Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДЕФЕКТОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХОДЕ РАЗРАБОТКИ ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДЕФЕКТОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХОДЕ РАЗРАБОТКИ ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
175
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗРАБОТЧИКОВ / ЛОГОПЕДИЯ / ДЕТИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ПРОГРАММИСТ / МОДЕЛИ КОМАНДЫ РАЗРАБОТЧИКОВ / PROJECT METHOD / SOFTWARE DEVELOPMENT / DEVELOPER INTERACTION / SPEECH THERAPY / CHILDREN WITH SPEECH IMPAIRMENTS / PROGRAMMER / MODELS OF THE DEVELOPMENT TEAM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Алексеев Илья Александрович, Вебер Алина Александровна, Копорулин Александр Алексеевич

В статье предложена модель междисциплинарного взаимодействия специалистов различного профиля в процессе разработки специализированного программного обеспечения в рамках образовательной деятельности вуза. А так же представлен пример грантового проекта как одного из эффективных средств формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по профилям «Логопедия» и «Программирование вычислительной техники и автоматизированных систем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Алексеев Илья Александрович, Вебер Алина Александровна, Копорулин Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY INTERACTION OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF DEFECTOLOGY AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE DURING DEVELOPMENT OF APPLIED SOFTWARE FOR ORGANIZATION OF LOGOPEDIC AID TO CHILDREN WITH SOLUTIONS

The article proposes a model of interdisciplinary interaction of specialists of various profiles in the process of developing specialized software in the educational activities of the university. And also an example of a grant project is presented as one of the means of forming professional competencies among students studying in the fields of «Speech therapy» and «Programming of computer technology and automated systems».

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДЕФЕКТОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХОДЕ РАЗРАБОТКИ ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Алексеев Илья Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск); учитель-логопед лаборатории «Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребёнка» кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Вебер Алина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск); инженер-программист вычислительного центра Копорулин Александр Алексеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДЕФЕКТОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХОДЕ РАЗРАБОТКИ ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. В статье предложена модель междисциплинарного взаимодействия специалистов различного профиля в процессе разработки специализированного программного обеспечения в рамках образовательной деятельности вуза. А так же представлен пример грантового проекта как одного из эффективных средств формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по профилям «Логопедия» и «Программирование вычислительной техники и автоматизированных систем».

Ключевые слова: метод проектов, разработка программного средства, взаимодействие разработчиков, логопедия, дети с речевыми нарушениями, программист, модели команды разработчиков.

Annotation. The article proposes a model of interdisciplinary interaction of specialists of various profiles in the process of developing specialized software in the educational activities of the university. And also an example of a grant project is presented as one of the means of forming professional competencies among students studying in the fields of «Speech therapy» and «Programming of computer technology and automated systems».

Keywords: project method, software development, developer interaction, speech therapy, children with speech impairments, programmer, models of the development team.

Введение. Экономические реалии, сложившиеся сегодня в стране и мире предъявляют новые требования к системе высшего образования, т.е. к профессиональной подготовке специалистов, которые должны не только обладать высокой профессиональной компетенцией, уметь самостоятельно приобретать новые знания, креативно мыслить, и иметь способности к инновационной деятельности, но и быть способными коллективно разрабатывать актуальные прикладные и научные проекты в рамках своей будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, особую актуальность приобретают проектные методы подготовки специалистов, позволяющие сформировать такие компетенции [1].

Изложение основного материала статьи. Основоположник исследования и организации проектной деятельности обучающихся в отечественной педагогике Е.С. Полат определяет метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3]. Научно-теоретическую и практическую базу метода проектов составили работы таких учёных, как И.Е. Брусникина, Т.А. Воронина, А.У. Зеленко, Е.С. Полат, А.И. Савенков, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер и др.

