Научная статья на тему 'Метрология и стандартизация как ключевые факторы эффективного регулирования рынка в условиях Таможенного союза и ВТО'

Метрология и стандартизация как ключевые факторы эффективного регулирования рынка в условиях Таможенного союза и ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ / METROLOGY AND STANDARDIZATION / ВСЕМИРНО-ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFICIENCY / ЕДИНСТВО ИЗМЕРЕНИЙ / TRACEABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окрепилов Владимир Валентинович, Иванова Галина Николаевна

В условиях глобализации и соответственно роста конкурентоспособности предпринимательских структур вопрос высокого качества является важнейшей целью экономической деятельности. Метрология и стандартизация оказывают непосредственное влияние на оценку показателей качества продукции и услуг. В условиях вступления России в ВТО вопросы влияния метрологии и стандартизации на развитие экономики страны становятся еще более актуальными, что связано с необходимостью соответствия производимых продуктов и услуг мировым стандартам. На основе существующих прецедентов о влиянии метрологии и стандартизации на развитие всех сфер жизнедеятельности доказывается необходимость в обеспечении единства измерений. Несмотря на то что Россия занимает третье место в мире по измерительным возможностям, лидируя в области электрических и магнитных измерений, наблюдается значительное отставание страны по измерительным возможностям в других сферах. Анализируя механизмы взаимного признания результатов испытаний, автор доказывает необходимость развития сотрудничества в области обеспечения единства измерений между странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Окрепилов Владимир Валентинович, Иванова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metrology and Standardization: Economic Factors Affecting the Russian Federation in the Customs Union and World Trade Organization

The article calls metrology and standardization (MaS) the economic factors affecting the Russian Federation (RF) in two multinational organizations: the Customs Union (comprising the RF, Belarus and Kazakhstan) and the World Trade Organization (WTO). Since its accession to the WTO, the RF has given services and products (SaP) MaS values that meet international standards. At this stage, the paper notes that MaS levels have a direct impact upon the quality assessment of SaP. Moreover, against the backdrop of globalization, they boost the economic competitiveness of business entities. Russia, the document indicates, is ranked third in the world in measuring capabilities. It is the global leader, the study adds, in electric and magnetic measurements, but its MaS capabilities achieve far lower rankings in other areas. The critique has observed this 'efficiency shortfall', recognizing the state-wide need for uniformity of measurement. The latter would reflect, the commentary says, MaS's case-law-tied impact on the development of all economic spheres. In the course of the report, the blueprint has analyzed the RF MaS mechanisms by applying mutually recognized test results. In so doing, it has argued for the development of cooperation in the field of international traceability.

Текст научной работы на тему «Метрология и стандартизация как ключевые факторы эффективного регулирования рынка в условиях Таможенного союза и ВТО»

Метрология и стандартизация как ключевые факторы эффективного регулирования рынка в условиях Таможенного союза и вТо

Metrology and Standardization: Economic Factors Affecting the Russian Federation in the Customs Union and World Trade Organization

Окрепилов Владимир Валентинович

генеральный директор

ФБУ «Тест—С.-Петербург» (Санкт-Петербург), член бюро Отделения общественных наук РАН, член Президиума СПбНЦ РАН, академик РАН, почетный профессор СПбУУиЭ 190103, Санкт-Петербург, Курляндская ул., д. 1

Okrepilov Vladimir Valentinovich

"Test—St. Petersburg"

Kurlyandskaya Str. 1, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

В условиях глобализации и соответственно роста конкурентоспособности предпринимательских структур вопрос высокого качества является важнейшей целью экономической деятельности. Метрология и стандартизация оказывают непосредственное влияние на оценку показателей качества продукции и услуг. В условиях вступления России в ВТО вопросы влияния метрологии и стандартизации на развитие экономики страны становятся еще более актуальными, что связано с необходимостью соответствия производимых продуктов и услуг мировым стандартам. На основе существующих прецедентов о влиянии метрологии и стандартизации на развитие всех сфер жизнедеятельности доказывается необходимость в обеспечении единства измерений. Несмотря на то что Россия занимает занимает третье место в мире по измерительным возможностям, лидируя в области электрических и магнитных измерений, наблюдается значительное отставание страны по измерительным возможностям в других сферах. Анализируя механизмы взаимного признания результатов испытаний, автор доказывает необходимость развития сотрудничества в области обеспечения единства измерений между странами.

