Научная статья на тему 'Междисциплинарное проектирование в программе дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»'

Междисциплинарное проектирование в программе дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / BACHELORS OF PHYSICAL EDUCATION / COMPETENCE / INTERDISCIPLINARY RELATIONS / EDUCATIONAL DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баландин Сергей Игоревич

В статье рассматривается проблема формирования компетенций бакалавров по направлению «Физическая культур» Представлена методика междисциплинарного проектирования в рамках дисциплины Теория и методика избранного вида спорта (ТиМИВС), а также результаты экспериментального использования междисциплинарного проектирования в подготовке студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баландин Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary designing within the program Theory and methods of chosen kind of sport

The article considers the issue of forming the competence of Bachelors of Physical Education. Тhe methodology of the interdisciplinary designing in frames of the discipline «Theory and methods of chosen kind of sport» has been presented both with the results of experimental application of the interdisciplinary designing method in training of students.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарное проектирование в программе дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»»

ному воспитанию. Являясь источником обогащения системы физического воспитания, они не только обеспечивают воспитание физическое, но и способствуют реализации ведущей задачи общеобразовательной школы - подготовке всесторонне развитой личности.

ВЫВОД: Выявленные в ходе исследования факторы, определяющие необходимость использования национальных подвижных игр, позволяют оптимизировать процесс физического воспитания школьников Чеченской Республики с учетом местных условий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выдрин, В.М. Генезис национального и интернационального в физической культуре / В.М. Выдрин, Г. А. Решетнева // Теория и методика физического воспитания. -

1985. - № 4. - С. 22-23.

2. Жуков, М.Н. Подвижные игры : учебник для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков. -М. : Академия, 2002. - 235 с.

3. Короев, В.Г. Некоторые исторические аспекты формирования народной системы физического воспитания осетин / В.Г. Короев // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12. - С. 5-6.

4. Кравец, А.Г. Педагогические условия эффективности развития физических способностей учащихся 6-8 классов средствами подвижных игр : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кравец А.Г. - М., 1982. - 23 с.

5. Языев, Г. А. Туркменские национальные средства физического воспитания на уроках физической культуры в школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Языев Г. А. - М.,

1986. - 21 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.07

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА»

Сергей Игоревич Баландин, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования компетенций бакалавров по направлению «Физическая культур» Представлена методика междисциплинарного проектирования в рамках дисциплины Теория и методика избранного вида спорта (ТиМИВС), а также результаты экспериментального использования междисциплинарного проектирования в подготовке студентов.

Ключевые слова: бакалавр по направлению «Физическая культура», компетенции, междисциплинарные связи, учебное проектирование.

INTERDISCIPLINARY DESIGNING WITHIN THE PROGRAM “THEORY AND METHODS OF CHOSEN KIND OF SPORT”

Sergey Igorevich Balandin, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article considers the issue of forming the competence of Bachelors of Physical Education. Ibe methodology of the interdisciplinary designing in frames of the discipline «Theory and methods of chosen kind of sport» has been presented both with the results of experimental application of the interdisciplinary designing method in training of students.

Keywords: Bachelors of Physical Education, competence, interdisciplinary relations, educational

designing.

Внедрение междисциплинарного проектирования возможно и наиболее целесообразно в рамках дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» (ТиМИВС). При реализации предыдущих ГОС ВПО она входила в цикл специальных дисциплин в соответствии с пунктом 7.1 «Требования к профессиональной подготовленности выпускника в области специальных дисциплин». Именно в процессе изучения данной дисциплины знания, умения и навыки, приобретенные в процессе изучения на других дисциплинах, проецируются на избранный вид спорта (ИВС) для решения практических задач профессиональной деятельности. В качестве технологии формирования и оценивания профессиональных компетенций мы предлагаем применение курсового междисциплинарного проектирования, которое можно определить как завершенный цикл продуктивной совместной самостоятельной деятельности студентов, моделирующий реальные процессы будущей профессиональной деятельности.

Возможности использования дисциплины ТиМИС для реализации междисциплинарного подхода подтверждаются междисциплинарным экзаменом в составе итоговой государственной аттестации по специальности «Физическая культура и спорта» в университете имени П.Ф.Лесгафта с 2004 года.

Первым этапом внедрения междисциплинарного проектирования должна стать разработка рабочей программы дисциплины ТиМИС в соответствии с учебным планом вуза. В основе формирования профессионального цикла в учебном плане лежит порядок освоения естественнонаучных и медико-биологических дисциплин: анатомия человека, физиология человека, биохимия человека, биомеханика человека, гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности. При составлении проектов материал данных дисциплин используется для обоснования эффективности технической и физической подготовленности. Дисциплины психолого-педагогической направленности обуславливают эффективность решения задач тактической подготовки, построения предсоревнова-тельной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта. Решение задач организационно-управленческой деятельности базируется на дисциплинах в области экономики и управления.

В основе проектирования лежат проблемные задачи, которые предстоит решать выпускнику в ходе своей профессиональной деятельности. Важным условием проектирования является максимальная приближенность к реальным условиям будущей профессиональной деятельности [2-5]. При определении структуры педагогического проектирования нами использовалась модель, предложенная И.А. Колесниковой [1].

