Методы усиления государственного влияния на работу рыбной отрасли
В.Е. Храпов, Т.В. Турчанинова
Экономический факультет МГТУ, кафедра менеджмента
Аннотация. В статье проанализированы причины ухудшения состояния рыбной отрасли России. Обоснована необходимость государственной программы наделения специальными квотами береговых предприятий.
Abstract. The paper has analyzed the fish industry enterprises in Russia: the volume of manufacture has fallen, the quantity of workers has decreased, economic efficiency of work has worsened. The authors have proved the necessity of the state program of distribution of biological resources on the coastal enterprises.
1. Введение
В экономике страны рыбное хозяйство играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции (рыбной муки и жира, кормовой рыбы для пушного звероводства, агар-агара, различных биологически активных веществ и др.). В общем балансе потребления животных белков доля рыбных белков составляет около 10 %, а в мясорыбном балансе - около 25 %.
Предприятия рыбного хозяйства являются градообразующими во многих приморских регионах страны, обеспечивают занятость населения. Особое значение это имеет для районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где рыбный промысел является основным источником обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе коренных малочисленных народов.
Сырьевая база рыбного хозяйства имеет ряд особенностей, связанных с сезонностью промысла, подвижностью водных биологических ресурсов, трудностью прогнозирования запасов водных биологических ресурсов, определения рациональной доли их изъятия без ущерба для воспроизводства. Изучение, добыча, сохранение и воспроизводство водных биологических ресурсов обеспечиваются специализированным научным, рыбопромысловым, рыбоохранным и вспомогательным флотами и объектами по воспроизводству рыбных запасов (Концепция, 2003).
2. Анализ состояния рыбного хозяйства России
С 1991 по 2002 гг. общий объем вылова (добычи) водных биологических ресурсов снизился с 6,93 млн т до 3,29 млн т (на 52,5 %). Объем вылова (добычи) сократился в исключительных экономических зонах иностранных государств на 58,5 % ив открытых районах Мирового океана на 67 %. Существенно уменьшились запасы водных биологических ресурсов, пользующихся повышенным спросом на мировом рынке (минтай, треска, отдельные виды ракообразных, осетровые виды рыб и др.). Это было вызвано как экономическими причинами внутри страны, так и ужесточением регламентации промысла в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству.
В результате значительная часть отечественного рыбопромыслового флота была передислоцирована в исключительную экономическую зону Российской Федерации. Добывающие мощности этого флота превзошли объемы запасов основных промысловых объектов. В 2002 г. в рыбохозяйственном комплексе насчитывалось около 2500 единиц добывающего, 46 единиц обрабатывающего, 366 единиц транспортного рефрижераторного и более 700 единиц вспомогательного флота. Кроме того, во внутренних водоемах работало более 5500 мелких судов различных типов.
В то же время запасы многих видов водных биологических ресурсов не осваиваются в полном объеме (сельдь, сайра, кальмары и др.). В водных экосистемах происходит замещение наиболее ценных видов ресурсов малоценными или видами, не имеющими промыслового значения.
С 1991 по 2002 гг. уловы водных биологических ресурсов во внутренних водоемах страны уменьшились почти в 2 раза. При этом общий объем допустимых уловов осваивается только наполовину, производственный потенциал пресноводной аквакультуры используется не более чем на 40 %, на первоначальной стадии развития находится марикультура (Рогачева, Храпов, 2004).
Сокращение уловов водных биологических ресурсов обусловило уменьшение производства пищевой рыбной продукции до 2,8 млн тонн. Значительно снизилось производство непищевой рыбной продукции, в том числе рыбной муки и кормов.
Экспорт рыбных товаров в последние годы составляет 1,1 млн тонн. Более 90 % его приходится на рыбную продукцию низкой степени переработки. Импорт рыбной продукции в 2002 г. увеличился по сравнению с 1991 г. в 2,8 раза и составил 610 тыс. тонн.
Снизилось отечественное производство рыбной продукции, на российском рынке она замещается импортными аналогами.
Потребление рыбной продукции в расчете на душу населения сократилось в 1,6 раза и составило 10 килограммов в год. Эта продукция стала менее доступной для широких слоев населения из-за продолжающегося роста цен и низкого уровня платежеспособного спроса.