The article calls metrology and standardization (MaS) the economic factors affecting the Russian Federation (RF) in two multinational organizations: the Customs Union (comprising the RF, Belarus and Kazakhstan) and the World Trade Organization (WTO). Since its accession to the WTO, the RF has given services and products (SaP) MaS values that meet international standards. At this stage, the paper notes that MaS levels have a direct impact upon the quality assessment of SaP. Moreover, against the backdrop of globalization, they boost the economic competitiveness of business entities. Russia, the document indicates, is ranked third in the world in measuring capabilities. It is the global leader, the study adds, in electric and magnetic measurements, but its MaS capabilities achieve far lower rankings in other areas. The critique has observed this 'efficiency shortfall', recognizing the state-wide need for uniformity of measurement. The latter would reflect, the commentary says, MaS's case-law-tied impact on the development of all economic spheres. In the course of the report, the blueprint has analyzed the RF MaS mechanisms by applying mutually recognized test results. In so doing, it has argued for the development of cooperation in the field of international traceability.

Иванова Галина Николаевна

заместитель генерального директора ФБУ «Тест—С.-Петербург» (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Курляндская ул., д. 1

Ivanova Galina Nikolaevna

"Test—St. Petersburg"

Kurlyandskaya Str. 1, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

Ключевые слова: метрология и стандартизация, Всемирно-торговая организация (ВТО), конкуренция, экономическая эффективность, единство измерений

Keywords: World Trade Organization (WTO), economic efficiency, metrology and standardization, competition, traceability

В современном мире жесткой конкурентной борьбы и динамично меняющегося рынка успех любого предприятия или организации, а значит, и развитие бизнеса, промышленности, социальной сферы будет определяться качеством. На достижение высоких показателей качества продукции и услуг оказывают непосредственное влияние метрология и стандартизация.

Без метрологии — науки обеспечения единства и точности измерений — невозможно представить ни одно из достижений человечества — от египетских пирамид до полетов в космос и нанотехнологий. А стандартизация устанавливает общие для всех правила и критерии, которым должны соответствовать продукция, услуги и различные производственные процессы.

Стратегически важное значение метрологии и стандартизации для нашей промышленности особенно ярко проявляется сейчас, когда Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) и укрепляется сотрудничество в рамках Таможенного союза. Как член ВТО Россия обязана выполнять условия документов этой организации, в частности Соглашения по техническим барьерам в торговле, касающегося вопросов технического регулирования. В этой связи в современных условиях рассматриваемые вопросы приобретают особую актуальность.

Метрология имеет решающее значение для развития всех сфер жизнедеятельности общества, обеспечения безопасности и экономического благополучия государств. Только при соблюдении условия обеспечения единства, точности, достоверности и воспроизводимости измерений можно достигнуть высокого уровня качества и надежности продукции при ее конструировании, серийном выпуске и эксплуатации [1].

ш с;

LQ

О

О.

с ш Iq

с;

с >

I-

с

Таблица 1

Измерительные возможности России и других стран — членов ВТО

т <

< >

Области измерений Страны

США Германия Россия Великобритания Франция

Место в мире

Акустика, ультразвук, вибрация V I II IV III

Электричество и магнетизм V II I III IV

Геометрические величины II I V III IV

Масса и связанные с ней величины III I V IV II

Фотометрия и радиометрия I III IV II V

Физико-химические измерения I II III IV V

Радиоактивность и ионизирующие излучения I V II IV III

Термометрия IV п-ш I V п-ш

Всего I II III IV V

100

я

ен и о к

К

о

га о н ф 2 Н Л

ч

си ен

а

ф £ га

Я

50

№ Я

I

а ю К И

ев

к я н и

М >>

т м

«

К

И

ф

а

о ^

га Я ф 3 м н о н

ё к

э

Рч

8 га N н а> К

Рч

К о т я и ф и1

N а н

И ф

ё

И

К ев

а м

" к

Я а о и

я

§

а ф к к

и ф

и Р. О

к ф

к

И

о ф

Я1

к

и О.

