Научная статья на тему 'Межбюджетные отношения внешних и внутренних рисков в хозяйствующих субъектах Республики Крым'

Межбюджетные отношения внешних и внутренних рисков в хозяйствующих субъектах Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ РИСКИ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / МЕТОД ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ / ПРИНЦИПЫ / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борщ Л. М.

В статье рассматриваются внешние и внутренние риски межбюджетных отношений, эффективное регулирование региональных межбюджетных отношений, которые опираются на унификацию регулирующих институциональных воздействий городских округов и муниципальных районов, учитывая специфику их развития и применяя инструменты прямого воздействия на экономические подсистемы. Выявлено, что внедрение концепции иррационального использования природных ресурсов приведет к высокопроизводительным принципам и методам организации производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борщ Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межбюджетные отношения внешних и внутренних рисков в хозяйствующих субъектах Республики Крым»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 336.14

Статья подготовлена в соответствии с планом выполнения проекта РФФИ 2016 года № 16-46-910532 р_а. по теме: «Теоретико-методологические и прикладные основы формирования эффективной региональной хозяйственной системы: точки устойчивого экономического и инновационного роста Республики Крым», регистрационный номер НИОКТР АААА-А17-117032910008-4

Борщ Л. М.

д.э.н., профессор кафедра финансов предприятий и страхования Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ РИСКОВ В ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТАХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

В статье рассматриваются внешние и внутренние риски межбюджетных отношений, эффективное регулирование региональных межбюджетных отношений, которые опираются на унификацию регулирующих институциональных воздействий городских округов и муниципальных районов, учитывая специфику их развития и применяя инструменты прямого воздействия на экономические подсистемы. Выявлено, что внедрение концепции иррационального использования природных ресурсов приведет к высокопроизводительным принципам и методам организации производства.

Ключевые слова: межбюджетные отношения, внешние и внутренние риски, хозяйствующие субъекты, метод финансовых рисков, управление процессами, принципы, ресурсы.

Финансовые мысли современности эволюционировали и привели к изменению характера труда и деятельности в целом. По-особенному изменилось качество экономики, изменяя логику смыслового наполнения внутреннего потенциала, где качество подменяется очень часто стоимостью, о чем свидетельствует вступление экономических и межбюджетных отношений в высшую сферу своего экономического бытия. Эта новая эволюционная система, которая несет с собой иные ценности, иные понятия о работе, жизни и она внедряет новые экономические и межбюджетные отношения, построенные на других принципах, учитывая уровень внешней и внутренней безопасности. Тем не менее, экономика и финансовая субстанция действует даже в отрицательных случаях как экономический феномен, выступая жизненным перводвигателем. Современная экономика вошла в процесс экономической нестабильности, интенсивного нарастания темпов инновационных изменений во всех процессах жизнедеятельности человека. Это просматривается в конкуренции, актуализации вопросов безопасности Российской Федерации, в том числе и региона Крым, его городских округов и муниципальных районов в экономической, политической, энергетической, этнической жизнедеятельности.

Сегодня Республика Крым проходит новый виток своего развития и требует новой идеологической базы по обеспечению баланса интересов Российской Федерации, Республики Крым, городских округов и муниципальных районов [1, 5]. В рамках регионального территориального труда в регионе сформированы такие отраслевые комплексы: туристический, сельскохозяйственный, перерабатывающий, промышленный. Все эти отраслевые хозяйства требуют инновационного, технологического прорыва. Часть этих

отраслевых хозяйств показывают невысокий уровень производительности труда и требуют модернизации производств [2, 6]. Учитывая региональную особенность Крыма, выделим три основных направления развития:

- внедрение принципов и методов отраслевых производств Крыма в другие отрасли Российской Федерации;

- формирование инновационных производств, для городских округов и муниципальных районов, учитывающих территориальные преференции и ресурсный потенциал;

- развитие традиционного для городских округов и муниципальных образований ресурсного потенциала, имеющего спрос на рынках и обладающих конкурентоспособностью.

В качестве новых форм развития производства, в рамках новых методов и подходов можно привлекать крупный государственный материковый бизнес к реализации инфраструктурной поддержки малого и среднего бизнеса в Крыму [1, 6]. Система аутсорсинга на уровне городских округов и муниципальных районов, формирует кластеры в рамках использования экономического, ресурсного потенциала. Такое стремительное развитие сдерживает недостаток финансовых ресурсов государства в банковской системе, колебание курса рубля, политические факторы, связанные с санкциями [5].

Эффективное регулирование региональных межбюджетных отношений внешних и внутренних рисков должно опираться на унификацию регулирующих и институциональных воздействий городских округов и муниципальных районов на основные инструменты, воздействуя на экономические подсистемы и учитывая специфику их развития [6].

