УДК 336.025
МЕТОДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПЛАНИРОВАНИИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
METHODS OF VISUALIZATION IN TAX AUDITS PLANNING
Г.С. Айтхожина, С.Е. Баженов G.S. Aytkhozhina, S.E. Bazhenov
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Рассматриваются методы визуализации как важное перспективное направление в развитии системы планирования налоговых проверок в России, как наиболее перспективный метод интеллектуального анализа данных и метод превентивного воздействия.
The article considers a visualization methods as the important perspective direction in development of tax audits planning system in Russia, as the most perspective method of intellectual analysis of data and a method of preventive impact.
Ключевые слова: планирование налоговых проверок, методы визуализации.
Key words: tax audits planning, methods of visualization.
В век информационных технологий мы сталкиваемся с проблемой анализа и интерпретации накопленного массива данных. На помощь нам приходят разнообразные компьютерные программы, включающие в себя инструменты анализа и обработки большого количества числовой и текстовой информации. Зачастую такие программы сложны и требуют специальных знаний от пользователя. Однако как исследователю, так и обществу в целом важны результаты подобного анализа данных. Для этого как нельзя лучше подходят методы визуализации, с помощью которых удается представить выявленные закономерности, тенденции, особенности в наглядной и понятной форме. Как точно заметил У. Боумен: «Говорят, один рисунок стоит тысячи слов, и это действительно так, но при условии, что рисунок хороший».
Планирование контрольной работы как одно из направлений деятельности налоговых органов подразумевает взаимодействие с огромных количеством баз данных. В этой связи методы визуализации находят широкое применение в планировании налоговых проверок. На сегодняшний день представленная тема ма-лоизучена и разработана в научной литературе. Этому есть разумное объяснение. До недавнего времени планирование налоговых проверок являлось особо закрытой процедурой налоговых органов. Однако с принятием Концепции системы планирования выездных налоговых проверок данная процедура стала рассматри-
ваться как открытая, построенная на отборе хозяйствующих субъектов для последующего контроля по критериям риска налоговых правонарушений, в том числе общедоступным для граждан. Данное обстоятельство обусловливает придание заявленной теме особую актуальность.
В рамках действующего законодательства о налогах и сборах представляется целесообразным рассмотрение методов визуализации в планировании налоговых проверок с двух позиций:
• как инструмента воздействия на налоговую грамотность и дисциплину налогоплательщиков;
• как важного элемента метода специального отбора для налогового контроля.
Рассмотрим каждую позицию в отдельности.
Открытые интернет-источники определяют визуализацию в общем виде как метод представления информации в виде оптического изображения (в свою очередь, методы визуализации определяются как представление такой информации в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д.) [1].
В рамках раскрытия информации по осуществлению налогового контроля Федеральная налоговая служба (ФНС) России на своем сайте, в разделе «Контрольная работа. Концепция системы планирования выездных налого-
© Г.С. Айтхожина, С.Е. Баженов, 2012
вых проверок» представила к общедоступному критерию самостоятельной оценки налоговых рисков № 12 «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» наглядные схемы уклонения от уплаты налогов. Данные способы представлены на сайте в виде лаконичных схем, отражающих типовые способы уклонения от налогообложения с использованием фирм-однодневок, вывода средств через оффшоры, обналичивание средств и т. п.
Это очень удачный пример сочетания схемы как метода визуализации и планирования контрольной работы. Налогоплательщик может сверить свою деятельность на наличие подобных схем. Наглядность и простота этого метода позволяет налогоплательщику сэкономить время и не вдаваться в сложные формулировки закона.
В качестве рекомендаций хотелось бы отметить, что представленные в Концепции схемы есть смысл пополнить новыми, которые выявляют налоговики, и выставлять их на общее обозрение на сайте ФНС. Это позволит придать огласке мошеннические схемы уклонения
- ^еиствня налогового органа
Налоговый >1
орган Решение
Выездная налоговая проверка
И
От 2 до б месяцев
Решение вступает
в законную силу
Требование
добровольной
уплаты
от уплаты налогов, что поставит под сомнение деятельность организаций, использующих подобные схемы.
