Научная статья на тему 'Междисциплинарное рассмотрение структуры личности'

Междисциплинарное рассмотрение структуры личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / ИПОСТАСЬ / Э.БЕРН / "Я-СОСТОЯНИЯ" / ТРАНЗАКЦИЯ / ВЕДУЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / PERSONALITY STRUCTURE / SUBSISTENCE / C. BERN / "I AM THE STATE" / THE TRANSACTION LEADING NEED

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корначенкова А.Б.

Рассматривается структура личности с позиции психологии и триадологии. Проводится сравнение сущности понятия, с точки зрения различных научных дисциплин, выделяя единство его фундаментальной основы. Предлагается направление коррекционной работы с данной проблематикой, основанной на православном учении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корначенкова А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY EXAMINATION OF THE STRUCTURE OF PERSONALITY

The structure of personality from the perspective of psychology and triad-logic is Considered. The essence of the concept is compared from the point of view of different scientific dis-ciplines, highlighting the unity of its fundamental basis. The direction of the correction work with this problem, based on the Orthodox teaching, is proposed.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарное рассмотрение структуры личности»

религиозного мировоззрения // Консультативная психология и психотерапия. М., 2010. №3. С. 176-187

2. Гусев В.В., Гедевани Е.В. Аксиосемантические особенности больных с религиозным мировоззрением// Материалы I Московской международной конференции «Религиозность и клиническая психиатрия». М., 2017. С. 129-139

3. Казьмина О.Ю., Поляков Ю.Ф. Особенности социальной поддержки у больных шизоаффективными расстройствами с религиозным мировоззрением// Социальная и клиническая психиатрия. М., 2000.С. 21-25

4. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. М.: Владос, 2000

5. Pargament K. Religiousmethodsofcoping: resources for the conservation and transformation of significance. Religion and the Clinical Practice of Psychology / ed. by E. Shafranske, electronic edition. 2013

6. Pargament K. The psychology of religion and coping: theo- ry, research, practice. New Yourk: Guilford, 1997

7. Pargament K., Koenig H., Perez L. The many methods of religious coping: Development and initial validation of the RCOPE. Journal of Clinical Psychology. 2000;56(4):519-543

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ Корначенкова А.Б.

Региональный православный центр защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы», г. Смоленск, ул. Парковая, д. 2 а

Резюме: Рассматривается структура личности с позиции психологии и триадологии. Проводится сравнение сущности понятия, с точки зрения различных научных дисциплин, выделяя единство его фундаментальной основы. Предлагается направление коррекционной работы с данной проблематикой, основанной на православном учении.

Ключевые слова: структура личности, ипостась, Э.Берн, «Я-состояния», транзакция, ведущая потребность.

INTERDISCIPLINARY EXAMINATION OF THE STRUCTURE OF PERSONALITY Kornachenkova A.B.

Regional Orthodox center for protection of family, motherhood and childhood "Smolensk house for mother", Smolensk, Park Street, 2 a

Summary: the structure of personality from the perspective of psychology and triad-logic is Considered. The essence of the concept is compared from the point of view of different scientific dis-ciplines, highlighting the unity of its fundamental basis. The direction of the correction work with this problem, based on the Orthodox teaching, is proposed.

Key words: personality structure, subsistence, C. Bern, "I am the state", the transaction leading need.

В процессе ознакомления с учением о Пресвятой Троице, или триадологией, была проведена ассоциация со структурой личности по Эрику Берну, как некоторое доказательство образа и подобия в человеке Бога. Для объяснения логики мысли, приведены цитаты из книги -«Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии ХХ века». С.А.Чурсанов: «Ипостась имеет общее вместе с особенным, а сущность не существует самостоятельно, но созерцается в ипостасях», - пишет преподобный Иоанн Дамаскин [2].

Великие Каппадокийцы называют ипостасью сами отличительные свойства: «Понятие общего относится к сущности, а ипостась - это отличительный признак каждого [лица]» [2]. Другими словами, рассмотренные критерии различения дают возможность утверждать инаковость каждой ипостаси не только по отношению к сущности, но и по отношению к другим ипостасям [2].

Архимандрит Киприан выражает следующую мысль в своей работе: «Три Ипостаси различаются между собой не различием сущности их, а только причинными отношениями, т.е. образами их существования» [2].

Понимание лиц и ипостасей как образов бытия и отношений подразумевает также важную в сотериологическом плане мысль о том, что именно лица или ипостаси, определяя образ существования своей природы, несут личностную ответственность за то, как, каким образом и в каком отношении к другим лицам эта природа существует [2].

Исходя изсодержания понятия - ипостась, проведена ассоциация со структурой личности Э.Берна.

Эрик Леннард Берн (10 мая 1910 — 15 июля 1970) — американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик транзакционного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «транзакциях», лежащих в основе межличностных отношений. Транзакция - единица общения, состоящая из посыла (стимула) и ответа (реакции). Транзакции могут быть как вербальными (словесными), так и невербальные (жесты, взгляды, позы, интонация и т д.) [3].

