Научная статья на тему 'Междисциплинарное ценностно-ориентированное образование по гармонизации жизнедеятельности человека и общества'

Междисциплинарное ценностно-ориентированное образование по гармонизации жизнедеятельности человека и общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Future Human Image
Область наук
Ключевые слова
Key concepts: person / educational space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е Г. Брындин

Процесс формирования личности в современном образовательном пространстве связан с решением двух основных проблем. Во‑первых, обеспечить экономическую доступность человеку в образовательном пространстве. Во‑вторых, с организацией междисциплинарного ценностно-ориентированного целостного образования по гармонизации жизнедеятельности человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary axiological oriented education for harmonization of people and society life activity

Process of formation of the person in modern educational space is connected with the decision of two primary goals. First, to provide economic availability to the person in educational space. Secondly, with the organization of the interdisciplinary valuable-focused formation on harmonization of ability to live of the person and a society.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарное ценностно-ориентированное образование по гармонизации жизнедеятельности человека и общества»

глава 6 междисциплинарное

ценностно-ориентированное образование по гармонизации жизнедеятельности человека и общества

Е. Г. Брындин

Исследовательский центр «ЕСТЕСТВОИНФОРМАТИКА» г. Новосибирск, Россия

Процесс формирования личности в современном образовательном пространстве связан с решением двух основных проблем. Во-первых, обеспечить экономическую доступность человеку в образовательном пространстве. Во-вторых, с организацией междисциплинарного ценностно-ориентированного целостного образования по гармонизации жизнедеятельности человека и общества.

Стихийный характер общественного развития, неконтролируемый экономический и научно-технический рост, дегуманизация в культуре привели к острым природным, так называемым экологическим катаклизмам в истории современной цивилизации. Многие ученые причинами данного явления считают абсолютизацию в общественном развитии неограниченного господства человека над возможностями природы, превращение эндогенной, социоцентри-ческой парадигмы, не учитывающей экологических, ресурсных факторов, в основную научную парадигму социального развития.

Формирование личности начинается с воспитания. Он связан с питанием сознания ребенка благими смыслами, с формированием этической ценностной ориентации, с формированием человеческих качеств, с достижением гармоничной целостности сознания души и плоти, с приобретением способности достигать гармонии между рациональным и духовным. В процессе воспитания утверждается семейная воспитательная традиция. Супруги, прежде чем стать родителями, должны становиться воспитателями.

!

Экономическая доступность человека в образовательном пространстве связана с организацией экономического цикла образовательного пространства. Экономический цикл образовательного пространства является годовым циклом, который включает процессы профессиональной подготовки специалистов разного профиля, воспроизводства, переподготовки и повышения квалификации преподавателей и воспроизводства необходимых ресурсов. Обозначим черезр - специальность, гдер = 1... п, ^ . - 1-ый человек с р специальностью, где 1= 1... т (р, Т), где т (р, Т) - количество человек с р специальностью в Т году, 5 р . - ]-ый преподаватель по р специальности, где ]= 1... Sр Т, где S р Т - необходимое количество преподавателей по р специаль-нсти в Т году,

tp - период подготовки человека по р специальности, гр . - ресурс для подготовки 1-ого человека по р специальности, гр . - ресурс для подготовки .-ого преподавателя по р специальности,

тр - количество человек с р специальностью, восполняемых за год одним педагогом.

По каждой специальности определяют т (р, Т) и вычисляют количество необходимых преподавателей 5 р Т в Т году по р специальности, где

£ * т = т (р, Т): тр.

Экономический годовой цикл профессиональной подготовки специалистов разного профиля, воспроизводства, переподготовки и повышения квалификации преподавателей и воспроизводства необходимых ресурсов следующий:

S (Т) = ^ р, т - S р, т-1)

и п т{р,Т) п 5(Г)

р=1 р=\ ,=1 ^=1 у=1

Если 5 (Т) □ 0, то подготовки новых преподавателей и восполнения ресурсов гр . по р специальности не требуется.

