Научная статья на тему 'Межбюджетные трансферты: отличительные черты и проблемы эффективности использования'

Межбюджетные трансферты: отличительные черты и проблемы эффективности использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3235
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / INTER-BUDGET TRANSFERS / BUDGET SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ренгольд О. В.

В статье рассмотрены виды межбюджетных трансфертов используемых в Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ существующих видов межбюджетных трансфертов, анализ статистической информации в области межбюджетного финансирования, а также приведены аналитические данные в области бюджетного финансирования, подтверждающие выводы автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERGOVERNMENTAL TRANSFERS: CHARACTERISTICS AND PROBLEMS OF EFFICIENCY

The article describes the types of intergovernmental transfers used in the Russian Federation. A comparative analysis of the existing kinds of intergovernmental transfers, the analysis of statistical information in the field of budgetary financing, as well as analytical data are given in the field of budget funding, confirming the author's conclusions.

Текст научной работы на тему «Межбюджетные трансферты: отличительные черты и проблемы эффективности использования»

УДК 336.1

О.В. Ренгольд

канд. экон. наук, доцент, кафедра «Экономика и управление предприятием», ФГБОУВО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»,

г. Омск

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены виды межбюджетных трансфертов используемых в Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ существующих видов межбюджетных трансфертов, анализ статистической информации в области межбюджетного финансирования, а также приведены аналитические данные в области бюджетного финансирования, подтверждающие выводы автора.

Ключевые слова: межбюджетные трансферты, бюджетная система.

O.V. Rengold, Siberian State Automobile and Highway Academy, Omsk

INTERGOVERNMENTAL TRANSFERS: CHARACTERISTICS AND PROBLEMS OF EFFICIENCY

Abstract. The article describes the types of intergovernmental transfers used in the Russian Federation. A comparative analysis of the existing kinds of intergovernmental transfers, the analysis of statistical information in the field of budgetary financing, as well as analytical data are given in the field of budget funding, confirming the author's conclusions.

Keywords: inter-budget transfers, budget system.

Развитие любого государства основано на эффективности его бюджетной системы. Горизонтальное и вертикальное выравнивание бюджетной системы позволяет приводить в соответствие доходные и расходные статьи бюджетов всех уровней, а также оптимизировать территориальное распределение денежных средств между регионами страны, что в свою очередь позволяет поддерживать во всех регионах России приблизительно одинаковый уровень жизни и социально-экономического развития [1].

Перераспределение денежных средств между бюджетами разных уровней осуществляется в нашей стране посредством межбюджетных трансфертов. Основными формами межбюджетных трансфертов сегодня в России выступают дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации они имеют ряд отличий, представленных на рисунке 1 [2].

Как видно из рисунка 1 наиболее контролируемой со стороны государства является форма финансирования в виде субвенций, поскольку субвенции имеют строго целевой характер и четкие сроки использования. Если хотя бы один из этих критериев нарушается, то субвенция подлежит срочному возвращению в бюджет, выдавшему её. Использование субсидий также достаточно строго контролируется государственными органами, поскольку они также предоставляются на определенные цели и в случае нецелевого использования, также подлежат возвращению. Однако отсутствие временных ограничений позволяет получателям субсидий оттягивать срок их реализации, что в ря-

де случаев негативно сказывается на эффективности и результативности их дальнейшего применения [3].

средств

Рисунок 1 - Характеристика субсидий, субвенций, дотаций

Другой проблемой для эффективного использования субсидий является то, что они могут использоваться только в долевом финансировании проекта, на который выделены. По факту часто бывает так, что у получателя субсидий не достаточно дополнительных средств для участия в софинансировании. В результате чего, денежные сред-

ства уже выделенные на действительно необходимые цели некоторое время находятся на счетах получателя, который вынужден возвратить их государству, так и не реализовав социально значимый проект.

Данную проблему наглядно подтверждают и цифры, представленные в таблице 1, из которых видно, что более 4,45% субсидий и субвенций в 2014 году было возвращено из сферы медицины, из сферы образования и науки - 3,39%, из сферы спорта -2,61% [4]. А ведь это социальные сферы, с которыми тем или иным образом постоянно сталкиваются все граждане нашей страны. Каждый из нас постоянно наблюдает катастрофическую нехватку детских садов, переполненность больниц и отсутствие в необходимом количестве современного медицинского оборудования [5]. Проблемные вопросы ЖКХ постоянно поднимаются с экранов телевидения, однако более 52% субсидий и субвенций также по данным 2014 года не были освоены в этом секторе экономики [6].

Таблица 1 - Анализ возврата неиспользованных межбюджетных трансфертов

в Российской Федерации в 2014 г.