Процедура налогового контроля в форме выездной и камеральной налоговых проверок законодательно оформлена в Налоговом кодексе РФ. На сайте ФНС России, все в том же разделе «Контрольная работа», мы находим блок «Налоговый контроль», где содержится процедура выездной и камеральной налоговых проверок. Однако она представлена выдержками из Налогового кодекса РФ и других нормативных документов. Визуализация данных процедур отсутствует. Это серьезный недостаток. На сегодняшний день правовая культура наших граждан все еще находится на низком уровне. Многие люди посчитают сложным язык, на котором написан Налоговый кодекс РФ, кто-то просто не захочет читать статьи из-за их объема. Кто-то воспользуется Интернетом и обнаружит наглядную схему проведения налоговой проверки, но не сайте ФНС России, а на сайте юридической фирмы, специализирующейся на оказании консалтинговых услуг.
1_) - Действия Налогоплательщика
Р
—І В течение
Справка
Решение
—ЗГ-
В течение
2 месад£В_
Налогоплательщик вправе участвовать в рассмотрении материалов
__________________________а
Обеспечительные
меры
Вышестоящий налоговый орган
В течение 1 месяца с
-------->■ Решение
В течение 10 дней (1 месяц}
Суд
I
Налогоплательщик
^ Возражения |
I Через 15 дней
Руководитель
налогового органа
Дается 10 дней
В течение
л 2 месяцев
] > Решение
Внесудебный
порядок взыскания
В течение 1 месяца Банк
В течение 1 года, с момента истечения срока исполнения требования
Другое имущество
I
Вступаете законную силу в течение 1 месяца
Судебный порядок Апелляционная
взыскания инстанция
Вступает в законную силу
со дня его вынесения
Судебный
пристав-исполнитель
В течение 2 месяцев
Рис. 1. Схема проведения выездной налоговой проверки и порядок ее обжалования [2]
С тем же успехом данная блок-схема могла бы быть представлена на сайте www.nalog.ru, где каждый налогоплательщик мог бы ознакомиться с процедурой налоговой проверки, в которой ему предстоит участвовать. Это бы стало дополнительной мерой воздействия на дис-
циплину налогоплательщика на этапе планирования налоговых проверок и соответствовало бы принципу открытости, заявленному в Концепции.
Результаты контрольной работы налоговых органов, безусловно, влияют на планиро-
вание. Налоговые органы выявляют проблемные области в проверках и учитывают их в дальнейшем, налогоплательщикам интересна результативность налогового контроля. По словам главы ФНС М. Мишустина: «Выездных налоговых проверок стало меньше, при этом растет их эффективность. Это - результат серьезной аналитической работы, которая предшествует выездным проверкам» [3].
В подтверждении этих слов мы можем рассмотреть сводные отчеты по формам статистической отчетности налоговых органов, в частности отчет №2-НК, например, по Омской области. Но более наглядным для налогоплательщиков (и в целом для любого пользователя) представляется оформление подобной информации в форме диаграммы.
Рис. 2. Сведения о проведении выездных налоговых проверок по Омской области по состоянию на 1 октября 2011 г.
В настоящее время большую популярность приобретает такое направление, как инфографика. По сути, это способ подачи информации,
данных и знаний посредством методов визуализации.
На сегодняшний день многие информационные ресурсы (например, Издательский дом «Коммерсантъ», Газета.РУ) имеют на своих сайтах раздел инфографики. В данном разделе организованы большие объёмы информации, более наглядно показаны соотношения предметов и фактов во времени и пространстве, а также продемонстрированы тенденции в разных сферах деятельности посредствам методов визуализации.
На расширенной коллегии ФНС, прошедшей 21 февраля 2011 г., было заявлено, что «повышение уровня информационной открытости налоговых органов и качества взаимодействия с налогоплательщиками является одной из приоритетнейших задач, стоящих перед службой. Отчасти решению этих вопросов будет способствовать уже состоявшийся запуск новой версии официального интернет-портала ФНС России (www.nalog.ru)» [4].