Рассмотрим общую классификацию бюджетных рисков по внутренней финансовой структуре. Финансовая система характеризуется совокупностью отношений отдельных взаимосвязанных сфер и их структур, которые отражают специфические формы и методы финансовых отношений.

Систематизация методов оценки бюджетных рисков, которые способны повлиять на формирование доходов региональных бюджетов, представлены в двух видах:

- качественные методы, при их помощи можем выявить причины возникновения рисков, спрогнозировать извлечение из этих рисков выгоду или свести эти риски к нулю

- количественные методы, построены на цифрах и фактах.

В практике принято применять качественные методы оценки бюджетных рисков региона, муниципальных районов и городских округов. Базируются эти методы на наблюдениях, аналитическом прогнозе, оценках, суждениях, гипотезах, которые способны характеризовать динамику и системность в экономических, финансовых процессах. Совокупность методов оценки возникновения бюджетных рисков направлена на выявление имеющих или назревающих проблем в системе формирования доходов, а также разработку предложений по их управлению.

Рассмотрим структуру бюджетных средств, в 2016 году, которая отражена в табл. 1.

Исходя из таблицы, можно сделать выводы, что Министерство экономического развития не израсходовало бюджетных средств на профессиональную подготовку и повышение квалификации госслужащих.

Концепция использования территориальных ресурсов в регионе служила основой парадигмой до 2012 года украинской экономики, которая прекратила свое существование. Начался новый этап построения парадигмы, основанной на использовании ресурсов и их возобновлением. Экономическая политика не просто стала меняться, изменения произошли в концепции управления экономическим развитием, поэтому нельзя недооценивать глобальные общечеловеческие проблемы такие как: геоклиматические, экологические, проблемы интеграции суверенности государства и бизнеса [7].

Таблица 1. — Структура расходования бюджетных средств, в 2016 году, млн. руб.

Наименование статьи затрат План Факт Отклонения

Заработная плата 54 022 100,00 54 022 100,00 -

Начисления на выплаты по оплате труда 15 242 100,00 15 168 927,62 73 172,38

Прочие выплаты 1 500 000,00 1 276 034,95 223 965,05

Прочие закупки товаров, работ, услуг 6 111 100,00 6 060 426,42 50 673,58

Расходы по повышению уровня подготовки

специалистов финансовых органов, бухгалтерских служб 5 450,00 5 450,00 -

Расходы на профессиональную подготовку и повышение квалификации госслужащих РК 367 700,00 92 393,08 275 306,92

Расходы на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 121 431 000,00 121 135 313,20 295 686,80

года». Бюджетные инвестиции в объекты

капитального строительства государственной (муниципальной) собственности

Уплата налога на имущество 3 000,00 2 025,00 975,00

Уплата прочих налогов, сборов 30 000,00 9 000,00 21 000,00

Обеспечение деятельности и финансовая

поддержка Некоммерческой организации «Крымский государственный фонд 10 521 151,27 10 521 151,27 -

поддержки предпринимательства»

Развитие системы микрофинансирования. Содействие деятельности Микрофинансовой организации «Фонд микрофинансирования 62 050 948,62 62 050 948,62 -

предпринимательства Республики Крым»

Увеличение капитализации гарантийного фонда Государственного унитарного предприятия «Крымский гарантийный фонд 9 500 000,00 9 500 000,00 -

поддержки предпринимательства»

Предоставление целевых грантов

начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела 1 300 000,00 1 300 000,00 -

Субсидирование части затрат субъектов

малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, 500 000,00 500 000,00 -

привлеченным в российских кредитных

организациях

Субсидирование части затрат субъектов

малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо 500 000,00 500 000,00 -

модернизации производства товаров (работ, услуг)

Продолжение таблицы 1

Обеспечение деятельности Государственного автономного учреждения Республики Крым «Центр инвестиций и регионального развития» 9 080 018,73 9 012 230,00 67 788,73

Субсидии юридическим лицам на реализацию мероприятий по инфраструктурному обеспечению развития инвестиционно-инновационной деятельности 95 000 000,00 95 000 000,00 -

Командировочные расходы по мероприятиям по развитию инвестиционной деятельности Республики Крым 950 000,00 930 806,56 19 193,44

Прочие товары, работы, услуги по мероприятиям по развитию инвестиционной деятельности Республики Крым 16 510 000,00 16 367 104,92 142 895,08

Командировочные расходы по мероприятиям по развитию инновационной деятельности Республики Крым 28 860,00 28 860,00 -

