Научная статья на тему 'Междисциплинарные основания гуманитарного образовательного дискурса'

Междисциплинарные основания гуманитарного образовательного дискурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДИСЦИПЛИН / СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРИНЦИП КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ / ЗНАНИЕ / EDUCATION IN THE HUMANITIES / INSTITUTIONAL DISCOURSE / INTERDISCIPLINARITY / INTERACTION OF DISCIPLINES / INTERDISCIPLINARY SUBJECTS / THE COMPLEMENTARITY PRINCIPLE / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова О. В.

Статья посвящена рассмотрению междисциплинарных оснований гуманитарного образовательного дискурса. Междисциплинарность трактуется как взаимодействие различных научных областей, что особенно актуально в условиях экономики знания. Выявляются основные признаки гуманитарного образовательного дискурса, а также факторы, обеспечивающие дискурсивное проявление его междисциплинарности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY FOUNDATIONSOF THE EDUCATIONAL DISCOURSE IN THE HUMANITIES

The article considers the interdisciplinary foundations of the humanities educational discourse. Interdisciplinarity is treated as an interaction of different scientific fields, which is especially important for the economy of knowledge. The author identifies the main features of the humanities educational discourse as well as the factors determining its interdisciplinary character.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарные основания гуманитарного образовательного дискурса»

УДК 81-13

О. В. Куликова

доктор филологических наук, профессор МГЛУ, заведующая кафедрой лингвистики и профессиональной коммуникации в области экономики ИПЭУ МГЛУ; e-mail: [email protected]

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА

Статья посвящена рассмотрению междисциплинарных оснований гуманитарного образовательного дискурса. Междисциплинарность трактуется как взаимодействие различных научных областей, что особенно актуально в условиях экономики знания. Выявляются основные признаки гуманитарного образовательного дискурса, а также факторы, обеспечивающие дискурсивное проявление его междисциплинарности.

Ключевые слова: гуманитарное образование; институциональный дискурс; междисциплинарность; взаимодействие дисциплин; смежные дисциплины; принцип комплементарности; знание.

Kulikova O. V.

Doctor of Philology, Head of the Department of Professional Communication in Economics, Institute of Law, Economics and Information Management, MSLU; e-mail: [email protected]

INTERDISCIPLINARY FOUNDATIONS OF THE EDUCATIONAL DISCOURSE IN THE HUMANITIES

The article considers the interdisciplinary foundations of the humanities educational discourse. Interdisciplinarity is treated as an interaction of different scientific fields, which is especially important for the economy of knowledge. The author identifies the main features of the humanities educational discourse as well as the factors determining its interdisciplinary character.

Key words: education in the humanities; institutional discourse; interdisciplinarity; interaction of disciplines; interdisciplinary subjects; the complementarity principle; knowledge.

В современной ситуации становления информационного общества происходит изменение основополагающих установок гуманитарного образования, представляющего собой «совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений» (http//dic/academic/ru/dic.nsf/bse/819791/). Гуманитарное образование приобретает характер фундаментальной

подготовки, цель которой состоит, во-первых, в развитии личности и, во-вторых, в создании условий ее безопасного и достойного существования. Как полагают исследователи гуманитаризации образования, система образования может считаться гуманитарной тогда, когда она даст человеку возможность найти себе место в мире, который адекватно описывается языком той или иной модели, и язык этой модели понимаем личностью [3].

Приоритеты и содержание гуманитарного образования определяются социально-экономическим развитием общества. Такие факторы, как переход общества к рыночной экономике, создание единого экономического пространства регионов, рост наукоемких производств, резкое увеличение объема научной и технической информации, быстрая смена технологий, активное использование современных информационно-коммуникационных технологий как средств интеллектуальной деятельности, а также интегративный характер научных исследований и синтез предметных областей знаний обусловливают пересмотр гуманитарных оснований образовательной парадигмы.

Прежде всего гуманитарное образование приобретает междисциплинарный характер. Междисциплинарно сть как взаимодействие различных научных областей становится особенно актуальной в условиях экономики знания.

