Научная статья на тему 'МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИХ ПАНДЕМИИ'

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Межбюджетные трансферты / дотации / субвенции / субсидии / кассовое исполнение / сводная бюджетная роспись. / Interbudgetary transfers / grants / subventions / subsidies / cash execution / consolidated budget list.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова О.

В статье рассматривается понятие межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов в условиях борьбы с эпидемией. Определены виды межбюджетных трансфертов. Определен рост государственных расходов в соответствии со сводной бюджетной росписью по сравнению в первоначальные показатели. Рассмотрена структура межбюджетных трансфертов. Сделан вывод об увеличении доли субсидий и сокращении доли дотаций в структуре межбюджетных трансфертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Старкова О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERBUDGETARY RELATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

The article examines the concept of interbudgetary relations and interbudgetary transfers in the context of the fight against the epidemic. The types of interbudgetary transfers have been determined. The growth of government expenditures is determined in accordance with the consolidated budget list compared to the initial indicators. The structure of interbudgetary transfers is considered. The conclusion is made about an increase in the share of subsidies and a decrease in the share of subsidies in the structure of interbudgetary transfers.

Текст научной работы на тему «МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИХ ПАНДЕМИИ»

22 The scientific heritage No 69 (2021)

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИХ ПАНДЕМИИ

Старкова О.

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д.Н. Прянишникова, доцент

INTERBUDGETARY RELATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF

THE PANDEMIC

Starkova O.

Perm state agrarian and technological University. D.N. Pryanishnikova,

associate Professor

Аннотация

В статье рассматривается понятие межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов в условиях борьбы с эпидемией. Определены виды межбюджетных трансфертов. Определен рост государственных расходов в соответствии со сводной бюджетной росписью по сравнению в первоначальные показатели. Рассмотрена структура межбюджетных трансфертов. Сделан вывод об увеличении доли субсидий и сокращении доли дотаций в структуре межбюджетных трансфертов.

Abstract

The article examines the concept of interbudgetary relations and interbudgetary transfers in the context of the fight against the epidemic. The types of interbudgetary transfers have been determined. The growth of government expenditures is determined in accordance with the consolidated budget list compared to the initial indicators. The structure of interbudgetary transfers is considered. The conclusion is made about an increase in the share of subsidies and a decrease in the share of subsidies in the structure of interbudgetary transfers.

Ключевые слова: Межбюджетные трансферты, дотации, субвенции, субсидии, кассовое исполнение, сводная бюджетная роспись.

Keywords: Interbudgetary transfers, grants, subventions, subsidies, cash execution, consolidated budget list.

Экономическую жизнь страны во многом формирует государство, разрабатывая правовые основы деятельности предпринимателей, обеспечивая поддержку бизнесу и социальные гарантии населению. Воздействие на воспроизводственный процесс обеспечивается через централизован-ные(государственные) финансы путем перераспределения ресурсов. Перераспределение осуществляется в рамках межбюджетных отношений, которые первоначально были определены Бюджетным кодексом как отношения между органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. С 2004 года под межбюджетными отношениями понимается «взаимосвязь между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса». По мнению Бахарева Д. В. и Вартик Г.Р., из определения не ясен состав межбюджетных отношений. Бюджетные правоотношения - это отношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а так же отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проекта бюджета, исполнению бюджета и контролю за его исполнением. В это понятие включены почти все группы бюджетных отношений и спорным является субъектный состав [с. 192195].

Исторически межбюджетные отношения возникли в связи с появлением и развитием государственных финансов, развитием административно-территориального устройства государства. Как считает Акылбекова Ж.Е., межбюджетные отношения должны обеспечивать целостность и единство государства, так как из-за географических, социально-экономических, политических различий не обеспечивается равномерное распределения средств, отсутствует выполнение социальных гарантий. Взаимодействие между звеньями бюджетной системы зависит от формы государственного устройства [с. 63-65]. Важнейшим вопросом становиться самообеспечение регионов за счет собственных ресурсов. Развитие регионов способствует развитию экономики страны в целом благодаря финансовой поддержке с помощью межбюджетных отношений, которые являются отправной точкой развития экономики [с. 112-117]. Важность межбюджетных отношений требует их правильной организации. Неэффективность бюджетных взаимоотношений сказывается на субъектах РФ и муниципальных образованиях. Чуева А.С. называет причины: 1) отсутствие согласованности, равновесия, эффективности функционирования бюджетной системы РФ; 2) наличие пробелов в бюджетном законодательстве в регламентации межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов; 3) потребность модификации основных направлений налоговой, бюджетной и таможенной политики; 4) необработанность принципов формирования и расходования бюджетных средств; 5) отсутствие в законодательстве процедуры для рассмотрения межбюджетных