О ф

М

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ К и О

ч о и

а! Ч

о «

(Й ч ф а и

к и ф Я1 N еч о

ч о к Н

п н и »8 о п и

N %

И

И

ф

в

&

&

N

а ф

£

к к к

а! Я К Н

3

Я

К

>>

4 о а. К

3 и к

Я1

в

4 о т ф N к и ф

а я

о

о ф

Рч

А Н о о И т N

и 3

Й 2 § |

А §

н о к

а

>>

еб

а ф к

г ф

Е-|

ев Н о Н

Я1 N № г

ф

а И

Рис. 1. Измерительные возможности России

В подтверждение сказанного приведем исторический пример, свидетельствующий о том, как погрешности в измерениях приводят к трагическим последствиям. Во время Второй мировой войны в Тихоокеанском регионе произошла серия поначалу необъяснимых катастроф американских боевых самолетов: они взрывались в воздухе. Причину вскоре выяснили. Эти самолеты доставляли в Австралию морем из США в разобранном виде и затем собирали на месте. Причина аварий заключалась в различии между американским и австралийским дюймом, которое составляло доли миллиметра. Возникающие при сборке дефекты топливных систем приводили к возгораниям и взрывам.

Должное внимание к проблемам в области метрологии позволяет национальным экономикам извлекать существенные преимущества. Так, экономический эффект от программы США, связанной с совершенствованием методик измерений содержания холестерина, за последние 13 лет составил более 3,5 млрд долл.

Во всех развитых странах мира обеспечению единства измерений уделяется самое пристальное внимание на государственном уровне. Проводится большая работа по совершенствованию измерительных возможностей — показателей, которые получают в результате многоступенчатой процедуры сличения государственных первичных эталонов стран и подтверждения системы качества измерений [2]. В настоящее время по измерительным возможностям Россия занимает третье место в мире, уступая США и Германии. В нашей стране насчитывается 152 первичных эталона и более 300 вторичных, которые соответствуют мировому уровню (табл. 1).

Россия лидирует в сфере электрических и магнитных измерений, термометрии, измерений, связанных с радиоактивными веществами, и в ряде других областей. При этом наблюдается серьезное отставание по измерительным возможностям в сфере фотометрии, оптики, биологии, производства продуктов питания (рис. 1).

Наша страна принимает активное участие в международной деятельности в области метрологии и является членом таких международных метрологических организаций, как Международное бюро мер и весов (МБМВ) и Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ), требования которых учитываются при разработке норм и документов ВТО. Россия также входит в КООМЕТ — Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений, обеспечивающее эффективное взаимодействие в области метрологии в том числе между странами СНГ и в рамках Таможенного союза [3].

Развитие сотрудничества в области обеспечения единства измерений между странами — участницами СНГ может стать эффективным путем к улучшению положения дел в данной сфере. На сегодняшний день разработаны механизмы взаимного признания результатов испытаний, утверждения типа и поверки средств измерений, в том числе:

• соглашение о взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений (подписано 6 октября 1992 г.);

• правила межгосударственной стандартизации ПМГ 06-2001 «Порядок взаимного признания результатов испытаний, утверждения типа, поверки и метрологической аттестации средств измерений». Государствами — участниками СНГ признаются

результаты испытаний в целях утверждения типа средств измерений, а также результаты первичной поверки (при условии признания результатов испытаний в целях утверждения типа). Это очень важная работа, поскольку исторически Россия и страны ближнего зарубежья имеют прочные производственные связи.

Необходимо отметить, что на протяжении весьма длительного времени в нашей стране законодательная база в сфере метрологии практически отсутствовала. Переход к рыночной экономике в начале 1990-х гг., начало перестройки российской хозяйственной системы, ориентация экономики на нужды человека потребовали совершенствования законодательства в области управления и обеспечения качества.

Принятый в 1993 г. закон «Об обеспечении единства измерений» заложил фундамент развития этой сферы в период становления в России рыночной экономики. В целях дальнейшего совершенствования регулирующих мер в области обеспечения единства измерений, правовых основ защиты экономики страны и граждан от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений 26 июня 2008 г. был принят федеральный закон № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Недавно Росстандарт внес на рассмотрение в правительство России проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ № 102 „Об обеспечении единства измерений"», который предусматривает внесение изменений, направленных прежде всего на расширение области государственного регулирования обеспечения единства измерений, учет количества энергоресурсов, контроль загрязнения окружающей среды, обеспечение безопасности транспортных средств. Документ также предлагает создание в обязательном порядке метрологических служб юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые эксплуатируют опасные производственные объекты.

