Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ВЫЧИСЛЕНИЯ ДВУКРАТНЫХ ИНТЕГРАЛОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ'

МЕТОДЫ ВЫЧИСЛЕНИЯ ДВУКРАТНЫХ ИНТЕГРАЛОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инженерная специальность / математическая компетентность / двукратный интеграл / область интегргирования / порядок интегрирования / механическая / геометирическая интерпретация. / engineering specialty / mathematical competence / double integral / domain of integration / order of integration / mechanical / geometric interpretation.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Хуррамов, Ёдгор Сафарали Ўғли

Во многих разделах математики сталкиваются с проблемами, связанными с интегралами от функций многих переменных и очевидна важность изучения вычисления и применения кратных интегралов. В теории кратных интегралов, как и в теории определенных интегралов, существуют такие понятия, как существование интеграла, его свойства, вычисление интеграла, применение интеграла. Следует отметить, что если в определенных интегралах интервал интегрирования состоит из отрезков в Р-пространстве, то кратные интегралы интегрируются по областям соответствующего пространства. Разнообразие таких областей затрудняет изучение кратных интегралов и приводит к дифференцированию кратных интегралов. Самым простым из кратных интегралов является двойной интеграл. В работе исследуются прикладные аспекты двойных интегралов. Известно, что задача о площади криволинейной трапеции приводит к простому определенному интегралу. Точно так же задача о площади поверхности и объеме цилиндрического тела может быть вычислена с помощю двойного интеграла по области. Эта статья дает представление о том, как вычислить геометрические и механические задачи с помощью двойных интегралов. В работе приводятся понятия, способствующие обогащению математических знаний молодых инженеров, получивших образование в политехнической сфере, а также повышению их профессиональных знаний и навыков по специализации. Формирование математической компетентности студента важно с точки зрения достаточности математических знаний для расчета различных типов поверхностей, определения объема и плотности объектов. Приведены формулы для расчета объема объекта сложной формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CALCULATING DOUBLE INTEGRALS AS A MEANS OF FORMING MATHEMATICAL COMPETENCE IN ENGINEERING SPECIALTIES

In many areas of mathematics, problems related to integrals of functions of several variables are encountered, and the importance of studying the calculation and application of multiple integrals is obvious. In the theory of multiple integrals, as in the theory of definite integrals, there are such concepts as the existence of an integral, its properties, calculation of an integral, and application of an integral. It should be noted that if in definite integrals the integration interval consists of segments in the P-space, then multiple integrals are integrated over regions of the corresponding space. The diversity of such regions complicates the study of multiple integrals and leads to differentiation of multiple integrals. The simplest of multiple integrals is the double integral. In this paper, applied aspects of double integrals are investigated. It is known that the problem of the area of ​​a curvilinear trapezoid leads to a simple definite integral. In the same way, the problem of the surface area and volume of a cylindrical body can be calculated using a double integral over a region. This article provides an idea of ​​how to calculate geometric and mechanical problems using double integrals. The paper presents concepts that contribute to the enrichment of mathematical knowledge of young engineers educated in the polytechnic field, as well as to the improvement of their professional knowledge and skills in their specialization. The formation of a student's mathematical competence is important from the point of view of the sufficiency of mathematical knowledge for calculating various types of surfaces, determining the volume and density of objects. Formulas for calculating the volume of a complex-shaped object are given.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ВЫЧИСЛЕНИЯ ДВУКРАТНЫХ ИНТЕГРАЛОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Research BIB / Index Copernicus

МЕТОДЫ ВЫЧИСЛЕНИЯ ДВУКРАТНЫХ ИНТЕГРАЛОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Хуррамов Ёдгор Сафарали ртли Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» Ассистент кафедры высшей математики Email: yxurramov94@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Во многих разделах математики сталкиваются с проблемами, связанными с интегралами от функций многих переменных и очевидна важность изучения вычисления и применения кратных интегралов.

В теории кратных интегралов, как и в теории определенных интегралов, существуют такие понятия, как существование интеграла, его свойства, вычисление интеграла, применение интеграла. Следует отметить, что если в определенных интегралах интервал интегрирования состоит из отрезков в Р-пространстве, то кратные интегралы интегрируются по областям соответствующего пространства. Разнообразие таких областей затрудняет изучение кратных интегралов и приводит к дифференцированию кратных интегралов. Самым простым из кратных интегралов является двойной интеграл.

В работе исследуются прикладные аспекты двойных интегралов. Известно, что задача о площади криволинейной трапеции приводит к простому определенному интегралу. Точно так же задача о площади поверхности и объеме цилиндрического тела может быть вычислена с помощю двойного интеграла по области.