Россия идет по пути формирования инновационной экономики. К развитию инновационной экономики можно прийти через целостное инновационное образование. Целостное инновационное образование включает совокупность дисциплин, содержащих знания для получения профессии и для культурной профессиональной здоровой работы в социальной среде.

Междисциплинарное ценностно-ориентированное образование по гармонизации жизнедеятельности человека и общества дает целостную систему знаний каждому специалисту по здоровьесбере-жению и достижению гармонии между рациональным и духовным в семье, в обществе и в процессе своей профессиональной деятельности. Способность достигать гармонии между рациональным и духовным делает человека личностью. Такая способность позволяет ей осуществлять гармоничное развитие духовным умножением, когда материальное умножение во благо она делает в соответствии с духовным. Духовное умножение человек осуществляет духовным сеянием и жатвой по духовным законам.

Основной движущей силой устойчивого развития общества является совершенный человек. Современное гуманитарное образование должно формировать духовное зрение человека и направлять его на духовно-праведный и разумно-истинный выбор. Оно должно давать ценностные знания по детерминации гармоничной целостности человека, о гармоничном образе жизни, о гармонизации жизнедеятельности общества, о социальной форме развития и восхождения граждан в обществе, о самоорганизации и становлении гармоничного гражданского общества, о вхождении человека и общества в Гармонию Природы. Ценностно-ориентированное междисциплинарное образование даст живой импульс инициативам человека к развитию гармоничной жизнедеятельности. Развитие гармоничной жизнедеятельности человека и гражданского общества - это путь к формированию культурного профессионального здорового общества.

Современное ценностно-ориентированное междисциплинарное образование должно давать знания, которые формируют ценностную ориентацию на достижение духовного благоустройства семьи, на гармоничную детерминацию каждого человека, на праведную

жизнь с любовью к людям, следование духовным и материальным истинам, использование ресурсов на истинные потребности, ориентировать власть и гражданское общество на формирование условий становления культурного профессионального здорового общества.

Ценности общества являются одним из важнейших источников формирования ценностной ориентации человека, Система ценностной ориентации личности формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражая актуальные ценности определенного общества. Суть ценностей общества состоит в их значимости, как всеобщей нормы, придающей смысл социальной реальности. Значимость ценностей заключается в согласовании действительности с должным и утверждении в социальной реальности, что является ценным. Ценности являются творящими объективными принципами социальной реальности, побудительной силой в обществе. Они становятся объективными благодаря тому, что они всеобщие.

Социализация личности осуществляется интернализацией ценностей, формированием ценностной ориентации. Общество предъявляет систему ценностей, а личность формирует индивидуальный эквивалент. Ценностная ориентация включает индивидуальный эквивалент в механизм деятельности и поведения личности. Включение ценностей общества личностью в ее деятельность носит социально обусловленный характер.

Личностные ценности - проявляются через иерархическую систему мотиваций и потребностей субъекта и мировоззренческие структуры сознания, как ориентация активности человека. Личностные ценности являются смыслами жизни, которые субъект осознал, принял и следует им. Принятие и осознание личностью смыслов ценностей является необходимым условием образования личностных ценностей. Смысл ценности становится убеждением ценностной системы личности. Осознанные и принятые ценности становятся готовыми к реализации путем их использования в социальной деятельности. Убеждение имеет синтенцию к реализации усвоенной общественной ценности. Реализуемые ценности начинают управлять детерминацией и выбором.

Структурный, многоуровневый и многомерный характер системы ценностной ориентации личности определяет возможность реализации целого ряда разноплановых функций. Ценности становятся основой формирования и сохранения в сознании человека установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания.

Ориентация человека в социальной реальности и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру. Социальные ценности направляют личность в те или иные конкретные сферы социальной активности. Определение сферы социальной активности на основе принятых ценностей позволяют человеку вписываться в социальную реальность.

Система ценностной ориентации является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами общества. Система ценностной ориентации становится основным каналом усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Потребности удовлетворяются лишь теми способами, которые совместимы с системой ценностей личности.

