Научная статья на тему 'Междисциплинарное исследование особенностей корректного произношения звуков немецкого языка русскоязычными респондентами'

Междисциплинарное исследование особенностей корректного произношения звуков немецкого языка русскоязычными респондентами Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
141
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GERMAN / PRONUNCIATION / RUSSIAN RESPONDENTS / LINGUISTIC EXPERIMENT / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / ПРОИЗНОШЕНИЕ / РУССКОЯЗЫЧНЫЕ РЕСПОНДЕНТЫ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппова Екатерина Олеговна, Филюшина Юлия Николаевна, Ампилогова Юлия Александровна, Харин Андрей Петрович, Зейфарт Михаэль

Проведен сравнительный анализ корректности произношения некоторых фонетически сложных звуков немецкого языка русскоязычными респондентами музыкальных и немузыкальных специальностей, которым было проведено полное логопедическое исследование, обследование оториноларинголога и невролога на исключение соответствующих заболеваний, а также лингвистическое исследование. Результаты сравнительного анализа показали, что в силу специфичности творческой (вокальной) профессии у музыкантов вероятность корректного произношения иностранных (немецких) звуков выше, чем у людей, не связанных с музыкальной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Филиппова Екатерина Олеговна, Филюшина Юлия Николаевна, Ампилогова Юлия Александровна, Харин Андрей Петрович, Зейфарт Михаэль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY RESEARCH OF GERMAN PRONUNCIATION FEATURES BY RUSSIAN SPEAKING RESPONDENTS

The article presents the analysis of pronunciation of some difficult German sounds by Russian respondents of musical and others specialities. All Russian respondents were examined by speech therapist, otolaryngologist, neurologist and linguist. Otolaryngologist and neurologist eliminated ear, throat and nervous system pathology in the examined respondents. Speech therapist’s examination included a study of expressive speech, impressive speech, phonemic hearing and practical functions. Linguistic research included repetition of some difficult for Russians German sounds (ö, eu, ei, ng, r, e, ü, ch, h). The results of interdisciplinary research showed that respondents of musical specialities have greater probability of correct pronunciation of German difficult sounds than the respondents of other specialties.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарное исследование особенностей корректного произношения звуков немецкого языка русскоязычными респондентами»

УДК 81-25

Е. О. Филиппова, Ю. Н. Филюшина, Ю. А. Ампилогова, А. П. Харин, М. Зейфарт

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОРРЕКТНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА РУССКОЯЗЫЧНЫМИ РЕСПОНДЕНТАМИ

Проведен сравнительный анализ корректности произношения некоторых фонетически сложных звуков немецкого языка русскоязычными респондентами музыкальных и немузыкальных специальностей, которым было проведено полное логопедическое исследование, обследование оториноларинголога и невролога на исключение соответствующих заболеваний, а также лингвистическое исследование. Результаты сравнительного анализа показали, что в силу специфичности творческой (вокальной) профессии у музыкантов вероятность корректного произношения иностранных (немецких) звуков выше, чем у людей, не связанных с музыкальной деятельностью.

Ключевые слова: немецкий язык, произношение, русскоязычные респонденты, лингвистический эксперимент.

Обучение произношению, включающее в том числе и формирование слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков, развитие фонематического слуха у учащихся, входит в число важнейших задач, стоящих перед преподавателями иностранных языков [1, с. 19; 2, с. 19].

Ряд сложностей, с которыми сталкиваются русские, изучающие немецкий язык, обусловлен различиями в фонематических системах русского и немецкого языков [3, с. 21]. В немецком языке встречаются велярный носовой согласный ([ц]), альвеолярный дрожащий согласный ([г]), увулярный дрожащий согласный ([к]) и звонкий увулярный спирант ([к]), огубленный гласный переднего ряда средневерхнего подъема, дифтонги, которые отсутствуют в русском языке [4, с. 99]. Произношение данных звуков для русскоязычных респондентов представляет большую сложность [5, с. 41].

В связи с тем что фонематический слух связан с музыкальным, представляется возможным провести сравнительный анализ корректного произношения новых для русскоязычных респондентов фонем у обучающихся музыкальных и немузыкальных специальностей.

Цель исследования - проанализировать корректность произношения некоторых фонетически сложных звуков немецкого языка русскоязычными респондентами музыкальных и немузыкальных специальностей.

В качестве респондентов выступили студенты неязыковых направлений подготовки в возрасте 20-25 лет.