Значительно замедлились темпы обновления основных фондов рыбохозяйственного комплекса. Уровень технологической и технической оснащенности предприятий рыбного хозяйства существенно снизился. Физический износ основных производственных фондов составляет в среднем более 50 %. Истекли нормативные сроки эксплуатации свыше 60 % рыбопромысловых судов, 65 % добывающих судов. За последние годы приобретено большое количество единиц старого флота зарубежной постройки в связи с его низкой стоимостью по сравнению с новыми судами. Крайне неудовлетворительным является состояние вспомогательного флота, в том числе аварийно-спасательных судов.
Капитальные вложения в 2000 г. в целом по рыбохозяйственному комплексу составили около 30 % по сравнению с 1990 г.
Ухудшилась ситуация с занятостью населения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, особенно в районах Европейского Севера и Дальнего Востока. За 1990-е годы численность работающих в рыбном хозяйстве сократилась на 33 % и составляет около 370 тыс. человек.
3. Анализ положения рыбоперерабатывающих предприятий (на примере Северного бассейна)
Все эти общие проблемы, свойственные всей отрасли, как в зеркале отражались в проблемах и бедах рыбопромышленных бассейнов. Рассматривая положение дел на Северном бассейне, следует отметить, что к началу девяностых годов численность работающих в сфере рыбной промышленности Северного бассейна, включая рыбную отрасль Рыбакколхозсоюза, составляла 77-78 тыс. чел. К середине девяностых годов, при максимальном спаде уловов в 2,0-2,2 раза и береговой рыбообработки в 5-6 раз, общая численность работающих, инерционно отставая в динамике изменений, снизилась на одну треть. В дальнейшем, при стабилизации и увеличении вылова и выпуска продукции общая численность работающих в рыбной промышленности продолжила снижаться и к 2000 г. составила 3536 тыс. человек, в том числе в Мурманской области - около 20 тыс. чел. При общем снижении в 2,2 раза уменьшение численности работающих в девяностые годы было дифференцировано по видам основной и вспомогательной деятельности, обслуживающим производствам. В рыбной отрасли численность работающих в составе добывающих организаций снизилась в наименьшей степени - в 1,8-2,0 раза, на рыбоперерабатывающих предприятиях в 4,0-4,5 раза. На предприятиях, оказывающих портовые и транспортные услуги, численность работающих уменьшилась в 3,5-4,0 раза, в судоремонте - в 2,5-3,0 раза, на тарном комбинате - в 2,0 раза. Наибольшее снижение численности работающих произошло в составе отраслевых НИИ и проектно-конструкторских организаций - в 6-7 раз. В значительной степени снижение научно-технического потенциала было связано с сокращением объемов рыбопереработки, судоремонтного производства, включая модернизацию и переоборудование судов (Храпов, Храпова, 2002).
Из мировой практики известно, что основные доходы от рыбохозяйственной деятельности образуются в сфере рыбообработки, торговли и системах общественного питания.
Возрастающее доминирование на бассейне добывающего сектора, с его налоговыми льготами, снижало уровень налоговых поступлений. Так, в Мурманской области удельный вес предприятий рыбной отрасли в структуре промышленной продукции во второй половине девяностых годов колебался в пределах 10,1-17,1 %. При этом участие предприятий отрасли в формировании доходной части консолидированного бюджета региона незначительно и в среднем составляет 3-4 % всех налоговых поступлений. Такие пропорции характерны и для других регионов и бассейнов России.
На успешно работающих береговых предприятиях рыбопромышленного комплекса отношение суммы налоговых начислений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды к стоимости продукции составляет 30-33 %, у добывающих предприятий 15-25 %. В частности, существенные налоговые льготы добывающих предприятий, снижающие финансовые возможности региона, связаны с выплатой части зарплаты в форме валюты взамен суточных без начисления на эту часть выплат подоходного налога. Кроме того, стимулирование развития береговой базы, повышения уровня занятости и роста заработной платы связано с решением и другой важной задачи городских и муниципальных образований - уменьшением объема субсидий, начисляемых и выплачиваемых жителям региона.
Структурные (количественные и качественные) изменения 90-х годов в секторе береговой рыбообработки Северного бассейна происходили под воздействием факторов региональных преимуществ и меняющегося потребительского спроса. Дробление крупнейшего на бассейне рыбообрабатывающего комплекса (Мурманский рыбообрабатывающий комбинат) сопровождалось возникновением большого количества новых предприятий, снижением общих объемов производства, качественными изменениями в составе (ассортименте) выпускаемой продукции.
