегда одновременно нахо-

Психологические и педагогические науки

дится в определенной точке и не находится в ней. Можно лишь очертить приблизительный радиус его топологии. Развитие науки происходит по тому же сценарию:любая парадигма является одновременно и единой, гармоничной (находится в определенной точке) и не находится в ней, движется с высокой скоростью, благодаря тому, что научные открытия происходят постоянно. Квантовая физика и другие науки сталкиваются с родственной проблемой постоянно —любые попытки измерений автоматически влияют на систему, над которой они производятся. В то же время, любая попытка человека наблюдать за самим собой интроспективно обречена на неудачу, потому как сам процесс самонаблюдения влияет предмет исследования.

Можно представить классическую пирамиду междисциплинарных связей Б. Ананьева как составной частью массивного механизма, работающего по принципу «песочных часов». Если представить себе это пирамиду перевернутой вверх ногами и поставленной сверху на другую пирамиду, выйдет структурная фигура. Внизу будут располагаться парадигмы психологического знания, вовсе не обязательно строго так, как представлено на схеме. Предложенные примеры необходимы для общего принципа передачи идеи.

математические естественные науки

Рисунок 2. Модель принципа научного познания

Чем ближе человек к разгадке научного явления, тем, казалось бы, ничтожнее количество фактов, остающихся неизвестными. Однако, человек вечно будет стремиться к новым открытиям и не утолит свою когнитивную потребность никогда. График вечно стремится к асимптоте, но нигде с ней не пересекается. А, значит, будут появляться новые концепции и парадигмы, песок сыпаться, число различий между школами расти. Но то этого не убудет внутреннее единство психологии, науки, бытия.

Рисунок 1. Модель «Песочных часов» для пояснения связей между междисциплинарностью в рамках науки в более общем смысле и психологии в частности

Основаниями пирамиды являются разносторонние области, интегральным, объединяющим центром для науки и для психологии является осмысление и интеграция полученного материала, умение ретроспективно и причинностно взглянуть на полученный массив информации. Песочные часы символизируют, что знание перетекает из научной базы в психологическую, в любой момент можно поменять пирамиды местами и песок будет сыпаться в противоположном направлении.

Наконец, схема динамики научного познания, в психологии или в любой другой науки выглядит аналогично графику функции Y=1/X. Забавно, что по сути это та же схема, что и представленная выше, только смещенная под определенным градусом.

Всероссийский журнал научных публикаций, июнь 2011

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.