Научная статья на тему 'Роль экономики качества в стратегическом планировании'

Роль экономики качества в стратегическом планировании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА КАЧЕСТВА / ECONOMICS OF QUALITY / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / МЕТРОЛОГИЯ / METROLOGY / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / QUALITY MANAGEMENT / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / METHODS OF QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окрепилов Владимир Валентинович, Окрепилова Ирина Геннадьевна

Глобальные тренды и прежде всего новые информационные и телекоммуникационные технологии и демократизация привели к новому пониманию обществ, их места и роли в глобальной миропорядке. Социально-экономические процессы находят свое быстрое и адекватное отражение в экономической категории «качество». Качество является важнейшим фактором конкурентоспособности, определяющим успех предпринимательства в том или ином обществе. Однако следует подчеркнуть, что проблема качества столь многогранна и сложна, что ее невозможно решить на уровне отдельно взятого предприятия. Необходимо объединение усилий, налаживание партнерских отношений между предприятиями и организациями, распространение методов управления качеством на более высокие уровни управления муниципальный, региональный, национальный, международный и глобальный. В статье выделяются следующие структурные элементы экономики качества: стандартизация, метрология, управление качеством, оценка и подтверждение соответствия уровня качества заявленным требованиям. Обосновывается их непосредственное влияние на развитие промышленности и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Окрепилов Владимир Валентинович, Окрепилова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Economics of Quality in Strategic Planning

Global trends such as new information and telecommunication technologies as well as democratization, have led to the fall of many dictatorial regimes, and the affected societies’ new understanding of their place and role in the global world order. The socio-economic processes taking place are immediately and adequately refl ected in the economic category of “quality”. Quality is a key factor of competitiveness, determining the success of entrepreneurship in any given society. Companies may operate successfully only if they are capable of selling their products over a long-term period with relative profitability in the local or global markets and competitive environment. Moreover, it should be emphasized, that the quality problem is so multifaceted and complex, that it can’t be solved at the level of an individual company. It is necessary to unite efforts, establish partnerships between companies and organizations, and implement quality management methods within the higher levels of governing municipal, regional, national, international and global. However, within state borders, the product/service quality depends, first of all, on the level of economic freedom and the system providing stimulus to manufacturers. The article emphasizes such structural elements of the economics of quality such as standardization, metrology, quality management, evaluation and confirmation of compliance with level of quality requirements. It proves the direct influence of these elements on the development of industry and business.

Текст научной работы на тему «Роль экономики качества в стратегическом планировании»

Роль экономики качества в стратегическом планировании

The Role of the Economics of Quality in Strategic Planning

Окрепилов Владимир Валентинович

генеральный директор ФБУ «Тест-С.-Петербург» (Санкт-Петербург), член бюро Отделения общественных наук РАН, член Президиума СПбНЦ РАН, академик РАН, почетный профессор СПбУУиЭ 190103, Санкт-Петербург, Курляндская ул., д. 1

Okrepilov Vladimir Valentinovich

Test-St. Petersburg

Kurlyandskaya Str. 1, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Глобальные тренды и прежде всего новые информационные и телекоммуникационные технологии и демократизация привели к новому пониманию обществ, их места и роли в глобальной миропорядке. Социально-экономические процессы находят свое быстрое и адекватное отражение в экономической категории «качество».

Качество является важнейшим фактором конкурентоспособности, определяющим успех предпринимательства в том или ином обществе. Однако следует подчеркнуть, что проблема качества столь многогранна и сложна, что ее невозможно решить на уровне отдельно взятого предприятия. Необходимо объединение усилий, налаживание партнерских отношений между предприятиями и организациями, распространение методов управления качеством на более высокие уровни управления — муниципальный, региональный, национальный, международный и глобальный. В статье выделяются следующие структурные элементы экономики качества: стандартизация, метрология, управление качеством, оценка и подтверждение соответствия уровня качества заявленным требованиям. Обосновывается их непосредственное влияние на развитие промышленности и бизнеса.

Ключевые слова: экономика качества, стандартизация, метрология, управление качеством, методы управления качеством

Global trends such as new information and telecommunication technologies as well as democratization, have led to the fall of many dictatorial regimes, and the affected societies' new understanding of their place and role in the global world order. The socio-economic processes taking place are immediately and adequately refl ected in the economic category of "quality". Quality is a key factor of competitiveness, determining the success of entrepreneurship in any given society. Companies may operate successfully only if they are capable of selling their products over a long-term period with relative profitability in the local or global markets and competitive environment.