Эта статья дает представление о том, как вычислить геометрические и механические задачи с помощью двойных интегралов. В работе приводятся понятия, способствующие обогащению математических знаний молодых инженеров, получивших образование в политехнической сфере, а также повышению их профессиональных знаний и навыков по специализации. Формирование математической компетентности студента важно с точки зрения достаточности математических знаний для расчета различных типов поверхностей, определения объема и плотности объектов. Приведены формулы для расчета объема объекта сложной формы.

о

feR

Research BIB / Index Copernicus

Ключевые слова: инженерная специальность, математическая компетентность, двукратный интеграл, область интегргирования, порядок интегрирования, механическая, геометирическая интерпретация.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в процессе глобализации, мы видим взаимозависимость науки и общества во многих социальных и технических областях. Теории, изучаемые в фундаментальных науках, служат основой любого изобретения [1-5]. В то же время, несмотря на то, что последовательность тем дисциплины "Высшая математика" для студентов политехнического факультета составлена в соответствии с квалификационными требованими по техническим специальностям, на занятиях преподаватели зачастую ограничиваются теоретической частью преподносимой темы.

Решением такой проблемы может служить подход, когда профессор -преподаватель, преподающий математику, по мере возможности, исходя из выбранной студентом области обучения, должен поднимать насущные практические вопросы по предмету, пояснять их на лекциях и задавать по ним домашние задания для самостоятельного образования [2].

Будущий инженер-техник должен хорошо разбираться в математике. Например, тема «Специальные решения двойных интегралов» с точки зрения теоретической математики выражает расчеты поверхностей и объемов объектов различной формы, встречающихся в различных областях. Инженер, владеющий такой теорией, может добиться успехов в различных аспектах своей деятельности, например, он может освоить навыки по определению технического состояния используемого оборудования, контроля качества выпускаемой продукции и т.д. [1]

В этой связи в данной работе, рассмотрены некоторые специальные решения двойных интегралов как средство приобретения инженерных навыков путем применения математической теории в практических областях. 2. Основные понятия двукратных интегралов

Допустим, что область D ограничена простой линией L и в ней задана функция /О, у).

Разделим область D на п частей Dv D2,D3,... .,Dn с помощью сети любых простых линий. Обозначим соответственно через Д51у Д52, A53j ...., Д5П их площади, а их диаметры соответственно через d1d2id3,....,dn , введем обозначение Л = max dk/ (k = 1,2,...., п) [9, 10].

Из каждой области Dk выберем точку (?te,J7fe) и вычислим /rjk).

о

R

Research BIB / Index Copernicus

Эта сумма зависит от того, какой будет область и как будет выбрана точка «fc^fc)-

Если конечный предел / = л им сгп не зависит от разделения области и выбора точки (^iJii:), тогда / называют двукратным интегралом взятым из функции fix, у) по области D и обозначают как JJ- f(x, y)dxdy . Таким образом, согласно определению

Если для функции fix,у) существует интеграл JJ- f(x, y)dxdy то функция f (х, у) называется интегрируемой на D и записывается как

Приведем важные свойства двукратного интеграла [11-16].

1. Цр \idxdy = ¡1Б, где С - площадь области О, ¡л- любое число, в частном

случае dxdy = 5 (/л = 1) .

2. Если f{x,y) £ К{0) и ¡1 — любое число, тогда имеем

3. Если fix, у) £ R(D),g(x,y) ё тогда имеем

4. Если D = Dx и D2 и fix, у) ё R(D), тогда имеем

5. Если fix,у) ё R(D),<p(x,y) Е R(D) и для каждой точки D

, тогда справедливо

6. Если для fix,у) Е R(D) и каждой точки D справедливо т < fix,у) << М, тогда mS < jj— f(x,y)dxdy < М S.

7. Если fix,у) t R(D) и функция fix,у) непрерывна на D , т.е. fix, у) ё ё С (D), тогда на D найдется как минимум одна такая точка

rj), что JJ5 fix,y)dxdy = Sfi^,rf). Это выражает теорему о среднем значении.

Я- fix, y)dxdy = лим У^/^л?,)^. (2)

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Research BIB / Index Copernicus

тогда

справедливо

неравенство

8. Если /(x,y)etf(D)

.

3. Вычисление двукратного интеграла в прямоугольной области

Предположим, что заданная функция /(х,у) ограничена в прямоугольнике Р = {(*; у): a < х < b; с < у < d] . Далее допустим, что для каждого у Е [с; d] существует интеграл ¡^ f (x,y)dx. Тогда на отрезке [c,d] будет определена какая-либо функция (р(у)

Допустим, что существует интеграл

Интеграл справа называется повторным интегралом. Таким же образом можно определить интеграл

(4)

В результате справедливо следующее равенство [7]: Пример 1. Вычислить интеграл:

с1хс1у

а,

Интеграл путем:

Р (;е+;у+5)2

можно

решить

следующим

Этот же интеграл можно вычислить следующим образом:

Результат одинаков, однако вычисления показывают, что порядок интеграла может привести к упрощению решения и порядок интеграла целесообразно выбирать в зависимости от подинтегральной функции [4].