Респонденты были разделены на основную группу, в которую вошли 20 студентов музыкальных специальностей (вокальное искусство, хоровое дирижирование) Института культуры Томского государственного университета; группу сравнения, в которую вошли 20 студентов различных (немузыкальных) специальностей вузов г. Томска.

В основную группу входило 6 мужчин (30 %) и 14 женщин (70 %), в группе сравнения было 8 мужчин (40 %) и 12 женщин (60 %).

Для чистоты лингвистического эксперимента всем респондентам было проведено полное логопедическое исследование, обследование оториноларинголога и невролога на исключение соответствующих заболеваний, на выявление возможных особенностей речевого аппарата.

Логопедическое обследование включало в себя исследование импрессивной речи, экспрессивной речи, практических функций фонематического слуха [6, с. 121].

Экспрессивная речь исследовалась по следующей схеме: самостоятельные высказывания в диалоге, окончания пословиц и фраз, повторение звуков, слогов, серий звуков и слогов, повторение слов и фраз, пересказ текста, прочитанного специалистом, составление рассказа по сюжетной линии, а также тесты на автоматизированную и дез-автоматизированную речь.

Обследование импрессивной речи включало в себя понимание ситуационных, внеситуационных и парадоксальных вопросов, простых конструкций, частотных и не связанных между собой по значению и звучанию слов, близких по значению слов, простых действий и предложений.

Упражнения на нарушения фонематического слуха включали распознавание комбинаций отдельных звуков, слогов и слов (повторение и написание, исправление некорректно произнесенных слов, соотнесение фонемы с графемой).

Прагматические функции оценивались по выполнению упражнений на праксис лицевой мускулатуры, символические и смысловые действия и движения, динамический мануальный праксис, мануальный кинетический праксис, динамический графический праксис, динамический оральный праксис, реципрокную координацию, пространственный праксис.

Оториноларингологом были проведены передняя риноскопия, задняя риноскопия, фарингоскопия, ларингоскопия. Осмотр невролога включал в себя обследование восьми пар черепно-мозговых нервов (обонятельного, тройничного, лицевого,

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 6 (171)

преддверно-улиткового, языкоглоточного, блуждающего, добавочного, подъязычного).

Лингвистический эксперимент включал в себя повторение методом подражания немецких звуков (о, ей, е1, п§, г, е, и, еЬ, Ь) и слов, содержащих данные звуки. Список слов формировался с учетом сложности по принципу от простого к сложному. С увеличением фонетической сложности увеличивалось количество повторений. Таким образом, фонетически самые простые слова повторялись по два раза, самые сложные - по шесть раз. Критерием оценки правильности произношения послужили заключения лингвиста и носителя немецкого языка. Ниже представлен список слов.

Список слов немецкого языка

Звук Слова Звук Слова

о Öl e Meer

Böse Beere

Lösen Weg

Möwe sehr

Löffel Ehre

eu heute u Bühne

Leute MUhe

Deutlich Süden

Zeugnis Uber

Feucht Zürich

ei nein ch ich

klein China

Neigen Nächte

Seicht welche

Leistung Mechanik

ng Ding h Hahn

Lunge heute

Schlange Hinter

Deutung Hülle

Bestellung Höhle

г Rache г Brechen

Rede Früchte

richtig -

По результатам неврологического осмотра патологий со стороны черепно-мозговых нервов в обеих группах выявлено не было.

В основной группе 20 % респондентов имели лор-патологию, выраженную в гипертрофирован-ности миндалин: 10 % до I степени, 10 % до II. У всех обследованных язычок и мягкое нёбо имели достаточную подвижность, голосовые связки были без особенностей.

В группе сравнения лор-патология значительно превалировала: 15 % респондентов имели искривление носовой перегородки, у 20 % миндалины были гипертрофированы до I степени, у 15 % до II, у 5 % до III степени. У всех студентов язычок и мягкое нёбо имели достаточную подвижность, голосовые связки были без особенностей.

Результаты логопедического обследования показали следующее: в основной группе только один человек (5 %) имел незначительные нарушения фонематического слуха. В упражнениях на ораль-

ный кинестический праксис испытали трудность 5 человек (25 %). Незначительные нарушения экспрессивной речи были замечены у 3 человек (15 %), проявившиеся в большей мере при распознавании и повторении слогов «да-да-та», «ба-ба-па», «жа-ца-са», «са-со-се-зу».