Moreover, it should be emphasized, that the quality problem is so multifaceted and complex, that it can't be solved at the level of an individual company. It is necessary to unite efforts, establish partnerships between companies and organizations, and implement quality management methods within the higher levels of governing — municipal, regional, national, international and global. However, within state borders, the product/ service quality depends, first of all, on the level of economic freedom and the system providing stimulus to manufacturers. The article emphasizes such structural elements of the economics of quality such as standardization, metrology, quality management, evaluation and

Окрепилова Ирина Геннадьевна

проректор НОУ ДО «Институт управления качеством», доктор экономических наук, профессор

190103, Санкт-Петербург,

10-я Красноармейская, д. 22, лит. А

Okrepilova Irina Gennad'evna

Non-governmental Educational Institution

for additional (vocational) training "Quality

Management Instiute"

10th Krasnoarmeyskaya Str. 22/A,

St. Petersburg, Russian Federation, 190103

confirmation of compliance with level of quality requirements. It proves the direct influence of these elements on the development of industry and business.

Keywords: economics of quality, standardization, metrology, quality management, methods of quality management

Стратегическое мышление — это, пожалуй, главное качество человека, отвечающего за процессы управления. Масштабы и функции объекта управления могут быть разными. Но чтобы работа шла успешно, необходимо мыслить системно, видеть дальнюю перспективу, различные варианты решения проблем, уметь выделять приоритеты.

Как говорил Жан-Поль Гетти, знаменитый американский промышленник, «искусство бизнеса имеет много общего с искусством генерала. Я считаю, что в бизнесе следует руководствоваться военной историей. Кампанию и стратегию нужно постоянно разрабатывать».

В управлении региональным развитием стратегическое планирование играет особую роль, поскольку принятые в рамках реализации стратегий решения определяют социальное и экономическое благополучие региона, развитие промышленности, бизнеса, науки, социальной сферы. Речь идет о качестве жизни многих тысяч людей. И поэтому любой шаг, любое планирование требуют тщательного анализа, тщательной проработки.

В условиях глобального финансово-экономического кризиса, который, к сожалению, затрагивает и нашу страну, вопросы стратегического планирования выходят на первый план. Кризисные явления в экономике можно преодолеть только благодаря повышению темпов социально-экономического и научно-технического развития, уровня качества и конкурентоспособности продукции и услуг, созданию механизмов достижения экономической безопасности и социальной стабильности, широкому внедрению инноваций. Очевидно, что решение этих вопросов требует тщательного, долгосрочного планирования.

Опыт ведущих стран мира показывает, что при разработке стратегий развития на всех уровнях управления необходимо уделять самое пристальное внимание вопросам качества, которое сегодня превратилось из сугубо технической в общественно-экономическую проблему и стало касаться всех субъектов экономических отношений на всех стадиях общественного

С С О

А Р Т

С

2 воспроизводства. Речь идет и о качестве процессов т управления, и межличностных отношений, и многих ° других аспектах. Именно качество является ключе-^ вым фактором в достижении делового совершенства.

< Следовательно, для повышения уровня качества не-

< достаточно усилий отдельных специалистов и пред-га приятий. Необходимо применить системный подход н во всех отраслях экономики, независимо от формы ш собственности, характера деятельности и размеров ^ организаций.

3 Качество с точки зрения экономики характеризует х отношения между производителями и потребителями. х И поиск оптимального соотношения между требуемы-8 ми затратами и получаемым эффектом должен осу-2 ществляться экономическими методами.

т Такие методы разрабатываются в рамках нового

х научного направления — экономики качества.

< Экономика качества изучает взаимосвязь каче-™ ственных характеристик объектов или явлений с эко-^ номическими показателями. В рамках данного науч-ш ного направления вопросы качества рассматриваются

< не только применительно к продукции и услугам, но

н- и ко всей системе экономических отношений, ис-о '

следуются процессы управления всей деятельностью

предприятий, включая такие аспекты, как финансы,

ресурсы, персонал и т. д. [1].

Развитие экономики качества — требование времени. Вплоть до 1980-х гг. вопросы качества рассматривалась как сугубо техническая проблема, и ей занимались прежде всего инженеры-конструкторы, технологи, производственники. Высокие темпы научно-технического прогресса, усложнение изделий и технологических процессов привели к тому, что проблема качества превратилась из технической в общественно-экономическую.

