Научная статья на тему 'Методы выявления перцептивного образа в структуре лексического значения (на материале существительного глаз)'

Методы выявления перцептивного образа в структуре лексического значения (на материале существительного глаз) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
175
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы выявления перцептивного образа в структуре лексического значения (на материале существительного глаз)»

• Острые углы и круги контрастных цветов создают общее впечатление конфликта, борьбы

• Движение, порыв, страсть...

Благодаря проведенному эксперименту стало возможным усомниться в представлении об одноуровневое™ абстрактного изображения. При толковании картины зритель ставит себя перед проблемой идентификации художественного образа, не соглашаясь с существованием неких неинтерпретируе-мых «загадочных» форм. Стремясь понять и истолковать абстрактный визуальный ряд, зритель сам создает или восстанавливает «утерянный» денотативный уровень изображения. Этот предметный уровень можно, конечно, назвать и плодом воображения зрителя - художник может не иметь его в виду. Но если ассоциации у зрителей в принципе возникают, значит, в таком изображении объективно заложена идея предметности. И кроме того, если у разных зрителей эти ассоциации схожи,

можно говорить о некоем инварианте предметного восприятия. Это свидетельствует о возможности восстановления ПРЕДМЕТА как основы картины (что отрицал В. Кандинский).

Следовательно, имеет смысл вернуться к представлению о двухуровневости абстрактного изображения (к наличию означающего и означаемого) и не отказывать ему в иконической знаковости.

В этом случае можно объяснить и принцип создания абстрактного изображения, который строится не на полном отказе от предметности (вопреки утверждению теоретиков абстракционизма), а на рекомбинировании художником перцептивных образов, хранящихся в памяти, на использовании им элементов, которые сохраняют многие свойства и формальные отношения миметического искусства. И ПРЕДМЕТ оказывается не «дискредитированным», а вполне нужным, даже необходимым, но в своей скрытой, латентной форме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991.

2. Даниэль С.М. От вдохновения к рефлексии: Кандинский - теоретик искусства. Вступительная статья // Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука-Классика, 2005

3. Леви-Строс К. Сырое и вареное // Семиотика и искусствометрия. - М.: Мир, 1972.

4. Лекомцев Ю.К. О семиотическом аспекте изобразительного искусства Труды по знаковым системам. - Тарту: Изд-во Тартуского университета, 1967

5. Мечковская Н.Б. Семиотика: язык, природа, культура. - М.: Академия, 2004.

6. Мириманов В.Б. Абстракционизм // Энциклопедия Кругосвет www.krugosvet.ru

7. Моррис Ч. Основания теории знаков. // Семиотика. - М.: Радуга, 1983.

8. Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства // Семиотика и искусствометрия. - М.: Мир, 1972.

9. Э. Бейтс. Интенции. Конвенции и символы. // Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1984.

10. Якобсон Р.О. В поисках сущности языка // Семиотика. - М.: Радуга, 1983.

М.Я. Розенфельд (Воронеж)

Методы выявления перцептивного образа в структуре лексического значения (на материале существительного глаз)

Современный взгляд на лексическое значение основывается на понимании его как предметной отнесённости словесного знака. «Это - исходный пункт в трактовке значения, остальные аспекты производны от него» [Баженов 1967: с. 255]. Лексическое значение представляет собой отражение предметного мира, следовательно, является разно -видностью знания о мире и находится в тесной зависимости от свойств и признаков предметов окружающей действительности. Основной задачей семасиологии является исследование именно того, как в словах отображается внеязыковая действительность. «Те связи и взаимоотношения между явлениями действительности, которые обусловливают лексико-семантическую систему языка, являются, конечно, внешними по отношению к самому языку. Но всякая знаковая система служит для

обозначения как раз того, что находится за пределами системы, и значение знака раскрывается только вне данной системы» [Шмелёв 1973: 18]. На этой идейной почве в лексикологии второй половины двадцатого века начал формироваться интегральный подход к значению слова.