В этой связи представляется необходимым дополнить раздел сайта ФНС «Контрольная работа» блоком «Инфографика», где была бы собрана вышеуказанная визуальная информация (см. рис. 3).
Такие действия способствовали бы повышению налоговой культуры и дисциплины налогоплательщиков и, как следствие, повышению эффективности планирования налоговых проверок.
Поиок
Правительство РФ Минфин России
р Рус /Епд
"Налоговая система должна работать на модернизацию экономики и при этом быть справедливой по сути" Председатель Правительства РФ В.В. Путин
Государственная регистрация и учет Лицензии и Контрольная Обратиться в ФНС
налогоплательщиков разрешения работа России 1
Юридическим лицам
Таможенный союз
Информация о Таможенном союзе
Инфографика
Контроль и надзор в сфере госрегулируемых видов деятельности
Контроль и надзор за применением ККТ и полнотой учета выручки
Валютный контроль
> Таможенный союз
Взаимодействие с Банком России
Рис. 3. Модернизация сайта ФНС России
Методы визуализации можно рассматривать и в качестве метода специального отбора для налогового контроля. Как известно, все существующие методы отбора для контроля делят на 3 группы: целенаправленный, обязательного включения и случайного отбора. Целенаправленный (специальный, критериальный) отбор обеспечивает целенаправленный выбор налогоплательщиков, в показателях деятельности которых усматриваются наибольшие риски (вероятность) налоговых правонарушений. Методы специального отбора разделяют на две подгруппы: традиционные методы и интеллектуальный анализ данных. Интеллектуальный анализ данных заключается в автоматизированном поиске определенных закономерностей в информационных базах данных налоговых органов о деятельности хозяйствующих субъектов и использовании полученных результатов при выявлении признаков налоговых правонарушений. В свою очередь, в зависимости от используемого математического аппарата методы интеллектуального анализа данных к настоящему времени включают экспертные системы, статистический анализ, нейронные сети [5]. Сюда же относятся и методы визуализации данных.
Интеллектуальный анализ данных (ИАД) в зарубежной литературе называется Data Mining. Data Mining - это процесс обнаружения в сырых данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности [6]. С этой точки зрения методы визуализации можно рассматривать как один из методов Data Mining, в зарубежной литературе они получили название Visual Mining.
Основной идеей визуального анализа данных является представление данных в некоторой визуальной форме, позволяющей человеку погрузиться в данные, работать с их визуальным представлением, понять их суть, сделать выводы и напрямую взаимодействовать с данными.
Каждый из подходов ИАД использует определенный метод визуализации:
• для деревьев решений это визуализатор дерева решений, список правил, таблица сопряженности;
• для нейронных сетей, в зависимости от инструмента, это может быть топология сети, график изменения величины ошибки, демонстрирующий процесс обучения;
• для линейной регрессии в качестве ви-зуализатора выступает линия регрессии;
• для кластеризации - дендрограммы, диаграммы рассеивания [7].
Каждый из этих методов может применяться и в планировании налоговых проверок. Е. Маградзе в своей диссертационной работе «Разработка и исследование моделей оценок системы налогового контроля» подробно описывает применение методов ИАД в планировании налоговых проверок. Так, для определения однотипных групп организаций применялся один из методов кластеризации, в результате организации были разбиты на группы, каждой из которых присвоен код; далее был использован метод деревьев решений. Код группы (результат работы предыдущего метода) использовался для интерпретации полученных закономерностей [8]. Результаты, полученные в ходе применения вышеуказанных методов, были визуализированы соответствующими способами для наглядного представления и понимания.
В этой связи, все методы визуального представления или отображения данных могут выполнять одну из функций:
• являются иллюстрацией построения модели (например, представление структуры (графа) нейронной сети);
• помогают интерпретировать полученный результат;
• являются средством оценки качества построенной модели;
• сочетают перечисленные выше функции (дерево решений, дендрограмма) [7].
