Научная статья на тему 'Меж двух огней: отношение президента Томаса Джефферсона к политическим оппонентам'

Меж двух огней: отношение президента Томаса Джефферсона к политическим оппонентам Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1601
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калатуша Евгений Петрович

Рассматривается эволюция отношения президента Томаса Джефферсона к политическим оппонентам из партии федералистов. Показана роль Джефферсона в выработке демократических принципов обновления исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меж двух огней: отношение президента Томаса Джефферсона к политическим оппонентам»

Раздел 1

История стран Запада в XVIII—XIX веках

Е. П. Калатуша

Меж двух огней: отношение президента Томаса Джефферсона к политическим оппонентам

Рассматривается эволюция отношения президента Томаса Джефферсона к политическим оппонентам из партии федералистов. Показана роль Джефферсона в выработке демократических принципов обновления исполнительной власти.

В отечественной американистике джефферсониана занимает важное место, однако внимание историков к различным этапам жизни выдающегося американского мыслителя, государственного и политического деятеля, одного из основателей США Томаса Джефферсона распределяется весьма неравномерно. Многие исследования посвящены его роли в борьбе Соединённых Штатов за независимость и в образовании североамериканского государства, в то время как его президентская деятельность в определенной степени находится в тени. В частности, вне поля зрения отечественной историографии остаётся такая важная проблема, как отношение президента-республиканца Джефферсона к политическим оппонентам из партии федералистов.

В любом государстве независимо от его политического устройства особое значение имеет то, как действует механизм передачи власти от одной партии к другой, как при этом происходит обновление высшего чиновничьего аппарата. Эта проблема

наиболее актуальна для молодых стран, которые еще не выработали устойчивых традиций смены руководства. Именно она встала перед Джефферсоном во время его первого президентства, когда он столкнулся с засильем федералистов во всех звеньях государственного управления.

Вслед за своим великим предшественником Джорджем Вашингтоном Томас Джефферсон на посту президента стремился к укреплению единства страны. Уже своим выступлением в сенате

28 февраля 18G1 г. он сделал заявку на осуществление им прими-

1

рительной политики по отношению к политическим оппонентам . Президент отметил, что всегда следовал принципам беспристрастного правосудия. Он не допустил ни одной антифедера-листской реплики, что можно рассматривать как попытку привлечь на свою сторону «колеблющихся» федералистов. Спокойный переход власти от федералистов к республиканцам должен был получить закрепление в практической деятельности Т. Джефферсона. Его инаугурационная речь отвечала решению этой задачи: «... разногласие мыслей не является разногласием принципов. Мы называли разными именами братьев наших, которые исповедовали один и тот же принцип. Все мы — республиканцы, все мы — федералисты»2.

В противовес сугубо партийной политике президента Джона Адамса, прославившегося своей конфронтационностью по отношению к республиканцам, Джефферсон объявил о несомненных правах политического меньшинства и о защите их законами. «Нарушение этих прав будет означать угнетение», — заявил он. Вместе с тем уважение прав меньшинств не отменяет воли большинства, но эта воля, по мнению Джефферсона, «должна быть справедливой, умной и рассудительной»3. Президент не призывал федералистов отказаться от своих убеждений, однако через всю его речь красной нитью проходила идея о необходимости союза между федералистами и республиканцами. В своем выступлении Джефферсон пытался «усидеть на двух стульях»: с одной сторо-

1 Jefferson T. The Works. URL: http://oll.libertyfund.org/?option=com_staticxt& staticfile=show.php%3Ftitle=757&chapter=8727G&layout=html&Itemid=27 (дата обращения здесь и далее во всех статьях: 3G.1G.2G12).

2 Инаугурационная речь Джефферсона 4 марта 18G1 г. URL: http://america-xix.org.ru/library/jefferson-inaugurals

3 Там же.

ны, он сделал много реверансов в сторону федералистов, с другой — заявил о главенствующих позициях республиканцев.

