Научная статья на тему 'Методы верификации информации в период постправды'

Методы верификации информации в период постправды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2684
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постправда / верификация / пользователь / информация / медиаобразование.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юша Анна Эдуардовна

Статья посвящена выявлению методов верификации информации, с которыми работают пользователи медиа. Приводятся данные опроса пользователей, проведенного с целью выявления актуальных методов проверки информации и их результативности. В работе сделан вывод о возможности внедрения новых методов верификации. Все перечисленные инструменты могут эффективно использоваться в повседневной жизни, способны дать хороший результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы верификации информации в период постправды»

14. Cheng, M., Satter, R. Emails show the World Health Organization intentionally delayed calling Ebola a public health emergency [Electronic resource] / M. Cheng, R. Satter // Business Insider. - URL: https://www.businessinsider.com/report-the-world-health-organization-resisted-declaring-ebola-an-international-emergency-for-economic-reasons-2015-3 (дата обращения: 22.02.19).

15. Dovey, D. Ebola Zombie? Good Morning America Captures Ebola Victim «Come Back Alive» Moments Before Cremation [Electronic resource] / D. Dovey // MedicalDaily.com. -URL: https://www.medicaldaily.com/ebola-zombie-good-morning-america-captures-ebola-victim-come-back-alive-moments-cremation-306169 (дата обращения: 16.02.2019).

16. Eleftheriou-Smith, Loulla-Mae. Ebola «risen from the dead» zombie story is a complete hoax [Electronic resource] / Loulla-Mae Eleftheriou-Smith // Independent.co.uk URL: https:// www.independent.co.uk/news/weird-news/ebola-risen-from-the-dead-viral-zombie-story-is-a-complete-hoax-9777916.html (дата обращения: 20.01.2019).

17. Fake News - «Breaking News! Ebola Victim Rises from the Dead in Africa» [Electronic resource] // OnlineThreatAlert.com. - URL: https://www.onlinethreatalerts.com/ article/2014/10/17/fake-news-breaking-news-ebola-victim-rises-from-the-dead-in-africa/ (дата обращения: 17.02.2019).

18. Goodman, A. Africa Confirms 3rd Ebola Victim Rises From the Dead, Releases Picture of First «Ebola Zombie» Captured [Electronic resource] // A. Goodman // BigAmericanNews. com. - URL: http://bigamericannews.com/2014/09/30/africa-confirms-3rd-ebola-victim-rises from-the-dead-releases-picture-of-first-ebola-zombie-captured/(дата обращения: 20.01.2019).

19. Gregory, A. Ebola outbreak: Spanish nurse found out she had the disease from a newspaper website [Electronic resource] / A. Gregory // Mirror.co.uk. - URL: https:// www.mirror.co.uk/news/world-news/ebola-outbreak-spanish-nurse-found-4404272 (дата обращения: 24.03.2019). - Загл. с экрана.

Юдин Александр Сергеевич - студент кафедры журналистики и массовых коммуникаций гуманитарного института Курганского государственного университета.

Электронная почта: gosha.romkin99@mail.ru

Научный руководитель: Ильиных Дарья Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций гуманитарного института Курганского государственного университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10134

А. Э. Юша

Тюменский государственный университет

Тюмень (Россия)

МЕТОДЫ ВЕРИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПЕРИОД ПОСТПРАВДЫ

Статья посвящена выявлению методов верификации информации, с которыми работают пользователи медиа. Приводятся данные опроса пользователей, проведенного с целью выявления актуальных методов проверки информации и их результативности. В работе сделан вывод о возможности внедрения новых методов верификации. Все перечисленные инструменты могут эффективно использоваться в повседневной жизни, способны дать хороший результат.

Ключевые слова: постправда, верификация, пользователь, информация, медиаобразование.