Ранее массовые и относительно простые виды переработки (выпуск соленой и копченой продукции из пелагических видов рыб) переместились в менее затратные регионы. Это позволило, помимо снижения транспортных издержек и рисков реализации продукции в ограниченные сроки, в большей мере учитывать и обеспечивать (по объему и ассортименту) потребности местных рынков. Снижались также, в силу неконкурентности и падения спроса, объемы выпуска консервов и пресервов с расширением предложений по ассортименту. До 1998 г. деятельность группы успешно развивающихся предприятий основывалась на углубленной переработке рыбы и выпуске деликатесной продукции в мелкой расфасовке.
Однако итоговым, наиболее значимым результатом всех преобразований можно отметить снижение масштабности (в целом к уровню 1990 г. - в четыре раза, по пищевой продукции в 5,5-6,0 раз) берегового производства до регионального уровня. Так, по выпуску консервов удельный вес предприятий Северного бассейна в 2000-2002 гг. колебался в пределах 2,2-3,4 % от общероссийского. Выпуск деликатесной продукции после 1998 г. снизился в 4-5 раз, копченая продукция реализуется в незначительных количествах. Выработка непищевой продукции (рыбной муки) практически не осуществляется и носит эпизодический характер.
В настоящее время в Мурманской области имеется около 50 перерабатывающих предприятий и производств различной организационно-правовой формы. В сложившихся условиях проблемы сбыта традиционной продукции на внутреннем рынке становятся определяющими в развитии береговой рыбопереработки, загрузке избыточных мощностей.
В последние годы развивается углубленная переработка тресковых с выпуском филе и клипфиска (полуфабриката) с преимущественной ориентацией на экспорт. Расширяются объемы производства по заморозке охлажденной рыбопродукции, в том числе в качестве оказания услуг. Выгрузка последней в 1999-2000 гг. значительно выросла и достигла 13-19 тыс. т, в том числе пелагических видов рыб - 4,5-10,6 тыс. т. С 2001 г. ОАО "Мурманский рыбоперерабатывающий комбинат" осуществляло приемку и заморозку импортной рыбы - 1,4 тыс. тонн.
Береговые рыбоперерабатывающие предприятия Мурманской области потребляют не более 78 % (по объему) выгрузок рыбопродукции российских судов и импорта в г. Мурманске. Остальная рыбопродукция поступает, пройдя цепочку из 2-4 посредников, в розничную торговлю или на промпереработку в центральные и южные регионы Европейской части России. При этом равновесные цены рыбного сырья (мороженой рыбопродукции) определяются рыночными факторами спроса и предложения, возможностями и предпочтениями массового покупателя.
Расширение (количественное и ассортиментное) потребления рыбопродукции, как и всех белковых продуктов, в структуре питания населения является макроэкономической проблемой и в значительной мере определяется традициями, уровнем и дифференциацией доходов населения. При сложившемся уровне и паритете цен на взаимозаменяемые белковые продукты, в том числе и рыбные, традиционная продукция рыбоперерабатывающих предприятий (кулинария, копченая и отчасти соленая рыба, некоторые виды консервов и пресервов в мелкой расфасовке и т.д.) вошла в группу деликатесной продукции и недоступна основной массе покупателей.
С целью оказания поддержки предприятиям рыбопереработки Мурманской области, правительство области совместно с Госкомитетом по рыбной промышленности и хозяйству наделяло их специальной квотой. В течение 2 лет рыбопереработывающим предприятиям выделялась бесплатная квота на вылов донных и пелагических пород рыб. Каковы же результаты этой поддержки?
При введении дотационной поддержки в форме спецквоты на малорентабельные промысловые пелагические объекты береговые предприятия Мурманской области не оказали существенного влияния на расширение общероссийского сегмента продаж продукции береговой рыбообработки. Во-первых, в силу незначительности дотационной поддержки, во-вторых, неизменности (при прочих равных условиях) покупательной способности потребителя. В этом случае может произойти только вытеснение с рынка более слабых конкурентов. Кроме того (как показывает практика), снижение оптовых цен произойдет в меньшей степени, чем стоимости сырья в составе материальных затрат за счет возможного повышения заработной платы и (или) предпринимательского дохода.
Что касается заморозки охлажденного сырья, то это вопрос эффективности разных форм и схем организации производства, а не роста продукции береговой обработки. Сказанное относится и к выбору
альтернативных вариантов (морского или берегового) развития и размещения производств (мощностей) на основе технологий глубокой переработки рыбы.
