commercialization of educational services, corruption and «a degree illness», decline in quality of education and falling of level of knowledge and abilities of pupils, and outdated methods and techniques of training, etc.
The first direction of the Conception development of education is reduction of structure of education in compliance with requirements of modern economy and integration of Ukraine into the European economic and cultural space.
The second direction of the Conception development of education is reforming of content of education. In this direction, it is going to develop and implement during 20152017 uniform standards / indicators of knowledge, skills in the field of ICT for pupils and teachers - commensurable with the international indicators: PISA in computer skills, industrial international Microsoft Certified Educator tests etc.
Also for 2015-2017 will be developed and implemented the new generation of standards of the higher education on a competence-based basis taking into account model standards of Eurobachelors and Euromasters, in 2020-2025 will be perfomed the gradual failure from standards of the higher education.
One of priorities of the Conception development of education is ensuring equal access to quality education to all citizens of Ukraine.
The fourth direction determined by the conception is reforming the system of preparation and retraining of pedagogical, personnel in educational sector and providing high social standards for workers of the educational sphere.
It is supposed to enter a package of measures, the teachers directed to system encouragement of scientific and professional activity, their international and internal academic mobility, expansion the practician of sabbatical leaves and training, including abroad during 2015-2025.
The fifth direction of the Conception development of education for 2015-2025 is reorganization of a management system, financing and management of education by decentralization, deregulation, introductions of an institutional,
academic and financial autonomy of educational institutions, observance of the principle of responsibility of educational institutions for results of educational and educational activity.
At the same time, the concept provided creation of the national quality system of education and implementation of a single system of statistics and parameters of measurement of quality of education. It is offered to accept at the national level in 2015: national indicators of quality of education and national indicators of efficiency of education. In 2017 - inclusion of Ukraine in Education at a Glance, including legislative fixing of participation of Ukraine in the international monitoring researches such as is also offered, to PISA, TIMSS, PEARLS. Creation of independent organizations of estimation and quality assurance of the higher education, which is the part of National agency on quality assurance of the higher education, contribution of the international accreditation of educational programs of the Ukrainian universities [3].
The conclusions and suggestions. Implementation of these directions of the concept of a development of education will raise a rating of the Ukrainian specialists at the international level, and also will promote increase of popularity of the Ukrainian model of education.
References:
1. Барбер Майкл Лавина идет. Высшее образование и грядущая революция / Майкл Барбер, Кейтлин Доннели, Саад Ризви // Химия и жизнь. - 2013. - №6. - С. 18 - 21.
2. Гаркуша Г.Г. Итерактивные подготовительные курсы - как одна из форм подготовки к выбору профессии / Г.Г. Гаркуша, А.Ф. Лысый, К.В. Ходарина // Тематичний випуск № 31, том 9(51) Вища освгга Украши у контексл ш-теграцп до бвропейського освггнього простору. - К.: Гно-зис, 2013. - С. 210 - 216
3. ru.osvita.ua/news/ 43501 Проект Концепции развития образования
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Гуменная И. Р.
старший лаборант кафедры иностранных языков Тернопольского государственного медицинского университета
INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN TRAINING FUTURE DOCTORS TO PROFESSIONAL COMMUNICATION
Humenna I. R.,senior laborant the department of foreign language, Ternopil State Medical University
АННОТАЦИЯ
В статье на основе научных трудов рассмотрен междисциплинарный характер подготовки будущих врачей к профессиональной коммуникации. Определены основные подходы к подготовке студентов к профессиональной коммуникации на основе междисциплинарной интеграции. Проанализировано влияние гуманитарных и специальных дисциплин на формирование профессиональной коммуникации студентов.
ABSTRACT
The article deals with the meaning of the phenomena «interdisciplinary integration», «professional communication» of training future doctors have been analyzed. The basic approaches in preparing students for professional communication on the principles of interdisciplinary integration. The main tasks of higher medical education in the professional preparing of future doctors, effect professional disciplines to the formation of professional communication have been elucidated.
Key words: professional communication; interdisciplinary integratio; training; future doctors.
Ключевые слова: профессиональная коммуникаци; междисциплинарная интеграция; тдготовка; будущие врачи.
Постановка проблемы. Одной из доминирующих тенденций профессионального образования является подготовка специалистов, способных использовать потенциал фундаментальных знаний по медицине (к примеру: анатомии человека, физиологии, хирургии) для решения профессиональных задач. Важное место в обеспечении качественного профессионального обучения студентов в высшем медицинском учебном заведении (ВМУЗ) занимает междисциплинарная интеграция, призваная обеспечить единый подход к использованию студентами знаний с целью целостного решения профессиональных задач и ситуаций.