Сегодня ложную информацию сложно отличить от настоящей. Авторы фейковых новостей стремятся максимально привлечь внимание аудитории и задержать его насколько это возможно. Это дает повод говорить о мире «постправды» («post-truth») -информационной" среде, в которой решающее влияние при формировании общественного мнения оказывает воздействие на эмоции, личные убеждения, ценности, а не через представление аудитории объективных фактов [3].

Ложная информация вредит не только журналистам, но и пользователям, создавая вокруг искаженную картину мира. Действительно, за последнее время граница между истиной и вымыслом стирается. Стоит вспомнить сюжеты российских федеральных каналов, которые позже были названы фейком. Истории о распятом мальчике, визитке Яроша, «свободу синичкам, смерть - снегирям» и т. д. Все эти сюжеты вызвали настоящую бурю эмоций у зрителей, несмотря на то, что сами журналисты заявляли, что у них нет доказательств реальности этих сюжетов.

Не только российские журналисты публикуют фейковые новости. Например, во Франции в предвыборный период журналисты представили ложную информацию об оффшорах кандидата на президентский пост Эммануэля Макрона, после чего Макрон подал на СМИ в суд за клевету. В США ABC News опубликовали сенсационное сообщение о связи Майкла Флинна с Россией, намекая на участие Кремля в выборах. Но на самом деле налаживание международных контактов входит в обязанности помощника президента. ABC News отозвала новость, и отстранила репортера, написавшего это сообщение.

Социальные сети сыграли немалую роль в распространении ложных новостей. Например, 18 мая 2017 года в Twitter, ведущимся от имени министра культуры Франции Франсуаз Ниссен, появилась новость о смерти Светланы Алексиевич. Позже выяснилось, что аккаунт - фальшивка. Почти сразу же Алексиевич лично опровергла эту информацию, однако к этому моменту многие медиа уже успели перепечатать сообщение.

Также в качестве примера можно привести события, происходящих в Кемерове, когда все социальные сети пестрили информацией о нескольких сотнях погибших.

Главный редактор «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов во время интервью с тюменскими журналистами рассказал о печальном опыте использования непроверенной информации. Новость о взрыве в Белом Доме и о том, что ранен президент Б. Обама, появилась в крупном информационном агентстве ТАСС. Корреспондент «Эха» тут же в эфире рассказал о теракте. При выяснении обстоятельств взрыва, оказалось, что эта новость есть на сайте только «Эхо Москвы» и ТАСС, на который «Эхо» ссылается. ТАСС в свою очередь взяли информацию из Twitter крупного американского информационного агентства, но аккаунт был взломан, и новость оказалась фальшивой.

Эти инциденты можно считать ярким примером того, как в СМИ легитимизуются фейковые новости.

Изучением феномена фейковых новостей занимались многие исследователи. Например, Д. В. Соколова рассмотрела алгоритмы проверки информации для журналистов на основе анкетирования работников массмедиа [7]. В. А. Бейненсон исследовала проблемы и возможности проверки информации [2]. Е. А. Шпак исследовала способы формирования общественного мнения через социальные сети [8]. Представленные материалы позволяют сделать вывод о том, что данный вопрос является актуальным. Однако все перечисленные авторы уделяют большее внимание проверке информации на стадии публикации журналистом, а не на момент получения информации пользователем.

По данным исследований американского центра изучения общественного мнения PewResearch, 62 % взрослых американцев читают новости именно в социальных сетях [2]. В России этот процент немного ниже. Исследователи Arkaitz Zubiaga и Heng Ji изучали [10] методы верификации информации пользователями в Twitter. Они опрашивали их на предмет доверия к фотографиям, которые пользователи публиковали во время урагана

Сенди. Результат показал, что чем больше похожих твитов видят пользователи, тем больше они верят этой информации, не проверяя ее.