Прочие товары, работы, услуги по мероприятиям по развитию инновационной деятельности Республики Крым 1 000 000,00 825 000,00 175 000,00

Расходы на разработку Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года 4 100 000,00 4 100 000,00 -

Расходы на обеспечение мероприятий по формированию и реализации документов стратегического планирования и проведения мероприятий по вопросам социально-экономического развития Республики Крым 900 000,00 495 500,00 404 500,00

Расходы на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства 133 009 281,00 133 009 281,00 -

Субсидии на государственную поддержку молодежного предпринимательства 5 480 612,00 5 480 612,00 -

Итого: 549 143 321,62 547 393 164,64 1 750 156,98

* Составлено и рассчитано автором на основании данных [8]

Рассмотрим источники внешних угроз: мировой финансовый кризис; мировой рынок капитала; мировое хозяйство; к внешним угрозам бюджета России относится зависимость внутренних бюджетов; финансовые инструменты, применяемые в интересах стран лидеров, мировых финансовых групп; неустойчивость и изменчивость миграционных потоков финансового и производственного капитала; растущая финансовая власть транснациональных корпораций и иностранных инвесторов в национальной экономике; интеграция мирового хозяйства открытость и зависимость национальной экономики; конкурентная борьба между странами за выгодное место в мировой экономической системе с использованием финансовых инструментов; не эффективность работы мировых финансовых институтов, групп приводят к неблагоприятным мировым финансовым процессам.

К внутренним источникам угроз национальной экономики можно отнести: неравномерность распределения природно-ресурсного потенциала в субъектах

хозяйствования; не усовершенствование налоговой базы; падение удельного веса валового национального внутреннего продукта (ВВП) за счет уменьшения иностранных инвестиций; отток финансовых ресурсов.

Существуют также правовые и административные источники угроз:

- не совершенствование правовой базы по процедуре рассмотрения и утверждения бюджета при изменении ситуации;

- коррупция, необоснованная продажа прав на государственные ресурсы.

- Бюджетная политика источник внутренних угроз:

- диспропорции в распределении бюджетных средств, в соответствии с принятыми программами;

- отсутствие бюджетных резервов и рациональное их использование;

- перевод бюджетного дефицита в бюджеты городских округов и муниципальных образований.

Бюджетно-финансовая безопасность, как составляющая экономической безопасности, имеет ряд угроз, связанных именно с платежной системой и бюджетной политикой, что постепенно является частью угроз для региона. К системным преобразованиям на региональном уровне в Крыму можно отнести в первую очередь поддержку малого и среднего бизнеса, который занимает достойное место в регионе, в ресурсном сбережении, инновациях, что сделает экономику более гибкой, устойчивой и стабильной. Одним из перспективных направлений инвестиционной деятельности в 2016 году, было обеспечение функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым. Внедрение нового революционного стандарта в деятельности органов исполнительной власти региона по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Применение дорожной карты по внедрению Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации получило новый инструмент в регионе Крым, с принятие Закона «О стимулировании инвестиционной деятельности в Республике Крым» [6, 7]. Рассмотрение обращений инвесторов и заключение инвестиционных соглашений по принципу «одного окна»; подготовка инвестиционных площадок для реализации инвестиционных проектов. Все эти мероприятия способствуют развитию внешнеэкономической, инновационной деятельности в Республике Крым. Выполняя мероприятия подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Крым» Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2017 гг. (утверждена постановлением СМ РК от 23.12.2014 № 542) в 2015 году было выделено финансирование в размере 180,8 млн. руб., в том числе 170,8 млн. руб. из федерального бюджета и 10 млн. руб. из республиканского бюджета. Подпрограммой предусмотрены следующие виды финансовой поддержки:

1. Микрозаймы в размере до 1 млн. руб. под льготный процент от 7 до 10 % годовых сроком до 3 лет.

2. Гранты в размере до 500 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и до 1 млн. руб. для юридических лиц на начало ведения предпринимательской деятельности.

3. Поручительства под кредиты в коммерческих банках.

4. Компенсация до 70 % затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, которые были привлечены на строительство производственных зданий или покупку оборудования [8].

Кроме финансовой поддержки предпринимателям оказывались бесплатные консультационные и образовательные услуги, что послужило поддержкой в период интеграции. Так, Крымским государственным фондом поддержки предпринимательства на бесплатной основе во всех регионах Крыма в 2015 году проводилось обучение по следующим курсам: «Основы предпринимательской деятельности»; «Основы бизнес-планирования». Для получения вышеуказанных форм поддержки предприниматели обращались непосредственно в Министерство экономического развития Республики Крым

или в созданные им объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства. Для оказания более эффективной поддержки сумма грантов увеличена по сравнению с 2014 годом с 300 до 500 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей, и с 900 тыс. до 1 млн. руб. для юридических лиц. По результатам конкурса рассмотрено более 100 бизнес-планов, из которых определено 45 победителями (из них получили поддержку в виде грантов на общую сумму 26 млн. руб.). За 2015 год выдано 113 льготных микрозаймов на 69 млн. руб., 59 поручительств под кредиты в коммерческих банках на 157 млн. руб., что позволило привлечь 402 млн. руб. кредитных средств [8].