Экономика качества — уникальное явление: сама являясь одной из ветвей экономической науки, она входит неотъемлемой частью во все другие направления, акцентируя внимание на необходимость учета качественных характеристик, исследуемых в том или ином аспекте. Это касается и экономики труда, и экономической статистики, и региональной и отраслевой экономики.

Экономика качества рассматривает всю систему экономических отношений. Поэтому с помощью ее инструментов можно найти оптимальные решения любых социально-экономических проблем на всех иерархических уровнях управления — от предприятия до целых регионов и межгосударственных союзов [2-3].

Экономика качества уже сложилась как целостная научная система, имеющая большое количество структурных элементов, требующих комплексного подхода к их изучению и дальнейшему совершенствованию. В их число входят стандартизация, метрология, управление качеством, оценка и подтверждение соответствия уровня качества заявленным требованиям [4].

Стандартизация — это установление норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности, технической и информационной совместимости, безопасности и взаимозаменяемости продукции, экономии всех видов ресурсов, обеспечения экономической и социальной стабильности.

Она создает основу не только для получения экономического эффекта, но и его закрепления и многократного тиражирования.

Исследования, проведенные в зарубежных странах, показали, что деятельность в области стандартизации оказывает большое влияние на развитие

промышленности и бизнеса. При взаимодействии поставщиков и потребителей стандарты обеспечивают такие экономические преимущества, как снижение расходов на бизнес-операции и оценку возможностей рынка, повышение качества и конкурентоспособности продукции, устранение рыночных барьеров в торговле.

В целом были выделены следующие основные преимущества, которые можно извлечь посредством применения инструментов стандартизации:

• обеспечение взаимной пригодности к эксплуатации или совместимости продукции;

• обеспечение минимального уровня качества, который может быть установлен в терминах функциональности или безопасности продукции;

• оперативное и своевременное обеспечение информацией.

В качестве одного из основных элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики стандартизация может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий.

По оценкам Международной организации по стандартизации ISO, суммарные выгоды от использования стандартов для большинства случаев варьируются на уровне от 0,5 до 4% годового дохода компаний от продаж.

Работы, проведенные в Германии, Великобритании, Канаде, Австралии, Франции, показали, что стандартизация почти на треть обеспечивает рост ВВП и рост производительности труда. В свою очередь исследования, проведенные российскими специалистами, подтвердили, что использование методов стандартизации является одним из главных факторов, влияющих на экономические показатели.

Следует выделить характерную черту современных инноваций в стандартизации — установление требований не только к показателям, но и к процессам, в том числе процессам управления. Без инноваций в управление становятся малоэффективными инновации в других отраслях человеческой жизнедеятельности. Сегодня понимание необходимости развития стандартизации как важнейшего фактора повышения эффективности управления существует на международном уровне.

Так, по данным национальных организаций по стандартизации, приблизительно за 40 лет вклад стандартизации в ВВП Австралии составил 0,8% ВВП, Германии — 0,7% ВВП, Франции — 0,8% ВВП. В России за период с 1998-го по 2012 г. этот показатель составил 0,92% ВВП.

Негативной чертой отечественной стандартизации до недавнего времени являлось слабое участие в этих процессах бизнес-структур. Но сегодня наметилась четкая тенденция к улучшению этой ситуации (рис. 1). Наиболее активное участие в разработке и совершенствовании стандартов сегодня принимает ряд крупнейших компаний, таких как, например, «Газпром», некоторые крупные строительные организации, «Роснано», «Российские железные дороги» и др.

Разработка и внедрение международных стандартов приобретает особую актуальность для отечественных предприятий особенно сегодня, в условиях непростой экономической ситуации [4]. Способность предприятия обеспечивать необходимое качество продукции является одним из ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе на отечественном и зарубежных рынках.

Одним из ключевых направлений развития стандартизации является разработка индикаторов разви-

I

я о

ь &

К за

Ен и о в

Ен

и си Я1 к ч о М

: боо

500

400

300

200

100

599

212

58

57

56

67

0 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Год

Рис. 1. Участие российского бизнеса в разработке стандартов

о о о

тия региона, которые могли бы оценивать показатели устойчивого развития территорий. Именно поэтому в начале 2012 г. под эгидой Всемирного банка в рамках Международной организации по стандартизации был создан новый технический комитет ИСО/ТК 268 «Устойчивое развитие в сообществах». Главными задачами ТК являются выработка критериев оценки деятельности органов управления сообществ и создание систем управления сообществами. Под сообществом понимается административно-территориальное образование, целью которого является обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Т. е. под сообществом мы можем понимать и муниципальное образование, и город, и область.