Сегодня стандартная процедура верификации информации не является надежным средством противодействия фейковым новостям [4]. В 2017 году Facebook создал сервис для верификации новостей. Работает он довольно просто, но действенно: пользователи могут сами помечать публикации, которые они считают не соответствующими действительности, и новости будут отправляться к сотрудникам компании - фактчекерам, которые и будут проверять информацию на достоверность. Если новость фальшивая, она автоматически теряет приоритетность, то есть увидят ее, в лучшем случае, единицы пользователей.

В Фейсбуке разработали подобные механизмы по борьбе с ложными новостями, которые маркируются фразой «независимые эксперты ставят под сомнение достоверность этой информации».

Крупные фонды и организации, поддерживающие журналистику, создали консорциум News Integrity Initiative, который займется распространением медиаграмотности и повышением доверия к СМИ. Основали фонд Facebook, Mozilla, Betaworks и другие.

Илон Маск в своем аккаунте в Twitter написал, что собирается запустить собственную платформу для отслеживания фейковых новостей. Весьма символично, что для названия собственного сайта он выбрал русское слово PRAVDA.

Alexios Mantzarlis в своей статье собрал 366 полезных ссылок по теме «постправда». В работе автор опирается не только на Американский опыт зафиксированного роста фейковых новостей, но и на Европу, Австралию, Бразилию, Италию, Англию и др. Статья начинается так: «2016 был годом фактчекинга. Нет, скорее годом «постправды», некоторые предпочитают говорить «пост-факт», а фактчекинг это не самое приятное занятие. Дискуссия о фактах в журналистике во всем мире редко была такой оживленной, как в 2016 году, поэтому мы собрали 366 ссылок, по одной на каждый день в году, чтобы попытаться понять, что произошло» [9].

Отдельную проблему представляет проверка подлинности фото- и видеоматериалов. Каждый пользователь с легкостью определит правдивость фото, на котором явно видны следы фоторедактора. Но если контент исправлял профессионал, то отличить оригинал от подделки будет значительно сложнее.

Однако существуют специализированные инструменты, например Tineye.com, Izitru. com или «Google Картинки», которые могут помочь в определении первичной версии фотографии (если она была изменена), даты и времени публикации, других метаданных с фотоаппарата или смартфона.

В. А. Бейненсон в своей научной статье описала несколько сервисов по проверке видео, такие как Citizenevidence.org [2]. В ней подробно рассказано, как узнать, где было сделано видео, отследить историю загрузок, время и место съемок. Кроме того, подлинность фото и видео материалов можно верифицировать по погодным условиям, сравнению места съемки с помощью GoogleMaps или «Яндекс».

С помощью различных инструментов сегодня можно верифицировать не только фото и видео. Существует широкий спектр сервисов и приложений для верификации информации:

- WebMii - позволяет отделить фейковые аккаунты в социальных сетях;

- Snopes.com - сайт, занимающийся изучением городских легенд, слухов, сомнительных историй и другой противоречивой информацией;

- TruthOrFiction.com - сайт о городских легендах, слухах в Интернете, оскорблениях, фальшивых электронных письмах и других сомнительных высказываниях;

- FactCheck.org - некоммерческий беспартийный сайт. Несмотря на то, что проект нацелен на американскую аудиторию и рассказывает в основном о выборах в США,

жителям других стран тоже будет полезен. На сайте можно задавать вопросы, присылать информацию, которая кажется неточной;

- WikiTribune - онлайн-сервис, призванный бороться с фейковыми новостями.

Сервисы верификации информации могут иметь специфику. Например, ресурсы, которые определяют достоверность высказываний политиков: Factcheck.org, Politifact. com, а также тематическая рубрика FactChecker в The Washington Post.

В России подобных тематических сервисов не так много. Из русскоязычных СМИ, которые регулярно публикуют результаты верификации высказываний тех или иных политических или общественных деятелей, можно отметить публикации ресурса Meduza. Также на телеканале Дождь существует программа «FAKENEWS». В ней ведущие еженедельно разоблачают фейки с федеральных каналов.

