Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция образовательного процесса в подготовке юриста'

Междисциплинарная интеграция образовательного процесса в подготовке юриста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / BUILDING PROCESS / COMPETENCES / COGNITIVE ACTIVITY / FOREIGN LANGUAGE / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахрушева Светлана Николаевна, Машарова Татьяна Викторовна

Статья посвящена рассмотрению вопроса междисциплинарной интеграции образовательного процесса в подготовке юриста на примере изучения иностранного языка. Авторы подчеркивают, что одним из важнейших методологических оснований современного образовательного процесса является междисциплинарная интеграция. Междисциплинарные связи пополняют содержание преподаваемой дисциплины, открывают дополнительные возможности повышения качества знаний. Использование междисциплинарных связей закладывает фундамент для комплексного подхода к решению сложных проблем реальной действительности. В статье раскрываются основные особенности междисциплинарного взаимодействия в образовательном процессе, условия успешного осуществления данного направления в образовательной практике вузов. Отмечается, что междисциплинарная интеграция способствует профессионально-ориентированному обучению иностранному языку на основе моделирования будущей профессиональной деятельности. Для развития мотивации достижения и общения студентов авторы используют различные интерактивные методы: деловые игры, дискуссии, инсценировки, проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахрушева Светлана Николаевна, Машарова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary integration of educational process in training of associate

The article is devoted to the issue of interdisciplinary integration in the educational process in the preparation of the lawyer in the example of learning a foreign language. The authors emphasise that the modern educational process interdisciplinary integration is among the most important methodological foundations. Interdisciplinary connections enrich the content disciplines offer additional opportunities for improving the quality of knowledge. The use of interdisciplinary connections lays the foundation for an integrated approach to solving complex problems of reality. The article describes the main features of interdisciplinary interaction in the educational process, the conditions for the successful implementation of this direction in the educational practices of universities. It is noted that interdisciplinary integration promotes professionallyoriented foreign language teaching on the basis of modeling future professional activities. For the development of achievement motivation and the students, the authors use a variety of interactive methods: business games, discussions, dramatisations, projects.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция образовательного процесса в подготовке юриста»

УДК 378.016

Вахрушева Светлана Николаевна

кандидат педагогических наук Волго-Вятский институт (филиал) Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, г. Киров

Машарова Татьяна Викторовна

доктор педагогических наук, профессор Московский городской педагогический университет [email protected], [email protected]

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ПОДГОТОВКЕ ЮРИСТА

Статья посвящена рассмотрению вопроса междисциплинарной интеграции образовательного процесса в подготовке юриста на примере изучения иностранного языка.

Авторы подчеркивают, что одним из важнейших методологических оснований современного образовательного процесса является междисциплинарная интеграция. Междисциплинарные связи пополняют содержание преподаваемой дисциплины, открывают дополнительные возможности повышения качества знаний. Использование междисциплинарных связей закладывает фундамент для комплексного подхода к решению сложных проблем реальной действительности.

В статье раскрываются основные особенности междисциплинарного взаимодействия в образовательном процессе, условия успешного осуществления данного направления в образовательной практике вузов.

Отмечается, что междисциплинарная интеграция способствует профессионально-ориентированному обучению иностранному языку на основе моделирования будущей профессиональной деятельности. Для развития мотивации достижения и общения студентов авторы используют различные интерактивные методы: деловые игры, дискуссии, инсценировки, проекты.

Ключевые слова: междисциплинарная интеграция, образовательный процесс, компетенции, познавательная деятельность, иностранный язык, междисциплинарные связи, метод проектов.

В опрос улучшения качества образования в нашей стране не теряет своей актуальности ввиду перехода от традиционной системы высшего профессионального образования к двухуровневой. Согласно «Концепции модернизации российского образования» важное место в решении этого вопроса занимает развитие междисциплинарной интеграции образовательного процесса, ориентированного на воспитание самостоятельности студента, без которой немыслимы ни научно-исследовательская, ни дальнейшая практическая деятельность выпускника вуза. Подобная интеграция раскрывает содержание одной дисциплины знаниями из другой, объединяет их и обеспечивает деятельностную подготовку, позволяющую формировать профессиональные умения и навыки.