Тем не менее, в сложившихся условиях практика государственной поддержки береговых предприятий с традиционными видами продукции и услуг может быть продолжена и оценена, прежде всего, с социальных позиций (увеличение занятости, налоговых поступлений), а также с точки зрения расширения возможностей по переработке и оказания услуг по заморозке массовых пелагических видов рыб.
4. Предложения по повышению эффективности деятельности береговых предприятий рыбопромышленного комплекса
Кардинальным решением вопроса повышения эффективности береговой базы и привлечения на этой основе инвестиций является, на наш взгляд, масштабный переход от первичных уровней переработки к более высоким, развитие производств, основывающихся на углубленной переработке, и прежде всего, экспортных видов рыб, в том числе и на базе расширения прибрежного промысла. Предприятия, предполагающие выпуск продукции на экспорт, в течение ближайших лет должны быть сертифицированы в соответствии с требованиями Комиссии ЕС и иметь определенные гарантии (в том числе и по спецквоте рыбоперерабатывающим предприятиям) поставок продукции (сырья, полуфабрикатов) для переработки.
Наделение спецквотой рыбоперерабатывающих предприятий призвано стимулировать расширение производства (занятости) и увеличение добавочной стоимости (заработной платы, налоговых поступлений, перечислений во внебюджетные фонды, чистой прибыли). Осуществление этого за счет внутреннего российского рынка в данном случае весьма проблематично. Изменение пропорций объемов заморозки охлажденного сырья (массовых видов рыб) в конечном итоге связано с перераспределением дополнительной стоимости между добывающими и береговыми предприятиями региона. При этом не подлежит сомнению перспективная необходимость (в сложившихся условиях квотирования пелагических ресурсов) переориентировки экономически целесообразных выгрузок уже действующими на бассейне сейнер-траулерами охлажденного сырца (сайка, мойва, часть сельди) на российский берег.
В рассматриваемом аспекте наиболее перспективно, на наш взгляд, развитие производств на основе глубокой переработки экспортных гидробионтов российского промысла (треска, пикша, морепродукты). Результатом этого развития должно стать перемещение дополнительной добавочной стоимости из западных стран (прежде всего Норвегии) на Северный бассейн, в том числе и в Мурманскую область.
В не меньшей степени перспективным и необходимым с позиции как привлечения дополнительной (ранее утраченной) добавленной стоимости в регион, так и восстановления разрушающегося производственно-технического потенциала области является принятие стимулирующих мер, направленных на расширение сферы ремонта и обслуживания судов.
Ранее, до начала рыночных преобразований, 80-85 % объема всех категорий размещаемого ремонта судов рыбопромыслового флота Северного бассейна осуществлялось в СССР (России), в том числе в Мурманске - более 50 %. В дальнейшем ситуация характеризовалась спадом производства, сокращением численности производственного персонала, снижением доли ремонта выполняемого как в Мурманске, так и в целом на отечественных предприятиях. Так, доля российского судоремонта только в 1997-2002 гг. снизилась с 73 % до 52 %.
На динамику объемов ремонта и его размещение оказывали влияние разнонаправленные факторы, частично рассмотренные выше. Среди них такие, как изменения в структуре флота и снижение его потенциала, рост физического износа, увеличение количества судов, имеющих таможенные ограничения по заходу в порты России. Немаловажным является и принятие судовладельцами технических решений, обусловленных снижающимися перспективами дальнейшего эффективного использования судов, инвестиционными возможностями и др.
Значительно ухудшилась интенсивная и экстенсивная загрузка судов на донном промысле. В 1997-2002 гг. увеличилось (на 15 %) в составе календарного внеэксплуатационное время по причине ожидания ремонта и отстоя, в том числе и по причине окончания срока действия классификационных документов. Время на лову в 1996-2001 гг. по основным группам традиционных средних судов (СТМ, ПСТ, СРТМК, СТР) снизилось почти в полтора раза и лишь частично компенсировалось использованием их на промысле пелагических объектов. При снижении производительности на промысле (суточных выловов) среднегодовой вылов на одно судно сократился в 1,8-2,0 раза. В некоторой степени ситуация напоминает те условия, которые сложились для группы больших судов в начале 90-х годов, но с еще большими негативными обстоятельствами.