Инаугурационная речь Джефферсона не вызвала восторга в обществе. Ряд его однопартийцев выступал за более жёсткую позицию по отношению к федералистам. Джон Рэндолф написал своему другу Джозефу Хуперу Николсону после речи президента: «Моя память обманывает меня, или мы действительно предсказывали, что роспуск Республиканской партии начнётся с её прихода к власти?»1 Более терпимо к речи Джефферсона отнеслись федералисты, многие из которых поверили в некую преемственность курса нового президента и поэтому на время перестали подвергать его нападкам. «Бостон индепендент кроникл» в эти дни писала: «Улучшение отношений к республиканцам ощущается с каждым днём во всех слоях общества, но особенно среди членов легислатуры. Те, кто раньше с предубеждением относились к республиканцам, теперь готовы признать ошибки собственной партии»2.

Важным для понимания политики Джефферсона по отношению к федералистам является его письмо Джеймсу Монро, написанное 7 марта 18G1 г.3 В нём третий президент отмечал два аспекта: примирение и приверженность изложенным в инаугурационной речи принципам. С лидерами федералистской партии, которых он называл «неизлечимыми», примирение немыслимо, но оно возможно и даже необходимо с основной массой федералистов. Джефферсон отметил, что предыдущие ошибки республиканцев привели многих их сторонников («искренних республиканцев, честных людей»4) в стан федералистов. Эти «новые федералисты» через некоторое время возвратились к республиканцам, что и обеспечило, по мнению Джефферсона, победу его партии в ноябре 18GG г. Он отмечал, что эти люди, не считая их лидеров, теперь составляют с республиканцами одно целое, они доверяют новому правительству и готовы присоединиться к республиканцам, если со стороны последних не будут допущены неосторожные действия.

1 Цит. по: Ellis R.E. The Jeffersonian Crisis: Courts and Politics in the Young Republic. Oxford, 1971. P. 37.

2 Цит. по: Трояновская М. О. США: у истоков двухпартийной системы. М., 1989. С. 55.

3 Jefferson T. Op. cit.

4 Ibid.

Понимая, что успешное управление государством невозможно без установления действенных контактов между исполнительной и законодательной властью, Джефферсон пошел на компромисс с федералистской фракцией Гамильтона в конгрессе. Он продолжил экономическую политику Гамильтона относительно Национального банка и тарифов, получив взамен от федералистов поддержку ряда законодательных инициатив республиканцев. Таким образом, третий президент США сделал ставку на компромисс между федералистами и республиканцами. Он писал в 1802 г.: «Я очень надеюсь, что мы сможем восстановить единство в нашей стране. Не то чтобы я рассчитываю переубедить федералистских лидеров, они слишком убеждены в правоте своих принципов, но я искренне верю, что нам это удастся сделать в отношении их последователей. В большинстве своем это истинные республиканцы, которые сбились с верного пути... Поэтому мы должны соблюдать умеренный курс, который не отпугнул бы наших новых друзей»1.

Вместе с тем примирительные речи в начале президентства вовсе не означали, что Джефферсон не намеревался производить кадровые изменения. Для выполнения своей программы ему необходимо было иметь надёжный, составленный из сторонни-ков-республиканцев административный аппарат. Его предстояло создать, так как за годы президентства Дж. Адамса на государственные должности назначались исключительно федералисты. В письме Джеймсу Мэдисону, написанном вскоре после избрания, Джефферсон отмечал, что, хотя некоторые республиканцы предлагают ему из тактических соображений назначить на ряд ответственных должностей представителей федералистской партии, он против этого и будет давать должности только республиканцам2. В конце июля 1801 г. Джефферсон предложил для начала достичь равновесия между партиями путем замены половины федералистов на республиканцев3.

Первые попытки президента обновить состав высших чиновников в пользу своей партии были встречены волной критики со стороны политических оппонентов, считавших, что Джефферсон

1 Цит. по: ТрояновскаяМ.О. Указ. соч. С. 53.