Понятие «междисциплинарная интеграция» трактуется неоднозначно в научной литературе. Многие исследователи считают, что междисциплинарные связи значительно пополняют содержание преподаваемых курсов, позволяют более глубоко понимать последующие и параллельно изучаемые дисциплины и открывают дополнительные возможности повышения качества знаний. Е.Б. Шош-таева дает следующее определение понятию «междисциплинарная связь»: «Процесс содружества учебных предметов, отражающих единые, непрерывные и целостные явления профессиональной деятельности» [6]. Е.В. Перехожева полагает, что междисциплинарная интеграция это процесс объединения учебных дисциплин в свете познавательных и технологических проблем [5].

Авторы коллективной монографии «Метапред-метность: возможности её реализации в образовательной деятельности» отмечают: чтобы жить в едином, органичном и целостном мире, «необходимо видеть взаимосвязи и области соприкосновения разнородных, на первый взгляд, явлений, владеть способами межпредметной интеграции». Интеграция предполагает дополнение одной наукой (учебного предмета) другой наукой (учебным предметом) [4, с. 36].

Нельзя не согласиться и с мнением Ю.В. Благого, который рассматривает междисциплинарную интеграцию как «наивысшую форму единства целей, принципов и смысла образования, создания масштабной взаимосвязи всех учебных дисциплин образовательной программы» [1, с. 57]. Этот процесс должен осуществляться уже на начальном этапе обучения студентов, чтобы у них постепенно формировалось умение самостоятельно выполнять определенные действия, направленные на нахождение рациональных решений в сложных профессиональных ситуациях. Тем самым студенты овладевают обобщенным характером познавательной деятельности. С помощью использования междисциплинарных связей закладывается фундамент для комплексного подхода к решению сложных проблем реальной действительности.

Качество подготовки обучающихся оценивается исходя из уровня освоения ими дисциплин и оценки их компетенций на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО). Он ориентирует на

© Вахрушева С.Н., Машарова Т.В., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

107

формирование компетентности, а это требует от преподавателя овладения современными педагогическими технологиями.

Для формирования личности специалиста необходима организация обучения, в котором приобретенные знания не остаются формальными, а познавательная деятельность переходит в профессиональную. Если образовательный процесс профессионально мотивирован, и обучающийся видит перспективы применения полученных знаний на практике, последующая адаптация выпускника в условиях профессиональной деятельности происходит легче.

Исследования ученых доказывают, что профессиональную мотивацию и профессиональную направленность невозможно сформировать, не используя в учебном процессе элементы будущей профессиональной деятельности [3]. Именно в процессе обучения закладывается фундамент будущего профессионализма, глубокое понимание мотивов выбора профессии и осознание своих профессиональных способностей и возможностей.

Практика показывает, что около 64% студентов имеют социальную ориентацию в выборе профессии и лишь около 36% - профессиональную. Под профессиональной направленностью студентов подразумевается представление о будущей профессии, оценка ее значимости, устойчивость в выборе профессии. Профессиональная направленность специалиста - это система устойчивых мотива-ционных образований, ориентирующих поведение и деятельность личности специалиста в русло норм, правил, требований, предъявляемых профессией к личности специалиста. Профессиональная направленность базируется на широком круге интересов, мотивов, потребностей, установок человека. Профессиональная направленность личности выступает одной из ведущих характеристик будущего специалиста, позволяющих проявить свои способности в творческом овладении профессией.

Рассмотрим, при каких условиях она формируется. При наличии материально-технических, методических возможностей, при разнообразии форм, методов и средств деятельности, при учете интересов и потребностей в самореализации, приобретении опыта. Наиболее актуальными в практическом решении задач являются разъяснение, создание проблемных ситуаций; анализ стилей поведения, принятия решений; дискуссии, использование СМИ.