Понимание того, что повышение устойчивости развития регионов — актуальная задача, существует и в нашей стране. В России создан национальный ТК 115 «Устойчивое развитие административно-территориальных образований», являющийся «зеркальным» по отношению к ИСО ТК 268.

В рамках ТК ведутся работы по созданию национальных стандартов, уточняющих формулировок и формированию единого понятийного аппарата, разработке системы показателей эффективности работы органов управления и методик внедрения механизмов управления качеством в них, формированию показателей эффективности использования стандартов и функционирования систем управления.

Еще одним ключевым элементом экономики качества является метрология, которая охватывает все операции, требуемые для определения значения какой-либо конкретной величины, и обеспечивает единство измерений.

Наука об измерениях и методы обеспечения единства измерений являются сегодня одним из важнейших условий повышения эффективности и качества работы практически во всех отраслях жизни и деятельности человека (рис. 2).

На основе измерений получают информацию о состоянии производственных, экономических и социальных процессов.

Измерительная информация служит основой для принятия решений о качестве продукции. Только до-

стоверность результатов измерений обеспечивает правильность принимаемых решений на всех уровнях управления.

Эффективное сотрудничество с другими странами в различных сферах (освоение космоса, охрана окружающей среды, медицина и др.), дальнейшее развитие торговых отношений требуют взаимного доверия к измерительной информации, которая является основой для взаимных расчетов при торговых операциях. Создание единого подхода к измерениям гарантирует взаимопонимание, взаимное признание результатов измерений и испытаний продукции в международной системе товарооборота.

Во всех ведущих странах мира развитию метрологии уделяется самое пристальное внимание на государственном уровне, проводится большая работа по совершенствованию измерительных возможностей. В производственном процессе метрология, с одной стороны, является источником дополнительных затрат, снижающим ценовую конкурентоспособность товаров. С другой стороны, без метрологии невозможно вообще произвести какой-либо товар, особенно высокотехнологичный. Поэтому состоянием дел в сфере метрологии и возможностей измерений во многом определяется уровень экономического и социального развития государства.

Исследования, проведенные во многих странах мира, подтверждают прямую технико-экономическую выгоду от вложений в метрологию.

Наши исследования показали, что инвестиции в развитие системы измерений оказывают непосредственное влияние на существенное качество продукции, что выражается в росте ВВП на 0,8-1,5%.

Полученные экспертные оценки показывают, что правильное и выполненное в полном объеме измерение дает значительный экономический эффект в соотношении выгоды/затраты 3:1.

По калибровочным и измерительным возможностям национальных метрологических институтов нашей страны, включенным в базу Международного бюро мер и весов, Россия занимает второе место после США. Наша страна прочно удерживает позиции одной из ведущих стран мира в области обеспечения единства и точности измерений (рис. 3).

Ежедневно в нашей стране проводятся миллионы измерений, свыше 2 млн человек занимаются измерениями в связи со своей профессиональной деятельностью. Оценки показывают, что доля затрат на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Области деятельности, в которых метрология обеспечивает достижение экономических преимуществ

О 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2000 2200 Количество строк CMC, зарегистрированных в БД МБМВ по состоянию на II квартал 2014 г.

Рис. 3. Калибровочные и измерительные возможности России и других стран

измерения составляет 5-10% затрат общественного труда, а в отраслях промышленности, производящих сложную технику, она достигает 20-30%. Стоимость этих работ в России исчисляется около 2% ВВП. В развитых странах этот показатель достигает 4-6% ВВП.

Развитие деятельности в области метрологии, расширение измерительных возможностей России явно

способствует снятию технических барьеров в торговле с зарубежными странами, связанных с проблемами доверия к измерениям, а также повышению конкурентоспособности отечественной продукции на международном рынке.

Третий ключевой элемент экономики качества — это управление качеством, которое сегодня рассматривается как инструмент инновационного развития

экономики на всех уровнях управления: предприятия, региона, государства в целом.

Управление качеством дает гарантии получения прибыли, снижения издержек и сроков изготовления и реализации продукции, а также обеспечивает стабильность и надежность любой экономической деятельности, повышает ее эффективность [5-6].