Большую роль в работе по совершенствованию ^ метрологического обеспечения отечественной про- ^ мышленности играют региональные центры стан- о дартизации и метрологии. В Санкт-Петербурге, Ле- ^ нинградской и Новгородской областях полномочия ^ Росстандарта по техническому регулированию и к метрологии осуществляет федеральное бюджетное ¡Е учреждение «Государственный региональный центр ^ стандартизации, метрологии и испытаний в Санкт- « Петербурге и Ленинградской области» (ФБУ «Тест— ^ С.-Петербург»). ^

Центр располагает 17 вторичными эталонами еди- ш ниц физических величин и более чем 300 высоко- ш точными рабочими эталонами. Отметим, что на се- 2 годняшний день в России насчитывается в общей | сложности около 300 вторичных эталонов, а в центрах з стандартизации и метрологии их насчитывается около ^ 80, и большая часть этого количества находится в ФБУ < «Тест—С.-Петербург» и ФБУ «Ростест-Москва». Еже- н годно «Тест-С.-Петербург» поверяет около 1,5 млн < средств измерений, в том числе более 100 тыс. для других регионов. В 2012 г. по поверке оборудования ФБУ «Тест—С.-Петербург» сотрудничало более чем с 6000 предприятий и организаций [4; 5].

Поверка приборов производится как в самом центре, так и с использованием передвижных поверочных лабораторий. В области поверки исходных эталонов «Тест-С.-Петербург» работает с предприятиями практически всех регионов России, стран Балтии и СНГ и в целом сегодня в регионе занимает лидирующие позиции на рынке услуг по обеспечению единства измерений.

ФБУ «Тест—С.-Петербург» постоянно проводит мониторинг метрологических потребностей промышленности, чтобы отвечать им в полной мере. Также впервые в России осуществляются серьезные исследования в области экономики метрологии. В частности, в настоящее время центр проводит оценку состояния эталонной базы, средств измерений, влияния точности и единства измерений на экономические показатели предприятий Северо-Западного федерального округа.

Но при всех усилиях профильных ведомств и законодателей нельзя рассчитывать на получение оптимального технического и экономического эффекта от метрологии, если на самих предприятиях не проводится систематическая работа по рациональному использованию измерительной информации. Для этих целей на предприятиях необходимо создавать метрологические службы, призванные непосредственно на местах заниматься обеспечением единства и требуемой точности измерений, внедрением современных методов и средств измерений, калибровкой оборудования и многим другим. Однако, к сожалению, ситуация сложилась так, что количество метрологических служб на предприятиях заметно сократилось.

Например, практически ликвидирована метрологическая служба НПО «Ленинец», число сотрудников которой когда-то превышало число сотрудников всех метрологических подразделений ФБУ «Тест— С.-Петербург». А ведь это оборонное предприятие, где точность измерений крайне важна. Отсутствие метрологической экспертизы уже на этапе разработки конструкторской документации резко повышает вероятность возникновения ошибок в нормировании размеров и допусков параметров деталей и узлов.

Существует и другая проблема, связанная со слабым техническим оснащением метрологических служб

X \/ с?

X <м

2 о и

О 03 и

I и

О

V а

со я

к

к ф

X к

— а

X 5

со ■&

со ■&

< я

сг О

и

^ 0}

2 Я

ш №

^ а

ш о

О я и

сг аз

с 1 0

^

<

>

<

Внедрение инноваций Снижение несчастных случаев на производстве Повышение эффективности и контроля качества Повышение конкурентоспособности на внешнем рынке Совершенствование технологии для повышения качества Улучшение взаимоотношений с потребителями Повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке

5,8 1 6,0 6,1 6Д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7,0

3 4 5 6 7 Улучшение показателей, %

Рис. 2. Преимущества стандартизации для предприятий (по результатам мониторинга деятельности 200 предприятий

Северо-Западного региона)

на предприятиях: более 80% эталонных средств измерений выпущены до 1990 г. Остро стоит и кадровый вопрос: явственно ощущается недостаток молодых специалистов в области обеспечения единства измерений. В числе основных проблем метрологического обеспечения производств диспропорция между парком средств измерений и парком технологического оборудования, отсутствие системного подхода к организации метрологического обеспечения, недостаточное внимание к вопросам метрологической экспертизы технологического процесса и разработки методик измерений.