Условия выполнения проекта в группах и публичная презентация полученных результатов направлены на формирование общекультурных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО «умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь» (ОК-4) и «готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе» (ОК-5).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Эффективность внедрения курсового междисциплинарного проектирования определялась в ходе педагогического эксперимента со студентами второго, третьего и четвертого курсов специализации теория и методика легкой атлетики ФГОУ ВПО «НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург», всего 52 человека. Было сформировано по одной контрольной и экспериментальной группе на каждом курсе. Проект выполнялся студентами экспериментальных групп в течение одного семестра. Конкретным содержанием проектов являлись на 2 курсе техника бега на 60 м с барьерами, на 3 курсе - развитие специальной выносливости в беге на 1500 м, на 4 курсе - проведение первенства Ленинградской области по легкой атлетике среди детей 1995-96 годов рождения. Выбор курсов обусловлен действующим учебным планом в соответствии с ГОС ВПО второго поколения.

Экспертная оценка проектов проводилась во время публичной защиты, в состав экспертных комиссий входили ведущие преподаватели кафедр теории и методики легкой атлетики, анатомии, физиологии, теории и методики физической культуры, профилактической медицины и основ здоровья, менеджмента, всего 10 человек. Оценочные листы включали в себя в соответствии с конкретной темой проекта критерии характеризующие использование знаний из различных предметных областей для характеристики состояния изучаемой проблемы и обоснования принимаемых решений, установление причинноследственных связей, владение методами контроля за состоянием спортсмена, в том числе инструментальными методиками, умением составлять необходимую документацию, представлять и аргументировано отстаивать результаты своей работы. Таким образом, оценивалась в первую очередь методика поиска решения проблемы, а не соответствие полученного результата традиционным рекомендуемым методикам. Использовалась шкала оценивания по каждому критерию от 1 до 10 баллов (табл. 1).

Таблица 1

Экспертные оценки проектов_____________________________

Критерии оценивания Баллы

2 курс

Анализ техники движений на основе знаний костно-мышечной системы человека 8,8±1,1

Анализ техники движений на основе биомеханических характеристик движений 8,8±0,9

Использование современных и доступных технологий для анализа техники движений 9,2±1,0

Установление причинно-следственных связей 8,2±2,2

Критерии подбора упражнений для исправления ошибок в технике двигательного действия 8,5±0,9

Представление результатов, в том числе с точки зрения распределения обязанностей в группе, ответы на вопросы 8,4±1,3

3 курс

Анализ физиологических и биохимических механизмов, обеспечивающих эффективность соревновательной деятельности и развитие специальной выносливости. 8,9±1,2

Использование современных и доступных технологий оценивания уровня развития специальной выносливости и оперативного определения работоспособности и состояния обеспечивающих систем организма. 8,0±2,3

Критерии подбора средств и методов, величины нагрузки при составлении тренировочной программы. 8,0±1,8

Обоснование распределения нагрузки в недельном микроцикле. 8,1±2,6

Представление результатов, в том числе с точки зрения распределения обязанностей в группе, ответы на вопросы 8,5±0,9

4 курс

Соответствие разработанной документации правилам соревнований, утвержденным формам соответствующих документов, нормативным и правовым актам. 8,6±1,2

Критерии составления меню-раскладки с учетом возрастных и профессиональнонаправленных особенностей контингента 8,7±1,3

Обоснование финансово-экономической целесообразности расходования средств 8,8±1,1

Творческий подход и оригинальность при планировании мероприятий по привлечению болельщиков, пропаганды легкой атлетики и здорового образа жизни, организации досуга спортсменов 8,8±1,0

Представление результатов, в том числе с точки зрения распределения обязанностей в группе, ответы на вопросы 8,4±1,1

Согласно полученным результатам, по всем критериям оценивания проектов студенты получили высокие оценки (более 8 балов), что позволяет говорить о положительном отношении экспертов к междисциплинарному проектированию, коэффициент кон-кордации Кендалла составил 0,62, что свидетельствует о согласованности мнений экспертов.

После участия в междисциплинарном проектировании проводилось сравнение оценок в рамках промежуточной аттестации у участников контрольной и экспериментальной групп по ТиМИВС и дисциплинам, материал которых использовался в проектах. Данный подход обусловлен тезисом, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Участие в проекте создает условия для активной самостоятельной познавательной деятельности студентов в определенных предметных областях, что положительно влияет и на освоение знаний для традиционных в отечественной вузовской системе форм контроля в виде зачетов и экзаменов. Расчет достоверности различий проводился по критерию значимости Вилконсона, наблюдается статистически значимое повышение успеваемости по дисциплине ТиМИВС у экспериментальных групп всех курсов и статистически значимая улучшение после эксперимента у студентов экспериментальных групп успеваемости по таким дисциплинам как анатомия, биомеханика, физиология, гигиена. Эти данные подтверждают эффективность применения междисциплинарного проектирования для подготовки бакалавров по направлению Физическая культура.

ВЫВОДЫ

Применение междисциплинарного проектирования способствует решению ряда актуальных задач по совершенствованию подготовки бакалавров по направлению “Физическая культура”. В ходе реализации проекта студенты интегрируют материал профессиональных дисциплин, приобретают навыки будущей практической деятельности, развивают способности к самостоятельной продуктивной работе и коллективной кооперации. Разработанная методика междисциплинарного проектирования направлена на проявление и развитие творческого потенциала студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И. А. Колесниковой. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

2. Орехов, Е.Ф. Проектирование основной образовательной программы по направлению «Физическая культура» на основе компетентностного подхода / Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 56-64.

3. Орехов, Е.Ф. Модель учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта / Е.Ф. Орехов, Л.В. Пигалова // Ученые записки НГУ им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 61-64.

4. Костюченко, В.Ф. О концепции формирования и реализации идей концепции федерального государственного образовательного стандарта / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 2 (72). - С. 113-120.

5. Пономарев, Г.Н. Высшее профессиональное образование в сфере физической

культуры: состояние, предпосылки и направления обновления : монография / Г.Н. Пономарев ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,

2003. - 262 с.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.