Сегодня понятие «знания» претерпевает изменения, обусловленные такими разнонаправленными тенденциями, как тенденция к специализации и тенденция к интеграции знания. Первая означает возрастание специализации различных научных дисциплин -«знание становится все более эзотерическим, доступным только специалистам, экспертам в узких дисциплинарных областях» [4, с. 344]. Вторая, противоположная тенденция, - это стремление к интеграции и целостности. В результате их «сосуществования» создаются «поля полидисциплинарных исследований» [4]1, способствующие возникновению нового знания на стыке смежных дисциплин2. Это

1 Ссылка на данных авторов содержится также в [6].

2 Идея возникновения полей полидисциплинарных исследований коррелирует с бытующей в области современной педагогики концепцией создания в процессе обучения интегративных курсов дисциплин, обеспечивающих тот или иной вид коммуникации, например математики, музыки, живописи, что позволяет ввести учащихся в «мир коммуникации» и сформировать у них более целостную картину мира [11, с. 147-148].

подтверждает мнение В. И. Вернадского о том, что «...рост научного знания ХХ в. быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам» [9, с.10].

Аналогичным образом полидисциплинарные поля возникают в рамках гуманитарного образовательного дискурса на пересечении составляющих его дискурсов.

Понятие «гуманитарный образовательный дискурс» является по своей сути весьма емким и вбирает в себя такие родственные понятия, как «академический дискурс», «учебный дискурс», «дидактический дискурс» и даже в определенной степени «научный дискурс». Цель гуманитарного образовательного дискурса - обмен информацией гуманитарного толка между участниками коммуникативного процесса (при реализации схемы общения «специалист - специалист») или односторонняя передача данных (схема «специалист - не-специалист», например при общении в процессе обучения преподавателя и студента), в результате чего происходит пополнение когнитивной базы реципиента, создание когнитивной основы, позволяющей дальнейшее пополнение - «приращение» следующей порции гуманитарной информации к уже имеющимся знаниям из определенной гуманитарной области. Расширение когнитивной базы за счет новых поступлений особенно важно, так как информационные тексты (например, научные) вызывают значительные трудности при построении реципиентом ситуативной модели с опорой на такие абстрактные сущности, как компоненты структуры научного или учебного текста, причинно-следственные связи и пр. Поэтому «без достаточных знаний о мире или, по крайней мере, о предмете обсуждения построить ситуативную модель такого текста бывает чрезвычайно непросто» [7, с. 145].

Гуманитарный образовательный дискурс представлен рядом дискурсивных практик (беседа, лекция, урок, семинар, конференция, самостоятельное приобретение знаний из различных источников), направленных на достижение его глобальной цели. При этом информация может исходить непосредственно из «источника» (например, от преподавателя в ходе урока), а также опосредованно - от «донора» (например, автора книги или учебника) к реципиенту посредством реального или виртуального носителя (например, электронная версия книги, лекции и т. д.). Соответственно, гуманитарный образовательный дискурс может протекать как в режиме он-лайн, когда

прием и обработка информации происходит при непосредственном общении участников процесса коммуникации, так и офф-лайн, т. е. вне процесса непосредственного общения, когда не требуется немедленной ответной реакции, и есть время на обработку поступившей информации. В любом случае получение новой информации реципиентом происходит в рамках гуманитарного диалога, развертывающегося в интерсубъективной коммуникативной среде, предполагающей наличие каналов для передачи смыслов, суггестивных способов обращения к чувствам, интуиции, использование личного опыта [3].

Наряду с такими его характеристиками, как диалогичность и коммуникативная направленность, гуманитарный образовательный дискурс обладает такими признаками, как гибкость и непрерывность. Гибкость гуманитарного образовательного дискурса достигается благодаря возможности модульной организации учебного материала, а также самостоятельной траектории приобретения знаний. Непрерывность означает, что гуманитарный образовательный дискурс проецируется не только на жизненный период доминирующего формального образования человека, но и на те периоды, когда в жизни человека преобладают такие формы образования, как неформальное и спонтанное, которые имеют место за стенами академического учреждения, включая профессиональную деятельность и др. Однако главным отличительным свойством современного гуманитарного образовательного дискурса является его междисциплинарный характер.