В процессе проектной деятельности студенты образуют группы, в которых ментор или руководитель проекта, управляет процессом и исследует вместе со студентами заявленные проектом объекты и задачи. Результатом работы могут быть такие продукты, как например: аналитический отчёт, доклад, книга, патент, инновационный программный или информационный продукт, бизнес-план компании или студенческий стартап. Получившиеся продукты могут быть с успехом коммерциализированы.

Одной из форм реализации метода проектов в сфере высшего образования сегодня является грантовая деятельность, которая позволяет не только гарантировать практическую значимость проекта, но и получить необходимые финансовые ресурсы для его разработки. Например, в 2020 году в рамках сотрудничества вузов-партнёров Шадринского государственного педагогического университета (ШГПУ) и ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ) реализован грантовый проект прикладного характера «Организация междисциплинарного взаимодействия специалистов различного профиля в процессе разработки программных средств логопедической коррекции». В рамках этого проекта разработана и внедрена в деятельность научной лаборатории «Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребёнка», дейтсвующей на базе ФГБОУ ВО ШГПУ компьютерная программа «Visit manager logo», предназначенная для ведения учёта посетителей логопеда с возможностью составления расписания занятий и создания речевых карт на детей. Необходимость разработки данной программы была обоснована потребностью сотрудников лаборатории в организации оказания логопедических и дефектологических услуг детям с речевыми нарушениями.

Реализация данного гранта помимо решения прикладных и учебных задач позволила решить ряд задач научного характера, главная из которых: обосновать и представить механизмы междисциплинарного взаимодействия специалистов в области дефектологии и информационных технологий в ходе разработки прикладного программного обеспечения для организации логопедической помощи детям с речевыми нарушениями.

Следует особо подчеркнуть, что в настоящее время востребованные и конкурентные на рынке труда разработки информационно-технологических (ИТ) продуктов зачастую требуют для их реализации совместной работы специалистов (в том числе студентов) различных профилей. Это, в свою очередь, актуализирует разработку механизмов организации взаимодействия этих специалистов в процессе работы над проектом.

Теория и методика коллективной разработки проектов в сфере ИТ-технологий изучалась такими авторами, как Роб Томсетт (Rob Thomsett), Даг ДеКарло (Doug DeCarlo), Джим Хайсмит (Jim Highsmith), Кент Бек (Kent Beck), Брайан Вэрнхем (Brian Wernham) и др. В работах этих авторов определены технические и психологические командные роли в процессе разработки проекта, выделены типы совместной деятельности, предложены модели коллективной разработки программного продукта и т.д., но при этом следует констатировать недостаточную изученность механизмов взаимодействия специалистов различного профиля в рамках реализации ИТ-проекта. Таким образом, сегодня сложилось противоречие между необходимостью разработки программных продуктов, востребованных как на рынке труда, так и в сфере высшего образования и недостаточной разработанностью механизмов взаимодействия специалистов различного профиля для такой работы.

Работа над созданием электронной системы учёта посетителей логопеда «Visit manager logo» в рамках описанного выше гранта предусматривала два этапа. На первом этапе руководителем проекта во взаимодействии с заказчиком составлено техническое задние, в котором определены следующие пункты:

1. Введение.

2. Основание для разработки (договор с заказчиком на выполнение работ).

3. Наименование работы: «Электронная система учёта посетителей логопедического кабинета «Visit manager logo»».

4. Исполнители: временный научный коллектив на базе научной лаборатории «Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребёнка».

5. Соисполнители: нет.

6. Назначение разработки.

Создание программного средства, обеспечивающего логопеда необходимым инструментарием ведения учёта клиентов, составления расписания занятий и ведения речевых карт.

7. Технические требования.

7.1. Состав выполняемых функций.

Разрабатываемое программное обеспечение (ПО) должно обеспечивать:

- возможность создания базы данных, содержащей сведения о клиентах (ФИО родителя (или законного представителя), место работы, контактный телефон, ФИО ребенка, дата рождения ребенка, перенесенные заболевания, травмы, операции, хронические, соматические заболевания, заключение логопеда, психоневролога, психиатра, невролога, психолога (если есть), заключение ПМПК (если есть), причина обращения к специалисту);

- возможность создания расписания занятий клиента со специалистами различного профиля (логопеда, психолога, дефектолога и др.);

- возможность создания речевой карты ребёнка;

- возможность создания резервной копии хранящихся данных.

