ход, модель формирования коммуникативной компетентности, компоненты коммуникативной компетентности.
SUMMARY
The article deals with the essence of the competence approach as a conceptual framework of higher professional education under the provisions of educational standards of new generation. One of the key special competence in vocational training of future teachers is the communicative competence. To increase the efficiency of formation of communicative competence in the process of professional training of teachers it is advisable to use innovative learning technologies. The study examines the model of formation of communicative competence by implementing the technology of contextual training in system of preparation of future teachers in a higher education institution.
Key words: competence, communicative competence, technology contextual learning, competence approach, model of formation of communicative competence, components of communicative competence.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий А. А. Контекстно-компетент-ностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. - 2010. -№ 5. - С. 32-37.
2. Вербицкий А. А. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур // Проблемы психологии образования: сб. статей. - 1994. - Вып. 2. -С. 12-26.
3. Головко Е. А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 20 с.
4. Зеер Э. Ф., Павлов А. М. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход. - М.: Изд-во МПСИ, 2005. - 211 с.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
6. Луценко Л. И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 61.
7. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. - 1995. - № 36. - С. 55-63.
8. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. -2004. - № 4 (№ 1337). - С. 138-142.
9. Суханова К. Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации // Коррекционная педагогика. - 2003. -С. 51-58.
СШ
Л. Н. Синельникова
УДК [37.014.5:371.2]"312"
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
овременное науковедение определяет концепт междисциплинарности в качестве магистрального направления в развитии научного знания и, соответственно, в формировании образовательной политики. Междис-циплинарность как методологический ориентир детерминирована принципами постне-классической эпистемологии с её установкой на синтез научного знания, поиск сходства естественнонаучного и социогуманитарного познания, следование принципу универсаль-
ного эволюционизма - единства системного и эволюционного подходов.
Цель статьи - обратить внимание на значимость междисциплинарных связей в образовательном процессе, способных поднять качество образования, обеспечить целостность компетентностного подхода в обучении, возможность мобильности и адаптивности в практической деятельности.
В мире существуют междисциплинарные факультеты, междисциплинарные учёные советы, общества междисциплинарного образования, лаборатории междисциплинарных исследований обучения. Таких форматов реализации принципа междисциплинарности у нас пока нет, как нет и классификаторов многих уже вполне сложившихся наук междисциплинарного характера. В то же время очевиден процесс формирования новых научных дисциплин, ориентированных на синтез наук, а также наблюдается рост количества мульти-дисциплинарных журналов: «Гуманитарные и социально-экономические науки», «Современная наука», «Современные проблемы науки и образования», «Международный журнал экспериментального образования», «Наука о человеке: гуманитарные исследования», «Научное мнение», «Научная перспектива», «Дискурс-Пи», «Современная коммуникати-вистика», «Мир лингвистики и коммуникации», «Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского аграрного университета» и др. Новое знание, возникающее в пространстве связей, в междисциплинарном пересечении, оказывается более прочным и профессионально ценным. Отсюда -необходимость совмещения траекторий учебно-образовательных действий для решения проблемных ситуаций, возникающих в разных науках и в их учебной реализации.
Междисциплинарность антропологии как базовой научной парадигмы XXI века обеспечивает интегрированное гуманитарное знание на основе социальной психологии, социологии, этнографии, философии, культурологии [5; 12; 7]. Антропологический интегратор определяет научно-исследовательские и образовательные векторы блока гуманитарно
ориентированных наук, таких, как социолингвистика, психолингвистика, этнопсихология, лингвокультурология, дискурсология, социальная психология, политическая лингвистика и ряд других, которые уже включены в учебные планы высших учебных заведений. На очереди новая концептуальная интеграция (conceptual blending): биотика (социально-этическое учение о сбережении биологических и социокультурных ресурсов жизнеспособности), соционика (процессы обмена информацией между человеком и внешним миром) и другие науки, продолжающие формировать междисциплинарный образ современной науки. Интегрирование многих областей научного знания проявлено в пиароло-гии, которая включает теорию менеджмента, маркетинга, дизайна, рекламы, конфликтологии, медиалогии, имиджелогии [10; 16].