Концепция иррационального использования природных ресурсов приведет к высокопроизводительным принципам и методам организации производства, усовершенствованным методам управления качеством продукции, методам бережливого производства. Эти стандарты обеспечат социально-экономическое развитие, сформировывая устойчивые межбюджетные отношения во всех городских округах и муниципальных районах.

Межбюджетные отношения региона городских округов и муниципальных районов представляют собой комплексное понятие, которое характеризуется устойчивыми межбюджетными отношениями, способностью эффективно использовать финансовые ресурсы, выполнять взятые на себя обязательства по межбюджетному регулированию, обеспечивать деятельность региона в условиях внутренних и внешних угроз [6].

Рассмотрим исполнение расходной части бюджета республики Крым за январь-ноябрь 2016 года (таблица 2).

Таблица 2. — Исполнение расходной части местными бюджетами Республики Крым за январь-ноябрь 2016 года, млн. руб.*____

Плановые Фактически исполнено за январь-ноябрь 2016 года % исполнения к плану 2016 года

Показатели показатели на 2016 год

Расходы на выплату персоналу казенных учреждений и государственных (муниципальных) органов 6443,5 5685,1 88,2

Закупка товаров, работ, услуг 9705,4 5202,8 53,6

Социальное обеспечение и иные выплаты населению 8914,6 8068,7 90,5

Капитальные вложения в объекты

недвижимого имущества государственной и муниципальной собственности 4109,7 1712,7 41,7

Межбюджетные трансферты 1002,6 786,9 78,5

Субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям 18734,6 16034,1 85,6

Субсидии юридическим лицам (кроме коммерческих организаций) 1732,4 1463,9 84,5

Обслуживание государственного и муниципального долга 0,02 0,0 0,0

Прочие расходы 89,1 74,2 53,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого: 50731,9 39001,6 76,9

* Составлено автором на основании данных [8].

Из таблицы видно, что наименьшее выполнение отмечено по позиции «капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной и муниципальной собственности» — всего 41,7 % плана. Расходы на выплату персоналу казенных предприятий

и государственных муниципальных органов исполнены на 88,2%. Закупка товаров, работ и услуг исполнена на53,6%. Социальное обеспечение и иные выплаты населению исполнены на 90,5%. Межбюджетные трансферты исполнены к плану 2016 года на78,5%. Субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям исполнено 86,6%. Субсидии юридическим лицам (кроме коммерческих организаций) 84,5%. Прочие расходы исполнены к плановому итогу 53%.

Развитие социальной сферы по состоянию на 01.12.2016 года достигла отметки 53087,9 млн. руб. и составила 57,3 % от общей суммы исполнения расходной части консолидированного бюджета. Образование на 01.12. 2016 составило 25%, или 23202,9 млн. руб., здравоохранение 15,1% или 14021,1 млн. руб., культура и кинематография 15.1% или 2903,2% млн.руб., социальная политика 12,9% или11908,4 млн. руб., физическая культура, спорт 474,5 млн. руб., или 0,49%, средства массовой информации 577,5% или 0,52%. Следует рассмотреть структуру исполнения консолидированного бюджета по направлениям развития по состоянию на 01.12. 2016 года (млн. руб.): жилищно-коммунальное хозяйств — 6346,7 млн. руб. или 6,8%; национальная экономика — 26852,9 млн. руб. или 29%; решение общегосударственных вопросов — 4930,4 млн. руб.; национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная оборона — 1043,2 млн. руб. или 1,1%.

Проанализируем основные показатели бюджета Республики Крым по состоянию на 01.12.2016 г., которые отражены в таблице 3.

Таблица 3. — Основные показатели бюджета по состоянию на 01.12.2016, млн. руб.*

Показатели Уточненный бюджет 2016 года Фактическое исполнение на 30.11.2016 г. Процент исполнения, %

Доходы 113 964,8 88 032,5 77,2

Расходы 138 038,7 92 611,8 67,1

Дефицит (-)/ Профицит (+) -24 073,9 -4 579,3 19,0

* Составлено автором на основании данных [8].