Однако есть и положительные примеры: метрологическая служба Октябрьской железной дороги за последнее время была существенно расширена, выделена в отдельное структурное подразделение, оснащена современными средствами измерений, имеет отдельные удобные для работы помещения, отвечающие всем требованиям нормативной документации.

Наряду с метрологией одним из главных факторов обеспечения качества продукции и услуг, повышения экономической эффективности деятельности как на уровне предприятий, так и на уровне региона, а также страны в целом является стандартизация. По данным исследований, проведенных в странах — членах ВТО (Германия, Великобритания, Канада, Австралия и Франция), влияние стандартизации на рост ВВП составляет более 27%, на рост производительности труда — 30%. По мнению зарубежных специалистов, стандарты и деятельность по оценке соответствия влияют примерно на 80% факторов в цепочке создания ценности продукта.

В 2009 г. специалисты ФБУ «Тест—С.-Петербург» провели научно-исследовательскую работу (НИР) «Экономические преимущества стандартизации для организаций и предприятий». Главной целью выполнения этой НИР были разработка критериев для оценки экономической эффективности стандартизации и подготовка предложений по совершенствованию экономических основ развития национальной системы стандартизации.

В ходе исследования был осуществлен мониторинг деятельности 200 предприятий Северо-Западного региона. Как показал проведенный анализ, предприятия отметили улучшение по экономическим показателям

своей деятельности на 32% именно за счет использования методов стандартизации (рис. 2).

Так, 4,4% предприятий отметили улучшения в области внедрения инноваций; 5,0% — уменьшение числа несчастных случаев на производстве; 6,1% — повышение конкурентоспособности на внешнем рынке; 7,0% — на внутреннем.

Сегодня, в условиях вступления России в ВТО и активизации деятельности в рамках Таможенного союза, вопросам стандартизации уделяется самое пристальное внимание. Работу по совершенствованию законодательной базы в данной области, начатую практически сразу после перехода к системе рыночных отношений, можно условно разделить на три этапа (табл. 2).

На первом этапе, с 1993-го по 2003 г., законодательство было ориентировано на переход экономики страны к рыночным отношениям и подготовку к вступлению в ВТО. В частности, были приняты законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг». Обязательными для применения стали показатели безопасности продукции (работ, услуг).

На втором этапе, с 2003-го по 2006 г., в условиях либерализации экономики и создания условий для развития конкуренции был принят федеральный закон «О техническом регулировании». Обязательное применение стандартов регулируется техническими законами (техническими регламентами).

Третий этап, с 2006-го по 2012 г., связан с законодательными инициативами, направленными на повышение качества жизни людей. Применение стандартов распространилось на сферы, устанавливающие требования в областях медицины и образования, а также в деятельности органов государственного и муниципального управления.

Так, ныне разработана Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года. Документ предусматривает пересмотр или отмену устаревших стандартов, ежегодное (до 10-15%) обновление стандартов в приоритетных отраслях экономики, достижение показателей гармонизации национальных стандартов с международными на уровне 65-70%. Подготовлен и утвержден Межведомственный план мероприятий по реализации Концепции.

Таблица 2 ^

Основные результаты законотворческой деятельности в области стандартизации

Период времени, годы Тип экономической системы Основополагающие документы Цели

1991-2003 Начало перехода к рыночной экономике Постановление Совета министров СССР от 25 декабря 1990 г. № 1340 «О совершенствовании работ по стандартизации», законы РФ «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений» Содействие вступлению в ВТО

2003-2006 Либерализация и дерегулирование экономики при переходе к рыночным отношениям Федеральный закон «О техническом регулировании» Создание условий для развития добросовестной конкуренции

2006-2012 Рыночные отношения Послание Президента Федеральному собранию Российской Федерации на 2006 г. Повышение качества жизни

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года: одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. № 1762-р Создание адекватной современным требованиям национальной системы стандартизации

Межведомственный план мероприятий по реализации Концепции развития национальной системы стандартизации на период до 2020 года: одобрен на заседании подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (протокол от 19 декабря 2012 г. № 5) Практические шаги по реализации Концепции

Проект ФЗ «О стандартизации»: направлен в Открытое правительство для обсуждения Повышение качества жизни

В Государственную Думу поступил на рассмотрение проект федерального закона «О стандартизации». В отличие от ФЗ «О техническом регулировании», который охватывает в основном вопросы обеспечения безопасности продукции, действие нового закона будет распространяться в том числе на продукцию и услуги, определять роль и права промышленности в процессах стандартизации.