В группе сравнения нарушения фонематического слуха наблюдались у 5 человек (25 %). Упражнения на оральный кинестический праксис не выполнили 40 % студентов, которые также не справились с упражнениями на экспрессивную речь. Большую трудность в этой группе составили распознавание и повторение сочетания слогов «ба-ма-па», «са-ша-за», «то-те-тю», «са-со-се», «та-да-та», «ба-ма-ба», «ба-бо-би», серии букв и звуков «зшткм», «фкч», гласных «ауи», «уио», «яиоиё», «иуа». Один человек из этой группы имел трудности только с выполнением упражнений на экспрессивную речь без нарушений фонематического слуха. Кроме того, один человек имел нарушения орального праксиса (при выполнении упражнений мышечное напряжение лицевой мускулатуры нарастало, движения языка в стороны сопровождались одновременным движением нижней челюсти) при отсутствии неврологической патологии. Результаты его обследования были расценены как следствие волнения и страха перед обследующими. Подобные явления в музыкальной (основной) группе отсутствовали, что может объясняться публичностью профессии вокалистов и дирижеров.

Лингвистическое исследование показало, что русскоязычному населению обоих групп легче произносить гласные немецкие звуки, чем согласные. Самым фонетически сложным звуком в основной группе оказался увулярный дрожащий согласный [к], в группе сравнения - велярный носовой согласный [ц], увулярный дрожащий согласный [к], [еЬ] и гласные [ей] и [е1] (рис. 1).

■ Основная группа □ Группа сравнени;

-

I 1 1 ; 1 ; 1

б ей е! е й пд г сИ И Звук

Рис. 1. Количество человек, корректно произносивших согласные и гласные немецкие звуки

20

18

и

о 1- 16

I

о

Ч I 14

о

с 12

о

О)

CL

о 10

£

h-

<J

Ф S

У

^

с о е

ng

■ 1

• 2

3 4 5

Количество повторений

3 4 5

Количество повторений

Рис. 2. Распределение респондентов, корректно произносивших немецкие согласные звуки в зависимости от количества повторений:

1 - группа сравнения; 2- основная группа

При исследовании динамики улучшения качества произношения немецких согласных звуков была выявлена тенденция «увеличение количества повторений - увеличения корректности произношения» только в основной группе (рис. 2).

Результаты исследования динамики улучшения качества произношения немецких гласных звуков показали, что к шестому разу повторений в основной группе у респондентов произношение не улучшалось, а в некоторых случаях ухудшалось (рис. 3, и). В группе сравнения к шестому разу повторений произношение звуков о, е1, ей приближалось к корректному, что не наблюдалось в отношении других гласных.

Фонетически простые слова были корректно произнесены большинством респондентов в обеих группах. Фактически не вызвали затруднений ис-

следуемые звуки в словах Öl, Löffel, Zeugnis, Feucht, nein, Neigen, klein, Leute, heute.

Слова на велярный носовой согласный [ц] и альвеолярный дрожащий согласный [г] для русскоязычных респондентов представились наиболее сложными.

Респонденты в группе сравнения, испытывающие затруднения в выполнении упражнений на оральный кинестический праксис (вытянуть язык «иголочкой», «лопатой», «ковшиком»), не справились с большинством согласных звуков: [г], [ц], [h], в основной группе - только с велярным носовым согласным [ц]. Все исследуемые в группе сравнения с нарушениями фонематического слуха имели трудность в корректном произношении как согласных, так и гласных звуков, что не было замечено в основной группе. Несколько человек из группы сравнения,

Вестник ТГПУ (ТБРБВиНеПп). 2016. 6 (171)

Рис. 3. Распределение респондентов, корректно произносивших немецкие гласные звуки в зависимости от количества повторений: 1 - группа сравнения; 2-основная группа

имеющие проблемы с распознаванием слитных звуков «ауи», «иуа», яиоиё», «иуа» в русском языке, не справились с задачей правильного воспроизведения немецких гласных, особенно о, е1 и ей.

Таким образом, экспериментальное междисциплинарное исследование студентов музыкальных и немузыкальных направлений подготовки показало, что в силу специфичности творческой (вокальной) профессии у музыкантов вероятность корректного произношения иностранных (немецких) звуков выше, чем у людей, не связанных с музыкальной деятельностью.

Список литературы

1. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе языка. М.: Просвещение, 1986. 162 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Богомазова Т. С., Подольская Т. Е. Теория и практика по фонетике немецкого языка. М.: Лист Нью, 2004. 238 с.