Для реализации принципа междисципли-нарности в системе филологических дисциплин важно обратить внимание на новые области гуманитарного знания, такие, например, как лингвоэкология - углублённая через лингвистику экология. Лингвоэкология - направление, оформившееся на пересечении таких дисциплин, как культура речи, валеология и эмотиология [19]. Лингвоэкология нацеливает на «переживание» слова в речи, в общении, в тексте. Такую науку, как коммуника-тивистика можно считать перекрёстком, на котором также сходятся междисциплинарные знания, о чём свидетельствуют, например, публикации в журнале «Современная комму-никативистика» (см. презентацию журнала на портале naukaru.ru; системный подход к концепции междисциплинарности представлен в статье [2] журнала «Современная коммуни-кативистика»). То, что многие новые дисциплины междисциплинарного характера не имеют учебного классификатора, не убирает возможности использования в учебном процессе достигнутых результатов и собранного исследователями богатого эмпирического материала.
Установка на междисциплинарность, на продуктивный поиск путей (моделей, методик, сценариев) её реализации становится маркером смены методологического и обра-
зовательного дискурса [1; 4; 18], смены типов профессионализма. Междисциплинарный подход требует перехода от монопрофессионализма и альтернативных типов профессионализма к смене типов профессионализма. Такого рода смена характерна для ряда отечественных научных школ и для последовательно работающих в междисциплинарной парадигме исследователей. И всё-таки пока нет оснований не согласиться с мнением сторонника синергетического подхода к проблеме междисциплинарности: «Основными проблемами организации и осуществления междисциплинарных проектов являются коммуникативные: капсулирование языковых и эпистемологических пространств дисциплин, их недостаточное взаимодействие, своеобразный дисциплинарный снобизм и агрессия (что естественно, так как есть опасность нарушения защитного пояса гипотез дисциплины)» [3, с. 30].
Уровень экспликации междисциплинарных связей зависит от личных приоритетов исследователя и критериев профессиональности, на которые ориентирован вузовский преподаватель. Хорошая иллюстрация значимости личности исследователя в утверждении концепции междисциплинарности на основе холистического мышления - научно-просветительская деятельность доктора биологических и филологических наук, профессора Т. В. Черниговской - биолога, лингвиста, нейролингвиста, семиотика, психолога, психолингвиста, когнитивиста (см. видеолекции на УоиТиЬе: «Язык - интерфейс между космосом и мозгом», «Мозг и язык», «Язык и сознание: что делает нас людьми?» и ряд других).
К сожалению, в целом уровень интеграционных процессов в системе образования остаётся неоправданно низким. Обнадёживает появление междисциплинарных образовательных проектов (например, проект Нижегородского государственного педагогического университета, в котором синергия образования, требующая создания образовательных модулей нового поколения, декларируется как одна из основных стратагем изменений).
Проявляется интерес к педагогической проекции междисциплинарности [11].
Междисциплинарность - это движение к единству наук и к организации процесса образования как «возрастания» (В. фон Гумбольдт), то есть к системному накоплению знаний, обеспечивающему возможность их полноценного практического применения «на выходе». Очевидна невозможность (неполная возможность) решать многие задачи формирования гуманитарно-языковых компетенций -языковой, лингвистической, коммуникативной, риторической, межкультурной и др. [15] без комплексного использования знаний различных учебных дисциплин: современного русского языка и истории языка, общего языкознания, стилистики, лингвокультурологии, риторики, этнолингвистики, психолингвистики, социолингвистики, текстологии, дискур-сологии и др. Каждая компетенция в отдельности преимущественно связана с одним или двумя учебными курсами. Текстовая, коммуникативная, социокультурная, межкультурная компетенции могут быть полноценно сформированы только в условиях междисциплинарной интеграции. Насущная задача - описание стандарта уровней междисциплинарной компетентности на основе совмещённых траекторий разных дисциплин. Междисципли-нарность не сводится к традиционной, нередко поверхностной, констатации межпредметных связей. Глубинная междисциплинар-ность требует усилий гуманитариев, направленных на формирование интерференционной карты с учётом проблемных ситуаций, обсуждение и разрешение которых возможно только на основе комплексного рассмотрения.