Модель управления любого экономического субъекта сегодня должна основываться на системном подходе, который широко применяется как в различных отраслях, так и в сферах деятельности.

Сегодня наиболее распространенными являются модели, основанные на принципах всеобщего управления качеством (TQM).

Данная методология реализуется через системы менеджмента, базирующиеся на международных стандартах ИСО серии 9000, модели региональных премий по качеству и критериях различных региональных конкурсов товаров и услуг.

Система менеджмента качества по стандарту ИСО 9001 является наиболее распространенной в мире. Указанный стандарт используется с 1987 г. В настоящее время по нему работают более 1 млн организаций различных отраслей и сфер деятельности в 184 странах мира. Более чем 30-летний положительный опыт внедрения подобных систем на уровне предприятий свидетельствует о большой их эффективности. Результаты многочисленных опросов показывают, что системы способствуют повышению удовлетворенности потребителей, стандартизации (а значит, упорядочению) бизнес-процессов, созданию благоприятных условий для внедрения других систем менеджмента — охраны окружающей среды, охраны здоровья, обеспечения безопасности труда и др.

В ходе проведенных нами научных исследований в области экономики качества было получено доказательство, что методы менеджмента качества, основанные на общих принципах управления, единых требованиях международных стандартов, являются универсальным механизмом повышения эффективности деятельности любого объекта управления и упорядочения его деятельности.

Это послужило основанием для распространения опыта внедрения систем менеджмента качества на другие, более высокие уровни управления — муниципальный, региональный и даже федеральный (национальный).

На сегодняшний день у нас уже имеется успешный опыт внедрения систем менеджмента качества в регионах, на муниципальном уровне, на уровне министерств.

Так, в Минэкономразвития РФ на основе системы по ИСО работает департамент электронного правительства. В центральном аппарате и в территориальных органах Федеральной антимонопольной службы системы успешно внедряются с 2012 г. Результаты таковы, что в настоящее время рассматриваются возможности его распространения на всю систему исполнительной власти в России. Системы внедрены и в ряде региональных и муниципальных образований — в городе Шахты, Чувашской Республике, Калининградской области и Ярославле.

Уникальный опыт управления качеством в различных социально-экономических системах привел нас к пониманию того, что при изучении вопросов качества необходимо рассматривать всю систему экономических отношений, разрабатывать и исследовать процессы управления всей деятельности предприятия, обращать внимание на такие аспекты деятельности,

как финансы, ресурсы, человеческий фактор и т.д. 2 Речь должна идти о поиске оптимальных решений ^ социально-экономических проблем на всех иерархи- ° ческих уровнях управления. ^

Исходя из этого, нами был предложен проект мно- < гоуровневой системы управления качеством, который < сейчас проходит апробацию в Северо-Западном фе- т деральном округе РФ. н

Наши исследования показывают, что методология и ш теория управления качеством, используемая при упо- ^ рядочении деятельности предприятий и организаций, 2 может быть применима и для повышения устойчивости х развития территорий.

Важным моментом при повышении устойчивости 8 развития является определение направлений, в ко- 2 торых возможно повышение качества. Исходя из сущ- со ности понятия «устойчивое развитие» и принципов ^ Всеобщего управления качеством, такими направле- < ниями могут быть сам процесс управления, экологи- ™ ческое развитие, экономическое развитие, социаль- ^ ное развитие. ш

В результате анализа проектов стандартов в об- < ласти устойчивого развития было определено, что в н каждом направлении должен быть реализован единый алгоритм действий, а именно:

• определение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;

• идентификация существующих и возможных рисков, выработка мер по противодействию им;

• разработка программ развития, включающих и систему целевых показателей;

• идентификация процессов;

• разработка мер по реализации программ развития, в том числе определение того, кто, в какие сроки будет их выполнять, какие для этого необходимы ресурсы.

Применение методов управления качеством для повышения устойчивости развития показано на рис. 4.

При использовании методов управления качеством для повышения устойчивости развития территории можно будет говорить о возникновении своеобразной цепной реакции качества. Люди ищут, где лучше жить, а инвестор — где выгоднее вкладывать. Регионы с высоким уровнем качества жизни, как правило, отличаются высокой устойчивостью развития, а, следовательно, они более инвестиционно привлекательны. Инвестиции же, в свою очередь, способствуют разработке и применению инноваций, а следовательно, росту качества жизни, что приводит к росту устойчивости развития. И, наоборот, в регионах с низкой инвестиционной привлекательностью постепенно происходит падение качества жизни. И преодолеть данную тенденцию можно только мерами на уровне государства.