2 Jefferson T. Op. cit.

3 Gallatin A. The Writings of Albert Gallatin. URL: http://oll.libertyfund.org/ ?option=com_staticxt&staticfile=show.php%3Ftitle=1953&chapter=121928& layout=html&Itemid=27

обещал не смещать их с должностей. Чётко объяснить свою кадровую политику Джефферсону пришлось в августе 1801 г., когда группа торговцев Нью-Хэйвена выступила с протестом против удаления федералиста Элизара Гудриха с должности сборщика налогов и замены его республиканцем Сэмюэлем Бишопом1. Решение об отставке Гудриха президент обосновал ещё в письме от 12 июля 1801 г. так: «Декларируемое мной одобрение политической терпимости, призывы к гармонии в социальных отношениях и уважению равных прав меньшинства были в определённых случаях цитированы и неверно истолкованы как гарантия того, что пребывание в должности может быть безмятежным»2.

Этот случай можно рассматривать как проявление эволюции отношения Джефферсона к федералистам. Если в марте 1801 г. он утверждал, что за редким исключением никакие их отставки не должны делаться по политическим мотивам, то в июле президент фактически дал понять, что для обеспечения преимущества республиканцев федералисты должны быть уволены. Ответ Джефферсона торговцам Нью-Хэйвена также имел целью успокоить тех республиканцев, которые считали политику президента недостаточно жёсткой по отношению к политическим конкурентам. Глава государства в своей кадровой политике не мог действовать без оглядки на однопартийцев.

До победы на президентских выборах в 1800 г. республиканцы были оппозиционной партией, объединяемой не столько общим идеалом, сколько враждебным отношением к федералистской политике. После выборов среди республиканцев стали образовываться различные фракции. Одну из фракций составили так называемые старые республиканцы. Они воспринимали президентские выборы 1800 г. с морально-политических позиций — как своеобразную революцию, триумф добра над злом. Полагая, что изменение принципов Американской революции федералистами потребовало полной перестройки национального правительства, они выступали против любого компромисса с ними.

Вторую группу в партии составляли умеренные республиканцы. Среди наиболее видных деятелей этой фракции можно назвать Джеймса Мэдисона, Уилсона Кэри Николаса, Джеймса

1 The Papers of Thomas Jefferson. URL: http://www.princeton.edu/~tjpapers/ Documents/tonewhavenmerchants.html

2 Jefferson T. Op. cit.

Салливана, Роберта Ливингстона, Александра Далласа и Альберта Галлатина. Они поддерживали Конституцию 1787 г. и испытывали смешанные чувства по отношению к побежденной федералистской партии. Не доверяя её лидерам и скептически оценивая возможность примирения с ними, умеренные республиканцы понимали, что большинство рядовых федералистов окажет поддержку любому разумному правительству, которое привлечёт их к со-трудничеству1. Умеренные республиканцы опасались, что продолжение межпартийных баталий 1790-х гг. подвергнет риску успешное осуществление республиканского эксперимента.

Томас Джефферсон в полной мере осознавал негативные последствия разногласий среди республиканцев. В письме Джону Дикинсону от 23 июля 1801 г. он отмечал, что ради совместных действий нужно уметь преодолевать внутрипартийные разногласия. Без этого умения «мы будем отдельными людьми, но не обществом», — заключил президент . В письме Джеймсу Монро в мае 1806 г. он вновь поднял тему раскола в республиканском лагере, вызванного переходом старого республиканца Мерсера к федералистам и выступлениями Рэндолфа против партии. Джефферсон опасался, что многие в этом расколе увидят слабость пра-

3

вительства, что в итоге может привести к анархии .

Порой Джефферсон, пытаясь балансировать между республиканцами и федералистами, оказывался в сложном положении. В письме Джону Дикинсону он отмечал, что его «положение между федералистами, которые вскрикивают от первого прикосновения к их монополии, и республиканцами, которые требуют всеобщего увольнения, является достаточно болезненным»4. В другом письме президент продолжил эту же тему, обратив внимание на необходимость осторожного подхода к увольнению федералистов и на опасность решительных действий против них, так как это может привести к оттоку «новообращённых» республиканцев. Двадцать шестого августа 1801 г. Джефферсон заявил, что главной целью патриота (вне зависимости от политической принадлежности) является объединение страны, которая была разделена

1 Ellis R.E. Op. cit. P. 22.

2 Jefferson T. Op. cit.

3 Ibid.

4 Ibid.

в результате использования Дж. Адамсом принципа «вся власть

i

— одной партии, все увольнения — другой» .