Междисциплинарный подход, сохраняя дисциплинарное ядро каждой учебной дисциплины, повышает уровень понимания роли и назначения гуманитарного знания, расширяет возможности его практического применения, увеличивает познавательные регистры обучения. Междисциплинарная стратагема повышает степень активности обучающихся: создаются естественные условия для диалога, дискуссионного взаимодействия всех участников учебного процесса. Междисциплинар-
ность обеспечивает целостную рефлексию, которая «может быть основана лишь на интегрированном научном знании, потому что только такое знание даёт студентам целостную картину как окружающей действительности, так и профессионально-педагогической деятельности» [14]. Обучение через исследование становится нормой, отношения между репродуктивным и продуктивным способом деятельности меняются в пользу второго.
Трансдисциплинарный характер имеют практически все учебные курсы, связанные с коммуникативно-функциональной (а значит, и антропоцентрической) парадигмой в языкознании. Операциональными единицами при этом должны быть такие образования, которые по определению междисциплинарны: текст, стиль, дискурс, языковая личность, дискурсивная личность. Каждый из названных феноменов обладает когерентностью (от лат. соИаегеШо - находящийся в связи, соединённый), то есть многослойной целостностью.
Одной из важнейших методологических стратегий современного образования становится когнитивная наука [13]. «Когнитивная революция» в психологии и лингвистике существенно изменила представление о тексте, расширила возможности его междисциплинарной интерпретации. Из текста может «извлекаться» разная информация - культурологическая, риторическая, социолингвистическая и т. д. в их обобщающем соединении. В тексте как структурно-коммуникативной единице фиксируются как лексико-семантичес-кая, грамматическая, стилистическая соотнесённость и взаимозависимость всех составляющих (слов, предложений, стилистических показателей, риторических приёмов и т. д.), так и когнитивно-прагматические показатели (прессуппозиции субъектов речи, эксплика-туры и импликатуры, интенции, проявленные в формах прямого и косвенного говорения, формируются авторские коннотации и т.д.).
Работа по совершенствованию культуры читательского (для филологов - профессионального) общения с текстом должна быть постоянной и строиться как по принципу усложнения текстов (в жанрово-стилистическом от-
ношении, в степени креативности и т. д.), так и с учётом специализации (туризм, сельское хозяйство, курортология, журналистика и т. д.). «Одухотворённость культурой» - следствие полноценной реализации принципа текстоцен-тричности в школьном и вузовском учебном процессе.
Принимая позицию «текст - это манифестация дискурса», считаем, что дискурс-анализ, в отличие от анализа текста, ориентирован на большую степень привлечения экстралингвистических показателей - социальных, культурных, ситуативно прагматических, то есть на реальную (расширенную и углублённую) междисциплинарность.
В тесном междисциплинарном взаимодействии находятся стиль и текст и соответствующие учебные курсы. Матрица современных дискурсивных практик не укладывается в систему функциональных стилей. В пространстве стилистики, организованном традиционными функциональными стилями, всё меньше «бесспорных» фактов. Стремление соотнести функциональную дифференциацию языка и речи с институциональными дискурсами (например, в такой формулировке -«Функционирование стиля как дискурса») свидетельствует о конкурентных отношениях между традиционными теориями стиля и современным дискурсивным «бумом» [9; 6].
Дискурс - это динамическое и открытое пространство социальных действий и интеракций. Дискурсивная личность - многопара-метральный феномен, гибкий конструкт, постоянно трансформируемый в ходе социального взаимодействия [17]. Процесс становления дискурсивной личности - это процесс формирования идентичностей, в том числе новых социальных идентичностей, возникающих в изменяющихся условиях жизни. Происходит расширение дискурсивного пространства личности, которое при определённых условиях превращается в культурное пространство.
Мотивационный параметр проявляется в коммуникации и определяется потребностями, которые могут изменяться и трансформироваться в изменяющемся мире ценностей.
