Научная статья на тему 'Исследование возможности корректного произношения сложных звуков немецкого языка русскоязычными респондентами (междисциплинарное исследование)'

Исследование возможности корректного произношения сложных звуков немецкого языка русскоязычными респондентами (междисциплинарное исследование) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
363
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ / PHONETIC SYSTEM / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / GERMAN LANGUAGE / ГЛАСНЫЕ / VOWELS / СОГЛАСНЫЕ / CONSONANTS / ЗВУКИ / SYLLABLES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппова Екатерина Олеговна, Колотовкина Дарья Юрьевна, Филюшина Юлия Николаевна, Ампилогова Юлия Александрова, Харин Андрей Петрович

Проведено исследование возможности корректного произношения сложных звуков немецкого языка русскоязычными респондентами. Результаты свидетельствуют о том, что русскоязычному населению легче произносить немецкие гласные, чем согласные. Самым фонетически сложным звуком оказался велярный носовой согласный. Увеличение количества повторений не увеличивает корректность произношения исследуемых звуков. Кто имеет трудности в выполнении упражнений на оральный праксис, не произносит альвеолярный дрожащий согласный ([r]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Филиппова Екатерина Олеговна, Колотовкина Дарья Юрьевна, Филюшина Юлия Николаевна, Ампилогова Юлия Александрова, Харин Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RRESEARCH OF THE POSSIBILITY OF CORRECT PRONUNCIATION OF DIFFUCULT GERMAN SOUNDS BY RUSSIAN SPEAKING RESPONDENTS

The article deals with the research of the correct pronunciation of difficult German sounds possibility by Russianspeaking respondents. The results indicated that it is easier for the Russian-speaking population to pronounce German vowels than consonants. The majority of respondents pronounced phonetically simple words correctly. Sounds in the words (Öl, Löffel, Zeugnis, Feucht, Nein, Neigen, Klein, Leute, Heute) did not cause difficulties in pronunciation. The most difficult phonetically sound was velar nasal consonant. Respondents who have problems with consonants phonemic hearing did not pronounce velar nasal consonant ([ŋ]). Increasing number of repetitions did not increase correctness of pronunciation of the studied sounds. Those who have difficulty in performing exercises on oral praxis, do not pronounce alveolar rolled consonant ([r]).

Текст научной работы на тему «Исследование возможности корректного произношения сложных звуков немецкого языка русскоязычными респондентами (междисциплинарное исследование)»

Е. О. Филиппова, Д. Ю. Колотовкина, Ю. Н. Филюшина и др. Исследование возможности корректного...

УДК 81-25

Е. О. Филиппова, Д. Ю. Колотовкина, Ю. Н. Филюшина, Ю. А. Ампилогова,

А. П. Харин, М. Зейфарт

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКТНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА РУССКОЯЗЫЧНЫМИ РЕСПОНДЕНТАМИ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ)

Проведено исследование возможности корректного произношения сложных звуков немецкого языка русскоязычными респондентами. Результаты свидетельствуют о том, что русскоязычному населению легче произносить немецкие гласные, чем согласные. Самым фонетически сложным звуком оказался велярный носовой согласный. Увеличение количества повторений не увеличивает корректность произношения исследуемых звуков. Кто имеет трудности в выполнении упражнений на оральный праксис, не произносит альвеолярный дрожащий согласный ([г]).

Ключевые слова: фонетический строй, немецкий язык, гласные, согласные, звуки.

Правильное произношение является одной из основных проблем при усвоении иностранного языка (ИЯ). Изучение фонетики ИЯ зачастую занимает много времени и усилий у обучающихся [1, с. 23]. Немецкое произношение может быть одним из самых сложных моментов в изучении языка, так как в фонетической системе русского языка многие приемлемые для немецкого языка звуки отсутствуют. В немецкой фонетике встречаются велярный носовой согласный ([д]), альвеолярный дрожащий согласный ([г]), увулярный дрожащий согласный ([к]) и звонкий увулярный спирант ([к]), огубленный гласный переднего ряда средневерхнего подъема, дифтонги, которые не существуют в современной фонетике русского языка [2, с. 45]. Поэтому произношение подобного рода звуков для русскоязычного населения представляет большую сложность.

Цель исследования - изучить возможность правильного произношения некоторых фонетически сложных звуков немецкого языка у русскоязычных респондентов без предварительной подготовки.

Исследование было проведено на русскоязычной группе людей-добровольцев, не изучающих немецкий язык или другие иностранные языки профессионально, в возрастной категории 20-25 лет. Группа сформировалась из числа студентов разных вузов и факультетов неязыковых специальностей и составила 40 человек. Распределение мужского и женского пола составило 37,5 и 62,5 % соответственно.

Всем участникам было проведено полное логопедическое исследование, обследование оториноларинголога и невролога на исключение соответствующих заболеваний, на выявление возможных особенностей речевого аппарата, а также лингвистическое исследование.