споров. Межбюджетные отношения могут быть «горизонтальными» и «вертикальными». «Горизонтальные» -это отношения между субъектами одного уровня, а «вертикальные» - отношения между субъектами разных уровней, например, между Российской Федерацией и субъектами РФ; между Российской Федерацией и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями [с. 211-214]. Преобладают две группы отношений: между РФ и субъектами РФ, а также отношения между субъектами РФ и муниципальными образованиями. Эти отношения в основном сводятся к предоставлению межбюджетных трансфертов в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации -это предоставление на безвозмездной и безвозвратной основах средств бюджету другого уровня бюджетной системы на финансирование текущих расходов. Дотации не имеют целевого назначения в отличии от субвенций. Субвенция -это предоставление на безвозмездной и безвозвратной основах средств бюджету другого уровня бюд-

жетной системы и юридическим лицам на финансирования целевых расходов. Субсидии могут предоставляться не только бюджетам и юридическим лицам, но и физическим лицами на условиях софинан-сирования целевых расходов. По мнению Косаренко Н.Н., выделение субсидий разумно в том случае, если средства используются на усовершенствование предоставления отдельных видов государственных услуг. Общий размер дотаций в бюджетах субъектов имеет тенденцию к росту, а размер субсидий и субвенций сокращается [с. 75-78]. В условиях финансовой нестабильности и переориентации экономики на импортозамещение необходимо общее увеличение государственной поддержки и ее более справедливое распределение между хозяйствами различных организационных форм для обеспечения конкуренции между ними [с. 86-91]. Целью данного исследования является определение того, как изменились межбюджетные отношения Российской Федерации в условиях пандемии в 2020 году. Определим изменение бюджетных ас-сигнований(табл. 1).

Таблица 1

Изменение бюджетных ассигнований на 2020 г. в Федеральном бюджете Российской Федера-

Показатели Утверждены ФЗ №380-Ф3 Установлены сводной бюджетной росписью % увеличения (уменьшения)

Расходы всего 19665989,9 23842444,3 21,2

Межбюджетные трансферты 1010163,5 1401553,0 38,7

(составлено по [6])

Федеральный закон о Федеральном бюджете на 2020 год утверждался до появления информации о эпидемии, поэтому при возникновении необходимости финансирования дополнительных расходов, связанных с противоэпидемиологической ситуацией, показатели бюджета пришлось корректиро-вать(табл.1). Общий объем расходов был увеличен на 21,1 %. Межбюджетные трансферты в расходах составили 5,1% в соответствии с ФЗ и выросли до

5,9% по бюджетной росписи. В целом размер межбюджетных трансфертов вырос на 38,7%, т.к. значительные расходы на финансирование здравоохранения, поддержку бизнеса возлагались на региональные бюджеты, которые не могли бы справиться с дополнительной нагрузкой без помощи от Федерального бюджета. При исполнении бюджета обычной является ситуация, когда выделенные средства используются не в полном объеме (табл. 2).

Таблица 2

Неисполненные бюджетные назначения в Федеральном бюджете в 2020 году

Показатели Сумма, млрд руб. В процентах

Общегосударственные вопросы 443,4 43,4

Межбюджетные трансферты 5,7 0,6

(составлено по [6])

Неисполненные бюджетные назначения по межбюджетным трансфертам составили 5,7 млрд руб. или 0,6%, т. е. средства, выделенные на дотации, субвенции, субсидии были использованы почти полностью. Это составляет разительный контраст по сравнению с бюджетными назначения по

общегосударственным вопросам (финансирование органов власти и управления, создание резервов и т.д.), которые были исполнены только на 56,6%. Рассмотрим более подробно состав и динамику межбюджетных трансфертов(табл.3).

Таблица 3

Кассовое исполнение межбюджетных трансфертов, млн руб

Показатели На 01.01.2020 г. На 01.01.2021 г.