Дискурсивные личности - участники коммуникативных событий, в условиях которых и происходит выбор соответствующих средств: лексических, грамматических, стилистических как тактических действий, соответствующих речевой стратегии. Дискурс по определению соотносим с диалогической парадигмой, с тем, что реализация я невозможна без соотношения с ты. Интеракция, трансакция, диалогическое единство - основные единицы дискурс-анализа и существенно значимые проявители дискурсивной личности. В интеракциях реализуются разные смысловые модусы и в разном стилевом оформлении. Языковая личность в интеракциональном контексте и есть дискурсивная личность, которая формируется на пересечении коммуникативных и когнитивных факторов.
Междисциплинарный формат учебных действий меняет способы контроля знаний, и в перечень форм контроля могут включаться собственный эмпирический материал, собранный с применением междисциплинарных методик (социометрические методы, контент- и интент-анализ, ассоциативный эксперимент, конверсационный анализ, кейс-метод, мониторинг, дискурс-анализ). Ранжирование качества знаний по уровню эффективности организации коммуникативного события по заданной теме, стилю, жанру и «фактору адресата» -важный показатель уровня профессиональности филолога. Эвристический потенциал когнитивно-дискурсивной модели, позволяющей описать сложную систему взаимозависимостей и взаимосвязей, особо важен для формирования междисциплинарной (мета-предметной) компетенции, в основании которой лежит «способность языковой личности успешно функционировать в динамически изменяющемся бытийном контексте» [8], умение и способность переключаться с одного статусно-ролевого регистра на другой для успешной аффилиации с собеседниками как в публичной речи, так и в межличностном общении. Культура речи, культура общения, практическая стилистика в этом случае должны соотноситься с прагматикой и в этой совместности входить в предмет неориторики.
Междисциплинарность не просто научный тренд, актуальный для настоящего времени, но и обращённый в будущее формат исследовательских и образовательно-педагогических действий, обладающий большими возможностями для организации и целостного гуманитарного знания и продуцирующий интегрированные формы презентации учебного материала и контроля за его усвоением.
Масштаб проблемы междисциплинарно-сти неизмеримо больше, чем его можно в настоящее время описать теоретически, а тем более - в варианте практических рекомендаций. Но несколько оценочных положений представляются очевидными: междисциплинарный подход обеспечивает высокое качество образования через повышение уровня мотивации и развитие целостной рефлексии; аксиологический потенциал междисциплинар-ности способствует развитию творческих способностей и критического мышления; знания, интегрированные по вектору междисципли-нарности, имеют долгострочный характер.
Издательство «Книга по требованию», проявившее в 2013 г. коммерческий интерес к монографии «Междисциплинарность в науках и философии», изданной в 2010 г. [12], приводит авторскую аннотацию: «Междисциплинарное взаимодействие - отличительная черта современного научного и других типов интеллектуального производства. Сегодня в большинстве наук решение крупной проблемы невозможно без междисциплинарного взаимодействия учёных. И его отличие состоит в том, что оно может происходить без институциональных преобразований, на уровне личного общения и даже в форме безличного заимствования результатов и методов других наук». Ожидание институциональных преобразований может затянуться, но затягивать реализацию идеи междисциплинарности значит увеличивать дистанцию между достигнутым научным знанием и актуальными задачами формирования современного специалиста.
С ориентацией на междисциплинарные исследования по инициативе кафедры русской и украинской филологии с методикой преподавания Института филологии, истории
и искусств Гуманитарно-педагогической академии сформирован Ялтинский дискурсоло-гический кружок (ЯДК) как сетевой проект, в состав исполнителей которого входят ведущие учёные, во многом определяющие развитие современного филологического знания. Приводим текст Манифеста ЯДК.
Манифест
О замысле. Ялтинский дискурсологиче-ский кружок (ЯДК) - гуманитарный сетевой проект, предполагающий плодотворное содружество, заинтересованный и открытый научный диалог его участников. Формат совместных действий мы обозначили словом «кружок» - круг людей по интересам, дружеское сообщество, объединённое заботой о значимых проблемах. В выборе номинации обозначена рецептивная связь декларируемого замысла с Пражским лингвистическим кружком (1926-1953 годы), идеи которого (в том числе представление о языке как функциональной системе, обладающей целевой направленностью) получили мощное развитие. Эффекты аттракции, проявленные в небольшой группе ответственных, профессионально состоятельных и увлечённых проблемой людей, могут оказаться значимыми для широкого круга исследователей, в том числе в научной перспективе.