Логопедическое обследование включало в себя исследование экспрессивной речи, импрессивной речи, фонематического слуха, практических функций [3, с. 121].

Экспрессивная речь исследовалась по следующей схеме: самостоятельные высказывания в диалоге, окончания пословиц и фраз, повторение звуков, слогов, серий звуков и слогов, повторение слов и фраз, пересказ текста, прочитанного специалистом, составление рассказа по сюжетной линии, а также тесты на автоматизированную и дезавтоматизированную речь.

Обследование импрессивной речи включало в себя понимание внеситуационных, ситуационных и парадоксальных вопросов, простых конструкций, частотных и не связанных между собой по значению и звучанию слов, а также слов, близких по значению, простых предложений и действий.

Нарушения фонематического слуха выявлялись с помощью упражнений на различные звуки, слоги, слова (повторение и написание, исправление некорректно произнесенных слов, соотнесение фонемы с графемой).

Прагматические функции оценивались по выполнению упражнений на праксис лицевой мускулатуры, символические и смысловые действия и движения, мануальный кинетический праксис, динамический мануальный праксис, динамический оральный праксис, динамический графический праксис, реципрокную координацию, пространственный праксис.

Оториноларингологом были проведены передняя риноскопия, задняя риноскопия, фарингоскопия, ларингоскопия. Осмотр невролога включал обследование восьми пар черепно-мозговых нервов (обонятельный, тройничный, лицевой, пред-дверно-улитковый, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный нервы).

Лингвистическое исследование включало в себя повторение методом подражания немецких звуков (о, ей, е1, п§, г) и слов на эти звуки. Список слов формировался с учетом сложности по принципу от простого к сложному. Самые фонетически сложные слова

повторялись по шесть раз, самые простые - по два раза. Критерием оценки правильности произношения послужили заключения лингвиста и носителя немецкого языка. Список слов представлен в табл. 1.

Таблица 1 Список слов немецкого языка

Звук Слово

ö Böse

Öl

Lösen

Möwe

Löffel

eu Deutlich

Leute

Heute

Zeugnis

Feucht

ei Leistung

Neigen

Seicht

Klein

Nein

ng Bestellung

Schlange

Ding

Deutung

Lunge

г Rache

Brechen

Früchte

Rede

Richtig

гласные немецкие звуки, чем согласные. Самым фонетически сложным звуком оказался ([ц]), который смогли произнести только 23,7 % людей. Уву -лярный дрожащий согласный ([к]) удалось получить 33,7 % (рис. 1).

67750

67,50

67750

33,75

23,75

%

80 60 - — 40 20 0

Рис. 1. Корректность произношения звуков

В ходе исследования не получено тенденции «увеличение количества повторений - увеличение корректности произношения». Особенно это сказалось на результатах произношения немецкой г где получить правильный звук в слове АгисЫе не удалось (рис. 2).

16 14 12 10

По результатам неврологического осмотра патологий со стороны черепно-мозговых нервов у обследуемых не найдено. Со стороны лор-патологии 18,75 % людей имели искривление носовой перегородки, у 31,25 % миндалины были гипертрофированы до I степени, у 12,5 % до II, у 6,25 % до III степени. У всей группы язычок и мягкое небо имели достаточную подвижность, голосовые связки были без особенностей.

Результаты логопедического обследования показали следующее. Незначительные нарушения фонематического слуха наблюдались у 31,25 % людей. Большую трудность у этой группы составили упражнения на распознавание и повторения слогов «па-ба-па», «ба-па-ба», «та-да-та», «да-та-да», «ба-бо-би», звуков «ф-к-ч» и серии слитных звуков «ауи», «иуа».

Трудности с выполнением артикуляционных упражнений испытали 37,5 % людей, причем 25 % так и не смогли их выполнить. Один человек имел нарушения орального праксиса (при выполнении упражнений мышечное напряжение лицевой мускулатуры наростало, движения языка в стороны сопровождались одновременным движением нижней челюсти).

Лингвистическое исследование показало, что русскоязычному населению легче произносить

Количество повторений а

Количество повторений б

2 3 4 5 6 Количество повторений

Количество повторений г

Количество повторений

а

Рис. 2. Распределение респондентов, корректно произносивших немецкие звуки о (а), ей (б), е1 (в), пд (г), г (а) в зависимости от количества повторений

Е. О. Филиппова, Д. Ю. Колотовкина, Ю. Н. Филюшина и др. Исследование возможности корректного.

Фонетически простые слова были грамотно произведены большинством людей. Фактически не вызвали затруднений исследуемые звуки в словах Öl, Löffel, Zeugnis, Feucht, Nein, Neigen, Klein, Leute, Heute. Слова на велярный носовой согласный ([ц]) и альвеолярный дрожащий согласный ([г]) для русскоязычных респондентов представились наиболее сложными (табл. 2).