Д. В. Садчиков в своей научной работе описал специфические черты потребителя новостей: он желает первым получать информацию из удобного источника и склонен обращать больше внимания на ту информацию, которая согласуется с его принципами и предпочтениями [6]. Еще в 1977 г. ученые Стэнфордского университета открыли так называемый" «trutheffect» (эффект доверия), согласно которому сообщения, которые аудитория уже слышала, вызывают у нее большее доверия, чем новая информация. Но последние психологические исследования выявили, что пользователь воспринимает в качестве истинной информации ту, которая чаще ему встречается. Причем, независимо от того, противоречит ли эта информация первичным знаниям.

Например, после теракта в Санкт-Петербурге практически все СМИ «вычислили» террориста и поспешили опубликовать его фотографию и в эфире, и в социальных сетях. Эту новость быстро подхватила аудитория, и буквально через несколько часов человека считала террористом вся страна. Позже выяснилось, что этот мужчина никакой не террорист и не имеет никакого отношения к теракту. Опровержение этой жуткой ошибки появилось в СМИ, но не все пользователи, репостнувшие фотографию, опубликовали опровержение.

Для выявления методов проверки информации пользователями был проведен эксперимент на предмет умения отличать правдивую информацию от ложной. В эксперименте приняли участие 100 человек. Необходимо учесть, что участники были заранее предупреждены, что в тесте присутствуют ложные новости, значит, более критично смотрели на информацию, чем в обычной жизни.

Для эксперимента были использованы 7 самых просматриваемых в соцсетях новостей за 3-5 апреля 2018 года. Для определения популярности новостей был использован портал MediaMetrics, рейтинг которого строится по количеству переходов пользователей на новостные сайты из социальных сетей. 3 текста заранее были изменены, стали фейками.

Заголовок материала Правда/ ложь Верифицировали информацию, %

В Екатеринбурге студентку Алену Полуяхтову за записи в тетради осудили на 11 лет колонии за попытку распространения наркотиков. При этом приговор был вынесен на основании слов других участников (интернет газета «ZNAK», Мы были уверены в оправдательном приговоре, https://www.znak.com/2018-03-28/kak_ primernuyu_studentku_osudili_na_11_let_kolonii_za_ zapisi V tetradi, дата обращения 5.04.2018). Правда 25%

Под мостом с надписью «Газель не проедет», под которым в феврале застряла 140-я «газель», проехала «Газель». При этом грузовик лишился кузова. Это первый известный случай, когда «газели» удалось проехать под мостом на границе Шушар (Интернет газета «Бумага», Под мостом с надписью «Газель не проедет» впервые проехала «газель». Но ей оторвало кузов, https://paperpaper.ru/papernews/2018/04/03/ fools-bridge/, дата обращения 5.04.2018). Правда 74%

В Twitter главы компании Tesla Илона Маска появилась душераздирающая новость о том, что фирма стала «абсолютным банкротом». И все попытки «заработать на распродаже пасхальных яиц» оказались тщетными. Но инвесторы юмор не оценили. Так, акции Tesla по итогам торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже в понедельник потеряли 5,1 процента (Интернет-телеканал «Царь Град ТВ», Илон Маск обанкротил себя ради первоапрельской шутки, https://tsargrad.tv/news/ilon-mask-obankrotil-sebja-radi-pervoaprelskoj-shutki 122271, дата обращения 5.04.2018). Правда 72%

Структуры мэрии купили полисы с бесплатным лечением рака за рубежом. Обычным гражданам вице-мэр Москвы Леонид Печатников угрожает платным лечением в случае онкологического заболевания. А для своих- сотрудников структур, принадлежащих городу, - на деньги налогоплательщиков покупается страховка, позволяющая лечиться за границей (Интернет издание «Life.ru», Только себе. Структуры мэрии купили полисы с бесплатным лечением рака за рубежом, https://life.ru/t/ госзакупки/1102349/tolko siebie struktury merii kupili polisy_s_biesplatnym_liechieniiem_raka_za_rubiezhom, дата обращения 5.04.2018). Ложь 25%