Согласно теории Э.Берна структура личности состоит из трех частей, которые называют «Я-состояниями». Каждый человек пребывает по очереди во всех трех «Я-состояниях», что проявляется в разных, часто противоречивых, наборах поведенческих стереотипов. Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Проявления «Я-состояний» в поведение человека.

Состояние «Я - Родитель» Тот, кто думает, действует и чувствует так, как его родители. В функциональной модели различают: критическое состояние «Я - родитель» заботливое состояние «Я - родитель».

Состояние «Я - Взрослый» Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно осмысливает факты

Состояние «Я - Ребенок» Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве В функциональной модели различают: приспосабливающееся «Я - ребенок», бунтарское (протестующее) «Я - ребенок», свободное «Я - ребенок».

«Я- Взрослый» - рациональная часть нашей личности. Основные слова: я понимаю, я сотрудничаю. Состояние « Я-Взрослый» объективно оценивает ситуацию, с минимальным включением эмоций. «Я-Взрослый» констатирует факты, принимает решения основываясь на анализе информации. Основная функция - урегулирование конфликта между позициями «Я-Ребенок» и «Я-Родитель».

Позиция «Я-Родитель» подразумевает нахождение в состоянии, свойственном одному из родителей. Индивид реагирует на внешние раздражители сходным образом, например, той же позой, жестом, высказываниями, чувствами и т. д. Данная позиция состоит в запретах, в разрешениях, поощрении, опеке и командах. Родительское влияние приводит к тому, что люди реагируют на окружающую действительность так, как желали бы того их родители. В состоянии «Я - Ребенок» человек находится под влиянием эмоций и чувств, действует исходя из собственных желаний, а не разумных доводов (по принципу "Если нельзя, но очень хочется, то можно"). Его позитивные качества — спонтанность, творчество, интуиция; негативные — отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность [1].

На основе этой структуры личности основана теория транзактного анализа Э.Берна. Первое, что имеет сходство, это наличие трех начал в одной сущности. Т.е. в Боге есть три (хотя количественное обозначение абстрактнее, чем единица измерения в общечеловеческом

С М О Л Е Н С К И Й М Е Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х

2 0 1 9, № 4

| 107

понимании), ипостаси. Так и в одном человеке, по мнению Э.Берна содержится 3 инаковости. Наличие и разделение которых, приводит не к дроблению а, наоборот, единству одной сущности. Единство, которое детерминировано обязательным наличием условия -любви.

Второе - это подобие самих ипостасей (относительное):

Родитель - Отец; Ребенок - Сын; Взрослый - Дух. Различия очевидны, но и некоторые сходства имеют место быть. И так, Бог - абсолютен, и триединство является абсолютным, тогда, как, человек должен совершенствоваться, вследствии грехопадения, и даже при наличии «подобных» составляющих (в кавычках, так как категории человеческого - Божественного, несравнимы) у человека посредством первородного греха, возникают кризисы и психологические трудности. Но все же, при наличии взаимодополняемости данных инаковостей возможно более гармоничное существование человеческой личности. Что с одной стороны является абсолютным бытием Бога, и с другой стороны целью развития человеческой личности и способом разрешения многих (большинства) психологических проблем. Т.е., можно сказать, что при активном стремлении человека в сторону следования наставлениям или заповедям Бога, жизнь человека приобретает положительный, устойчивый фундаментальный эффект. Искреннее следование заповедям - развивает и провоцирует в человеке, ведущую потребность, находящуюся на вершине пирамиды потребностей Маслоу, что также можно определить (ассоциировать с единством Бога и человека). Т.к. данная потребность включает в себя основные понятия православия - любовь (как синонимы: красота, толерантность, счастье и т.д.). Литература

1. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия. Пер. с англ. — М.: Академический Проект, 2006.

2. «Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии ХХ века». С.А.Чурсанов.

3. Эрик Берн. Краткая биография. СоставленаУореном Д. Чейни // Берн Э. За пределами игр и сценариев / Пер. с англ. Ю. И. Герасимчик. — 2-е изд. — Минск: Попурри, 2008.

РОЛЬ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В БОРЬБЕ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ НОВЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СИНТЕТИЧЕСКИХ КАННАБИОИДОВ («СПАЙСОВ») И СИНТЕТИЧЕСКИХ КАТИНОНОВ («СОЛЕЙ») Кутарев Ф.Л., Игумнов С.А.

Национальный научный центр наркологии - филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России, 119991, Москва, Малый Кропоткинский пер., 23

Резюме. Рассматривается проблема потребления новые психоактивных веществ (НПАВ) и роль духовного воспитания детей и подростков в борьбе с зависимостью от синтетических каннабиноидов («спайсов» и синтетических катинонов («солей»). Приводятся современные данные о распространенности НПАВ и их основных клинических проявлениях. Рассказывается о спектре психопатологических расстройств, возникающих при их употреблении иметоды их выявления. Ключевые слова: потребление новых психоактивных веществ, распространённость НПАВ, психопатологические нарушения, возникающие при употреблении НПАВ, методы выявления, духовное воспитание детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.