Таблица 2

Корректность произнесенных слов

Звук

ng

Слово

Ol

Böse Lösen Möwe Löffel

Heute

Leute

Deutlich

Zeugnis

Feucht

Nein

Klein

Neigen

Seicht

Leistung

Ding Lunge Schlange Deutung Bestellung

Rache

Rede

Richtig

Brechen

Früchte

81,25 50 50 75

81,25

62,5

62,5

43,75

87,5

81,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

93,75

68,75

81,25

62,5

31,25

31,5 6,25 6,25 50

18,75

31,5 50 31,5 43,75 0

%

Все обследованные, имеющие незначительные проблемы с фонематическим слухом на согласные звуки, не произносили велярный носовой согласный ([ц]). Один человек, имеющий проблемы с распознаванием слитных звуков «ауи», «иуа» в русском языке, не смог правильно воспроизвести немецкие гласные, особенно о и ей. Те, кто испытывал трудности в выполнении упражнений на оральный кинестетический прак-сис, не справились с альвеолярным дрожащим согласным ([г]).

Многие участники заменяли глухой велярный спирант ек («хь») на передненебный какуминальный согласный «ш» вне зависимости от расположения этого звука в слове. Трактовка такого результата затруднительна в связи с тем, что звук ек («хь») в данном исследовании не рассматривался.

Лингвистическое исследование показало, что русскоязычным респондентам легче произносить немецкие гласные, чем согласные. Самым фонетически сложным звуком оказался велярный носовой согласный ([ц]). Увеличение количества повторений не увеличивает корректность произношения исследуемых звуков. Люди, имеющие незначительные проблемы с фонематическим слухом на русские согласные, не слышат немецкий носовой ([ц]). Те, кто имеет трудности в выполнении упражнений на оральный кинестетический праксис, не произносят альвеолярный дрожащий согласный ([г]).

Список литературы

1. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. 162 с.

2. Новиков Д. М. Фонетика немецкого языка. М.: Высшая школа, 1986. 120 с.

3. Дмитрова Е. Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств. М.: АСТ Астрель, 2008. 143 с.

Филиппова Е. О., бакалавр.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: katerinabosix@mail.ru

Колотовкина Д. Ю., студент-специалист.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: Kolotovkinadarja@mail.ru

Филюшина Ю. Н., логопед.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: fil333@sibmail.com

Ампилогова Ю. А., врач-оториноларинголог. Сибирский государственный медицинский университет.

Московский тракт, 2, Томск, Россия, 634050. E-mail: Ampilogovajulia@mail.ru

eu

r

Харин А. П., врач-невролог.

Сибирский государственный медицинский университет.

Московский тракт, 2, Томск, Россия, 634050. E-mail: andrey.p.kharin@gmail.com

Зейфарт М., старший преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: seyfarth.daad@gmail.com

Материал поступил в редакцию 06.05.2015.

E. O. Filippova, D. Yu. Kolotovkina, Yu. N. Filyushina, Yu. A Ampilogova, A. P. Kharin, M. Zeyfart

RRESEARCH OF THE POSSIBILITY OF CORRECT PRONUNCIATION OF DIFFUCULT GERMAN SOUNDS BY RUSSIAN

SPEAKING RESPONDENTS

The article deals with the research of the correct pronunciation of difficult German sounds possibility by Russian-speaking respondents. The results indicated that it is easier for the Russian-speaking population to pronounce German vowels than consonants. The majority of respondents pronounced phonetically simple words correctly. Sounds in the words (Öl, Löffel, Zeugnis, Feucht, Nein, Neigen, Klein, Leute, Heute) did not cause difficulties in pronunciation. The most difficult phonetically sound was velar nasal consonant. Respondents who have problems with consonants phonemic hearing did not pronounce velar nasal consonant ([ij]). Increasing number of repetitions did not increase correctness of pronunciation of the studied sounds. Those who have difficulty in performing exercises on oral praxis, do not pronounce alveolar rolled consonant ([r]).

Key words: phonetic system, the German language, vowels, consonants, syllables.

References

1. Shatitov S. F. Metodika obucheniya nemetskomu yazyku v sredney shkole yazyka [The technique of learning the German language in high school language]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1986. 162 p. (in Russian).

2. Novikov D. M. Phonetika nemetskogo yazyka [German phonology]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1986. 120 p. (in Russian).

3. Dmitrov E. D. Logopedicheskiye karty dlya diagnostiki rechevykh rasstroystv [Speech therapy card for the diagnosis of speech disorders]. Moscow, AST Astrel' Publ., 2008. 143 p. (in Russian).

Filippova E. O.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: katerinabosix@mail.ru

Kolotovkina D. Yu.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: Kolotovkinadarja@mail.ru

Filyushina Yu. N.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: fil333@sibmail.com

Ampilogova Yu. A.

Siberian State Medical University.

Moskovskij trackt, 2, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: Ampilogovajulia@mail.ru

Harin A. P.

Siberian State Medical University.

Moskovskij trackt, 2, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: andrey.p.kharin@gmail.com

Zeyfart M.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaja, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-Mail: seyfarth.daad@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.