Из таблицы видно, что доходов по уточненным данным планировалось в размере 113964,8 млн. руб., а фактически исполнено по состоянию на 30.11.2016 77,2 %. Расходы составили 67,1 %, профицит бюджета составил — 4579,3 млн. руб., что составило 19 % исполнения при плановой цифре 24073,9 млн. руб.

Проведем анализ исполнения расходной части бюджетов Республике Крым к годовым назначениям (рисунок 1).

Анализ показывает, что исполнение расходной части бюджетов Республики Крым исполнен бюджетами муниципальных образований на 76,9%, бюджет Республики Крым — 69,3%, консолидированный бюджет Республики Крым на 67,1%. Из анализа видно, что большой потенциал формирования бюджета региона заложен в бюджетах муниципальных образований, их развитие будет точками роста экономики региона и экономики государства.

Исследовав исполнение расходной части бюджетов Республики Крым к показателям кассового плана за январь-ноябрь 2016 года, можно сделать вывод, что бюджет муниципальных образований Республики Крым исполнен на 77,4 %, а Бюджет Республики Крым — на 84,2 %.

В проведенном исследовании сценария развития с целью выявления межбюджетных рисков и оценки макроэкономического развития экономики Крыма использовался метод экспертных (рейтинговых) оценок, построенный на опросе независимых экспертов практиков, имеющих огромный аналитический опыт и знания специфики развития межбюджетных отношений Республики Крым и региональных рынков. Согласно исследованиям, Республика Крым характеризуется как хорошо диверсифицированный

регион с растущей экономикой. В тоже время, следует отметить недостаточность развития собственной налоговой базы, ограниченную гибкость доходов и несовершенство информации о государственной поддержке малого и среднего бизнеса. Сложившиеся условия свидетельствуют о том, что создавшиеся внешние риски постоянно учитывались и не оказали существенного негативного влияния на экономику Крыма.

140,0 и 120,0 -100,0 -80,0 -60,0 -40,0 -20,0 -0,0 -

Бюджет муниципальных Бюджет Республики Крым Консолидированный бюджет образований Республики Республики Крым

Крым

■ Плановые показатели ■ Фактически исполнено ■ Процент исполнения

Рисунок 1. — Исполнение расходной части бюджетов Республики Крым к годовым назначениям за январь-ноябрь 2016 года, млрд. руб.*

* Составлено автором на основании данных [8].

Выводы. Регулирование региональных межбюджетных отношений внешних и внутренних рисков должны опираться на унификацию регулирующих и институциональных воздействий городских округов и муниципальных районов, применяя инструменты воздействия на экономические подсистемы с учетом специфики их развития.

Внедрение концепции иррационального использования природных ресурсов приведет к высокопроизводительным принципам и методам организации производства. Иррациональное использование природных ресурсов приведет к усовершенствованию методов управления качеством продукции, методам бережливого производства. В процессе внедрения концепции повысятся стандарты и обеспечится социально-экономическое развитие.

Литература

1. Дурнева, Е. Н. Формирование механизма обеспечения финансовой безопасности в системе финансового менеджмента предприятия / Е. Н. Дурнева [Электронный ресурс] —

Режим доступа: http://gu-unpk.ru/public/file/defence/Durneva_

Elena__Nikolaevna._25.12.2013.doc.

2. Гросул, В. А. Анализ денежных потоков в системе оценки финансовой безопасности предприятия / А. В. Гросул, О. В. Антонова [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.konspekt.biz/index.php?text=525

3. Ильяшенко, С. Н. Составляющие экономической безопасности предприятия и подходы к их оценке // Актуальные проблемы экономики. — 2003. — №3 (21). — С. 12-19.

4. Старостина, Н. О. Основные методы прогнозирования банкротства / Н. О. Старостина: [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.rusnauka.com/15 DNI 2008/Economics/33397.doc.htm

5. Борщ, Л. М. Формирование эффективной региональной хозяйственной системы точек роста инновационного развития / Л. М. Борщ // Таврический научный обозреватель. — №12 (17) 2016. — С. 1-6.

6. Борщ, Л. М. Сущность и пути совершенствования межбюджетных отношений Республики Крым // Бюллетень науки и практики. — 2017. — №1. — С. 147-154.

7. Борщ, Л. М. Бюджетная безопасность: реалии и прогнозы / Л. М.Борщ, Е. Н. Сорока // В сборнике: Финансово-экономическая безопасность регионов России сборник материалов 1 Международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 35-38.

8. Отчет о расходовании бюджетных средств в 2016 году Министерством экономического развития Республики Крым по состоянию на 01.01.2017: [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Крым. Режим доступа: http://minek.rk.gov.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.