Наталью Водянову вместе с семьей не пустили на шоу в лондонский театр. Об этом модель рассказала в своем Instagram. Она рассказала, что заранее купила билеты на шоу «Аладдин». Однако позже выяснилось, что их продали еще кому-то из зрителей («Русская газета», Анну Нетребко с семьей не пустили на шоу в лондонском театре, https:// rg.ru/2018/04/03/annu-netrebko-s-semej-ne-pustili-na-shou-v-londonskom-teatre.html, дата обращения 5.04.2018). Ложь 50%

Патриарх Кирилл потребовал от священника, который исполнил «Мурку» в трапезной одного из московских храмов, покинуть пределы епархии. Ранее в Сети появился видеоролик, на котором священник исполняет «Мурку». Как сообщил представитель Патриарха в своем Facebook, священник - архимандрит Венедикт (Цирковый) (Интернет газета «Новая газета», Патриарх Кирилл потребовал от спевшего «Мурку» священника покинуть Москву, https:// www.novayagazeta.ru/news/2018/04/04/140736-patriarh-kirill-potreboval-ot-spevshego-murku-svyaschennika-pokinut-moskvu, дата обращения 5.04.2018). Правда 57%

С 1 апреля в России вступают в силу важные постановления и законы. Они затрагивают повышение некоторых тарифов и сборов, а также новые льготные программы для граждан и изменения ПДД. Кроме того, решили отменить утилизационный сбор для автомобилей (Интернет издание «RussiaToday», Рост пенсий, утилизационный сбор и «вафельницы» на дорогах: какие изменения вступают в силу в апреле, https://mssian.rt.com/mssia/artide/498736-izmeneniye-pensii-utilizacionniy-sbor, дата обращения 5.04.2018).

Ложь

40%

15 % участников эксперимента смогли точно верифицировать все сообщения. 45 % удачно проверили 4-5 новостей. Остальные 40 % угадали 1-2 новости. Больше половины участников признались, что во время эксперимента не пользовались никакими сервисами/ медиа/приложениями, хотя о возможности их использования было сказано вначале теста.

На вопрос «Как вы обычно проверяете новости?» многие (60 %) ответили, что просто ищут информацию из разных источниках и сверяют ее. Несколько человек (10 %) пользуются социальными сетями для проверки новостей по такому же принципу, что и в Интернете. Один человек ответил, что проверяет новости временем, остальные (29 %) не проверяют новости вообще.

Процент невыявленных в результате эксперимента фейков оказался высоким, потому что интернет-пользователи все больше и больше читают новости, не связанные с новостями как таковыми, все чаще просматривая, например, развлекательную информацию. Новостей такого типа в нашем опросе было большинство. Тип информации является важным фактором при оценке ее достоверности. Учитывая различия между типами новостей, вероятность того, что пользователи будут оценивать достоверность по-разному для коммерческой, развлекательной, новостной и справочной информации, скорее всего, будет выше. Это говорит о том, что, когда неверная информация является наименее опасной (например, развлечение), она проверяется не так строго или не проверяется вообще, а информация, где важны конкретные данные (например, справочная и новостная информация), проверяется значительно серьезнее.

Верифицировать информацию в социальных сетях значительно сложнее. Там пользователя ждет персонализированная лента, которая составлена на основе его прошлых поисковых запросов [5]. При этом человек оказывается в «пузыре фильтров», то есть пользователю предлагается информация, привычная для него, релевантная его интересам и игнорирующая другие точки зрения.

В результате проделанной работы было выявлено, что не все журналисты, контентмейкеры достаточно верифицируют контент перед тем, как его опубликовать. Пользователи тоже не всегда и не очень тщательно проверяют новости. Однако все перечисленные инструменты по верификации информации могут эффективно использоваться в повседневной жизни, способны дать хороший результат.