Регулятивная функция ценностной ориентации личности охватывает все уровни побудительной активности гармоничной сущности человека. Такие ценности, как справедливость, добро, любовь, духовная свобода, предначертанная самореализация, гармония, определяют активную направленность личности. Система ценностей гармоничного человека становится связанной с развитием и восхождением человека в обществе. Воплощение ценностей осуществляется через ценностную детерминацию, ориентацию, регулирование, контроль и оценку на их основе. Этапы воплощения системы ценностей соответствуют общей периодизации индивидуального развития. Движение в сторону предначертанной самореализации осуществляется в согласии с предрасположением человека в процессе поиска им своего места в обществе. Профессиональная

деятельность становится зависимой от ценностной ориентации, так как ценности указывают направление деятельности, придавая духовный смысл профессиональным действиям.

Гармоничная жизнедеятельность общества ориентируется, воплощается и осуществляется на основе смыслов гармоничных культурно-рациональных ценностей, то есть гармоничных культурно-рациональных смыслов. Гармоничные культурно-рациональные ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности в формировании совершенной жизнедеятельности.

Ориентация, воплощение и осуществление гармоничной жизнедеятельности на основе гармоничных духовно-разумных ценностей человека и гармоничных культурно-рациональных ценностей общества определяют аксиологический принцип гармонизации жизнедеятельности.

Мерой совершенного целостного проявления души, сознания и плоти человека является гармония. Гармоничная природоспо-собность человека и человечества проявится путем гармоничного согласования духовных, культурных и рациональных ценностей, отношений и деяний. Если каждый научиться относиться к ближним, как относится Природа: быть с ними в повседневной гармонии, то по мере гармоничного развития коллективной организации человечество пойдет к вершинам Совершенства.

Человечество способно войти в Гармонию Вселенной, если каждый человек проявит равное в разнообразии между всеми - духовную свободу, предначертанную самореализацию и гармонию. В мире духовной свободы утверждается долг общего воплощения гармоничных культурно-рациональных ценностей. Духовная свобода является предпосылкой ценностно-ориентированного поведения. Наличие гармоничных культурно-рациональных ценностей является основанием и условием проявления духовной свободы и предначертанной самореализации и гармонии. Каждый человеческий поступок имеет духовное основание, определяющий духовный уровень и опыт человека. Человек накоплением опыта духовной свободы становится духовным существом и достигает предначертанной самореализации.

Человечество формирует коммуникативную гармоничную культурно-рациональную практику духовных существ на основе предначертанных самореализаций. Императивная значимость коммуникаций имеет волевой характер. На основе воли каждого достигается согласие как акт воли коллективного гармоничного культурно-рационального выбора, разделенного всеми участниками коммуникативной практики. В результате коллективного выбора не происходит поглощения индивидуальных предначертанных самореализаций. Гармоничные культурно-рациональные намерения реализуются волей и предначертанной деятельностью. Гармоничная культурно-рациональная деятельность формирует реальную, необходимую, всеобщую, развитую, ответственную, исполнительную социальную реальность гармоничной жизнедеятельности с безопасной, справедливой, духовной свободой и предначертанной самореализацией человеческого индивидуального бытия. Свободная предначертанная деятельность определяет истинно человеческое общежитие. Она связывает все духовно-разумные существа в гармоничное культурно-рациональное целое.

Познавать и проявлять равное в многообразии между всеми человеку помогают гармоничные культурно-рациональные ценности. Гармоничные культурно-рациональные ценности являются смысловой основой для гармоничной детерминации духовного человека в условиях согласованной коллективно-индивидуальной коммуникативной практики. Рационализм и культура взаимосвязаны. Культура имеет рациональные общественные цели, например, такие как бесконфликтные отношения, управление гармоничной жизнедеятельностью распределением ресурсов, правовая гарантия на труд и справедливое обеспечение здоровой нормой жизни каждого человека либо по труду, либо как не трудоспособному, для гармонизации отношений. Рационализм имеет культурные общественные цели, например, такие как создание нравственных условий самореализации, общественная безопасность, нейтрализация рационального аморального разложения. Культурные и духовные ценности направляют человека на сохранение целостности Мироздания. Идеалы рациональности становятся в культуре сознательным императивом деятельности, согласованной с окружающей

средой. Формируется ориентация человека в мире как свободного и ответственного субъекта, контролирующего свои позиции по отношению к объемлющему его миру. Появляется ответственность в обращении с рациональным знанием, начинают работать идеалы рациональности. Гармоничное культурно-рациональное отношение человека к миру возможностями его действия и его идеальными культурно-рациональными установками не нарушает реального мира и вводит его в Гармонию Вселенной.