Новый закон также даст возможность использовать национальные стандарты в нормотворческой деятельности, что позволит ускорить и упростить разработку законодательных и нормативных правовых актов за счет возможности ссылок в них на стандарты.

Отметим, что федеральный фонд национальных стандартов насчитывает сегодня более 26 000 единиц хранения. Уровень гармонизации с зарубежными стандартами составляет около 45% (рис. 3).

В настоящее время проведение работ по стандартизации ставит следующие задачи:

1) обеспечение создания в Российской Федерации эффективной системы технического регулирования, отвечающей нормам международного права и положениям Всемирной торговой организации;

2) совершенствование деятельности в сфере межгосударственной стандартизации;

3) разработка совместно с федеральными органами исполнительной власти отраслевых комплексных программ в приоритетных направлениях;

4) развитие законодательных основ стандартизации;

5) развитие стандартизации оборонной продукции;

6) усиление роли бизнеса в работах по стандартизации.

Рассмотрим реализацию некоторых вышеупомянутых задач.

В области создания эффективной системы технического регулирования в основном ведется работа по реорганизации существующих технических комитетов (ТК) и по созданию ТК в новых областях деятельности (услуги). Отметим, что по состоянию на конец 2012 г. общее количество действующих ТК составляло 345 единиц; за 2012 г. созданы 5 ТК; количество реорганизованных ТК в 2012 г. — 29; на конец 2012 г. расформированы 72 ТК. На рис. 4 показана динамика количества ТК, участвующих в работах по национальной стандартизации.

Говоря о совершенствовании деятельности в области межгосударственной стандартизации, можно отметить работу по перспективной программе развития национальных стандартов, обеспечивающих их гармонизацию с международными стандартами в научно-технической и производственной сферах. За 2008-2012 гг. были утверждены 1079 ГОСТ Р, 933 ГОСТ, 48 изменений к ГОСТ Р, 32 изменения к ГОСТ, 6 рекомендаций, 2 рекомендации МГС, 11 таблиц ГССД. Динамика разработки межгосударственных стандартов за период с 2000-го по 2012 г. продемонстрирована на рис. 5.

Также совместно с федеральными органами исполнительной власти осуществляется разработка отраслевых комплексных программ по таким приоритетным направлениям, как энергоэффективность и энергосбережение, энергетическое оборудование, наноиндустрия, технологическое оборудование для предприятий нефтегазопереработки и нефтехимии, угольная отрасль, высокотехнологичное медицинское оборудование.

Следует также подчеркнуть необходимость повышения роли бизнеса в работе по стандартизации. В настоящее время доля бизнеса в этой деятельности невелика

со <

с <

> <

Информационные технологии, электроника и телекоммуникации, 9% Сельское хозяйство и пищевая промышленность, Основополагающие 10 0 Машиностроение, стандарты, 12% 6% -( )--

Прочие, /^У 24% ] Энергетика / и / электротехника, /—V 6% Нефтяная ^ и газовая

Уровень гармонизации — 44,7%

промышленность, 8%

Строительство]__ --- Металлургия, ———( ] 8%

4% Охрана окружающей среды 6% Метрология, 7% 23 305 стандартов

Рис. 3. Федеральный фонд национальных стандартов

Рис. 4. Динамика количества ТК, участвующих в работах по национальной стандартизации

я

о

а 1000

й и м й н о о я н о

ш ?

К ч о М

800

600

400

200

933

490

238

101

177

88 90 76 96

129

73

24

62

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Го,

0

Рис. 5. Динамика разработки межгосударственных стандартов (2000-2012 гг.)

(см. рис. 6), однако Газпром, а также железнодорожные, строительные и нанотехнологические организации демонстрируют активность в данной области.