В анализируемый период (1990-2002 гг.) при росте энерговооруженности, насыщении механизмами и приборами суммарное водоизмещение порожнего добывающего флота снизилось на одну треть, средневзвешенный срок службы 1 тонны водоизмещения по всем группам судов вырос в полтора
раза (с 12 до 18,5 лет). Количество добывающих судов (без учета данных по Архангельской БТФ), проходивших освидетельствование только за границей в период с 01.01.97 г. по 01.08.02 г., достигло 66 единиц, в том числе средних - 40 ед., больших - 10 ед., крупных - 16 ед. Общая численность больших и средних "незаходных" судов, принимая во внимание "бербоут-чартерные" и купленные на Западе, составляет около 100 единиц.
Государство, участвуя в развитии флота или его эксплуатации (наделение квотами на федеральные водные ресурсы и биоресурсы районов регулируемого промышленного рыболовства, в т.ч. в зонах иностранной юрисдикции), имеет право оказывать воздействие на техническую политику судовладельцев. Несомненно, что к первоочередным мерам воздействия относятся разработка и введение необходимых условий по преодолению рассмотренных выше негативных тенденций в сфере судоремонта и повышение объемов его размещения на российских предприятиях.
Ниже приведены оценочные результаты восстановления размещения судоремонта до уровня пропорций середины 90-х годов. В гипотетическом расчете использованы отчетные показатели ОАО "Мурманская судоверфь - СДП" за 2000 и 2001 гг. В эти годы среднегодовой объем ремонтных работ судоверфи составил 169,0 млн руб. (91 % всей реализации работ и услуг), что по оценке специалистов соответствовало 10-12 % всех судоремонтных работ, выполняемых рыбопромысловыми предприятиями Северного бассейна.
Начисленные налоги и платежи ОАО "Мурманская судоверфь - СДП" были на уровне 15,7 % величины реализованной продукции, из них в консолидированный бюджет области - 9,5 %. В структуре реализованной продукции отчисления во внебюджетные фонды составили 10 %, в том числе территориальные - 1,7 %. Суммарные среднегодовые сборы и отчисления по налогам и во внебюджетные фонды в составе реализованной продукции были равны 25,6 %, в том числе территориальные и местные - 11,2 %.
В сложившихся условиях восстановление размещения судоремонта до уровня пропорций середины 90-х годов (с 52 % до 75 %) приведет к его росту на российских предприятиях на 324 млн руб. Принимая пониженную бюджетную эффективность (отношение общих фискальных отчислений и сборов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды к величине реализации работ и услуг) на уровне 20 %, и используя структуру выплат рассмотренного выше предприятия, можно ожидать следующие результаты поступлений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды: всего - 66,7 млн руб., в том числе:
- начисленные налоги и платежи - 40,8 млн руб. (в т.ч.: территориальные - 10,4 млн руб.; местные -11,4 млн руб.; федеральные - 19,7 млн руб.);
- отчисления во внебюджетные фонды - 25,9 млн руб. (в т.ч.: территориальные - 4,4 млн руб.).
Расширение судоремонтного производства на недоиспользуемых мощностях обеспечит увеличение занятости на 1,2-1,5 тыс. чел., сумма выплат дополнительной заработной платы возрастет на 80-85 млн руб. При этом следует принимать во внимание увеличение (в 2-2,5 раза) приведенных выше фискальных и других показателей от вовлечения сопутствующих производств и услуг предприятий береговой базы, связанных с обслуживанием и содержанием флота.
Общее увеличение налоговых поступлений и сборов во внебюджетные фонды, даже с учетом пониженной бюджетной эффективности на 20 %, возможно в пределах 200-230 млн руб. Но это только предположения, которые требуют уточнения при реализации.
5. Заключение
Для реализации предложенных способов государственного влияния на эффективность деятельности береговых предприятий требуется политическая воля властей всех уровней. Ведь если вспомнить историю развития народного хозяйства СССР, то правительство сначала проводило эксперименты, а далее принимало решение - распространять ли их на все предприятия и отрасли.
В настоящий же момент изменения вносятся в жизнь на законодательной основе, без особой проработки, а затем все вспоминают слова бывшего председателя правительства Черномырдина B.C.: "Хотели, как лучше, а получается, как всегда".
Литература
Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение
Правительства РФ № 1266. М, 2003. Рогачева И.А., Храпов В.Е. Государство и природные ресурсы. СПб, Наука, 515 е., 2004. Храпов В.Е., Храпова Т.В. Рыночные преобразования на судоремонтном предприятии. Учебное пособие. Мурманск, Максимум, 385 е., 2002.