Проблема междисциплинарной интеграции в процессе профессиональной подготовки студентов в ВМУЗах приобретает все большую актуальность, поскольку способствует обеспечению целостности образовательного процесса, то есть взаимосвязи учебных дисциплин с точки зрения единого и непрерывного развития профессиональной деятельности [2]. Междисциплинарные связи способствуют объединению обучения с будущей практической деятельностью. Принцип междисциплинарной интеграции влияет на построение учебных программ, структуру образовательного материала, отбор методов и форм обучения [1].
Анализ последних исследований и публикаций. Междисциплинарная интеграция рассматривалась учеными как новая целостная дидактическая концепция совокупности учебных дисциплин [2]; сочетание знаний и практических действий на всех этапах подготовки специалиста в соответствии с конкретной целью образования в вузах [1]; построение целостной системы структур учебных дисциплин, обеспечивающей эффективное использование содержательных связей [3]. Интеграцию объясняют как установление и изучение общих для различных наук закономерностей и методов при сохранении самостоятельности учебных дисциплин [4].
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Залогом успешной профессиональной деятельности является не только наличие профессиональных знаний, но и наличие умений профессиональной коммуникации, направленной на непосредственную коммуникацию с пациентом во время оказания профессиональной медицинской помощи. Проблема качественной подготовки будущих врачей приобретает все большее значение в связи с растущими требованиями к предоставлению качественных услуг врача, способствуют эффективному лечении пациента. Поэтому, современная подготовка врача должна быть сориентирована на корректное с точки зрения нормы и стиля, ситуативное и контекстное использование профессиональной коммуникации.
Цель статьи. Цель исследования заключается в раскрытии сущности формирования профессиональной коммуникации будущих врачей на основе междисциплинарной интеграции.
Изложение основного материала.
Междисциплинарный характер обучения профессиональной коммуникации будущих врачей предусматривает сочетание и совершенствование системных знаний по дисциплинам гуманитарного и профессионально-ориен-
тированного циклов, а также определение процесса формирования знаний, умений и навыков профессиональной коммуникации студентов основной целью профессиональной подготовки будущих врачей.
В этом аспекте Н. Евтушенко считает благоприятной почвой для достижения логической взаимосвязи всех форм обучения в вузах обеспечение интеграции иностранных языков профессиональной направленности с дисциплинами гуманитарного и профессионального (медицинского) циклов на основе привлечения студентов к учебно-познавательной и исследовательской деятельности, оптимального сочетания форм и методов обучения [3, с. 205]. Так, эффективному усвоению студентами определенной системы знаний, формированию прикладных умений и навыков способствует междисциплинарный подход к обучению, успешно реализующийся в современных системах образования Европы и Америки. Коммуникативные умения и навыки, должны формироваться в практически-деятельностном контексте через разработку интегрированных коммуникативно-дисциплинарных курсов [4].
Междисциплинарная интеграция может осуществляться следующими способами: междисциплинарная лекция, теоретическая комплексная беседа, решение задач с широким междисциплинарным контекстом, использование тестов интегрированного содержания и т.д. [7].
Учитывая исследования междисциплинарного характера подготовки будущих врачей к профессиональной коммуникации проведен обстоятельный анализ влияния дисциплин «Анатомия человека», «Иностранный язык профессиональной направлености», «Основы психологии, основы педагогики », для формирования у студентов готовности к коммуникации на медицинские темы. Изучение предмета «Анатомия человека» в Тернопольском государственном медицинском университете начинается на I курсе, где студенты сталкиваются с необходимостью изучения большого количества медицинских терминов на латинском языке, не всегда понимая смысл медицинских понятий, однако знания иностранного языка способствуют изучению речевых конструкций. Следовательно, студенты I курса изучают основы лечебного дела на занятиях английского языка, готовятся дальнейшему изучению специальной медицинской терминологии уже на II курсе.
Поскольку профессиональная направленность обучения профессиональной коммуникации будущих врачей осуществляется в основном на практических занятиях дисциплины «Иностранный язык профессионального направления», то происходит формирование коммуникативной компетентности врача в профессиональной сфере [3].
Курс изучения иностранного языка к профессионального направления заключается в освоении и совершенствовании студентами различных видов речевой деятельности: аудирование, говорение, диалогическая речь, чтение, письмо и перевод. Согласно рабочей программы по английскому языку для студентов направления подготовки 1201 Медицина, специальности 7.12010001 «Лечебное дело» Тернопольского государственного медицинского университета имени И. Я. Горбачевского( ТГМУ) студенты должны знать лексический и грамматический
материал, на медицинскую тематику и уметь использовать общую и научную лексику при выполнении когнитивных задач; осуществлять речевое общение (в монологической и диалогической формах) на ситуативно обусловленную тематику; включить усвоенный лексико-грамматический материал в активное общение [9].