В вузе происходит активное насыщение специальными познаниями. Как использовать их в реальной жизни? Студент испытывает затруднения. Поэтому все больше применяются интерактивные методики, которые раскрепощают мышление и помогают профессиональной адаптации студента. Разработка и проведение деловых игр вырабатывает у студента специальные навыки и умения. К их числу относится и профессиональное говорение.

Знания, получаемые в вузе, разнесены по разным учебным дисциплинам. Лишь в последующей самостоятельной работе молодой специалист получает возможность систематизировать их. Для поддержания интереса студентов к знаниям и будущей профессии в организации образовательного процесса целесообразно учитывать принцип межпредметной интеграции.

Особо следует отметить, что интегративные знания представляют собой систему знаний, синтезирующую научные знания из различных дисциплин и представляющую их применение в различных направлениях деятельности человека, стимулирующую познавательную самостоятельность и активность студентов. Данная система позволяет разносторонне оценивать результаты собственной деятельности и обеспечивает формирование общей компетентности будущих специалистов.

На протяжении всего периода обучения в институте у студентов формируются интегративные профессиональные знания путем их накопления из различных образовательных областей. Ведущее место в этом процессе должны занимать базовые знания общеобразовательных и специальных предметов. Профессионально значимые вопросы и темы изучаются с позиций интеграции разно-предметных знаний, с применением активных методов приобретения новой информации.

В данной статье рассмотрим вопрос о роли междисциплинарной интеграции образовательного процесса в подготовке юриста на примере изучения иностранного языка. Отметим, что изучение иностранного языка должно вестись в непосредственной связи с той отраслью знаний, которая изучается в вузе. Наибольший интерес у студентов вызывают тексты, связанные с их специальностью. Исходя из этого, нужно отбирать текстовый материал с учетом профессиональной направленности студентов. Работа над текстами приобретает познавательную ценность, развивает разговорные навыки с ориентацией на определенную тематику. Студенты могут использовать материал при написании курсовых и дипломных работ, убеждаясь при этом в необходимости изучения иностранного языка. Связь обучения иностранному языку с изучением специальных дисциплин обеспечивает высокую информативность учебного материала, его актуальность. Работа с такой иноязычной информацией развивает профессиональные интересы студентов, активизирует их познавательную деятельность, готовность использовать языковые знания в сфере профессиональной деятельности, что является целью обучения иностранного языка в неязыковом вузе.

Специально ориентированный отбор учебного материала делает процесс приобретения знаний по иностранному языку более интересным и одним из

средств изучения будущей специальности. Специфика профильно-ориентированного обучения иностранному языку позволяет реализовать, наряду с основными, воспитательные и развивающие цели обучения.

Процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе открывает широкие возможности применения принципа межпредметной интеграции. Многие специальные дисциплины, изучаемые студентами, имеют непосредственное отражение в текстах на иностранном языке. При работе над текстами можно опираться на имеющиеся уже знания по специальным предметам и, наоборот, при чтении текстов на иностранном языке можно получить новую информацию, касающуюся будущей профессии. Важно, чтобы изучаемый материал был актуальным, тогда интерес к языку как неспециальному предмету не будет снижаться. Иностранный язык в неязыковом вузе выступает средством расширения, уточнения понятий, средством развития познавательного интереса, решения коммуникативных, познавательных и профессиональных задач.

Межпредметная интеграция основывается на системном подходе к профессионально-ориентированному обучению, ситуативно-ролевой обусловленности учебной деятельности и речевого общения, на новейших достижениях методики преподавания иностранного языка. В юридическом вузе тематика курса «Иностранный язык в сфере юриспруденции» связана с содержанием целого ряда специальных дисциплин (История государства и права зарубежных стран, Конституционное право, Международное право и др.). Использование на уроках иностранного языка аутентичных материалов конкретной страны создает атмосферу лингвистической реальности и делает курс профессионально-ориентированным. Работа с видеоматериалами придает процессу овладения иностранным языком коммуникативно-когнитивный характер. Подбирая специальные тексты, мы уделяем большое внимание определенным функциональным стилям, характерным для коммуникации в сфере юридической деятельности.