Перед лексикологами встал вопрос: если значение слова - результат отражения действительности и содержит информацию о предметном мире, то каким образом эта информация представлена в структуре лексического значения? В рамках интегрального подхода к лексическому значению было предложено выделять в структуре значения слова помимо традиционных денотативного и коннота-тивного образный компонент.

Понятие образ в лингвистике обычно связывают с образностью переносных значений и употребле-

ний. Интегральный подход к значению слова рассматривает образность в более широком плане. Образный компонент значения слова - это «закреплённый за знаком обобщённый чувственно-наглядный образ обозначаемого предмета» [Стернин 1979: 129].

Так как исследование образного компонента значения слова началось сравнительно недавно, некоторые вопросы в этой области остаются нерешёнными. Нечётко очерчен круг слов, в структуру значения входят чувственные образы. Изначально лексикологами выдвигалось предположение, что это только слова конкретной семантики. Однако по мере развития экспериментальных методик в языкознании было выявлено, что достаточно яркие чувственные образы в сознании носителей языка вызывают и абстрактные существительные и глаголы). Также требует более детальной разработки методика выявления и описания образа в структуре значения слова.

Цель нашего исследования - определить, при помощи каких методов может быть выявлен образный компонент значения слова.

Изучение образного компонента значения слова представляет собой значительную трудность, так как он имеет чувственную природу и как таковой не поддаётся содержательной фиксации и разложению на составляющие элементы. Косвенным путём исследования образного компонента значения является анализ словарных дефиниций в толковых словарях, которые часто содержат словесное описание образного компонента. Следует отметить, что фиксация образа не является прерогативой толковых словарей, ибо словарная статья направлена прежде всего на описание понятийного компонента значения. Она отражает на метаязыке «общепринятое» значение слова, однако присутствие в словарной статье описания конкретного чувственного образа, связанного с тем или иным словом, может быть расценено как аргумент в пользу вхождения образного компонента в структуру значения данного слова.

Словарная дефиниция отражает образный компонент значения различными способами. «Она может перечислять внешние признаки предмета, может отсылать к признакам другого предмета, т.е. указывать на подобие признаков, вербальная дефиниция может указывать вес предмета, на вкус предмета, на звучание референта, на характерный запах референта» [Стернин 1979: 142].

Образ - результат чувственного познания действительности, в принципе это объект исследования психологии. Сугубо лингвистические методы выявления образа в значении слова представляются неполными: «Там, где вступает в свои права идеальное, содержательное, а не материальное, формальное, поиски объективных методов познания становятся особенно трудными. Последние десятилетия в развитии языкознания характеризуются усиленной разработкой и применением психолингвистических методов для описания лексико-семантической системы» [Левицкий, Стернин 1989: 4].

Образ в структуре значения может быть выявлен в ходе свободного ассоциативного эксперимента, где испытуемый в ответ на слово-стимул должен ответить как можно быстрее первым пришедшим на ум словом. Также информацию о чувственных образах даёт перцептивный эксперимент, сопровождающийся инструкцией: «Опишите всё, что вы видите, слышите, чувствуете в связи со словами экспериментального списка».

Обе экспериментальные методики могут быть востребованы при выявлении образного компонента значения слова, однако они преследуют различные цели. Свободный ассоциативный эксперимент обычно даёт большое количество ассоциаций, но не все из них являются образными. Однако именно при помощи данной методики можно выявить слова, кодирующиеся в сознании испытуемых конкретными чувственными образами (УПК Н.И. Жинкина, И.Н. Горелова). Если в перечне реакций на слово-стимул есть ассоциаты, фиксирующие чувственные образы, по всей вероятности, в структуре значения такого слова присутствует образный компонент.

Перцептивный эксперимент позволяет более детально исследовать чувственную составляющую лексического значения.