Образовательный дискурс - очень широкое понятие. Представляется, что по аналогии с «shell nouns»1 он может рассматриваться как «shell discourse». При его «наполнении» конкретным содержанием и проявляется такая характеристика, как междисциплинарность, характеризующая современное гуманитарное познание.

Обладая всеми признаками институционального дискурса, гуманитарный образовательный дискурс, тем не менее, имеет ряд особенностей, главной из которых следует признать его гетерогенность, возникающую за счет присутствия и взаимодействия элементов различных типов дискурса, представляющих такие области знания, как философия, психология, лингвистика, экономика, менеджмент,

1 Термин, автором которого является Schmid Hans-Jorg. (см. English Nouns as Conceptual Shells. From Corpus to Cognition. - Berlin: Mouton de Gruyter, 2000. Цит. по: [2]).

социология и др. Способ взаимодействия различных дисциплин в пределах гуманитарного образовательного дискурса опирается на принцип комплементарности, предполагающий взаимопроникновение знаний, релевантных как для дискурса-«донора», так и для принимающего дискурса из взаимодействующих научных областей. При этом происходит попеременное выдвижение на первый план (своеобразное «попадание в фокус») элементов того или иного дискурса, представленного в широком гуманитарном образовательном дискурсе.

В качестве примера можно привести экономическое образование, в частности в такой области, как менеджмент. С привлечением каких дисциплин строится такой курс, как, например, «Управление человеческими ресурсами»? Для полноценного создания такого курса, безусловно, требуются знания из области психологии, теории коммуникации, социологии и др. А если говорить об управлении персоналом в международной компании, то к данному списку добавятся лингвострановедческие знания. Таким образом, выстраивается дискурс, развертывание которого обеспечивается за счет наложения дискурсов, представляющих самые различные дисциплины. Кроме того, в контексте данного дискурса потребуется знание иностранных языков, т. е. предполагается, кроме всего прочего, и овладение дополнительным (иноязычным) кодом для успешного осуществления профессиональной коммуникации.

Такая дисциплина, которой обучают студентов-маркетологов, как бренд-менеджмент, требует интеграции знаний из области маркетинга, психологии, теории коммуникации, лингвистики, рекламы и РЯ. Кроме того, обычно коммуникационная политика бренда строится с использованием мультимедиа, что само по себе предполагает сочетание, взаимосвязь и взаимопроникновение различных дискурсов.

Конвергенцию, а также интеграцию дискурсов, оказавшихся «участниками» единого гуманитарного образовательного дискурса, нетрудно проследить на материале рекламного и РЯ-дискурсов, задействованных в процессе формирования устойчивого бренда, и включенных в гуманитарный образовательный дискурс с целью обучения студентов-маркетологов основным стратегиям бренд-менеджмента [5]. Данное явление (дискурсивная конвергенция / дискурсивная интеграция) подтверждает идею М. Фуко о том, что любой дискурс пронизан другими дискурсами, его автономность относительна,

дискурсы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в процессе непрерывной конфигурации под влиянием друг друга1, т. е. в нашем случае речь идет об установлении интердискурсивных связей в рамках гуманитарного образовательного дискурса.

К факторам, обеспечивающим дискурсивное проявление мульти-дисциплинарности гуманитарного образовательного дискурса, прежде всего относятся:

- смежная проблематика (например, метафора как интердисциплинарная проблема философии и лингвистики [8];

- поведение как объект исследований в поведенческих науках и психологии, а также в маркетинге и экономике (ср., например, определение экономики, которая «изучает человеческое поведение в контексте связей между целями и способами их достижения с помощью ограниченных ресурсов, допускающих множество различных применений» [10]);

- терминология как область скрещения логико-философского и лингвистического описания [8, с. 43]);

- использование данных исследований других наук (так, в маркетинге и бренд-менеджменте используются данные физиологии, в частности при расположении товаров на полках магазина учитываются закономерности движения глаза человека и т. п.);

- тематический репертуар (например, раздел из курса «Управление персоналом организации» - «Социально-психологические аспекты управления служебными коллективами»);

- заимствование понятий (например, широко используемый в современных научных областях концепт «стратегия» происходит из военной области);

- лексическая составляющая (в основном, термины и тематически релевантная лексика). Так, например, признаком того, что учебная дисциплина «Бренд-менеджмент» строится с привлечением знаний из психологии, могут служить такие лексические единицы, иногда репрезентирующие сложные концепты или обозначающие целые области научного исследования, как consumer behaviour, economic behaviour, выступающие маркетинговыми терминами, составляющая часть которых является принадлежностью психологии (behaviour) и исследование которых проводится с использованием ее инструментария. Междисциплинарное взаимодействие можно проследить на примере таких терминов, как top of mind - первая вспоминаемая марка, «марка

1 Цит. по: [1, с. 75].