Рассматривая рабочую программу дисциплины по предмету «Английский язык профессионального направления» можно сделать вывод, что эта учебная дисциплина по своей структуре, содержанию и логике построения знакомит студентов с целым рядом дисциплин медицинского характера. В частности - с анатомией человека, физиологией, общей хирургией, пропедевтикой внутренней медицины и т.д. [9].
Стоит отметить, что основной целью изучения английского языка профессионального направления является, прежде всего, формирование у студентов умений и навыков профессиональной коммуникации, что предполагает способность к культурному сотрудничеству. Как считает В. Терлецкая, изучая иностранный язык, студенты должны получить высокий уровень коммуникативной компетентности для дальнейшего его использования в лечебной деятельности. Ученый считает, что современная подготовка будущего врача должна направляться на изучение норм и стиля профессионального иностранного языка, для дальнейшего использования в деловой коммуникации [10].
«Английский язык профессионального направления», изучаемого студентами медицинских вузов является интегрированным предметом, поскольку сочетает в себе циклы обучения классического английского языка и собственно медицинского английского языка. Важной составляющей формирования знаний, умений и навыков иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления, при организации мотивационно-побудительной и ориентировочно-исследовательской деятельности является изучение студентами профессиональной медицинской терминологии, приобретении навыков анализировать полученную информацию, определять оптимальный стиль общения в различных профессиональных ситуациях, строить и поддерживать диалог и т.д. [10].
Обработка студентами иностранных медицинских текстов и научной литературы медицинского профиля способствует расширению знаний студентов о передовом опыте и эффективных мировых технологиях лечения. Изучение студентами иностранных учебных текстов по предмету «Английский язык профессионального направления» влияет на развитие интересов студентов, связанных с медицинской деятельностью [9].
Интегрированные задания по иностранному языку профессионального направления построены так, что формируют у студентов развитие дискуссионных и коммуникативных умений, связаных по своему содержанию с изучением врачебного дела (к примеру, моделирование реальных профессиональных ситуаций, ролевые игры, «мозговой штурм», разработка проектов, проблемно-поисковые задания, упражнения с дефицитом информации, критический анализ, беседы и прочее). Акцент делается на
индивидуальном стиле выполнения деятельности [8].
Как отмечается в исследованиях А. Мельник, «иностранный язык профессионального направления по своему содержанию и сути является интеграцией речевых умений и языковых знаний в рамках тематического и ситуативного контекста в соответствии с академической и профессиональной сфер. Такая междисциплинарная интеграция имеет мощное практическое направление, предвидя приобретение студентами профессиональной и функциональной коммуникативной компетенции в использовании иностранного языка» [8].
Эффективными технологиями формирования готовности студентов к профессиональной коммуникации во время обучения иностранному языку профессионального направления Л. Крысак считает «Обучение в сотрудничестве», «Круглый стол», «Исследовательская работа» [5]. Так, целью технологии «Обучение в сотрудничестве» является формирование коммуникативных умений, обеспечивающих возможность каждого студента осуществлять иноязычное общение на должном уровне. Эта цель достигается благодаря основной идее обучения в сотрудничестве - обучение в коллективе, выполнение личного задания, работа в группе для общего результата, зависящего от вклада каждого [5].
Технология «Круглый стол» предусматривает ведение беседы, в которой принимают участие все студенты учебной группы. Преподаватель сообщает определенную проблему, участники «круглого стола» собирают необходимую информацию, обсуждают ее, анализируют, ищут оптимальные пути ее решения. Задача каждого студента - сделать свой собственный вклад в решение данной проблемы. Например, студенты являются участниками международной конференции, где обсуждаются вопросы: «Vaccination - Pros and Cons», «Infectious diseases in children», «Alternative medicine». Предмет обсуждения может быть задан с помощью мотивационно-стимулирую-щего текста или просмотра аутентичного видеоматериала и т.д. [5].
Технология «Исследовательская работа» характеризуется самостоятельной направленностью выполнения задания. Студенты сами выбирают раздел общей темы и работают индивидуально. После этого участники каждой группы готовят доклад по выбранной теме и представляют ее .
Одним из основных средств формирования профессионально-коммуникативных умений в условиях искусственно созданного среды профессионального общения является технология «имитационного моделирования». Специфика этой технологии заключается в имитации реальных условий профессиональной деятельности будущих врачей. Целесообразно создавать ситуации, где студенты выполняют роли, медицинского персонала, работников регистратуры, пациентов, родственников пациентов. Поскольку эти роли студентам психологически знакомые, а усвоенный лексический материал позволяет создать ситуацию, близкую к реальному общению, то имитационные модели на темы «Вызов врача», «Прием у участкового терапевта», «В приемном отделении больницы», «Сбор анамнеза», «Подготовка больного к операции», «Обсуждение
результатов лечения с родственниками пациента» органично вписываются в учебный процесс. Таким образом студенты овладевают навыками профессиональной коммуникации, преодолевают языковой барьер [10].