В заключение необходимо подчеркнуть, что разработка стратегических планов регионального развития и повышение качества жизни населения, особенно в условиях экономических кризисов, могут и должны опираться на инструменты экономики качества — метрологию, стандартизацию и управление качеством. По нашему глубокому убеждению, этой науке в будущем предстоит сыграть ведущую роль в решении задач обеспечения устойчивого развития регионов России.

Литература

1. Окрепилов В. В. Экономика качества. СПб.: Наука, 2011. 632 с.

2. Окрепилов В. В. Многоуровневая система управления качеством как инструмент модернизации экономики Рос-

<

CL —

о

Рис. 4. Применение методов управления качеством для повышения устойчивости развития

сии // Научно-технические ведомости СПбГУ. 2014. № 1 (187). C. 9-19.

3. Окрепилов В. В. Экономика качества как методологическая основа управления регионами // Экономика и управление. 2013. № 1 (87). C. 8-14.

4. Окрепилов В. В., Крутиков В. Н., Элькин Г. И. Экономическая составляющая в обеспечении единства измерений // Измерительная техника. 2014. № 2. С. 3-8.

5. Окрепилов В. В. Устойчивое развитие административно-территориальных образований на основе экономики качества // Инновации. 2014. № 1 (183). C. 3-7.

6. Окрепилова И. Г., Венедиктова С. К. Управление качеством жизни. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 104 с

References

1. Okrepilov V. V. Ekonomika kachestva [Economics of quality]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2011. 632 p.

2. Okrepilov V. V. Mnogourovnevaya sistema upravleniya kache-stvom kak instrument modernizatsii ekonomiki Rossii [Multilevel

control system of quality as instrument of modernization of economy of Russia]. St.Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2014, no. 1 (187), pp. 9-19.

3. Okrepilov V. V. Ekonomika kachestva kak metodologicheskaya osnova upravleniya regionami [Economics for Quality as a Methodological Basis for Managing the Regions]. Ekonomika i upravlenie,2013, no. 1 (87), pp. 8-14.

4. Okrepilov V. V., Krutikov V. N., El'kin G. I. Ekonomicheskaya sostavlyaushchaya v obespechenii edinstva izmerenit [The economic component in ensuring the uniformity of measurements]. Izmeritel'naya technika, 2014, no. 2, pp. 3-8.

5. Okrepilov V. V. Ustoychivoe razvitie administrativno-territo-rial'nukh obrazovaniy na osnove ekonomiki kachestva [Sustainable development of administrative-territorial units on the basis of the economy quality]. Innovatsii, 2014, no. 1 (183), pp. 3-7.

6. Okrepilova I. G., Venediktiva S. K. Upravlenie kachestvom gizni [Management of life's quality]. St. Petersburg, St. Petersburg State University of ecinomics and Finance Publ., 2010. 104 p.

Российский научный журнал «Экономика и управление» включен в международную базу данных EBSCO

Ы/

-П" «Ф^^^ЗК ^

Образование. Наука. проблема формирования

Бизнес КпнкиПРНТНкР ППРИМ«"РГТГ

В мире изданий, посвященных проблемам экономики, российский научный журнал «Экономика и управление» по праву признан одним из ведущих научных изданий. Журнал включен в Перечень ВАК, в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Сведения о публикациях издания представлены в международной справочной системе по периодическим и продолжающимся изданиям «Ulrich's Periodical Directory».

Важным показателем признания и оценки научного статуса журнала в международном сообществе стало его включение в международную базу данных EBSCO.

EBSCO — один из ведущих поставщиков электронных сервисов и баз данных на рынке информационных услуг, который представляет более 200 научных, технических и медицинских баз для различных групп пользователей. База данных EBSCO содержит более 30 000 полнотекстовых журналов, книг, брошюр, газет, справочников и аналитических обзоров.

В результате рецензирования журнала редакцией было получено подтверждение о включению РНЖ «Экономика и управление» в базы EBSCO: Business Source International и Business Source Corporate Plus, которые содержат обширную коллекцию библиографических сведений и полных текстов. К числу разнообразных изданий, предлагаемых этими базами данных, относятся указатели и рефераты наиболее важных научных журналов по бизнесу за период с 1886 г. по настоящее время.

Несомненно, что это только первый шаг издания и в последующем журнал по праву займет свое место в многочисленных реферативных базах данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.