ЯДК консолидируется темой «Дискурсо-логия: возможности интерпретации гуманитарного знания», в формулировке которой обозначены два взаимосвязанных аспекта -теоретический (методологический) и практический (прикладной). Первый ориентирует на интегративные действия исследователей по выработке методологии дискурс-анализа с учётом а) парадигмальных отношений между стилем, текстом и дискурсом, б) современных коммуникативных практик, конфигурация которых «размывает» границы стиля, формирует новые признаки и категории текста, заставляет подчиняться правилам и нормам когнитивно-дискурсивной среды - процессам реального речепроизводства. Второй предполагает внимание к проблемам междисципли-нарности, их реализации в исследовательском пространстве и в учебно-образователь-
ном процессе (в первую очередь в программах учебных курсов «речевого» направления -стилистики, риторики, лингвистического анализа текста, дискурсологии).
Об основных принципах. Сохранение личного исследовательского пространства считаем одним из принципов научной деонтологии. Но заявленная совместность предполагает внимание к общему проблемному полю и проблемной ситуации, связанной со сложной траекторией отношений между стилем, текстом и дискурсом. Показ интерпретирующей силы дискурса невозможен без обращения к рядоположенным феноменам - стилю и тексту, отношения между которыми постоянно обновляются под влиянием когнитивной движущей силы, действующей как под влиянием языковой системы, так и испытывающей воздействие извне. Не отвергая установки на преемственность традиций, считаем необходимым реализовать корректные формы перехода к приращению знаний через расширение пространства наблюдений за современными коммуникативными процессами, апробацию новых исследовательских подходов и методов.
О намерениях. Признавая междисцип-линарность ведущим концептом современного гуманитарного знания, участники ЯДК считают важным определить резервы и возможности для преодоления методологических «нестыковок», проявленных в терминологической несогласованности, в нарушении баланса между традиционными и новаторскими подходами к стилю, тексту, дискурсу. Для современного положения вещей особо значим вопрос о «линии соприкосновения» сущностных (дефинитивных) признаков стиля, текста, дискурса, принципов и аргументов их совместного существования в исследовательском пространстве и в учебно-образовательном процессе. В условиях далеко не всегда оправданной методологической гетерогенности увеличение объёма опубликованных материалов не способствует уменьшению количества бесспорных фактов в области стилистики, текстологии и дискурсологии. «Информационный шум» так же опасен в науке, как
и в других областях социально (и гуманитарно) ориентированной деятельности. Очевидна необходимость совместного апробирования интеграционных моделей как сугубо научного, так и образовательно-учебного действия.
О персоналиях. ЯДК представлен видными учёными, дисциплинарные интересы которых связаны с разными направлениями гуманитарного знания: филологией (в таких её ответвлениях, как стилистика, риторика, теория текста и практика его анализа), философией, политологией, социологией и дис-курсологией. Профессиональная паспортизация большинства участников ЯДК основывается на реальной, проявленной во множестве публикаций, междисциплинарности.
О внедрении инноваций. Увидеть проблему комплексно - значит обеспечить качественный уровень образования. Всё более очевидной становится недостаточность знаний одной дисциплины, искусственно изолируемой от дисциплин, соположенных по предмету и объекту исследования. Если меняются стандарты академической науки, должны меняться и образовательные стандарты. Новые технологии в образовании - это новые образовательные модули, основанные на междис-циплинарности. Есть основания для синхронизация образовательных стратегий через выявление общего интегративного поля естественным образом «проникающих» друг в друга учебных курсов - стилистики, риторики, текстологии, дискурсологии. Постепенно нужно идти по пути трансформации поли-дисциплинарности в междисциплинарность, а в перспективе - к конвергентности (соединения, сходимости) как основе для целостного гуманитарного знания, обеспечивающего качественный уровень образования. Дискурсо-логия, как представляется, способна обеспечить такой переход, обозначить «точки роста» (расширения и углубления) знания о языке и обществе. Системообразующие признаки стиля и текста - основа для выявления лингвистических составляющих дискурса.
