Научная статья на тему 'Методы управления работой отдела запасных частей на автосервисных предприятиях'

Методы управления работой отдела запасных частей на автосервисных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОСЕРВИС / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / REPAIR PARTS / НОМЕНКЛАТУРА ЗАПАСОВ / THE ITEM INVENTORY / СЕРВИСНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ / ABC-АНАЛИЗ / AUTO SERVICE / SERVICE RATIO / ABC-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова И.М., Данилов И.К., Бредихин С.В., Попова Е.А., Черный И.В.

В статье рассматривается проблема управления запасами на предприятиях, предоставляющих автосервисные услуги. Проводится анализ перспективных направлений управления запасами, позволяющих руководителю получить возможность управлять основными параметрами склада, сократить непродуктивное время работы сотрудников склада и сервиса, увеличить объем ремонтных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы управления работой отдела запасных частей на автосервисных предприятиях»

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ОТДЕЛА ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА АВТОСЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Попова И.М.1, Данилов И.К.2, Бредихин С.В.3, Попова Е.А.4, Черный И.В.5 ©

1Доцент, к.э.н., кафедра Автомобили и двигатели; ^заведующий кафедрой, профессор, д.т.н., кафедра Автомобили и двигатели; студент, кафедра Автомобили и двигатели;

4 магистрант, кафедра Строительные материалы и технологии;

5магистрант, кафедра Автомобили и двигатели.

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Аннотация

В статье рассматривается проблема управления запасами на предприятиях, предоставляющих автосервисные услуги. Проводится анализ перспективных направлений управления запасами, позволяющих руководителю получить возможность управлять основными параметрами склада, сократить непродуктивное время работы сотрудников склада и сервиса, увеличить объем ремонтных работ.

Ключевые слова: автосервис, запасные части, номенклатура запасов, сервисный коэффициент, ABC-анализ.

Keywords: auto service, repair parts, the item inventory, service ratio, ABC-analysis.

В последнее время в России увеличивается количество предприятий, занимающихся продажей и обслуживанием автомобилей. Данные предприятия в процессе своего функционирования нуждаются в большом количестве ресурсов, к которым относятся расходные материалы, а также запасные части [1,43]. Рациональное использование этих ресурсов позволит сократить затраты на производство услуг и увеличить прибыльность предприятия.

Существенное влияние на скорость выполнения ремонтных работ оказывает функционирование отдела запасных частей автосервиса. Наличие необходимой запчасти на складе позволяет мгновенно произвести ее установку на автомобиль, без каких-либо затрат времени на ожидание прихода нужной запчасти от поставщика.

Планирование и анализ основных показателей деятельности отдела запасных частей является трудоемким процессом с множеством составляющих.

Планирование валовой месячной выручки определяется в зависимости от направления сбыта товаров. Наибольшая реализация запасных частей (50-60%) осуществляется через зону технического обслуживания и ремонта автомобилей. Для расчета выручки от реализации в данной зоне необходимо рассчитать планируемую загрузку сервиса в нормо-часах относительно количества постов, рабочих часов в день, коэффициентов загрузки постов и коэффициентов сезонности, после чего через соотношение выручки от работ к выручке от товара определяется сумма совокупных продаж запасных частей и расходных материалов.

Для повышения показателей рентабельности вложений требуется постоянный анализ, контроль и управление затратами отдела запасных частей. К данным затратам относятся недостаточные объемы реализации из-за сильного завышения цен, высокие расходы на хранение запасов, ошибки при работе с заказами клиентов, количество недостач и поврежденного товара на складе, образование неликвидных товаров и излишков.

Исходя из планируемой потребности в запасных частях в следующем месяце, необходимо обеспечить их наличие на складе. Если запланирован рост продаж, то, во

© Попова И.М., Данилов И.К., Бредихин С.В., Попова Е.А., Черный И.В., 2016 г.

избежание нехватки, необходимо заблаговременно инвестировать средства в закупку дополнительного количества продукции.

Оборачиваемость представляет собой показатель обновления запасных частей на складе за расчетный период. Коэффициенты оборачиваемости определяются по следующим формулам [2,152]:

Средний товарный запас:

ТЗ, _ 2

ТЗ _

ср

п-1 тз + ^ 2 ТЗ"

2

п -1

(1)

где ТЗп - денежная величина товарного запаса на отдельные даты анализируемого

периода; п - количество дат в периоде. Оборачиваемость в днях:

ОБ,

ТЗсР • Д

ДН Т

где Д - количество дней; Т - объем продаж (товарооборот за указанный период). Уровень запасов: ТЗ • Д

У

Т

где ТЗ - денежная величина товарного запаса на конец анализируемого периода. Оборачиваемость в разах:

Д Т

(2)

(3)

(4)

ОБраз — — 3 ОБ ТЗ

ОБ ДН Т3СР

При расчете оборачиваемости учитываются только те товары, которые физически присутствуют на складе. Наиболее интересны товары, имеющие высокую оборачиваемость и приносящие высокую прибыль. В ассортименте также могут находиться товары с низкой оборачиваемостью, но это должно быть компенсировано высокой наценкой. Товары с низкой наценкой могут находиться в ассортименте только при условии, что у них хорошая оборачиваемость.