7.2. Организация работы логопеда с программой.

Логопед или другой специалист с помощью средств программы вносит необходимые сведения о клиенте (взрослом или ребёнке) и составляет расписание занятий с ним (вносит время начала занятия, номер кабинета и ФИО специалиста).

Основной режим использования системы — ежедневная работа.

8. Требования к надежности.

Для обеспечения надежности необходимо осуществить тестирование программы на отсутствие сбоев в работе и обеспечение заявленного функционала.

9. Условия эксплуатации и требования к составу и параметрам технических средств.

Для работы системы не требуется отдельный ответственный оператор, а так же не требуется дополнительного обучения логопеда с работой программы.

Требования к составу и параметрам технических средств уточняются на этапе эскизного проектирования системы.

10. Требования к информационной и программной совместимости.

Программа должна работать в операционных системах Windows 7/8/10, MacOS, GNU Linux

11. Требования к транспортировке и хранению.

Программа поставляется на лазерном носителе информации (DVD диск) или flash-носителе.

Программная документация поставляется в электронном и печатном виде.

12. Специальные требования:

- программное обеспечение должно иметь дружественный интерфейс, рассчитанный на пользователя (в плане компьютерной грамотности) квалификации;

- язык программирования — по выбору исполнителя, должен обеспечивать возможность работы программного обеспечения в различных операционных системах.

13. Требования к программной документации.

Основным документом, регламентирующим работу с данной программой являются методические рекомендации, содержащие инструкцию пользователя.

14. Порядок контроля и приемки.

После передачи Исполнителем отдельного функционального модуля программы Заказчику последний имеет право тестировать модуль в течение 7 дней. После тестирования Заказчик должен принять работу по данному этапу или в письменном виде изложить причину отказа принятия. В случае обоснованного отказа Исполнитель обязуется доработать модуль.

7. Календарный план работ.

Таблица 1

Календарный план работ на программным средством «Visit manager logo»

№ этапа Название этапа Сроки этапа Результаты этапа

1. Изучение предметной области. Проектирование системы. Разработка предложений по реализации системы. 13.04.202028.05.2020 Предложения по работе системы.

2. Разработка программного модуля по внесению сведений о клиенте, содержащих текстовую информацию. Обеспечение возможности настройки представления информации с помощью средств программы. 01.06.202031.07.2020 Программный модуль, решающий поставленные задачи.

3. Разработка программного модуля по созданию речевых карт на детей. 01.09.202030.09.2020 Программный модуль, решающий поставленные задачи.

4. Тестирование и отладка всего заявленного функционала программы. 01.10.202015.10.2020 Готовая программа. Программная документация.

На втором этапе, исходя из требований, представленных в «техническом задании» возникла необходимость определения ролей участников команды разработчиков и механизмов их взаимодействия.

В настоящее время существует ряд моделей команды разработчиков программного продукта, в частности: MSF Team Model (Microsoft Solutions Framework Team Model — модель команды каркаса решений Майкрософт), OPEN (Object-Oriented Process, Environment and Notation — объектно-ориентированный процесс, среда и нотация), DSDM (Dynamic System Development Method — динамичный метод разработки систем), XP (eXtreme Programming — экстремальное программирование) и др. Все эти модели трудно применимы для реализации небольшого (особенно образовательного) проекта, в следствии наличия у каждой из них тех или иных недостатков, в частности: избыточность ролей, отсутствие роли явного лидера, отсутствие учёта изменяющихся требований заказчика, излишнюю вовлечённость некоторых участников проекта и др.