Получатель средств Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в том числе прошлых лет Структура, %

Министерство энергетики Российской Федерации 1 667 246 683,76 2,24%

Федеральное агентство водных ресурсов 803 397 366,39 1,08%

Министерство здравоохранения Российской Федерации 3 312 836 332,76 4,45%

Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации 39 062 846 802,30 52,48%

Министерство образования и науки Российской Федерации 2 525 560 765,89 3,39%

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 1 243 775 682,30 1,67%

Министерство финансов Российской Федерации 14 826 566 469,37 19,92%

Федеральное дорожное агентство 1 140 372 603,85 1,53%

Министерство экономического развития Российской Федерации 2 524 305 586,65 3,39%

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации 1 581 034 678,74 2,12%

Министерство по труду и занятости 1 118 554 190,60 1,50%

Министерство спорта Российской Федерации 1 944 193 827,56 2,61%

Другие получатели средств 1 809 544 575,16 2,45%

Итого: 74 428 785 755,27 100%

Помимо субсидий и субвенций значительная сумма средств перечисляется в виде дотаций. Из данных, приведенных на рисунке 2, видно, что рычаги для контроля за использованием дотаций фактически отсутствуют, что может способствовать снижению эффективности их использования. Так, дотации выделяются любым лицам, без четкого определения целей и сроков их использования на безвозвратной и безвозмездной основе, как в натуральной, так и в денежной форме. Данная характеристика дотаций делает бессмысленным контроль за их использованием, который приведет к повышенным расходам на проверочные процедуры. Контролирующие органы имеют возможность проводить лишь выборную проверку целесообразности использования дотаций, что повышает риск коррупции при их реализации [7; 8]. Однако, несмотря на указанные недостатки, такая форма финансовой поддержки регионов необходима, поскольку только она позволяет покрывать текущие и незапланированные расходы, возникающие в большинстве случаев внезапно и требующие срочного решения.

Все перечисленные формы межбюджетных трансфертов необходимы, однако следует на законодательном уровне прорабатывать вопросы эффективности их использования. По данным 2015 года в России существовало более 90 направлений субсидий не считая дотаций и субвенций [9], что автоматически затрудняет процедуру их контроля со стороны государства. Необходимо работать над снижением их раздробленности, что автоматически позволит уменьшить административные расходы, и повысить государственный контроль.

Список литературы:

1. Ренгольд, О.В. Налоги и налогообложение на автомобильном транспорте для студентов экономических специальностей: учебное пособие / О.В. Ренгольд. - Омск: СибАДИ, 2013. - 96 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: принят ГД РФ 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 03.11.2015). - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ со^/с§1/опНпе.с§1 (дата обращения: 05.10.2016).

3. Ренгольд, О.В. Межбюджетные трансферты: особенности и эффективность использования [Электронный ресурс] / О.В. Ренгольд // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 4 (10). - С. 609-612. - Режим доступа: http://modern-j.ru/domains_ data/flles/sbornikijurnal/Zhurnal_10.pdf (дата обращения: 05.10.2016).

4. Ренгольд, О.В. Тенденции изменений инвестиционных вложений в транспортную отрасль Российской Федерации [Электронный ресурс] / О.В. Ренгольд, Е.Д. Семенова // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф., г. Омск, 15 апреля 2015 г. / СибАДИ. - Омск: СибАДИ, 2015. - С. 319-323.

5. Черникова, А.Е. Бюджетное управление предприятиями в современных условиях [Электронный ресурс] / А.Е. Черникова // Двадцать вторые апрельские экономические чтения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Омск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2016. - С. 406-408. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26052121 (дата обращения: 05.10.2016).

6. Официальный сайт Казначейства России. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (дата обращения: 05.10.2016).

7. Черникова, А.Е. Функции управления и их характеристика [Электронный ре-

сурс] / А.Е. Черникова // Инновационная наука. - 2016. - № 4-2. - С. 100-102. - Режим доступа: кйр://е11Ьгагу.гц/11еш.а8р?1ё=25809420 (дата обращения: 05.10.2016).

8. Эйхлер, И.А. Основные подходы, применяемые при оптимизации бизнес-процессов в системах управления различного уровня // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Электрон. дан. - Омск: СибАДИ, 2015. - С. 378-381.

9. Выступление Председателя Счетной палаты Российской Федерации Т. А. Голиковой в рамках парламентских слушаний на тему «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2016 год» 27 октября 2015 года / Счетная палата Российской Федерации. - Режим доступа: http://audit.gov.rn/stmcture/go1ikova-tatyana-a1ekseevna/ speeches/24561/ (дата обращения: 05.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.