В планировании налоговых проверок данное направление особенно перспективно. К примеру, в результате внедрения полноценного электронного документооборота счет-фактур, использования базы данных банков и других сопряженных баз можно формировать сложные схемы прямого и косвенного взаимодействия физических и юридических лиц на основе метода графов (см. рис. 4). Это позволит налоговым органам эффективнее выявлять мошеннические схемы уклонения от уплаты налогов, неправомерного возмещения НДС.
Методы визуализации являются и важнейшим инструментом превентивного характера в системе планирования налогового контроля. Визуализация законодательных норм, критериев отбора объектов предстоящего контроля, результатов предварительного анализа данных, итогов контрольной работы и т. п. способна оказывать необходимое воздействие на субъекты налогообложения с целью предупреждения налоговых правонарушений.
Данный вывод подтверждает и практика. Так, заместитель главы налоговой службы, ку-
рирующий контрольный блок, С.Н. Андрющенко видит в качестве основных мер по предупреждению налоговых нарушений - активную
разъяснительную работу налоговых органов, способствующую отказу налогоплательщиков от применения схем минимизации налогов [9].
Рис. 4. Схема взаимодействия общества с физическими и юридическими лицами
Следует отметить, что методы ИАД, в том числе методы визуализации данных, так же как и методы случайного отбора, в отечественной практике налогового администрирования при планировании налоговых проверок практически не используются. В Башкирии некоторыми авторами, например А.Н. Бирюковым, разработаны теоретические подходы к применению нейронных систем в планировании налоговых проверок [10]. Несмотря на серьезную теоретическую проработку, использование моделей, базирующихся на методе интеллектуального анализа данных, еще не достаточно адаптировано к практике налоговых органов.
Таким образом, методы визуализации -весьма перспективное направление в планировании налоговых проверок. С одной стороны, это хороший инструмент воздействия на налоговую грамотность и дисциплину налогоплательщиков. Это достигается в уже существующей Концепции, а также может найти свое развитие в дальнейшем совершенствовании уровня информационной открытости налоговых органов. С другой стороны, как показывают многие исследования, визуализация является одним из наиболее перспективных направлений анализа данных, в том числе ИАД. Ее преимущества в том, что она может служить источни-
ком информации для ФНС, не требуя теоретических знаний и специальных навыков работы, может выступить тем языком, который объединит профессионалов из различных проблемных областей, может превратить исходный набор данных в изображение, благодаря которому у налоговых органов могут появиться абсолютно новые, эффективные решения существующих проблем налогового контроля.
1. Бизнес-словарь. - URL : http://www. businessvoc.ru.
2. Исскуство быть правым. - URL : http:// legalart.ru
3. Васильева Ю. Инспектор зря не ходит. ФНС меняет акценты в контрольной работе // Российская бизнес-газета. - 2011. - 22 ноября.
4. Мишустин М. В. Повышение уровня информационной открытости налоговых органов является одной из приоритетнейших задач // Российский налоговый курьер. - URL : http:// www.rnk.ru/journal/archives/2011/6.
5. Айтхожина Г. С. Случайный выбор в планировании налоговых проверок // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». -2010. - № 1. - С. 36-38.
6. Технологии анализа данных: Data Mining, Visual Mining, Text Mining, OLAP / А. А. Барсе-
гян, М. С. Куприянов, В. В. Степаненко и др. -2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : БХВ - Петербург, 2GG7. - 384 с.
7. Чубукова И. А. Курс лекций (INTUIT) по «Data Mining». - URL : http://www.intuit.ru/ department/database/datamining
8. Маградзе Е. Разработка и исследование моделей оценок системы налогового контроля: диссертационная работа на соискание академической степени доктора наук. - URL : http://www.gtu.edu.ge/Disertacia/Ekaterine_Magr adze_dissertation.pdf
9. Андрющенко С. Н. Число выездных налоговых проверок снизилось в 3 раза, результативность одной проверки возросла в 4,5 раза // Российский налоговый курьер. - 2011. - № 10.
10. Бирюков А. Н. Алгоритм ранжирования налогоплательщиков на основе общесистемных закономерностей асимметрии и неполного подавления побочных дисфункций структурирования информационной системы // Экономические науки. - 2010. - № 11. - С. 266-269.