Отметим, что важным фактором повышения эффективности развития деятельности в сфере стандартизации и метрологии является создание соответствующих

4471

Место Государство

1 Китай

2 Италия

3 Япония

5 Германия

6 Великобритания

8 Франция

11 США

12 Румыния

13 Чешская Республика

14 Россия

24 Израиль

28 Болгария

30 Вьетнам

33 Мексика

37 Словакия

52 Словения

57 Литва

58 Босния и Герцеговина

62 Эстония

63 Латвия

88 Беларусь

92 Узбекистан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

162 Монголия

2009 2010 2011

Рис. 6. Роль бизнеса в работах по стандартизации

□ :

* * 1 ¿=

-У ^

о о со

т <

< >

] 328 213 171947 56 912 49 540 43 564 29 215 25 811 19 405 12 697 12 663 7520 5001 4779 4611 3787 1658 1168 1119 835 787 171 150 3

10 000 20 000 30 000 40 000

50 000

Количество сертификатов

Рис. 7. Количество выданных сертификатов на систему менеджмента качества по ИСО 9000 в странах мира

(обзор ИСО 2011 г.)

организационных условий на основе международных стандартов ИСО в области менеджмента. В целом в России в последние годы можно наблюдать высокие темпы применения систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 как эффективных инструментов и методов управления. На рис.7 представлено распределение стран по количеству выданных сертификатов на систему менеджмента качества по ИСО 9001 в 2011 г. Активизация процессов освоения стандартов качества

за последние 3-5 лет позволила России подняться по количеству внедренных СМК с 30-х позиций до 14-й.

В настоящее время развитие систем менеджмента происходит по направлениям, отраслям либо сферам деятельности (рис. 8).

Отметим, что требования законодательства Таможенного союза предусматривают в схемах подтверждения соответствия использование ИСО 9001 и ИСО 22000.

со <

< >

Отрасли промышленности

Рис. 8. Развитие систем менеджмента

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что руководителям предприятий необходимо уделять больше внимания вопросам метрологии, стандартизации и управления качеством, поскольку контроль за обеспечением единства измерений, участие в разработке стандартов и освоение передовых методов управления качеством способствуют повышению конкурентоспособности, развитию бизнеса и росту качества жизни людей.

Литература

1. Окрепилов В. В. Перспективы развития стандартизации как инструмента инновационного развития // Проблемы прогнозирования. 2013. № 1 (13б). С. 52-62.

2. Материалы из доклада руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Г. И. Эль-кина на расширенном заседании Коллегии 27 марта 2013 г. // Вестник технического регулирования. 2013. № 4 (113). С. 3-16.

3. Иванова Г. Н., Окрепилов В. В. Обеспечение общества информацией о влиянии стандартизации на качество жизни // Проблемы развития территории. 2012. № 6 (62). С. 20-29.

4. Окрепилов В. В. Экономика качества. СПб.: Наука, 2011. 632 с.

5. Окрепилов В. В. Основы метрологии. СПб.: ГУАП, 2008. 380 с.

References

1. Okrepilov V. V. Perspektivy razvitiya standartizatsii kak instrumenta innovatsionnogo razvitiya [Prospects for the development of standardization as a tool for innovation development]. Problemy prognozirovaniya, 2013, no. 1 (136), pp. 52-62.

2. Materials from the report of the head of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology G. I. El'kin at the expanded meeting of the Board, March 27, 2013. Vestnik tekh-nicheskogo regulirovaniya, 2013, no. 4 (113), pp. 3-16. (in Russ.).

3. Ivanova G. N., Okrepilov V. V. Obespechenie obshchestva in-formatsiey o vliyanii standartizatsii na kachestvo zhizni [Providing information to the public about the impact of standardization on the quality of life]. Problemy razvitiya territorii, 2012, no. 62, pp. 20-29.

4. Okrepilov V. V. Ekonomika kachestva [Economics of quality]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2011. 632 p.

5. Okrepilov V. V. Osnovy metrologii [Fundamentals of metrology]. St. Petersburg, GUAP Publ., 2008. 380 p.

В следующем номере

Рекомендуем в следующем номере российского научного журнала «Экономика и управление» в рубрике «Модернизация экономики региона»

ознакомиться с публикацией:

Галецкая Р. А. Повышение качества трудового потенциала — ключевой фактор модернизации экономики Юга России

Галецкая Раиса Анатольевна — ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного

прогнозирования Российской академии наук (Москва), кандидат экономических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.