В некоторых задачах приходится интегрировать гармонические функции. Пример 2. Вычислить интеграл:

О5 у сос(2л\') ахау,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Research BIB / Index Copernicus

Для начала интеграл можно вычислить следующим путем:

Вычисление внутреннего интеграла по частям будет иметь вид: J^ycocCZxy) dy = [и = у; du = dy; dv = coc(2ry) dy; v = sin2xy ] = j^sin(2xy)\%rS„ --^}*SnCHu(2xy)dy = ^(син(2тгх) -^simix) +

4x2

(cos2ttx — cosnx)

Если подставить найденную функцию во внутренний интеграл, то получаются

г бггшх , г сос(тг*:)

интегралы вида |-dx и J

d.x. В этом случае получились интегралы,

х"

которые не выполняются в классе элементарных функций. Сменив порядок интегрирования получим решение в классе элементарных функций:

Кроме того, как видно, смена порядка интеграла способствует упрощению и ускорению нахождения решения.

4. Вычисление двукратного интеграла в криволинейной области

Предположим, что функция /(х,у) задана в области С, ограниченной прямыми х=а , х = Ь, у = (р{х),у = ф{х). Тогда уместна формула

(6)

Аналогично, если область ограничена линиями

, тогда уместна формула

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Research BIB / Index Copernicus

Применение формул (6) или (7) зависит как от вида функции f(x•! у), так и от вида области. Если область б не удовлетворяет вышеуказанным условиям, тогда область С надо будет разбить на соответствующие части.

Пример 3. Вычислить (2х2 + 3у)(1х<1у, где 0 область, ограниченная параболами у = х2 и х = у2. Точки пересечения парабол (0;0) и (1;1). Один из способов решения рассматривает внешний интеграл по I, т.е применение формулы (6):

В другом случае применяется формула (7), т.е. рассматривается внешний интеграл по й:

В результате имеем одинаковый ответ, что доказывает уместность формул (6) и (7). Выше было отмечено, что важность выбора порядка вычисляемого интеграла увеличивается при подинтегральных функциях, приводящих к интегралам, невыполняемым в классе элементарных функций.

В следующем примере иллюстрируется применение свойства двукратного интеграла о возможности объединения задаваемых областей двукратных интегралов в криволинейной области.

Пример 4. Упростить вычисление путем объединения области задания интегралов.

Решение. Пусть области С1 и С2 области первого и второго интегралов соответственно. Для начала очертим область затем С2.

С2 ={0; у); —< х < 0, 0 < у < 2 — \'4 - х2}.

Из очерченной формы видно, что область интеграла будет следующей:

ии .

С ={(*; У): о < у < 1, £Г(У) < х < /?(у)}; Таким образом

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Research BIB / Index Copernicus

5. Механическая и геометрическая интерпретация двукратного интеграла

Механическая интерпретация двукратного интеграла заключается в следующем. Если плотность плоской пластины равна р(х; у), тогда ее масса

находится по формуле т = //- р (х; у)йхйу , статические моменты относительно осям координат плоской пластины равны [9-11]:

Моменты инерции по координатным осям плоской пластины и относительно полюса выражаются в виде

Координаты центра тяжести плоской пластины

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р{х,у)йхйу _ _ ИВу р{х,у)йхйу

X,

у

Яд p(x,y)dxdy ' с Jj- p(x,y)dxdy

Пример 5. Найти массу м и статические моменты Sx, Sy фигуры ограниченной первой четвертью эллипса + = 1 и осями координат.

Плотность поверхности pi = кху, к — const. Решение.

Статические моменты пластинки: ykxydxdy = к J2 xdx f

î—

y2dy = »• =i-k

'D

15

Яп

1—

хкхуахау = к {,., х^ах к ' уау = = [15]

Пример 6. Найти массу неоднородной плоской пластинки, ограниченную линиями у = х2; х = 0; у = 1. Плотность поверхности равна вторичности координаты точки, отсчитываемой от оси оу. Решение.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Research BIB / Index Copernicus

Имеем область:

D =

О < х < 1; 2 < у < 1. По условию задачи у = 2х. Тогда

Пример 7. Найти массу неоднородной пластинки ограниченную линиями (х — 1 )2 + у2 = 1, (х — 2)2 + у2 = 4. Плотность пропорциональна расстоянию от начала координат к каждой точке.