Политика лавирования главы государства между республиканцами и федералистами встречала растущую оппозицию среди членов его администрации. Её критиковали генеральный прокурор США Леви Линкольн, Галлатин, а Джеймс Мэдисон даже угрожал уйти в отставку. Несомненно, Джефферсон вынужден был прислушиваться к голосу влиятельных соратников по партии. Частично он уступил их давлению и перешёл к более решительным действиям. В январе 1802 г. «Нэшнл интеллидженсер» подвела предварительные итоги произведенным смещениям с постов. Из 90 случаев, описанных в статье, 21 приходился на «полуночные» назначения президента Адамса2. Джефферсон лично указывал на кандидатуры, подлежащие увольнению, давая при этом краткие, но ёмкие объяснения: «пьяница и никчёмный судья»,

3

«душитель демократов» .

И все же того размаха кадрового обновления, которого ждали республиканцы и боялись федералисты, не случилось. В июле i803 г. Джефферсон отмечал, что из 3i6 должностей, на которые назначал президент, 130 остаются за федералистами (исключая занятых в судебной системе, в войсках, почтмейстеров, служащих департамента государственных сборов и носителей д4ругих должностей, которые находились не во власти президента) . «Из тысячи чиновников США лишь очень немногие будут отстранены, но не за свои принципы, а за то, что не делали в свое время того, что обязаны были делать», — писал президент5. Он выделял пять основных причин смещения должностных лиц: противозаконное использование государственных средств, аморальность, профессиональная некомпетентность, невыполнение обязанностей, а также противодействие соблюдению республиканских принципов.

Вопрос о принципах увольнения федералистов с должностей особенно сильно не давал покоя Джефферсону весной 1801 г. В письме известному американскому политику Вильяму Брэнч

1 Jefferson T. Op. cit.

32 Ibid.

3 Цит. по: Согрин В.В. Джефферсон: человек, мыслитель, политик. М., 4i989. C. i90.

4 Jefferson T. Op. cit.

5 Цит. по: Beloff М. Thomas Jefferson and American democracy. N. Y., 1962. P. 57.

Гилсу от 23 марта 1801 г. он признался, что не может без боли назначать или увольнять людей, и конфиденциально сообщил о попытках республиканцев договориться о некоторых принципах кадровой политики. Среди них были предварительно намечены следующие: 1) все назначения на должность должны осуществляться после завершения выборов; 2) чиновники, недобросовестно исполнявшие свои служебные обязанности, подлежат увольнению; 3) федералисты, к которым нет никаких претензий по поводу исполнения обязанностей, но с которыми имеются расхождения в политических принципах, не являются объектами увольнения, за исключением маршалов1 и генеральных прокуроров2. По мнению Джефферсона, декларация принципов позволяла получить одобрение умеренных республиканцев и способствовала укреплению партийных рядов.

Однако не всегда президент следовал этим принципам. Имелись случаи, когда он отказывал в должности какому-либо претенденту по причине его принадлежности к федералистской партии, даже вопреки хорошим профессиональным качествам соискателя. В 1806 г. Джефферсон в письме Эндрю Элликоту, вспоминая начало своего первого президентского срока, признался, что мстительность и активное противостояние некоторых федералистов вынуждали его время от времени «обезоруживать их влияние на службе»3.

Анализ политики Джефферсона по отношению к федералистам показывает в целом её эффективность и свидетельствует о компромиссной, умеренной позиции третьего президента, даже с учётом её определённой эволюции в сторону ужесточения под давлением части однопартийцев. Несомненная историческая заслуга Томаса Джефферсона состоит в том, что он фактически стал первым президентом, который смог выработать четкие правила увольнения и назначения высших государственных чиновников при смене правящей партии в США. Административная политика Джефферсона способствовала постепенному переходу к демократическим принципам обновления исполнительной власти и тем самым оказала влияние на формирование политической культуры Соединённых Штатов.

1 Представители старейшего федерального правоохранительного агентства США.

2 Jefferson T. Op. cit.

3 Ibid.

Об авторе

Евгений Петрович Калатуша — аспирант кафедры зарубежной истории и международных отношений Балтийского федерального университета им. И. Канта, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.