из подсознания» (маркетинг, брендинг + психология) или, например, achievement motivation - мотивация достижения, стремление к успеху (психология + менеджмент).

В том случае, если речь идет о профессионально ориентированном обучении, гетерогенность гуманитарного образовательного дискурса способствует формированию адекватной профессиональной картины мира в сознании обучающегося, который в ближайшем будущем станет специалистом и вольется в «примыкающий» к образовательному профессиональный дискурс, при этом чаще всего не покидая дискурса образовательного. Таким образом, становится очевидным, что гуманитарный образовательный дискурс ориентирован не только на передачу, хранение и преумножение профессионально релевантных знаний гуманитарного характера, но и на использование полученных знаний в ходе профессиональной деятельности обучающегося, т. е. очевидна смычка профессионального и гуманитарного образовательного дискурсов, что можно считать отличительной чертой последнего.

При частичном «пересечении» профессионального и гуманитарного образовательного дискурсов процесс образования индивида довольно часто становится процессом самообразования в условиях реальной производственной деятельности.

Тенденция постоянного пополнения современного гуманитарного образовательного дискурса новыми компонентами - дискурсами или их элементами - свидетельствует об открытости гуманитарного образовательного дискурса и, соответственно, о возможной изменчивости его характеристик под воздействием «новых поступлений».

В заключение подчеркнем, что именно междисциплинарность как типологический признак гуманитарного образовательного дискурса придает ему такие черты, как композиционная сложность, многомерность, открытость и вариативность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БочарниковаЕ. А. Основные когнитивные процессы при интердискурсивном взаимодействии (на материале научной экономической литературы) // Дискурс как социальная деятельность: приоритеты и перспективы. - Ч. I. - М. : МГЛУ, 2012. - С. 75-82. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 5 (683). Серия Языкознание).

2. Гарьковская Т. Н. О когнитивном потенциале существительных с широким значением и их функционировании в дискурсе (на материале английского языка) // Бытие и язык. - Новосибирск, 2004. - С. 324-330.

3. Дискурс как смысловая детерминанта гуманитарного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mjlych.ru/pedagogika/ diskurs-kak-smyslovaja-determinanta-gumanitarnogo-obrazova

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Трансдисциплинарность синергетики: следствия для образования // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М. : Прогресс-Традиция, 2003. - С. 341-357.

4. Куликова О. В. Дискурсивная конвергенция как условие формирования устойчивости бренда // Разновидности профессионального дискурса в обучении иностранным языкам. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. -С. 19-30. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 8 (694). Сер. Педагогические науки).

5. Куликова О. В. Междисциплинарность как базовый принцип формирования системы профессионально релевантных компетенций в сфере экономики и бизнеса // Экономика языка и бизнес: сб. науч. тр. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 64-73.

6. Куликова О. В. Эвристика аргументации (лингвокогнитивное исследование). - М. : ГЕОС, 2010. - 296 с.

7. Никитина С. Е. Семантический анализ языка науки: На материале лингвистики / отв. ред. Н. А. Слюсарева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ЛИБРОКОМ, 2010. - 146 с.

8. От редактора // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М. : Прогресс-Традиция, 2002. - С. 7-14.

9. Поведенческая экономика: предсказуемая иррациональность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/ 2008/1749

10. Сергиенко М. И. Межпредметные связи как средство гуманитаризации дисциплин лингвистического цикла // Вестник СамГУ. - № 5/2 (55). -2007. - С. 144-151.

11. Сергиенко М. И. Межпредметные связи как средство гуманитаризации дисциплин лингвистического цикла // Вестник СамГУ. - № 5/2 (55). -2007. - С. 144 - 151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.