Познавая и проявляя равное (духовную свободу, предначертанную самореализацию и гармонию) в многообразии между всеми на основе гармоничных культурно-рациональных ценностей, человечество пойдет по пути гармонизации жизнедеятельности и совершенствования ее гармоничной формы. Тенденции социального свободного развития таковы, что гармоничную общественную форму, которую мы считаем совершенной, непременно воплотится, она будет неизбежным результатом аксиологической законосообразности исторического процесса.

Достижению этого результата способствует ценностно-ориентированная междисциплинарная программа государственного и гражданского образования по основам становления и устойчивого развития гармоничного человека и гармоничного гражданского общества и по природе гармоничной жизнедеятельности [1], а также ценностно-ориентированная программа по социальной философии и культурологии «Становление культурного профессионального здорового общества» [2].

Курсы помогают читателю обрести знания, необходимые для формирования мировоззрения на основе представления о целостности Мироздания, истинном Миропорядке человечества, детерминант и ценностей гармоничного гражданского общества, а также по формированию социальной реальности культурного, профессионального, здорового общества. Распространение этих знаний будет ориентировать человека и общество на осуществление здоровой гуманной мирной жизнедеятельности и становление социальной реальности культурного, профессионального, здорового общества путем гармонизации культурно-рационального императива общественного сознания.

Задача формирования социальной реальности культурного, профессионального, здорового общества понятна и актуальна для человека, общества и государства. Решение этой задачи начинается с просвещения, с обучения населения. Ценностно-ориентированное междисциплинарное образование по гармонизации жизнедеятельности человека и общества дает знания по решению этой задачи. Министерству науки и образования Российской Федерации предложено в 2005 году сформировать стандарт по направлению гармонизации жизнедеятельности человека и общества, чтобы через систему образования давать знания по гармонизации жизнедеятельности человека и общества с целью нейтрализации деструктивных процессов в обществе и выводу его из состояния аномии. Ценностно-ориентированные междисциплинарные программы образования по гармонизации жизнедеятельности человека и общества будут способствовать ценностно-ориентированному становлению культурного, профессионального, здорового общества [1-7].

1. Брындин Е. Г. Междисциплинарная программа образования основам становления и устойчивого развития гармоничного гражданского общества и природе гармоничной жизнедеятельности. Материалы межд. научно-практической конф «21 век - век глобальной трансформации Русской культуры и цивилизации»./Но-восибирск: НГУТ. 2003. - С.469-474.

2. Брындин Е. Г. Факультативный курс лекций по социальной философии и культурологии: "Становление культурного профессионального здорового общества как фактор гармонизации гражданского общества" Материалы межд. научно-практической конф. «Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании Рос-сии»./Новосибирск: НГУТ. 2004. - С.595-597.

3. Брындин Е. Г. Гармония Природы, человека и общества./Но-восибирск: Манускрипт. 2005. - 145 с.

4. Брындин Е. Г. Духовная эволюция. Науч. изд./Новосибирск: ИЦЕ, Пятигорск: ПГЛУ. 2007. - 234 с.

5. Брындин Е. Г. Движение гармонии от природной к социальной путем гармонизации человека и общества. Науч. изд./Ново-сибирск: НГТУ. 2007. - 228 с.

6. Брындин Е. Г., Брындина И. Е. Основы здорового человека и общества./Новосибирск: ИЦЕ, Томск: ТПУ, 2010. - 300 с.

7. Брындин Е. Г. Основы становления гармоничного обще-ства./Новосибирск: ИЦЕ. 2011. - 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.