Таким образом, анализ словарных дефиниций и свободный ассоциативный эксперимент нацелены на выявление лексики с образным компонентом значения. Перцептивный эксперимент позволяет актуализировать образы, связанные в сознании испытуемых с такими словами, определить степень яркости чувственных представлений, их специфику.

При анализе словарных дефиниций и обсуждении результатов перцептивного эксперимента мы обнаружили, что сталкиваемся с общенаучной проблемой взаимодействия метода и предмета исследования. Та форма подачи информации о чувственных образах (текст словарных толкований и реакции испытуемых), с которой мы работаем, не только является источником знаний о перцептивной составляющей значения слов, но (!) и затрудняет изучение чувственного образа. Представления в сознании носителя языка индивидуальны, субъективны, следовательно, многообразны и мимолётны. «Выйти» непосредственно на представления исследователю не удаётся, мы имеем дело лишь с разными способами их объективации - текстовым (словарная статья) и объективацией в психолингвистическом эксперименте (реакции испытуемых). И эти формы объективации чувственных образов по-разному «затемняют» сами образы.

Так, при сопоставлении дефиниций различных толковых словарей русского языка выявлено, что семантическая структура одного и того же слова в словарях различных авторов (Евгеньевой, Кузнецова, Ожегова и Шведовой) может быть представлена по-разному (лексикографы выделяют разное количество значений слова и по-разному толкуют сами значения). В связи с этим, информация о чувственном образе, связанном с данным значением слова, может присутствовать в одном словаре, но отсутствовать в других.

Также на вероятность нахождения информации об образе в словарной дефиниции влияет индивидуальная манера толкования слов того или иного лексикографа. Например, в МАСе в качестве примеров, сопровождающих словарную дефиницию, взяты цитаты из художественных текстов, следовательно, дефиниции этого толкового словаря a priori будут содержать информации о чувственных образах больше, чем толкования других словарей (чаще всего информация о чувственном образе содержится именно в примерах, сопровождающих словарную дефиницию).

Подобные «искривления» картины чувственных образов в структуре значения слова встречаются и при анализе результатов эксперимента. Здесь чистоту эксперимента нарушает влияние конкретных условий его проведения (например, на слово-стимул «книга» некоторые испытуемые давали реакцию «учебник синего цвета лежит на столе». Эксперимент проводился в университетских аудиториях - такой и подобные образы обусловлены исключительно ситуацией проведения эксперимента, а это величина - переменная).

Кроме того, на характер полученных результатов влияет индивидуальная манера описания чувственных образов испытуемых. Есть испытуемые, склонные детально описывать свои представления, есть -отвечающие на вопросы экзаменатора максимально обобщённо, одним словом. Так, на слово «думать» некоторые испытуемые дают реакцию: «извилины головного мозга человека серого цвета с бороздками», а некоторые - «профессор». Является ли образ второго типа более схематичным, обобщённым или по степени конкретности это одинаковые представления, но во втором случае испытуемый не стал подробно описывать «картинку»?.

Однако описанные выше затруднения в выявлении чувственных образов в структуре значения слов вовсе не отрицают их присутствия в семантике исследуемой лексики.

Рассмотрим, как информация об образном компоненте значения слова может быт получена в ходе анализа словарной дефиниции и результатов психолингвистических экспериментов. В качестве материала исследования нами выбрано конкретное существительное глаз - одно из наиболее частотных в русском языке (по данным частотного словаря под редакцией Л.Н.Засориной).

Анализ словарной дефиниции

1. Орган зрения, а также само зрение. Чёрные, карие, серые, голубые глаза.

2. Присмотр, надзор. За ним глаз да глаз.

3. Дурной взгляд, сглаз. Бояться сглазу.

4. С точки зрения кого-нибудь, в чьём-нибудь понимании. Россия глазами иностранцев. [Ожегов, Шведова 1999: 131].