Рисунок 1. Модель междисциплинарного взаимодействия разработчиков прикладного программного обеспечения для организации логопедической помощи детям с речевыми нарушениями

в ФГБОУ ВО ШГПУ

Научный анализ перечисленных моделей осуществил С.Н. Неборский, в результате которого им была обоснована и предложена своя модель взаимодействия команды разработчиков программных средств, разрабатываемых на основе «гибких» методов [2]. Основным преимуществом этой модели является возможность добавления или сокращения ролей в зависимости от конкретного проекта. Именно это позволило положить модель С.Н. Неборского в основу организации взаимодействия разработчиков в рамках описываемого нами проекта. Схематически механизмы этого взаимодействия представлены на рисунке 1.

Джим Хайсмит (Jim Highsmith) в своей книге «Adaptive Software Development: A Collaborative Approach to Managing Complex Systems» определяет состав группы разработчиков сложных систем в условиях адаптивной разработки [4]. С опорой на работу Хайсмита, но упрощая состав участников проекта исходя из особенностей процесса разработки «Visit manager logo» и в соответствии с представленной моделью (рис. 1) для разработки были определены роли участников, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение ролей команды разработчиков программы «Visit manager logo»

Группа Роль Описание

Руководящие роли Руководитель проекта (руководитель лаборатории «Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребёнка») Координирует работу команды, решает ее групповые проблемы, следит за процессом разработки, соотносит получаемые показатели прогресса с прогнозируемыми значениями, ведет проектную документацию

Роли заказчика Конечный пользователь (сотрудники лаборатории «Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребёнка») Проводит повседневное тестирование программного средства как конечный пользователь, связывается с другими пользователями для проведения тестирования, собирает и обрабатывает отзывы

Представитель заказчика (руководитель факультета дополнительного образования) Определяет варианты использования программного средства, принимает решения о выпусках и итерациях программы, предоставляет свой отзыв о программе, разрабатывает приёмочные тесты

Кодировщики Программист - выполняет роли ответственного за архитектуру, ответственного за стандарты кодирования и инструменты, ответственного за эффективность кодирования и корректность, ответственного за интеграцию (сотрудник вычислительного центра университета) Пишет программный код, определяет архитектуру программного средства, определяет участки кода программного средства, которые необходимо подвергнуть рефакторингу, контролирует надлежащее проведение рефакторинга, определяет и улучшает стандарты кодирования, ищет участки кода программного средства, где можно улучшить его качество, настраивает среду интеграции, включая управление исходным кодом

Группа сопровождения Сотрудники лаборатории «Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребёнка». Они же являются и конечными пользователями программы (логопед, психолог, дефектолог) Генерируют требования к программе исходя из специфики своей квалификации и профессиональной деятельности, разрабатывают инструкции по установке программы и руководство пользователя

Выводы. Обобщая вышесказанное можно предположить, что выполнение небольших грантовых проектов, направленных на разработку специализированного программного обеспечения, с участием студентов, обучающихся по профилям «Логопедия» и «Программирование вычислительной техники и автоматизированных систем» в рамках реализации образовательных программ вуза могут выступать дополнительным эффективным средством формирования профессиональных компетенций у этих студентов. При этом, для обеспечения актуальности и значимости проекта при его разработке требуется участие специалистов, имеющих различную профильную подготовку, а следовательно необходим поиск научно обоснованных механизмов взаимодействия этих специалистов. Предложенная нами модель междисциплинарного взаимодействия разработчиков прикладного программного обеспечения может явиться таким механизмом в рамках реализации проектной деятельности студентов и других участников проекта.

Литература:

1. Бтемирова Р.И. Метод проектов в условиях современного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №3.; Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24488

2. Неборский С.Н. Модель ролей команды разработчиков программных средств на основе гибких методов // Доклады белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.

Издательство Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники». - №2 (40), 2009 г. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-roley-komandy-razrabotchikov-programmnyh-sredstv-na-osnove-gibkih-metodov

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с.