Межбюджетные трансферты 2387151,2 3698372,0

Дотации 923973,8 1303657,4

Субсидии 556601,4 1011513,6

Субвенции 396612,5 606249,5

Иные межбюджетные трансферты 509963,5 776951,4

(составлено по [6])

Кассовое исполнение по межбюджетным трансфертам увеличилось на 1.01.2020 года по сравнению с 1.01.2020 года более чем в 1,5 раза на сумму 1311220,8 млн руб. Сумма дотаций увеличилась на 379683,6 млн руб.; сумма субсидий - на 9554912 млн руб.; субвенций - на 209637 млн руб.;

иных межбюджетных трансфертов - на 266987,9 млн руб., т.е. сумма дотаций выросла на 29%; сумма субсидий - на 45%; сумма субвенций - на 34,5%. Однако традиционно не все выделенные средства были использованы (табл. 4).

Таблица 4

Исполнение сводной бюджетной росписи, в %

Показатели На 1.01.2020 года На 1.01.2021 года

Межбюджетные трансферты 93,6 97,2

Дотации 95,9 99,7

Субсидии 89,2 94,2

Субвенции 97,1 97,9

Иные межбюджетные трансферты 92,1 96,6

(составлено по [6])

В условиях пандемии исполнение межбюджетных трансфертов по сводной бюджетной росписи заметно улучшилось(табл.4). Исполнение бюджетной росписи по дотациям увеличилось на 3,8% и стало почти стопроцентным. Наибольшее улучшение исполнения достигнуто по субсидиям (на 5%), а наименьшее - по субвенциям (на 0,8%). В целом

межбюджетные трансферты в соответствии со сводной бюджетной росписью на 1. 10.2021 года исполнены на 97,2%, что лучше показателя предыдущего года на 3,6%. Представляет интерес изменение структуры межбюджетных трансфертов (табл.

5).

Таблица 5

Изменение структуры межбюджетных трансфертов, в %

Показатели На 1.01.2020 года На 1.01.2021 года

Межбюджетные трансферты 100 100

Дотации 38,7 35,2

Субсидии 23,3 27,4

Субвенции 16,6 16,4

Иные межбюджетные трансферты 21,4 21,0

(составлено по [6])

В структуре межбюджетных трансфертов преобладают дотации(табл.5), но доля их за анализируемый период сократилась на 3,5%. Доля субсидий, напротив, выросла на 4,1%, а доля субвенций и иных трансфертом изменилась не значительно, соответственно снизилась на 0,2% и на 0,4 %.

Таким образом, в условиях пандемии в Российской Федерации перераспределение государственных ресурсов за счет межбюджетных трансфертов увеличилось. Улучшилась бюджетная дисциплина, т.к. изменились показатели сводной бюджетной росписи. Произошли изменения в структуре межбюджетных трансфертов за счет сокращения доли дотаций и увеличения доли субсидий. Однако бюджетный процесс требует совершенствования, т.к. не все государственных ресурсы используются в полном объеме (не смотря на их дефицитность в условиях кризиса).

Список литературы

1. Акылбекова Ж.Е. Межбюджетные отношения Российской Федерации//Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. -2019. -№5(24). -С.63-65.

2. Бахарев Д.В., Вартик Г.Р. Проблематика понятия «межбюджетные отношения» в законодательстве Российской Федерации//Вестник науки. -2018. -№9(9). -С.192-195.

3. Косаренко Н.Н. К вопросу о межбюджетных отношениях//Вестник национального Института Бизнеса. -2020. -№40(40). -С.75-78.

4. Сафаров И.Н. Теоретические основы межбюджетных отношений республики Таджики-стан//Финансового-экономический вестник. -2021. -№1(25). -С. 112-117.

5. Старкова О.Я. Конкуренция и государственная поддержка как условие развития аграного сектора экономики//Пермский аграрный вестник. -2015.-№1(9).-С.86-91.

6. Счетная палата Российской Федерации. Деятельность. Исполнение Федерального бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов. 2020.[электрон-ный ресурс] https://ach.gov.ru/upload/iblock/e37/e3718353713897 56c2d319de62f0bd12.pdf

7. Чуева А.С. Дефинация «Межбюджетные отношения»: новая парадигма//Право и государство: теория и практика. -2020. -№2(182). -С.211-214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.