На развитие профессиональной коммуникации студентов большое влияние имеет изучение дисциплины «Основы психологии. Основы педагогики» в ТГМУ, направленной на содействие оптимизации межличностного взаимодействия, познанию себя и других, в том числе на решение конфликтных ситуаций, преодоления коммуникативных барьеров, неадекватных установок и стереотипов [11].
Основная задача предмета «Основы психологии. Основы педагогики» состоит в выявлении особенностей развития личности в ее социокультурном пространстве, углублении знаний студентов о социопсихичних характеристик человека и характеристик социально зрелой личности, формировании собственной программы самореализации в будущей профессиональной деятельности врача [6, с. 110]. При изучении студентами этой дисциплины раскрывается роль и место общения в формировании личности, интерпретируется значение коммуникации в профессиональной деятельности врача; объясняются причины возникновения конфликтных ситуаций во время работы врача и определяются способы их решения [9]; формируются соответствующие коммуникативные умения и навыки студентов, а именно:
- обсуждать общенаучные и профессиональные проблемы с целью достижения взаимопонимания;
- обмениваться знаниями и опытом в процессе деловых встреч и повседневной медицинской деятельности с целью получения информации для решения профессиональных вопросов;
- строить ситуативный диалог в ходе профессиональной деятельности [6].
Выводы и предложения.. Итак, результатом междисциплинарной интеграции является развитие логического мышления студентов в ситуативных задачах, формирование у них умений анализа, синтеза, конкретизации, обобщения полученных знаний. Очевидно, что междисциплинарная интеграция является действующей моделью активизации формирования профессиональной коммуникации будущих врачей.
Учитывая выше сказанное, междисциплинарный характер формирования профессиональной коммуникации будущих врачей заключается в том, что при изучении предмета «Основы психологии. Основы педагогики» у студентов формируются теоретические знания психологии межличностной коммуникации, развиваются практиче-
ские навыки правильного использования коммуникативных средств в соответствии с профессиональными ситуациями и дополняются коммуникативными умениями и способностями использовать профессиональную нормативную лексику во время изучения «Английского языка профессионального направления».
Список литературы:
1. Гурьев А. И. Межпредметные связи - теория и практика [Електронний ресурс] / А. И. Гурьев. - Режим доступу: http://www.biysk.secna.ru/jurnal/n4-5_2000/ meto dika/gurev.doa
2. Еремкин А. И. Система межпредметных свiязей в высшей школе ( аспект подготовки учителя) / А. И. Еремкин. - Х . : Изд-во ХГУ, 1984. - 152 с.
3. бвтушенко Н. I. 1нтегращя iноземних мов за про-фесшним спрямуванням iз дисциплшами гумаштарного циклу / Н. I. бвтушенко // Педагопка вищо1 та середньо! школи. - 2013. - Вип. 38. - С. 205-208.
4. Козолуп М. С. Мiждисциплiнаринй пвдхщ до фор-мування академiчноi комушкативно1 компетенцп у сту-денлв природничих спещальностей в ушверситетах США / М. С. Козолуп // Науковий в^ник Ужгородського нац.. ун-ту.- 2015. - Вип. 30. - С. 24-26.
5. Крисак Л. В. Шдготовка студенлв медичних спещальностей до англомовного професшно-орieнтова-ного дiалогiчного мовлення / Л. В. Крисак // Збiр.наук. пра-ць Уманського держ. пед. ун-ту. - 2014. -Ч 1. -С. 188-194
6. Максимчук Л. Забезпечення штегративного пщ-ходу у гумаштарнш пвдготовщ майбутшх лiкарiв в умовах штерактивного навчання / Лариса Максимчук // Педаго-пчний дискурс. - Вип 16. - С.107-112.
7. Матвieнко В. М. Мiждисциплiнарнi зв'язки - ета-пи штеграцп в навчальному процеа // В. М. Матвieнко. -Огашзац. навч-вих. процесу. - 2004. - № 3. - С. 18-22.
8. Мельник А. Оргашзащя штегрованих бшарних занять з шоземжй мови професшного спрямування та профшьного предмета / Алла Мельник // Витоки педаго-гiчноi майстерност! - 2013. - Вип. -11. -С. 215-219.
9. Робоча програма з англшсь^' мови за професш-ним спрямуванням / I. А. Прокоп // ТДМУ Тернопшь. -2013.
10. Терлецька I. М. Новi технологи навчання / I. М. Терлецька // Вип. 54: науково-метод. збiрник. - 2008, 105с.
11. Ткачишина О. Р. Психолопчш основи пщготовки майбутшх фахiвцiв / О. Р. Ткачишина // Професшна тдго-товка практичного психолога - збiрник наук.праць НПУ iм.. М. П. Драгоманова, 2010. - С. 63-72.