Научная статья на тему 'Междисциплинарное моделирование действитель-ности на занятиях по высшей математике'

Междисциплинарное моделирование действитель-ности на занятиях по высшей математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / МАТЕМАТИКА / ФИЗИКА / ХИМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Мукимов Ваниль Рафкатович

Выделена дидактическая возможность междисциплинарного математического моделирования физических и химических объектов, процессов и явлений на лекционных и практических занятиях по высшей математике в колледжах и вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарное моделирование действитель-ности на занятиях по высшей математике»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X

Изучаемые студентами колледжа на занятиях по математическому анализу и используемые ими при моделировании фрагментов реальности функции, определяющие состояние или поведение природной или технической системы в зависимости от времени, являются одними из основных понятий современной математики, построенной на теоретико-множественной основе.

Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, является положение о том, что повышению уровня моделирования природной и технической действительности студентами машиностроительного колледжа способствует проектирование и реализация занятий математики, физики и химии, раскрывающие содержание и объем научных понятий «элемент», «структура», «функция» и «система»

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Ахметшин Р.Я. Информационное моделирование технической действительности в машиностроительном колледже // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество» Часть II. - М.:АР-Консалт, 2015.-С.117-118.

2. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф., Васьковский В.О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Со разного состава // Физика твердого тела. - 1981. - Т.23. - Вып.3. - С. 720 - 723.

3. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф. Несквозные магнитные домены в аморфных пленках Gd-Co // Журнал технической физики. - 1982. - Т.52. - Вып.7. - С. 1428 - 1430.

4. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Вып.3. - С. 663 - 666

© Каримов М.Ф., Ахметшин Р.Я., 2016

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Мукимов Ваниль Рафкатович канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬ-НОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

Выделена дидактическая возможность междисциплинарного математического моделирования физических и химических объектов, процессов и явлений на лекционных и практических занятиях по высшей математике в колледжах и вузах.

Ключевые слова

Моделирование, междисциплинарность, математика, физика, химия

Наблюдающееся в течение последних десятилетий уменьшение аудиторных часов на изучение естественно-математических дисциплин студентами средних специальных и высших учебных заведений и отсутствие согласованности по времени и объему изучения соответствующего учебного материала по высшей математике, общей физике и химии служат источником предлагаемого междисциплинарного моделирования объектов, процессов и явлений природы и технологий на занятиях обучающихся в колледжах и вузах по векторному анализу, линейной алгебре, аналитической геометрии, дифференциальному и интегральному исчислениям, кратным, криволинейным и поверхностным интегралам, дивергенции и ротору

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

векторного поля, обыкновенным дифференциальным уравнениям, уравнениям математической физики [1].

Реализация междисциплинарного моделирования фрагментов действительности на занятиях по высшей математике в ряде высших и средних специальных учебных заведений Уральского региона нами в течение последних десятилетий осуществилась посредством выполнения таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2]

Для устранения затруднений у студентов при формулировке условий задач по физике и химии на занятиях по высшей математике при постановке соответствующей математической задачи в начале практического занятия нами выделяются и выписываются на аудиторной доске основные физические и химические определения понятий, записи законов и формул, относящихся к процессу междисциплинарного моделирования соответствующего фрагмента реальности.

При разработке и исполнении математических алгоритмов решения задач физики и математики используются традиционные обозначения величин и классические единицы их измерения.

Междисциплинарную составляющую математического моделирования объектов, процессов и явлений природной и технологической действительности на практических занятиях по высшей математике усиливает использование персональных компьютеров студентами при исполнении алгоритмов решения физических и химических задач [3].

Применение приемов и правил формальной логики при анализе результатов решения математическими средствами физических и химических задач на практических занятиях по высшей математике способствует повышению уровня интеллектуального потенциала студентов средних специальных и высших учебных заведений.

Выделим ряд примеров междисциплинарного содержания физических и химических задач, решаемых студентами колледжей и вузов на практических занятиях по высшей математике.

Практические занятия по векторному анализу посвящены постановке и решению физических и химических задач, содержащих при математическом моделировании линейные операции над векторами, скалярные и векторные произведения векторов, поток и циркуляцию векторов, градиент скалярного поля, характеристики векторного поля.

Дифференцирование и интегрирование физических и химических величин на практических занятиях по высшей математике в средних специальных и высших учебных занятиях при междисциплинарном моделировании фрагментов реальности основаны на механическом и геометрическом смыслах производной и интеграла функции.

Постановка и решение на практических занятиях по высшей математике в колледжах и вузах дифференциальных уравнений, моделирующих физические и химические процессы, обеспечивает студентов математическим инструментарием, позволяющим им познавать и преобразовывать большинство фрагментов изменяющейся со временем природной и технологической действительности.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что междисциплинарное моделирование действительности на занятиях по высшей математике способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов студентов.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей - исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.

© Каримов М.Ф., Мукимов В.Р.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.