4. Highsmith, J.A. Adaptive Software Development: A Collaborative Approach to Managing Complex Systems / J.A. Highsmith, 2000 New York: Dorset House, 392 pp.

Педагогика

УДК 371

аспирант кафедры русской филологии Атемова Фатима Максимовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования культурно-речевых навыков младших школьников в урочной деятельности. В статье показано, что культура речи - это интегральное личностное образование, отражающее способность человека использовать знаковую (языковую и невербальную) систему с целью установления общекультурной коммуникации. Автор делает вывод о том, что работа по развитию культурно-речевых навыков учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы.

Ключевые слова: развитие речи, культура речи, культурно-речевой навык, единая речевая среда, младший школьник, психолого-педагогическая деятельность, урочная деятельность.

Annotation. The article examines the peculiarities of the formation of cultural and speech skills of junior schoolchildren in the ballot activity. The article shows that the culture of speech is an integral personal education, reflecting the ability of a person to use an iconic (language and non-verbal) system in order to establish general cultural communication. The author concludes that the work on the development of the cultural and speech skills of students in the lessons makes a significant contribution to the formation of a common culture of a comprehensively developed, socially active personality of the future graduate of the school.

Keywords: speech development, speech culture, cultural and speech skills, a single speech environment, a junior student, psychological and educational activity, urgent activity.

Введение. В настоящее время в системе обучения детей младшего школьного возраста актуальна проблема развития культуры речи. Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует на то, что современный младший школьник должен «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» (ФГОС НОО) [10].

Изложение основного материала статьи. В начальной школе мотивация в речевом развитии ребенка резко меняется, от непринужденного, свободного общения (игровая деятельность) переходит в сферу волевую, в роли мотивов которой выступают учебные задачи (учебная деятельность). Речь младшего школьника обязательно включает мотивы, потребности и установки культурно-речевой деятельности, а также систему ценностных ориентаций, которые направляют речевую активность, речевую деятельность ребенка.

Рассмотрим понятия «умение» и «навык». Умение - это способность выполнять определенное действие, подбирая и применяя целесообразные приемы (приобретенные знания и навыки). Умение формируется на основе знаний, навыков, в новых и обычных условиях. Владение определенными умениями свидетельствует о сознательном, творческом мышлении, поскольку лишь навык предполагает автоматизацию действия и осуществляется при постоянных, неизменных условиях.

Понятие культурно-речевого навыка младшего школьника понимается нами как умение осуществлять речевую деятельность с использованием норм и правил литературного языка.

Формирование культурно-речевых навыков базируется на овладении такими качествами речи, как правильность речи, ее чистота, точность, логичность, выразительность, образность, доступность, действенность и уместность, которые совмещает в себе понятие «культура речи». Культура речи - это интегральное личностное образование, отражающее способность человека использовать знаковую (языковую и невербальную) систему с целью установления общекультурной коммуникации [9].

При обучении русскому языку в основной школе необходимо формировать у обучающихся коммуникативную, языковедческую (языковую, лингвистическую) и культуроведческую компетенцию, которая выделена в качестве одной из целей обучения русскому языку. В нашем понимании, это: особый подход к обучению, ориентированный на культуру, способы ее передачи посредством конкретного предмета (в нашем случае - русского языка).

К сожалению, современная речевая среда школьника имеет массу проблем, и уровень общей культуры, а также культуры речи заметно снижается. В современном литературном языке происходит интенсивное сближение традиционных книжно-письменных и устных средств с обиходно-разговорной стихией, с городским просторечием, что не может не влиять на речевую среду школьника. Эту тенденцию отмечают многие современные исследователи [2-5; 8].

Под развивающей речевой средой мы понимаем среду, стимулирующую речевые коммуникации, среду, в которой развивающий потенциал не складывается стихийно, а носит планомерный и последовательный характер, направляет коммуникативную деятельность учащихся. Ответ на уроке - это тоже мотивированное высказывание, но особенность ситуативных упражнений состоит в создании искусственных ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.