В словарной дефиниции конкретного существительного глаз присутствует информация о зрительных образах. Она содержится в примерах, сопутствующих толкованию первого значения слова.

Результаты свободного ассоциативного эксперимента

Глаз: алмаз 58, голубой 23, зелёный 17, зоркий, око 16, острый, 15, карий, очки 12, нос 11, синий 10. красивый 9, да глаз, зрении, меткий 8, большой 7, орлиный, ухо, чёрный 6, больной, верный, взгляд, видеть, за глаз, зрачок 5, выколоть, долой, наметанный, орла, стеклянный, человека, яблоко 4. бровь, веко, выбит, глас, красота, очи, слепой, смотреть, смотрит 3, ватерпас, всевидящий, выбить, выколю, вытек, два, дурной, душа, закрыт, злой, как алмаз, кривой, красный, круглый, левый, намётан, один, орган, открыт, положить, пыль, свет, серый, синяк, тигра, умный 2, аккомодация, бархатный, болит, большой и моргает, в небе, в раскос, вездесущий, видит, видит всё, вижу, внутренний мир, вон, врага, врач, выбили, выколотый, вырву, Глазов, говорящий, голубые, Гребенщиков, дайте мне, дать в глаз, домой, дурак, завязанный, заплыл, засорился, злобный, зеркало, зрелище, зрячий, карие, класс, косметика, косой, которым видят, красивые, лаз, лиловые, линза, лицо, ловелас, любопытный, мерцает, моргает, навыкате, на глаз, не алмаз, не видит, небо, недобрый, недремлющее, нет, огни, окно, оно, орган зрения, открылся, открытый, Павлика, паз, палочка, перчатки, пирамида, плакат, подбит, подбитый, подглядывать, покраснел, полуприкрылся, правый, прекрасное, прищуренный, птицы, пузо, раскосые, рассказ. Ресница, ресницы, ресничка, рефлекс, рыба, сглазить, сердце, сетчатка, символ, смотров, сова, совесть, сокол, соколиный, солнце, страх, твой, точный, трагедия, трупа, тьма, Фёдоров и офтальмология, хирурга, хитрый, хорошее зрение, цвет, циклон, человек, человеком, человеческий, чешется, широко, ярко горящий, ясный 1; 505. Отказы - 6 [Русский ассоциативный словарь 1994: 34].

Обсуждение результатов свободного ассоциативного эксперимента

В ходе свободного ассоциативного эксперимента получено 505 реакций. Ассоциации, которые могут быть квалифицированы как образные: 280 - 55,5% (голубой 23, карий 12, очки 12, ухо 6, пыль 2, синяк

2, большой и моргает 1 и т.д.).

Судя по данным свободного ассоциативного эксперимента, в структуре значения слова глаз отчетливо выделяется образный компонент.

Сложность интерпретации результатов свободного ассоциативного эксперимента заключается в том, что мы подчас затрудняемся ответить: можно ли расценивать те или иные реакции как образные. Так, например, ассоциат «алмаз» может быть расценен как зрительный образ, может - как актуализация поговорки «глаз - алмаз», в таком случае, вероятно, чувственного образа здесь нет. Подобные примеры целесообразно исключать из интерпретации.

Перцептивный эксперимент, где инструкция точно нацеливает испытуемых на образные реакции,

облегчает интерпретацию результатов эксперимента (если бы реакция «алмаз» встретилась бы в ответах испытуемых в ходе перцептивного эксперимента, мы бы однозначно отнесли её к зрительным чувственным образам).

Для более детального выявления и описания образного компонента значения данного слова нами был проведён перцептивный эксперимент. Участники эксперимента - студенты ВГУ (100 чел.). В ходе эксперимента испытуемым была предложена инструкция: «опишите всё, что вы видите, слышите, чувствуете в связи со словом глаз».