Иностранный язык относится к предметам, с помощью которых происходит не только передача информации, но и он является также фундаментом для изучения других наук. Так, например, при работе над темой «Основной Закон ФРГ» мы анализируем права и обязанности немецких и российских граждан, опираясь на знания учебного курса по Конституционному праву РФ. В ходе учебного занятия-дискуссии студенты отмечают сходство и различие двух конституций, высказывают свои мнения, проявляют интерес и самостоятельность суждений по поводу нарушения основных прав граждан [2].

Межпредметные связи на занятиях немецкого языка реализуются с применением различных

методических приемов и средств: проведение проблемно-деловой игры, написание писем, реферирование журнальных статей, написание докладов, подготовка сообщений на иностранном языке и выступление перед студентами.

Реализации в образовательном процессе принципа межпредметных связей и развитию самостоятельности мышления способствует использование метода проектов. Применяя его, необходимо соблюдать требования, касающиеся практической и теоретической значимости поставленной задачи, самостоятельной деятельности студентов. Работа в группе по поиску решения поставленной проблемы позволяет студенту почувствовать, что его деятельность строится на личном опыте, его интересах. В работе над проектом в атмосфере сотрудничества каждый студент может реализовать свои знания и личные способности. Участники проекта в равной степени ответственны за решение задачи и представляют результаты своей работы.

Применение метода проектов относится к развивающим технологиям профессионального образования, которые способствуют формированию знаний, умений и навыков, творческой активности студентов, развитию интегративных компетенций, поднимают качество обучения на более высокий уровень.

Особую роль при формировании профессиональных компетенций играют межпредметные проекты, которые выступают как интегрирующй фактор в профессиональном образовании. В качестве примера из опыта работы можно представить фрагмент занятия, ориентированного на изучение уголовного процесса на немецком языке студентами очной формы обучения. Совместно с преподавателем дисциплины «Уголовный процесс» ими был подготовлен сценарий судебного заседания на русском языке с последующим переводом на немецкий язык, распределены роли. Игровой проект был показан студентам младших курсов. Данный вид работы, несомненно, способствовал не только углублению знаний в области иностранного языка, но и формированию профессиональной компетенции.

Профильная ориентация изучения иностранного языка может быть реализована в высшей школе при решении проблемы преемственности и при условии профилизации обучения иностранному языку. Планируемые результаты обучения иностранному языку описываются в терминах компетенций, знаний и умений (что обучающиеся должны уметь делать), которые затем конкретизируются по уровням владения языком в виде критериев (насколько хорошо они умеют это делать).

Согласно социальному заказу стране нужны специалисты с действительными знаниями иностранного языка. Многие студенты осознают необходимость его изучения как возможность своего профессионального роста. Поэтому материал, из-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

109

учаемый на занятиях по иностранному языку, должен способствовать развитию личности студента, его профессиональному становлению.

Библиографический список

1. Благов Ю.В. Педагогические условия для формирования поликультурной компетенции студентов музыкального колледжа // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 5 т. Т. 5. Гуманитарные и социальные науки, образование. - Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2016. - 347 с.

2. Вахрушева С.Н. Активизация творческого мышления студентов через перевод // Актуальные проблемы изучения и преподавания немецкого языка в современном поликультурном мире: Мате-

риалы Междунар. науч.-практ. конф. - Ульяновск, 2009. - 240 с.

3. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. - М.: НИИВШ, 1986. - 40 с.

4. Машарова Т.В. Метапредметность: возможности её реализации в образовательной деятельности / Т.В. Машарова, Т.В. Малова, А.А. Пивоваров. - М.: КНОРУС, 2017. - 182 с.

5. Перехожева, Е.В. Формирование профессиональной компетентности студентов технических вузов на основе междисциплинарной интеграции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2012. - 23 с.

6. Шоштаева Е.Б. Интегральная технология обучения как основа повышения качества образовательного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2003. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.