Для достижения максимальных показателей сервисного коэффициента необходимо расширение номенклатуры и объема запасов, что неизбежно повлечет изменение показателей оборачиваемости.

При низком значении сервисного коэффициента произойдет увеличение объема упущенных продаж, так как требуемых запасных частей не будет в наличии в момент запроса, но в тоже время при высоком сервисном коэффициенте большое количество запасов будет оставаться неиспользованным.

Зависимость оборачиваемости запасов от сервисного коэффициента представлена на следующих графиках [2,168]:

а).

б).

Рис. 1. Зависимость оборачиваемости запасов от сервисного коэффициента

Данная зависимость показывает, что из-за отсутствия необходимых запасов невозможно максимальное удовлетворение спроса на услуги сервиса (а). В то же время высокое значение сервисного коэффициента приводит к образованию большого объема неиспользованных запасов (б).

Оптимальное соотношение складских параметров составляет в среднем по отрасли 6 оборотов в год при сервисном коэффициенте 90%.

Рис. 2. Оптимальное соотношение складских параметров

Оптимальный сервисный коэффициент (90%) позволяет повысить степень удовлетворенности клиентов, увеличить количество продаж, так как вероятность продать товар, находящийся в наличии, всегда больше, чем товар, доставляемый по заказу клиента, а также позволяет повысить эффективность сервиса в результате меньшей вероятности простоя персонала и оборудования из-за нехватки запасных частей [6,16].

Существуют различные виды заказов, которые, обобщив, можно разделить на 2 большие группы: складские и срочные. Нормальное соотношение складских заказов к общему количеству заказов составляет примерно 85-90%.

Использование метода планирования и управления по точке заказа подразумевает отправку заказа поставщикам в случае, если объем запасных частей на складе опускается до определенного минимального уровня.

Рис. 3. Метод планирования и управления по точке заказа

Провести анализ использования ресурсов, а именно запасных частей на складе, можно при помощи различных методов, одним из которых является АВС-анализ [5,74].

АВС-анализ - это метод, позволяющий разделить ресурсы компании по степени их важности. Данный анализ позволяет изучить товарный ассортимент, определить по выбранным параметрам рейтинг товаров и впоследствии выявить часть ассортимента, обеспечивающую максимальный эффект.

Основными параметрами, характеризующими ассортимент, являются объем продаж и полученная прибыль. АВС-анализ основан на правиле Парето, согласно которому 20% позиций ассортимента обеспечивают 80% прибыли [3,64].

Тогда ассортимент компании можно разделить по степени важности на следующие группы: группа А - самые важные товары, создающие наибольшую ценность (20% -товарных запасов, 80% - продаж), группа В - товары средней степени важности (30% -товарных запасов, 15% - продаж), группа С - наименее важные товары (50% - товарных запасов, 5% - продаж).

Г 1роцентнал плер.а фактора (напрнллерг затрзтыК в процентах 120

ЮО

80

60

40

20

БО

1СЮ

150

Исследуемые факторы /например, накопленные единицы загаскык частей), в процентам

Рис. 4. Графическая интерпретация метода АВС-анализа

На большинстве предприятий установлена система управления складскими запасами, основанная только на статистике продаж. При использовании данной системы показатели оборачиваемости и сервисного коэффициента находятся в обратной зависимости, то есть попытка поднять один из показателей, неизбежно изменяет в противоположном направлении второй.

Внедрение автоматизированной системы анализа статистики реализованных и упущенных продаж, при которой происходит фиксация каждого обращения на склад, дает возможность профессионального управления, а также позволяет с использованием математических методов обеспечить наличие необходимых запасных частей на складе при соблюдении финансовых показателей.

Прогнозирование необходимых запасов на складе производится на основе анализа прошлых продаж, заказов на автомобили (при продаже аксессуаров), а также анализе упущенных продаж. Производится учет каждого обращения на склад.

Определить точку минимальной суммы затрат на повторные заказы и на хранение запасов можно, используя формулу Вильсона [4,29]:

КОО = , (5)

И ■ Р

где А - годовой спрос на товар (сумма продаж и потерянных продаж с учетом коэффициентов достоверности); Р - себестоимость единицы товара; Б - затраты на повторные заказы; И - ежегодные затраты на хранение запасов.

Применение перспективных методов управления автосервисным предприятием, а именно управления отделом запасных частей, позволяет увеличить доходность от осуществления деятельности, что с учетом современных тенденций позволит предприятию быстрее развиваться и выйти за меньшие сроки на новый уровень оказания услуг [5,74].

Литература

1. Анализ работы автосервиса: Экономика и управление на предприятии транспорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econcover.ru/eccovs-43-1.html

2. Стандарт высокоэффективного послепродажного сервисного обслуживания клиентов ООО «Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ».

3. Управление автосервисом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vipwash.ru/avtoservis-kak-biznes/upravlenie-avtoservisom

4. Mertzanis C. - Complexity analysis and risk management in finance // Contemporary Studies in Economic and Financial Analysis. - 2014. - Т. 96. - С. 15-40.

5. Бычков В.П., Бугаков В.М. - Оценка качества и эффективности автосервисных услуг // Воронежский научно-технический Вестник. - 2013. - №1 (3). - С. 71-77.

6. Бычков В.П. - Экономика предприятия и основы предпринимательства в сфере автосервисных услуг // Москва. - 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.