Высокий спрос на информацию является стимулом для развития новостного пространства. Но вместе с ним растет процент фейковых новостей, которые стали частью современной медиаиндустрии. Т. И. Анзина, Е. Ю. Рожина и И. В. Селиванова пишут о том, что в образовательные программы для школьного и высшего образования целесообразно включить курсы по медиаграмотности [1]. Для того чтобы каждый молодой человек умел критически подходить к получаемой информации и мог корректно обращаться с различными информационными источниками. Эти умения помогут сформировать не только объективную оценку происходящих событий, но и не исказить образ мысли.

Список литературы

1. Анзина, Т. И., Рожина, Е. Ю., Селиванова, И. В. К вопросу о медиаконтенте и развитии критического мышления [Текст] / Т. И. Анзина, Е. Ю. Рожина, И. В. Селиванова // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных и русского языков: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. -Оренбург, 2017 - С. 4-12.

2. Бейненсон, В. А. Проверка достоверности информации в условиях новых медиа: проблемы и возможности [Текст] / В. А. Бейненсон // Журналистика в системе альтернативных источников информации: сборник материалов научной конференции кафедры журналистики. -Нижний Новгород, 2017 - С. 80-89.

3. Богданов, С. В. «Мерцающие» события: особенности фейковых новостей и их место в стратегических коммуникациях [Текст] / С. В. Богданов // Век информации. -Т. 2. - СПб., 2017. - С. 231-232.

4. Гатов, В. В. Фальшивые новости: Бостонские тезисы [Электронный ресурс] /

B. В. Гатов // Postjournalist. - URL: http://postjournalist.org/2017/05/04/фальшивые-новости-бостонские-тезисы/ (дата обращения: 20.07.2018).

5. Морозова, А. А. Достоверность информации в социальных сетях и критерии ее верификации (на примере Вконтакте) [Текст] / А. А. Морозова // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. - № 6 (402). - Вып. 106. - 2017. -

C. 75-83.

6. Садчиков,Д.И.Фейковыеновостивсоциальныхсетях:механизмыраспространения и воздействия на аудиторию [Текст] / Д. И. Садчиков // XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург. -Екатеринбург: УрФУ, 2018. - С. 753-764.

7. Соколова, Д. В. Фактчекинг и верификация информации в российских СМИ: результаты опроса [Электронный ресурс] / Д. В. Соколова // Вестник Московского университета. - 2018. - № 4. - URL: http://vestnik.journ.msu.ru/books/2018/4/faktcheking-i-verifikatsiya-informatsii-v-rossiyskikh-smi-rezultaty-oprosa1/ (д та обращения: 21.03.2019).

8. Шпак, Е. А. Поведение пользователей интернет-источников массовой коммуникации [Электронный ресурс] / Е. А. Шпак - URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/ emag.nsf/BPA/a617e8a868c7398f44257fd90043e8d3 (дата обращения 19.07.2018).

9. Mantzarlis, А. 366 links to understand fact-checking in 2016 [Электронный ресурс] / A. Mantzarlis // Poynter. - URL: https://www.poynter.org/fact-checking/2016/366-links-to-understand-fact-checking-in-2016/ (дата обращения: 21.07.2018).

10. Zubiaga, A., Ji, H. Tweet, but verify: epistemic study of information verification on Twitter [Электронный ресурс] / A. Zubiaga, H. Ji - URL: https://link.springer.com/ article/10.1007/s13278-014-0163-y (дата обращения 01.04.2019).

Юша Анна Эдуардовна - бакалавр кафедры журналистики Тюменского государственного университета; медиаменеджер мультицентра «Моя территория».

Электронный адрес: yushanna@bk.ru

Научный руководитель: Арбатская Елена Оттовна - кандидат филосовских наук, доцент кафедры журналистики Тюменского государственного университета.

Электронная почта: magda2004@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.