3. Филиппова Е. О., Колотовкина Д. Ю., Филюшина Ю. Н., Ампилогова Ю. А., Харин А. П., Зейфарт М. Исследование возможности корректного произношения сложных звуков немецкого языка русскоязычными респондентами (междисциплинарное исследование) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 10 (163). С. 41-45.

4. Максютин К. Ю., Полякова Н. В., Уткина Г. И. Теоретические и практические аспекты работы над немецкими рекламными текстами // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 9 (60). С. 99-104.

5. Новиков Д. М. Фонетика немецкого языка. М.: Высшая школа, 1986. 120 с.

6. Дмитрова Е. Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств. М.: АСТ: Астрель, 2008. 143 с.

Филиппова Е. О., магистр.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: katerinabosix@mail.ru

Филюшина Ю. Н., логопед.

ОГКОУ «Детский дом «Орлиное гнездо».

Ул. Басандайская, 11, Томск, Россия, 634061. E-mail: fil333@sibmail.com

Ампилогова Ю. А., врач-оториноларинголог. Сибирский государственный медицинский университет.

Московский тракт, 2, Томск, Россия, 634050. E-mail: Ampilogovajulia@mail.ru

Харин А. П., врач-невролог.

Сибирский государственный медицинский университет.

Московский тракт, 2, Томск, Россия, 634050. E-mail: andrey.p.kharin@gmail.com

Зейфарт М., старший преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: seyfarth.daad@gmail.com

Материал поступил в редакцию 09.03.2016.

E. O. Filippova, Yu. N. Filyushina, Yu. A. Ampilogova, A P. Kharin, M. Zeyfart

INTERDISCIPLINARY RESEARCH OF GERMAN PRONUNCIATION FEATURES BY RUSSIAN

SPEAKING RESPONDENTS

The article presents the analysis of pronunciation of some difficult German sounds by Russian respondents of musical and others specialities. All Russian respondents were examined by speech therapist, otolaryngologist, neurologist and linguist. Otolaryngologist and neurologist eliminated ear, throat and nervous system pathology in the examined respondents. Speech therapist's examination included a study of expressive speech, impressive speech, phonemic hearing and practical functions. Linguistic research included repetition of some difficult for Russians German sounds (o, eu, ei, ng, r, e, u, ch, h). The results of interdisciplinary research showed that respondents of musical specialities have greater probability of correct pronunciation of German difficult sounds than the respondents of other specialties.

Key words: German, pronunciation, Russian respondents, linguistic experiment.

References

1. Shatitov S. F. Metodika obucheniya nemetskomu yazyku v sredney shkole yazyka [Methods of teaching the German language in secondary language school]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1986. 162 p. (in Russian).

2. Bogomazova T. S., Podol'skaya T. E. Teoriya i praktika po fonetike nemetskogo yazyka [Theory and practice on the phonetics of the German language]. Moscow, List N'yu Publ., 2004. 238 p. (in Russian).

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2016. 6 (171)

3. Filippova E. O., Kolotovkina D. Yu., Filyushina Yu. N., Ampilogova Yu. A., Kharin A. P., Zeyfart M. Issledovaniye vozmozhnosti korrektnogo proiznosheniya slozhnykh zvukov nemetskogo yazyka russkoyazychnymi respondentami (mezhdisciplinarnoye issledovaniye) [Research of the possibility of correct pronunciation of diffucult German sounds by Russian speaking respondents]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 10 (163), pp. 41-45 (in Russian).

4. Maksyutin K. Yu., Polyakova N. V., Utkina G. I. Teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty raboty nad nemetskimi reklamnymi tekstami [Theoretical and practical aspects of the work with German advertising texts]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2006, vol. 9 (60), pp. 99-104 (in Russian).

5. Novikov D. M. Fonetika nemetskogo yazyka [German phonetics]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1986. 120 p. (in Russian).

6. Dmitrov E. D. Logopedicheskiye karty dlya diagnostiki rechevykh rasstroystv [Speech therapy card for the diagnosis of speech disorders]. Moscow, AST, Astrel' Publ., 2008. 143 p. (in Russian).

Filippova E. O.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: katerinabosix@mail.ru

Filyushina Yu. N. Orphanage "Orlinoye gnezdo".

Ul. Basandaykaya, 11, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: fil333@sibmail.com

Ampilogova Yu. A.

Siberian State Medical University.

Moskovskiy trakt, 2, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: Ampilogovajulia@mail.ru

Kharin A. P.

Siberian State Medical University.

Moskovskiy trakt, 2, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: andrey.p.kharin@gmail.com

Zeyfart M.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: seyfarth.daad@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.