Решение. Рисуем фигуры Д. Фигура ограничена двумя окружностями. Перейдем к полярой системе координат:

х = рс осф, у = рсин<р,

Плотность у = у]х2 + у2 = р. Граница рассматриваемой поверхности:

Тогда решение задачи о фигуре находится следующим образом:

В некоторых случаях фигура может хранить и отрицательные координаты, в таких случаях эта часть области заменяется положительными координатами.

При геометрической интерпретации двукратный интеграл по неотрицательной функции f{xfy) по области О выражает объем тела, ограниченного снизу плоскостью 2 = 0 , сверху поверхностью г = [(х; у) и боковой цилиндрической поверхностью, основанием которой является граница области О [6].

Пример 8. Найти объем тела, ограниченного заданными плоскостями х=2 и й=2, параболоидой х2 + 2у2 + г = 16 и тремя плоскостями координат.

Решение. Рассмотрим случаи, когда С является твердым телом, лежащим под поверхностью г = 16 — х2 — 2у2 и входящим в квадрат

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Research BIB / Index Copernicus

Воспользуемся двукратным интегралом.

Твердое тело в примере иллюстрируют объем и определения двукратных интегралов, соединяющихся суммой Римана через (м) = (н) = 24 столбца.

(а)т = п = 4, V - 41,5; (6) т = п = 8, V - 44,875; (с) т = п = 16, V ж 46,46875.

Рис. 2. Объем тела при различных параметрах суммы Римана.

Research BIB / Index Copernicus

По иллюстрациям можно проследить как с увеличением (м) и (н) изображение тела приближается к реальной форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данном исследовании показано, что подобно нахождению поверхностей кривых криволинейной трапеции путем приведения к простым определенным интегралам, можно получать упрощенные методики решения задач о поверхности и объеме цилиндрических тел, выражаемых двойными интегралами путем приведения их к определенным интегралам. Кроме того на практике вычисления интегралов часто встречаются случаи сложных подинтегральных функций, приводящих к интегралам, нерешаемым в классе элементарных функций. Методики изменения порядка интегрирования, объединения областей интегрирования, приведенные в данной работе, помогают преодолеть проблему нерешимости таких интегралов.

Отметим, что усвоение свойств двойного интеграла полезно также при вычислении поверхностей и объемов фигур с гладкими сферическими поверхностями и в целом при изучении трехмерных объектов.

В связи с этим, учитывая, что для студентов, обучающимся инженерным специальностям дисциплина математики, несмотря на сложность ее восприятия у неспециалистов, важна для освоения практических навыков по профессии, можно утврждать, что представленные в работе способы применения двумерных интегралов направлены на более качественное формирование математической компетентности у будущих инженеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Казачек Н. А. 2010, Математическая компетентность будущего учителя математики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №. 121. - с. 45-56.

2. Иляшенко Л. К., Мешкова Л. М. 2014, Понятийное поле компетентностного подхода: компетентность, компетенции, математическая компетентность, профессиональная компетентность // Глобальный научный потенциал. - №. 3. - С. 36.

3. Бугров Я.С., Никольский С.М. 1985, Высшая математика. Дифференциальные уравнения. Кратные интегралы. Ряды. Функции комплексного переменного. - М.: Наука,- с. 163-170, 175-185.

4. Федоров Д. Л. 2016, О двойном интеграле Римана-Стилтьеса //Вестник Удмуртского университета. Математика. Механика. Компьютерные науки. - Т. 26. - №. 3. - С. 366-378.

Research BIB / Index Copernicus

5. Фихтенгольц Г.М. 2009, Курс дифференциального и интегрального исчисления: учебник: в 3 т. Т. 2. - 9-е изд. СПб.: Лань, 800 с.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная книга).

6. Дерр В.Я. 2008, Теория функций действительной переменной. Лекции и упражнения. М.: Высшая школа, с. 384.

7. Гусейнли А. А., Мирзабалаева А. И. 2018, Эквивалентность базисности двойной системы экспонент к корректной разрешимости задачи Римана//Дифференциальные уравнения и смежные проблемы. Материалы Международной научной конференции. В 2-х томах. - с. 268-270.

8. Савельев Л. Я. 2014, Элементы теории пределов (интеграл Римана)//Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. - Т. 15. - №. 2. - С. 5-26.

9. Тер-Крикоров А.М., Шабунин М.И. 2015, Курс математического анализа М.: «БИНОМ» - 245 стр.

10. Фихтенгольц Г.М. 1970, Курс дифференциального и интегрального исчисления, 1, 2, 3 т. М.: «Наука». - 270 стр.

11. Бруй И.Н., Гаврилюк А.В и др. 1991, Лабораторный практикум по математическому анализу. - Минск.: Высшая школа, 178 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.