Виды деятельности. Проведение заседаний ЯДК (не менее двух раз в год); органи-
зация видеоконференций, диспутов, совместные публикации, подготовка коллективных монографий и учебных пособий.
Промессив (обещание и надежда). Сохранить высокий уровень дискуссионности по проблемам развития гуманитарного знания и его влияния на образовательный процесс и общество в целом. Усилить внимание ко всей фактуре речи, обилию новых речевых практик, что в комплексе должно стать предметом как исследовательского интереса, так и необходимых обществу просветительских действий. Если попытаться всё объяснить, можно всё испортить. При всей странности этого суждения есть основание отнести его посыл к языковой и концептуальной картинам мира. Но если не пытаться, можно потерять чувство реальности и перспектив и тоже всё испортить. Будем продолжать заниматься текстом во всех его аспектах, думать и заботиться о стиле, но в конечном итоге только дискурс откроет возможность перехода на новый концептуальный уровень, имя которому - конвергентность. Учредители ЯДК:
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского в г. Ялте,
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Стилистическая комиссия МКС кафедры стилистики русского языка факультета журналистики),
Российский государственный социальный университет, кафедра русского языка и литературы (Москва),
Отдел философии Института философии и права УрО РАН (Екатеринбург),
Белгородский национальный исследовательский университет (кафедра коммуника-тивистики, рекламы и связей с общественностью),
Орловский государственный университет искусств и культуры (кафедра иностранных языков),
Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко (кафедра русского языкознания и коммуникативных технологий).
АННОТАЦИЯ
В статье обращается внимание на важность и необходимость междисциплинарного подхода, способного обеспечить целостность знания обучающихся и быть гарантом мобильности специалиста в будущем. Междисципли-нарность лежит в основе большинства компетенций, на формирование которых ориентируют дисциплинарные общеобразовательные программы. Общекультурная, коммуникативная, социокультурная, этнокультурная, межкультурная компетенции основываются на знаниях и умениях, заложенных в содержании многих гуманитарных наук: философии, филологии, педагогики, психологии, этики. Междисциплинарные связи в филологии обеспечивают текст и контекст, сочетание которых современная наука квалифицирует как дискурс.
Ключевые слова: междисциплинарность, интеграция, текстоцентричность, дискурс, дискурс-анализ, языковая личность, дискурсивная личность, синергия образования, междисциплинарные методики.
SUMMARY
The article draws attention to the importance and necessity of interdisciplinary approach that can ensure the integrity of knowledge of students and be a guarantor of professional mobility in the future. Interdisciplinarity is the basis of most of the competencies, the formation of which is oriented disciplinary educational program. General cultural, communicative, socio-cultural, ethno-cultural, intercultural competencies are based on the knowledge and skills embedded in the content of many of the humanities: philosophy, philology, pedagogy, psychology and ethics. Interdisciplinary communications in philology provide the text and the context, the combination of which is qualified by modern science as a discourse.
Key words: interdisciplinarity, integration, text centricity, discourse, discourse analysis, linguistic identity, discursive identity, synergy of education, interdisciplinary methods.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева О. Ю. Коммуникативное образование студентов педагогических вузов
на основе идеи междисциплинарности // Педагогическое образование и наука. - 2006. -№ 2. - С. 24-28.
2. Брукс Е. Е. Построение концепции целостного образования в НИЯУ МИФИ // Современная коммуникативистика. - М.: ИНФРА-М. V. 4.1.2. - С. 25-33.
3. Буланов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 240 с.
4. Вишнякова Е. Г. Междисциплинарный сетевой учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 2007. - 23 с.
5. Гусельцева М. С. Культурно-психологический анализ в психологии и смежных науках // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2009. - № 2 (4). -URL: http://psustudu.ru.
5. Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография. - М.: Флинта; Наука, 2014. - 268 с.
6. Иконникова С. Н. Междисциплинарные связи культурологи [Электронный ресурс]. -URL: http://www.countries.ru
7. Казыдуб Н. Н. Когнитивно-дискурсивное моделирование вариативной образовательной среды // Magistr Dixit: научно-педагогический журнал Восточной Сибири [Электронный ресурс]. - 2012. - № 4 (12). - URL: http://md.islu.ru.
8. Клушина Н. И. От стиля к дискурсу: новый поворот в лингвистике // Язык, коммуникация и социальная среда. - Воронеж, 2011. -Вып. 9. - С. 26-33.
9. Кужелева-Саган И. П. Научное знание о связях с общественностью (PR): философский анализ. - М.: Либроком, 2011. - 464 с.
10. Междисциплинарность как научная проблема и её педагогические проекции [Электронный ресурс]. - URL: www.pandia.ru.
11. Междисциплинарность в науках и философии. - М.: Изд-во ИФРАН, 2010. - 105 с.
12. Панина Е. М. Когнитивная наука как комплекс междисциплинарных исследований: дис. ... канд. философ. наук. - М., 2001. -124 с.
13. Позднякова О. К. Средства формирования гуманистической позиции студента вуза // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики» (15 февраля 2010 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http:// sibac.info.
14. Синельникова Л. Н. Компетенции как критерии идентичности языковой личности // Учёные записки Таврического национального университета. Сер. «Филология. Социальные науки». - Симферополь, 2010. - Т. 23 (62). - № 2. - Ч. 2. - С. 354-364.
15. Синельникова Л. Н. PR-дискурс как конвергентная социальная коммуникация // Современный дискурс-анализ. - 2013. -№ 8. -С. 8-27. - URL: http://discourseanalysis.org/ ada3.pdf.
16. Синельникова Л. Н. Концепт «дискурсивная личность»: междисциплинарная параметризация // Научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2013. -№ 1 (21). - С. 42-44. - URL: www.grani.vspu.ru.
17. Титовец Т. Е. Интеграция в науке, обществе и образовании как императив времени // Мировоззренческие и философско-методологические основания инновационного развития современного общества: Материалы международной научной конференции (г. Минск, 5-6 ноября 2008 г.). - Минск: Право и экономика, 2008. - 540 с.
18. Шаховский В. И. Эмотивная лингво-экология: комплексный подход к изучению языка, речевой деятельности и человека // Вопросы психолингвистики. - 2014. - № 1 (19). -М.: Институт языкознания РАН, 2014. -С. 13-21.
И. А. Тортунова
УДК 81'27:371.3:8 АНАЛИЗ
ЯЗЫКОВЫХ ФУНКЦИЙ
ЗАГОЛОВКОВ
ПЕЧАТНЫХ СМИ
КАК ОСНОВА МЕТОДИКИ
ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИМ
ДИСЦИПЛИНАМ
О ажнейшим структурным и семантическим элементом журналистского текста является его имя, которое и представляет собой заголовок. Находясь над текстом, отграничивая, отделяя один материал от другого на печатной полосе газеты или журнала, заголовок обладает относительной самостоятельностью, отражает ведущие речевые тенденции времени, становится средством реализации базовых функций языка. Именно поэтому изучение и анализ заголовков текстов печатных СМИ разной направленности остается одной из актуальных проблем современной науки, изучение которой позволяет внести вклад в развитие коммуникативной лингвистики, дополнить и развить существующие представления о базовых функциях названия текста.
Изучение типологии и функций современных заголовков, а также их лингвистический анализ позволяет создать новую методику преподавания таких дисциплин, как «Функциональная стилистика», «Русский язык и культура речи», «Язык масс-медийной коммуникации», «Основы деловой коммуникации» и других, связанных с изучением и систематизацией знаний о публицистическом и официально-деловом функциональных стилях речи, анализом их современного состояния и тенденций развития, базовая из которых -слияние и взаимодействие - наглядно демонстрируется в журналистских текстах, причем даже в деловых печатных СМИ.