Результаты перцептивного эксперимента

Глаз: длинные ресницы 20, человеческий глаз 10, большой глаз, выразительный взгляд 8, зелёный глаз, голубой глаз, чёрный ресницы 7, чёрный зрачок 5, очки, блестящие глаза. Циклоп, веки 4, слёзы, карие глаза, широко раскрытые глаза, 3, круглый глаз, бровь, чёрный круг внутри цветного, обвальный глаз, кошка смотрит на мышь, окулист, наша планета - вид из космоса 2, женский глаз, левый глаз, накрашенный глаз, красный глаз, три глаза, процесс восприятия чего-либо, весёлый взгляд, глубокий взгляд, книга, рисунок, глаза синей ручкой, свет вокруг земли, фингал, инвалид без глаза, окно, я крашу глаза, я смотрюсь в зеркало, красивая природа, лицо мужчины, ведьма, озеро -вокруг деревья 1; 100. Отказы - 0.

Обсуждение результатов перцептивного эксперимента

В ходе эксперимента получено 136 различных перцептивных признаков. Полученные признаки можно разбить на классификационные группы. По перцептивному основанию образы подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, болевые, температурные. По доминирующему содержанию - на статические и динамические. По степени ситуативности - на ситуативные и внеситуативные.

Среди перцептивных образов в эксперименте выявлены только зрительные (длинные ресницы, человеческий глаз и проч.).

Статические образы: 108 - 79% (книга, рисунок глаза синей ручкой и др.).

Динамические образы: 28 - 21% (я крашу глаза, я смотрюсь в зеркало и др.).

Ситуативные образы - отсутствуют.

Внеситуативные образы: 136 - 100%.

Чувственные образы испытуемых формируются как на основе их субъективного опыта («я крашу глаза»), так и на базе отражения реалий культуры («циклоп»), фантазии («свет вокруг земли»). В последних случаях мы имеем дело уже с вторичным отражением действительности, однако в любом случае содержательной доминатой чувственных образов является предметный мир, в ходе преобразования которого и формируются представления.

Интересен признак «озеро с прозрачной водой -вокруг деревья». Вероятно, в данном случае мы имеем дело с визуализацией метафоры «глаз, как озеро». Согласно концепции Дж. Миллера, Дж. Лакоффа, М. Джонсона, большинство метафор и сравнений имеют перцептивную основу.

Большая часть образных признаков соотносится с первым, прямым значением слова глаз (глаз как орган зрения, а также само зрение). Образ «ведьма», видимо, связан не с первым значением слова. Он соотносится со значением «дурной взгляд, сглаз». С образом в сознании носителей языка может связываться не только прямое значение слова, но и переносное.

В совокупности перцептивных признаков существительного глаз преобладают зрительные статические внеситуативные образы.

Как показывает проведенное исследование, данные, полученные в ходе экспериментов, имеют гораздо больше точек пересечения, нежели результаты эксперимента и информация словарной дефиниции. Можно предположить, что при выявлении содержания образного компонента лексического значения выбор методики исследования играет не просто важную, а решающую роль и наиболее действенными в данном случае являются именно экспериментальные методики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баженов Л.В. Семиотика и некоторые аспекты проблемы языка и мышления / Л.В. Баженов, Б.В. Бирюков // Язык и мышление. - М.: Наука, 1967.

2. Левицкий В.В. Экспериментальные методы в семасиологии / В.В. Левицкий, И.А. Стернин. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999.

4. Солганик Г.Я. Значение слова и представление / Г.Я. Солганик //Семантика слова и синтаксической конструкции. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1987.

5. Стернин И.А. Проблемы анализа структуры значения слова И.А.Стернин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1979.

6. Русский ассоциативный словарь. Кн. 1 / [под ред. Ю.Н. Караулова, Ю.А. Сорокина, Е.Ф. Тарасова, И.В. Уфимцевой и др.]. - М, 1994.

7. Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики /Д.Н.Шмелёв. - М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.